В каких местах как правило располагались школы
Обновлено: 04.07.2024
По мере становления в III-IV веках института монашества и распространения практики приёма в монахи молодых людей или детей возникла необходимость преподавания им основ христианского вероучения, знания и понимания Священного Писания, богослужебных текстов и т. п. Существование школ при монастырях предусматривали уже уставы прп. Пахомия Великого и свт. Василия Великого (IV век), однако в истории Византии монастырские школы в целом не играли заметной роли.
На Западе монастырские школы, известные с IV-V веков (в аббатствах Лерин, Лигуже и др.), в раннем Средневековье стали крупнейшими образовательными центрами. Значение монастырских школ особенно возросло с VI века в связи с уничтожением античной системы образования, а также с распространением монашеского устава св. Бенедикта Нурсийского, определявшего чтение религиозных книг как одну из главных обязанностей монахов.
Выдающуюся роль в сохранении античного культурного наследия сыграли школа и скрипторий, действовавшие в VI-VII веках в основанном Кассиодором мон. Виварий; крупными центрами учёности и образования были многие монастыри в Ирландии (Клонард, Келс, Арма, Бангор), Англии (Уирмот, Джарроу, Линдисфарн, Уитби, Кентербери), Италии (Монтекассино, Боббио, Фарфа). В связи с постепенной утратой латынью функций живого языка важное место в монастрских школах стало занимать преподавание латинской грамматики, для чего активно привлекались труды античных авторов.
В этот период окончательно оформилось деление монастырских школ на внутренние (scholae interiores) - закрытые, интернатного типа, где обучались монахи и будущие служители Церкви, и внешние (scholae exteriores), как правило, располагавшиеся вне монастырских стен, которые предназначались для мирян, не всегда впоследствии стремившихся получить духовный сан.
В монастырских школах принимались дети 5-7 лет, как правило, вне зависимости от их сословной принадлежности, что обусловило разнообразный социальный состав учащихся. Во внешних монастырских школах обучали грамоте (чтение, письмо, счёт), богослужебному пению, реже начаткам семи свободных искусств (предметы тривиума - грамматика, диалектика, риторика). Внутренние монастырские школы обычно давали более высокий уровень образования: в них изучали тривиум, а часто и квадривиум (арифметику, геометрию, астрономию, музыку), и богословие.
В лучших школах преподавали также медицину, каноническое право; предусматривалось чтение духовных и светских сочинений, в том числе античных авторов. Практическими потребностями быта монастырей было продиктовано обучение во многих монастырских школах (как внутренних, так и внешних) ремёслам и начаткам агрономии; с их деятельностью связывается появление первых сельско-хозяйственных школ. В женских монастырях образование девочек обычно ограничивалось чтением, письмом, пением; они обучались также рукоделию и женским ремёслам.
Значение монастырских школ начало падать в XI-XII веках в связи с массовым появлением школ при крупных соборах, а затем и средне-вековых университетов. В XIII веке большее значение по сравнению с традиционными бенедиктинскими монастырские школы стали приобретать элементарные школы для детей из беднейших слоёв населения, которые открывали в городах монахи-францисканцы. К концу XII - началу XIII веков обучение сосредоточилось в основном во внутренних школах и ориентировалось на потребности монастырей - тем самым ограничивался круг учащихся. Однако монастырские школы сохраняли своё образовательное значение вплоть до XIV-XV веков, а в южно-славянских странах - до XVI века.
В Древней Руси с XI века монастыри играли ведущую роль в развитии образования и письменности, однако монастырские школы не были регулярным учебным заведением, а возникали по мере необходимости для обучения монахов или будущих клириков и могли состоять из 1-3 учеников, прикреплённых к наставнику. Одним из первых центров литературной работы (летописание, агиография) стал Киево-Печерский монастырь.
В XII веке при женских монастырях открывали школы для девочек, однако они не получили распространения. В XIV веке развивались школы московских и подмосковных монастырей: Чудова в Кремле, Богоявленского, Никольского, Спасо-Андроникова, Троице-Сергиева. Помимо элементарного образования и изучения церковнославянского языка, в них много внимания уделялось книгописанию. В XVIII веке благодаря деятельности московских просветителей Симеона Полоцкого, Епифания Славинецкого, Арсения Сатановского круг изучаемых предметов расширился до тривиума и частично до квадривиума (из предметов которого изучалась, как правило, арифметика). Преподавались древние языки, богословие, поэтика. В 1649 году боярином Ф.М. Ртищевым было основано училище при Андреевском монастыре под Москвой, в которое для преподавания свободных искусств были приглашены иноки из киевских монастырей.
С созданием братских школ, Киево-Могилянской и моcковской Славяно-греко-латинской академий, развитием в XVIII веке профессионального образования монастыри частично утратили своё просветительское значение.
2) Учебные заведения при буддийских монастырях.
В середине первого тысячилетия до н. э. в буддийских монастырях Индии возникли своего рода школы, обучение в которых состояло из нравственных бесед о жизни Будды и его учеников, заучивания гимнов Вед и коллективных спевок.
9. Какое событие из представленных ниже произошло в 1687 г.:
а) проведена реконструкция Московского Кремля
б) началось строительство Новодевичьего монастыря
в) отрыто Славя но-греко-латинское училище +
10. Черта, характерная для российской культуры 17 в.:
а) появление первого светского университета
б) обмирщение культуры +
в) появление первых переводных книг
11. Фамилия человека, занимавшегося воспитанием царских детей:
а) Ушаков
б) Голицын
в) Полоцкий +
15. Какое из событий произошло позже:
а) открытие Славяно-греко-латинского училища +
б) создание придворного театра
в) реконструкция Московского Кремля
16. Где была построена церковь Ильи Пророка:
а) Угличе
б) Ярославле +
в) Коломенском под Москвой
17. Для начала нового периода русской культуры не было характерно:
а) усиление религиозного мировоззрения +
б) зарождение осознания отдельной личностью своей роли в судьбе страны
в) зарождение осознания обществом своей роли в судьбе страны
18. В быту бояр и дворян, к концу 17 века, всё больше прослеживалось(-ись):
а) китайские влияния
б) европейские влияния +
в) влияние образа жизни народов Сибири
19. Что произошло в литературе 17 века:
а) зародился светский роман
б) появились хроники
в) появились новые жанры — повесть и лирические стихи +
20. Какие песни были наиболее распространенными в последней четверти 17 в.:
а) о Стеньке Разине +
б) о Ермаке Тимофеевиче
в) об Илье Муромце
21. Какой стиль окончательно оформился в архитектуре окончательно оформился к концу 17 в:
а) московского ампира
б) русского классицизма
в) московского барокко +
22. Что запрещалось строить в середине 17 в.:
а) готических Арамов
б) шатровых церквей +
в) церквей со шлемовидными куполами
23. Кто был самым известным художником 17 в.:
а) Никифор Савин
б) Прокопий Чирин
в) Симон Ушаков +
24. Какой из перечисленных архитектурных стилей возник в конце XVII века:
а) Московское барокко +
б) Готика
в) Романский стиль
25. В каком году Русские первопроходцы открыли пролив разделяющий Азию и Америку (Беренгов пролив):
а) в 1658 году
б) в 1678 году
в) в 1648 году +
27. В каком году в России появилось первое высшее учебное заведение:
а) в 1687 году +
б) в 1672 году
в) в 1695 году
28. Как называется первое высшее учебное заведение в России:
а) Московский государственный университет
б) Славяно-греко-латинская академия +
в) Санкт-Петербургский государственный университет
29. В каких местах, как правило, располагались школы:
а) при церквах и монастырях +
б) при мануфактурах
в) при Купеческих домах
30. Что было позже:
а) строительство Теремного дворца в Московском Кремле
б) открытие пролива между Азией и Америкой
в) открытие Славяно-греко-латинского училища +
Древнегреческая педагогическая система отличалась рядом особенностей, которые сегодня могут показаться странными. Так, детям с раннего возраста зачастую прививали презрительное отношение к физическому труду. Считалось, что это занятие исключительно для рабов, а свободные греки должны совершенствовать тело и ум.
Другая особенность античного воспитания — формирование чувства собственного превосходства. Данные качества в большей степени культивировались в палестрах и гимнасиях.
Место, где совершенствовали тело и укрепляли дух
Школы, занимавшиеся физическим воспитанием детей, назывались палестрами. Первоначально это были всего лишь отгороженные площадки, располагавшиеся под открытым небом. Позднее на них стали размещать спортивные сооружения, специальные помещения.
Мальчики начинали посещать палестру в двенадцать лет (в дополнение к обычной школе). Здесь их обучали в совершенстве владеть своим телом.
Проводились легкоатлетические занятия: бег, борьба, прыжки, метание диска и копья. Дети занимались плаванием, верховой ездой, учились управлять колесницами. Также уделяли внимание и танцам.
Считали важным не только укреплять тело, но и воспитывать волю. Мальчики были вынуждены постоянно подтверждать свое превосходство.
Именно поэтому вся подготовка была пронизана духом состязательности. Систематически устраивались соревнования, на которых дети отчаянно боролись за победу.
Гимнасии — школы для элиты
Располагались гимнасии в живописных местах за городской чертой. В них получали образование юноши с шестнадцати до восемнадцати лет. Обучение было доступно лишь для знатных и богатых. Здесь совершенствовались в науках или готовились к спортивным состязаниям.
При некоторых гимнасиях организовывали философские школы во главе с выдающимися философами. Частыми гостями элитных заведений были общественные деятели. С ними обучающиеся проводили диспуты. Это помогало осваивать искусство красноречия.
Готовили юношей и к будущей военной службе. Они изучали стратегию ведения боя, знакомились со всеми видами вооружений. А еще юные греки получали представление о государственном устройстве и управлении.
Благодаря системе обучения, принятой в палестрах и гимнасиях, молодые люди, достигнувшие совершеннолетия, были отлично подготовлены. Они могли достойно выйти из любой трудной ситуации.
Что общего у школы с отдыхом? Почему в гимназии раньше было принято заниматься без одежды? Какого древнегреческого героя похоронили в академии? Что связывает языческого бога Аполлона с лицеем?
Школа — это про отдых
Гимназия — это про аскетику
Сегодня гимназия — это учебное заведение с углубленной образовательной программой с некоторыми предметами, которые, как правило, не изучают в обычной школе. Но изначально гимназия была предназначена совсем не для этого.
А вот позднее, функции гимнасия значительно расширились. Появился целый комплекс зданий, где можно было не только заниматься физическими упражнениями, но и развивать свой интеллект: здесь изучали политику, риторику, литературу, философию, проводились многочасовые беседы и дискуссии, в которых участвовали ученые-философы.
Однако, если мы вернемся к первоначальному смыслу гимназии как месту для тренировок или как упражнению вообще, то увидим, что и в христианстве существует свой гимнасий — аскеза. Ведь если посмотреть на греческое слово askēsis (ἄσκησις), то окажется, что переводится оно тоже как упражнение, тренировка. Поэтому аскетическая практика — это не про ущемление и умерщвление человеческого тела Все совсем наоборот: аскетика — это тренировка тела и души для их укрепления и окончательного преображения. Иначе говоря, христианская гимназия — это система упражнений, приближающих человека к Богу.
Академия и ее святые выпускники
Сегодня академия — это и громадная научная организация, и высшее учебное заведение, которое готовит экспертов и преподавателей для университетов. Однако изначально так называлась одна из самых известных и элитных гимназий в Афинском полисе. Академия (Ἀκαδήμεια) была основана знаменитым философом Платоном в 386 году до Р. Х. и свое название получила от священной оливковой рощи, где располагались здания школы и где, согласно легенде, был похоронен древнегреческий герой Академ.
По сути, именно здесь сформировалась первые научные традиции, ставшие образцовыми для всех последующих поколений ученых и исследователей. Более того, через Академию Платона прошли такие великие отцы Церкви, как святители Василий Великий и Григорий Богослов. И во многом благодаря тому образованию, которое они получили в этой Академии, им удалось совершить самый настоящий прорыв в христианском богословии. Не говоря уже о том, что в принципе большинство отцов Церкви были интеллектуально связаны с той образовательной системой, которая сложилась в Академии и других знаменитых школах античности.
Лицей: почему прогулки полезны для учебы
В 1811 году состоялось торжественное открытие Императорского Царскосельского лицея, который мы в первую очередь знаем потому, что в нем учился Пушкин. Нельзя сказать, что поэт проявил себя здесь как блестящий ученик — по итогам выпускных экзаменов Александр Сергеевич занял только 26-е место среди 29 учащихся, — но имя его, конечно, на века прославило Царскосельский лицей. Тем интереснее, что Пушкин как раз через воспетое им во многих стихах любимое учебное заведение связан с великим философом античности — Аристотелем.
Так что прогулки могут быть очень полезны для учебы. Особенно если они проходят в компании великого философа.
Читайте также: