Проанализируйте структуру конституции рф определите какие ведущие нормы она закрепляет ответ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Понятие конституции, ее структура как логическая связанность различных институтов независимо от места расположения норм в тексте. Функция и форма конституции. Сравнительный анализ структуры и содержания различных конституций. Структура Конституции РФ.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 04.02.2011
Размер файла 40,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по физической культуре и спорту

Уральский Государственный Университет физической культуры

Курсовая работа

Структура Конституции

  • Введение
    • Глава 1. Сущность конституции
    • 1.1 Понятие конституции
    • 1.2 Функции и форма конституции
    • Глава 2. Структура конституции
    • 2.1 Общая структура и содержание различных конституций
    • 2.2 Структура конституции РФ
    • Заключение

    Структура Конституции - это логическая связанность различных институтов независимо от места расположения норм в тексте Конституции. Нормы, составляющие один институт, могут быть размещены в разных главах Конституции, но в своей совокупности они представляют содержательное единство. С этой точки зрения для внутренней структуры не имеет значение, составляет тот или иной институт раздел или главу. Важна реальная взаимосвязь и соподчиненность норм, составляющих содержание конкретных институтов.

    Иногда самой структурой Конституции, т. е. расположением глав, подчеркивается степень значимости тех или иных основных институтов. Например, во Франции в 1958 г. при переходе от парламентаризма к президентской форме правления в Конституции главы "Президент" и "Правительство" поместили перед главой "Парламент", ясно указав тем самым на перемещение центра тяжести в государственном механизме в сторону президентской власти. Аналогичное расположение глав и явно с той же целью видим в действующей Конституции РФ.

    Но это не обязательное правило. В такой неоспоримо президентской республике, как США, раздел "Исполнительная власть", устанавливающий президентские полномочия, следует за разделом "Законодательная власть". В старых Конституциях (США) вообще нет специального раздела о правах и свободах граждан, а основной текст содержит только нормы о механизме власти, но новые (Португалия, Испания) -- предпочитают начинать именно с них, подчеркивая первостепенное значение этого института. Но и такое акцентирование, в общем, не имеет решающего значения при оценке целей Конституции.

    Итак, структурный анализ Конституции с элементами логического анализа помогает уяснению воли законодателя.

    Объектом данной работы является Конституция, а предметом структура Конституции.

    Цель работы - изучить структуру Конституции.

    Для достижения поставленной цели необходимо осуществить следующие задачи:

    1. Изучить понятие Конституции;

    2. Рассмотреть функции и форму Конституции ;

    3. Проанализировать общую структуру и содержание различных Конституций;

    4. Проанализировать структуру Конституции РФ.

    Конституция норма институт

    Глава 1. Сущность Конституции

    Конституция Российской Федерации - это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы Конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов государственной власти; принципы организации местного самоуправления [2, с. 159].

    В современном понимании Конституции возникли в XVII в. как результат борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция рассматривалась в качестве основного документа государства, призванного ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности.

    Первая Конституция появилась в 1787 г. в США. В 1791 г. была принята Конституция Франции, в 1793 г.- Польши.

    В самом общем виде Конституцию можно определить как нормативно-правовой акт (совокупность нормативно-правовых актов), обладающий (-щих) высшей юридической силой и регулирующий (-щих) основы взаимоотношений человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти.

    Сущность Конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.

    В России действует Конституция, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Наряду с этой, федеральной Конституцией, действуют Конституции республик, входящих в состав Российской Федерации. Это обычно для любого федеративного государства. Конституции республик также обладают высшей юридической силой на их территории. Но федеральная Конституция имеет верховенство на всей территории Федерации (ст. 4 Конституции), а это означает, что Конституции республик, некоторые из которых приняты до принятия федеральной Конституции, должны тем не менее соответствовать последней и не противоречить ей. Аналогичной юридической силой на своей территории обладают уставы других субъектов Российской Федерации (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа) [15, с. 98].

    Отличие Конституции от других законов. Конституция:

    - Закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти.

    - Является источником права.

    - Обладает высшей юридической силой.

    - Отличается относительной стабильностью.

    - Является базой для текущего законодательства.

    - Отличается особым порядком принятия и изменения.

    1.2 Функции и форма Конституции

    В науке Конституционного права принято выделять юридическую, политическую и идеологическую функции Конституции.

    Юридическая функция заключается в том, что Конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.

    Политическая функция состоит в том, что Конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства «личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.

    Идеологическая функция проявляется в способности Конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей [4, с. 172].

    Форма Конституции - это способ организации Конституционных норм.

    По форме Конституция может состоять из одного или нескольких нормативно-правовых актов. В большинстве государств Конституции представляют собой единый документ (кодифицированные Конституции), например Конституция Италии, Основной закон Германии, Конституция Российской Федерации и др. Однако в ряде стран Конституции представлены совокупностью нормативно-правовых актов (некодифицированные Конституции), в равной мере обладающих высшей юридической силой. Примером может служить Швеция, Конституция которой состоит из трех нормативных актов: Форма правления 1974 г., Акт о престолонаследии 1810 г., Акт о свободе печати 1974 г.

    Рассмотренные выше Конституции наука Конституционного права относит к числу писаных.

    Закрепляя важные общественные отношения и основополагающие устои общества, Конституция служит правовой базой для текущего законодательства, в котором преломляются, раскрываются и конкретизируются положения Конституции.

    При этом Конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства. Стабильность и долговечность Конституции как Основного закона российского государства обусловлены двумя обстоятельствами:

    1. В силу абстрактного содержания ее положений, она не подвержена частым изменениям.

    2. Жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее долговечности, стабильности и жизнеспособности.

    Конституция 1993 года представляет собой нормативно- правовой акт, закрепляющий и определяющий основные права и свободы человека и гражданина. Основы общественного и Конституционного строя РФ, национально- государственное устройство и административно- территориальное деление страны, систему государственной власти и местное самоуправление [16, с. 55].

    Важнейшие принципы Конституции РФ:

    - демократизм, суверенитет, федерализм, гуманизм, принципы разделения властей и другие принципы, основанные на общечеловеческих ценностях.

    Конституция - особый нормативно-правовой акт, существенно отличающийся по своей природе, сущности, юридическим свойствами.

    Конституционно-правовые нормы обладают особым, учредительным характером. Исключительно Конституция учреждает основы экономической и политической системы государства. В соответствии с этими основами в государстве принимается текущее законодательство и осуществляется правовое регулирование.

    Конституция регулирует фундаментальные отношения во всех сферах жизни общества:

    - закрепляет права и свободы человека и гражданина с целью его защиты от произвола государства и нарушений этих прав и свобод в обычных законах;

    - определяет принципы организации государственной власти, т.е. систему государственных органов, способ их формирования, компетенцию, взаимоотношения друг с другом;

    - устанавливает территориальное устройство государства;

    - регулирует экономическую и социальную деятельность государства.

    Конституция - не только нормативно-правовой, и политический акт, поскольку она служит средством закрепления господства определенных сил общества или народа в целом, является носителем определенной политической идеологии. Так, в Конституции Российской Федерации признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность.

    Конституция имеет особые юридические свойства:

    верховенство основного закона (ч.2 ст.4). Обладая свойством верховенства, Конституция распространяет свое правовое воздействие на всю территорию Российской Федерации, в том числе и республики в составе Российской Федерации, имеющие собственные Конституции;

    высшая юридическая сила (ст.15). Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Нормативно-правовой акт, противоречащий Конституции, полежит отмене или изменению. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане, объединения граждан обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию;

    прямое действие (ст.15). Если возникает коллизия между Конституцией и иной правовой нормой, действует Конституция. Любой гражданин, требуя защиты своих прав и свободы, вправе руководствоваться положениями Конституции, а любой орган государственной власти, местного самоуправления, должностное лицо должно соблюдать нормы Конституции независимо от существующих законов, постановлений, приказов и т.д.

    Ядро правовой системы, база для развития законодательства: Конституция лежит в основе развития законодательства в государстве, определяет, какие федеральные Конституционные законы, иные нормативные акты должны быть приняты в развитие Конституционных положений. В частности, ч.2 ст.5 Конституции предусматривает, что республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство; край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство [14].

    стабильность: предусмотрен особый, сложный порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок (гл.9).

    особая правовая охрана, не свойственная никакому другому нормативному правовому акту. В Российской Федерации соблюдение Конституции - одна из основных обязанностей органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений. Конституционный Суд РФ - особый орган судебной власти, разрешающий дела о соответствии Конституции нормативных актов; Конституционности законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле (ст.125).

    Конституционный строй не сводится к факту существования Конституции, а становится реальным, если основой закон, т.е. Конституция, соблюдается, а сама Конституция - демократична. Для того чтобы государство в полной мере подчинялось праву, это подчинение должно быть обеспечено определенными гарантиями. Они в своей совокупности обеспечивают такой способ организации государства, который может быть назван Конституционным строем [1].

    Таким образом, Конституционный строй - это форма, или способ, организации государства, обеспечивающая подчинение его праву и характеризующая его как Конституционное государство. Ограничение государственной власти правом имеет одну из целей - создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества.

    Глава 2. Структура Конституции

    Сегодня, говоря обобщенно, структуру и основное юридическое содержание Конституций составляют нормы, закрепляющие: а) основы общественного строя; б) основы государственного строя; в) основные права, свободы и обязанности личности; г) систему органов государственной власти, их статус и основы механизма их деятельности и взаимодействия; д) основы избирательной системы; е) основы местного управления и самоуправления. Специалисты по-разному и даже противоположно решают принципиальные вопросы структуры и содержания Конституций. Так, по вопросу о масштабах и характере вмешательства государства в различные сферы общественной жизни одни высказываются за резкое сужение сферы Конституционного регулирования, а другие, наоборот, выступают за ее всемерное расширение. Практика, однако, показывает, что необходимо избегать обеих этих крайностей. Не только всепроникающее и всепоглощающее государственное руководство обществом, характерное для тоталитарных этатистских систем, но и необоснованный, неподготовленный, преждевременный отказ от Конституционного регулирования основ экономической, социальной и политической структур общества способны нанести большой вред. Конечно, в различных условиях разных стран этот вопрос не может и не должен решаться по шаблону, однозначно. Но в целом сегодня эти вопросы остаются в сфере Конституционного регулирования. При этом важно отметить, что в развитых демократических странах речь идет о Конституционном закреплении лишь принципиальных основ в данных областях. Это отнюдь не мешает формированию или развитию гражданского общества в этих странах. Можно предполагать, что и в других странах, по мере формирования и утверждения такого общества и создания других необходимых предпосылок, сфера Конституционного регулирования этих вопросов будет сужаться [6, с. 24]. Содержание Конституций (если они выражены в форме единых кодифицированных документов) определенным образом структурируется и получает свое выражение в структуре Конституции, т.е. в принятом порядке их организационного построения, внутреннего согласования и расположения разделов, глав, статей и т.д. Не только в содержании, но и в структуре Конституции отражается общий замысел законодателя и глубинный смысл данного основного закона. Так, выдвижение на первый план в структуре многих современных Конституций раздела, посвященного политико-правовому статусу личности, несомненно, отразило возрастание роли и значения гуманистических начал в жизни демократического общества и в его правовой системе. Тем более что в Конституциях авторитарных и тоталитарных стран этот раздел обычно либо вообще отсутствовал, либо был достаточно куцым и относился в конец текста. Другой пример: в Конституции Франции 1958 г. главу о президенте и правительстве поставили перед главой о парламенте, что несомненно, должно было отразить переход от парламентской к президентской форме правления и усиление роли исполнительной власти в стране. Аналогичное заключение можно сделать и из факта помещения главы о Президенте РФ в Конституции РФ 1993 г. перед главой о Федеральном Собрании. Самая общая структура Конституций обычно включает: преамбулу (введение); основную часть; заключительные, переходные и дополнительные положения; а иногда и приложения. Преамбула, имеющаяся в большинстве Конституций, чаще всего в торжественно-декларативной форме отражает причины, принципы, цели и исторические условия принятия Конституции, важнейшие нравственные начала государственной политики и др. Положения преамбулы несут большую политическую и идеологическую нагрузку, но, как правило, непосредственно не имеют юридической силы, если только не включают в себя (в порядке исключения из общего правила) положений нормативного характера (например, провозглашение прав и свобод граждан в действующей преамбуле Конституции Франции 1946 г.). Другое дело, что текст преамбулы имеет важное нормативное значение для юридического толкования и применения других установлений Конституции. В ряде кодифицированных Конституций преамбула отсутствует (Италия, Бельгия, Нидерланды, Греция, Норвегия, Египет, Малайзия и др.) [8, с. 211]. Основную часть Конституции чаще всего составляют: общие нормы, характеризующие важнейшие основы общественного и государственного строя; нормы об основных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина; нормы о политико-территориальном устройстве государства (особенно федеративного); нормы о системе и статусе государственных органов и взаимоотношениях между ними; нормы о местном самоуправлении; нормы об избирательной системе; нормы о государственной символике и порядке изменения Конституции [9, с. 124].

    2.2 Структура Конституции РФ

    Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности Конституционно-правовых норм.


    Конституция является основой всей правовой системы России и определяет смысл и содержание других законов.

    Настоящее издание содержит текст основного закона страны - Конституции Российской Федерации со всеми последними изменениями, включая присоединение новых субъектов Российской Федерации - Крыма и Севастополя.

    Конституция – это не только правовой акт, обладающий наивысшей юридической силой, в Преамбуле и статьях Конституции РФ содержатся нравственные ориентиры развития нашего общества и государства. Мы должны помнить, что Конституция – это документ прямого действия, в том числе и в вопросах защиты прав граждан, это документ, обладающий такой силой, которой должно подчиняться все законодательство нашей страны.

    Сегодняшняя Конституция – прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ. Конституция для гражданина любой страны – Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов - норма цивилизованной жизни, основа для повышения качества жизни.

    История Конституции РФ

    История Конституции России – это череда постоянных изменений, которые и привели к созданию современного варианта действующей конституции. Годы принятия Конституций отображают определенные этапы в развитии страны и исторические процессы.


    После объединения республик в единое государство в январе 1924 года Вторым съездом Советов была принята Конституция СССР, которая состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

    Следующее принятие Конституции СССР было в 1936 году. Согласно этому документу всем гражданам предоставлялось равное всеобщее, избирательное право, право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, свобода совести, слова, печати, собраний и митингов. Провозглашались неприкосновенность личности, тайна переписки.

    На смену Конституции 1936 года 7 октября 1977 года пришла новая Конституция, официально закрепившая однопартийную политическую систему и действовавшая до распада Советского Союза.

    Исходным событием для принятия новой Конституции стало создание Первым Съездом народных депутатов РСФСР в 1990 году Конституционной комиссии, председателем которой был Борис Николаевич Ельцин, а ответственным секретарем – Олег Германович Румянцев. Эта комиссия разработала несколько вариантов проекта российской конституции, которые сыграли важную роль и при разработке окончательного варианта. В частности, именно вариант Конституционной комиссии лег в основу главы о правах и свободах человека и гражданина. Вместе с тем процесс разработки и принятия Конституции Российской Федерации затянулся на три года. В течение этих лет страна продолжала жить по старой Конституции РСФСР. Однако ее статьи расходились с проводимыми преобразованиями. С целью устранения несоответствий в нее вносились изменения и дополнения, которые в конечном итоге влияли на ее содержание. Зачастую одна статья начинала противоречить другой. В период с ноября 1991 года по декабрь 1992 года в Конституцию было внесено более 400 поправок.

    В 1992 году появились два проекта, один из которых был разработан Сергеем Михайловичем Шахраем, а другой - А. А. Собчаком и С. С. Алексеевым, а в 1993 году – общий проект Шахрая-Собчака-Алексеева.

    День 12 декабря объявлен государственным праздником, но выходным днём этот день в России не является. 12 декабря – памятная дата России.

    Конституция РФ является основным законом государства и закрепляет юридические, политические и идеологические характеристики страны. Президент РФ принимает присягу на экземпляре Конституции РФ.

    Конституционное право должно соблюдаться на всей территории Российской Федерации. Нарушение конституционного права влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством РФ.

    Структура Конституции РФ

    Под структурой Конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

    Структура Конституции в России на разных этапах ее развития не была постоянной. В структуре отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.

    По своей структуре действующая Конституция состоит из преамбулы и двух разделов.


    В Преамбуле российской Конституции определяются цели и задачи государства, к которым отнесены: утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в РФ, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России.

    Положения Преамбулы носят торжественно-декларативный характер. Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании положения Преамбулы не представляют собой конституционных норм и принципов), Преамбула имеет важное юридическое значение. Положения Преамбулы служат ориентиром для законодательной и исполнительной властей; закрепляют общие обязательства государства перед гражданами; имеют отправное значение для судебного толкования Конституции, в частности толкования Конституционным Судом РФ ряда принципов федерального устройства. Преамбула важна для отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции, а также при необходимости изменить или дополнить Конституцию, т.е. внести в нее поправки, при реализации конституционных споров и др.

    Первый раздел содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются:

    Основы конституционного строя;

    Права и свободы человека и гражданина;

    Президент Российской Федерации;

    Правительство Российской Федерации;

    Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

    Во втором разделе Конституции РФ закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

    Подробную информацию Вы можете узнать по телефону 24-57-03, доб. 134 (отдел гуманитарных наук)

    Если Вас интересует другая информация по данной теме, задайте свой вопрос по Виртуальной справке

    Вопрос по обществознанию:

    Помогите пожалуйста! Очень прошу.

    Проанализируйте строение Конституции РФ определите какие ведущие нормы она закрепляет. Ответ изложить в виде схемы или таблицы.

    Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

    Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

    • 05.05.2018 09:00
    • Обществознание
    • remove_red_eye 12570
    • thumb_up 33
    Ответы и объяснения 1
    Знаете ответ? Поделитесь им!

    Как написать хороший ответ?

    Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

    • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
    • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
    • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

    Этого делать не стоит:

    Есть сомнения?

    Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Обществознание.

    Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

    Обществознание — комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.

    В эпоху революций XVIII в. под конституцией стали понимать выражение общей воли, закреплённое в юридическом акте верховной власти, в котором согласованы социально — политические, экономические и иные жизненно важные интересы различных групп населения. Первые конституции были приняты в США (1787 г.) во Франции (1791 г.), в Польше (1793 г.). В настоящее время в большинстве стран мира существуют конституционные законы, определяющие порядок государственного устройства, права и обязанности граждан.

    Почему дарование основного закона, единственный способ его введения в XIX в., постепенно уступило место принятию его или на всенародном референдуме, или представительным органом власти?

    Кроме указанных выше функций, считается, что современная конституция должна выполнять ещё и интеграционную функцию, т. е. противодействовать крайним формам политического радикализма, раскалывающего общество. Согласны ли вы с этим? Что необходимо для того, чтобы конституция могла обеспечить единство общества?

    Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан. Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности.

    Как вы считаете, почему большинство конституций были приняты в сложных общественно — политических ситуациях, а не в периоды стабильности?

    В середине 1980 — х гг. в СССР начались сложные социальные, политические и экономические процессы, которые привели к его распаду в 1991 г. Это кардинальным образом изменило все сферы жизни страны. Данные изменения потребовали выработки новой Конституции. Работа над текстом нового Основного Закона была начата в июне 1990 г. по инициативе I Съезда народных депутатов РСФСР.

    Однако выработка нового Основного Закона затянулась. В 1993 г. политические дискуссии по вопросу дальнейшего обустройства России приняли особо острый характер и привели к противостоянию между Президентом России и представительной властью в лице Верховного Совета. Многочисленные противоречия между сторонами вылились в открытый конфликт. Его итогом стали кровавые вооружённые столкновения в Москве 3–4 октября 1993 г.

    Что может гарантировать соблюдение Конституции?

    Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья — то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституционным правам и свободам это обязанность государства. Эти гарантии могут быть условно разбиты на две группы: общие гарантии и гарантии правосудия. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина.

    Сколько субъектов РФ существует в настоящее время?

    Как вы думаете, чем вызвано укрупнение субъектов РФ и уменьшение их численности?

    Из 85 субъектов состоит РФ.

    Необходимость укрупнения российских субъектов Федерации возникла, вероятно, сразу после распада СССР, когда новая российская власть начала выстраивать отношения с регионами. Укрупнение субъектов федерации – процесс объединения граничащих субъектов Российской Федерации. Необходимость укрупнения российских субъектов Федерации возникла, вероятно, сразу после распада СССР, когда новая российская власть начала выстраивать отношения с регионами. Тогда и была сформирована федеративная структура нашего государства в ее современном виде.

    Почему, несмотря на верховенство федеральных законов, все субъекты РФ имеют своё законодательство? В каком случае это не будет противоречить принципу единства системы государственной власти?

    Вопросы и задания.

    1.Чем структура Конституции РФ отличается от структуры основных законов советской эпохи?

    Указанная структура Конституции России существенно отличается от структуры предшествующей Конституции, даже в самой поздней редакции ее текста. В ней выделялись преамбула, 11 разделов (и дополнительно еще шесть) и в качестве составной части включался Федеративный Договор. В структуре действующей Конституции России отражаются те концептуальные идеи, на которых она основана.

    2.Каковы характеристики Российской Федерации как демократического, социального и правового государства?

    Российская Федерация – социальное государство – ст.7 – политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Российская Федерация – правовое государство: форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами, основанное на принципах приоритета и гарантированности прав человека, верховенство права и разделения властей.

    Признаки: верховенство права, взаимной ответственности государства и личности, реальные права и свободы личности, наличие гражданского общества (общество развитых политических, экономических, культурных отношений независимое от государства, но взаимодействующее с ним).

    Для демократического режима характерны следующие признаки: реальное осуществление свободных выборов; наличие многопартийной системы при которой в стране действует несколько партий и каждая участвует в политической жизни или непосредственно представлена в парламенте; наличие демократического законодательства и прежде всего Конституция; свобода средств массовой информации; осуществление каждым гражданином предоставленных ему прав и укрепление законности и правопорядка.

    3.Что такое светское государство, которым провозглашена Россия в Конституции РФ?

    В Конституции РФ указывается, что Российская Федерация является светским государством. Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, существующие в таком государстве, не вправе оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства.

    4.Согласны ли вы с оценкой Конституции РФ, данной Председателем Конституционного Суда РФ?

    Читайте также: