План урока гуманизм и возрождение

Обновлено: 02.07.2024

Планируемые результаты изучения темы: Через знакомство с искусством Возрождения учащиеся понимают грандиозность, сложность и противоречивость эпохи. Искусство Возрождения помогает им осмыслить могущество человека. Происходит знакомство с творчеством титанов культуры Возрождения, развивается художественный вкус.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности: иллюстративно-репродуктивный, частично поисковый методы.

Форма урока: комбинированный урок.

Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, беседа, создание педагогических ситуаций для решения познавательных заданий и проблемных вопросов, организация коллективной дискуссии, обмен впечатлениями о просмотренных произведениях

Оборудование:

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие учителя. Подготовка рабочего места учащегося.

2. Изучение нового материала.

План:

Отличительной чертой культуры эпохи Возрождения в Италии явилось осмысление и углубление индивидуалистических устремлений человека. Опорой этого процесса явилась античность.

Вопрос: Какие черты характеризуют культуру Возрождения?

В конце нашего занятия необходимо решить значимую проблему: нужно ли искусство Ренессанса современному человеку? Чем оно интересно людям начала третьего тысячелетия?

Возрождение называют эпохой титанов!

Великие мастера Ренессанса, уникальные, неповторимые личности, щедро одаренные природой, воплощают представления гуманистов о Человеке. Наиболее ярко тип универсальной личности Возрождения являют собой Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти.

  1. Что вы видите?
  2. Что изображено на репродукции, рассмотрите внимательно все детали, малейшие фрагменты?

Мастер осмысливает всю сущность бытия, он следует слепо природе, он пытается ее понять.

Вопрос: Что вы видите на этой картине?

– Обратите внимание на лица Мадонны и младенца. (Учащиеся видят, что лицо младенца больше похоже на лицо взрослого человека, с осмысленным, озабоченным взглядом, переживающим за все и всех на Земле).

Вопрос: Как вы думаете, что именно могло привлекать Микеланджело в эллинистическом искусстве? Чему он учился у его творцов? Как вы считаете, почему для установки скульптуры флорентийцы выбрали площадь Синьории?

– Гуманистические идеалы пронизывают не только культуру Италии. Велико их внимание было и на искусство Западной и Центральной Европы. Конечно, представления гуманистов претерпели трансформацию в соответствии с особенностями исторического развития европейских стран, но неизменимым остался интерес к реальной жизни, стремление взглянуть на мир, человека, природу.

3. Домашнее задание.

В домашнем задании необходимо учесть вопросы и задания методического аппарата учебника и рабочей тетради. Там, где есть возможность, следует рекомендовать посещение музея для знакомства с памятниками Возрождения или обратиться к альбомам по искусству (слайдам, видеофильмам) и еще раз посмотреть произведения мастеров, с творчеством которых ученики познакомились на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация -разработка урока. К нему прилагаются краткий конспект, рабочий лист ученика и раздаточный материал (текст 1 и 2). Они будут помещены отдельно к моим файлам.

Пояснение к уроку и данной презентации.

Она включает: Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в

эпоху Возрождения и Реформации. Таким образом, учащиеся уже введены в курс Новой истории: знают об экономических новациях, о Великих географических открытиях, о новинках науки и техники того времени.

Дети изучали данную тему в курсе 6 класса, но теперь она требует нового осмысления. Урок построен как урок-практикум. Использованы ЦОР, цифровое оборудование, настенная карта Европы раннего Нового времени, распечатки документов и рабочие листы.

слайды для детей на сером фоне,

для педагогов (с методическим комментарием) – на жёлтом.

- Практические задания будут помечаться так.

 Новая история Тема 1. Европа: от средневековья к новому времени. Возрождение и гуманизм в Европе. Цели: Организовать деятельность учащихся по изучению эпохи Возрождения, её роли в освобождении личности и становлении нового времени; Способствовать формированию ИКТ-компетентностей (умение работать с информацией: сравнивать исторические источники, выявлять главное, устанавливать причинно- следственные связи, оценивать содержание документов) Приобщать учащихся к гуманистическим ценностям, воспитывать интерес к истории и культуре;

Европа: от средневековья к новому времени.

Возрождение и гуманизм в Европе.

  • Организовать деятельность учащихся по изучению

эпохи Возрождения, её роли в освобождении личности и

становлении нового времени;

  • Способствовать формированию ИКТ-компетентностей

(умение работать с информацией: сравнивать исторические

источники, выявлять главное, устанавливать причинно-

следственные связи, оценивать содержание документов)

  • Приобщать учащихся к гуманистическим ценностям,

воспитывать интерес к истории и культуре;

Тема: Возрождение и гуманизм в Европе.

«Всемогущий бог, подобно банкиру, раздаёт

людям время как деньги, а затем строго спрашивает

Основные понятия урока:

Структура урока

I этап. Вызов (пробуждение имеющихся знаний

интереса к получению новой информации)

II этап. Осмысление содержания (получение новой

III этап. Рефлексия (осмысление, рождение нового

Ход урока Этап вызова. Приветствие. Подготовка рабочего стола. (Рабочий лист, на которых будут работать учащиеся, карта Европы 114-16 вв., документы ) Проблемное задание на сравнение. Задание на повторение: причины перемен (коллективная работа) и вывод.

Перед вами 2 памятника живописи. Рассмотрите их, найдите отличия, запишите их в таблицу рабочего листа и представьте классу. - Чем вы можете объяснить эти различия?

(икона Владимирской богоматери)

Эти различия говорят о том, что изменился сам человек, его личность обретала свободу.

- Каковы же причины этих перемен?

Опираясь на изученный ранее материал, выскажите предположения и оформим их на доске в виде кластера:

Технические изобретения Географические открытия Научные открытия и их распространение Расцвет городов и торговли Борьба за удешевление и ограничение роли церкви в жизни общества ? Все эти причины привели к тому, что изменился мир человека, его личность. Эта новая эпоха получила название Возрождение (по-французски, Ренессанс).

Научные открытия и их распространение

Расцвет городов и торговли

Борьба за удешевление

и ограничение роли церкви

в жизни общества

Все эти причины привели к тому, что изменился мир человека, его личность. Эта новая эпоха получила название Возрождение (по-французски, Ренессанс).

Начинается 2 этап урока:

получение и осмысление новой информации .

  • Знакомство с происхождением термина и трактовкой

понятия, а также хронологические рамки Возрождения;

  • Родина Возрождения: проблемное задание, включающее

работу с документом, картой и рабочим листом;

  • Главные ценности Ренессанса. Распространение идей

Возрождения, особенности Северного Возрождения;

  • Яркие представители итальянского Возрождения.

Леонардо да Винчи: рассказ учителя с показом слайдов,

на осмысление и обобщение материала.

По мнению Вазари , Возрождение – это возвращение к истокам и великим ценностям античной культуры, своего рода пробуждение после мрачного и грубого средневековья.

Впоследствии эта точка зрения прочно укоренилась в истории культуры. Сторонники такого подхода полагают, что уже 15 век, а в Италии даже 14, был для средневековой культуры периодом упадка, когда эта культура словно бы умерла и уступила место молодой, энергичной культуре Возрождения.

Сегодня историки считают эпоху Возрождения переходным этапом,

 - Как вы думаете, почему Возрождение зародилось именно в Италии? Подсказка может быть на карте Европы. Если затрудняетесь с ответом, обратитесь к документу № 1. Этот документ поможет также выявить 3 периода Возрождения и дать им характеристику.

- Как вы думаете, почему

Подсказка может быть на карте Европы.

Если затрудняетесь с ответом, обратитесь

к документу № 1. Этот документ поможет

также выявить 3 периода Возрождения

и дать им характеристику.

Но было ли Возрождение возвращением к античности? Или это что-то новое по отношению к Средним векам? В тексте № 2 (документы на столах) высказана одна из точек зрения. Ознакомьтесь с ней. Какова главная мысль текста? Какие аргументы приводит автор? Согласны ли вы с ним? Автор также перечисляет страны, охваченные Возрождением, выявляет особенности Северного Возрождения. Каковы они? - Запишите их на рабочий лист.

Но было ли Возрождение возвращением к античности?

Или это что-то новое по отношению к Средним векам?

В тексте № 2 (документы на столах) высказана одна

из точек зрения. Ознакомьтесь с ней.

  • Какова главная мысль текста?
  • Какие аргументы приводит автор?
  • Согласны ли вы с ним?
  • Автор также перечисляет страны, охваченные Возрождением,

выявляет особенности Северного Возрождения. Каковы они?

- Запишите их на рабочий лист.

 Главной чертой Возрождения стал антропоцентризм – ориентация на всестороннее осмысление бытия конкретного человека, обоснование его самоценности. Гуманизм - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Как система взглядов гуманизм впервые оформился в эпоху Возрождения. Гуманизм приобрёл характер широкого и разностороннего движения общественной мысли, охватившего философию, филологию, литературу, искусство. Пико делла Мирандола , итальянский мыслитель Эпохи Возрождения

Главной чертой Возрождения стал

антропоцентризм – ориентация на

всестороннее осмысление бытия конкретного человека, обоснование его самоценности.

Гуманизм - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Как система взглядов гуманизм впервые оформился в эпоху Возрождения. Гуманизм приобрёл характер широкого и разностороннего движения общественной мысли, охватившего философию, филологию, литературу, искусство.

Пико делла Мирандола ,

Представьте в виде схемы как изменилось отношение

к человеку в новую эпоху, используйте для этого геометрические

фигуры, например, пирамиду или круг.

поможет выполнить это задание.

У. Шекспир – английский гуманист так выразил

отношение к человеку:

«Какое образцовое создание человек!

И сама эпоха Возрождения выдвинула целую плеяду

ярких личностей, талантливых людей. Первенство

здесь принадлежит Италии, «сам воздух которой пропитан

Давайте же познакомимся с некоторыми из них.

Деятели Раннего Возрождения: Петрарка Франческо 1304-1374 Джованни Бокаччо 1313 - 1375

Деятели Раннего Возрождения:

Петрарка Франческо 1304-1374

Рафаэль Санти 1483-1520

Микеланджело Буанаротти 1475 - 1564

 Великий итальянский художник, изобретатель, инженер и анатом эпохи Возрождения. Леонардо родился в городке Винчи (или рядом с ним), к западу от Флоренции. Он стал известен как анатом изобретатель военный инженер учёный но более всего, как художник Леонардо да Винчи 1452 - 1519

Великий итальянский художник, изобретатель, инженер и анатом эпохи Возрождения. Леонардо родился в городке Винчи (или рядом с ним), к западу от Флоренции.

Он стал известен как

  • анатом
  • изобретатель
  • военный инженер
  • учёный
  • но более всего,

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи:

Военные изобретения Леонардо: проект боевых колесниц многоствольное оружие, прообраз ракетных установок

Военные изобретения Леонардо:

  • проект боевых колесниц
  • многоствольное оружие, прообраз

Гигантский арбалет и проект оборонительного сооружения

Гигантский арбалет и

проект оборонительного сооружения

Модель летательного аппарата

Модель летательного аппарата

 Прочитайте цитаты из записных книжек Леонардо да Винчи. Продолжите составление тезисов данного документа на рабочем листе : Все наше познание начинается с ощущений. Мысленные вещи, не прошедшие через ощущение, пусты и не порождают никакой истины, а разве только вымыслы. Увлекающийся практикой без науки словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса, он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории. Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой. Птицы есть действующий по математическим законам инструмент, сделать который со всеми его движениями в человеческой власти. Леонардо да Винчи Познание начинается с ощущений; ……

Прочитайте цитаты из записных книжек Леонардо да Винчи.

Продолжите составление тезисов данного документа

на рабочем листе :

  • Все наше познание начинается с ощущений. Мысленные вещи, не прошедшие через ощущение, пусты и не порождают никакой истины, а разве только вымыслы.
  • Увлекающийся практикой без науки словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса, он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории.
  • Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой.
  • Птицы есть действующий по математическим законам инструмент, сделать который со всеми его движениями в человеческой власти.

Леонардо да Винчи

Возрождение – это победа над средневековой моделью мира и переход к новой модели, где главное место отдано человеческой

Этот выбор определил черты новой цивилизации,

определил величие и трагедию Западной культуры:

к первому мы отнесём расцвет демократии, науки, технологий,

ко второй - глобальные проблемы, кризис морали и культуры.

ученик Х класса сделал следующие выводы:

  • Возрождение зародилось в Италии в 14 веке, потому что

в этой стране быстро развивалась торговля, росли мануфактуры,

Начался расцвет культуры, возник интерес к античному наследию.

2. Возрождение означало победу индивидуализма над коллективизмом,

  • Возрождение – это возвращение к античности.
  • Эпоха Возрождения делится на 2 периода: Раннее и Высокое.
  • В это время выросла роль познания.
  • Это время, когда был отвергнута вера в бога.
  • Возникает гуманизм, главной ценностью становится человек.
  • Возрождение подарило миру выдающихся художников, архитекторов и деятелей литературы.

Проверьте правильность выполнения работы.

  • Возрождение зародилось в Италии в 14 веке, потому что

в этой стране быстро развивалась торговля, росли мануфактуры,

Начался расцвет культуры, возник интерес к античному наследию.

3 этап урока: рефлексия: Закончите начатые предложения: 1. Возрождение не столько обращение к античности, сколько …………………… 2. Гуманисты понимали счастье и свободу человека как …………… 3. Личность Леонардо да Винчи может быть хороши м пример ом ………………

3 этап урока: рефлексия:

Закончите начатые предложения:

1. Возрождение не столько обращение к античности, сколько ……………………

2. Гуманисты понимали счастье и свободу человека как ……………

3. Личность Леонардо да Винчи может быть хороши м пример ом ………………

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Возрождение и гуманизм в Западной Европе. Реформация и контрреформация.

Специальность: 19.02.10 (Технология продукции общественного питания)

Учебная дисциплина: История

Раздел 6. Страны Запада и Востока в ХVI — ХVIII веке . Тема 6.3 . Возрождение и гуманизм в Западной Европе. Реформация и контрреформация.

Тип учебного занятия: комбинированный.

Цель учебного занятия: познакомить обучающихся с жизнью и деятельностью выдающихся мастеров культуры эпохи Возрождения.

Обучающий компонент: уяснить через знакомство с искусством Возрождения всю грандиозность, сложность и противоречивость эпохи, выяснить значение реформ и контрреформ.

Развивающий компонент: умение анализировать культуру Возрождения, значение контрреформ.

Воспитательный компонент: Воспитывать культуру общения; прививать интерес к традициям других народов, развить уважение к искусству Возрождения и осмыслить могущество человека.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой.

Педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения, поисковые, групповые.

Формы работы: беседа, учебный диалог, анализ информации, составление таблицы, работа с текстом учебника, составление беседа, логические рассуждения, работа с терминами, составление синквейна.

Ресурсное обеспечение учебного занятия:

Раздаточный материал: карточки, учебники, раздаточный материал.

Прогнозируемый результат:

По итогам учебного занятия обучающиеся должны освоить следующие личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные (ПР) результаты и общие компетенции(ОК):

ЛР 4. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире .

ЛР 6. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения

МР4. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать.

ПР 3.С формированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении.

ПР 5. Сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

1. Высокое Возрождение.

2. Великие гуманисты.

4. Причины Реформации.

5. Выступление Мартина Лютера.

6. Крестьянская война в Германии.

7. Жан Кальвин и его учение.

8. Контрреформация. Религиозные войны.

Ход учебного занятия

Организационный момент

-проверка готовности к учебному занятию

Повторение изученного материала.

Преподаватель предлагает обучающимся повторить пройденный материал в виде фронтального опроса, а некоторые работают по карточкам. Приложение 1

Какие изобретения были внедрены в производство в начале Нового времени? Как они повлияли на развитие производства?

Расскажите о развитии новой военной техники.

Что такое революция цен? Как она повлияла на развитие стран Западной Европы?

Какие изменения произошли в западноевропейском обществе в XVI XVII вв?. Сравните это общество со средневековым обществом Западной Европы.

Изучение нового материала.

Актуализация субъектного опыта обучающихся.

?!Как вы думаете, что такое Возрождение?

1. Высокое Возрождение.

Преподаватель предлагает начать работу с вопроса.

Прочитайте средневековую притчу. Соотнесите сословия общества с животными , которым их уподоблял автор притчи. Приложение 2.

Предназначение овец – давать молоко и шерсть, быков – пахать землю, псов – защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих животных исполняет свой долг. Так же и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одним… молиться за других, чтобы они исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу руном доброго примера. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая тех, кто молится и пашет землю.

1. Рыцари А. Овцы

2. Духовенство Б. Быки

3. Крестьяне В. Собаки.

!? Какие выводы можно сделать на основе этого документа о положении человека в обществе? Кто определял судьбу человека? ( в средневековье люди считали, что их судьба зависит от бога. Бог определяет их судьбу, человек должен покорно следовать этому принципу. Отказаться от земных удовольствий ради спасения души)

!? Какие качества характера ценились в человеке в средневековье? (вера, смирение, доброта, щедрость, терпение)

Большое внимание в средние века уделялось человеческой душе. Она должна быть чистой, красивой. А в античности? 9красоте тела)

Высокое Возрождение считается переходной эпохой от Средневековья к Новому времени. Отличительными чертами культуры Возрождения являлись светский (нерелигиозный) характер культуры, гуманизм, обращение к античному культурному наследию. Культура Высокого Возрождения возникла в то время, когда на первый план выдвинулась человеческая личность, во многом обязанная своими успехами и положением не знатности предков, а собственным знаниям и уму. Человека уже не устраивали многие

Сословно-феодальные порядки, церковно-аскетическая мораль, традиции.

Центром мироздания был объявлен не Бог, а человек как часть природы, как

наиболее совершенное ее творение. Переживания человека, его внутренний мир, его земная жизнь становятся главными темами литературы и искусства. Стал формироваться идеал гармоничной, свободной, всесторонне развитой творческой личности

2. Великие гуманисты.

Обучающиеся по ходу объяснения заполняют таблицу.

общества и государства.

Обучающиеся продолжают заполнять таблицу следуя по презентации и объяснению преподавателя.

Культура эпохи Возрождения отличается чрезвычайным богатством и многообразием содержания. Творцы культуры -ученые, художники, писатели -были разносторонними людьми. Неслучайно их называют титанами, как древнегреческих божеств, олицетворявших могучие силы природы. Итальянец Леонардо да Винчи в первую очередь прославился как живописец, автор величайших произведений. Портрет Моны Лизы (Джоконда) воплотил представление людей эпохи Ренессанса о высокой ценности человеческой личности. В области механики Леонардо сделал первые попытки определить коэффициент трения и скольжения. Ему принадлежат многочисленные проекты ткацких станков, печатных машин и т.д. Новаторскими были конструкции летательных аппаратов, проект парашюта. Он занимался астрономией, оптикой, биологией, ботаникой, анатомией. Современник Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Период его творческой зрелости открывает статуя Давида, установленная во Флоренции. Вершиной творчества Микеланджело как живописца явилась роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане, воплотившая его представления о жизни и ее противоречиях. Микеланджело руководил строительством собора Святого Петра в Риме -главного собора католического мира. Живописец и архитектор Рафаэль Санти

характеристикой персонажей. Другой испанский живописец, Диего Веласкес, в своих работах изображал правдивые сцены из народного быта, выдержанные в темном колорите и отличающиеся жесткостью письма. Крупнейшим представителем германского Возрождения является художник Альбрехт Дюрер . Он искал новые среда ства выразительности, отвечающие требованиям

гуманистического мировоззрения. Дюрер занимался также архитектурой, математикой и механикой. Известный нидерландский живописец этой эпохи

-Питер Брейгель Старший. В его творчестве с наибольшей полнотой отразились жизнь и настроение народных масс. В своих гравюрах и рисунках сатирического и бытового характера, в жанровых и религиозных картинах художник выступал против социальной несправедливости. Позже в Нидерландах творил величайший художник Рембрандт Харменс ван Рейн , автор многих портретов, картин на библейские и мифологические темы. Высочайшее мастерство позволило ему создавать картины, на которых свет исходил как бы изнутри изображенных людей и предметов.

В XVI в. началась Реформация (в переводе с латинского - преобразование).

Реформация - это широкое общественное движение, характеризующееся отходом от католической церкви значительной части населения Европы.

Выступление Мартина Лютера.

Опережающее задание подготовить информацию о личности Мартина Лютера.

Определения и ключевые моменты записываются в тетрадь.

Начало Реформации связано с выступлением в октябре 1517 г. профессора университета в немецком городе Виттенберг Мартина Лютера, который выдвинул 95 тезисов против индульгенций. Лютер провозгласил, что Церковь и духовенство не являются посредниками между Богом и человеком. Он объявил ложными претензии Церкви на то, что она может отпускать грехи с помощью таинств в силу особых полномочий от Бога: человек достигает спасения души не через церковные обряды, а с помощью веры. Источником религиозной истины, по мнению Лютера, является лишь Священное Писание, поэтому роль Церкви и духовенства должна сводиться только к разъяснению его текстов. Соответственно богослужение должно проводиться на понятном всем языке, а не на латыни. Позже Лютер перевел Библию на немецкий язык.

Поднявшееся в Германии широкое движение в поддержку Лютера не позволило католическому духовенству быстро покончить с его учением. Лютеранство приняли многие горожане, крестьяне, дворяне и правители ряда германских государств. Лютер призывал действовать против папского Рима не только словом, но и с помощью оружия.

B ходе Реформации от католической церкви отделились различные направления в христианстве, общее название которых - протестантизм.

Крестьянская война в Германии.

Идеологом радикальной Реформации стал немецкий священник Томас Мюнцер . Сначала он был приверженцем идей Лютера, но в 1520 г. перешел на более решительные позиции.

Мюнцер считал, что земная жизнь должна быть очищена от зла. Врагами веры являются те, кто обрекает простой народ на страдания. Различий между богатыми и бедными быть не должно.

В середине мая 1525 г. в Тюрингии произошел неравный бой между рыцарской конницей, вооруженной артиллерией, и почти безоружными крестьянскими отрядами. Крестьянская армия была разбита, Мюнцер попал в плен и был казнен. Конспекты в тетради.

Жан Кальвин и его учения.

Обучающиеся самостоятельно работают с учебником стр. 213. Выписывают главные идеи учения.

Центром Реформации являлась также Швейцария. Здесь распространилось учение француза Жана Кальвина. Он считал, что ни один человек не может знать, какая судьба его ждет, и тем более не может ее изменить. Но каждый верующий должен всеми силами доказывать свою богоизбранность. Богатство человека в земной жизни, по мнению Кальвина, является зримым доказательством его богоизбранности.

Такая точка зрения побуждала к активной деятельности. Кальвинизм предполагал целеустремленность и действенность. Кальвин призывал также к бережливости и скромности в быту.

Кальвинистская церковь строилась на республиканских основах. Церковная община избирала и контролировала своих руководителей - старшин (пресвитеров) и проповедников (пасторов). У кальвинистов не было возведенных в сан священников. Кальвинизм, помимо Швейцарии получил распространение в Нидерландах, Шотландии, на юге Франции.

Чтобы бороться против Реформации, католическая церковь начала с 40-х гг. XVI в. проводить свои реформы. После этого она развернула наступление против Реформации. Эту политику называют контрреформацией.

В Риме было создано главное учреждение по борьбе с ересями - инквизиционный трибунал. Инквизиторы составили индекс (список) запрещенных книг, которые подлежали уничтожению, а их авторы - наказанию.

Религиозные войны.

В XVI в. в Германии и Франции бушевали гражданские войны между сторонниками и противниками Реформации. В Германии ряд правителей государственных образований (их условно называют княжествами); перешли в лютеранство вместе со своими подданными. Это усилило независимость княжеств от императора.

Императоры Священной римской империи из династии Габсбургов при поддержке католических княжеств начали борьбу с протестантами. Долгая война закончилась по существу поражением императора Карла V, который в 1556 г. отрекся от престола. Перед этим в 1555 г. был заключен Аугсбургский религиозный мир, который установил полную независимость князей в религиозных вопросах и утвердил их право определять религию своих подданных.

Во второй половине XVI в. Европа окончательно разделились на католические и протестантские государства. Протестантскими были в основном северные страны - Англия, Швеция, Дания, ряд северогерманских княжеств (Пруссия, Саксония и др.).

Во Франции во второй половине XVI в. разгорелись жестокие религиозные войны между католиками и кальвинистами (гугенотами). Вождями гугенотов были король Наварры (вассального от французского короля государства на юге страны) Антуан де Бурбон (позже его сын Генрих Наваррский) и адмирал Гаспар де Колиньи. Католиков возглавляли могущественные герцоги Гизы. Гугенотство во Франции стало во многом знаменем борьбы против усиления королевской власти. Поэтому среди гугенотов было немало знатных людей. Напротив, буржуазия чаще придерживалась католичества.

В августе 1572 г. противники сумели договориться между собой. Протестанты получили право занимать государственные должности, проводить богослужение, им предоставили во владение ряд городов-крепостей. Для закрепления мирного договора 18 августа был заключен брак между Генрихом Наваррским (будущим королем Генрихом IV) и сестрой короля Франции Карла IX Валуа Маргаритой. В Париж на свадьбу съехалось большое число гугенотов. Однако Гизы и мать Карла Екатерина Медичи готовили расправу над ними.

23 августа 1572 г., в ночь накануне Дня святого Варфоломея началось их избиение, погибли более 3 тыс. человек. Генрих Наваррский остался жив, согласившись перейти в католичество, адмирал Колиньи был убит.

В 1598 г. Генрих IV провозгласил Нантский эдикт, завершивший религиозные войны. Католицизм оставался господствующей религией, но гугеноты получали свободу вероисповедания, сохраняли ряд крепостей, вооруженные силы, могли занимать государственные должности.

Преподаватель предлагает обучающимся закрепить полученные знания в виде устного опроса, при ответе на которые обучающиеся должны дать аргументированный ответ.

1. В чем состоит суть мировоззрения, характерного для эпохи Возрождения?

2.Кратко охарактеризуйте крупнейших мыслителей эпохи Возрождения.

3.Имена каких деятелей культуры в первую очередь вспоминают наши современники при упоминании об эпохе Возрождения?

4. Каковы причины Реформации? Какие идеи содержались в учениях М. Лютера и Ж. Кальвина? Что было у них общего, чем их учения отличались?

5. Расскажите о Крестьянской войне в Германии.

6. Как католическая церковь боролась с Реформацией? Каковы были итоги борьбы католиков и протестантов в Европе?

7. Опишите ход религиозных войн во Франции. Каковы были их результаты?

8. Неизбежно ли религиозные разногласия должны были вызывать в тот период войны? Свой ответ аргументируйте.

V . Домашнее задание .

VI . Подведение итогов.

Подведение итогов на основе составления синквейна (мини-стихотворения).

Значение географических открытий

Глагол, глагол, глагол.

-оценивание учебных способов деятельности обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- охарактеризовать особенности интеллектуальной жизни Европы в 16 – 17 вв.

- сформировать у учащихся представление об обществе как системе, о сферах жизни общества;

- развивать интерес к знаниям, чтению и самообразованию.

Новые слова:

Возрождение – эпоха в культурной жизни Европы, длившаяся с середины XIV до начала XVII века, в ходе которой сформировались нецерковные, светские взгляды на человека и мир.

Гуманисты – творцы культуры Возрождения.

Возрождение и гуманизм.

- охарактеризовать особенности интеллектуальной жизни Европы в 16 – 17 вв.

- сформировать у учащихся представление об обществе как системе, о сферах жизни общества;

- развивать интерес к знаниям, чтению и самообразованию.

Возрождение – эпоха в культурной жизни Европы, длившаяся с середины XIV до начала XVII века, в ходе которой сформировались нецерковные, светские взгляды на человека и мир.

Гуманисты – творцы культуры Возрождения.

Проверка домашнего задания:

присваивающее хозяйство – это присваивание того, что людям давала естественная среда обитания.

Производящее хозяйство – производство всего необходимого для себя (жизнь в рукотворной среде обитания)

Рукотворная, естественная (природная) среда обитания

Цивилизация – большая общность людей, живущих в рукотворной среде и достигших определённого уровня развития хозяйства и культуры.

Ответы на ?? стр. 8 учебника

? № 5 письменно (проверить)

Изучение нового материала.

1. В центре внимания – человек.

Новые представления о времени

1) стр. 27 -30 учебника

Почему большинство произведений культуры Древней Греции изображали человека?

2) Рассказ учителя (опора на стр. 30– 32 учебника)

3) Рассказ учителя (стр. 32– 33)

4) Рассказ учителя (стр. 33 – 34)

5) Самост. работа с текстом учебника (стр. 35 – 44)

Задание: выписать имена известных писателей-гуманистов, название их трудов, основную мысль трудов.

Писатели-гуманисты

Название трудов

Основная мысль

Затрагивались почти все стороны жизни общества, книги пронизаны гуманистическими мотивами, автор лишён какого бы то ни было фанатизма и привязанности к чему бы то ни было.

Высмеивает основы средневекового общества. Нападки на католическую церковь и насмешки в адрес пап. Обличение средневекового образования и нравов католического духовенства. Автор убеждён в том, что человек может жить в лучшем обществе

Мигель де Сервантес Сааведра

Пародия на средневековые рыцарские романы. Задача автора: подорвать авторитет и распространение в народе рыцарских книг.

Выражает интерес к человеческой личности, постигает человеческую природу, внутренний мир человека. Неспокойная жизнь Англии конца 16 века, усиление религиозных преследований, восстания и мятежи – в трагедиях. Автор раздумывает о неисправимости зла в настоящем мире.

III. Закрепление изученного.

1. Дать определение понятиям:

Возрождение – эпоха в культурной жизни Европы, длившаяся с середины XIV до начала XVII века, в ходе которой сформировались нецерковные, светские взгляды на человека и мир.

Читайте также: