По каким результатам оценивается качество методической работы в школе

Обновлено: 05.07.2024

Анализ методической работы является итоговым документом, отражающим реализацию задач, качество образования, уровень выполнения рабочих программ, ведение документации. Итоговому документу предшествует диагностика и мониторинг методической, учебно– воспитательной и воспитательной работы в течение всего учебного года.

Цель анализа методической работы:

– оценка деятельности педагогических работников школы;
– разработка целей и задач для годового плана работы;
– определение путей совершенствования работы школы;
– оценка деятельности методической службы школы.

Источник анализа методической работы:

– данные внутришкольного контроля, таблицы, диаграммы, графики, качественные характеристики;
– школьная документация;
– анализ результатов административных контрольных работ, диагностики, итоговой аттестации обучающихся;
– работа с педагогическими кадрами (повышение профессиональной компетенции, самообразование, открытые уроки);
– итоги аттестации педагогических работников;
– работа методических объединений;
– результаты участия учителей и обучающихся в мероприятиях разного уровня.

Методический инструментарий анализа

1. Оценить полноту и глубину итогов работы за предыдущий учебный год.

2) Выявление причинно – следственных связей в ходе анализа;

2 .Определить степень обоснованности постановки задач методической работы на год:

– вытекают ли задачи из анализа результатов работы;
– конкретны ли они, реально ли их решение в течение одного учебного года, возможно ли проконтролировать и оценить их выполнение;
– соблюдается ли преемственность в постановке задач.

По мере усиления научного потенциала учителей могут создаваться кафедры, руководимые учеными или учителями. Ученые могут привлекаться к методической работе школы в качестве консультантов.

Руководство образовательным учреждением при создании методического совета вырабатывает основные положения и содержание деятельности.

Все проблемы школы наших дней можно сгруппировать следующим образом:

  1. Все виды здоровья: физическое, умственное, нравственное, эмоциональное, психическое, эстетическое.
  2. Социализация учащихся.
  3. Успеваемость и интерес к учебе.
  4. Созидательная составляющая досуга.
  5. Творчество по плечу и по душе.
  6. Психолого-педагогический климат в школе.
  7. Умение администрации школы создавать ситуацию успеха, управлять успехом.
  8. Уровень психологической, предметной, педагогической и общекультурной готовности педагогов.
  9. Связь школы со средой и родителями.
  10. Противоречие между нравственными ценностями и устоями современного общества, и деятельностью школы.

Методические объединения — самая распространенная форма совместной работы педагогов, объединяющая их по характеру преподаваемого учебного предмета либо по обслуживаемой возрастной группе учащихся. В каждом методическом объединении (МО) выбираются председатель и его заместитель; если это крупное объединение, то выбирается состав правления из 3-5 человек. Работа МО должна строиться так, чтобы большинство учителей могли проявить инициативу и показать свое творческое лицо. Структура плана методического объединения может быть самой разнообразной в зависимости от потребностей учебного заведения и интересов педагогического коллектива.

Методическое объединение учителей под руководством администрации образовательного учреждения организует научно-практические конференции, проводит семинары на базе своей школы.

На методических объединениях учителя могут вырабатывать различные формы взаимодействия с педагогами других образовательных учреждений для того, чтобы совместно найти оптимальные пути решения проблем, стоящих перед образованием.

К числу таких межшкольных проблем можно, например, отнести:

  • создание картотеки педагогических находок и приемов работы по предмету как в урочное, так и во внеурочное время;
  • выпуск совместных профессиональных журналов и альманахов;
  • проведение тематических межшкольных научно-практических конференций и дискуссий и др;
  • высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
  • овладение современными методами обучения и воспитания;
  • хорошо организованный процесс обучения и воспитания;
  • положительная динамика качества обучения и воспитания учащихся;
  • высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов;
  • своевременное распространение передового педагогического опыта;
  • постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности;
  • качественно организованная система повышения квалификации педагогов.

Успешность работы образовательного учреждения связана не только с эффективностью работы методических объединений, но и с организационной, психолого-педагогической, воспитывающей и другими видами деятельности. Предлагается использовать следующие критерии для оценки методической работы в учебном заведении.

Критерии оценки результатов методической работы в школе (по В.М. Лизинскому)

Пользуясь критериями В.М. Лизинского, можно оценить степень успешности учебно-методической и воспитательной работы в школе. Приводимые ниже критерии оценки результативности методической работы нередко трудно отследить или вовсе невозможно измерить. Однако, косвенные или субъективные данные, а главное, общее состояние дел в ОУ являются самым убедительным показателем оптимальности, успешности, продуктивности функционирования методической службы в школе, ибо успешность методической работы не вычленяема из успешности учебно-воспитательного процесса вообще. Параметры, по которым целесообразно оценивать эффективность методической работы в ОУ (по положительной динамике в их проявлениях):

  • рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью;
  • положительный психолого-педагогический климат;
  • высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
  • овладение современными методами обучения и воспитания;
  • грамотно организованный процесс обучения и воспитания;
  • положительная динамика в проявлении качества обучения и воспитания учащихся;
  • высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов;
  • своевременное оперативное распространение актуального педагогического опыта (для данного педколлектива);
  • постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности;
  • оптимально организованная эффективная система повышения квалификации педагогов.

Если школа обеспечивает привлекательность процесса обучения для учащихся и достигает запланированных целей, то это и есть результат всех педагогических, в том числе и методических усилий всех педагогов школы, ее методической службы.

Таким образом, не числом, не деятельностью вообще, не единой (нередко формальной) методической темой, не запланированными и выполненными методическими мероприятиями ценна работа администрации, методслужбы и педагогов, а разумным сочетанием психолого-педагогической, методической, учебной, организационной и воспитывающей деятельности.

Психологические критерии:

  • высокий уровень удовлетворенности учащихся собственной учебной деятельностью;
  • высокая оценка, которую учащиеся ставят своей школе в связи с ее привлекательностью для них;
  • высокий профессиональный авторитет педагогов (особенно по тем предметам, которые учащиеся считают предпочтительными для себя);
  • общая положительная тональность отношений педагогов и учащихся в школе;
  • уважительное отношение к школе со стороны родителей;
  • готовность учащихся, выпускников и родителей помогать школе;
  • творческий настрой педагогов и учащихся;
  • желание педагогов достичь такого совершенства, которое позволило бы им стать любимыми педагогами в школе;
  • высокий уровень внимания, включенности, интереса к учебе со стороны учащихся.

Учебные критерии:

  • возможность для каждого ученика найти себе интересного учителя, интересные предметы, дело по душе, внимательное отношение к его проблемам;
  • умение использовать достоинства индивидуального, дифференцированного обучения;
  • органическая связь между урочной и внеурочной, классной и внеклассной предметной деятельностью;
  • умение педагогов применять различные современные методики преподавания;

Важнейший показатель научной, оптимальной, эффективной методической службы в образовательном учреждении – организация такой методической работы, которая вытекает из запросов, интересов и реальных проблем данного педагогического коллектива, способствует его развитию и разрешению возникающих затруднений.

Критерии эффективности методической работы

  1. Категорийный состав методического объединения. Количество педагогов, повысивших и подтвердивших свою категорию.
  2. Количество проведённых плановых и оперативных заседаний МО.
  3. Количественный и качественный анализ рассмотренных на заседаниях МО вопросов по:
  • изучению нормативно-правовой базы преподаваемых предметов;
  • методике преподавания предметов;
  • решению практических задач преподаваемых предметов.
  1. Количество педагогов, повысивших свою квалификацию в системе ИПК и ПРО, через систему семинарских занятий, проблемных курсов и т.п.
  2. Участие МО в педагогических советах, семинарах, конференциях (количество выступлений, их тематика, уровни: школьный, городской, областной и т.п.).
  3. Участие МО в методических неделях (количество проведённых открытых уроков, количество учителей, давших открытые уроки).
  4. Участие в предметных неделях (количество проведённых внеклассных мероприятий на уровне класса, школы; их тематика, результативность).
  5. Работа по изучению, обобщению и распространению опыта работы МО (открытые мероприятия МО: заседания, семинары и т.п.).
  6. Работа МО по обновлению содержания образования.
  7. Участие педагогов МО в инновационных процессах, в опытно- экспериментальной работе.
  8. Работа МО по освоению и внедрению в УП современных педагогических технологий.
  9. Работа МО по реализации предпрофильной и профильной подготовки учащихся.
  10. Работа МО с одарёнными детьми.
  • индивидуальная работа,
  • кружковая работа,
  • факультативы,
  • спецкурсы,
  • курсы по выбору,
  • элективные курсы.

б) Участие в предметных олимпиадах: школьных, городских, областных, региональных и т.д. (учитель, количество участников, победителей).

в) Участие в творческих конкурсах, играх, соревнованиях (название, количество участников, результаты).

  1. Работа по развитию учебно-методической базы кабинетов (количество, названия методических разработок, учебно-наглядных пособий, раздаточного дидактического материала).
  2. Работа со школьной документацией (оформление журналов, графиков, протоколов контрольных работ, отчётов о проделанной работе и др.: качество и своевременность сдачи).
  3. Участие МО в творческих отчётах.

Критерии уровней сформированности компонентов самоанализа

Компоненты самоанализа

Уровни и показатели

Низкий/%

Средний/%

Высокий/%

Спонтанный контроль, когда все определяется с помощью интуиции

Осознанный отбор, сравнение, сопоставление необходимых фактов, явлений

Установление ассоциаций с ранее изученными и знакомыми фактами, а также с новыми качествами предмета в целостности их связей и характеристик

Не владение навыками проведения диагностики

Умение определять проблему и причины их возникновения

Выявление проблем и определение их приоритетности, а также причины возникновения

Слабо выражена осознанность затруднений

Осознание результатов деятельности

Предвидение возможных последствий принимаемых решений, установление причинно-следственных связей

Слабо развитые навыки самооценки

Комбинирование ранее используемых методов и нахождение причин их возникновения

Критическая оценка педагогической проблемы и умения прогнозировать результаты своего труда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль методической работы в обеспечении возможностей для получения качественного образования в условиях модернизации образования приобретает всё большее значение. Главная задача методической работы – создание таких условий, в которых бы учитель и педагогический коллектив в целом просто не мог бы работать некачественно.

Анализ методической работы является итоговым документом, отражающим реализацию задач, качество образования, уровень выполнения рабочих программ, ведение документации.

Цель анализа методической работы:

– оценка деятельности педагогических работников школы;

– выявление проблемы, поиск путей решения проблем,
– разработка целей и задач для годового плана работы;
– определение путей совершенствования работы школы.

Источники анализа методической работы:

– данные внутришкольного контроля, таблицы, диаграммы, графики, качественные характеристики;

– анализ результатов административных контрольных работ, диагностики, итоговой аттестации обучающихся;

– работа с педагогическими кадрами (повышение профессиональной компетенции, самообразование, открытые уроки);
– итоги аттестации педагогических работников;

– работа методических объединений;

– результаты участия учителей и обучающихся в мероприятиях разного уровня.

Методический инструментарий анализа

1. Оценить полноту и глубину итогов работы за предыдущий учебный год.

1) Анализ основных направлений в работе:

– качество образования;
– выполнение рабочих программ;
– работа по интеллектуальному развитию обучающихся
– аттестация педагогических работников
– повышение профессиональной компетентности педагогических работников

1) Оценка достигнутых результатов.

2) Выявление причинно – следственных связей в ходе анализа;

– общая характеристика итогов работы;
– определение факторов, оказавших положительное или отрицательное влияние на методическую работу.

2) Всесторонность анализа:

– оценка состояния методической работы;
– результативность мероприятий по повышению качества образования, профессиональной компетентности педагогов и интеллектуальному развитию обучающихся;
– возможные недостатки в организации методической работы.

– Выявление причин возникновения факторов, положительно или отрицательно влияющих на осуществление различных направлений в методической работе.

2 .Определить степень обоснованности постановки задач методической работы на год:

– вытекают ли задачи из анализа результатов работы;
– конкретны ли они, реально ли их решение в течение одного учебного года, возможно ли проконтролировать и оценить их выполнение;
– соблюдается ли преемственность в постановке задач.

3. Оценить качество и содержание работы.

4. Составление аналитической справки.

Анализ методической работы осуществляется по направлениям деятельности.

Примерная схема анализа методической работы.

Выполнение задач, поставленных перед школой на учебный год, и степень их выполнения, анализ причин невыполнения.

Сведения о кадровом составе

Работа педагогического коллектива школы над единой методической темой.

Внутришкольный контроль: анализ качества преподавания и качества знаний учащихся. Оценка уровня их воспитанности

по итогам проверок,

по итогам экзаменов,

по итогам контрольных, срезовых работ,

по итогам посещения уроков;

овладение нестандартными, активными формами и методами обучения;

определение причин недостатков.

Анализ работы МО (по предметам, классное руководство) с указанием самого существенного, ценного опыта (основные задачи, стоящие перед М/О, степень их выполнения), какие формы и методы оказались самыми эффективными. Кто из педагогических работников и в каких видах работ принимал активное участие, какова результативность.

Освоение современных педагогических технологий.

Оценка результативности всех форм повышения квалификации педагогических кадров, методического уровня (опираясь на результаты обучения учащихся, на уровень сформированности ЗУН/УУД у учащихся по предмету):

по итогам проверок;

по итогам срезовых диагностических работ;

по итогам экзаменов;

по итогам промежуточной аттестации;

по итогам мониторинга.

Определить основные положительные и отрицательные качества, показать динамику в уровне сформированности ЗУН, выявить причины недостатков, выделить учителей, требующих методической помощи.

Аттестация педагогических работников.

Передовой педагогический опыт

Работа педагогического коллектива по развитию интеллектуальных способностей обучающихся и выявление одаренных детей.

11. Анализ основных недостатков в организации и проведении методической работы в школе (по всем направлениям): перечень недостатков, недоработок; причины их появления; какие меры по их ликвидации планируются.

12.Задачи методической работы на новый учебный год.

Методическая тема на новый учебный год

Все эти вопросы вытекают один из другого, тесно связаны между собой причинно-следственными связями и должны рассматриваться в единстве и взаимодействии.

Для более точного диагностирования проблем планирование и организацию работы школьной методической службы мы осуществляем на основе SWOT-анализа. Аббревиатура английских слов, которая означает следующее: Strengths — сильные стороны, Weaknesses — слабые стороны, Opportunities — возможности, Threats — угрозы. Методика проведения SWOT-анализа достаточно проста и помогает сосредоточиться на конкретных фактах, полученных в ходе анализа внешней и внутренней среды. Основной целью SWOT-анализа методической работы является исследование сильных и слабых сторон в деятельности общеобразовательного учреждения с целью их преобразования и совершенствования к существующим возможностям и угрозам внешней среды. К сильным и слабым сторонам мы относим факторы, являющиеся внутренними для школы: организация системы управления, использование различных технологий обучения, подготовка педагогических кадров и др. Внешние факторы, возможности и угрозы анализируются как составляющие окружающей среды школы.

Данный вид анализа можно проводить по любым аспектам методической работы

Приведу несколько примеров.

SWOT – анализ качественного состава педагогических кадров

Цель анализа: анализ подбора и расстановки кадров, выявление результативности повышения квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров на результативность учебно-воспитательного процесса.

S Сильные стороны

W Слабые стороны

1. Высокая образованность педагогического коллектива-55% учителей имеют высшее образование.

2.Увеличение количества учителей высшей квалификационной категории - 17%

3. Высокая работоспособность коллектива

4. Педагогический состав регулярно посещает курсы повышения квалификации, происходит обмен опытом.

1. Невысокая категорийность педагогического коллектива- 56%

O Возможности

T Угрозы

1.Увеличение количества учителей высшей и первой квалификационной категории.

1. Нет притока молодых кадров

SWOT – анализ повышения квалификации кадров.

S Сильные стороны

W Слабые стороны

1. 11 педагогов (61%) за 2014-2015 учебный год прошли курсы повышения квалификации.

2. 100% учителей имеют курсы по ФГОС

1. Самостоятельный поиск новых идей и знаний для решения своих профессиональных проблем;

2.Низкая активность учителей по повышению квалификации через дистанционные курсы,

3. Отсутствие курсов по работе с детьми с ОВЗ.

O Возможности

T Угрозы

1. Имеют достаточную возможность для обобщения своего опыта на муниципальном уровне

2. Повышение конкурентоспособности учителей.

Выявленные проблемы: повышение конкурентоспособности учителей. Самостоятельный поиск новых идей и знаний для решения собственных проблем, низкая активность учителей по повышению квалификации через дистанционные курсы, низкий процент прохождения курсов по работе с детьми с ОВЗ.

Задачи: мотивировать учителей на непрерывное повышение педагогического мастерства; в начале учебного года предоставить список сайтов в Интернете, где предлагают дистанционное обучение; обеспечить выполнение плана повышения квалификации через курсы в ИПКПР

SWOT-АНАЛИЗ методической недели

Цель анализа: определить эффективность методической недели как формы МР.

S Сильные стороны

W Слабые стороны

1. Создание ситуации определения и осознания собственного уровня в сравнении с опытом коллег

2. Демонстрация профессиональных достижений педагогов

3. Высокий уровень проектирования и проведения открытых уроков.

4. Обозначение адресов ППО.

5. Можно увидеть на практике реализацию инновационных идей

1. Недостаточный уровень аналитических умений учителей- предметников проведения анализа и самоанализа уроков.

O Возможности

1. Совершенствовать технологию проведения МН.

2. Инициировать участие в подготовке публикаций и статей в педагогические издания по материалам МН и собственного опыта.

1. Отсутствие активной профессиональной позиции отдельных педагогов.

Педагогический мониторинг должен быть не только делом администрации, но и руководителей ШМО, а также и самих учителей. Учителя должны уметь проводить самодиагностику успешности своей педагогической деятельности, видеть уязвимые места в своей работе. Это поможет правильно и эффективно строит свою самообразовательную деятельность, образовательный процесс в целом. А руководителям ШМО необходимо грамотно анализировать результативность каждого педагога, показывая сильные и слабые его стороны; нацеливать методическую работу на рост мастерства учителя. Процедура анализа дается педагогам непросто, т.к. в сильных и слабых сторонах они обычно отмечают несущественные критерии, в препятствиях и возможностях обозначают внешние, не зависящие от них факторы.

Цель анализа работы (в том числе и методической) – сформировать аналитическое обоснование для планирования, цели и задачи на предстоящий год, для чего необходимо вычленить факторы и условия, положительно или отрицательно повлиявшие на результаты деятельности.

Современная методическая работа имеет ряд отличительных особенностей: обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития; отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребенка дошкольного возраста, его самораскрытие; обеспечение информирования педагогов об инновационных фактах и явлениях и организация их экспертизы;

Обеспечение дополнительных образовательных услуг в плане развертывания содержания дошкольного образования по направлениям инновационной деятельности; сопровождение непрерывности инновационной поисковой, исследовательской деятельности педагогов; осуществление индивидуального и дифференцированного подходов к каждому педагогу в зависимости от его профессиональной компетентности; оснащение педагогов новыми, инновационными способами профессиональной деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие ребенка.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило суждения, оценки. К критериям предъявляются следующие требования: а) объективность; б) устойчивость и постоянство; в) повторяемость в предмете; г) готовность устанавливать меру соответствия изучаемого предмета его эталону.

Проблема критериев оценивания профессионально-педагогической деятельности явилась предметом многочисленных исследований ученых, педагогов, методистов, начиная с 20-х годов XX столетия (Б.С. Гершунский, Л.Ф. Колесников, С.Г. Молчанов, Е.А. Панько, А.И. Щербаков).

Критерии отбираются в ходе изучения и анализа научно-методической литературы по данной проблеме, исследований, заложенных в содержание кандидатских и докторских диссертаций. Немаловажное значение при отборе критериев оценивания имеет изучение приоритетных направлений развития системы образования на данном этапе, а также экспертные суждения по данной проблеме.

На основе анализа предложенных в научно-методических исследованиях подходов к оцениванию методической работы создается экспертная карта, в содержании которой заложены следующие критерии и показатели оценивания:

  1. Выявление целевого заказа. Этот критерий оценивается с помощью следующего показателя: четкость поставленных целей, адекватность задач заявленным целям в области повышения профессиональной компетентности педагогов, обеспеченность мониторинга инструментарием, его адекватность.
  2. Анализ уровня профессиональной компетентности педагогов. Индикаторы оценивания: сбор и обработка информации о результатах оценивания профессиональной деятельности педагогов; выявление проблем и затруднений; изучение и анализ состояния результатов методической работы; результативность социологических, психологических исследований
  3. Отбор форм методической работы. Индикаторы оценивания: обоснованность выбора форм методической работы, понимание и применение особенностей их организации, привязанность форм к состоянию кадрового состава, его компетентности.
  4. Адекватность технических заданий (выбор идей, предложений по организации методической работы). Индикаторы оценивания: оригинальность, авторство в отборе содержания и организации методической работы.
  5. Результативность методической работы. Индикаторами оценивания являются: сравнительные данные по уровням профессиональной компетентности педагогов, интерпретация полученных данных, их использование в системе методической работы.
  6. Качество инновационной методической продукции. Индикаторы оценивания: соответствие методической продукции критериям оценивания.
  7. Тиражируемость методической продукции. В качестве индикатора предлагается учет уровня распространения и внедрения позитивного педагогического опыта (востребованность методической продукции).

При работе эксперта с предложенной картой ему (эксперту) необходимо выставить отметки (+, *) в соответствии с описанным уровнем и соотнесением сактуальной практикой (состоянием) методической работы в учреждении. При этом 4 балла ставится за оптимальный уровень эффективности, 3 балла – за достаточный, 2 балла – за критический и 0 баллов – за недопустимый уровень. Если оцениваемая система методической работы набирает от 28 до 21 балла – то уровень эффективности оптимальный, если от 21 до 14 – достаточный, от 14 до 7 – критический, от 7 и ниже – недопустимый.

Первый критерий – выявление целевого заказа. Показатели (индикаторы): четкость поставленных целей, адекватность задач заявленным целям в области повышения профессиональной компетентности педагогов. Обеспеченность мониторинга инструментарием, его адекватность. Оптимальный уровень эффективности методической работы: когда цели поставлены четко, исходя из приоритетов развития ДОО, муниципалитета, города и области. Задачи адекватны целям, реалистичны, диагностируемы. Оценка в баллах – 4. Достаточный уровень эффективности: цели сформулированы четко с учетом приоритетов развития ДОО.

Задачи не в полной мере отражают заявленную цель. Оценка в баллах – 3. Критический уровень – цели не в полной мере соотносятся с приоритетами развития ДОО, в формулировке задач имеются неточности. Задачи слабо диагностируемы. Оценка в баллах 2. Недопустимый уровень – цели и задачи не отражают приоритеты в повышении профессиональной компетентности педагогов. Цели и задачи не диагностируемы. Оценка в баллах – 1.

Второй критерий – критерий отбора форм методической работы. Показателями (индикаторами) оценивания являются: обоснованность выбора форм методической работы, понимание и применение особенностей их организации, привязанность форм к состоянию кадрового состава, его компетентности. Оптимальный уровень эффективности методической работы может быть поставлен, если максимально грамотно производится отбор содержания и форм методической работы. Проектируется и реализуется авторская модель методической работы.

Достаточный уровень – если формы методической работы адекватны уровню профессиональной компетентности педагогов, ступени развития образовательной системы ДОУ, решают приоритетные задачи развития ДОО, продуктивны. Критический уровень, если Формы методической работы отбираются хаотично, бессистемно, без учета уровня развитости педагогического коллектива.

Недопустимый уровень – если нет понимания особенностей и предназначения различных форм методической работы для повышения квалификации педагогов. Проявляется формализм в выборе форм.

Третий критерий – аналитическая деятельность по выявлению уровня профессиональной компетентности педагогов. Показателями данного критерия являются сбор и обработка информации о результатах оценивания профессиональной деятельности педагогов; выявление проблем и затруднений; изучение и анализ со-стояния результатов методической работы, результативность социологических, психологических исследований; наличие индивидуальных карт контроля деятельности педагогов.

Оптимальный уровень эффективности по данному критерию присуждается, если анализ выполняется максимально качественно, на её основе прогнозируется система методической работы всего учреждения и с конкретным педагогом.

Достаточный уровень – если анализ выполняется грамотно, делаются адекватные результатам выводы, намечается система методической помощи педагогам, но эта система не всегда адекватна возможностям и потребностям самого педагога. Критический – анализ не привязан к дальнейшей работе с педагогами.

В аналитической деятельности имеются существенные недостатки. Недопустимый уровень – анализ формален. Выводы неадекватны результатам анализа. Не находят дальнейшего применения в методической работе.

Четвертый критерий – адекватность технических заданий (отбор идей, предложений по организации методической работы). Показателями по данному критерию являются оригинальность, авторство в отборе содержания и организации методической работы, активизация педагогического коллектива на внесение идей и предложений по организации и содержанию методической работы. Творчество педагогов в отборе содержания методической работы.

Оптимальный уровень эффективности по данному критерию выставляется тогда, когда педагогам понятен смысл технического задания, педагоги готовы к выдвижению идей и предложений по организации методической работы. На основе банка идей и предложений осуществляется выбор форм и содержания методической работы.

Достаточный уровень – если педагогам в доступной форме доводится смысл технического задания, но не в полной мере учитывается их готовность к осуществлению данного вида творческого задания. Критический уровень – если содержание технического задания не продумано. Банк идей и предложений не наполняется. Проявляется формализм. Недопустимый уровень – если образовательное учреждение не готово к данному уровню взаимодействия с педагогами.

Пятый критерий – результативность методической работы. Показателями по данному критерию являются позитивные изменения, выявленные по сравнительным данным уровня профессиональной компетентности педагогов, интерпретация полученных данных, результативность их использования в системе методической работы. Оптимальный уровень эффективности методической работы может быть присвоен, если результативность оценивается ежегодно, делается сравнительный анализ.

На основе полученных данных проектируется индивидуальная методическая помощь педагогам. Для оценивания разрабатывается и апробируется специальный инструментарий. Достаточный уровень – если результативность оценивается достаточно регулярно. Но данные не в полной мереявляются основой для построения методической работы.

Используется предложенный теорией и практикой инструментарий. Критический уровень – если результативность оценивается нерегулярно. Проявляется формализм в данном виде деятельности. Недопустимый уровень – если результативность методической работы не оценивается.

Шестой критерий – качество инновационной методической продукции. Показателями по данному критерию является соответствие методической продукции критериям оценивания: инновационность, адекватность, востребованность.

Оптимальный уровень методической продукции присваивается, если методическая продукция отражает результаты методической деятельности педагогов, продукция рекомендована к широкому использованию, имеется положительная рецензия. Достаточный уровень – если методическая продукция соответствует инновационным направлениям деятельности ДОУ. Имеется положительная рецензия на продукцию. Рекомендовано использование внутри ОУ.

Критический уровень, если методическая продукция первого уровня (планы, конспекты). Качество продукции недостаточно высоко. Продукция может использоваться самим педагогом-разработчиком после устранения замечаний. Недопустимый – если методическая продукция отсутствует либо ее качество не позволяет ее использование в образовании детей.

Седьмой критерий оценивания эффективности методической работы – тиражируемость методической продукции. Показателями по данному критерию является уровень распространения и внедрения позитивного педагогического опыта (востребованность методической продукции). Оптимальный уровень по данному критерию может быть поставлен, если имеется качественный позитивный опыт по приоритетным направлениям деятельности образовательного учреждения. Реализуется план изучения, распространения и внедрения позитивного опыта на несколько лет.

Достаточный уровень – если имеется опыт педагогов по 1–2 направлениям инновационной деятельности. Опыт распространяется, внедряется внутри образовательного учреждения. Критический уровень, если позитивный опыт 1–2 педагогов по актуальным проблемам дошкольного образования, но нет системы его распространения и внедрения. И недопустимый уровень, если позитивный опыт отсутствует, нет видения перспектив в его накоплении.

Данный подход к оцениванию эффективности методической работы позволяет выявить, насколько четко сформулированы цели методической работы и работы с кадрами, исходя из приоритетов развития ДОО, муниципалитета, города и области; насколько задачи адекватны целям, реалистичны, диагностируемы.

Анализ полученных в ходе работы с картой данных помогает определить, насколько грамотно производится отбор содержания и форм методической работы в соответствии с актуальным уровнем развития профессиональной компетентности педагогического коллектива. Проектируется ли и реализуется авторская модель методической работы или осуществляется внедрение предложенных форм и методов из научно-педагогической литературы и позитивной педагогической практики, осуществляется ли выбор форм и содержания методической работы на основе банка идей и предложений, полученных в ходе анкетирования и интервьюирования педагогов.

Прослеживается ли накопление банка инновационной методической продукции, являющейся результатом методической работы каждого педагога, оформляется и анализируется информационная карта позитивного педагогического опыта каждого педагога и образовательного учреждения в целом.

Читайте также: