Как называются компоненты при сложении и вычитании в математике начальная школа

Обновлено: 04.07.2024

Умножение – математическое действие, посредством которого из двух чисел получается новое число, которое содержит слагаемым первое число столько раз, сколько единиц во втором.

Произведение – это результат умножения.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. –
  1. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, М.А.Бантова –

7-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – с.46.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Составьте выражения к рисункам:

2 3

Учимся рассуждать. Числа разные: 2 и 3.

К данному рисунку можем составить выражение на сложение: 2 + 3 = 5

Числа одинаковые: 2, 2, 2. К данному рисунку можем составить выражение на умножение:

Компоненты каждого математического действия имеют название.

Компоненты сложения указывают на производимое действие – сложение: первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.


Компоненты вычитания указывают на производимое действие - вычитание: уменьшаемое, вычитаемое, разность.


Компоненты умножения указывают на производимое действие - умножение.

Названия носят города и реки,

Вам от рождения фамилия дана.

И каждому числу при умножении

Особенные дали имена.

Так же, как и при сложении и вычитании, числа при умножении тоже имеют свое название.

Первое число при умножении называется первый множитель. Второе число при умножении называется второй множитель. Результат умножения называют произведение.


Зная, как называются числа при умножении, можно использовать эти термины при чтении выражений.

Равенство 5 · 2 = 10 можно прочитать несколькими способами:

- Первый множитель – пять, второй множитель – два, произведение – десять.

- Произведение пяти и двух равно десяти.

- Пять умножить на два, равняется десять.

Рассмотрим задание: слагаемое 12 повторяется 4 раза. Запишите такую сумму в виде произведения.

Назовите первый множитель этого произведения. Что он обозначает?

Первый множитель этого произведения обозначает слагаемое.

Слагаемое 12 повторяется 4 раза.

Назовите второй множитель этого произведения. Что он обозначает? Второй множитель этого произведения обозначает количество слагаемых.

Слагаемое 12 повторяется 4 раза.

Получилась запись: 12+12+12+12=12·4

Помните, что заменить сложение умножением можно там, где находятся суммы одинаковых слагаемых.

Памятка для запоминания компонентов при сложении и вычитании.

ВложениеРазмер
nazvaniya_komponentov_pri_i_-.doc 23 КБ

Предварительный просмотр:

Названия компонентов при сложении:

1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма.

Суммой называют не только результат, но и само выражение.

3 - это первое слагаемое

4 - это второе слагаемое

3 + 4 - это сумма

Чтобы найти первое слагаемое, надо из суммы вычесть второе слагаемое. ( Например: Х+5 = 8, Х = 8 – 5, Х = 3)

Чтобы найти второе слагаемое, надо из суммы вычесть первое слагаемое. ( Например: 6 + Х = 9, Х =9 – 6, Х = 3)

Названия компонентов при вычитании:

уменьшаемое, вычитаемое, разность .

Разностью называют не только результат действия, но и само выражение.

7 - это уменьшаемое

2 - это вычитаемое

5 - это разность

7 - 2 - это разность

Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

(Например: Х – 4 =10, Х = 10 +4, Х =14)

Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

( Например: 9 – Х = 5, Х =9 – 5, Х = 4 )

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Таблицы названия компонентов действий сложения, вычитания, умножения и деления.

Используется для устного счёта, отработки вычислительных навыков, запоминания названия компонентов.


Памятка "Название и правила нахождения компонентов при сложении, вычитании, умножении и делении"

Памятка по математике.


Памятка "Название и правила нахождения компонентов при сложении, вычитании, умножении и делении"

Памятка по математике.

Числа 1 – 9. Названия компонентов действий сложения и вычитания. (Повторение).

Конспект урока по математике, 1 классЧисла 1 – 9.Названия компонентов действий сложения и вычитания.Тип урока. Закрепление и повторение.


Памятка по математике. Название и правила нахождения компонентов при сложении, вычитании, умножении, делении.

Справочный материал для школников представлен в виде таблиц, которые удобно использовать на уроках и при выполнении домашнего задания.


Памятка "Название компонентов при сложении, вычитании, умножении и делении"

Памятка "Название компонентов при сложении, вычитании, умножении и делении" для учащихся начальной школы.

План урока:

Действие сложение. Знак +

Название компонентов действия сложения. Переместительное свойство сложения

Добрый день! Готов к новому уроку? Сегодня у нас будет очень важное занятие. Мы получим самые драгоценные и сокровенные знания. Без этих знаний невозможно существование науки математики!

В таком сложном деле нам нужны помощники. Мы их найдем в сказочном лесу.

- Догадался? В этом лесу живут настоящие профессионалы по поиску драгоценностей и сокровищ. Это сказочные гномики.

Посмотри на них, какие они веселые и доброжелательные. Гномики улыбаются тебе и желают хорошего настроения на весь урок. Улыбнись им в ответ и давай приступим к занятию.

Гномики целый день работали в шахте. Они искали драгоценные камни.

Посмотри, сколько камней собрал гном Том и гном Тим. Посчитай.

Гном Том собрал 4 камня.

А гном Тим собрал 3 камня.

Чтобы не нести эту тяжесть в руках, они сложили все свои камни в тачку.

Теперь в тачке лежат и камни, которые собрал Том, и камни, которые собрал Тим. Давай-ка мы их все достанем и пересчитаем.

В тачке оказалось 7 камней.

Ого, как много! Как ты думаешь, почему?

Верно, потому что в тачку сложили камни оба гномика. А это всегда будет больше, чем у каждого по отдельности.

Итак, что сделали гномики?

Точно, они сложили свои камни вместе. В математике такое действие тоже называется сложение. Его суть в том, что элементы двух множеств объединяются в одно целое.

Смотри, множество камней Тома и множество камней Тима объединились в тачке в одно множество. При этом в объединенном множестве количество элементов становится больше.

Чтобы узнать результат сложения чисел, нужно пересчитать все элементы и первого, и второго множества вместе.

Гномики сложили камни вместе. А какие еще действия приводят к тому, что предметов становится больше?

Таких действий довольно много. Например, если в добавок к тому, что уже есть, кто-то:

  • еще что-то даст или подарит;
  • купит;
  • принесет или привезет;
  • смастерит еще несколько предметов;
  • еще кто-то придет или прилетит.

Чтобы записать действие сложение в виде математического выражения, используется специальный знак. Знак сложения выглядит так.

Порядок написания следующий.

  1. Начинаем чуть ниже середины верхней границы клетки. Ведем прямую линию вниз и останавливаемся, немного не дописав до середины нижней границы клетки.
  2. Вторую линию начинаем писать чуть правее середины левой границы клетки. Ведем ее вправо и останавливаемся, немного не дописав до середины правой границы клетки.

Потренируйся писать знак плюс в тетради.

Теперь разберемся, как именно надо составлять математическое выражение, описывающее действие сложения. Давай вспомним, что было сначала.

Том собрал 4 камня и Тим собрал 3 камня.

В тетради надо записать так.

Теперь я расскажу, как называются компоненты действия сложения. Числа, которые обозначают количество элементов в каждом отдельном множестве, называются слагаемые. А число, которое обозначает результат, полученный при объединении этих множеств, называется сумма.

Итак, наше выражение можно прочитать несколькими способами:

  1. Четыре плюс три равно семь.
  2. К четырем прибавить три получим семь.
  3. Первое слагаемое – четыре, второе слагаемое – три, а сумма – семь.
  4. Сумма чисел четыре и три равна семи.

Идем дальше. Нам нужно выучить очень важное правило для действия сложения. Давай вернемся к нашим гномикам. Ты же помнишь, что каждый из них положил свои камни в тачку и потом мы их посчитали вместе, т.е. нашли сумму. Как ты думаешь, кто из гномиков первый положил камушки в тачку?

Мы записали, что первое слагаемое четыре. Получается, что первым был гномик Том, а потом гномик Тим.

Теперь давай представим, что порядок был другой. Сначала в тачку положил свои камушки Тим, а потом Том. Значит первое слагаемое – это три, а второе – четыре. Изменится ли от этого общее количество камней в тачке, т.е. наша сумма?

Теперь в тачке три камня Тима и четыре камня Тома. Посчитай их вместе.

Всего камней семь. Ровно столько же, сколько был и первый раз.

Получается, что не важно, кто из гномиков положил камушки первый, а кто второй. Их общее количество не меняется. Значит, сумма не меняется.

Посмотри. И четыре плюс три будет семь, и три плюс четыре тоже будет семь.

В математике это называется переместительное свойство сложения. Оно звучит так: от перестановки слагаемых местами сумма не изменяется. Запишем.

Это переместительное свойство очень пригодится тебе при изучении таблиц сложения. Запомни его!

Чтобы закрепить все, что мы узнали о действии сложения, потренируемся составлять примеры по картинкам.

Посчитай, сколько синих фигур на картинке. Запиши.

Теперь посчитай красные фигуры и запиши.

3 + 2

Теперь нужно пересчитать ВСЕ фигуры ВМЕСТЕ. Сколько у тебя получится?

У меня вышло 5. Уверена, у тебя тоже. Запишем это, поставив сначала знак равенства.

3 + 2 = 5

Вот и все. Ничего сложного.

Теперь рассмотрим, как нужно решать примеры на сложение. Давай прочитаем это выражение.

2 + 4

Чтобы найти результат, нужно следовать алгоритму выполнения действия сложения.

  1. Посмотри, какой знак используется в выражении.
  1. Назови первое слагаемое и положи перед собой нужное количество кружочков (можно взять палочки, спички, кубики или любые другие предметы).
  1. Теперь назови второе слагаемое и положи необходимое количество кружочков рядом с предыдущими.
  1. Пересчитай все кружочки вместе и запиши полученный результат.

2 + 4 = 6

Вот и все. Теперь ты знаешь, что такое действие сложение, как называются компоненты сложения, а также как составлять и решать примеры, в которых нужно выполнить это действие.

Действие вычитание. Знак-

Название компонентов действия вычитания

Давай продолжим раскрывать тайны науки математики. Ведь есть еще одно очень важное математическое действие, с которым нам обязательно нужно познакомиться.

Итак, гномики закончили свою работу и возвращаются домой.

Дома их ждет Белоснежка.

Она приготовила для гномиков угощение – испекла пирожные. Посчитай, сколько их получилось.

У тебя тоже получилось девять пирожных? Значит, ты посчитал правильно!

Когда гномики пришли домой, каждый из них съел по пирожному. Помнишь, сколько было гномов у Белоснежки? Точно, семь. Они съели столько же пирожных, т.е. тоже семь.

Давай зачеркнем съеденные пирожные.

Мы видим, что осталось совсем мало – всего два пирожных. Наверное, они достанутся Белоснежке.

В математике действие, которое ведет к уменьшению количества предметов, называется вычитание. Его смысл в следующем. Из целого множества удаляется его часть. В итоге остается меньше элементов, чем их было в целом множестве.

Чтобы узнать результат действия вычитания, нужно пересчитать элементы, которые остались.

Давай подумаем, в каких случаях предметов станет меньше. Пирожных стало меньше, потому что гномики съели часть из них. Еще могут быть такие ситуации:

  • отдали;
  • забрали;
  • улетели (ушли, уехали);
  • продали;
  • использовали;
  • сломали.

Для того, чтобы записать действие вычитания в виде математического выражения используют специальный знак. Знак вычитания выглядит так.

  1. Ставим ручку чуть правее середины левой границы клетки.
  2. Ведем горизонтальную прямую линию вправо.
  3. Останавливаемся, немного не доходя до середины правой границы клетки.

А теперь я расскажу, как составлять математическое выражение, которое описывает действие вычитание.

Вспомни, сколько пирожных было сначала?

Правильно, 9. Запиши.

9

9 –

Они съели 7 пирожных. Запишем это число.

9 – 7

Ставим знак равенства и запишем количество пирожных, которые остались. Их оставалось 2.

9 – 7 = 2

В тетради запись выглядит так.

Названия компонентов действия вычитания запомнить довольно легко.

  1. Первое число в результате вычитания станет меньше. Поэтому его называют уменьшаемое.
  2. Второе число показывает, сколько надо вычесть. Значит оно вычитаемое.
  3. В результате мы определяем какая разница между тем, что было и тем, что осталось. Поэтому результат действия вычитания называется разность.

Левая сторона этого выражения тоже называется разность.

Такое выражение можно прочитать по-разному.

  1. Из девяти вычесть семь будет два.
  2. Девять минус семь получим два.
  3. Уменьшаемое девять, вычитаемое семь, разность два.
  4. Разность чисел девять и семь равна двум.

Закрепим все, что ты узнал о действии вычитания и составим математическое выражение по такой картинке.

Посмотри, сколько всего было шариков у гномика сначала? Запиши.

Что случилось с некоторыми шариками? Сколько таких шаров?

5 – 2

Ставим знак равенства и пересчитаем, сколько осталось целых шариков.

5 – 2 = 3

Вот мы и составили выражение.

А теперь разберемся, как нужно решать примеры на вычитание. Например, посчитаем, сколько будет:

6 - 4

Назови уменьшаемое. Выложи столько же кружочков. Их должно быть 6.

Теперь назови вычитаемое. Убери (отодвинь, зачеркни) четыре кружочка.

Пересчитай кружочки, которые остались, и ты узнаешь ответ. Запиши его после знака равенства.

6 – 4 = 2

Мы решили пример на вычитание. Теперь ты знаешь, что обозначает это математическое действие, как называются компоненты вычитания, и как нужно составлять и решать математические выражения с действием вычитания.

Взаимосвязь между действием сложения и действием вычитания

Итак, ты выучил два математических действия: сложение и вычитание. Одно из них используется при объединении предметов в единое множество, а другое при удалении из целого множества его части.

Ты вспомнил, что обозначает каждое действие?

Эти действия связаны между собой, но имеют противоположное значение. При сложении мы получаем больший результат, а при вычитании предметов становится меньше. Вот, например, представь, что у тебя было несколько конфет и тебе дадут еще пару штук. Что получится?

Правильно, у тебя конфет станет больше.

А если ты съешь несколько конфет? Что у тебя останется?

Правильно, у тебя останется меньше конфет.

А теперь давай проверим, какая именно взаимосвязь между действиями сложения и вычитания. Разберем одну ситуацию и составим по ней математическое выражение.

У Белоснежки День рождения. Гномики решили устроить для нее праздник. Посчитай, сколько их всех на картинке.

Правильно, их трое.

К Белоснежке на День рождения пришли зверята. Посчитай, сколько их.

Верно, пять зверят.

Подумай, какое действие мы должны использовать, чтобы составить выражение?

Ну конечно, действие сложение. Ведь теперь их всех вместе стало больше.

Было три, пришло еще пять. Посчитай, сколько теперь всех вместе.

Запишем в виде выражения.

3 + 5 = 8

3 – это первое слагаемое, оно показывает, сколько элементов было в первом множестве.

5 – это второе слагаемое, оно показывает, сколько элементов было во втором множестве.

8 – это сумма, она обозначает количество элементов в общем множестве.

Теперь на полянке и гномики с Белоснежкой (это наше первое множество), и зверята (это второе множество). Они все вместе.

Получается, что на празднике веселились 8 друзей. Когда праздник закончился, зверята ушли домой. Как ты думаешь, какое математическое действие надо использовать в этом случае?

Правильно, действие вычитание. Ведь зверята ушли и на полянке останется меньше друзей.

Итак, 5 зверят ушло. Кто остался? Сколько их?

Верно, остались гномики с Белоснежкой. Их 3.

Составим математическое выражение.

8 – 5 = 3

Мы видим, что если из общего множества (суммы) убрать элементы второго множества (второе слагаемое), то останутся только элементы первого множества (первое слагаемое).

А если было наоборот, из 8 друзей первыми с полянки ушли гномики с Белоснежкой (их 3). Кто на ней останется?

Правильно, останутся зверята. Их 5.

Посмотри, как это запишем.

8 – 3 = 5

Теперь мы из общего множества (суммы) убрали элементы первого множества (первое слагаемое) и остались только элементы второго множества (второе слагаемое).

Итак, у нас получается, что мы при сложении два множества объединяем в одно целое. А если из этого общего множества убрать какое-то одно из составляющих множеств, то останется другое.

В математике это правило взаимосвязи между компонентами сложения звучит так: если из суммы вычесть одно слагаемое, то получим другое слагаемое.

Мы видим, что в примере на сложение есть два слагаемых. Поэтому можно сделать следующий вывод: из одного математического выражения с действием сложения можно составить два выражения с действием вычитания.

8 – 3 = 5

8 – 5 = 3

Это очень важное правило, которое поможет тебе в дальнейшем быстро и легко учить таблицы вычитания.

А на сегодня все. Гномики помогли нам получить очень важные и ценные знания. Нужно обязательно поблагодарить их за это.

В материалах урока использованы кадры из а/ф "Белоснежка и семь гномов", 1937

Презентация на тему: " Название компонентов сложения и вычитания Учитель начальных классов ГБОУ гимназии 1 г. Новокуйбышевск Самарской области Склярова Н. А." — Транскрипт:

1 Название компонентов сложения и вычитания Учитель начальных классов ГБОУ гимназии 1 г. Новокуйбышевск Самарской области Склярова Н. А.

2 Действие сложение Склярова Н. А. Сложение и вычитание. 2

3 8 + 4 = слагаемое 4 - слагаемое 12 - сумма сумма 3 Склярова Н. А. Сложение и вычитание.

4 6 + 5 = Чтобы найти сумму, надо сложить слагаемые =11 4 Склярова Н. А. Сложение и вычитание.

5 Найдите значение математических выражений Склярова Н. А. Сложение и вычитание. 5

6 + 5 = = 11 Если неизвестно слагаемое, надо из суммы (11) вычесть известное слагаемое (5) = = 6 6 Склярова Н. А. Сложение и вычитание.

7 6 + = 11 Если неизвестно слагаемое, надо из суммы (11) вычесть известное слагаемое (6) = = 5 7 Склярова Н. А. Сложение и вычитание.

8 Действие - вычитание Склярова Н. А. Сложение и вычитание. 8

9 = уменьшаемое 4 - вычитаемое 9 - разность разность 9 Склярова Н. А. Сложение и вычитание.

10 15 – 7 = Чтобы найти разность, надо из уменьшаемого (15) вычесть вычитаемое (7). вычесть вычитаемое (7) = = 8 10 Склярова Н. А. Сложение и вычитание.

11 – 7 = 8 – 7 = 8 Если неизвестно уменьшае - мое, надо к разности (8) прибавить вычитаемое (7). прибавить вычитаемое (7) = = Склярова Н. А. Сложение и вычитание.

12 15 – = 8 15 – = 8 Если неизвестно вычитаемое, надо из уменьшаемого (15) вычесть разность (8). вычесть разность (8) = = 7 12 Склярова Н. А. Сложение и вычитание.

13 Найдите значение математических выражений Склярова Н. А. Сложение и вычитание. 13

Повторение знаний о сложении и вычитании. Устные приемы сложения и вычитания

На данном уроке рассмотрены все изученные случаи сложения и вычитания двузначных чисел. Также более подробно рассмотрены случаи табличного и внетабличного сложения и вычитания. Приведены примеры выражений, решая которые, учащиеся смогут закрепить полученные знания об устных приемах сложения и вычитания.

Читайте также: