В чем состоит отличие психологического знания от психологического познания кратко

Обновлено: 02.07.2024

Термин "психология", образованный от греческих слов psyche – душа, психика и logos – знание, осмысление, изучение, имеет несколько значений.

Так, в первом, дословном своем значении психология – это знание о психике или наука, изучающая психику или внутренний, как сказали бы в древности, душевный мир человека.

Во втором, наиболее распространенном значении, слово "психология" относят и к самой психической, "душевной" жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии – конкретного индивида. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Так, подчеркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии ребенка или подростка, рабочего или ученого, женской психологии и т. п.

Различив психологию как особую реальность и как знание о ней, заметим, что и понятие "психолог" – обладатель этого знания – тоже неоднозначно. Конечно, прежде всего, психолог – это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. Так, в обыденной жизни психолог – это человек, "понимающий душу", разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях. В этом смысле психологом фактически является каждый человек, независимо от профессии, хотя чаще так называют подлинных знатоков человеческих отношений – видных мыслителей, писателей, педагогов.

Итак, есть две разных формы психологического знания – научная и житейская, обыденная психология. Если научная психология возникла сравнительно недавно, то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики. Бытовая или обыденная психология развивается как система житейских знаний о психических явлениях и детерминантах поведения, а также знаний, пришедших из других наук и художественной литературы. Житейская психология помогает ориентироваться во внешнем и внутреннем мире, но не обладает глубиной и доказательностью научной психологии.

Появление психологии как специальной научной дисциплины связано с формированием собственного понятийного аппарата и методических процедур.

Годом рождения научной психологии считают 1879 г. В этом году были открыты сначала лаборатория, а затем институт психологии в Лейпциге, основателем которого был Вильгельм Вундт (1832-1920). В.Вундт считал предметом психологии сознание и строил психологию как экспериментальную науку по образцу современных ему естественных научных дисциплин – физики, химии, биологии. Используя элементарный прибор, хорошо знакомый каждому начинающему музыканту, он выделил элементы сознания, пытаясь изучить его структуру и объем.

Современная психология далеко ушла от механицизма Вундта, однако принцип научного абстрагирования и упрощения предмета исследования не потерял своей актуальности.

Основное отличие научной психологии от житейской заключается в том, что поле исследовательской деятельности последней формирует сама жизнь и разнообразие жизненного опыта. В науке происходит резкое сужение, ограничение предмета и объекта исследования, зафиксированное в специальном языке. Научный психолог теряет для изучения (не всегда безвозвратно) целые пласты житейского опыта, однако вводимые ограничения создают новые преимущества. Так, у Вундта точное предметное определение сложного для изучения объекта связано с умением с помощью простых методических процедур в специальной экспериментальной ситуации выделять его элементы, воспроизводить их в заданных условиях, измерять (и привлекать количественные методы для обработки полученных данных), и, в конечном счете, устанавливать закономерности, которым они подчиняются.




В последние десятилетия появилась новая форма психологического знания – так называемая поп-психология. Это - не научно-популярная психология, которая направлена на объяснение научных достижений доступным для простых людей языком и тем самым – на популяризацию психологии. Поп-психология это – элемент общества потребления и массовой культуры - упрощенные советы для всех и во всех ситуациях, которые так нравятся людям, стремящимся получить желаемое быстрее и легче. Такие советы можно в большом количестве обнаружить на прилавках современных магазинах – например, как стать богатым, как выйти замуж и т.д.. Это схематизированные, вульгарные эрзац-знания, которые не решают психологических проблем человека, а заводят его в тупик самообмана. Понятно, что если советы не предполагают учета ваших личностных качеств и индивидуальной ситуации, то и помогать они будут с вероятностью – 50 на 50%. Поп-психология подрывает авторитет психологической науки, так как выступает от её имени. Человек, один раз доверившись шарлатану, перестает доверять психологам вообще. Конечно, здоровая конкуренция в конечном итоге выправит ситуацию на рынке психологических услуг, однако в современной ситуации психологическая наука сталкивается с определенными трудностями, связанными с уровнем культуры некоторых слоев населения.

Итак, научная психология является системой теоретических, методических и экспериментальных средств познания психических явлений, она представляет собой переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений и их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов. О методах психологии мы будем говорить в следующем параграфе. А сейчас необходимо обратиться к специфике психологической науки по сравнению с другими отраслями научного знания.

1) Особенность психологии, как мы уже отметили в предыдущем разделе, состоит в соединении и использовании знаний других наук для разработки психологической проблематики. При этом психология использует стратегии и парадигмы как естественных, так и гуманитарных наук. А самое интересное знание и новые прикладные отрасли рождаются на стыке наук – психофизиология, психолингвистика, психофизика и т.д.

3) Единой психологии фактически не существует, есть различные направления, школы, течения.

4) Особенностью психологического изучения является то, что объект познания в некоторых случаях одновременно является и познающим субъектом (так как познание является одним из видов человеческой деятельности). Определение субъекта и объекта также приводилось выше. Здесь мы только подчеркнем специфические для психологической науки сложные и неоднозначные субъект-объектные отношения. Спецификой психологии является способность объекта изучения к внутреннему отражению своих состояний. Обыденные представления человека о себе, являясь средствами и результатами разрешения реальных жизненных задач, могут быть устойчивыми и существовать независимо от их научных объяснений. Психологический факт зависит от его интерпретации исследователем. Гуманитарный аспект психологии заключается не только в изучении, но и в практике создания этих представлений как способов преодоления конфликтных ситуаций, осмысления и продуктивного развития жизненного опыта.

5) Знания, получаемые в научной психологии (в отличие от физики, химии и т.п.) могут использоваться не только для ускорения культурного или технического прогресса, для взаимодействия с миром и людьми, но и для радикального самосовершенствования. Можно научиться управлять вниманием и памятью, развить логические и образные компоненты мышления, научиться преодолевать внутренние барьеры на пути к оригинальным решениям, организовать и дисциплинировать свои эмоции, - то есть встать на путь сознательного преодоления своих недостатков, чтобы самоактуализироваться как личность, не потерять вкус к жизни

1.2. Структура психологической науки и общая характеристика её методов

Термин "психология", образованный от греческих слов psyche – душа, психика и logos – знание, осмысление, изучение, имеет несколько значений.

Так, в первом, дословном своем значении психология – это знание о психике или наука, изучающая психику или внутренний, как сказали бы в древности, душевный мир человека.

Во втором, наиболее распространенном значении, слово "психология" относят и к самой психической, "душевной" жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии – конкретного индивида. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Так, подчеркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии ребенка или подростка, рабочего или ученого, женской психологии и т. п.

Различив психологию как особую реальность и как знание о ней, заметим, что и понятие "психолог" – обладатель этого знания – тоже неоднозначно. Конечно, прежде всего, психолог – это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. Так, в обыденной жизни психолог – это человек, "понимающий душу", разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях. В этом смысле психологом фактически является каждый человек, независимо от профессии, хотя чаще так называют подлинных знатоков человеческих отношений – видных мыслителей, писателей, педагогов.

Итак, есть две разных формы психологического знания – научная и житейская, обыденная психология. Если научная психология возникла сравнительно недавно, то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики. Бытовая или обыденная психология развивается как система житейских знаний о психических явлениях и детерминантах поведения, а также знаний, пришедших из других наук и художественной литературы. Житейская психология помогает ориентироваться во внешнем и внутреннем мире, но не обладает глубиной и доказательностью научной психологии.

Появление психологии как специальной научной дисциплины связано с формированием собственного понятийного аппарата и методических процедур.

Годом рождения научной психологии считают 1879 г. В этом году были открыты сначала лаборатория, а затем институт психологии в Лейпциге, основателем которого был Вильгельм Вундт (1832-1920). В.Вундт считал предметом психологии сознание и строил психологию как экспериментальную науку по образцу современных ему естественных научных дисциплин – физики, химии, биологии. Используя элементарный прибор, хорошо знакомый каждому начинающему музыканту, он выделил элементы сознания, пытаясь изучить его структуру и объем.

Современная психология далеко ушла от механицизма Вундта, однако принцип научного абстрагирования и упрощения предмета исследования не потерял своей актуальности.

Основное отличие научной психологии от житейской заключается в том, что поле исследовательской деятельности последней формирует сама жизнь и разнообразие жизненного опыта. В науке происходит резкое сужение, ограничение предмета и объекта исследования, зафиксированное в специальном языке. Научный психолог теряет для изучения (не всегда безвозвратно) целые пласты житейского опыта, однако вводимые ограничения создают новые преимущества. Так, у Вундта точное предметное определение сложного для изучения объекта связано с умением с помощью простых методических процедур в специальной экспериментальной ситуации выделять его элементы, воспроизводить их в заданных условиях, измерять (и привлекать количественные методы для обработки полученных данных), и, в конечном счете, устанавливать закономерности, которым они подчиняются.

В последние десятилетия появилась новая форма психологического знания – так называемая поп-психология. Это - не научно-популярная психология, которая направлена на объяснение научных достижений доступным для простых людей языком и тем самым – на популяризацию психологии. Поп-психология это – элемент общества потребления и массовой культуры - упрощенные советы для всех и во всех ситуациях, которые так нравятся людям, стремящимся получить желаемое быстрее и легче. Такие советы можно в большом количестве обнаружить на прилавках современных магазинах – например, как стать богатым, как выйти замуж и т.д.. Это схематизированные, вульгарные эрзац-знания, которые не решают психологических проблем человека, а заводят его в тупик самообмана. Понятно, что если советы не предполагают учета ваших личностных качеств и индивидуальной ситуации, то и помогать они будут с вероятностью – 50 на 50%. Поп-психология подрывает авторитет психологической науки, так как выступает от её имени. Человек, один раз доверившись шарлатану, перестает доверять психологам вообще. Конечно, здоровая конкуренция в конечном итоге выправит ситуацию на рынке психологических услуг, однако в современной ситуации психологическая наука сталкивается с определенными трудностями, связанными с уровнем культуры некоторых слоев населения.

Итак, научная психология является системой теоретических, методических и экспериментальных средств познания психических явлений, она представляет собой переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений и их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов. О методах психологии мы будем говорить в следующем параграфе. А сейчас необходимо обратиться к специфике психологической науки по сравнению с другими отраслями научного знания.

1) Особенность психологии, как мы уже отметили в предыдущем разделе, состоит в соединении и использовании знаний других наук для разработки психологической проблематики. При этом психология использует стратегии и парадигмы как естественных, так и гуманитарных наук. А самое интересное знание и новые прикладные отрасли рождаются на стыке наук – психофизиология, психолингвистика, психофизика и т.д.

3) Единой психологии фактически не существует, есть различные направления, школы, течения.

4) Особенностью психологического изучения является то, что объект познания в некоторых случаях одновременно является и познающим субъектом (так как познание является одним из видов человеческой деятельности). Определение субъекта и объекта также приводилось выше. Здесь мы только подчеркнем специфические для психологической науки сложные и неоднозначные субъект-объектные отношения. Спецификой психологии является способность объекта изучения к внутреннему отражению своих состояний. Обыденные представления человека о себе, являясь средствами и результатами разрешения реальных жизненных задач, могут быть устойчивыми и существовать независимо от их научных объяснений. Психологический факт зависит от его интерпретации исследователем. Гуманитарный аспект психологии заключается не только в изучении, но и в практике создания этих представлений как способов преодоления конфликтных ситуаций, осмысления и продуктивного развития жизненного опыта.

5) Знания, получаемые в научной психологии (в отличие от физики, химии и т.п.) могут использоваться не только для ускорения культурного или технического прогресса, для взаимодействия с миром и людьми, но и для радикального самосовершенствования. Можно научиться управлять вниманием и памятью, развить логические и образные компоненты мышления, научиться преодолевать внутренние барьеры на пути к оригинальным решениям, организовать и дисциплинировать свои эмоции, - то есть встать на путь сознательного преодоления своих недостатков, чтобы самоактуализироваться как личность, не потерять вкус к жизни

1.2. Структура психологической науки и общая характеристика её методов

Вопрос №2. Особенности психологии как науки

Психологии должно быть отведено в системе наук совершенно особое место.

Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству, о психике.

Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней можно сказать сливаются объект и субъект познания.

Чтобы пояснить это, воспользуемся одним сравнением, предложенным Дубровиной И.В. Рождается на свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения.

Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего человечества. В первобытном обществе основные мысли людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами, получали первые знания о природе.

Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная жизнь?

Этот момент и был рождением самосознания человечества, т.е. рождением психологического знания. Событие, которое когда-то произошло, можно коротко выразить так: если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Итак, задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой науки, ибо только в ней мысль совершает возврат на себя.

В-третьих, особенность психологии заключается в её уникальных практических следствиях.

Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими.

Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями — задача неизмеримо сложная. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.

Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология — это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

И хотя это мнение не является сейчас общепринятым, в последнее время всё больше говорят об этой особенности психологии, которая делает её наукой особого типа.

И последняя, пятая особенность заключается в пересечении научной и практической психологии.

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом. Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

И наче обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т.п. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Об этом уже упоминалось в первом вопросе, где речь шла о предмете психологии.

Ответим на вопрос: Чем же отличаются житейские психологические знания от научных?

1. Житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, водители такси — хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как мы знаем, часто — довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим — с отцом, и совсем иначе — с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий — это одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия чётко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел.

То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только оптимизируют описания, но и за множеством частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и её индивидуальные особенности.

Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т.е. выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

2. Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и ошибок.

Подобный способ отчетливо виден у детей, особенно из примера который приведён выше. Их хорошая интуиция достигается путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, от кого можно добиться желаемого, а от кого нельзя.

В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, коэффициентом полезного действия..

Д убровина И.В. приводит давнее сравнение представителей науки с пигмеями, которые стоят на плечах у великанов — выдающихся ученых прошлого. Они, может быть, гораздо меньше ростом, но видят дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т.е. речи и языка.

4. Четверное различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии человек вынужден ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждёт стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода психология оформилась в самостоятельную науку.

5. Преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Другими словами структура современной научной психологии очень многомерна. Получаемый материал накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и других.

В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики (например, работа через осязание со слепо глухонемыми детьми), с необычными условиями труда — условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, информационного голода и т.п. — психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию.

Теперь, когда приведены доказательства преимущества научной психологии перед житейской, логично поставить вопрос: а какую позицию научные психологи должны занять по отношению к носителям житейской психологии?

Развитие науки напоминает движение по сложному лабиринту со многими тупиковыми ходами. Чтобы выбрать правильный путь, нужно иметь, как часто говорят хорошую интуицию, а она возникает только при тесном контакте с жизнью.

Поэтому научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом. Иначе он не только будет малополезен науке, но и не найдет себя в своей профессии. Отношения научной и житейской психологии, пишет Дубровина И.В., подобны отношениям Антея и Земли; первая, прикасаясь ко второй, черпает из нее свою силу.

Итак, научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Лекция. Введение в психологию

Лекция. Введение в психологию
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Лекция. Введение в психологию
Место психологии в системе других наук. Отрасли психологии
Методы психологии
История развития психологии
Природа и сущность психики и сознания человека
Психологическая теория деятельности
Все страницы

1.1 Общая характеристика психологии как науки

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

Основные характеристики житейской и научной психологии.

Психология в XXI веке.

Вопросы для самоконтроля

1. Психология - молодая или древняя наука?
2. Кто внес вклад в становление научной психологии? Какой?
3. В чем отличия житейской и научной психологии?
4. Что является предметом науки психологии?
5. Каковы позитивные тенденции развития психологии в 21 веке?
6. В чем заключаются риски развития психологии в 21 веке?

Психологическому знанию, Гинецинский дает определение как знанию о сознании; сознание по отношению к знанию - это форма его существования. Психологическое знание, по его мнению, представляет собой результат субъективации (осмысления) предварительно объективированных продуктов познавательной активности, а психология, как наука есть объективное знание о субъективной реальности. По мнению Гинецинского, сосуществование многих психологических направлений можно рассматривать как многообразие типов психологических знаний. В разных направлениях существуют разные источники получения эмпирических данных, разные методы, а стало быть, и процедуры их извлечения, а также разные способы определения полученных данных.

В. Н. Карандашев выделяет пять основных типов психологического знания, которое отличается методами получения, особенностями построения, способами выражения и обоснования, а также критериями истинности. Каждый из рассматриваемых типов психологического знания оправдан, полезен и даже необходим на своем месте и в своем собственном качестве. Однако подмена одного знания другим и их смешение недопустимо. Это может вводить людей в заблуждение относительно адекватных форм и способов познания.

Первым типом является житейская психология, которая использует знание, накопленное и использующееся человеком в повседневной жизни. Достоверность житейской психологии проверяется только личным опытом и опытом людей, с которыми человек непосредственно соприкасается. Житейские наблюдения выдающихся людей, в силу их мудрости и способности к обобщению, представляют большую ценность. Основной критерий истинности знания житейской психологии - его правдоподобность и очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях. Особенностями этого знания являются :

а) отражение индивидуального опыта повседневной жизни человека. Знание носит единичный или групповой характер, являясь результатом обыденного обобщения внешнего, поверхностного, непосредственного;

г) знание фиксируется в системе обыденного разговорного языка, выражающего общие представления и индивидуальную эмоционально-смысловую оболочку слов.

Третий тип психологического знания - практическая психология. Главная цель практической психологии - оказание психологической помощи человеку. В результате такой деятельности профессионал определяет пути, разрабатывает методы оказания психологической помощи людям, необходимой в решении их жизненных или профессиональных проблем. К основным методам практической психологии относят психодиагностику, психотерапию и психокоррекцию, психологическое консультирование, развивающую психологическую работу. Предметом практической психологии являются конкретный индивид или конкретная группа людей, а также конкретные обстоятельства жизни. Критериями достоверности знания этого типа являются опыт и эффективность работы специалистов. Особенностями знания в практической психологии считается конкретность, практичность деятельности, а также целостность в описании человека.

В практической психологии значительным оказывается влияние личности специалиста психолога на процесс и результаты работы. Поэтому практическая психология отличается метафоричностью знания, то есть использованием терминов, имеющих переносный образный смысл. С целью психологической профилактики практические психологи проявляют большое стремление к популяризации психологического знания (психологическое просвещение). Психологическое знание, полученное в результате практической деятельности, обобщается, систематизируется и предлагается к использованию.

Четвертый тип психологического знания - иррациональная психология. Иррациональная психология - это психологическое знание, недоступное объяснению собственно научными и рациональными методами. К такому знанию обычно относят религиозное знание; знание, полученное в парапсихологии; эзотерическое знание. Религиозное знание традиционно противопоставляется научному знанию. Парапсихология занимается изучением экстрасенсорного познания, ясновидения, телепатии и предвидения. Эзотерическое знание опирается на некоторое тайное знание, недоступное для большинства людей (астрология, йога, нумерология, хиромантия и тому подобное). Привлекательность эзотерическому знанию придает его практичность.

Важнейшей особенностью этого знания является некая его целостность. Неопределенность изложения и выводов позволяет такому знанию быть достаточно правдоподобным и применимым в любых обстоятельствах. Таинство методов получения такого знания, отсутствие возможности рационального его объяснения на основе научных принципов основная его характеристика. Способы доказательства истинности такого знания специфичны, иррациональны, недоступны систематическому и логическому обоснованию. Критерием достоверности такого знания для людей посвященных является его соответствие постулатам таинства и внутренняя убежденность в его истинности. Для людей, не посвященных в тайное знание, главный критерий истинности - вера и опыт переживания соответствующих состояний.

Пятый тип психологического знания, на который, в связи с проводимым нами исследованием, хочется обратить особенное внимание - научное психологическое знание. Научное психологическое знание - это логически непротиворечивая и экспериментально обоснованная система взаимосвязанных понятий, суждений, умозаключений, описывающих психологические явления, объясняющих их природу, прогнозирующих динамику их развития, обосновывающих возможность управления ими. Отличительные особенности научного психологического знания следующие :

оно имеет всеобщий характер, отражая существенное, устойчивое и повторяющееся в психологических явлениях, то есть их фактическое содержание;

оно имеет системный характер, то есть представляет собой систему развивающихся понятий, отражающих динамику явлений и образующих определенную психологическую теорию;

оно представляет собой единство методологического, теоретического и экспериментального знания, в котором главное - осознанная (рефлексивная, исследовательская направленность, проверяемость теоретических положений в эксперименте;

В течение долгого времени научно-психологическое знание накапливалось в рамках философии, биологии, медицины, педагогики, социологии и других наук о человеке. В конце XIX века психология выделилась из философии и определилась как самостоятельная наука. С этого времени было разработано большое количество собственных методов научного познания закономерностей и механизмов психической жизни. В настоящее время главная цель научной психологии состоит в поиске новых психологических знаний о внутреннем мире людей.

Научная психология опирается на факты, получаемые опытным путем - эмпирические научные факты. Научно-психологические факты не зависят от субъективного мнения ученого, то есть характеризуются объективностью. Весомость научно-психологическому знанию придает использование эмпирического и теоретического (логического) способов доказательства истинности. Надежность и доказательность знания обеспечивают научные методы, которые используются в психологии. В научной психологии существуют надежные и проверяемые способы измерения психических явлений. Научную психологию называют академической, и разделяют её на фундаментальную и прикладную.

Кроме вышеназванных типов психологического знания существуют следующие:

номотетическое, объясняющее знание (от греч. nomos - закон) - знание, развивающееся по принципам естественных наук. Этот тип знания предлагали развивать бихевиористы школы Дж. Уотсона и Э. Торндайка;

идеографическое, описательное знание, подобное всем наукам о культуре. Этот тип знания предлагали представители понимающей психологии (В. Дильтей, Э. Шпрангер) и гуманистической психологии (К. Роджерс, В. Франкл).

Особенности представлений о семье у детей разного психологического возраста На каждом этапе психического развития существует свой особый образ семьи. При этом на разных ступенях онтогенеза у ребенка может быть, как.

Игра на знания правил дорожного движения с детьми дошкольного возраста Тема: Мы - пешеходы. Цель: Обобщить знания воспитанников по правилам дорожного движения через игровую деятельность. Задачи: • Выявить знания.

Особенности психологического развития детей 4–5 лет В возрасте 4- 5 лет у детей большую роль играют психологические особенности, от которых зависит поведение личности. Стремление к самостоятельности.

Читайте также: