Почему кому на руси жить хорошо эпическая поэма какие признаки этого жанра можно выделить кратко

Обновлено: 30.06.2024

Почему в ней присутствуют такие жанры, как сказка,былина, притча, историческая песня, плач, легенда?

1. Начало поэмы: В каком году. и т. д. очень похоже на : в некотором царстве, в некотором государстве.. .
2. Количество основных персонажей - 7 человек. Семёрка на Руси издревеле и до сих пор считается счастливой цифрой. Ср. Цветик-семицветик, семеро по лавкам, и т. д.
3. Происхождение персонажей - крестьяне-лапотники, временнообязанные.
4. Вопрос, который попытались решить крестьяне, не решён на Руси до сих пор! Этот вопрос стоИт в ряду таких же нерешаемых для России, как и вопросы "Что делать? " и "Кто виноват? ".
5. В поэме сделана попытка "объять необъятное" - т. е. показать послереформенную Россию 70-80-х годов Девятнадцатого века. Эпопеи обычно такими и бывают. И эти попытки, как правило, заканчиваются неудачамми.
Присутствие вышеперечисленных жанров в поэме объясняется тем, что Некрасов в совершенстве "владел пером". Кроме того, он сам был выходец из народа, и знал жизнь и быт крестьянства не по наслышке. А одной из составляющих крестьянской жизни как раз и были всевозможные "преданья старины глубокой". Сказки, былины, легенды - это, строго говоря, одно и то же. Плач и историческая песня также являются неотъемлемыми частями Русского народа.
Удачи!

В поэме присутствуют фольклорные жанры, потому что атмосфера русской жизни невозможнабез устного народного творчества. Оно хранит всю красоту и мудрость, которая веками накапливалась и приумножалась простыми людьми

Центральное место в произведениях Николая Алексеевича Некрасова занимает крестьянин, его быт, его судьба. И поэма “Кому на Руси жить хорошо” – это крестьянская эпопея. Но она, конечно, отличается от произведений признанных мастеров эпопеи, таких, как Гомер, например. При упоминании слова “эпопея” читателю вспоминаются бурно развивающиеся события, часто это война со всеми ее перипетиями.

У Некрасова этого нет, но именно в этом выражается его талант автора эпопеи. У Некрасова нет войны, но кризисная ситуация тем не менее присутствует.

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” отражены переживания народа в момент, по-настоящему критический для него, и это, безусловно, сближает поэму с эпопеей.

Более того, мы говорим об этом произведении как о поэме-эпопее.
В чем выражается кризисная ситуация для народа в описываемое Некрасовым время? Это время, когда происходит освобождение крестьян, период противоречивый. Некоторые помещики отказываются признавать своих крестьян свободными, как, например, Утятин. Но не только помещики не признают новых правил: некоторые крестьяне не считают себя свободными, и пример этому “холоп примерный

Читателю видны его переживания и страдания за судьбу крестьянина. Некрасов описывает события ярко и красочно, сопереживая и негодуя.
Кроме того, в поэме “Кому на Руси жить хорошо” встречается множество фольклорных элементов, что говорит о ней как о красочной и близкой к народу эпопее. Фольклорные элементы – это и пословицы, и поговорки, песни, персонажи русских былин, народные приметы, о которых нередко упоминают герои поэмы. Например, такую характеристику дает себе сам крестьянин Яким Нагой: “Он до смерти работает, до полусмерти пьет. ”
Еще одной характерной чертой эпопеи, которая присутствует в “Кому на Руси жить хорошо”, является многогеройность. Мы не можем сказать, что кто-то из семи мужиков является главным героем, мы также не можем сказать, что эти семь мужиков вместе представляют основных персонажей. Ведь каждый из рассказывающих свою историю становится главенствующим, – читателя захватывают перипетии судьбы рассказчика, а странствующие мужики играют тогда очень второстепенную роль, их вопросы служат предлогом для отражения удивительных, трагичных судеб крестьян.

Герой поэмы, как, впрочем, и большинства произведений Некрасова, – это народ, простой народ со всеми трудностями его жизни, страданиями.
Но образ народа, вполне раскрытый в поэме, все-таки очень противоречив. Крестьянина обвиняют в пьянстве беспробудном и в других тяжких грехах. Кто же крестьянин? Праведный мученик или грешник?

Мнение Некрасова здесь однозначно, автор полностью оправдывает народ, который после тяжелых мучений пытается забыться в пьянстве и в других грехах. Раскрытие образа народа, достаточно противоречивого образа, – это элемент внутреннего сюжета, что характерно для эпопеи.
Интересна также композиция “Кому на Руси жить хорошо” . Существует немало различных толков и споров о том, где должны стоять главы “Последыш”, “Крестьянка”. Но главной особенностью композиции поэмы является то, что она соответствует нормам эпопеи. Хотя это, наверное, не особенность, а скорее закономерное следствие общей жанровой направленности поэмы.
Таким образом, жанр “Кому на Руси жить хорошо” – это поэма-эпопея. И пусть она отличается от “Илиады” или “Одиссеи”, но в ней присутствуют все признаки настоящей эпопеи. Некрасов сумел раскрыть их, развить, не отступая от своих принципов, – правдиво и достоверно описывал великий русский народ, воспевал его, желая преобразить печальную действительность.

История создания

Жанр, род, направление

  1. Эпическая составляющая. В истории развития русского общества в 1860-е годы был переломный момент, когда люди приучались жить в новых условиях после отмены крепостного права и других коренных преобразований привычного жизненного уклада. Этот тяжелый исторический период и описал литератор, отображая реалии того времени без прикрас и фальши. Кроме того, в поэме есть четкий линейный сюжет и множество самобытных героев, что говорит о масштабности произведения, сравнимого разве что с романом (эпическим жанром). Также книга вобрала в себя фольклорные элементы героических песен, повествующих о ратных походах героев на вражеские станы. Все это – родовые признаки эпоса.
  2. Лирическая составляющая. Произведение написано в стихах – это главное свойство лирики, как рода. В книге также находится место авторским отступлениям и типично поэтическим символам, средствам художественной выразительности, особенностям исповеди героев.

Фольклор и язык

Желая погрузить читателя в атмосферу обычной российской провинции, поэт прибегнул к смелому сочетанию литературной, разговорной речи и фольклорных элементов. Некрасов часто употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы и изменяет окончания слов на диалектные, что позволяет ему передать свойственные народной речи певучесть и мягкость. Также используются многочисленные инверсии:

Я потупленную голову, Сердце гневное ношу.

Композиция

О чем поэма?

Семеро мужиков сошлись на дороге и заспорили о том, кому на Руси жить хорошо? Суть поэмы в том, что они искали ответ на этот вопрос в пути, разговаривая с представителями разных сословий. Откровение каждого из них – отдельный сюжет. Итак, герои пошли прогуляться, дабы решить спор, но лишь переругались, затеяв драку. В ночном лесу в момент драки у птицы из гнезда упал птенец, а один из мужиков его подобрал. Собеседники уселись у костра и начали мечтать, чтобы тоже обзавестись крыльями и всем необходимым для путешествия в поисках правды. Птичка пеночка оказывается волшебной и в качестве выкупа за своего птенца рассказывает людям, как найти скатерть-самобранку, которая их обеспечит едой и одеждой. Они находят ее и пируют, а во время пира клянутся найти ответ на свой вопрос вместе, но до тех пор ни с кем из родных не видеться и домой не возвращаться.

Кому на Руси жить хорошо — анализ

Главные герои представлены в виде семи странников, которые реши найти самого счастливого человека на Руси. По пути им встречаются самые разнообразные личности: общинный председатель – очень добрый и честный человек, который не пользуется своим служебным положением и работает на благо народа, крестьянка – сильная и трудолюбивая женщина, повидавшая за жизнь множество бед и несчастий, и интеллигент, добившийся всего в жизни своими собственными руками. Каждый герой располагает большими усилиями для достижения успеха. Но, к несчастью, каждый из них не испытывает полного удовлетворения в жизни. У каждого из них свои проблемы и недуги, но все они пытаются их преодолевать.

Во время путешествия семерых странников поднимаются важные общественные темы: условия жизни людей, достаток сословий, борьба с пережитками крепостничества. Некрасов пытается показать состояние общества того времени. В поэме повествуется о совершенно разных классах людей, отличающихся взглядами на жизнь, предпочтениями и желаниями. Автор пытается раскрыть характер каждого персонажа, показав большой разрыв в социальном расслоении. Некрасов призывает к социальному равенству всех людей.

Главные герои и их характеристика

Список героев

Временнообязанные крестьяне

  • Роман,
  • Демьян,
  • Лука,
  • Иван и Митродор Губины,
  • Пахом,
  • Пров.

Крестьяне и холопы

  • Артём Дёмин,
  • Яким Нагой,
  • Сидор,
  • Егорка Шутов,
  • Влас,
  • Агап Петров,
  • Ипат,
  • Яков,
  • Глеб,
  • Прошка,
  • Матрёна Тимофеевна,
  • Савелий Корчагин,
  • Ермил Гирин.

Помещики

  • Оболт-Оболдуев,
  • Князь Утятин (последыш),
  • Фогель (немец, управляющий помещика Шалашникова)
  • Шалашников.

Другие герои

  • Елена Александровна — губернаторша, принимавшая роды Матрёны,
  • Алтынников — купец, возможный покупатель мельницы Ермилы Гирина,
  • Гриша Добросклонов.

Проблематика

Анализ произведения 3

Произведение занимает ключевое место в творчестве Некрасова. В ней поэт размышляет над проблемой народного счастья.

Действие поэмы происходит после отмены крепостной зависимости. Автор с помощью множества примеров показывает, что освобождение от непосредственной власти помещиков не решило всех проблем. Народ остался беден, невежественен, среди его представителей процветает пьянство и жестокость.

Главным героем произведения является народ, как таковой. Недаром образы семь мужичков, которые пошли искать обладателя счастья, того, кто на самом деле живет хорошо, изображены очень схематично. На это жэе указывает тот факт, что они действуют всегда вместе и их сравнительно большое число.

Некрасов разворачивает перед читателем разнообразные картины народной жизни, сложившиеся после крестьянской реформы. Странники – искатели счастливого человека, встречаются с представителями разных сословий, обладателями разного имущественного достатка, наделенных несхожими чертами характера. Истории, которые рассказаны мужичкам, показывают, что Жизнь устроена после реформы далеко не совершенно. Конечно, автор не желает возвращения к старому, цель его поэмы – побудить незамедлительно продолжить двигаться вперед.

Переустроить жизнь, по его мнению, могут выходцы из простонародья, которые, однако, получили образование и могут в своих размышлениях подняться выше своих собственных интересов и потребностей и посвятить всего себя служению общему благу. Таков Гриша Добросклонов, появляющийся ближе к концу произведения. Введя образ революционера из низов, Некрасов показал, что он не видит возможности дальнейших существенных улучшений жизни большинства путем проведения реформ сверху.

Поэма насыщена фольклорными мотивами. Само изложение несколько стилизовано под сказку. Одно количество мужичков-странников – семь, является числом, постоянно используемым в народном творчестве. Использование фольклорных мотивов помогает автору погрузить читателя в гущу народной жизни. Вызываемые ассоциации со слышанными каждым в детстве русским народными сказками, тянут за собой и воспоминания, связанные с общением с простыми крестьянами. Кроме того, стилизованность напоминает, что Некрасов сознательно представляет читателям обобщенные образы.

Поэму можно назвать эпопеей, рисующей перед читателем картины из жизни простого народа. При этом автор показывает какими он видит строителей новой жизни.

Идея произведения

Самым важным условием дальнейшего процветания является преодоление внутреннего рабства:

Довольно! Окончен с прошедшим расчет, Окончен расчет с господином! Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином

Конец

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Сюжет и структура поэмы 2.1 Часть первая 2.1.1 Пролог
  • 2.1.2 Глава I. Поп
  • 2.1.3 Глава II. Сельская ярмарка.
  • 2.1.4 Глава III. Пьяная ночь.
  • 2.1.5 Глава IV. Счастливые.
  • 2.1.6 Глава V. Помещик.
    3.1 Временнообязанные крестьяне

Вывод

На Руси хорошо герою Некрасова Грише Добросклонову, так как он служит людям, а, значит, живет со смыслом. Гриша — борец за правду, прообраз революционера. Вывод, который можно сделать на основе произведения, прост: счастливец найден, Русь встает на путь реформ, народ через тернии тянется к званию гражданина. В этом светлом предзнаменовании и заключается великое значение поэмы. Она уже не первый век учит людей альтруизму, способности к служению высоким идеалам, а не пошлым и проходящим культам. С точки зрения литературного мастерства, книга тоже имеет огромное значение: она является по истине народным эпосом, отражающим противоречивую, сложную, и вместе с тем важнейшую историческую эпоху.

История создания

Некрасов начал работать над этой поэмой в шестидесятых годах девятнадцатого века, когда Российская империя стояла на историческом перепутье, а в стране царило воодушевление и появилась жажда перемен.

Направление, жанр, размер

Композиция

В результате основная часть получилась куда короче, чем планировалось, и занимает всего две части, кульминация наступает в третьей, а финал в четвёртой.

Порядок глав детально изображен в кратком содержании по главам от Многомудрого Литрекона.

Во время своего путешествия они встречают и священника, и помещика – однако с удивлением узнают, что и сильные мира сего живут также плохо, как и остальные, а в их жизнях нет счастья. Однако основной упор делается на нелёгком быте и страданиях крестьян, прозябающих в нищете и невежестве.

В кульминации поэмы крестьяне сталкиваются с Григорием Добросклоновым – семинаристом, певцом и народным заступником. Этот молодой человек – символ зарождающегося народного самосознания, идейный борец, который готов отдать свою жизнь за счастье своего народа. Именно его Некрасов и считает самым счастливым человеком на Руси, ведь именно Григорию суждено изменить её. Более подробно о содержании поэмы Литрекон рассказал в кратком пересказе для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

Кроме того, Н.А. Некрасов изобразил в поэме образ России. Это нищая, но в то же время богатая духовно страна, которая нуждается в обновлении. Она щедра по отношению к своему народу, но стянута цепями самодержавия.

Распределение героев по типам наглядно представлено в таблице от Многомудрого Литрекона:

герой тип героя характеристика
матрёна тимофеевна корчагина женские образы бедная крестьянка. всю свою жизнь проводит в изматывающем труде, терпя унижения от родственников мужа, которого она чудом спасла от рекрутской службы. сильная духом женщина, готовая на подвиг ради своей семьи. больше всего на свете любит детей. предана мужу, хоть и терпит обиды от его семьи. смелая, упорная, честная, но при этом смирная и терпеливая героиня.
семь мужиков правдоискатели группа крестьян-странников. роман, демьян, лука, иван, митродор, пахом и пров. выражают собой идею правдоискательства, присущую русскому народу. дотошны и целеустремлены. грубы, наивны и невежественны, но при этом отзывчивы, добры и справедливы.
ермил гирин народный заступник крестьянин. порядочен, честен и исполнителен. когда-то держал мельницу, но из-за интриг и подкупа купца едва не потерял её. обратившись к односельчанам, он смог спасти дело всей своей жизни. в благодарность за помощь он вернул долг до последнего рубля. в итоге гирин попал в острог, так как поддержал крестьянское восстание против произвола властей. символизирует собой всё хорошее, что есть в русском мужике.
григорий добросклонов народный заступник сын дьяка. семинарист. после ранней смерти матери начал ассоциировать с ней всю россию. думает о несчастьях своего народа и хочет помочь ему. по мнению некрасова, григорий – самый счастливый человек на руси, воплощение её светлого будущего. он рад тому, что может принести себя в жертву своей стране и повести ее к светлому будущему. Подробнее…
кудеяр грешник персонаж из легенды странника ионушки. когда-то был безжалостным бандитом, но после паломничества в иерусалим покаялся и встал на путь исправления. во сне к кудеяру является угодник и говорит о том, что он искупит свои грехи, если ножом срубит вековой дуб. потратив годы, кудеяр так и не смог этого сделать. но однажды некий пан глуховский начал хвастаться пере стариком о своих злодеяниях и спокойной совести. в гневе кудеяр убивает пана, дуб падает, и бывший разбойник освобождается от чувства вины.
савелий народный заступник крестьянин. родственник корчагиной. глубокий старик, ему уже сто семь лет. грамотен. набожен. вынослив. всю свою жизнь провёл, тяжело трудясь, терпя несправедливости, лишения и унижения. символизирует собой уходящую крепостническую россию со всеми её несправедливостями и страданиями простого народа.
веретенников народный заступник путешественник и собиратель фольклора. общителен. сострадателен. через народное творчество хочет понять русский народ, чтобы найти способ облегчить его жизнь. символизирует собой интеллигенцию, которая, по мнению некрасова, должна стать ближе к крестьянству и его бедам.
гавриил оболт-оболдуев угнетатель шестидесятилетний помещик. гордится своим дворянским происхождением. не приучен к труду. не разбирается в управлении. тоскует об отмене крепостного права, ведь раньше он мог позволить себе роскошную жизнь, теперь же он должен прикладывать усилия, чтобы не обанкротиться. был строг со своими крестьянами. представляет собой утрированный собирательный образ реакционной помещичьей аристократии.
яков холоп верный раб своего барина, который честно трудился и даже любил жестокого господина. однако предел его обид наступил, когда барин отдал в рекруты его племянника, чтобы взять себе его невесту. после этого яков поник, стал угрюм и печален, но отомстил господину: вывез его в лес и повесился перед ним. сам барин дойти не мог, так как был прикован к инвалидной коляске. но он все же выжил, в отличие от слуги.

В поэме еще много героев, и Многомудрый Литрекон охотно о них расскажет, если Вы напишите об этой надобности в комментариях.

Основные проблемы

Смысл

В свой поэме Некрасов отобразил отмирание старого мира. И зарождение нового. Россия, находящаяся на границе двух эпох, становится на путь перемен.

Главная мысль и авторская позиция Некрасова заключается в том, что Россия войдёт в новую эпоху обновлённой и свободной, а её народ будет жить в мире и достатке. Но для этого людям надо сплотиться и осознать новый статус: она не подданные и не холопы, а именно граждане со своими правами и обязанностями.

Фольклор и язык

Желая погрузить читателя в атмосферу обычной российской провинции, поэт прибегнул к смелому сочетанию литературной, разговорной речи и фольклорных элементов. Некрасов часто употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы и изменяет окончания слов на диалектные, что позволяет ему передать свойственные народной речи певучесть и мягкость. Также используются многочисленные инверсии:

Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу.

Критика

Литературный критик Буренин, заметив некоторую пошлость и анекдотичность, присущие поэме Некрасова, отмечал её выразительность и значимость. Особенно ему понравилось изображение отмирающего крепостничества.

Основную мысль творчества поэта критики выражали не раз:

Другой критик – Авсеенко, обвинил писателя в устарелости. Публицист увидел в произведении лишь водевиль и анекдот. Он утверждал, что проблемы, описанные Некрасовым в поэме, уже давно неактуальны.

Также рецензенты осуждали чрезмерную растянутость произведения:

И все же критики признавали, что книга Некрасова — это истинно народное произведение, в котором каждый русский человек узнает себя

Значение поэмы подчеркнул и современный критик Дмитрий Быков:

Читайте также: