Деятельность и личность леонтьев кратко

Обновлено: 04.07.2024

Это программная работа Леонтьева, которая обозначает ключевые идеи его деятельностного подхода.

Без общества человек просто не может стать человеком. Внимание – не личностью даже, а просто – человеком. Ни речью, ни даже прямохождением ребёнок не может владеть без общества (хотя бы в лице родителя). И оторваться от общества полностью невозможно – даже Робинзон Крузо был включён в общество, ещё до появления Пятницы.

К сожалению, эта книга – не для широкого круга читателей. Деятельностный подход ещё ждёт своего популяризатора, который смог бы донести эту концепцию одновременно интересно и точно.

Читать неимоверно тяжело. Во-первых, написано в классической советской манере – на один абзац три глобальные мысли. Через это книгу можно по-настоящему понять только после пятого прочтения и второго конспектирования. Настолько плотно утрамбованы мысли.

Во-вторых, очень много отсылок к марксизму-ленинизму. Я не то, чтобы против, просто мне через некоторое время стало казаться, что это просто дань времени. Хотя, возможно, я просто недостаточно сведущ и для Алексея Николаевича эти отсылки были органичными и важными.

Из учеников и последователей Л. С. Выготского одной из наиболее примечательных и влиятельных в отечествен­ной психологии фигур был Алексей Николаевич Леонтьев (1903—1979), с именем которого связано развитие «теории 100

Если Л. С. Выготскому психология представлялась на­укой о развитии высших психических функций в процессе освоения человеком культуры, то А. Н. Леонтьев ориенти­ровал психологию на изучение порождения, функциони­рования и строения психического отражения реальности в процессе деятельности.

Содержательно теория А. Н. Леонтьева связана с це­лым рядом теоретических и прикладных вопросов, отдель­ных из которых мы сейчас кратко коснемся.

Один из таких вопросов: каковы критерии психиче­ского? На основании чего можно судить о том, обладает ли некоторый организм психикой или нет? Как вы отчасти могли понять из предыдущего обзора, ответы возможны различные, и все будут гипотетичны. Так, идея панпсихиз-

В ином ключе проблема деятельности разрабатывалась G. Л. Рубинш­тейном, основателем другой, не связанной с Л. С. Выготским, научной школы; о ней речь пойдет дальше.

В самом деле, для объяснения реагирования на биоти­ческие воздействия нет нужды прибегать к представлени­ям о психике: эти воздействия непосредственно важны 102

для выживания организма, и отражение осуществляется на органическом уровне. Но на каком уровне, в какой форме происходит отражение воздействий, которые сами по себе нейтральны для организма?

Ведь, согласитесь, запах несъедобен, звук рычания хищника не опасен!

Согласно идее А. Н. Леонтьева, новые ступени психи­ческого отражения возникают вследствие усложнения де­ятельности, связывающей организм с окружающей сре­дой. Принадлежность к более высокой эволюционной ступени (согласно принятой систематике) сама по себе не является определяющей: организмы более низкой биоло­гической ступени могут демонстрировать более сложные формы поведения, чем некоторые высшие.

В связи с развитием деятельности А. Н. Леонтьев об­суждает и проблему возникновения сознания. Отличи­тельная черта сознания — возможность отражения мира безотносительно к биологическому смыслу этого отраже­ния, то есть возможность объективного отражения. Воз­никновение сознания обусловлено, по А. Н. Леонтьеву, возникновением особой формы деятельности — коллек­тивного труда.

Коллективный труд предполагает разделение функ­ций — участники выполняют различные операции, кото­рые сами по себе в ряде случаев могут выглядеть как бес­смысленные с точки зрения непосредственного удовлет­ворения потребностей человека, их осуществляющего.

Например, в ходе коллективной охоты загонщик гонит животное от себя. Но ведь естественный акт человека, желающего добыть пищу, дол­жен быть прямо противоположен!

Значит, имеют место особые элементы деятельности, подчиненные не непосредственному побуждению, но ре­зультату, целесообразному в контексте коллективной дея­тельности и выполняющему в этой деятельности проме­жуточную роль. (В терминах А Н. Леонтьева, здесь цель от­деляется от мотива, в результате чего выделяется действие как особая единица деятельности; к этим понятиям мы об­ратимся ниже, при рассмотрении структуры деятельно­сти.) Чтобы осуществить действие, человек должен осоз­нать его результат в общем контексте, то есть осмыслить его.

Рассмотрим теперь ее структуру.

ность опредмечивается и становится мотивом, который мо­жет осознаваться или не осознаваться. Именно теперь, счи­тает А. Н. Леонтьев, возможно говорить о деятельности. Деятельность соотносится с мотивом, мотив — то, ради чего совершается деятельность; деятельность —■ это сово­купность действий, которые вызываются мотивом.

Действие — главная структурная единица деятельно­сти. Оно определяется как процесс, направленный на до­стижение цели; цель представляет осознаваемый образ желаемого результата. Вспомните теперь то, что мы отме­тили при обсуждении генезиса сознания: цель отделяется от мотива, то есть образ результата действия — от того, ради чего осуществляется деятельность. Отношение цели действия к мотиву представляет смысл.

Действие осуществляется на основе определенных способов, соотносимых с конкретной ситуацией, то есть условиями; эти способы (неосознаваемые или малоосоз-наваемые) называются операциями и представляют более низкий уровень в структуре деятельности. Деятельность мы определили как совокупность действий, вызываемых мотивом; действие может быть рассмотрено как совокуп­ность операций, подчиненных цели.

Такова, в общем виде, структура, принципиально еди­ная для внешней и внутренней деятельности, отличных, естественно, по форме (действия производятся с реальны­ми предметами или с образами предметов).

Мы кратко рассмотрели структуру деятельности по А. Н. Леонтьеву и его представления о роли деятельности в филогенетическом развитии психики.

Научная школа, у истоков которой стоял Л. С. Выгот­ский, — одна из ведущих в психологии. Помимо назван­ных А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, кней принадлежат замечательные ученые, работавшие в различныхобластях психологии — Александр Романович

В своих сравнительно небольших текстах А.Н.Леонтьев, конечно, не мог разработать теорию личности во всех деталях и подробностях. Однако он успел построить довольно стройный и логически связный каркас теории личности, который послужил основой для работ целого ряда его учеников, с именами которых сейчас в первую очередь связывается отечественная психология личности. Наиболее заметный вклад в развитие этого направления работ за последние три десятилетия сделали А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк, Б.В.Зейгарник, В.А.Петровский, Е.В.Субботский.

Личность как особая реальность

С самого начала Леонтьев вводит в этих записях принципиальное разведение со взглядами большей части современных ему психологов.

Второй тезис: личность развивается, т.е. существуют качественно особые стадии развития личности, которые не имеют отношения к развитию психических процессов.

Третий тезис – личность имеет строение. С самого начала вводится разведение индивида и личности. Если индивид представляет собой некое биологическое единство, связь естественных органов и их функций, то личность — небиологическое единство. Она постепенно возникает, формируется в ходе жизни, поэтому есть строение индивида, и есть независимое от него строение личности.

Развитие личности. Личность и биография

В этом тезисе четко прослеживается преемственность с линией Выготского. Согласно его воззрениям, наряду с натуральными, естественными функциями есть высшие человеческие функции. Они возникают при жизни, становятся индивидуальными, переходят из межличностного пространства в интраличностное пространство (в этом суть процесса интериоризации). Личность формируется в процессе индивидуальной истории, в процессе общения с окружающими людьми.

А.Н.Леонтьев говорит далее о задатках как условиях и предпосылках развития личности, которые влияют на то, что стало, но не предопределяют это. Сами задатки меняются в течении жизни, на основе задатков формируются и способности, но создаются способности по-настоящему только в деятельности, а пока нет деятельности, они остаются задатками. В конце 1950-х — начале 1960-х годов в психологической литературе велась дискуссия по проблеме способностей между Б.М.Тепловым, А.Н.Леонтьевым и С.Л.Рубинштейном. Суть дискуссии заключалась в том, что именно называть способностями, к чему относить этот термин: то ли к задаткам, которые еще не проявились, то ли к тому, что проявилось и сформировалось в деятельности. А.Н.Леонтьев утверждал, что задатки еще ничего не определяют, поэтому понятие способностей правильно относить к уже сформировавшимся операциональным умениям. Б.М.Теплов, напротив, считал именно индивидуальные врожденные задатки истинными способностями, в отличие от операциональных навыков. С.Л.Рубинштейн также не соглашался с А.Н.Леонтьевым, считая, что операциональные деятельностные структуры вообще не входят в предмет психологического изучения.

Структура личности

Трактовка характера не как синонима личности, а как ее частной подструктуры получила раскрытие в ряде работ в 1980—1990-е годы (А.Г.Асмолов, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев и др.).

Теория А.Н.Леонтьева и экзистенциальная психология

Фрейд выводит проблему сознания за сферу собственно психологии. Французская социологическая школа считала, что индивидуальное сознание возникает в результате воздействия на человека сознания общества, под влиянием которого его психика социализируется и интеллектуализируется. И эта социализированная и интеллектуализированная психика человека — есть его сознание. Подобные суждения о сознании полностью остаются в пределах учения о его бескачественности и неопределимости. Метафизические позиции в подходе к сознанию, собственно, и не могли привести психологию ни к какому иному его пониманию, вели к теоретическим кризисам.

Многие проблемы психологии остаются недостаточно нераскрытыми и в современной психологической науке, которая развивается в теоретической плане, исходя из основных принципов диалектического материализма и марксизма. Исходное положение марксизма о сознании состоит в том, что оно представляет собой качественно особую форму психики. Впервые оно возникает у человека в процессе становления труда и общественных отношений. Действительное объяснение его лежит в общественных условиях и способах той деятельности, которая создает его необходимость, в деятельности трудовой. Для того, чтобы этот процесс мог осуществиться, объект должен выступить перед человеком своей идеальной стороной. При этом язык является формой его существования. Слова, языковые знаки — это не просто заместители вещей, их условные субституты, за ними скрывается общественная практика, преобразованная и кристаллизованная в них деятельность.

Сознание есть продукт тех особых. общественных отношений, в которые вступают люди и которые реализуются посредством их мозга, их органов чувств и органов действия.

Марксистское учение о природе сознания создало общую теорию человеческой психики. Марксизм рассматривает восприятие, т.е. непосредственно чувственное отражение действительности, и как ступень, и как основную форму познания, достигающую в процессе исторического развития человека высокой степени совершенства.

Сознание (психология)

Мышление не существует вне общества, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности. Каждый отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, представляющими собой обобщенное отражение опыта общественной практики. Практическая деятельность создает как бы путеводную нить для теоретической мысли, благодаря которой последняя способна не сбиваться с пути, ведущего к адекватному знанию. И главная задача сегодняшних исследований в области научной психологии заключается в том, чтобы не ограничиваться общими диалектико-материалистическими положениями о сущности человеческого мышления, а конкретизировать эти положения в соответствии современного этапа развития социума и психологической науки.

Понятие отражения является фундаментальным для психологии. Большой вклад в проблему отражения был внесен рефлекторной теорией,

учением И.П.Павлова о высшей нервной деятельности, нейрофизиологии,

кибернетическим подходом, использованием формальных языков, теории. На психологическом уровне решается проблема специфических форм сознательного отражения образов мира реальности: субъективных — чувственных и мысленных.

Активность психического отражения

Проблема деятельности в психологии

О категории предметной деятельности

Психология человека в Исламе

. говоря уже об основных положениях веры. Итак, рассмотрим психологию человека в Исламе. 1. Бытие с Аллахом. А . 16 Введение. Тема представленной работы – “Психология человека в Исламе”. Ислам - многогранная и мудрая . ритуальные процессы, серд­це внимает величию Аллаха, а сознание следует за основополагающими моментами молитвы; все вмес­ .

Соотношение внешней и внутренней деятельности

Важнейшее основание внутренних мыслительных операций из сенсомоторных актов состоит, по-видимому, в невозможности вывести операторные схемы мышления непосредственно из восприятия. Такие операции, как объединение, упорядочение, центрация первоначально возникают в ходе выполнения внешних действий с внешними объектами, а затем продолжают развиваться в плане внутренней мыслительной деятельности по ее собственным логико-генетическим законам.

Психологическое сопровождение деятельности человека

. Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей . Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. 7. .

Общее строение деятельности.

Идея анализа деятельности как метод научной психологии человека была

Деятельность и сознание

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

. и высокоактивным субъектом самопознания, деятельности, сознания, общения. Развитие личности обусловлено деятельностью, ее активностью - а также личность в действительности выражается. . Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают". Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность. Вместе с термином "личность" употребляют понятия "индивидуальность", "индивид", "человек". Данные .

Первоначальное сознание существует лишь в форме психического образа,

Чувственная ткань сознания

Развитое сознание индивидов характеризуется своей психологической

Деятельность, индивид и личность

конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, аффективности и др. Индивид как целостность — это продукт биологической эволюции. Человек вступает в историю (и ребенок вступает в жизнь) лишь как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями. Особенности, характеризующие одно единство (индивида), не просто переходят в особенности другого единства, другого образования (личности).

Психофизиологические механизмы адаптации человека в профессиональной .

. уровни существования личности. В психологии и физиологии труда проблема адаптации человека к производственным условиям, т.е., к условиям, определяемым профессиональной деятельностью, занимает одно . достижению высшего уровня профессионализма [3]. Обычно при профессиональной деятельности на человека воздействует комплекс адаптогенных факторов, специфика, интенсивность и продолжительность которых .

Мотивы, эмоции и личность

Эмоции в жизни человека

. точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, . зависит от уровня развития моральной мотивации личности. Стресс - термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ обозначение дальнейших перспектив, проблем и задач в науке.

Примеры похожих учебных работ

Ндивид, личность, субъект, индивидуальность

Характер и особенности деятельности человека

. Характер обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из . обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определенный . людьми. Выраженность акцентуации может быть различной — от легкой, заметной лишь .

Мотивация деятельности человека 2

. уровни достигаются лишь психологически зрелыми людьми, обеспечившими себя удовлетворением потребностей нижних уровней. Возникающие в результате деятельности человека новые потребности являются доминантным стимулом развития личности и, как следствие, .

Психология воспитания личности

. рамки, в которых деятельность учащихся приветствуется им . Предмет исследования - психология воспитательной работы в . и взгляд на личность педагога: он . индивидуальное и коллективное сознание школьников -- . предъявляет к каждому человеку более жесткие .

Тема психология личности. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Теории личности

. Ананьев). Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский). Личность – человек как носитель сознания (К.К. .

Психология успешной личности

. Занятие ведет преподаватель юриспруденции Мингазов И.Р. Психология успешной личности Познать самого себя порою труднее, чем изучить . юному предпринимателю до и после начала трудовой деятельности, какие трудности могут встретиться ему на пути, .

Читайте также: