В чем состояли основные проблемы послевоенного международного урегулирования в азии кратко

Обновлено: 04.07.2024

При более подробном взгляде на регион становится очевидным, что успех пришёл к странам, которые до конца XIX века входили в состав конфуцианского мира. Господствующей идеологией там являлось конфуцианство, главным языком письменного общения элиты служил древнекитайский, а основой экономики являлось интенсивное земледелие, в первую очередь основанное на рисоводстве. Немало общего существовало в культуре и обычаях Китая, Кореи, Японии и Вьетнама..

Здесь мы расскажем о том, какие обстоятельства сделали возможным экономический рывок Восточной Азии. Мы сосредоточимся на странах, которые совершили этот рывок уже после Второй Мировой войны, не рассматривая, в частности, Японию, трансформация которой произошла ранее. Для Японии период после 1945 г. был временем быстрого залечивания военных ран и отказа от имперской внешней политики (строго говоря, отказа от внешней политики как таковой – страна послушно следует в фарватере Вашингтона) и, конечно же, стремительного экономического роста. Для других стран региона период после 1945 г.стал временем бурных потрясений и радикальной перестройки общества.

Окончание Второй мировой войны для Восточной Азии означало крах колониальной системы. В 1945 г. стала независимой Корея, сразу расколовшаяся пополам. Во Вьетнаме путь к независимости оказался более извилистым, но и там к 1954 г. возникли два разных – но бесспорно вьетнамских – государства. В Китае, который колонией никогда не был, 1945 г. тоже означал заметное ослабление внешних влияний. Дело в том, что Япония и Великобритания – две империалистические державы, которые до 1939 г. особенно активно вмешивались в китайскую внутреннюю политику, по итогам войны оказались оттеснены на второй план. Конечно, Восточная Азия оставалась частью мировой политики, причудливые повороты которой вскоре стала определять Холодная война, однако у большинства государств региона всё-таки оказалась некая свобода выбора своего пути.

Какой же путь выбрали эти страны? Первой, общей для них всех особенностью стала решительно модернизаторская ориентация их политики. К 1945 г. в этих странах практически не осталось людей, которые бы считали, что возрождение старых порядков, возвращение к некоей идеализированной древности, может стать решением стоящих перед обществом проблем. В конфуцианском мире, в отличие от мира ислама, религиозно-идеологический фундаментализм так и не смог стать заметной политической силой. И в Корее, и во Вьетнаме, и в Китае к 1945 г. все политические силы сходились в одном: Восточная Азия должна идти путём развитых стран, огромный экономический и технологический разрыв с которыми следовало преодолеть в кратчайшие сроки.

Ни у кого не было иллюзий: для преодоления этого разрыва нужно было строить общество западного образца. Но какого именно? В 1945 г. развитый мир предлагал две конкурирующие идеологии – государственный социализм советского образца и либеральный капитализм образца американского.

Как представлялось в 1945 г., именно между этими двумя моделями и следовало выбирать. На практике, однако, всё оказалось сложнее. Попытки построить в Восточной Азии общество, которое сочетало бы либеральную демократию и рыночную экономику, оставались безуспешными до конца 1980-х г. (единственным исключением была Япония, но её история уже с середины XIX века шла особым путём). На практике страны прозападной ориентации действительно строили капитализм. Но этот капитализм у них получался нелиберальным, а сами эти государства быстро преврашались в диктатуры, порою – весьма свирепые. С другой стороны, попытки построить в Восточной Азии по марксистско-ленинским рецептам социализм советского образца тоже привели к появлению обществ, на этот образец не очень и похожих: огосударствливание всего и вся достигало немыслимых для СССР и Восточной Европы масштабов, а идеология этих режимов довольно быстро приобретала отчётливый националистический (а иногда - и просто расистский) оттенок.

При этом все участники идеологических споров отличались одной объединяющей их особенностью – для них определяющим был прагматический национализм. Несмотря на многочисленные исключения, интеллигенты и политики Восточной Азии подходили к западным идеологиям с практической точки зрения. И коммунизм, и либеральная демократия были для них не самоцелью, а, в первую очередь, социальными технологиями, которые следовало использовать для того, чтобы создать мощное, современное государство.

Именно этот выбор сыграл немалую роль в расколе всех трёх стран региона. Так получилось, что каждая из этих трёх стран изначально выбрала оба варианта одновременно. В Китае континентальная часть страны пошла по пути маоистского социализма, в то время как отколовшийся Тайвань и Сингапур (преимущественно китайский по составу населения) выбрали капиталистическую диктатуру развития. Во Вьетнаме и Корее северная половина страны пошла по коммунистическому пути, а южная – по капиталистическому. Правда, потом ситуация усложнилась, так как примерно к 1980 г. экономическая неэффективность маоистского варианта стала ясна всем. В результате Вьетнам и КНР, сохраняя формально коммунистическую риторику, приступили к копированию модели своих противников.

ЮЖНАЯ КОРЕЯ

Так получилось, что именно в Корее стоявшая перед странами Восточной Азии альтернатива была выражена с наибольшей чёткостью.

На протяжении 1910-1945 гг. Корея была колонией Японии. Японская политика на полуострове во многом отличалась от той политики, которую проводили в своих колониях западные державы. Решающую роль тут играло стремление превратить Корею в часть собственно Японии, полностью ассимилировав население страны. Именно это стремление определяло японскую политику с начала 1930-х гг. Кроме того, для Японии Корея была важной базой, необходимой для продвижения в Китай. Сочетание этих двух факторов привело к тому, что японские власти активно поощряли инвестиции в Корею, северная часть которой к 1945 г. стала одним из самых индустриально развитых регионов Восточной Азии. В стране существовала немногочисленная, но активная и влиятельная интеллигенция, которая была разделена между право-либеральными и коммунистическими силами.

Державы-победительницы уже в 1943 г. заявили, что после войны государственная независимость Кореи будет восстановлена. Однако вплоть до 1945 г. ни в Москве, ни в Вашинтоне корейским вопросом особо не интересовались.

На Севере советская администрация оказала содействие коммунистам, многие и которых были специально доставлены туда из эмиграции (большую роль также сыграли и этнические корейцы из Советского Союза). Во главе формирующегося режима оказался Ким Ир Сен (1912-1994), бывший командир одного из антяпонских партизанских отрядов, которые действовали в Манчжурии в тридцатые годы. Военные годы Ким провёл в СССР, где он служил в Советской армии в чине капитана. Как и Ли Сын Ман, Ким Ир Сен был, прежде всего, националистом, и его отношение к СССР было прагматическим. Однако на начальном этапе северокорейской истории контроль советских властей над КНДР был весьма жёстким - куда жёстче, чем американский контроль над Южной Кореей, так что до поры Ким Ир Сен своих настроений не демонстрировал. И Север, и Юг никогда не признавали друг друга отдельными государствами.

С 1948 г. Ким Ир Сен упорно добивался от Сталина разрешения на операцию по вооружённому освобождению Юга. Сталин, опасаясь того, что конфликт в Корее может привести к мировой войне, такого разрешения не давал, но в январе 1950 г., под влиянием победы коммунистов в Китае и успешной разработки ядерного орудия в СССР, Сталин согласился.

Новая власть не без оснований считала, что стабильность государства и само его сохранение зависит от того, удастся ли обеспечить экономический рывок. При этом проблемы, стоявшие тогда перед страной, казались практически неразрешимыми, ведь в Южной Корее практически нет никаких природных ресурсов, а практически вся промышленность, некогда созданная японцами, при разделе страны оказалась на Севере .

Единственным наличным ресурсом Кореи были сами корейцы, и их готовность добросовестно работать за мизерную плату – в самом буквальном смысле слова, за чашку риса. Именно на это и была сделана ставка.

Поначалу, в 1962-1970 гг., ставка была сделана на лёгкую промышленность, которая отличалась трудоёмкостью, но не требовала ни квалифицированной рабочей силы, ни сложных технологий. Деревенские девушки, работая по 12-14 часов в день и получая зарплаты в 10-20 раз ниже американских или западноевропейских, шили рубашки, делали парики, мягкую игрушку. В те времена ткани и одежда составляли примерно половину всего корейского экспорта (41% в 1965 г.).

К началу семидесятых годов накопленный опыт и капитал дали возможность сделать следующий шаг – от лёгкой промышленности, от плюшевых мишек и париков к металлургии, судостроению, химической промышленности. Именно в это время в Южной Корее появляются металлургические комбинаты, которые вскоре превращают страну в одного из крупнейших в мире производителей стали, а также верфи, которые уже к 1980 г. производили около трети всего мирового тоннажа новых кораблей. За металлургией и судостроением последовала автомобильная промышленность, развертывание которой началось около 1976 г., а за ней – электроника, эпохой развития которой стали уже восьмидесятые.

Разумеется, развитие страны при Пак Чжон Хи было капиталистическим. Однако капитализм этот обладал рядом своеобразных черт. Во-первых он носил отчётливо выраженный дирижистский характер, то есть контролировался и направлялся государством. Государство вырабатывало стратегию развития, а частные фирмы послушно выполняли приказы власти. С самого начала ставка была сделана на крупные многопрофильные концерны, которые были бы тесно связаны с правительством. Строго говоря, по-настоящему крупных фирм в Корее в 1961-1962 гг. не было, так что их пришлось создавать искусственно. Именно так появились нынешние корейские монополии – "чэболи". По сути, все крупнейшие корейские компании -- и "Хёндэ", и "Самсон" ("Самсунг"), и LG достигли своих гигантских размеров потому, что когда-то их основатели были выбраны генералом Пак Чжон Хи на роль корейских "олигархов". Вдобавок, государство и само активно инвестировало в экономику – в первую очередь, в инфраструктуру, в те отрасли, которые не дают немедленной отдачи, но необходимы для развития экономики в целом.

Нет сомнений в том, что режим Пак Чжон Хи и его менее удачливого преемника Чон Ду Хвана был диктатурой, хотя и мягкой по сравнению с Северной Кореей (количество политзаключёных на Юге измерялось тысячами, а не десятками и сотнями тысяч, как на Севере). Но на первых порах, до начала 1970-х годов, экономические достижения ничего не давали большинству жителей страны, которые, несмотря на тяжелый труд, по-прежнему оставались нищими. В этих условиях правительство было готово поддерживать политическую стабильность любыми средствами. С особой свирепостью подавлялись попытки создания независимых профсоюзов, а также организации забастовок. С точки зрения власти, подобные попытки могли нарушить работу хрупкого механизма корейской экономики, ведь важным преимуществом Кореи в международной конкурентной борьбе была дешевизна рабочей силы, готовность рабочих трудиться за мизерную зарплату.

КНДР

По совсем другой траектории двигалась в эти десятилетия Северная Корея. Изначально Север был главным индустриальным районом полуострова, там была сосредоточена почти вся современная промышленность страны, созданная в колониальные времена. Несмотря на огромные разрушения, причинённые войной и американскими бомбардировками, к концу 1950-х гг. за счёт советской и китайской помощи КНДР восстановила разрушенное и превратилась в одну из самых индустриально развитых стран Азии. До конца 1960-х гг. Юг заметно отставал от Севера по уровню ВВП на душу населения. Однако с начала 1960-х гг. экономическое положение Северной Кореи стало ухудшаться.

В августе 1956 г. ряд высших руководителей страны обвинили Ким Ир Сена в насаждении в Корее культа личности и потребовали смещения его с руководящих постов и проведения в Северной Корее реформ. Оппозиция была разгромлена, в стране началисть репрессивные кампании и ускорился процесс сосредоточения всей власти в руках Ким Ир Сена. Фактически с этого момента СССР и КНДР двигались в противоположных направлениях: в СССР просиходила медленная либерализация политического режима, а в КНДР, наоборот, государственный контроль над всеми сторонами жизни неуклонно возрастал. Все высшие посты в КНДР были монополизированы бывшими партизанами, участниками антияпонской воружённой борьбы в граничащих с Корее районах Манчжурии. Поскольку Ким Ир Сен был одним из руководителей этой борьбы, вся история Кореи была сведена именно к ней – официальной точкой зрения стало утверждения о том, что в 1945 г. Корея была освобождена не Советской Армией, а силами кимирсеновских партизан.

Ким Ир Сена и его окружение весьма беспокоили хрушёвские реформы: критика культа личности, массовое освобождение политзаключёных, курс на смягчение международной напряжённости. Пхеньянскому руководству куда более импонировал курс Мао. Поэтому Ким Ир Сен воспользовался нестабильностью ситуации в Москве и начинавшимся советско-китайским противостоянием для того, чтобы дистанцироваться от СССР. В начале 1960-х гг. советско-северокорейские отношения резко ухудшились.

Руководство Северной Кореи заявило о том, что Ким Ир Сеном была создана новая идеология, Идеи Чучхе, которая наиболее полно отражает потребности нашей эпохи и в силу этого имеет всемирно-историческое значение. Поразумевалось, что Идеи Чучхе превосходит и советский официальный марксизм-ленинизм, и китайские "идеи Мао Цзэдуна". Впервые термин "чучхе" прозвучал в речи Ким Ир Сена в 1955 г., но широко термин этот стали использовать позднее, примерно с 1965 г. Создание Идей Чучхе позволяло освободиться от иностранного (советского и китайского) влияния в области идеологии.

Однако все эти мероприятия не привели к улучшению экономической ситуации. К концу 70-х годов экономика КНДР оказывается в состоянии стагнации, а жизненный уровень большинства населения начинает снижаться.

В 1980 г. Ким Ир Сен пошёл на шаг, не имевший прецедентов в истории социалистического лагеря – его старший сын Ким Чен Ир был официально назначен приемником отца. Вскоре после этого Ким Чен Ир также стал объектом религиозного поклонения.

Впрочем, несмотря на некоторые квазирелигиозные черты, идеи чучхе всё-таки слишком тесно связаны с вполне материалистическим марксизмом. Здесь сказывается их происхождение: идеи чучхе возникли в результате скрещивания марксизма с конфуцианством и корейским национализмом. В официальном северокорейском дискурсе величие Вождя связано вовсе не с тем, что он является земным представителем некоей Высшей Силы, самоотверженное служение которой открывает дорогу в рай. Северокорейская пропаганда всегда настаивала, что величие Ким Ир Сена и Ким Чжон Ира связано с тем, что они смогли устроить своим подданным обеспеченную и счастливую жизнь. Именно поэтому рассказы о южнокорейской нищете и страданиях южнокорейского народа под гнётом империалистов и их марионеток и играют такую важную роль в северокорейской пропаганде. В режимах религиозного типа то обстоятельство, что в материальном отношении противник живет лучше, может спокойно игнорироваться. Однако рационалистическая основа идей чучхе сделала такую трактовку ситуации невозможной.

Чистки в руководстве сопровождались массовым террором на низовом уровне: к 1980 г. в тюрьмах и лагерях содержалось около 150 тыс. полтизаключённых (примерно 0,8% всего населения страны). КНДР широко практикует принцип семейной ответственности: арест за политическое преступление ведёт к аресту или ссылке всех членов его семьи.

К 1995 г. Северная Корея оказалась на грани катастрофы. Производство зерновых снизилось с 7-8 млн. тон в конце восьмидесятых до 4,3 млн. тон в 1993 году и 3,5 млн. тон в 1995 г. Зерно по карточкам продолжали получать жители Пхеньяна, военнослужащие и чиновничество. Жители провинциальных городов и деревень были предоставлены своей собственной судьбе. Не всем удалось уцелеть: по разным оценкам, голод 1996-2000 гг. унёс от 500 тысяч до 900 тысяч жизней.

С другой стороны, все соседи Северной Кореи, хорошо осознавая возможные последствия её краха, стремятся к сохранению статус кво. Парадоксальным образом, наиболее активно в этом отношении работает руководство Южной Кореи. В Сеуле считают, что крах Севера и объединение по германскому образцу станет катастрофой для южнокорейской экономики. С другой стороны, южнокорейцы, несмотря на всю официальную риторику – уже не воспринимают северян как членов той же самой нации. Поэтому основная масса жителей богатого Юга, не выступая против объединения как такового, считает, что объединение должно быть постепенным, и что вообще лучше всего отложить его на далёкое будущее. Поэтому с конца 1990-х гг. Сеул превратился в главного спонсора Пхеньяна. Немалую помощь Северной Корее оказывает и Китай, который не хочет кризиса на своих границах.

В начале ХХ в. в результате Первой мировой войны рухнул старый европейский порядок. Война привела к новому распределению сил на мировой арене и ввела в международный обиход с подачи президента США В.Вильсона, с одной стороны, и российских большевиков, с другой, понятие интернационализма. Октябрьская революция 1917 г. в России посулила народам революционными средствами преобразовать мир и установить в нем "новый" порядок. Одновременно "старые демократии" боролись за претворение в жизнь традиционных демократических принципов и концентрировали силы на обеспечении в международных отношениях равновесия сил, стабильности и управляемости. Изменения в политике, экономике и технологии также способствовали трансформации "старой" дипломатии: идея дипломатической секретности была пересмотрена в соответствии с новыми потребностями демократизирующихся обществ, а дипломатам, ранее выполнявшим в основном политические функции, теперь пришлось заниматься также экономическими и торговыми вопросами. Символом нового интернационализма стала Лига наций, которая в основном сосредоточила усилия на укреплении Версальского порядка в Европе, Западной Азии и Вашингтонского порядка на Дальнем Востоке.

2. Как Индонезии удалось приобрести независимость? В чем состояли особенности позиции СССР и США по Индонезии?

3. Как началась борьба вьетнамских коммунистов за независимость от Франции? Какие международные позиции занял коммунистический Вьетнам?

Формально боевые действия в Тихоокеанской Азии прекратились после капитуляции Японии 2 сентября 1945 г. Политическая обстановка во всех странах региона за исключением островной части бывшей Японской империи, оккупированной Соединенными Штатами, была неустойчивой. Практически во всех странах региона после изгнания японских войск началась борьба за власть между разными слоями местных обществ.

Остаточные антияпонские настроения стран, пострадавших от агрессии, переплетались с антииностранными, национал-патриотическими устремлениями. В этой ситуации старые колониальные державы (Британия, Франция и Нидерланды) стремились образовать неформальную коалицию для противодействия деколонизации. Но США не разделяли их позиций и выступали за предоставление бывшим колониальным и зависимым территориям полной независимости.

Советский Союз тоже был настроен антиколониально. Москва стремилась оказывать поддержку левым и революционным группам национально-патриотических движений, а Вашингтон - правым, реформистским и, предпочтительно, антикоммунистическим. Тем не менее элементы параллелизма в действиях СССР и США в вопросах деколонизации Азии имелись.

2. Незадолго до подписания акта о капитуляции Японии (но уже после принятого 14 августа официального решения Токио капитулировать) 17 августа 1945 г. лидер индонезийских националистов А. Сукарно провозгласил независимость Индонезии, бывшей колонии Нидерландов.

В ноябре 1946 г. Сукарно и голландские власти договорились о создании двух федеративных частей Индонезии - одной под властью националистов, другой - под управлением колониальной администрации, с тем чтобы к 1949 г. обе части образовали единое федеративное государство Соединенные Штаты Индонезии под верховенством нидерландской короны.

Голландия попыталась воспользоваться расколом в лагере Сукарно для проведения в декабре 1948 г.

3. По решениям Потсдамской конференции капитуляцию японских сил к югу от 16 параллели в Индокитае принимали британские войска, х северу - китайские. Британия выступала за сохранение колониального статуса Индокитая, Китай негативно относился к французскому присутствию у своих границ, а США и СССР лавировали, стремясь обеспечить себе поддержку Британии и Франции в европейских вопросах.

Москву и Вашингтон устраивала позиция Чан Кайши, который стремился сплотить на антииностранной основе всех вьетнамских националистов. Поддерживая некоммунистические силы, китайское руководство было, однако, терпимо к местным коммунистам во главе с Хо Ши Мином, который провозгласил 2 сентября 1945 г. (в день подписания акта о капитуляции Японии) на территории Тонкина (Северный Вьетнам) Демократическую Республику Вьетнам. Император Вьетнама Бао Дай, номинально бывший главой государства во время японской оккупации и сотрудничавший сначала с японскими властями, а затем, очень недолго, с Хо Ши Мином, отрекся от престола и, не желая иметь дело ни с коммунистами, ни с собиравшимися вернуться во Вьетнам французами, эмигрировал в Гонконг. Власть Хо Ши Мина в северной части страны сохранялась в течение всего времени пребывания во Вьетнаме китайских войск. Вьетнамские коммунисты смогли временно распространить свой контроль и на юг, заняв Сайгон до прибытия туда британских оккупационных войск.

Однако задачей Британии была передача власти французским властям, и к весне 1946 г. отряды коммунистов были вытеснены на север.

ДРВ пыталась заручиться поддержкой США, прося в обращениях к президенту Г. Трумэну содействовать Вьетнаму в получении независимости. Но в Вашингтоне не хотели ни охлаждения отношений с Францией, ни усиления коммунистов во Вьетнаме. В целом до 1949 г. США оставались в индокитайском (франко-вьетнамском) конфликте нейтральными. От активной поддержки Хо Ши Мина уклонялась и Москва. Советскому Союзу было невыгодно создавать трудности для французского правительства, которым в тот момент руководили социалисты. СССР был заинтересован в сотрудничестве с Парижем в предотвращении ремилитаризации Германии и не хотел осложнять отношения с ним из-за Вьетнама.

Минимум знаний

1. Почти во всех бывших колониях и зависимых государствах Тихоокеанской Азии после ухода японцев развернулась борьба за власть, участниками которой были местные националисты, прикрывавшиеся или прокоммунистическими, или прокапиталистическими лозунгами, а также непосредственно СССР, США и старые колониальные державы Европы. В действиях СССР и США можно усматривать определенный параллелизм, так как оба государства стремились к разрушению старых колониальных империй.

2. В Индонезии, несмотря на противодействие нидерландской колониальной администрации к власти пришли местные силы, в рядах которых позднее произошел раскол на прокоммунистических и прозападных. США склонялись к поддержке действующего режима Сукарно, рассматривая его как противовес усиливавшемуся в Азии влиянию коммунистов.

3. Образование коммунистического Вьетнама на территории Индокитая привело к формированию конфликтного узла, в котором с одной стороны оказалась Франция, стремившаяся сохранить контроль над своими заморскими владениями, с другой - прокоммунистический режим Хо Ши Мина.

1. Почти во всех бывших колониях и зависимых государствах Тихоокеанской Азии после ухода японцев развернулась борьба за власть, участниками которой были местные националисты, прикрывавшиеся или прокоммунистическими, или прокапиталистическими лозунгами, а также непосредственно СССР, США и старые колониальные державы Европы. В действиях СССР и США можно усматривать определенный параллелизм, так как оба государства стремились к разрушению старых колониальных империй. 2. В Индонезии, несмотря на противодействие нидерландской колониальной администрации к власти пришли местные силы, в рядах которых позднее произошел раскол на прокоммунистических и прозападных. США склонялись к поддержке действующего режима Сукарно, рассматривая его как противовес усиливавшемуся в Азии влиянию коммунистов. 3. Образование коммунистического Вьетнама на территории Индокитая привело к формированию конфликтного узла, в котором с одной стороны оказалась Франция, стремившаяся сохранить контроль над своими заморскими владениями, с другой - прокоммунистический режим Хо Ши Мина.

Вопросы.

1.В чем состояли основные проблемы послевоенного международного урегулирования в Азии? 2. Как Индонезии удалось приобрести независимость? В чем состояли особенности позиции СССР и США по Индонезии? 3. Как началась борьба вьетнамских коммунистов за независимость от Франции? Какие международные позиции занял коммунистический Вьетнам?

Название работы: Основные проблемы послевоенного урегулирования международных отношений и их решения

Предметная область: Политология и государственное регулирование

Описание: Желая убыстрить завершение войны и вместе с тем оказать давление на СССР Г. с учётом вступления СССР в войну против Японии пойти на капитуляцию. После окончания войны отношения Запада и СССР не переставали деградировать. начинают обостряться идеологические противоречия между СССР и западными победителями по схеме коммунизм капитализм.

Дата добавления: 2015-09-22

Размер файла: 13.47 KB

Работу скачали: 2 чел.

Основные проблемы послевоенного урегулирования международных отношений и их решения (14)

Читайте также: