Развитие творческого потенциала детей различными средствами музыкальной деятельности в доу

Обновлено: 02.07.2024

Развитие активной творческой личности - одна из важнейших проблем психологической и педагогической теории и практики. Идея обучения, ориентированного на поддержание и развитие творческого потенциала, лежит в основе ответа на насущный вопрос: как учить детей, начиная с ранних возрастов, чтобы не погасить искру творчества, заложенную в каждом ребенке изначально.

Проблемы творчества длительное время изучались в связи с творческими способностями и талантами в определенных сферах деятельности человека, что на долгие годы поставило знак равенства между творческостью и исключительностью. Творчество оставалось уделом немногих избранных. Однако наше динамичное, быстроменяющееся время предъявляет иные требования - творческость человека должна стать сутью, основой существования в этом мире; поэтому исследования в области становления творческой личности приобретают особую актуальность и становятся важнейшим направлением.

Творчество - это всегда привнесение в мир чего-то нового. Сама человеческая индивидуальность уникальна и неповторима, и реализация индивидуальности - т.е. ее предъявление другим людям с помощью социально выработанных средств - уже есть творческий акт (внесение в мир нового, уникального, ранее не существовавшего).

Помочь детям в процессе их развития выйти на осознание своей индивидуальности, проявить эту индивидуальность в деятельности таким образом, который соответствует особенностям ребенка и в то же время принимается обществом - это и означает развитие творческого потенциала.

Индивидуальность человека проявляется не только в его физическом и интеллектуальном своеобразии, но и в его субъективном отношении к окружающему; самому человеку это отношение представлено в его эмоциональных реакциях и состояниях. Поэтому возможность адекватно выразить свои эмоциональные реакции и состояния способствует реализации человеком своей индивидуальности и тем самым - развитию его творческого потенциала.

В музыкальной педагогике и психологии имеется ряд теоретических и экспериментальных работ, где даётся высокая оценка воспитательному значению творчества: Б.В. Афанасьев, П.П. Блонский, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Б.Л. Яворский и другие. Положения, выдвинутые ими, и, в частности, результаты исследования Н.А. Ветлугиной о способности к творчеству детей дошкольного возраста, представляются особо важными.

Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте.

"Программа воспитания и обучения в детском саду" ставит задачи развития музыкально-творческих способностей дошкольников в разных видах музыкальной деятельности через активное восприятие музыки. Импровизируя, создавая простейшие песенки, попевки, мелодии, дошкольники через индивидуализацию процесса творчества активизируют свой творческий потенциал.

В связи с тем, что проблема развития творческого потенциала менее всего разработана для детей дошкольного возраста, углубленное изучение и разработка адекватных возрастным особенностям детей методов диагностики творческого потенциала и средств его развития в процессе музыкального восприятия приобретает особую актуальность.

Проблему развития творческого потенциала личности можно считать одной из наиболее фундаментальных проблем всей совокупности гуманитарных наук. Некоторые авторы чрезвычайно широко трактуют это понятие и даже отождествляют его с понятием "развитие". "Творчество - это необходимое условие развития материи, образования её новых форм, вместе с возникновением которых меняются и формы творчества. Творчество человека - лишь одна из таких форм", - пишет Я.А. Пономарев.

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творческий потенциал - это система личностных способностей, позволяющих оптимально менять приёмы действий в соответствии с новыми условиями, а также знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению деятельности) и побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию.

Одним из основных направлений педагогической работы с детьми дошкольного возраста является формирование у них общего творческого отношения к явлениям окружающей действительности как в плане восприятия и познания этих явлений, так и в плане их практического преобразования. Ключевой момент развития творчества ребенка дошкольника - формирование особой структуры его опыта - эвристической структуры.

Выделяются несколько условий успешного развития творческих способностей дошкольников. Первое условие - раннее начало. Второе важное условие эффективного развития способностей состоит в том, чтобы ребенка заранее окружить такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали разнообразную творческую деятельность. Третье условие успешного развития творческих способностей детей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Максимальное проявление сил осуществляется тогда, когда ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. В этом возрасте малыш вынужден заниматься творчеством, решать многие новые задачи, самостоятельно и без предварительного обучения. Интенсивная умственная деятельность позволяет ребенку превратиться в почемучку.

Четвертое условие предполагает свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий каким-либо одним делом, в выборе способов работы и т. д. Эмоциональный подъем, интерес спасет ребенка от переутомления и перенапряжения.

Пятое условие успешного развития творческих способностей - умная, доброжелательная помощь взрослого. Не следует, однако, превращать свободу в безнаказанность, а помощь в подсказку. Попустительство и подсказка только вредит ребенку.

Значительные возможности для развития творческих способностей детей имеют развивающие игры, которые моделируют творческий процесс и создают благоприятные возможности для реализации творческого потенциала ребенка. Н.А. Ветлугина в своих исследования проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником. Другое условие - это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые умения, навыки, знания, для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.

Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т. е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.

Творческие проявления детей в ритмике, так же как в пении и игре на детских музыкальных инструментах, являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать "свой" музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками.

Игра на музыкальных инструментах активизирует всех детей, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку. Этапы развития детского творчества: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности (при этом дается установка на создание нового - измени, придумай, сочини), к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий в жизни.

Основными направлениями развития творческого потенциала у дошкольников в процессе восприятия музыки является песенное творчество, музыкально-игровое, танцевальное творчество, творчество детей в игре на музыкальных инструментах. Педагогическое руководство процессом музыкального творчества детей позволяет активизировать творческий потенциал дошкольников.

В процессе развития, воспитания и обучения ребенка в ДОУ активно происходит развитие восприятия, которое в этот период проходит несколько этапов. Первый этап связан со становлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предметом. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз. На следующих, более высоких ступенях психического развития дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга. Причем в процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения.

Важнейшим условием развития восприятия является труд, который у детей может проявляться не только в форме общественно полезного труда, но и в форме рисования, лепки, занятия музыкой, чтением и др., т. е. в форме разнообразной познавательной предметной деятельности.

Музыкальное восприятие множественно и многолико, так же как множественна и многолика музыкальная культура. В настоящее время можно считать установленным, что психические процессы, задействованные в музыкальном восприятии, включают в себя весь спектр сознания - от простейших ощущений до сложнейших операций музыкального интеллекта. Сюда включаются память, внимание, эмоциональные переживания, апперцепция и синестезия. Детское музыкальное восприятие в отличие от взрослого должно включать в себя следующие черты: преобладание неспецифических музыкальных средств в слуховом образе музыки над высотно-ритмическими отношениями; синкретически нерасчлененный характер образа, где все аспекты звучания, как бы сливаясь в сознании, фокусируются на чем-то одном (например, на тембровой или темпо-ритмической стороне музыки); фрагментарность, когда музыкальное целое воспринимается не как система, но как совокупность отдельных фрагментов; тяга к повторению коротких фраз в качестве ведущего ориентира музыкальной мысли и боязнь незнакомого материала (как следствие детской приверженности к копированию). С этими основополагающими особенностями детского восприятия связаны некоторые психолого-педагогические проблемы формирования способности к восприятию музыки у детей. Для закрепления образов восприятия можно использовать дидактические игры, задачи которых связаны с различением и воспроизведением средств музыкальной выразительности: высоты звуков, ритма, тембра, динамики. Следует приложить немало усилий, проявить терпение и настойчивость, способствуя развитию добрых чувств, хорошего вкуса, правильного понимания исполняемых музыкальных произведений. Тем самым педагог помогает детям в будущем стать добрыми, отзывчивыми, творчески активными людьми.

Творческое начало человека лежит в основе всей жизни человека. Первоначальные творческие проявления детей являются принципиально важными для дальнейшего формирования ребёнка. Они начало будущей творческой его деятельности. Музыкальное развитие ребёнка не может быть полноценным без развития его творческих способностей. Взрослый должен активно и целенаправленно воздействовать на развитие детского творчества.

Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности.

Составила музыкальный руководитель Терехова Т. Б.

Способность творчества есть великий дар природы.

Акт творчества в душе творящей есть великое таинство,

Минута творчества есть минута великого священнодействия.

Теория развития творческих способностей дошкольников и влияние музыки на этот процесс исследовалась многими учеными.

Педагоги и психологи сходятся во мнении, что: музыкально - творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным в разных сферах: сфере социальных отношений, психомоторной, творческой, художественной, музыкальной сфере, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Особенностью детского музыкального творчества является – его всеобщий характер, невзирая на маленький жизненный опыт, дети легко комбинируют несоединимые вещи, не подвергая критике результат.

Ребенок смотрит на своё творчество исключительно собственными глазами. Важной психологической особенностью детского творчества является и то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату.

Воспитание творческих задатков у современного дошкольника – это актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько сегодняшний ребенок сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны нашего общества.

Ведущими задачами по развитию детского музыкального творчества, являются:

развитие музыкальных и творческих способностей детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности;

формирование начал музыкальной культуры, способствующей формированию общей духовной культуры;

развитие музыкально-художественной деятельности детей;

приобщение их к музыкальному искусству;

развитие детского музыкального-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей, удовлетворение потребности в самовыражении.

Традиционно в детском саду принято выделять такие формы организации музыкальной деятельности, как:

- музыкальные занятия,

- самостоятельная музыкальная деятельность детей,

- музыка в повседневной жизни,

- музыка на праздниках.

- творческие мастерские, кружковая работа

Творческие способности ребенка проявляются в разных видах музыкальной деятельности, и это:

• Слушание или восприятие музыки,

• Музыкально-ритмические движения,

• Игра на детских музыкальных инструментах,

Рассмотрим подробнее каждый из них.

Слушание музыки – активный творческий процесс, так как воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа, чувствовать настроение, осмысливать.

У детей старшего возраста спектр возможностей увеличивается.

Пение - любимый вид музыкальной деятельности дошкольников.

- Могут быть и такие творческие задания : спеть самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок, лает маленькая собачка, то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка, лает большая собака).

Для проявления песенного творчества важным является накопление слухового опыта и развитие музыкально - слуховых представлений. Разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества :

- импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;

- сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.

- Игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело и пр., и с различной силой звука).

Стихи -попевки можно брать из сборников детских книжек.

Сюда же можно отнести и разнообразные музыкально-дидактические игры.

Музыкально-ритмические движения это :

-Музыкально-ритмические упражнения,

-Танцы, пляски, хороводы,

-Танцевальные импровизации, этюды- фантазии.

Музыкально-ритмические упражнения – это процесс осваивания детьми танцевальных движений.

Рассмотрим простейшее движение – хлопки. Педагог прохлопывает ритм, дети повторяют. Затем выбранный ребенок придумывает свой ритм, прохлопывает, дети стараются повторить. Для большей понятности можно использовать карточки с одинаковым рисунком, но разные по размеру, разложенные в определенной последовательности. Большая картинка – долгий хлопок, маленькая – короткий. Дети похлопывают, педагог предлагает одному из детей выложить свою ритмическую последовательность.

Следующий вид музыкально - ритмических движений – танцы, пляски, хороводы. Выделяют две группы: зафиксированные и свободные.

К свободным танцам относятся пляски и хороводы, которые придумывают сами дети, используя знакомые элементы танцев. Вначале педагог помогает детям выполнить движения, под ту или иную музыку в соответствии с её характером, затем дети самостоятельно создают танец.

Детям младшего возраста можно предложить поплясать как медведи, зайчики, лисички, птички, снежинки и т. д. Для ребят постарше задание усложняется, например, передать движениями настроение музыки в танце (радость, печаль, восторг, злость и прочее).

Детская танцевальная фантазия это – двигательная импровизация под любую музыку. Свободные движения под музыку содействуют мышечному расслаблению, эмоциональному раскрепощению, доставляют детям истинное удовольствие. Чтобы подвести детей к данному виду деятельности, необходима постепенная, поэтапная работа, которая включает в себя:

-двигательную импровизацию с предметами;

-двигательную импровизацию с речевым сопровождением

Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки).

Интерес к данному виду деятельности у ребенка возникает практически с самого рождения (погремушка). Существуют различные способы применения игры на детских музыкальных инструментах :

Для озвучивания с помощью детских музыкальных инструментов могут применяться

- стихотворения

- рассказы о явлениях природы, о животных

- рассказы, сочиненные детьми

- рассказы по репродукциям

Лягушонок Квак пошёл гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяет по пластинке металлофона 1 раз).

Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло ещё несколько капель (ударяет несколько раз).

В начале капельки капали редко (редкие удары, а затем дождик разошёлся не на шутку и капельки полились одна за другой всё чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары).

Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко”.

После такого прочтения сказки ребенку предлагается исполнить свою мелодию дождя.

Для ребят старшего возраста творческие задания усложняются.

3. Озвучивание стихотворений.

Апрель! Апрель! – треугольник

На дворе звенит капель – глиссандо по металлофонам

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи– музыкальный молоточек

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи. - тихое шуршание любым предметом

Пробирается медведь – трещотка

Сквозь лесной валежник. – маракас

Стали птицы песни петь – свистулька

И расцвел подснежник – колокольчик

Такой способ знакомства с литературой будет вызывать у детей более яркий эмоциональный отклик, способствовать лучшему запоминанию содержания произведения.

Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений:

- контраст в пределах одного жанра – сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей, например, боевого и шутливого;

- контраст в пределах одного названия – сочинение двух разных по характеру пьес, например, птичка поет весело и грустно;

- контраст в пределах одного настроения – передача возможных его оттенков (веселое, торжественное и веселое, нежное; светлая грусть и грусть-жалоба.

Таким образом, дети могут, опираясь на приобретенный опыт, по-своему выражая музыкальные впечатления, развить творческие способности.

Музыкальной творческой деятельности необходимо использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие.

Но не все дети одинаково талантливы. Нужно найти индивидуальный подход к каждому ребенку, и выявить его способности в разных видах деятельности и помочь реализовать их.

Педагогами, музыкантами, психологами разработано много методик, технологий и программ, которые активно используются в работе музыкальными руководителями. Некоторые из них представлены на слайде.

Основные навыки и умения ребенок приобретает на музыкальных занятиях, но самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна лишь при условии создания специальной предметно-развивающей среды.

Творческое развитие ребенка реализуется только в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Творческий процесс музыкальном воспитании неосуществим без музыкального зала,

пособий по музыкальному воспитанию,

музыкальных инструментов и т. д.

Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально-дидактическими материалами.

Блоки компонентов среды должны соответствовать логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество).

восприятие музыки - пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей;

воспроизведение музыки - пособия, побуждающие к певческой деятельности : к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению;

пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности : к восприятию, исполнению музыки для игры или танца, к творческой выразительности танца и т. п. ;

пособия, побуждающие к игре на детских музыкальных инструментах : восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации;

музыкально-творческая деятельность – пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.

музыкально-дидактические игры

Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет, дисков к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон, DVD плеер, мультимедиапроектор).

Для успешного музыкального развития детей необходимо наличие музыкально – педагогического оборудования: детских музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, настольных музыкально – дидактических игр, оборудования для художественно – театральной деятельности, атрибутов и костюмов для игр, звуковых пособий и специального оборудования к ним с записями классической музыки и детским музыкальным репертуаром.

Музыкальную зону часто совмещают с театральной, где размещают; костюмы для ряженья, головные уборы, украшения, маски и оборудование для обыгрывания сказок: большая ширма, маленькая ширма, фланелеграф, стойка – вешалка для костюмов. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, перчаточный, настольный) для обыгрывания сказок. Диски с записью музыки для сопровождения театрализованных игр.

Результат развития творческих способностей старших дошкольников можно увидеть на различных праздниках, а также в повседневной жизни ребёнка (на занятиях, в играх, на прогулках, в семейной обстановке дома). Творчество располагает детей к свободе и открытиям, приключениям и оригинальному выражению.

Творческий процесс должен быть непрерывным, и в него должны быть вовлечены все педагоги ДОУ и семьи воспитанников. И вот уже несколько лет детский сад работает в этом направлении, мы с вами активно ищем формы вовлечения родителей в единое образовательное пространство.

И в заключении хотелось бы сказать несколько слов о личности самого педагога.

Не следует забывать о том, что творческая среда - это не только то, о чем я говорила, но и мы с вами. Мы с вами – это часть развивающей среды, в которой формируется дошкольник. Как мы говорим, как выглядим, что читаем и смотрим - это то, чем мы делимся с ребенком каждый день, что формирует его как творческую личность.

Ссылки на источники.

1. Воробьева Д. И. Гармония развития : Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. – М. : Детство-Пресс, 2003

2. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. – М., 1978.

3. Рапуто А. Г. Использование в образовательном процессе сюжетного подхода в компьютерных презентациях. // Информатика и образование. – 2008. – № 2.

5. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Библиотека программы "Детство" М. : Детство-Пресс, 2013 г.

6. Шолина И. Н. Теоретические основы процесса приобщения школьников к музыкальным новациям в общеобразовательном учреждении. М., 2001

7. Судаков, В. Ф. Формирование у младших школьников культуры восприятия произведений советской музыки Л., 1977.

8. Проблемы традиций и новаторства в современной музыке общая ред. М. Е. Тараканова. М. : Советский композитор, 1982. — 232 с.

9. Кабалевский Д. Композиторское образование и современная музыка Советская музыка. 1972.

11. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 1997.

12. Петрушин В. И. Учебный комплект Психология и педагогика художественного творчества М., 2006 г.

13. Петрушин В. И Музыкальная психология М., 2006 г.

14. Сухомлинский В. А. Трудность и радость познания // Работница. 1968.№ 9.

16. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. — М. : 2010.

17. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С. Пб. : 2011 г.

18. Юдина Е. И. «Мой первый учебник по музыке и творчеству/Азбука музыкально-творческого саморазвития/ Серия : У тебя получится:/- М. : Аквариум, 1997.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО-деятельности в соответствии с требованиями ФГОС Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.

Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности Особое влияние на развитие личностных качеств детей, в том числе и творческих способностей, оказывает театр, как синтетическое искусство,.

Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности (обобщение педогогического опыта) Гипотеза Театральная деятельность будет успешно развиваться, если побуждать детей к импровизации, развивать.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО Брусова С. Ю., воспитатель ГБДОУ детский сад №17 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга Развитие творческих способностей.

Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников «Театр – это волшебный мир, он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности

Из опыта работы

высшей квалификационной категории

Гульнары Минравиловны

Северное, 2021

2 слайд Каждый человек привык с самого рождения слышать музыку.

3 слайд У каждого есть любимый стиль музыки. Роль музыки в нашей жизни довольно велика, музыка может влиять на наше настроение, успокаивать нас, взвинчивать, поднимать нам настроение и так же ухудшать его.

Теория развития творческих способностей дошкольников и влияние музыки на этот процесс исследовалась многими учеными.

5 слайд Педагоги и психологи сходятся во мнении, что : музыкально - творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным в разных сферах : сфере социальных отношений, психомоторной, творческой, художественной, музыкальной сфере, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Воспитание творческих задатков у современного дошкольника – это актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько сегодняшний ребенок сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны нашего общества.

Актуальность проблемы сделала необходимым поиск видов детской художественной деятельности, оптимальных с точки зрения формирования творчества.

6 слайд Музыка является чрезвычайно благоприятным видом искусства для развития творчества. В современном обществе идеалом является творчески действующая и мыслящая личность.

7 слайд Изучив научно-методическую литературу, я поставила перед собой цель: формирование творческой личности дошкольника, развитие природных задатков, развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: восприятии, пении, музыкально-ритмических 9движениях, игре на детских музыкальных инструментах.

8 слайд Для реализации поставленной цели мной были определены следующие задачи: развитие музыкальных и творческих способностей детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности;

формирование начал музыкальной культуры, способствующей формированию общей духовной культуры;

развитие музыкально-художественной деятельности детей ;

приобщение их к музыкальному искусству;

развитие детского музыкального-художественного творчества , реализация самостоятельной творческой деятельности детей, удовлетворение потребности в самовыражении.

Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий . Интеграция в педагогической деятельности помогает свести к минимуму традиционные формы организации образовательной деятельности и служит залогом успешного развития и результативного обучения дошкольников.

10 слайд Предлагаю вспомнить виды музыкальной деятельности.

Виды музыкальной деятельности

Игра на детских музыкальных инструментах

Давайте рассмотрим подробнее каждый вид.

11 слайд Музыкально-ритмические движения.

Данный вид музыкальной деятельности занимает важное место в развитии творческих способностей детей. Именно в муз. движении у детей возникают наиболее яркие эмоциональные реакции - радость, удовольствие, что являются важнейшим условием формирования творчества вообще и муз. творчества в особенности.

Виды музыкально-ритмические движений:

Танцы, пляски, хороводы

Музыкально-ритмические упражнения – это процесс разучивание с детьми отдельных танцевальных движений. Рассмотрим простейшее движение – хлопки. Я прохлопываю определенный ритм, дети повторяют. Затем выбранный ребенок придумывает свой ритм, прохлопывает, дети стараются повторить. Для большей понятности я использую карточки с одинаковым рисунком, но разные по размеру, разложенные в определенной последовательности. Большая картинка – долгий хлопок, маленькая – короткий. Дети похлопывают, я предлагаю одному из детей выложить свою ритмическую последовательность.

Можно использовать атрибуты - ленточки, шарфики, платочки, листики, снежинки, предметы, помогающие изобразить тот или иной образ особенно выразительно.

13 слайд Слушание.

14 слайд Пение

Для проявления песенного творчества важным является накопление слухового опыта и развитие муз. -слуховых представлений. Разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:

- импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;

- сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст,

сочинение попевок в определенном жанре.

15 слайд Игра на детских музыкальных инструментах является одним из видов детского исполнительства, развивающих творческие способности дошкольников.

Интерес к данному виду деятельности у ребенка возникает практически с самого рождения (погремушка). Существуют различные способы применения игры на детских музыкальных инструментах:

Для озвучивания с помощью детских музыкальных инструментов я применяю

- Рассказы о явлениях природы, о животных

- Рассказы, сочиненные детьми

- Рассказы по репродукциям

Приведу несколько примеров.

1. Для ребят младшего возраста можно рассказать и

Лягушонок КВАК пошёл гулять. Вдруг на него упала капелька дождя

(ударяет по пластинке металлофона 1 раз).

Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло ещё

несколько капель (ударяет несколько раз).

В начале капельки капали редко (редкие удары, а затем дождик

разошёлся не на шутку и капельки полились одна за другой всё чаще и

чаще. Дождь усилился (частые удары).

Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре

дождь кончился, и опять выглянуло солнышко”.

После такого прочтения сказки ребенку предлагается исполнить свою

2. Можно предложить ребятам исполнить на металлофоне песенку

Для ребят старшего возраста творческие задания усложняются.

3. Озвучивание стихотворений.

Апрель! Апрель! – треугольник

На дворе звенит капель. – глиссандо по металлофонам

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи. – музыкальный молоточек

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи. Тихое шуршание любым предметом

Пробирается медведь – трещотка

Сквозь лесной валежник. – маракас

Стали птицы песни петь – свистулька

И расцвел подснежник. – колокольчик

Такой способ знакомства с литературой будет вызывать у детей более яркий эмоциональный отклик, способствовать лучшему запоминанию содержания произведения.

16 слайд Музыкальные игры

Пример несюжетной игры:

17 слайд Хочу остановится на проектной деятельности. Проектная деятельность одна из форм развития творческих способностей дошкольника. Она реализуется совместно с воспитателям и родителями. Это послужило к сплочению сближению между родителями и детьми. Дети стали более открытые и раскрепощенные. Они проявили свои творческие способности в исполнении песен, импровизацию в танцевальных движениях в соответствии с характером музыки.

Таким образом, дети могут, опираясь на приобретенный музыкальный опыт, по- своему выразить муз. впечатления, развить творческие способности. Платон в свое время говорил, что музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу

крыльями, способствует полету воображения.

Поэтому с первых лет жизни ребенку необходимо участие в музыкальном творчестве через различные формы музыкальной деятельности.

Как подарить детям радость творчества, вызвать ощущения своего духовного потенциала? Как разбудить фантазию чувств, фантазию ума? Как организовать и вести работу по музыкальному воспитанию, чтобы получить максимальный результат?

Используя различные виды музыкальной деятельности, можно влиять на формирование личности ребёнка, развивать воображение, фантазию, пробуждать стремление к творчеству. С развитием общей музыкальности совершенствуется слух, рождается творческое воображение.

Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой, ребёнок развивает свои силы. Из этого вытекает цель музыкального воспитания: развитие личности, обогащение его духовного мира через музыку. Музыкальная деятельность – самый многогранный вид деятельности дошкольника, поэтому необходимо определить общее звено, где могли бы встретиться все виды искусства для совместного гармоничного развития ребёнка, поэтому на музыкальных занятиях, я стараюсь развить интерес к музыке и раскрыть творческие способности.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Именно музыка является эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребёнка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через неё и художественной, и эстетической культуры ребёнка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.

Отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребёнком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её почувствовать. Ребёнку музыка нужна для его личностного развития и роста, нужна как воздух и вода. Есть такое человеческое качество – тонкость, эмоциональность души. Человек с тонкой эмоциональной душой не может забыть горя, страдания другого человека, совесть заставит его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка.

Работа в дошкольном учреждении и наблюдения практики свидетельствуют о том, что при использовании гибких методов и форм организации музыкальной деятельности детей, создании условий для самовыражения ребёнка в результате прочувствования и оценки произведений высокого искусства как эталонов красоты, достигается поразительный эффект музыкально-творческого и общего развития.

Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию. Становление музыкальной культуры личности, а через неё – художественной, эстетической и общей духовной культуры должно начинаться в раннем детстве, когда у ребёнка ещё не сложились интересы, привычки, вкусы, которые нужно ломать или перестраивать.

Маленький ребёнок открыт, доверчив, восприимчив. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребёнок накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие. Каждый ребёнок обладает своеобразным сочетанием способностей, личностных качеств. Важно заметить и развить всё лучшее, заложенное от природы, необходимо учитывать интересы детей, склонности к различным видам музыкальной деятельности.

Желая приобщить детей к сокровищнице музыкального искусства, и на этой базе формировать подготовленного слушателя музыки, способного к наслаждению музыкальным искусством и к различным видам деятельности в нём, то совершенно необходимо использовать в работе с дошкольниками новейшие технологии, направленные на развитие каждого ребёнка. Используя возможности и средства различных видов искусств, можно успешно влиять на формирование личности ребёнка, вкладывать в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая воображения, фантазию, пробуждая стремление к творчеству.

В процессе творческой деятельности выявляются общие художественные способности, каковыми являются:

  • дар художественного видения,
  • умение воспринимать ритмическую структуру,
  • способность к самостоятельной творческой активности в искусстве,
  • способность к эмоциональному переживанию.

В работе с детьми надо ориентироваться на личностные возможности каждого ребёнка и их непрерывное наращивание. Нужно отказаться от авторитарного, инструктивно-репродуктивного обучения в пользу поисково-творческого. Процесс обучения строить таким образом, чтобы развивать воображение, творчество, чтобы ребёнок был на позиции исследователя, только тогда он раскроется, сможет проявить творчество, когда почувствует доброжелательное отношение к себе и детей, и взрослых.

Мир детства – особый мир сказок, творческих фантазий, любимых песенных мелодий. Музыка воспринимается ребёнком как эмоция, образ. Очень важно процесс обучения превратить в увлекательную игру, будить фантазию, вовлекать ребёнка в волшебный мир музыки. Развивать творческие способности надо постепенно, поэтому небольшие творческие задания даю уже в младшем дошкольном возрасте. Первоочередной задачей было – создать условия для развития личности и реализации своего я, предоставить ребёнку свободу самовыражения.

Работая с детьми этого возраста, я пришла к такому выводу, что формированию мышления уже в младшем возрасте способствуют движения, которые помогают ребёнку ощутить характер музыки, смену настроений. В младшем возрасте это могут быть элементарные движения рук – плавные или более активные, беззвучные хлопки, удары пальцев о ладонь, хлопки по коленям, удары кулачков. Также игры-забавы с пением из русского фольклора ( прибаутки, потешки, песенки) применяются с движениями. На музыкальных занятиях я пытаюсь привить детям с раннего возраста здоровый эстетический вкус, а надёжным материалом для достижения цели послужил мне, конечно, фольклор.

В младшем возрасте очень своеобразное исполнение песен – это ещё не пение как таковое, а песенно-речитативное интонирование, и перенимают друг у друга не мелодии, а лишь интонации – эмоционально-смысловые звуковыражения песен. Например, когда зовут на помощь радугу или солнце исполняют закличку. Такие типы интонирования детских песен являются предмузыкальными, они подготавливают детей к переходу, постепенно подводит к творческой вершине. Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, двигательная активность, тактильные ощущения помогают детям получить первые представления об особенностях музыкального языка.

Каждое занятие – это маленький праздник для детей, где есть всё: слушание, движения, пение, которое тесно взаимосвязаны между собой. Но для проявления творческого начала у детей необходимо следующее: большой объём музыкальных впечатлений, развития активного восприятия музыки.

Считаю, что развития воображения, творчества, на прямую связано с развитием активного восприятия музыки, поэтому большое внимания уделяю слушанию музыки. Музыка по-своему передаёт жизнь окружающего мира, мысли, чувства человека, красоту природы. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать её характер, следить за развитием образа: сменой интонаций, настроений. Стараюсь научить слушать музыку и понимать её.

Малыши очень отзывчивы на похвалу и внимание к ним. Но бывают и пассивные дети, которые не принимают никакого участия, но в основном ребята активно включаются в деятельность. Музыкально-ритмические движения подбираю в основном с текстом, который помогает ребятам передать характер. Творческие задания в этом разделе очень малы, так как запас движений невелик. Поэтому ребятам трудно разнообразить, менять движения. В связи с этим я параллельно разучиваю простейшие плясовые движения, когда они приобретут достаточно прочные навыки, тогда даю задание с последовательностью: от простого к сложному.

У детей старшего возраста совершенствуются навыки, значительно шире возможности. Ребёнок усваивает принятые в обществе формы выражения оттенков, переживаний при помощи взглядов, улыбок, мимики, жестов, позы движений, интонации голоса. Выявление этих способностей даёт возможность усложнить задачу.

На основании выше сказанного хочется отметить, что музыкально-ритмические движения, являются связующей нитью между другими видами музыкальной деятельности. Универсальный ключ к детскому творчеству, походящий ко всем системам музыкального воспитания, дал чешский композитор Карл Орф, один из главных принципов применяю в своей практике, в разделе вокальный цикл.

Если ребёнку, не имевшему опыта творческой игры, сказать на первом занятии, чтобы он сочинил песенку, то вероятнее всего он ничего не сделает. Чтобы эти слова распахнули двери в мир фантазии, изобретательности, необходимо обучать, развивать творческие навыки. Я веду подготовку по импровизации постепенно, в начале учебного года, провожу музыкальное знакомство. Я пою, как меня зовут, напоминая, что ребята должны тоже имя своё пропеть.

Я детям предлагаю две карточки, контрастные по цвету, соответствующие характеру исполняемых произведений, и объясняю, что, например, карточку красного цвета они поднимут, если услышат решительную музыку, а синюю – если тревожную. Проблемные ситуации можно брать при сравнении произведений различных видов искусства – музыки, поэзии, живописи. Важно точно и тонко подбирать произведения для сравнения. Часто использую чтение стихотворений или показ иллюстраций, близких по настроению исполняемой музыки.

Задание усложняется, если использовать несколько контрастных произведений. В этом случае дети становятся в проблемную ситуацию: они должны выбирать из двух картин одну соответствующую по настроению в музыке, или из двух музыкальных произведений – одно, близкое по настроению картине. Аналогично сопоставляем музыкальные произведения со стихотворениями.

Иногда детям предлагаю выполнить рисунок, передающий характер музыки. Это помогает детям, не боятся фантазировать, искренне выражать свои чувства.

Дети часто непроизвольно используют выразительные возможности цвета. Злого колдуна большинство рисуют тёмными красками, а добрую Золушку – яркими и светлыми. Работая над этой темой, я пришла к выводу, что использование вариативных показов, проблемных ситуаций активизирует творческую самостоятельность детей, повышает их интерес к деятельности и способствует быстроте и прочности освоения навыков и умений.

Большое значение в музыкальном воспитании имеют тон речи, мимика, манера общения с детьми. Эмоциональная окраска речи способна вызвать поддержать интерес ребят к музыке. Я считаю, чтобы преподавание музыки оставило следы и получило дальнейшее развитие, необходимо иметь конкретную цель с постепенной последовательностью реализации, руководить, направлять деятельность детей, не навязывать детям своего мнения, а поддерживать самостоятельность, формировать образное представления, воображение.

Используя в работе личностно ориентированный подход, позволило мне развить слабых, сделать сильными средних, и развить творческий потенциал перспективных детей. Опыт показал, что, используя личностный подход, позволяет развить творческую личность ребёнка, повышает его интеллектуальный уровень, наряду с музыкальными способностями развивает и общие способности.

Опыт работы позволил сделать мне выводы:

  • Занятия детям доставляют радость.
  • Легко усваивают теоретический материал.
  • Развивается творческий потенциал ребёнка.
  • Развиваются музыкально-слуховые представленья.
  • Ребёнок свободен, раскован, имеет свою точку зрения.
  • Наглядные пособия создают ощущения праздника на занятии.

Читайте также: