Проектная деятельность робототехника в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

На современном этапе введения условий ФГОС возникает необходимость в организации внеурочной деятельности (кружков), направленных на удовлетворение потребностей ребенка, потребности общества в тех областях, которые способствуют реализации основных задач научно-технического прогресса. К таким современным направлениям в школе можно отнести робототехнику и робототехническое конструирование.

Оценить 861 0

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА НА ЗАНЯТИЯХ В КРУЖКАХ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

На современном этапе введения условий ФГОС возникает необходимость в организации внеурочной деятельности (кружков), направленных на удовлетворение потребностей ребенка, потребности общества в тех областях, которые способствуют реализации основных задач научно-технического прогресса. К таким современным направлениям в школе можно отнести робототехнику и робототехническое конструирование.

Образовательная робототехника – это универсальный инструмент для образования. Она вписывается и в дополнительное образование, и во внеурочную деятельность, и в преподавание предметов школьной программы, причем в четком соответствии с требованиями ФГОС.

Проектная деятельность в начальной школе основывается на уже полученных знаниях, но с частичным поиском новых. Проект – достаточно широкое понятие – это совокупность определенных действий, замыслов для создания реальных объектов.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. При создании проектов с учащимися начальной школы, педагог должен учитывать, что у детей отсутствует умение совершать поисковую деятельность, самостоятельно ставить проблему и решать ее, а также у детей еще достаточно скудный запас знаний об окружающем мире, процессах, которые в нем происходят. Педагог не должен забывать о возрастных психологических особенностях детей, к примеру, таких, как вид мышления, восприятие объектов и т.д.

Учащиеся начальной школы еще не владеют проблемным, частично-поисковым (эвристическим) и исследовательским методами, поэтому строить курс по внеурочной деятельности по информатике, используя проектный вид деятельности можно только опираясь на методы знакомые детям, такие как объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. В процессе создания проектов с детьми учитель может использовать частично-поисковый (эвристический) метод, но учитывая возрастные особенности учащихся. Следовательно, педагог перед созданием проекта должен дать необходимый багаж знаний, который пригодится учащимся при создании будущего проекта, проводить вводные занятия, на которых он совместно с детьми обсуждает тему проекта и все, что касается его, выслушивает мнения детей и учитывает их, создает атмосферу и организует работу детей так, чтобы они комфортно себя чувствовали, не перебивали друг друга, не боялись выразить свои мысли и видение будущего проекта, а работали в дружной сплоченной команде, нацеленной на положительный конечный результат.

Организовать работу в кружках по робототехнике используя проектный метод лучше всего в группах. Каждый ребенок в группе выполняет свою роль, исполняет свою функцию, образуя единый механизм, как и при создании робототехнической модели.

Говорить о программировании в начальной школе еще достаточно рано, поскольку в соответствии с ФГОС НОО при изучении информатики в начальной школе дети должны приобрести первоначальные представления о компьютерной грамотности, поэтому весь курс должен быть построен таким образом, чтобы тема программирования не затрагивалась, а проект основывался на конструкторских способностях детей.

Перед началом проектной деятельности педагог должен провести вводные занятия, ознакомить детей с принципами робототехники, ее основными направлениями. Провести работу по изучению правил техники безопасности при работе с конструктором. Познакомить детей с робототехническим набором, научить их правильно соединять детали, а также дать возможность ребенку применить эти знания, дав вольную тему для сборки собственной модели, опираясь лишь на свою фантазию. Таким образом можно провести диагностику воображения ребенка, а также диагностику восприятия и усвоения материала. Ознакомить учащихся с электронными деталями конструктора, объяснить их значение, где они используются, а также ознакомить с принципами работы различных механизмов (которые могут быть использованы при создании проектов), обязательно собрав после этого модель, в котором задействован тот или иной механизм, чтобы дети наглядно увидели, как устроен механизм, каким образом он работает и какие функции он исполняет. Этот этап также необходим для определения учителем уровня конструкторских способностей каждого ребенка, а также для выявления лидеров.

В конце создания робототехнического проекта обязательно должно быть выделено время на оформление проекта, используя дополнительные материалы, чтобы проект выглядел более масштабным. А также по завершению подготовить и провести презентацию проектов родителям.

Таким образом, проектная деятельность учащихся начальной школы на занятиях в кружках по робототехнике должна состоять из трёх этапов: подготовительного, практического и заключительного.

Важной деталью в использовании проектного метода на занятиях в кружках робототехники является мотивация и оценивание работы детей. Поскольку во внеурочной деятельности (при работе в кружках) оценивание отсутствует, то дети должны быть замотивированы чем-то другим. Это может быть участие в различных конкурсах, где они могут представить свой робототехнический проект и завоевать призовое место.

Основываясь на все выше сказанное, можно сделать вывод, что использование проектного метода на занятиях в кружках по робототехнике знакомит детей с частично-поисковым методом, позволяет в корне изменить и улучшить методику преподавания робототехники детям младшего школьного возраста, дает возможность развивать творческие способности детей, а также умение мыслить и работать в группе.

Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников: современное состояние и проблемы / Н.М. Конышева //Начальная школа. – 2006. – № 1.

Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование. – 2005, №2.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всё большую значимость в современной школе приобретает образовательная робототехника. Учащиеся различных возрастов вовлечены в процесс создания моделей – роботов и их программирования.

Востребованность обучающих программ Lego Education обусловлена несколькими причинами, среди которых необходимость соответствия новым Стандартам среднего общего образования.

Основаниями для применения элементов робототехники в учебном процессе, на уроках или во внеурочное время могут служить следующие положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

В условиях реализации требований ФГОС нового поколения школьники должны научиться работать с приборами обратной связи, освоить основы конструирования, программирования и управления моделями. Именно поэтому робототехника органично вписывается в учебный процесс.

Организация работы с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения. Учащиеся сначала обдумывают, а затем создают различные модели. При сборке моделей, учащиеся часто выступают в качестве юных исследователей и инженеров.

Результативность процесса обучения основам робототехники во многом зависит от формы организации занятий. В арсенале учителя огромный выбор методов, среди которых:

объяснительно - иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др);

эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.)

проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения обучающимися;

программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);

репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу),

частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;

поисковый – самостоятельное решение проблем;

Одним из интерактивных методов современного обучения, который используется при изучении робототехники, является метод проектов.

Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащихся ставит и решает собственные задачи, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.[3]

Формировать проектное мышление учащихся на занятиях необходимо с первого класса. В процессе планировании и организации работы над проектом происходит планомерное развитие у детей рефлексивного мышления: что я делаю? зачем я делаю? как я делаю? можно ли сделать лучше?

Основные этапы разработки Лего-проекта практически не отличаются от стандартных этапов ученического проектирования. Учащиеся обозначают тему проекта, его цель и задачи. Затем выдвигают гипотезу и разрабатывают модель на основе конструктора Лего. После составления программы для работы собранной модели или механизма происходит тестирование и устранение дефектов и неисправностей.

В процессе проектной деятельности учащиеся учатся эффективному поиску информации в различных источниках, самостоятельной работе в группе, приобретают опыт самопрезентации. Таким образом, с помощью широкой исследовательской деятельности, формируется личность, способная самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижении.

В течение текущего учебного года учащимися Ребрихинской средней школы было успешно реализовано несколько Лего-проектов, которые были презентованы аудитории школы, района и края.

В заключении хотелось бы отметить, что в процессе занятий робототехникой школьники учатся смотреть на проблемы шире и решать их, учатся быть лидером и брать на себя ответственность. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее” .[4]

Список использованной литературы:

О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 6 октября 2009 г. №373

Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.

Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса// Школьные технологии. – 2006. - №6 – с. 43 - 47

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с.Студёнки Белинского района

Пензенской области

Робототехника

в условиях реализации

требований ФГОСС

учитель начальных классов

Захарова С.В.

2.Содержание работы над проектом………………………..……………..…………..

2.1. Lego – конструктор в начальной школе………………………………………….

2.2.Стуктура организационно образовательной деятельности…………. .

Д. А. Медведев

Всё большую значимость в современной школе приобретает образовательная робототехника. Учащиеся различных возрастов вовлечены в процесс создания моделей – роботов и их программирования.

Востребованность обучающих программ Lego Education обусловлена несколькими причинами, среди которых необходимость соответствия новым Стандартам среднего общего образования.

Основаниями для применения элементов робототехники в учебном процессе, на уроках или во внеурочное время могут служить следующие положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

В условиях реализации требований ФГОС нового поколения школьники должны научиться работать с приборами обратной связи, освоить основы конструирования, программирования и управления моделями. Именно поэтому робототехника органично вписывается в учебный процесс.

Организация работы с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения. Учащиеся сначала обдумывают, а затем создают различные модели. При сборке моделей, учащиеся часто выступают в качестве юных исследователей и инженеров.

Одним из интерактивных методов современного обучения, который используется при изучении робототехники, является метод проектов.

Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащихся ставит и решает собственные задачи, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Формировать проектное мышление учащихся на занятиях необходимо с первого класса. В процессе планировании и организации работы над проектом происходит планомерное развитие у детей рефлексивного мышления: что я делаю? зачем я делаю? как я делаю? можно ли сделать лучше?

Основные этапы разработки Лего-проекта практически не отличаются от стандартных этапов ученического проектирования. Учащиеся обозначают тему проекта, его цель и задачи. Затем выдвигают гипотезу и разрабатывают модель на основе конструктора Лего. После составления программы для работы собранной модели или механизма происходит тестирование и устранение дефектов и неисправностей.

В процессе проектной деятельности учащиеся учатся эффективному поиску информации в различных источниках, самостоятельной работе в группе, приобретают опыт самопрезентации.

Чтобы получить необходимую информацию об учебном конструкторе Lego , научиться управлять им , решать задачи практического характера нами изучены следующие темы:

История развития робототехники.

Ведение в робототехнику.

Этот подраздел посвящен детским творческим исследовательским проектам по робототехнике учеников 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классов, а также воспитанников детских образовательных учреждений под руководством педагогов, в которых описывается теория робототехники как прикладной науки, введение занятий по робототехнике в ДОУ, методы моделирования и конструирования роботов при помощи конструкторов lego ev3 и wedo, история LEGO. В творческих проектах и работах по робототехнике даются практические рекомендации по легоконструированию, выполнение проектирования и сборки умного города, парка для отдыха, манипулятора, робота-сортировщика мусора, робота-пожарного.


Этот подраздел посвящен исследовательским работам по робототехнике учеников 1 и 2 класса начальной школы и старше, в которых дается теоретическое обоснование прикладной науки робототехники, осуществляется конструирование lego, а также рассматриваются преимущества введения данного предмета для детей дошкольного и младшего школьного возраста в качестве развития у них интереса в области моделирования и программирования.

Детские проекты по робототехнике в ДОУ (детском саду) и в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классах школы предполагают описание методов моделирования и конструирования роботов с применением конструкторов лего (lego ev3 и wedo). Дети в готовых исследовательских проектах описывают историю робототехники и LEGO, а многие дошкольники и учащиеся пошагово проектируют и собирают робота-помощника, манипулятора, робота-сортировщика мусора, робота-пожарного и другие модели роботов.

Робот-подсолнечник из конструктора LEGO MINDSTORMS EV3


В ученической исследовательской работе по робототехнике "Робот-подсолнечник из конструктора LEGO MINDSTORMS EV3" автор изучает основы аутэкологии и действие абиогенных факторов на движения растений на примере подсолнечника, а также с помощью образовательного конструктора LEGO MINDSTORMS EV3 создает робота-подсолнечника.


Проект "Цветная атмосфера"


Предложенный учебный исследовательский проект по робототехнике "История возникновения языков программирования" рассматривает интересную информацию о цветотерапии и ее роли в современном обществе, а также предлагает разработку светодиодного светильника.


В ученической исследовательской работе по робототехнике "Луноход – Т" автор утверждает, что уже в мифологии описывались существа, напоминающие современных роботов, а также подробно описывает процесс самостоятельной работы по проектированию робота-лунохода.

Робот-футболист


В учебном творческом проекте по робототехнике на тему "Робот-футболист" ученики 10 и 11 класса школы проводят практическую работу по проектированию и конструированию модели робота-футболиста с использованием конструктора LegoMindstorm.

Робот - эколог из Lego


В учебном творческом проекте по робототехнике на тему "Робот - эколог из Lego" ученики 3 и 4 класса школы представляют разработку и конструирования модели робота-эколога с использованием конструктора лего.

Световой будильник


В учебном творческом проекте по робототехнике на тему "Световой будильник" ученик 10 класса гимназии представляет разработку приложения и программы для работы светового будильника при помощи NodeMCU и Blynk IoT Platform.

Вторая жизнь сломанной машинки


В данном творческом проекте по робототехнике на тему "Вторая жизнь сломанной машинки" ученик 2 класса школы представляет разработку новых игрушек, которые можно создать, используя детали от поломанной машинки.

Читайте также: