Как пройти комиссию пмпк для школы омск

Обновлено: 02.07.2024

Комиссия проводит комплексное обследование детей на наличие различных диагнозов, влияющих на его способности к обучению. К ним относятся такие состояния, как, например, разного рода задержки или нарушения интеллектуального либо психического развития. Задача специалистов — определить, может ли ребенок учиться в общеобразовательной школе или ему будет комфортнее в коррекционном учебном заведении.

В состав такой комиссии обязательно входят психолог, психиатр, учитель-логопед, педиатр, невролог, педагог-дефектолог, социальный педагог, а при необходимости подключаются и другие специалисты.

В общем цель ПМПК можно сформулировать так: сделать легче жизнь детей, которым для успешного и комфортного обучения не обойтись без специальных условий.

Как возникли комиссии

Прародителем современных ПМПК можно считать медико-педагогическую комиссию 1949 года. Тогда впервые сформулировали критерии, по которым ребенка с теми или иными особенностями развития рекомендовали обучать в специальных коррекционных школах.

Комиссии помогали ученикам, которые не могли адаптироваться в обычных классах. В теории. Напрактике же порой решения, которые выносили специалисты, не отличались объективностью, часто были не в пользу ребенка.

Во второй половине 1970-х годов по инициативе академика РАО Владимира Лубовского стали появляться первые психолого-медико-педагогические консультации, и к детям стали относиться более гуманно. Комиссии были добровольными: родителей детей с особенностями там старались консультировать без навешивания ярлыков.

Это было время перемен. Если раньше ребенка старались приспособить к существующей системе образования, то теперь, наоборот, от системы образования ожидали, что она приспособится к потребностям каждого из детей с особенностями развития.

В 1990-х годах в нашей стране стали создавать психолого-педагогические медико-социальные центры, которые консультировали родителей и оказывали детям индивидуальную комплексную помощь.

Именно в этот период началась борьба закона со здравым смыслом. Родители получают консультацию в ППМС-центре, но юридической силы это решение не имеет. И чтобы органы управления образованием предоставили ребенку специальные условия, требуется заключение ПМПК.

Именно поэтому со временем ПМПК получила статус отдельного постоянно действующего учреждения. Ее задача — проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей и подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. А ППМС превратились в ГППЦ и занимаются именно помощью и консультированием детей и родителей.


Кому понадобится ПМПК?

Отдельно стоит подчеркнуть, что статус ОВЗ не несет никаких негативных последствий ни для ребенка, ни для родителей. Получив справку о нем, родители вправе не пускать ее в дело.

Поводы для обращения в ПМПК — на заметку родителям

  • недостаток двигательного развития;
  • неуклюжесть;
  • недостаточно развитая тонкая моторика рук;
  • позднее появление речи;
  • отсутствие ролевой игры;
  • трудности в освоении письма, чтения или счета.

Как пройти комиссию

Список документов, которые могут вам потребоваться:

  • медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных организациях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья (Приложение 3 к Приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01 апреля 2013 г. № 297) — оригинал;
  • для детей с инвалидностью — справка бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) — копии с предъявлением оригиналов или заверенные в установленном порядке копии;
  • свидетельство о рождении обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт обучающегося (при наличии) — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • паспорт родителя (законного представителя) обучающегося — копия с предъявлением оригинала или заверенная в установленном порядке копия;
  • предыдущее заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (если есть) — копия;
  • заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии) — копия;
  • направление в ЦПМПК г. Москвы из организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии) — оригинал;
  • характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций) — оригинал, заверенный печатью образовательной организации (скачать);
  • контрольные/письменные работы по русскому (родному) языку, математике — копии, заверенные в установленном порядке, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка — оригинал;
  • заявление на проведение обследования обучающегося в комиссии (скачать).

Дети до 18 лет приходят на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя).

Для проведения обследования законные представители ребенка предъявляют в ЦПМПК г. Москвы документы, подтверждающие их полномочия по представлению его интересов.

Что касается других регионов, то проще всего воспользоваться единым навигатором ПМПК. Там можно найти нужную комиссию и узнать все нюансы.

Если ребенок учится в школе, нужно будет взять на него характеристики у классного руководителя, логопеда, учителей русского языка и математики. Дошкольнику характеристику выдадут логопед и воспитатель.

«В нашей школе мы стараемся собрать для ребенка, которому предстоит посещение ПМПК, характеристики от всех учителей-предметников. Во-первых, это дает более развернутую картину, а во-вторых, помогает самим педагогам разобраться в проблеме.

Как правило, перед визитом в ПМПК необходимо посетить врачей в поликлинике. Как правило, это невролог, логопед и психиатр, но могут потребоваться также и консультации других специалистов: отоларинголога и офтальмолога, например.

При этом стоит учитывать, что к примеру, московской ЦПМПК не подходит заключение частного психиатра.

Как проходит комиссия

Весь процесс длится от силы 15–20 минут. Маленькие дети быстро утомляются, а обследование в течение такого времени дает достаточно точную картину происходящего.

Эксперты ПМПК владеют инструментами и методами экспресс-диагностики. Они знают, какие вопросы нужно задать, на что обратить внимание, какие особенности поведения отметить.


После обследования и тестов члены комиссии удаляются, чтобы посовещаться и подготовить заключение. В это время, как правило, социальный работник опрашивает родителей.

Когда заключение готово, родители его подписывают, и в этот момент они могут задать вопросы, уточнить, где и как они могут получить услуги, которые рекомендованы их ребенку.

Готовить ребенка к прохождению ПМПК не надо. Задача родителей — не нагнетать обстановку и отнестись к предстоящему визиту просто как к очередному обследованию.

Стоит заранее рассказать ребенку, как проходит комиссия. Предупредить, что разные незнакомые взрослые с ним поговорят, позадают ему вопросы, поиграют с ним, а родители обязательно будут рядом. Если дети представляют, чего ожидать, они меньше нервничают и не так сильно стесняются.

Как обжаловать результат ПМПК

Однако отведенного на вопросы времени часто не хватает, особенно тем, кто приходит на комиссию в первый раз. Нередко родители что-то неправильно понимают или не согласны с заключением (в последнем случае они вправе заново записаться на комиссию).

Решение территориальной ПМПК можно обжаловать в Центральной комиссии, а решение Центральной — в Межведомственной конфликтной комиссии.

Для этого родителю достаточно обратиться с письменным заявлением к руководителю ЦПМПК. Может в этом помочь и школа, которая собирает психолого-педагогический консилиум, готовит характеристики, заверяет копии контрольных работ, выписку из электронного журнала.

Существует миф, что начиная с 5-го класса ученикам неохотно присваивают статус ОВЗ

Однако это вовсе не прихоть комиссии: возможно, для этого попросту не хватает документов, обследований, заключений. Или родители говорят о проблемах, которые возможно скорректировать с помощью логопеда и психолога (и статус ОВЗ для этого присваивать вовсе не обязательно). Комиссия в этом случае просто выдаст рекомендации о том, в каких особых образовательных условиях нуждается ребенок.

Что делать с заключением ПМПК

Заключение комиссии нужно отнести в учебное заведение (детский сад или школу) и написать заявление с просьбой предоставить услуги, которые рекомендовала комиссия.

Если ребенок получил заключение в детском саду, а к первому классу проблемы остались, придется пройти ПМПК вновь.

Специальные условия, которые обычно рекомендует ПМПК, можно разделить на три группы:

  • материально-технические: компьютеры для детей, скажем, с ДЦП, которые могут выполнять упражнения лишь с помощью ПК;
  • учебно-методические: специальные методы и учебные пособия обучения детей с интеллектуальными особенностями, слабослышащих и с плохим зрением. Для ребенка могут прописать специальную адаптивную программу;
  • кадровые: тьюторы для детей с РАС, ДЦП, сурдопедагоги для слабослышащих, тифлопедагоги для невидящих и коррекционные педагоги для детей с особенностями интеллектуального либо психического развития, логопеды, психологи и дефектологи для детей с дислексией и дисграфией.

Директор издает приказ о переводе ребенка на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе и создании для него условий получения образования. Школа проводит психолого-педагогический консилиум (на котором, кстати, имеют право присутствовать и родители ребенка), конкретизирует рекомендации ПМПК и составляет индивидуальный образовательный маршрут.

Далее школа разрабатывает рекомендованную программу и создает все необходимые для ребенка специальные условия получения образования.

Заключение ПМПК носит рекомендательный характер только для родителей, но не для образовательного учреждения. Если на основе заключения ребенку рекомендована учеба в ресурсном классе, которого нет в ближайшем учебном заведении, или в спецшколе, которая находится слишком далеко, родители вправе требовать исполнения всех пунктов от ближайшего учебного заведения.

Кроме того, московским школьникам со статусом ОВЗ полагается бесплатное питание.

Для этого взрослому необходимо:

Через восемь дней вопрос будет решен.

А еще дети с ОВЗ от 4 до 17 лет включительно на сайте Мосгортур могут получить бесплатную путевку в лагерь или дом отдыха.

Как заключение ПМПК помогает на экзаменах

Заключение ПМПК дает самые разные преференции на экзаменах. От материально-технических особенностей места, где его проводят — пандусы, специально обустроенные кабинеты, необходимое оборудование, скажем азбука Брайля, — до методических: для детей, у которых есть заключение комиссии, предусмотрено увеличение времени экзамена. Также им могут предложить сдать вместо ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 их облегченные версии, ГВЭ-9 и ГВЭ-11.

В 11-м классе на ГВЭ по математике всего 10 заданий (вместо 19 ЕГЭ), а по русскому языку вместо 27 заданий (тестовая часть и сочинение) предусмотрены либо сочинение, либо изложение с творческой частью, либо диктант (для детей с РАС).

Если же привести учащегося на ПМПК первый раз в 9-м классе, надеяться на спецусловия на госэкзаменах не стоит: комиссия таких рекомендаций не даст. Даже стопка заключений нейропсихологов, психиатров и неврологов скорее всего не переубедит экспертов.

Комиссия является территориальной и действует на территории муниципального образования город Омск.

Комиссия создается департаментом образования Администрации города Омска.

Полное наименование комиссии: Городская (территориальная) психолого-медико-педагогическая комиссии города Омска.

Сокращенное наименование комиссии: ГПМПК г. Омска.

Руководитель комиссии − Кислова Ольга Вениаминовна, директор бюджетного учреждения

В состав Городской ПМПК входят 5 окружных ПМПК.

Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в комиссию документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка (приказ департамента образования Администрации города Омска о назначении опеки над ребенком)

Запись на проведение обследования ребенка в комиссии осуществляется при подаче родителем

(законным представителем) полного пакета документов.

ГРАФИК ПРИЕМА ДОКУМЕНТОВ:

ПОНЕДЕЛЬНИК, СРЕДА, ПЯТНИЦА

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ.docx
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ

ВЫПИСКА ИЗ ИСТОРИИ.docx
ПОДРОБНАЯ ВЫПИСКА ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ.docx
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПМП консилиумаdocx.docx
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПМП КОНСИЛИУМА

5. ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ.docx
ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ

6. РЕЗУЛЬТАТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ.docx
РЕЗУЛЬТАТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

Варианты заключений ПМПК.docx
ВАРИАНТЫ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПМПК

Положение о единой базы учета детей.pdf
Положение о единой базе учета детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Положение о ГПМПК .pdf
Положение о ГПМПК

О работе с единой базой учета детей.pdf
О работе с единой базой учета детей с ОВЗ и детей-инвалидов Омской области

Федеральный центр ПМПК осуществляет организационно-методическое сопровождение деятельности психолого-медико-педагогических комиссий, функционирующих на территории Российской Федерации.

Основной задачей Федерального центра ПМПК является методическое, экспертное, информационное и консультационное сопровождение деятельности ПМПК.

Основные направления деятельности ФЦ ПМПК:

▪ Создание и обеспечение функционирования портала информационной поддержки деятельности ПМПК;

▪ Разработка и издание методических и информационных материалов для руководителей и специалистов ПМПК, родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников и иных заинтересованных лиц;

▪ Организация и проведение Всероссийских конференций, межрегиональных семинаров, вебинаров, мастер-классов и иных мероприятий по вопросам деятельности ПМПК;

▪ Осуществление супервизий деятельности ПМПК;

▪ Осуществление мониторинга деятельности ПМПК;

▪ Консультирование руководителей региональных и муниципальных органов управления образованием, руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, руководителей и специалистов ПМПК, родителей (законных представителей) по вопросам деятельности ПМПК.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

С целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее — обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций создаются психолого-медико-педагогические комиссии (далее — ПМПК, комиссия) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 20 сентября 2013 г. № 1082 об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии).

Инициировать прохождение ПМПК могут родители (законные представители) или образовательная организация, которую посещает ребёнок.

Если Вам с Вашим ребёнком предстоит пройти процедуру психолого-медико-педагогической комиссии, этот маршрутизатор поможет Вам подготовиться к ней.

Шаг 1. Подготовка и предоставление документов

Для проведения обследования ребенка Вам необходимо предъявить в комиссию документ, удостоверяющий личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также следующие документы:

а) заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка
в комиссии ( бланк заявления Вам предоставит специалист комиссии и поможет в его заполнении );

б) копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка ( предоставляются
с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии
);

в) направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации ( при наличии);

г) заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации ( для обучающихся образовательных организаций) (при наличии );

д) заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка ( при наличии );

е) подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации);

ж) характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией ( для обучающихся образовательных организаций );

з) письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка ( необходимо взять с собой, после их анализа, комиссия вернет Вам работы)

При необходимости комиссия запрашивает у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.

Если у Вас возникнут вопросы на этапе подготовки документов для ПМПК, Вы можете задать их специалисту, непосредственно отвечающему за оформление документов в конкретной ПМПК, чаще всего эти функции выполняет социальный педагог ПМПК).

Шаг 2. Диагностическое обследование

В 5-дневный срок с момента подачи документов комиссия проинформирует Вас
о дате, времени, месте и порядке проведения обследования.

В назначенный день Вам необходимо вместе с ребёнком явиться в ПМПК. Важно, чтобы ребёнок был положительно настроен на работу, хорошо себя чувствовал. Не следует начинать процедуру обследования, если ребенок болен.

Вы имеете право присутствовать при обследовании ребёнка и получать консультации специалистов.

Обследование ребёнка может проводиться каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно (процедура
и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования,
а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей).

— комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика резервных возможностей ребенка и нарушений в его развитии;

— определение специальных условий для получения образования (использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; предоставление услуг тьютора; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность; другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ).

Деятельность каждого специалиста ПМПК подчинена решению общей диагностической задачи.

Учитель-дефектолог определяет зону актуального и зону ближайшего развития ребенка.

Целесообразно предоставление на ПМПК различных рабочих тетрадей ребенка по русскому (родному) языку и математике: для выполнения домашней работы, для контрольных работ (диктантов, сочинений, изложений). Представление различных тетрадей позволит дефектологу проанализировать разные виды письменной деятельности. Целесообразно представление на ПМПК рабочих тетрадей за текущую четверть (полугодие). Анализируя тетради, учитель-дефектолог может сделать выводы о степени усвоения программы, выделить конкретные проблемы и уточнить их
в процессе диагностики. Крайне важное значение имеет подробная педагогическая характеристика, которая должна отражать общую ситуацию развития ребенка глазами учителя, характер оказываемой помощи и ее эффективность, а самое главное — чему удалось научить ребенка (в соответствии с программными требованиями) и за какой срок.

Педагог-психолог оценивает поведение, характер деятельности, особенности коммуникации, зрительный и слуховой гнозис, высшие психические функции.

Учитель-логопед оценивает уровень речевого развития, качество устной и письменной речи.

Социальный педагог, характеризует социальный статус ребенка.

В случае, если у Вашего ребёнка есть нарушение слуха или зрения, очень важно для специалистов ПМПК иметь заключение врача-сурдолога или врача-офтальмолога.

Анализ представленных Вами документов, объективные выводы по результатам диагностических обследований в дальнейшем будут являться основанием для принятия решения и оформления заключения ПМПК.

В некоторых случаях комиссия может принять решении о дополнительном обследовании в другой день.

В случае, если Вы проходили обследование в территориальной ПМПК и не согласны с её решением, у Вас есть право обратиться в центральную ПМПК. Так же и территориальная ПМПК в сложных диагностических случаях (например, при отсутствии в составе территориальной ПМПК узкопрофильного специалиста (тифло-, сурдопедагога, например), может порекомендовать Вам обратиться в центральную ПМПК.

Шаг 3. Подготовка заключения (степень Вашего участия)

Заключение ПМПК оформляется на бланке комиссии. В нём отражаются следующие данные:

— наличие/отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (ПМПК делает вывод о том, нуждается/не нуждается ребенок в создании специальных условий получении образования, нуждается ли ребенок в сопровождении специалистов психолого-педагогического профиля, наблюдении врачей);

— рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации (определение образовательной программы, потребности в архитектурной доступности, необходимости сопровождения ассистентом (помощником), потребности в сопровождении тьютором, особые условия прохождения ГИА, а также рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов и срок повторного прохождения ПМПК).

Основными показаниями для определения необходимости в сопровождении тьютором являются:

-трудности понимания инструкций учителя;

-трудности организации собственной продуктивной деятельности.

Основными показаниями для определения необходимости в сопровождении ассистентом (помощником) являются:

— трудности в передвижении по образовательной организации;

— трудности организации самообслуживания.

Форму обучения (очное, очно-заочное, заочное) специалисты ПМПК не определяют. Это решение принимается Вами совместно с образовательной организацией с учетом рекомендаций врачебной комиссии исходя из состояния здоровья ребенка и других актуальных жизненных обстоятельств. Предпочтительной является очная форма, однако в случае тяжёлых множественных нарушений развития, при наличии устойчивых нарушений поведения, психических заболеваний может быть выбрана иная форма обучения. Обучение на дому рекомендует врачебная комиссия, руководствуясь своими нормативными актами. ПМПК же определяет вариант адаптированной основной образовательной программы, по которой будет реализовываться образование (не важно, на дому или в образовательной организации).

При получении Заключения ПМПК (а его Вам выдадут не позднее, чем через 5 рабочих дней со дня проведения обследования.), Вас ознакомят с его содержанием, расскажут об особых образовательных потребностях Вашего ребенка
и специальных условиях получения образования, необходимых Вашему ребенку в образовательной организации, об организациях, находящихся на территории, где вы проживаете, в которых такие условия созданы, Помните, что специалисты ПМПК не вправе рекомендовать определенную образовательную организацию.

Шаг 4. Выбор образовательного маршрута

Федеральные документы, регулирующие деятельность ПМПК.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья — условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ

Ребят у кого есть фото с конкурса мисс и мистер ОБШ, скиньте пожалуйста очень жду))) и всем спасибо кто меня поддерживал)))

Детская художественная школа им. Е.В. Гурова

Омский педагогический колледж №1

Омский авиационный колледж им. Н.Е. Жуковского

Омский колледж транспортного строительства

Адаптивная школа №12

Центр психолого-медико-социального сопровождения

Омская средняя общеобразовательная школа

Центр психолого-медико-социального сопровождения

  • Психолого-медико-педагогические комиссии в Омске — у каких образовательных учреждений самый высокий рейтинг?

Да! Каждый день мы фильтруем до 20 тыс. отзывов и удаляем найденные фейки и спам.

Режим работы: Пн 08:00-17:00, Вт 08:00-20:00, Ср 08:00-17:00, Чт 08:00-20:00, Пт 08:00-17:00, Сб 08:00-15:00

Официальная группа БУЗОО Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области. Многопрофильное специализированное.

⚠️Обрати внимание! Как использовать ответ, который предоставил оператор справочной службы.

Ответ будет всегда доступен. Посмотри историю, все ответы сохраняются.

Можно найти ответ в поиске.

Адреса и телефоны участвующие в ответе, выбраны оператором из справочника. Если контакты изменились, сообщи и мы проверим и исправим. Так ты поможешь обществу и сделаешь информацию доступнее.

Оцени ответ. Спасибо за обращение.


Показать на карте

Читайте также: