Что такое корабельная роща кратко

Обновлено: 30.06.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

почему картина шишкина называетсяКорабельная РОЩА,когда на ней изображен хвойный лес?

Вправду, почему? В особенности если учитывать, что И.И.Шишкин обожал, осознавал и всю жизнь писал лес. Другие свои картины, изображающие лес, он как бы именовал "верно": "Сосновый лес", "Еловый лес", "Утро в сосновом лесу".

Дело в том, что под Елабугой, где черпал своё вдохновение Шишкин, росли красивые сосновые леса, которые назывались Большой и Малый Бор , и так именуемые "корабельные рощи", встречавшиеся по обеим берегам Камы. Так их называли в отличии от лесов, так как они были сравнимо маленькими.
Вообщем, роща - маленький, почаще обособленный от основного лесного массива лесной участок, состоящий обычно из лиственных пород, но как именовать таковой же участок из хвойных пород? Естественно, тоже рощей. Эти сосновые рощи имели свои наименования. К примеру, Боровецкая роща.
Роща же, которая изображена на картине называлась Афонасовской Корабельной рощей.
Создавая "Корабельную рощу", Шишкин интенсивно использовал свои пленэрные этюды, изготовленные на родине, в Елабуге. Какой-то из них он своими руками подписал: "Корабельная Афонасовская роща близ Елабуги".
Из этих деревьев строили корабли.
Так то! (с) Капитан Очевидность
Так как есть корабельные сосна.
Несовсем правильно из их, несколько строили корабли сколько изготовляли мачты для их.

Последняя работа Шишкина, трепет от красот русской природы, нетронутый лес в золотисто-охристом свете, все вместе это умиротворяет и несет невозмутимость — да, это все о "Корабельной роще".

Но с этой картиной не все так просто. Давайте разбираться.

Корабельные рощи - это не нетронутый уголок сказочной природы, существующий ради умиротворения захожих художников, а участки лесных массивов, которые по указу Петра I были, ради нужд кораблестроения, отчуждены и превращены в заповедные леса.

Строителям кораблей была необходима максимально качественная древесина. Примерно к 1711 году стало понятно, что этой древесины не хватает. Тогда Петр I потребовал усиленно искать естественные корабельные рощи и еще - сажать их. То есть, устраивать питомники, пользуясь семенами сосен, которые были привезены из Голландии и которыми снабдили, в основном, северные города.

Корабельные рощи были объявлены объектами государственной важности и оставались ими вплоть до середины 19 века.

Позже, во второй половине 19 века деревянные парусники неспешно сменили пароходы с металлической обшивкой и необходимость оберегать корабельные рощи отпала, а само понятие утратило юридическое значение.

Рощи стали стремительно исчезать - их вырубали, продавали, даже сжигали просто чтоб не возиться, и так увлеклись, что в 1888 году Александр III, оценив масштаб гибели лесных угодий, ввел указ об охране леса. Там даже про вооруженную лесную стражу было написано. Но строительный бум и потребность в качественной древесине, а также и спекулянты, никуда не делись, поэтому указ не сильно помог.

Так о чем же картина Шишкина?

Такую рощу выращивали десятилетиями. Посмотрите, насколько стройные сосны, все примерно одной высоты, а, значит, и одного возраста. С заботливо обрезанными сучьями - сучки давали брак древесины, без подлеска и валежника. Если этим соснам лет 90, то это означает, что три, а то и четыре поколения людей терпеливо годами ухаживали за этой рощей.

То, что точно известно, что эта роща находилась близ родных мест Шишкина действительно важно, но не потому, что в картине он ностальгирует по родным краям (перед смертью-то!) , а потому, что мы точно знаем, по надписи на одном из этюдов к картине, что это корабельная роща возле деревни Афанасово под Елабугой. Так вот.

Афанасово было большим и цветущим селом. Они там даже церковь построили на пожертвования прихожан в начале 19 века. Каменную! А удалось им так хорошо и ладно жить благодаря тому, что Афанасово было поселением казенных крестьян. Это такое было особое крестьянское сословие, которое, в отличии от помещичьих крестьян, было лично свободным, хотя и прикрепленным к землям. Казенных крестьян собрали по указу Петра I из остатков того населения, которое не успели закрепостить. То есть, это были люди, никогда не знавшие рабства.

И несколько поколений афанасовских работяг заботилось об этой роще, а после, когда начался бум спекуляции и рощи потеряли свою важность, решили заботиться о ней из уважения к труду предков, если пожелаете.

Рассказывает ли шишкинская “корабельная роща” о том, как красиво и приятно погулять по девственному лесу?

Уверен, что нет, учитывая контекст.

Хочет ли художник отдать дань уважения крестьянам и напомнить о том, что люди, если их не делать рабами, способны упорно, разумно, последовательно и качественно вести хозяйство?

Добавлю, что Афанасово умудряется процветать по сей день - в Википедии написано:

в 2013 году село стало обладателем республиканского гранта по результатам развития инфраструктуры и социальной политики

Больше почти ничего не написано, а жаль.

Добавлю еще несколько не самых знаменитых картин художника, просто чтобы еще раз полюбоваться пейзажами мастера:

КОРАБЕЛЬНАЯ РОЩА — лес, состоящий из высоких мачтовых деревьев, используемых в судостроении. Первоначально так называли участки леса, служившие при Петре I для кораблестроительных нужд. Сохранившиеся остатки этих рощ в начале 1900 превращены в заповедники: Шипов лес и Хреновский бор к В. от Верх. Дона, Теллермановская роща в Воронежской обл. , Корабельная Роща близ Зеленогорска в Ленингр. обл. (Гуманитарный словарь, 2002)



Эта? Корабельная роща 1898. Шишкин Иван Иванович. Питер, Русский музей

"Сосной на выставке запахло, солнца, света прибыло", - писал К. Савицкий увидев картину. Это полотно, сочетающее в себе гармонию и величие, стало достойным завершением цельного и самобытного творчества "певца русского леса". В основу пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах. В произведении воплощено то глубокое знание природы, которое было накоплено мастером за почти полувековой творческий путь. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) - последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. Эта картина - художественное завещание мастера, торжественный финал той эпопеи леса, что он увлеченно писал на протяжении всей своей жизни. Она - свидетельствуя о том, что и в старости художник нисколько не утерял твердости руки, зоркости взгляда, способности к типизации при сохранении точности фактуры и деталировки, - словно суммирует все достоинства шишкинской творческой манеры. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев. Сосна - одна из них. "Корабельная роща" демонстрирует потрясающую изысканность и продуманность колорита, тут все цвета - на своем месте. Шишкина часто упрекали в том, что он необыкновенно силен в роли рисовальщика, а как колорист уступает своим современникам (тому же Куинджи, с которым его часто сравнивали) . Своей последней работой художник блестяще опровергает эти мнения. У картины есть еще одна характерная особенность - она является не только жизнелюбивым, если позволителен такой оксюморон, прощанием с миром, но и более узко - прощанием с родной землей, с прикамскими просторами, в которых он всегда черпал силу и вдохновение. Создавая "Корабельную рощу", Шишкин активно использовал свои пленэрные этюды, сделанные на родине, в Елабуге. Один из них он собственноручно подписал: "Корабельная Афонасовская роща близ Елабуги".

2. Шишкин прославился в первую очередь как пейзажист. Его стихией была природа, причем не только среднерусская, но и природа Северной Европы. Художника интересовала спокойная, неяркая красота. Вопреки распространенному мнению, Иван Иванович не создавал исключительно русский пейзаж. После выпуска из Академии художеств он много путешествовал и работал, в том числе в Германии и Финляндии. Кстати, его старшая дочь от первого брака Лидия переехала в Суоми после замужества.

5. Работа над картиной продолжалась в течение трех лет. Первые наброски относятся к 1895 году. Сюжет достаточно простой. Художник, как всегда, придавал огромное значение деталям, он тщательно вырисовывал едва ли не каждый стебель и каждую травинку. Перед зрителем поляна, залитая солнцем. А далее постепенно полотно все больше поглощает сумрак.

6. Специалисты отмечают, что на этой картине шишкинский лес будто купается в солнечном свете и многообразии цветов и оттенков, нехарактерных для более раннего Шишкина. Несмотря на привычную тусклость, палитра полотна очень разнообразна. Многие даже находят здесь следы влияния импрессионистов.

КОНКРЕТНО

Иван Иванович ШИШКИН (1832-1898).

Родился 25 января 1832 года в городе Елабуга в купеческой семье.

В 1852-м перебрался в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. После окончания курса, спустя четыре года, талантливому студенту посоветовали продолжить образование в петербургской Академии художеств.

Достигнутые успехи позволили художнику совершить заграничную поездку в качестве стипендиата академии. Он побывал в Мюнхене, Цюрихе, Праге и Дюссельдорфе.

Умер 20 марта 1898 года в Петербурге.

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: