План урока по праву преступление

Обновлено: 02.07.2024

На уроке учащиеся, работая по гуппам и используя задачи по уголовному праву и Уголовный кодекс РФ, рассмотрят главные вопросы этой темы ( Что такое преступление,его виды, наказание за преступление, состав преступления)

ВложениеРазмер
prestuplenie._ugolovnaya_otvetstvennost.docx 69.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по праву

На тему: Преступление. Уголовная ответственность.

  1. Иметь представление об уголовной ответственности
  2. Знать, что такое преступление
  3. Знать об особенностях уголовной ответственности
  4. Уметь различать основания для привлечения к уголовной ответственности, применять полученные знания при решении задач.

На 2 уроках нам предстоит рассмотреть такие вопросы как:

  • Что такое преступление и его признаки
  • Каких видов бывают преступления
  • Какие имеются виды наказаний за преступления
  • Уголовная ответственность несовершеннолетних

Изучение нового материала.

- Преступление – это виновное общественно опасное деяние,

противозаконное, или противоправное, деяние, попадающее

под запрет уголовного закона.

Преступление предусмотрено Особенной частью Уголовного кодекса.

Признаками преступления являются:

- Общественная опасность – причинение вреда обществу или отдельному гражданину.

- Противоправность – запрещенность уголовным законом.

- Виновность – формы вины – умысел и неосторожность.

- Состав преступления – это совокупность предусмотренных законом признаков, характеризующих совершенное деяние как конкретный вид преступления, это необходимое основание уголовной ответственности.

Его характеризуют 4 группы признаков:

Работа со схемой. Учащиеся пробуют объяснить признаки самостоятельно

Используя жизненный опыт придумать ситуации:

Работая с учебником учащиеся самостоятельно заканчивают схему

- Объект преступления – общественные отношения, охраняемые уголовным законом.

- Объективная сторона – характеристика самого деяния.

- Субъект преступления – тот, кто совершил деяние, запрещенное уголовным законом.

- Субъективная сторона – психическая деятельность лица, связанная с совершением преступления.

- Преступления бывают разные, поэтому в зависимости от характера и степени общественной опасности они делятся на 4 категории:

  • Небольшой тяжести
  • Средней тяжести
  • Тяжкие
  • Особо тяжкие

- В конце урока, рассмотрев всю тему, посмотрим правильные примеры придумали.

- Преступления, за которые следует уголовное наказание, перечислены в Особенной части УК РФ. Они разделены по их объекту.

По схеме идет объяснение объективных и субъективных признаков

На примере придуманных на уроке преступлений учащиеся определяют: объект, субъект, объективную сторону, субъективную сторону.

Используя УК РФ ст. № 15. учащиеся записывают сроки наказания по видам преступлений.

Учащиеся пробуют придумать примеры к каждому виду.

  1. против личности
  2. в сфере экономики
  3. против общественной безопасности и общественного порядка
  4. против государственной власти
  5. против военной службы
  6. против мира и безопасности человечества.
  1. Смягчающие и отягчающие обстоятельства преступления

- Уголовная ответственность – это вид юридической ответственности, правовое последствие совершения преступления. Заключается в применении к виновному государственного принуждения в форме уголовного наказания.

Этапы привлечения к уголовному наказанию:

  1. Возбуждение уголовного дела
  2. Расследование
  3. Судебное разбирательство

Уголовная ответственность наступает:

  • За совершенное преступление
  • За приготовление преступления
  • За покушение на преступление
  • За соучастие в преступлении

Наказание – это вспомогательное средство борьбы с преступностью.

- Уголовное наказание – это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

Каждый вид наказания имеет свои границы и содержание. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном уголовным законом лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Оно применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Работая с оглавлением Особенной части УК учащиеся находят и выписывают группы

В учебнике находят и объясняют, что за преступления входят в каждую группу.

Работая со ст. № 61, 63 учащиеся заполняют таблицу.

- УК подразделяет все виды наказания на 3 вида.

Используя ст. № 45 записать в схему эти 3

- Используя ст. № 44 распределить наказания по группам

Работая со ст. № 45 УК учашиеся нахадят виды наказания: основные, дополнительные, общие.

Используя ст.44 распределить наказания по группам.

Комментированное чтение ст. № 46 – 59. (объяснение видов наказания)

По группам даются правовые задачи

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Уголовная ответственность несовершеннолетних"


Презентация к классному часу "Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних"

Презентация к классному часу по профилактике ассоциального поведения несовершеннолетних.


Уголовная ответственность несовершеннолетних презентация для урока ОБЖ в 10 классе

презентация для урока ОБЖ в 10 классе "Уголовная ответственность несовершеннолетних".


10 класс. Уголовная ответственность несовершеннолетних

Презентация к уроку.


Презентация "Преступление и уголовная ответственность несовершеннолетних" к уроку в 9 классе по ОБЖ к разделу "Безопасное поведение в криминогенных ситуациях"

Материал презинтации поднимает перед учащимися следующие проблеиы: уголовная и административная ответственность несовершеннолетних и современное законодательство. Молодёжь и закон. Пон.


Подростки, достигшие возраста уголовной ответственности ( 14-ти лет), должны знать и уметь пользоваться Уголовным кодексом Российской федерации. Прежде чем совершить какой-либо поступок, они должны оц.


Материалы для практического занятия по праву по теме "Понятие преступления. Виды преступлений. Смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Данна практическа работа является уроком итогового повторения по теме "Уголовное право".

Тема урока: Понятие преступления. Состав преступления. Виды преступлений.

Образовательные:

формирование правовых знаний о преступлении;

Развивающие:

развитие умений работы с нормативно-правовыми документами; навыков критического анализа правовых ситуаций;

Воспитательные:

повышение уровня правовой грамотности и культуры учащихся с целью профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

формировать способность адаптировать теоретические знания к реальным жизненным ситуациям при решении правовых задач;

развивать умения анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения;

воспитывать активную гражданскую позицию.

Ожидаемые результаты:

знать, что такое преступление, его основные признаки , состав преступления, виды преступления;

у меть анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением; уметь применять полученн ые знания в конкретной ситуации;

понимать опасность некоторых поступков людей, неотвратимость ответственности за их совершение.

Тип занятия: комбинированный урок

Оборудование, материалы: нормативно-правовые документы (Уголовный Кодекс), раздаточный материал.

Новые понятия и термины: преступление, признаки преступления, состав преступления.

Структура занятия:

I. Организационный момент

II. Активизация опорных знаний, умений и представлений учащихся

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

ІV. Объявление темы, плана, целей урока

V. Формирование и усовершенствование умений и навыков учащихся

VІ. Осмысление новых знаний и умений

VІІ. Подведение итогов урока

VІІІ. Инструктаж по домашнему заданию

Ход занятия

I. Организационный момент

Подготовка учащихся к уроку; проверка наличия необходимых учебных принадлежностей, подготовленного рабочего места

II. Активизация опорных знаний, умений и представлений учащихся

? Как вы думаете, что они имели в виду

Учащиеся: Речь идет об ответственности за свои поступки.

Учитель: Верно. Прочитайте понятийный ряд ( понятия написаны на доске ):

ПРОСТУПОК, ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ

? Какое из этих слов – обобщение двух других

? Что такое правонарушение

Правонарушение – это противоправное, виновное, общественно опасное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

Давайте попробуем разобраться в этих понятиях на примерах правовых ситуаций:

Ситуация № 1. Десятиклассники Кирилл, Ольга и Руслан в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в парк, и распили там бутылку вина. Как можно расценить их поведение?

Проступок – общественно опасное деяние – действие или бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью и нарушающее какие-либо нормы , правила поведения .

Ситуация № 2. Учащиеся 11 класса Вадим, Олег и Андрей подождали детей из начальных классов за углом школы, отобрали у них деньги и сказали, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.

Учащиеся: Эти действия являются преступлением.

Учитель: Вы абсолютно правы. Действия Вадима, Олега и Андрея действительно являются преступлением. Они совершили грабеж – преступление, предусмотренное Уголовным Кодексом.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности:

Проблемный вопрос:

«Только слабые совершают преступления,

? Как вы понимаете значение этих слов

ІV. Объявление темы, плана, целей урока:

Учитель: Итак, сегодня на уроке нам предстоит раскрыть понятие и признаки преступления, состав, виды преступления. Тема урока является актуальной. В современном обществе преступления совершаются не только взрослыми людьми, но и подростками. Решение этой проблемы является одной из важнейших.

1. Понятие и признаки преступления

2. Состав преступления

3. Виды преступлений.

V. Формирование и усовершенствование умений и навыков учащихся:

Учитель: Я предлагаю вашему вниманию различные ситуации, в которых описаны проступки. Ваша задача – придумать продолжение ситуации, которую можно назвать преступлением. Например: водитель часто садился за руль в нетрезвом состоянии (проступок). И однажды сбил пешехода (преступление).

1.… Старшеклассник неоднократно курил в школьном туалете. Но однажды…

2.… Виктор после работы каждый день распивал алкоголь на автобусной остановке. Но однажды…

4….. Алевтина, работая сторожем в театре, похищала мелкие вещи – брелки, зажигалки, небольшие суммы денег (20-50 рублей). Но однажды…

5.…Работник нарушал правила эксплуатации технических приборов, находившихся в лаборатории. Но однажды…

? Почему вы считаете придуманные вами продолжения ситуаций преступлением.

Учащиеся: Эти деяния более опасны, чем проступки.

2) Работа с источником (Уголовный Кодекс)

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.

(Согласно Разделу II , Главе 3, Ст. 14, п. 1 УК ДНР)

t1602670343ab.jpg

Общественная опасность заключается в том, что деяние либо причиняет вред общественным отношениям, которые охраняет уголовный закон либо содержит реальную возможность причинения вреда.

Преступлением признается деяние совершенное виновно (в форме умысла или неосторожности).

Противоправность выражается в том, что признаки преступления предусмотрены в уголовном законе.

Наказуемость заключается в угрозе применения наказания за преступление.

5) Работа в группах . Каждой группе дается задание, определить в нормах уголовного права элементы состава преступления, которые непосредственно указаны.

Статья 143. Нарушение требований охраны труда

1. Нарушение требований охраны труда, совершённое лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, – наказывается штрафом в размере до четырёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до одного года или без такового.

(Субъективная сторона – форма вины, специальный субъект)

Статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путём обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершённое лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, – наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

(Специальный субъект, объективная сторона – способ совершения преступления)

Статья 153. Подмена ребёнка

Подмена ребёнка, совершённая из корыстных или иных низменных побуждений, – наказывается лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев.

(Субъективная сторона – мотив, объект – интересы несовершеннолетнего)

Статья 201. Злоупотребление полномочиями

1. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырёх лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырёх лет.

(Специальный субъект, субъективная сторона – цель)

Учитель: В соответствии с различными критериями определяют виды преступлений .

В зависимости от сферы общественных отношений:

Преступления против личности (убийство, причинение вреда здоровью, побои, истязание, клевета, изнасилование, нарушение равноправия, вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления).

Преступления в сфере экономики (кража, грабеж, разбой, вымогательство, контрабанда и т.д.).

Преступления против общественной безопасности и общественного порядка.

Преступления против государственной власти.

Преступления против военной службы.

Преступления против мира и безопасности человечества.

В зависимости от формы вины:

В зависимости от мотива совершения:

Совершенные по мотиву мести.

Совершенные из хулиганских мотивов.

6) Работа с источником (в парах)

Один из критериев для определения вида преступления указан в Уголовном Кодексе. Каждая пара должна найти статью и определить 4 вида преступления по характеру и степени общественной опасности.

(Согласно ст. 15 УК РФ)

1. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

VІ. Осмысление новых знаний и умений

Учащимся предлагается в группах выполнить задание. Дан волшебный квадрат, где спрятаны 10 преступлений: 5 корыстных и 5 некорыстных. Нужно их найти. Можно искать по вертикали, по горизонтали, сверху вниз, снизу вверх и по диагонали.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Уголовное право Урок 2 Преступление. Виды преступлений

Право (профильный уровень) 11 класс

Гудзишевская Н.В.

hello_html_m545f41a5.jpg

Цель урока: характеризовать преступление как общественно опасное противоправное деяние

выяснить основные виды и состав преступного деяния на основе статей УК РФ и примерах преступных деяний

продолжить работу по формированию умений анализировать нормативно-правовые документы, выделять главное, делать умозаключения, развивать логическое мышление

развивать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону, продолжить формирование нравственной и правовой культуры учащихся

Тип урока: комбинированный с элементами практикума с использованием технологии развития критического мышления, ИКТ.

Оргмомент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

Актуализация знаний учащихся.

2.1.Что такое уголовное право? Каковы его функции? ( Уголовное право - это система правовых норм, определяющих преступность и наказуемость определённых действий; отрасль права, которая призвана обеспечивать законность и правопорядок, пресекать и ограничивать преступные проявления отдельных членов общества. Функции: охранительная (защита нормального уклада общественной жизни от преступных действий путём применения уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера за совершение преступлений); предупредительная(создание препятствий для преступлений путём различных запретов и поощрении законопослушных граждан к активному противодействию преступным деяниям, а преступников – к отказу от доведения начатых преступлений до конца и к восстановлению нарушенных их поступком прав и интересов граждан); воспитательная(формирование у граждан уважения к охраняемым уголовным правом общественным отношениям, интересам и благам, нетерпимого отношения к правонарушениям).

2.2. Назовите основные принципы уголовного права, дайте характеристику любых трех(на выбор ученика) принципов.

2.3. Дайте характеристику основному источнику уголовного права.

Слайд 1. Проанализируйте цитаты известных исторических деятелей, в них пропущено одно слово. Определите это понятие уголовного права и тему нашего урока.

Обвинение предполагает наличие преступления .

Цицерон Марк Туллий.

Кто, имея возможность предупредить преступление , не делает этого, тот ему способствует.

Сенека Луций Анней (Младший).

Гораздо лучше предупреждать преступления , нежели их наказывать.

Екатерина II Алексеевна.

Организовать беседу с учащимися о том, какое из высказываний, по их мнению, является наиболее актуальным сегодня.

Изучение нового материала.

Слайд 2. Тема урока: Преступление. Виды преступлений. (Запись темы в тетрадь).

Слайд 3. Формулировка цели и задач урока: Цель урока: характеризовать преступление как общественно опасное противоправное деяние

выяснить основные виды и состав преступного деяния на основе статей УК РФ и примерах преступных деяний

продолжить работу по формированию умений анализировать нормативно-правовые документы

развивать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону.

Виды преступлений (практикум).

Слайд 5. 1.Понятие преступления.

1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.

2. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Слайд 6. Преступление – виновное, общественно опасное, противоправное деяние (действие или бездействие), попадающие под запрет уголовного закона под угрозой наказания. (запись определения в тетрадь).

Слайд 7. Комментарии к схеме:

В мире есть два подхода в определения того, что является преступлением: формальный и материальный.

Материальное определение преступления включает в себя признаки, которые определяют, почему данное деяние является преступлением . Однако нельзя впадать и в другую крайность, определяя преступление исключительно через материальные признаки, как это было сделано в УК РСФСР 1922 г., где преступлением признавалось действие или бездействие, опасное для рабоче-крестьянского правопорядка, т. е. для того, чтобы назвать человека преступником, не обязательно даже определять, что же нельзя преступать.

Какой подход вам кажется наиболее подходящим для определения преступления? (ответы учащихся).

Вывод учителя: думаю, вы согласитесь, что лишь сочетание этих двух подходов даст нужный результат.

Слайд 8 - 9. Познакомимся с признаками преступления.

- вредоносность деяния, выраженная в причинении ущерба каким-либо интересам, охраняемым уголовным правом:

2.способ совершения преступления(с насилием или без него, группой лиц или индивидуально и т. д.)

4.время и обстановка совершения деяний

- деяние должно быть предусмотрено в УК

- общественно опасное и противоправное деяние может быть признано преступлением только в том случае, если оно было совершено виновно, т.е. осознанно

- виновным может быть признано только такое лицо, которое в силу своего возраста и психического состояния способно осознавать свои действия, а также руководить ими (поэтому не могут быть признаны преступлением деяния, совершенные малолетними и невменяемыми лицами)

- за каждое общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом, должна наступать уголовная ответственность в виде строго определенных лишений либо ограничений

Слайд 10. Рассмотрим подробнее признак виновности деяния. Комментарии к схеме:

Вина представляет собой предусмотренное УК РФ психическое отношение лица в форме умысла или неосторожности к совершаемому деянию и его последствиям, выражающее отрицательное отношение к интересам личности и общества.

Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.

Прямой умысел - это ситуация, когда лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело и желало наступления преступных последствий своего деяния. Например, человек в пылу ссоры готов убить своего врага и сознательно наносит удары ножом в самые уязвимые места: живот, грудную клетку, понимая, что это может причинить смерть.

Косвенный умысел - ситуация, когда лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит последствия и сознательно допускает их наступление, т. е. ему их наступление безразлично. Например, в процессе нападения на инкассатора преступник, отстреливаясь, убивает случайных прохожих.

Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

Легкомыслие - ситуация, когда лицо предвидело возможность наступления последствий, но легкомысленно, без достаточных к тому оснований рассчитывало на их предотвращение. Например, водитель, понимая, что это опасно, превышает скорость в условиях гололедицы и это приводит к ДТП с человеческими жертвами.

Небрежность - ситуация, когда лицо не предвидело, но при необходимой внимательности и предусмотрительности могло и должно было предвидеть наступление преступных последствий. Например, охранник небрежно отнесся к выполнению своих служебных обязанностей, в результате чего на территорию завода проникли посторонние лица, похитившие там метанол. В результате 19 человек скончались. Охранник был осужден за халатность.

Слайд 11. 2. Состав преступления.

Комментарии к схеме

Слайд 12. Объективная сторона – это внешняя сторона преступления, выраженная в общественно опасном деянии, общественно опасных последствиях, причинной связи между деянием и последствиями, а также в др. признаках.

Субъективная сторона – это психическое отношение виновного к совершаемому им общественно опасному деянию, предусмотренному уголовным законом в качестве преступления.

Задание: Проанализируйте иллюстрации приложения к уроку, определите состав преступления каждой ситуации.

Пояснения учителя к выводам учащихся:

Субъективная сторона – волк совершал преступления по неосторожности в виделегклмыслия и/или небрежности .

Ситуация 1. нарушение неприкосновенности жилища

Ситуация 2. похищение человека

Ситуация 3. вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества в общественных местах

Ситуация 4. кража, тайное хищение чужого имущества.

Слайд 13. Общественная опасность являет собой качество, присущее всем преступлениям. Однако они различаются между собой содержанием и уровнем причиняемого вреда. В зависимости от характера и степени общественной опасности, а также формы вины, все преступные деяния подразделяются на следующие категории:

преступления небольшой тяжести;

преступления средней тяжести;

особо тяжкие преступления.

Слайд 14. Таблица:

Слайд 15. Один из юридических сайтов дает примерное соотношение преступлений по степени общественной опасности. Познакомьтесь с данными диаграммы, какие выводы можно сделать на основании этих данных?

hello_html_35fea9e5.jpg

Слайд 16. 3. Виды преступлений (практикум).

При разработке УК РФ и делении его на разделы и главы была учтена классификация преступлений по объекту посягательств:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Преступление.
Цель урока: формирование правовых знаний о преступлении и уголовной ответственности.
Задачи урока:
Образовательные:
• сформировать знания особенностей уголовного права;
• научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения;
• показать неотвратимость наказания за совершение преступления.
Развивающая:
• развить логическое мышление и речь учащихся;
• сформировать умение работать с нормативно-правовыми документами и анализировать их;
Воспитательная:
• повысить уровень правовой грамотности и культуры несовершеннолетних;
• воспитать уважение к праву;
• сформировать активную жизненную позицию.

Основные понятия:
Ответственность, уголовная ответственность, преступление, проступок, несовершеннолетний, наказание.
Межпредметные связи:
• история, основы правоведения.
Оборудования и материалы:
компьютер, мультимедийная установка, доска, нормативно-правовые документы.

Ход урока.
1. Этап мотивации, самоопределения в учебной деятельности (1-2 минуты)
Посмотрите на картинки, представленные на слайде.
- Что вы видите?
- Какую тему мы будем изучать?

II. Актуализация знаний. ( 1 минута)
- Является ли тема сегодняшнего урока важной?
Тема урока, пожалуй, всегда очень актуальна, так как история человеческой цивилизации показывает наглядно, что человек в силу его специфической психологической структуры и ряда внешних социальных обстоятельств не всегда может устоять перед различного рода соблазнами и иногда уклоняется в сторону противоправного, в том числе преступного, поведения. Преступления совершаются не только взрослыми людьми, но и подростками. Так, в 2012 году в Челябинской области в совершении преступлений приняли участие 517 несовершеннолетних. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии. В 2012 году были преступления и в Еткульском муниципальном районе, причём наибольшее количество уголовно-наказуемых деяний совершено на территории Еткульского сельского поселения.
В целом нарастающая преступность стала реальной угрозой национальной безопасности России. Решение этой проблемы является одной из важнейших общегосударственных задач.


III. Постановка учебной задачи (3 минуты)

знаю хочу
узнать узнал

- Что общего между ними?
- Можем ли сказать, что они обозначают одно и то же?
Одна из задач сегодняшнего урока выяснить, чем данные понятия различаются и научиться распознавать где совершен проступок, где правонарушение или преступление. Для этого проанализируем ряд ситуаций.

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
- Дима нарушал Устав школы, в котором говорится, что обучающиеся не должны пропускать уроки без уважительной причины.
Попробуем сформулировать определение понятия проступок.

Проступок – это нарушение правил поведения.

Откройте учебники на стр. 120.
- О каких видах правонарушений здесь идёт речь? (административное, гражданское, дисциплинарное)
Используя материал учебника стр. 120-121, поработайте в парах и заполните таблицу виды правонарушений.
1 ряд – административное
2 ряд – гражданское
3 ряд - дисциплинарное
На выполнение задания 2 минуты.

№ Вид Характеристика Пример
1. Административное Нарушение норм административного права, норм, защищающих общественный и государственный порядок, личную собственность и права граждан, наступает с 16 лет. Нарушение правил дорожного движения
2. Гражданское Нарушение норм гражданского права, возникает гражданско-правовая ответственность Нарушение условий договора
3. Дисциплинарное Нарушение трудовой дисциплины на работе, дисциплинарная ответственность Опоздание на работу

Ситуация № 3 Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

Ученики. Проступком их действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Скорее всего, эти ребята совершили преступление.

Учитель. Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Ситуация № 2. Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Я считаю, что это правонарушение.
- Я думаю, что все подростки, которые окружили девушку – настоящие преступники. Поднимите руку, кто со мной согласен?

V. Первичное закрепление

Ответы на вопросы, поставленные перед просмотром видеоурока.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1) Закончить высказывания.
1. Вина человека может быть выражена в форме… (умысла или неосторожности)
2. За совершение любых преступлений в нашей стране уголовная ответственность наступает с …. ( 16 лет)
3. За наиболее тяжкие преступления уголовная ответственность может возникнуть с (14 лет)
4. Для несовершеннолетних лишение свободы ограничивается… (10 годами)

2) Проведение игры-активатора “Пирамида”.

- Я выберу одного из вас. Он выйдет на середину и пригласит к себе двух других. Те двое выберут каждый себе ещё по двое игроков и т.д. Таким образом, каждый приглашённый должен пригласить к себе ещё по два человека.
Игра заканчивается, когда не остаётся никого, кто ещё сидит на своём месте.
Ребята выстраиваются в “пирамиду”.
- Посмотрите, как мало времени вам потребовалось, чтобы поднять всех присутствующих со своих мест!
Вот с такой же скоростью, словно эпидемия, распространяется и преступность.

Задание №3
Реши тесты
1. Такое уголовное наказание для несовершеннолетних как лишение свободы ограничено:
а) 10-ю годами; б) 15-ю годами; в) 20-ю годами; г) отсутствует совсем.
2. Уголовное право - это совокупность правовых норм, которые регулируют:
а) общественные отношения в процессе организации и исполнительной деятельности органов государственного управления;
б) трудовые отношения;
в) правонарушения в сфере имущественных и личных неимущественных отношений;
г) противоправность, преступность и наказуемость деяний.
3. Осуждённые несовершеннолетние отбывают свой срок заключения:
а) в тюрьме б) в воспитательно-трудовых колониях;
в) в пионерских лагерях; г) на каторге

IX. Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 минуты)

Спасибо за урок! Важно, чтобы полученные на уроке знания вам помогли при решении жизненных задач.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по праву на тему: "Преступление. Уголовная ответственность." предназначен для обучающихся в 11 классах.

Конспект урока по праву

На тему: Преступление. Уголовная ответственность.

Иметь представление об уголовной ответственности

Знать, что такое преступление

Знать об особенностях уголовной ответственности

Уметь различать основания для привлечения к уголовной ответственности, применять полученные знания при решении задач.

На 2 уроках нам предстоит рассмотреть такие вопросы как:

Что такое преступление и его признаки

Каких видов бывают преступления

Какие имеются виды наказаний за преступления

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Изучение нового материала.

- Преступление – это виновное общественно опасное деяние,

противозаконное, или противоправное, деяние, попадающее

под запрет уголовного закона.

Преступление предусмотрено Особенной частью Уголовного кодекса.

Признаками преступления являются:


- Общественная опасность – причинение вреда обществу или отдельному гражданину.

- Противоправность – запрещенность уголовным законом.

- Виновность – формы вины – умысел и неосторожность.

- Состав преступления – это совокупность предусмотренных законом признаков, характеризующих совершенное деяние как конкретный вид преступления, это необходимое основание уголовной ответственности.

Его характеризуют 4 группы признаков:


Работа со схемой. Учащиеся пробуют объяснить признаки самостоятельно

Используя жизненный опыт придумать ситуации:

Работая с учебником учащиеся самостоятельно заканчивают схему


- Объект преступления – общественные отношения, охраняемые уголовным законом.

- Объективная сторона – характеристика самого деяния.

- Субъект преступления – тот, кто совершил деяние, запрещенное уголовным законом.

- Субъективная сторона – психическая деятельность лица, связанная с совершением преступления.

Виды преступлений

- Преступления бывают разные, поэтому в зависимости от характера и степени общественной опасности они делятся на 4 категории:

- В конце урока, рассмотрев всю тему, посмотрим правильные примеры придумали.

- Преступления, за которые следует уголовное наказание, перечислены в Особенной части УК РФ. Они разделены по их объекту.

По схеме идет объяснение объективных и субъективных признаков

На примере придуманных на уроке преступлений учащиеся определяют: объект, субъект, объективную сторону, субъективную сторону.

Используя УК РФ ст. № 15. учащиеся записывают сроки наказания по видам преступлений.

Учащиеся пробуют придумать примеры к каждому виду.







в сфере экономики

против общественной безопасности и общественного порядка

против государственной власти

против военной службы

против мира и безопасности человечества.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства преступления

Уголовная ответственность.

- Уголовная ответственность – это вид юридической ответственности, правовое последствие совершения преступления. Заключается в применении к виновному государственного принуждения в форме уголовного наказания.

Этапы привлечения к уголовному наказанию:

Возбуждение уголовного дела

Уголовная ответственность наступает:

За совершенное преступление

За приготовление преступления

За покушение на преступление

За соучастие в преступлении

Наказание – это вспомогательное средство борьбы с преступностью.

- Уголовное наказание – это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

Каждый вид наказания имеет свои границы и содержание. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном уголовным законом лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Оно применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.



Работая с оглавлением Особенной части УК учащиеся находят и выписывают группы

В учебнике находят и объясняют, что за преступления входят в каждую группу.

Работая со ст. № 61, 63 учащиеся заполняют таблицу.

Виды уголовного наказания.

- УК подразделяет все виды наказания на 3 вида.


Используя ст. № 45 записать в схему эти 3

- Используя ст. № 44 распределить наказания по группам

Закрепление изученного материала

Работая со ст. № 45 УК учашиеся нахадят виды наказания: основные, дополнительные, общие.

Читайте также: