Анализ учебника по технологии школа россии

Обновлено: 30.06.2024

4. Планируемые результаты ФГОС НОО

Отличительные особенности отбора и
построения содержания учебного материала:
• Адаптационный период в 1 классе - 8 уроков в форме прогулок
с дидактическими играми и наблюдениями или в классе.
• В 1 и 2 классах темы отражают главным образом не
названия изделий, а технологические операции, способы и
приёмы, знания о материалах и конструкции.
Первые два года обучения – период освоения элементарных
конструкторско-технологических знаний и умений.
• В 3 и 4 классах основная форма практической работыпростейшие технологические проекты (групповые и
индивидуальные).
Базой для выполнения являются уже освоенные предметные знания и
умения, а также постоянное развитие основ творческого мышления.
• Выбор изделия не носит случайный характер, а отвечает
целям и задачам каждого урока и подбирается в чётко-продуманной
последовательности в соответствии с изучаемыми темами.

Содержание курса технологии
(универсальные знания и умения)
Элементы
материаловедения
Виды и свойства
материалов
Технологические
операции (знаю как)
1. Разметка деталей (по шаблону,
с помощью чертежных инструментов,
копирование и др.)
2. Выделение деталей из заготовки
(разрывание,отрывание,резание
и др.)
3. Формообразование
(сминание, сгибание и др.)
4. Сборка изделия (склеивание,
сшивание и др.)
5. Отделка деталей, изделия (окрашивание, аппликация, вышивка и др. )
Элементы
конструирования
(устройство)
Детали,
их форма,
вид
соединения
(подвижный,
неподвижный)

8. Изучение основных технологических знаний и умений по классам (темы уроков)

1 класс
2 класс
3 класс
Разметка:
- свободным
рисованием;
- сгибанием,
- по шаблону,
трафарету.
Разметка:
- с помощью
чертежных
инструментов
(плоские формы),
- копирование.
Разметка:
-с помощью
чертежных
инструментов
(объемные
развертки).
Выделение детали
из заготовки:
- отрывание;
- резание
ножницами.
Выделение детали
из заготовки:
Выделение детали
из заготовки:
-резание
канц.ножом.
Сборка изделия:
-склеивание.
Сборка изделия:
- сшивание (прямая
и косая строчка).
Сборка изделия:
- проволока;
-щелевые замки;
- сшивание
(петельная
строчки);
--стяжка.
Отделка:
- раскрашивание;
-аппликация;
-рисование
и др.
Отделка:
- вышивка;
-блестки;
- бусины и др.
Отделка:
- рельефная
отделка;
- вышивка;
- бусины и др.
4 класс
Освоение новых
технологий и
художественных
техник на основе
изученных.
Использование
освоенного для
выполнения
творческих
проектов.
Сборка изделия:
- сшивание
(петлеобразная и
крестообразная
строчки).
Отделка:
- Использование
ранее освоенных
знаний и умений.

9. Примерное распределение времени на уроке

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК "Школа России" включает в себя завершенные линии учебников по всем основным предметам начального образования:

1. Азбука - В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская и др.

2. Русский язык - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

3. Русский язык – Л.М. Зеленина и др.

4. Литературное чтение - Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.

5. Английский язык - В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова и др.

6. Английский язык (расширенное содержание обучения иностранному языку) – И.Н.Верещагина, К.А.Бондаренко, Т.А.Притыкина.

7. Немецкий язык - .И.Л.Бим, Л.И.Рыжова, Л.М.Фомичева.

8. Французский язык - А.С. Кулигина, М.Г. Кирьянова.

9. Испанский язык - А.А. Воинова, Ю.А. Бухарова, К.В.Морено.

10. Математика - М.И.Моро, С.В. Степанова, С.И.Волкова.

11. Информатика - А.Л. Семёнов, Т.А. Рудниченко.

12. Окружающий мир - А.А. Плешаков и др.

13. Основы духовно-нравственных культур народов России - А.В.Кураев, Д.И.Латышина, М.Ф.Муртазин и др.

14. Музыка - Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

15. Изобразительное искусство - Л.А.Неменская, Е.И.Коротеева, Н.А. Горяева.

16. Технология - Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова и др.

17. Физическая культура - В.И.Лях.

Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год; отвечают требованиям действующего Государственного стандарта начального общего образования; обеспечивают преемственность с дошкольным и основным общим образованием.

УМК создан на достижениях педагогической науки и практики с опорой на новые теоретические концепции; обеспечивает общие методические подходы к преподаванию всех предметов в начальном звене; работа по этим учебникам позволят ребенку адаптироваться в школьном коллективе, накопить необходимые знания и умения для дальнейшего успешного обучения; в полном объеме учитываются индивидуальные особенности детей.

Содержание учебников данного УМК соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся. И на основании вышесказанного, авторы данного УМК предъявляют следующие цели и задачи обучения:

Цель обучения – воспитание школьников как граждан России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

Задача обучения – Главное назначение начальной школы, по мнению авторов — воспитательное. Отсюда и задачи:

-развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому

-обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности

-формирование естественной мотивации учения

Авторы учебников и учебных пособий взяли на вооружение все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы, доказало свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребенка.

Особенность данного УМК заключается в следующих принципах:

1)Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития.

2)Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД.

3)Принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов.

4)Принцип учета индивидуальностей возможностей и способов школьника.

- приоритет воспитания в образовательном процессе;

- личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения;

- сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

Типические свойства, отображающиеся в системе:

Комплектность обеспечивает единство установки УМК на формирование таких УУД, как умение работать с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, словарями); с простейшим оборудованием; умение делового общения (работа в парах, малом и большом коллективе).Кроме того, к комплектности относится: использование единой системы обозначений во всех учебниках УМК; использование единой системы практических задач; демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала; выход за пределы учебников в зону словарей; обмен информацией между учебниками путем перекрестных взаимных ссылок; наличие сквозной внешней интриги, герои которой – сверстники учащихся – брат и сестра (Миша и Маша) демонстрируют различные варианты выполнения поставленных задач, разные точки зрения (что важно при объяснении нового материала); общий метод проектов.

Инструментальность – предметно-методические механизмы УМК, способствующие практическому применению получаемых знаний. Они помогают ученику при изучении нового материала самостоятельно открывать и формулировать закономерности или правила, направленные на практическое применение получаемых знаний при решении коммуникативных, учебных, жизненных задач. Инструментальность предусматривает перенос формируемых УУД непосредственно в жизненные ситуации. Для этого разработана система практических задач (математика, информатика, окружающей мир), в которой взаимно увязываются представления и понятия из всех образовательных областей.

Интеграция – важнейшее основание единства методической системы обучения. Понимание условности строгого деления естественнонаучного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области приводит к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира.

Я взяла учебники и проанализировали их, после чего привели некоторые примеры структурных компонентов учебника.

Текстовые компоненты:

Для более подробного анализа учебно-методического комплекта хотелось бы проанализированные текстовые и внетекстовые компоненты учебников, а именно тексты (основной, дополнительный, пояснительный); внетекстовые компоненты (аппарат организации усвоения, иллюстрации, аппарат ориентировки).

Тексты (основной, дополнительный, пояснительный).

При анализе учебников по разным предметам, следует отметить, что только в окружающем мире отсутствует пояснительный текст. (см. рис.№1).


Как мы можем пронаблюдать из представленных выше примеров текстовых компонентов, то мы можем говорить о том, что они предоставлены в учебниках в разных видах.

Внетекстовые компоненты

Внетекстовые компоненты (аппарат организации усвоения, иллюстрации, аппарат ориентировки).

При анализе внетекстового компонента, следует отметить, что только в окружающем мире отсутствует справочный материал, и схемы. (см. рис.№2).



Для дальнейшего анализа учебно-методического комплекта необходимо верно подобрать определённые типы и уровни заданий: (оценочный, исполнительный, рефлексивный, рефлексивно-методический, диагностический, - и уровни (базовый, повышенный) заданий учебников.

При подборе определенных типов заданий по разным предметам стоит отметить, что диагностический тип заданий отсутствует во всех предметах. Также отсутствует оценочный тип заданий по русскому языку и литературному чтению. (см. рис.№3).


При оценки уровней заданий выявилось, что в окружающем мире отсутствует повышенный уровень заданий. (см. рис.№4).



Проанализировав задания на формирование самоконтроля и взаимоконтроля предметных и метапредметных результатов (см. рис.№5) можно сказать о том, что задания подобраны с учетом всех особенностей младших школьников и соответствуют целям и задачам данного УМК.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Как и у всех остальных учебников УМК "Школа России", первыми страдают углы за счет большого формата и тонкого картона, бумаги. Содержит 4 больших раздела, справочник, словарик, рассказы, памятки. К концу первого класса дети должны научиться выполнять строчки прямых стежков, готовиться к вышиванию. Учебник научит работать с природными материалами, пластилином, бумагой, иголкой. Даст базовые знания для последующего развития творческих способностей и обретения хобби. Заложит понимание необходимости бережного отношения к природе, вторичного использования материалов, рационального распределения ресурсов (зависит от учителя). Четко прослеживаются межпредметные связи с окружающим миром.

Учебник с непрочной мягкой обложкой. Печать и бумага - качественные. Шрифт - крупный. Очень красочное оформление. Жаль, у меня не было такого учебника в 1 классе. Всё-таки, наблюдая за изменениями в образовательной программе, видишь некоторый прогресс, и чуть-чуть завидуешь.
Дополнительные изображения страниц+содержание:

Учебник написан на основе рабочей программы по технологии авторов Е. А. Лутцевой и Т. П. Зуевой, составленной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Его содержание и методический аппарат реализуют современные требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения в начальной школе.
Учебник помогает воспитывать уважение к мастерам, труду и его результатам, качественно и последовательно формировать элементарные технико-технологические знания и умения, развивать основы творческой деятельности.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
7-е издание.

1 этап-Выбор материала (образцы видов ткани);

2 этап-Разметка деталей (показ налаживания шаблона, прикалывание булавками, обводка по контуру);

3 этап-Выкраивание деталей (вырезывание выкройки по краю обводки);

4 этап-Соединение деталей (дан алгоритм шагов: сколоть-сметать-сшить-удалить смётку);

5 этап-Отделка изделия (показ наклеивания наклейки про помощи утюга, дан образец готового изделия).

В конце учебника можно познакомится с его содержанием, а в нача ло авторы поместили напутствие к учащимся в котором раскрывают понятие мастер, мастерство, подводят второклассников к тому, что дорога к мастерству начинается с умения правильно думать и действовать. А как правильно это делать они и узнают на его страницах .

Читайте также: