Проект юные патриоты россии в доу

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

по нравственно – патриотическому воспитания детей дошкольного возраста

Каримова Зиля Мунировна,

Нохрина Фарида Рафаиловна

Альметьевск, РТ 2019

«Детство – каждодневное открытие мира и,

поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чувство любви к Родине у ребенка начинает формироваться с самого рождения по отношению к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке. Любовь к Родине проявляется в любви к родным местам, гордости за свой народ, уважении традиций, ощущении своей неразрывности ко всем окружающим, желании сохранить и преумножить богатства своей страны.

Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и сила глубины впечатлений. Поэтому знания, навыки, привычки, усвоенные в этот период, оказываются особенно прочным фундаментом дальнейшего развития личности.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается.

Вид проекта : информационно- познавательный, групповой.

Продолжительность : 2 месяца.

Участники проекта : воспитатели, музыкальный работник, дети средней группы, родители воспитанников.

Объект исследования:

Процесс воспитания патриотизма детей среднего дошкольного возраста.

Практическая реализация проекта:

План проектной деятельности.

Открытость проекта: предполагает социальные контакты.

Актуальность проекта:

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, и двор где он не раз гулял - всё это Родина.

Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу, республике, стране.

Цель проекта : Воспитание граждански — патриотических чувств детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с малой и большой Родиной. Формирование позитивных установок в воспитании гражданственности, патриотизма, развитие социально-эмоционального интеллекта в изучении фактов истории города, республики, страны.

Задачи проекта:

1 . Расширять знания детей о родном городе, крае, стране: история, символика, достопримечательности, традиции, расширять представления детей о том, что делает малую родину красивой, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного города, края, страны.

2. Учить устанавливать причинные связи, делать выводы.

3. Развивать связную речь, выражать свои мысли, рассуждать, обогащать словарный запас.

4. Воспитывать любовь к родному городу, краю, стране, Российской Армии; умение видеть красоту природы малой и Большой Родины. Воспитывать гордость за них.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

- Изучение психолого- педагогической литературы по воспитанию нравственных, гражданско-патриотических чувств.

- Создание необходимых условий для реализации проекта.

- Составление перспективного плана работы по проекту.

Основной этап.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Задачи: Закреплять у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье; развивать диалогическую речь; воспитывать у детей чувство гордости и любви;

развивать интерес к семейным традициям; привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей, формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов.

Формы проведения и пути достижения цели:

- Рассматривание семейных фотографий.

Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью.

Чтение детям:

Цель: Знакомство с родным городом (формирование начальных представлений о родном крае, его культуре, истории).

Пути достижения цели:

- Целевая прогулка по близлежащим улицам.

- Видеоэкскурсия по городу Альметьевск.

- Рассматривание фотографий с видами города, природы за городом.

Итог: Игра-путешествие по городу Альметьевск. Цель: закрепить знания детей о родном городе, развивать умение активно и доброжелательно взаимодействовать со сверстниками и педагогом.

Цель: продолжать знакомить с родной страной, республикой (герб, гимн, флаг России, Татарстана); развивать чувство гордости за республику, страну.

Пути достижения цели:

- Рассматривание открыток с видами Кремля Казани и Красной площади Москвы.

- Рассматривание иллюстраций с видами разных климатических зон России, с красивой природой Татарстана.

- Рассматривание кукол в национальных костюмах.

- Участие детей в мероприятии сада, посвященного Дню родного языка.

- Чтение русских и татарских народных сказок.

Итог: Раскрашивание кукол в национальных костюмах .

Цель: формировать представления об одном из главных праздников страны-Дня Защитников Отечества, развивать у детей быстроту, выносливость, силу, воспитывать уважение к старшим членам семьи, людям, служившим в армии, любовь и гордость за свою страну.

Пути достижения цели:

- Изготовление подарков для пап и дедушек ко Дню защитника Отечества.

- Конструирование из счетных палочек ракеты.

Цель : развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь к маме – самому родному человеку, уважение к её труду. Приобщать к художественной литературе.

Пути достижения цели:

Цель : способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.

- Изготовление подарка мамам, бабушкам. Цель: воспитывать желание порадовать мам, бабушек.

Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России, национальную гордость.

Пути достижения цели:

Беседа о традициях и обрядах праздника – Масленица.

Цель : повышение интереса к традициям русского народа, приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

Раскрашивание кукол в национальных русских костюмах.

Цель: Расширять знания детей о народных обычаях и традициях на Руси. Формировать понятие о русской народной игрушке; прививать интерес к русскому прикладному искусству; создавать и творить по мотивам русского народного творчества Продолжать знакомить детей с русскими народными играми-хороводами. Воспитывать гостеприимство, умение быть благодарным. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.

Пути достижения цели:

- Подвижные народные русские и татарские игры.

- Чтение русских народных потешек, сказок.

Цель: Познакомить детей с национальным праздником наших предков, с его историей и значением в жизни народа. Расширить представление о традициях татарского народа.

Пути достижения цели:

- Рассматривание кукол в татарских национальных костюмах.

- Чтение татарских сказок; изучение татарских народных пословиц, поговорок, потешек, закличек, песен; знакомство с подвижными играми татарского народа; разучивание татарских стихов.

Просмотр мультфильмов:

Организация театрализованной деятельности:

3. Заключительный этап.

- Организация выставки работ детей.

Работа с родителями:

- Анкетирование родителей.

Ожидаемый результат:

Дети знают название своего города, узнают и называют некоторые его достопримечательности.

Дети знают больше о своей семье: о членах семьи, их увлечениях, семейных традициях.

Проявляют уважение и заботу ко всем членам семьи.

Осознание родителями о важности патриотического воспитания детей.

Материал и оборудование:

1. Репродукции картин.

2. Методическая литература.

3. Наглядные и дидактические пособия.

4. Иллюстрации различных видов войск, портреты героев Вов.

5. Современные средства ТСО.

8. Художественная литература.

9. Государственная символика.

Сегодня вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура. Помимо этого, большое внимание обращается на правовое развитие и социализацию молодежи.

Можно найти немало методической литературы по данной теме, но часто в ней затрагиваются лишь отдельные вопросы патриотического воспитания , и отсутствует цельная система, которая в полной мере отражала бы проблему. Возможно, это закономерно, так как патриотизм многогранен по своей сути. Это и гордость за свой народ , и любовь к родине, стремление сохранить ее богатства и приумножить их, ощущение неразрывной связи с окружающим миром.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта , внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта .

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание – это важная задача дошкольных образовательных учреждений.

Используемая литература:

1. Кондукторова Н. В. Исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 3-7. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Текст] // Управление ДОУ. — 2005. — № 1. — С. 36 -46
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Текст] / Издательство: Перспектива, 2014 г. — 32 с.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в

4. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1

5. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-Мозаика-синтез,2010. - 304с.

6. Ветохина, Дмитренко, Жигналь, Краснощекова, Подопригора, Полынова, Савельева - Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий.

Комплексная работа по практическому воплощению мероприятий проекта.

Совместная организация с музыкальным работником и проведение открытого мероприятия к 9 мая.

Участие в культурно- просветительской деятельности детского сада.

Проведение тематических бесед, занятий.

4. III этап. Заключительный рефлексия.

5. Инновационные технологии

6. Информационные технологии.

7. Контроль за исполнением.

Результат контроля проявляется в публикации материала на сайте МААМ

1. Актуализация проекта.

Проблема заключается в том, что современая жизнь трактует нам новые тенденции, веяния, прогресс в технической оснащености. Дети, все чаще начиная с детского сада поглащены компьютерными играми, так как родители заняты. Вот, тут то проблема нехватка времени, лень родителей. К сожалению духовно- нравственное, патриотическое воспитание оставляет желать лучшего.

Цель проекта:- сформировать нравственно-патриотические качества у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта : Обучающие.

Познакомить с историей страны. Сформировать знания о государственнннннной символике РФ, о малой Родине.

Познакомить с традициями Саратовской области.

Развить патриотический дух детей дошкольного возраста.

Развить интерес к национальным традициям народов страны.

Воспитать активную жизненую позицию.

Воспитать любовь к Родине, гордость за страну.

2. Подбор информации и методической литературы.

1. Изучить литературу по данному вопросу

2. Использовать современые педагогические технологии обучения и воспитания позволяющие развить гражданские качества личности дошкольников.

3. Воспитать патриотический дух через музыкально- творческую деятельность.

4. Разработка мероприятий совместно с детьми и родителями на патриотическую тематику.

5. Дополнить и обновить материал бесед, занятий по патриотическому воспитанию.

1. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения Российский путь развития. 2002г №.

2. Апраксина О. А. Музыкальное воспитание. : Просвещение. г. Москва. 2000г.

3. Сухомлинский В. А.

Родительская педагогика. - М Просвещение 199II этап. Реализация проекта.

II этап План мероприятий реализации проекта.

1. Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. Русское народное творчество

2. НОД рисование в альбомах Гжель, хохлама.

Совместная работа с родителями.

2. Лепка с детьми Танка.

3. История возникновения рода войск.

Рассматривание картинок военных профессий.

1. Викторина Что вы знаете о космосе?

2. Беседа о первом космонавте Ю. А. Гагарине.

3. Сморт песни и строя по плану ДОУ на районном уровне.

4. Утренник, посвященный Дню победы

Работа с родителями по нравственно-патриотическому направлению.

1. Рассматривание картинок про город Саратов. Знакомство с историей Саратова

Совместная работа с родителями

1. Выставка работ выполненых руками мам и бабушек

1. Работа по благоустройству детского сада

1. Консультация патриотического воспитания у дошкольников

III этап Заключительный.

Вывод: В ходе реализации проекта я пришли к выводу, что мероприятия, проводимые, в рамках патриотического направления способствуют формированию патриотического духа, любви к Родине, общение со сверстниками и гордость за свою страну.

Расширение кругозора познания произведений патриотической направленности.

Повышение роста активности путем участия в проектной деятельности.

Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны; воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.

ВложениеРазмер
ped_proekt_yunyy_patriot.docx 77.75 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на основе познания социального мира

пгт. Высокий, 2016

  1. Паспорт проекта…………………………………………………………………………4
  2. Пояснительная записка………………………………………………………………….7
  3. Содержание проекта……………………………………………………………………10

3.1 Содержание знаний детей шестого года жизни……………………………….13

3.2 Показатели усвоения знаний воспитанников в гражданско-патриотическом воспитании ………………….……………………… ……………………………………….15

3.3 Содержание знаний детей седьмого года жизни …. 16

3.4 Показатели усвоения знаний воспитанников в гражданско-патриотическом воспитании……………………………………………….………………………..…18

3.5 Перспективно-тематическое планирование……………………………………19

По содержанию: ребенок и окружающий мир

Тип проекта: познавательный

По характеру контактов: внутри- групповой

По продолжительности: долгосрочный.

По количеству участников: коллективный.

Обоснование необходимости разработки проекта

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

  1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
  3. формирование мира и межличностных отношений и т.

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта: Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны; воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи проекта: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам. Формирование чувства уважения к другим народам, их традициям; формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. Воспитание чувств патриотизма, уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, к воинам Российской Армии.

Участники, проекта: дети от 5 до 7 лет, педагоги, родители.

Материалы проекта: подбор исторической литературы, подбор произведений русского народного творчества, подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки), дидактические игры, выставки книг, рисунков, поделок,

Направления реализации проекта:

Проект долгосрочный, рассчитан с февраля по май 2016 года, представлен тремя взаимосвязанными тематическими блоками:

Проект состоит из четырех основных этапов:

  1. этап – сентябрь 2015г. Диагностический
  2. этап –2015-2016 г. Организационный (I полугодие)
  3. этап – февраль – май 2016г. Практический
  4. этап – май 2016 Итоговый (результативный)

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце, с детским садом, школой, в которых он вырос.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке - это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует духовно-нравственному развитию личности и патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

Актуальность. Проблема патриотического воспитания в последнее время приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм. Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Очень в ажно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Оригинальность проекта. Особую социальную и педагогическую значимость приобретает включение в образовательный процесс форм активной дифференцированной помощи детям с особыми образовательными потребностями, так как численность детей с проблемами в развитии неуклонно увеличивается. В основу реализации проекта положены принципы тематического планирования материала, наглядности, занимательности, последовательности, разнообразия и вариативности, гибкого зонирования и личностно-ориентированного взаимодействия. Невозможно осуществление гражданско-патриотического воспитания без обращения к личности, так как личность является продуктом определенных социально-исторических отношений, имеет определенные качества и особенности, формируемые под влиянием самых разнообразных взаимодействий с социальной средой, согласно определения программы развития дошкольного учреждения. Целью которого является воспитание гражданско -патриотических чувств у детей с нарушениями речи через совершенствование воспитательно- образовательной работы, насыщение ее патриотической направленностью .

Новизна и своеобразие проек та заключается в том, что содержание познавательного материала подобрано с учетом психолого-педагогических, речевых возможностей детей. Усвоение материала происходит при постоянном закреплении изученного с обязательным добавлением элементов новизны с последовательным усложнением, через познавательные занятия, музейную педагогику, закрепление материала в совместной и самостоятельной деятельности с применением в использовании современных информационно-коммуникационных технологий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект сформирует у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

"Юные патриоты"

в рамках организации деятельности профильной группы по направлению патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Камышлов 2016

1. Паспорт программы

2. Пояснительная записка

3. Структура программы

4. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

5. Тематическое планирование по программе

Паспорт программы

Период реализации программы

2016-2017 учебный год

Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

формирование нравственно-духовных особенностей личности;

формирование чувства гордости за свою нацию;

формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;

формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей;

воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.

Законодательно – нормативное обеспечение программы

2. Конституция РФ.

Ожидаемые результаты реализации программы

У детей сформируется любовь к Родине, чувство гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущем. Формируется уважение к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; стремление в своих поступках следовать положительному примеру.

Организация контроля за ходом реализации программы

Пояснительная записка

«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству,

К. Д. Ушинский

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Работа по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста - процесс длительный и сложный. Работа не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Она должна проходить в основном в совместной деятельности. В непосредственно – образовательный процесс выносятся только сложные темы. Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края.

Программа предназначена для реализации работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Результатом освоения данной программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

Обоснование актуальности программы

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Педагогические принципы программы

Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Гипотеза: процесс воспитания чувства патриотизма будет успешным если:

в педагогическом процессе использовать разнообразные средства и методы по формированию основ чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста;

поддерживать тесное сотрудничество с семьей в работе по воспитанию у них любви к родному городу, краю, стране.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект определяет содержание, основные пути развития нравственно-патриотического воспитания в детском саду и направлен на воспитание патриотизма и формировании гражданственности, имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Проект представляет собой определенную систему содержания форм, методов и приемов педагогических воздействий, рассчитанных на младший дошкольный возраст.

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан является актуальной задачей в современных условиях и должно определяться национальными интересами России, обеспечивать безопасность от внешних и внутренних угроз.

Одна из проблем современного образования разрыв связей поколений, воспитание вне культурно - исторических традиций. Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а человек лишенный исторического опыта своего народа, способен жить только сегодняшним днем. Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Необходимо понимать, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. Глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников является базой для формирования любви к Родине.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому. В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных государственных задач.

Сегодня социально важно пробудить интерес к родословной, к ценностям, обычаям и праздникам, характерным для семьи, страны, в которой живет и воспитывается ребенок, воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за неё.

В процессе реализации проекта внимание акцентируются на решении следующих социально важных проблем:

Достоинство, смысл и величие жизни человека;

Человек в общении с другими людьми, значение как основы человеческих взаимоотношений;

Деятельность как способ выражения себя, стремление приносить пользу;

Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни.

Цель данного проекта: Обеспечить каждому ребенку условия ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального окружения, формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.

На примере ближнего природного окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему сознать свое место в нем;

формирование бережного отношения к природе и всему живому;

познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

Приобщать детей к духовно – нравственным традициям русского народа.

формирование элементарных знаний о правах человека;

Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Нравственно воспитывать дошкольника, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему краю, стране;

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, району, области;

Воспитание уважения к труду;

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Отбор содержания работы основывается на следующих главных педагогических принципах:

Целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;

Гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;

Деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;

Интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;

Культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры; технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;

Возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.

Ценностные ориентиры, которые должны быть сформированы в ходе реализации данной программы:

Семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного народа;

Историческое единство российского народа, служение Отечеству;

Общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.

Условия, которые необходимы для реализации этой программы:

Создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка;

Учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;

Обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологического и других компонентов;

Учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка;

Объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания;

Совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;

Становление высоконравственных, этических норм поведения.

Семейный кодекс РФ.

Конвенция о правах ребёнка

Материально-техническая база:

- специально организованные занятия;

-игры (дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные, настольные);

- чтения произведений художественной литературы, фольклора;

- прослушивание и изучение музыкальных произведений;

- работа с родителями;

Коллективная, групповая, индивидуальная



(образовательная деятельность, выставки, выступления)

Этапы реализации проекта

I этап: подготовительный

Изучить нормативную базу.

Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта.

Обеспечить методическое сопровождение реализации проекта.

II этап: практический

Создание развивающей среды

Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

Разработать методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию.

Вовлекать в систему нравственно-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

Принимать участие в конкурсах по нравственно-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации проекта.

Обобщить результаты работы.

Провести коррекцию затруднений в реализации проекта.

Спланировать работу на следующий год.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации программы ожидается:

создание системы работы по гражданско-патриотическому воспитанию;

обогащение содержания нравственно-патриотического воспитания;

вовлечение в работу нравственно-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

В образе маленького патриота:

в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

в социальной: способность к самореализации в пространстве Российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

Содержание проекта

Проект состоит из следующих блоков:

Содержание блока:

Мир ребенка начинается с семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье (знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной), детском саде, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления детей о именах близких людей, семейных историях, традициях.

Экскурсии по территории детского сада: медицинский кабинет, пищеблок, прачечная, зимний сад.

Набор сюжетных картин; фото альбомов воспитанников.

Ожидаемые результаты:

Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

Развивать умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательные отношения, стремиться к общению и взаимодействию.

Иметь представление о людях, их взаимоотношениях.

Совершать положительные поступки, движимые мотивами гуманности и справедливости.

Содержание блока:

Дети получают краеведческие сведения о родном поселке, об истории его возникновения, его достопримечательностях, сельском хозяйстве, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках и т.д.

Наблюдения и экскурсии на территории детского сада.

Рассматривание домов (этажность, формы домов, из какого материала построены, номера).

Ожидаемые результаты:

Знают на каком квартале живут, название своего поселка, его историю, традиции, достопримечательности.

Сформированы представления о ближайшем окружении, как частицы малой Родины

Развитие у детей интереса и любознательности к историческому прошлому, расширять представления детей о самобытности нашего народа в прошлом и настоящем.

Формирование элементарных знаний о быте наших предков – начальный этап в познании родного края.

Испытывают чувство гордости за знаменитых земляков.

Осознание детьми любви к родным местам, ощущения своей неразрывности с окружающим миром, формировать желание сохранять и преумножать богатство своего родного края.

Содержание блока:

Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой, дети сначала получают элементарные сведения о природе участка детского сада, затем, краеведческие сведения о природе. Воспитывается умение бережного отношения к окружающей природе, умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, нравственные качества человека.

Рассматривание картин, иллюстраций, книг, альбомов с изображением растительного и животного мира, альбомов с изображением деревьев и кустарников.

Наблюдение за небом, солнцем, ветром, снегопадом; целевые прогулки в яблоневый сад.

Опыты со снегом, с воздухом и водой, растениями.

Ожидаемые результаты:

Имеют знания и представления о природе родного края.

Умеют наблюдать за природой, экспериментировать.

Развита познавательная активность в процессе исследовательской деятельности.

Гуманно, бережно относится ко всему живому.

Воспитано чувство любви к родной природе, как к одному из слагаемых патриотизма.

Содержание блока:

На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России, в младшей группе знакомятся с государственными символами Росси: герб, флаг, гимн. Дети знакомятся со столицей нашей страны – Москвой и другими городами России. Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы нравственно – патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.

Рассматривание иллюстраций с изображением столицы, рассматривание изображения государственного герба, флага.

Слушание песен о Родине.

Ожидаемые результаты:

Имеют представления о том, что Российская Федерация (Россия)- огромная многонациональная страна.

Знают, что Москва – главный город, столица нашей Родины.

Знают флаг, герб России, мелодию гимна.

Содержание блока:

Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей с историческими фактами военных лет. Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Воспитывать чувство гордости и уважения к родным и близким людям, принимавшим участие в сражениях за Родину. Донести до детей значение Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Формировать гражданственность, чувство любви и гордость на основе изучения военной истории Отечества. Привлечение родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей. Воспитывать защитников своей страны, стремление быть смелым и отважным.

Беседы о войне, рассказы о мужестве, отваге, героизме всего народа.

Экскурсия в Музей воинской славы в детском саду

Сделать подарки к 23 февраля для пап

Ожидаемые результаты:

Расширятся представление детей о подвигах народа, об истории родного Отечества

Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.

Информационно-методическое обеспечение:

Н.В. Алёшина, Патриотическое воспитание дошкольников Н.В. Алёшина. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156с.

Л.А. Кондрыкинская, Дошкольникам о защитниках Отечества: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192с.

Н. Малюшова Здравствуй, музей Н. Малюшова Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29.

М.Д. Маханева Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96с.

Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников Т. Чумалова Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

О.Л.Князева, Д. М. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры Санкт- Петербург, 1997 год.

Читайте также: