Как не сойти с ума от проблем в школе

Обновлено: 04.07.2024

Совсем скоро ученикам 9-х и 11-х классов предстоит сдавать государственные экзамены — ОГЭ и ЕГЭ. Настал психологически сложный период: нервное напряжение, прессинг со всех сторон, опасения и страхи перед предстоящей проверкой знаний. Клинический психолог Юлия Кроха рассуждает о том, как детям и родителям не сойти с ума в период подготовки к экзаменам.

Трансформируем чувство тревоги

Например, подросток плохо напишет работу. И что дальше? Будет учиться платно. И что дальше? Нужно будет найти деньги. И что дальше? Не найдём — пойдёт в армию. И что дальше? Как только мы переводим тревогу в страх, с ним уже что-то можно сделать.

Вопрос приоритетов

Главное — это здоровье подростка. Как психологическое, эмоциональное, так и физическое. Ни один экзамен, ни одна контрольная не стоят нервного срыва или заболевания, вызванного психосоматическими факторами. Поэтому отнеситесь к сдаче экзаменов как к очередному этапу, который нужно завершить. Завершить и забыть. Через неделю ни вы, ни ваш ребёнок даже не вспомните о сдаче ЕГЭ и ОГЭ.

Обесцениваем событие

К сожалению, современную российскую систему образования сложно назвать до конца продуманной. Большинству старшеклассников никогда не пригодится и 90% полученных в школе знаний. Более того, мир так стремительно меняется, что мы даже близко не можем себе представить, что ждёт наших детей через 10-20 лет, не говоря уже о более длительном временном промежутке. Поэтому сдача ЕГЭ и ОГЭ может повлиять на жизнь вашего ребёнка примерно так же, как выброшенный в урну на Красном проспекте стаканчик из-под кофе влияет на траекторию полёта космического корабля.

Возрастная задача

Если мы вспомним психологию развития, то основная задача подросткового возраста — общение со сверстниками, а уж никак не познание мира. С этим вы опоздали лет на десять. Поэтому снижение интереса к учёбе и оценкам в подростковом возрасте закономерно, вы ничего не можете с этим сделать.

Разделяем социальные роли

Не смешиваем две социальные роли — родителя как родителя и родителя как учителя. Именно поэтому нанимаем репетиторов и ни в коем случае не вмешиваемся в процесс обучения. Это зона ответственности ребёнка, даём удочку, но не ловим рыбу. Давить вообще не имеет никакого смысла: действие равно противодействию не только в физике.

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook — будьте в курсе актуальных новостей Новосибирска.

Как перестать тревожиться из-за бесконечной учёбы и окружающей обстановки


Что такое синдром эмоционального выгорания

Эмоциональное выгорание — состояние умственного, физического или эмоционального истощения и тревожности, возникающее на фоне сильного стресса. Выгорание обычно связано с неизменной рутиной и постоянным перенапряжением, которые в конце концов выливаются в полное игнорирование своих обычных дел, неприятие и нежелание действовать. Выгорание — это своеобразный ответ на внешние жизненные факторы, защитная реакция организма, которая выражается в форме полного или частичного исключения эмоций.

Признаки эмоционального выгорания

  • Постоянная усталость. Даже если вы достаточно спите и отдыхаете, сил всё равно недостаточно, ощущение, что вы просыпаетесь уже усталым.
  • Плохой сон. Проблемы со сном проявляются по-разному: трудности с засыпанием, бессонница, постоянные пробуждения среди ночи. Нарушение сна — один из самых серьёзных признаков выгорания.
  • Частая простуда. При умственном и физическом перенапряжении страдает иммунитет. Организму становится труднее бороться с вредоносными вирусами и бактериями.
  • Трудности с концентрацией на занятиях. При умственном истощении в первую очередь страдают память и внимание: вы продолжаете сидеть над учебниками, но не можете сосредоточиться и понять смысл прочитанного абзаца; начинаете решать задачу, но путаетесь в последовательности действий; пытаетесь запомнить информацию, но она не задерживается в голове.
  • Снижение продуктивности. Выгорание часто проявляется ленью и нежеланием что-либо делать, при этом все попытки себя заставить оказываются бесполезными. Из-за этого страдает продуктивность — подготовка не продвигается, задания не выполняются.
  • Тревожность. Попытки избежать нового опыта или своей обычной деятельности, излишняя застенчивость, постоянное ощущение переутомления и неконтролируемые и беспричинные приступы страха или даже паники тоже говорят об эмоциональном истощении.

Причины выгорания

Большая учебная нагрузка

Эта проблема чаще возникает в средних и старших классах школы, когда к обычной учёбе прибавляются дополнительные занятия, олимпиады, подготовка к ОГЭ, ЕГЭ и экзаменам в вуз. Чрезмерная ежедневная нагрузка без расслабления и отдыха приводит к истощению организма.

Нереалистичные сроки и жёсткие дедлайны

Необходимость заниматься и усваивать большие объёмы информации в сжатые сроки порождает состояние постоянного напряжения, которое выматывает не меньше самих занятий и увеличивает риск выгорания. Такое же негативное влияние оказывает постоянный страх не успеть, не подготовиться, не сдать вовремя.


Неумение организовать своё время

Ощущение, что вы ничего не успеваете и не справляетесь, может возникать не из-за реальной нехватки времени, а из-за неумения эффективно выстроить учебный процесс. Сложности возникают при большом количестве задач или из-за наличия отвлекающих факторов. Например, интернета, компьютерных игр, соцсетей, звонков и визитов друзей.

Постоянная необходимость осваивать новое

Необходимость ежедневно получать новые знания в большом объёме ускоряет истощение психики. Мозгу нужно много энергии на создание новых нейронных связей, поэтому обучение новому требует в разы больше сил, чем использование уже освоенных навыков.

Отсутствие мотивации

Избыток вынужденных социальных контактов

Отсутствие поддержки

Риск выгорания повышается, если к учебной нагрузке прибавляются ссоры и отсутствие взаимопонимания с друзьями или родителями, конфликты с одноклассниками или учителями.

Как преодолеть

Если вы заметили у себя некоторые признаки и подозреваете, что они могут быть связаны с выгоранием, действуйте на опережение. Если выгорание уже произошло, для восстановления понадобится время и комплекс мер, включающий посещение врача или психолога. Приведённые ниже советы подойдут для профилактики эмоционального выгорания и его преодоления.

Изменения

Смена привычных ритуалов и уход от рутины помогают встряхнуться, отвлечься и даёт новые силы. Можно сделать перестановку в комнате, изменить порядок утренних дел или расписание занятий, например, начать ходить в другую группу на курсах или в секции.

Снижение нагрузки

Старайтесь максимально разгрузить себя. Составьте список необходимых дел и занятий и ещё раз пересмотрите его, подумайте, какие дела можно исключить или делегировать кому-то другому, о какой помощи и кого вы можете попросить. Расставьте приоритеты, пользуясь матрицей Эйзенхауэра:

КАТЕГОРИИ ДЕЛСРОЧНЫЕНЕСРОЧНЫЕ
ВАЖНЫЕсрочные и важныеважные и несрочные
НЕВАЖНЫЕневажные и срочныеневажные и несрочные

В первую очередь делайте важные дела, в том числе те, которые обычно откладываете на потом, тогда они не будут накапливаться и вызывать истощение. Неважные дела старайтесь отменить, перенести на более удобное время или делегировать. Есть и другие методики расстановки приоритетов, помогающие равномерно распределить учебную нагрузку, например пирамида Франклина.

Контроль над эмоциями

Есть много приёмов и техник, помогающих справляться с напряжением и тревожностью: дыхательные упражнения, медитация. Для регулировки своего состояния подойдут и простейшие психологические техники, например, фрирайтинг — спонтанное изложение в письменном виде на бумаге своих сиюминутных чувств. Хорошо подходят для расслабления занятия рукоделием или творчеством: вязание, вышивание, рисование, оригами.

Новые впечатления

Очень важно даже в самые напряжённые дни находить время не только для учёбы, но и для любимых занятий. Наполняя себя позитивными эмоциями, вы приобретаете новые силы для выполнения необходимых действий.

Хорошо помогают расслабиться и отвлечься от учебных забот совместные походы с одноклассниками в кино или театр, на экскурсию или в музей, участие в школьной самодеятельности или подготовке школьных праздников. Но не превращайте и эти занятия в обязанность, посещайте их только при условии, что вам это нравится.

Забота о себе

Для профилактики и преодоления выгорания очень важно позаботиться о физическом здоровье и самочувствии. Здесь помогут правильное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе, спорт, режим дня. Старайтесь, чтобы перекусы, снеки и фастфуд не превратились в вашу основную еду, вовремя ложитесь спать каждый день, принимайте витамины по назначению врача.

Налаживание отношений

Поддержка близких людей очень важна при профилактике выгорания, поэтому не пренебрегайте возможностью наладить контакт с родителями, не отгораживайтесь от них и не форсируйте конфликтные ситуации, особенно в те периоды, когда учебная нагрузка особенно высока. Проводите свободное время с семьёй, общайтесь и делитесь своими переживаниями или впечатлениями. Не фокусируйтесь на противоречиях, наоборот, ищите точки соприкосновения.

Что запомнить:

  1. Выгорание — состояние умственного, физического и эмоционального истощения, вызванное чрезмерной нагрузкой и стрессами.
  2. Признаки выгорания: усталость, плохой сон, частые простуды, проблемы с памятью, вниманием и концентрацией, тревожность, лень и хроническое нежелание что-либо делать по учёбе.
  3. Причины выгорания у школьников связаны в основном с большой учебной нагрузкой, нехваткой времени или снижением мотивации.
  4. Профилактика эмоционального выгорания состоит в разнообразии ежедневных дел и заботе о своём здоровье и самочувствии. Простыми шагами к этому могут стать смена расписания занятий, ежедневные прогулки и время для хобби, здоровое питание. Если вы уже чувствуете первые признаки выгорания, то для его преодоления стоит по возможности снизить нагрузки, попытаться найти пространство и время для новых эмоций и позитивных впечатлений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Для начала дайте, пожалуйста, обзорный комментарий по поводу психологических проблем с учебой. Кажется, с этим сталкиваются все, от троечников до отличников. При этом кто-то страшно переживает и даже уходит из университета, а кто-то спокойно справляется. Насколько это зависит от самого человека, а насколько от обстоятельств?

— Да, действительно, многие молодые люди сталкиваются со сложностями в учебе. Причины этого могут быть самые разнообразные. Однако чаще всего это проблемы с самоорганизацией. Студент затягивает с подготовкой к экзаменам, не выполняет заданий вовремя. Все это, кстати, может быть следствием незавершенного подросткового кризиса. Не все, окончив школу, знают, чем хотят заниматься в будущем, поэтому выбирают профессию под влиянием родителей, а не исходя из собственных желаний. Это приводит к детскому отношению к учебе и сопротивлению взрослой жизни.

Один мой хороший знакомый говорил, что институт — это не школа, за 11 лет не закончишь. Именно психологическая неготовность к взрослой жизни, неумение общаться со сверстниками выливаются во множество проблем в учебе.

Конечно, обстоятельства тоже не стоит сбрасывать со счетов. Если приходится поступать в университет другого города и начинать жить самостоятельно, вдали от родителей и друзей, это действительно тяжело. Дополнительная сложность —совмещение учебы с работой. Ведь студентам зачастую приходится зарабатывать себе на жизнь самостоятельно…

Какие основные причины для переживаний можно выделить? Что чаще всего встречается? Насколько это связано с воспитанием ребенка, общим климатом в семье?

— Переживания могут быть связаны и с оценкой студента преподавателем, и с отношениями в коллективе. Безусловно, важна и самооценка самого студента. Все переживания сугубо индивидуальны и зависят от особенностей личности, предыдущего опыта и упомянутого вами климата в семье. Но можно всю жизнь зависеть от чьего-то мнения, а можно развивать уверенность в себе, то есть начинать меньше ориентироваться на сторонние оценки, при этом прислушиваться к ним, но не считать чем-то сверхважным.
Мы уже говорили о психологическом взрослении, и это один из необходимых его этапов. Оценки в зачетке тоже не отражают вашего потенциала и способностей. Известны ученые, которые были далеко не лучшими учениками, и это не помешало им добиться высот в науке. Не придавайте этому слишком большого значения — и вы сможете избежать излишне сильных переживаний.

Что вы могли бы посоветовать родителям, которые вдруг выяснили, что их сын/дочь учится не так успешно, как они рассчитывали? Какие классические ошибки делают мамы и папы?

— Весьма поучительна история про Томаса Эдисона, которого в школе считали ограниченным и даже называли слабоумным, неспособным к учебе. Его мать стала обучать Томаса самостоятельно на дому. Как вы знаете, Эдисон стал одним из величайших изобретателей. Так что мой основной совет родителям: сохранять веру в своих детей и делать все, чтобы дети сами в себя поверили.
Расскажу и трагическую историю. Студентка, не сдав экзамена, покончила с собой. Она опасалась, что родители в ней разочаруются. Конечно, родители все отдали бы, чтобы видеть своего ребенка живым и здоровым. Да и какая разница, окончила бы она вуз или нет. Сделайте так, чтобы ваши дети знали, что вы их любите и цените независимо от успехов или неудач.

Как избежать безумного перфекционизма по поводу учебы и спокойно работать в своем темпе, не загоняя себя в угол?

— Это сейчас очень модная тема. И, конечно, в Интернете можно найти множество рекомендаций психологов о том, как облегчить жизнь перфекционисту. Значительную часть нашей беседы мы посвятили взрослению. Еще один его аспект, который поможет перфекционисту, — это осознание несовершенства нашей земной жизни. Постоянное стремление к идеалу может обернуться значительным психологическим перенапряжением. Также оно может вылиться в откладывание на потом выполнения учебных заданий из-за неуверенности в их безупречном исполнении. Тем не менее перфекционизм имеет и положительные стороны, если научиться использовать стремление к совершенству разумно. Ставьте перед собой конкретные сроки выполнения заданий. Ведь к идеалу можно стремиться бесконечно, а вам нужно приучить себя к дисциплине. Чтобы работать в своем темпе, не загоняя себя в угол, составьте график учебы, подготовки к сессии. И не забудьте включить в этот график время для отдыха.

1 сентября 2020 года останется в истории школьным праздником без линеек

После дистанционки обычный режим работы школы воспринимается как подарок. Хотя это всё равно стресс, и не только для детей, но и для родителей, особенно родителей первоклассников. Мы снова идём в школу и будем получать оценки. Оценки не только от учителей, но и от самих себя. О том, как отдать ребёнка в школу и не сойти с ума, рассуждает журналист НГС Анна Богданова. Далее — от первого лица.

1 сентября школьники и их родители отметили праздник. Это как свадьба перед семейной жизнью. Сначала цветы и поздравления, а потом будни, компромиссы и работа (пусть даже в радость) над отношениями. С одной стороны, начало школы — это приятное волнение от нового этапа в жизни (хотя старый тоже мог быть неплох). С другой — стресс, ещё похлеще, чем у самих школьников.

Из любой школьной проблемы есть выход. Чем проще и спокойнее к ней отнестись, тем легче она решится. Это как в самолёте: сначала кислородную маску себе, а уже потом ребёнку. В противном случае плохо будет обоим.

Ты же почему-то забыл, не так понял задание. Именно ты, а не ребёнок, потому что ребёнок вообще может смотреть в одну точку и просто мечтать. Забыли форму, перепутали расписание — и что теперь делать? Всё это воспринимается исключительно на свой счёт. И всё чётче и чётче ощущение: шеф, всё пропало. Наверное, психологи тут же поставят диагноз — повышенная тревожность или что-то в этом роде. Ну и ладно, пусть говорят, сейчас не до них особо.

Если бы сейчас меня спросили, к чему готовиться родителям первоклассников, нарисовался бы целый список: от внезапных поделок, которые нужно сдать завтра утром (ничего, вся ночь впереди), до встреч со школьным психологом. И это нормально, просто часть нашей жизни, и хорошо, что у нас это есть.

Избежать волнений родителям первоклашек вряд ли удастся. Да и зачем? Наверное, лучше немного расслабиться и получать удовольствие. Ведь однажды наступит тот самый последний раз, когда он попросит вас помочь с математикой, сделать поделку или почитать перед сном. Эта мысль о проходящем — вообще неплохой способ выйти из телефона, забыть об усталости и не чувствовать себя в адике из-за школьной кутерьмы, с которой планировал распрощаться ещё лет двадцать назад.

Что ещё почитать про школу

Наша читательница объяснила, почему дистанционка — крайне плохой вариант, даже если будет бушевать коронавирус.

Своё мнение она высказала в ответ на гневную колонку новосибирца Михаила Ярославцева, который считает, что после снятия ограничительных мер в школах будут вспышки заболеваемости.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

1 сентября 2020, 18:30

1 сентября 2020, 14:00

1 сентября 2020, 10:00

30 августа 2020, 16:31

Автором колонки может стать любой. У вас есть свое мнение и вы готовы им поделиться? Почитайте рекомендации и напишите нам!

Фото Maman Zen

Фото Maman Zen

Инструкция от Informburo.kz: Что нужно делать, чтобы ребёнок ходил в школу с удовольствием и не заболел от перенапряжения.

№1. Каковы функции обучения?

  • формирование у детей знаний, навыков и умений;
  • формирование мировоззрения человека;
  • развитие личности и самостоятельного мышления;
  • профориентация;
  • правильно выстроенный процесс обучения готовит ребёнка к непрерывному обучению в течение всей жизни (детский сад – школа – лицей, колледж – вуз – курсы, дополнительное высшее образование, магистратура и так далее);
  • функция креативности нацеливает личность на непрерывное развитие её всесторонних качеств.

№2. Из чего состоит процесс обучения?

Чтобы в совершенстве овладеть навыками, знание надо:

  • получить;
  • запомнить;
  • усвоить;
  • применить на практике.

При этом психологи подчёркивают, что мотивация – тоже неотъемлемая часть процесса обучения, и если она отсутствует, все усилия преподавателя сводятся к нулю. Стоит отметить, что только многократное повторение материала (и теории, и практики) позволит в нужной мере выработать навыки.

№3. Почему школьникам трудно?

Процесс обучения довольно сложный, долгий и трудоёмкий, а у каждого ребёнка свой ресурс энергии. При этом родители стремятся максимально заполнить весь день ребёнка, и на это есть три причины:

  • программы обучения, утверждаемые Министерством образования РК, каждый раз усложняются. Если 20 лет назад первоклассники учились выводить крючки и палочки, то сейчас решают уравнения и читают на скорость;
  • родители реализуют в детях собственные амбиции и, "желая лучшего", нагружают массой дополнительных занятий;
  • реалии современного мира: лучше пусть ребёнок занимается двумя иностранными языками, танцами, плаванием и шахматами одновременно, чем занимается неизвестно чем на улице или пропадает за компьютерными играми.

При этом родители вовсе не учитывают тот самый ресурс энергии ребёнка. Если школьник не успевает, его называют копушей, если что-то не делает – лентяем, если долго не может усвоить материал – обвиняют в невнимательности. Плохой почерк говорит родителям лишь о неряшливости, несвязная речь – о дурашливости или застенчивости малыша. О том, что у ребёнка проблемы с психоэмоциональным или психофизиологическим здоровьем, родители порой и вовсе не задумываются.

№4. Что такое дислексия?

Дислексия связана с повреждением центральной нервной системы, чаще диагностируется у мальчиков. У нормального школьника левое полушарие мозга чуть больше, а из-за их равного соотношения, а также нарушений в работе центральной нервной системы возникают осложнения в плане усвоения материала, а также в освоении навыков письма и чтения. Признаки дислексии:

  • ребёнок испытывает проблемы при чтении;
  • малыш путает верх и низ, левую сторону с правой, даже если ему много раз объясняли, где что находится;
  • у школьника возникают серьёзные проблемы с памятью;
  • малыш может допускать одни и те же ошибки при написании текста, даже если до этого ему на них указывали.

Родители по незнанию часто списывают признаки дислексии на элементарную детскую лень, нежелание учиться. Однако признаки недуга всё же стоит описать специалисту, чтобы он помог не только с диагностированием дислексии, но и с её коррекцией.

№5. Что такое дисграфия?

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нём принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, двигательный.

Несформированность какой-либо из вышеназванных функций может вызвать частичное специфическое нарушение процесса овладения письмом, дисграфию. Признаки дисграфии:

замена звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных;

пропуски гласных и согласных букв, слогов;

перестановки букв, слогов и слов;

недописывание слов и предложений;

несоблюдение границ предложений;

колебание наклона и высоты букв;

быстрое наступление мышечного утомления;

небрежное выполнение письменных работ;

смешение букв по оптическому сходству;

зеркальное написание букв;

трудность удержания строки, наклона.

Причина дисграфии – органические повреждения мозга (врождённые или приобретённые).

№6. Что такое СДВГ?

СДВГ – это синдром дефицита внимания и гиперактивности. Неприятная новость для родителей гиперактивных детей: если ваш ребёнок

  • шумный;
  • невнимательный;
  • капризный;
  • нетерпеливый;
  • ревнивый;
  • любит закатывать истерики;
  • ругается матом;
  • хамит взрослым и незнакомым людям;
  • не хочет и не может учиться и не учится;
  • хулиганит и обижает сверстников;
  • часто и без повода кричит

– значит, вы не уделяли ему достаточно внимания, пока он был совсем маленький. Многие думают, что с двухнедельным ребёнком не о чем говорить и невозможно играть, таким образом взращивая в нём СДВГ. Диагноз взрослеет вместе с ребёнком, усугубляется, перерастая в вегетативную дисфункцию, которая никогда не позволит человеку занять руководящую должность, ввергает его в постоянные стрессы и ведёт к раннему инфаркту или инсульту.

Для того чтобы добиться эффективного лечения СДВГ, требуется объединение родителей, врачей и учителей. Советы родителям:

  • родители могут научиться контролировать поведение ребёнка и проводить терапию поведения. Ребёнка можно обучить специальным техникам, которые помогут в учёбе в школе;
  • в комнате у ребёнка должно быть как можно меньше вещей, которые будут отвлекать его внимание;
  • нужно сделать всё возможное, чтобы повысить самооценку ребёнка, страдающего СДВГ;
  • нужно поддерживать ребёнка во всех его увлечениях и занятиях.

№7. С психикой всё хорошо, но учиться всё равно тяжело. Что делать?

Десятки психологов пишут научные труды о воспитании и образовании детей, но все учения в конце концов сводятся к тому, что ребёнок берёт пример с родителей. Поэтому, чтобы облегчить тяжёлую работу школьника, установите несколько правил:

  • относитесь к своей работе серьёзно: не пропускайте и не опаздывайте, но и не торчите там по 12 часов в день. Тогда вы сможете призвать школьника к тому же в отношении учебного заведения;
  • никогда не халтурьте на работе. Рассказывайте о том, чем занимались в течение дня, и просите ребёнка поделиться с вами своими успехами;
  • установите жёсткий режим дня и не позволяйте отходить от него ни себе, ни ребёнку;
  • отдыхайте на всю катушку, чтобы выходные и каникулы не только расслабили и отвлекли мозг от ежедневных дел, но и запоминались;
  • позаботьтесь о правильном питании, чтобы холодильник всегда был полон вкусной и полезной едой, а "вредностей" в нём никогда не было;
  • приучите себя вместе с ребёнком ежедневно принимать комплексы витаминов и делать гимнастику либо гулять хотя бы полчаса в день;
  • избавьтесь от внутреннего перфекционизма, не требуйте слишком многого ни от себя, ни от ребёнка;
  • и, наконец, уделяйте ребёнку максимум своего времени, любви и внимания.

№8. Какие препараты для улучшения работы мозга можно детям?

Сразу оговоримся, что без консультации с врачом лучше ребёнка не пичкать никакой химией. Детям можно довольно много ноотропов – они считаются безвредными стимуляторами работы мозга и продаются в аптеках без рецепта. Самым популярным препаратом сегодня является детский тенотен, он давно уже сместил с первых позиций некогда незаменимый глицин. Вот список наиболее распространённых препаратов для улучшения концентрации, внимания и памяти школьников (которые к тому же успокаивают и улучшают сон):

  • Тенотен детский. Успокаивающий препарат, который разрешён детям уже с трёх лет. Способствует улучшению поведения ребенка, облегчает процесс адаптации в детском коллективе (детский сад и школа), не вызывает сонливости, заторможенности и привыкания.
  • Глицин. Витамин для мозга, активизирует его деятельность. Он позволяет регулировать сон, а также повышает настроение. Медики рекомендуют принимать его не меньше 30 дней.
  • Ноотропил. Улучшает концентрацию, используется для лечения нарушений работоспособности мозга.
  • Пирацетам. Данный препарат улучшает мозговую деятельность и процессы обмена в нём. Кроме этого он поднимает энергетический уровень организма, способствуя хорошему запоминанию данных.
  • Фенотропил. Препарат обладает стимулирующим действием на психику. Позволяет организму повысить устойчивость при возникновении стрессов.

№9. Какие есть натуральные стимуляторы мозга (если не хочется химии)?

Натуральных стимуляторов мозга довольно много, они доступны в любой аптеке, стоят копейки и практически безвредны (если нет аллергии на компоненты). Но стоит учесть два фактора: во-первых, они не очень мощные, во-вторых, они все изготовлены на основе спирта. Впрочем, сиропы от кашля тоже на спирту, главное, не переборщить.

Натуральные стимуляторы – это травы, представленные в виде сиропа (пить ложечками, дозированно), концентрата (несколько капель на пару глотков воды) или самой высушенной травы (которую нужно заварить в виде чая). Ещё есть эфирные масла, их можно капать в ванну, в которой купается ребёнок, на воротник школьной формы и некоторые – на подушку. Итак, какие бывают натуральные стимуляторы мозга:

    трава розмарин снижает уровень "плохого" холестерина в крови, улучшает работу мозга, снижает уровень кортизола, а следовательно, ощущение тревоги. Эфирное масло розмарина повышает концентрацию внимания, облегчает стресс;

женьшень содержит витамины А, Е и В12, серу, кальций, железо, марганец, тиамин или B1, олово, рибофлавин, ниацин, фосфор, натрий, калий, магний и гинзенозид. Женьшень улучшает деятельность мозга, физическое и психическое состояние;

элеутерококк колючий – "сибирский женьшень" – обладает стимулирующим действием на ЦНС, устраняет переутомление, раздражительность, восстанавливает и повышает физическую и умственную работоспособность, защищает от неблагоприятных факторов внешней среды;

родиола розовая применяется обычно в виде экстракта. Она существенно повышает работоспособность не только умственную, но и физическую;

дикий чеснок содержит много витамина С, витамины В1 и В2, много минералов и микроэлементов, таких как железо, марганец и магний. Улучшает память, циркуляцию крови в мозгу;

в шалфее содержатся эфирные и жирные масла, которые способствуют улучшению памяти. Его также считают прекрасным тонизирующим средством.

Читайте также: