Отношение ссср к плану маршалла кратко

Обновлено: 05.07.2024


В 1947году Конгресс США принял и утвердил знаменитую Программу экономической помощи Европе, после окончания Второй мировой войны получившей название - план Маршалла. Эта программа, разработанная госсекретарем США Джорджем К. Маршаллом, начала действовать в апреле 1948 г.

Известно, что одной из целей принятой программы было противодействие довольно мощному распространению влияния СССР в мире и социалистических идей, в первую очередь, в страны Западной Европы. Экономическая помощь со стороны США предоставлялась только при обязательном выполнении всех условий и требований в политической сфере, а именно только демократическим странам, которые должны были согласиться на господство США в обмен на экономическую помощь. Некоторые исследователи рассматривают эту программу как фактическое объявление Холодной войны СССР. Давайте рассмотрим в рамках статьи причину появления плана Маршалла, которая, как известно, стала одной из звеньев борьбы США за мировое господство против СССР в годы холодной войны [1].

После окончания Второй мировой войны, Европа понесла огромные, казалось, невосполнимые потери. Европа находилась в весьма плачевном состоянии. В начале 1947 года в прошлом армейский генерал Джордж Кэтлетт Маршалл становится министром иностранных дел Соединенных Штатов. На конференции министров иностранных дел в марте 1947 года Маршалл встретился со Сталиным и понял, что Россия не заинтересована в оказании помощи Европе. Он понимал, что единственной надеждой для Европы остается помощь Соединенных Штатов. Он твердо верил, что помощь в восстановлении Европы и в достижении экономической стабильности в этом регионе лучше отвечает интересам США [2].

Вследствие этих причин в последующие месяцы был разработан план, который стал приемлемым для народов Европы и для американского народа. Идеи этого плана нашли отражение в знаменитом выступлении Маршалла на выпускной церемонии в Гарвардском университете 5 июня 1947 года. Маршалл сказал, что если не оказать Европе помощь, ей грозит серьезное ухудшение в "экономической, социальной и политической сферах". Ключевым элементом его предложения было то, что инициатива восстановления должна исходить из стран-участниц. Результатом выступления в Гарвардском университете была разработка 1948 г. Программы восстановления Европы. Согласно этой программе была создана Администрация экономического сотрудничества, что в целом предоставило западным странам-участницам 13,3 миллиарда долларов [2].

Диссонансом подобной точке зрения выступает появившееся в постсоветской историографии утверждение о том, что сталинское руководство, по политическим соображениям отказавшееся участвовать в плане Маршалла, лишило СССР значительной финансовой помощи, предлагавшейся ему по этому плану, обрекая собственный народ на дополнительные страдания. Политическая тенденциозность такого подхода очевидна: все взвалить на советское руководство и обелить американское [3].

План Маршалла привел к окончательному расколу Европы на две части: Восточную Европу и Западную Европу. Но нельзя не видеть и того, что этот план все-таки вбил определенный политический и психологический клин между СССР и странами Восточной Европы. Советское руководство вынуждено было оказать серьезное давление на правительства Чехословакии и Польши, только после этого они отказались от участия в плане Маршалла. Психологический аспект этой проблемы заключался в том, что Соединенные Штаты в глазах европейских народов выглядели дающей страной, а Советский Союз - отбирающей, поскольку основные репарационные притязания СССР удовлетворял за счет восточной зоны оккупации (будущей ГДР), а также бывших союзников третьего рейха, теперь вошедших в советскую зону влияния. СССР получал репарации из Венгрии, Румынии, Болгарии, части Германии, вошедшей в состав Польши. Еще до плана Маршалла в этих странах уже существовало отрицательное отношение к этой политике.

Иосиф Сталин не без оснований видел в нем заговор с целью экспансии американского империализма в Европу, опустошенную войной и созревшую для коммунизма – как надеялась Москва и чего опасался Вашингтон.План Маршалла является своеобразным "памятником" эпохи Холодной войны, который непосредственно повлиял на ее генезис и в значительной степени определил развитие международных отношений в последующие годы. В период с 1948 по 1952 годы план Маршалла был основой всей европейской политики США и способствовал продолжению реализации целей, заложенных в доктрине Трумэна, были концептуальной и практической подготовкой к осуществлению плана и созданию НАТО (1949). Он служил первой важной ступенью атлантической интеграции, в которой США прочно заняли доминирующую роль, и дальнейшего развития европейской и евроатлантической интеграции. Следует также учесть, что уже к 1951 г. план Маршалла фактически превратился в программу предоставления западноевропейским странам американской военной помощи – программу "Взаимного обеспечения безопасности" и борьбы против СССР.

В завершение статьи хотелось бы рассмотреть некоторые итоги успешно выполненного геостратегического плана Америки – плана Маршалла.

Во-первых, его роль в создании послевоенной глобальной экономики. Программа эта не только привела к возрождению Европы, но и восстановила жизненно важный торговый треугольник, состоящий из Соединенных Штатов, Западной Европы и их торговых партнеров в развивающемся мире.

Во-вторых, план Маршалла принадлежал к числу факторов, определивших контуры военных и политических событий конца сороковых - начале пятидесятых годов, и сам, в свою очередь, сформировался под влиянием этих событий. Этими событиями были: провозглашение доктрины Трумэна в марте 1947 г. и более конструктивное предложение Маршалла в июне того же года; кризисы процесса деколонизации, переживаемые, в частности, Францией, Нидерландами и Бельгией, отягощения экономики этих стран; советская блокада Западного Берлина, явившаяся прямым следствием распространения западногерманской валютной реформы на Западный Берлин, создание Организации Североатлантического договора, и наконец, война в Корее, побудившая Соединенные Штаты передать четыре своих дивизии в распоряжение НАТО, и которая поставила на повестку дня вопрос о перевооружении Западной Германии и превратила план Маршалла в программу войн поддержки.

Последним из упомянутых аспектов является роль плана Маршалла в достижении европейского единства в противостоянии СССР. Нейтральная Западная Европа не могла бы повлиять на исход конфликта между двумя неевропейскими сверхдержавами. Объединенная же Европа, обладающая собственным голосом в важнейших мировых делах, была способна и повлияла на ход "холодной войны". Таким образом, план Маршалла самым непосредственным образом дал старт европейской интеграции. Этот аспект является одним из важнейших, хотя его непосредственным результатом был фактический раздел Европы на два лагеря. В то же время, США получили мощного союзника в "холодной войне против СССР, укрепив и воссоздав его по собственному образцу, что, в конечном итоге, определило исход глобального противостояния сверхдержав. Поэтому основным итогом помощи по плану Маршалла было не экономическим и не административным, а политическим – в достижении победы в холодной войне над Советским Союзом.

Основные термины (генерируются автоматически): СССР, Европа, Советский Союз, Восточная Европа, план, Западная Европа, США, холодная война, Гарвардский университет, советское руководство.

Кому война, а кому выгода: история плана Маршалла

Предпосылки

Вот лишь некоторые данные, которые позволяют судить о всем ужасе экономического положения стран Европы после войны. Экономика Великобритании стагнировала, производство в некоторых отраслях сократилось на 25-50% от довоенных показателей. А внешний долг Британии составлял астрономические 25 млрд фунтов-стерлингов.

Франция, почти утратившая субъектность, утеряла 60% производства. Германия и вовсе потеряла суверенитет и была поделена на оккупационные зоны. Италия утеряла 25% производства. В сходном положении находились и другие страны Европы, многие из которых были захвачены до этого немцами.

Восточная Европа и вовсе лежала в руинах после разрушительных и тяжелых боев с гитлеровцами, которые вела Красная Армия.

Но самыми страшными были демографические потери: 55-60 млн человек погибло, до 100 млн были ранены, искалечены или пострадали.

Только в США ситуация не была такой печальной. По итогам войны на экономику США приходилось около 60% промышленного производства и более 30% экспорта стран капиталистического мира, а также почти 70% мирового золотого запаса. В такой ситуации державы и подошли к тому моменту, когда следовало решать, как экономически обустроить ситуацию в послевоенной Европе.

План

Маршалл предложил дать Европе колоссальные по тем временам почти 13 млрд долларов. На эти деньги можно было действительно отстроить несколько стран заново. Для того чтобы решить, кто и сколько получит, американцы сформировали особую комиссию по экономической помощи, которая работала с правительствами Европейских стран, определяя размер помощи.

По этому плану СССР и восточноевропейские страны помощи не получали, Финляндия отказалась от неё сама.

Общая сумма ассигнований по плану Маршалла за 4 года (с 4 апреля 1948 по декабрь 1951) составила: на Англию (2,8 млрд), Францию (2,5 млрд), Италию (1,3 млрд), Западную Германию (1,3 млрд), Голландию (1 млрд). Всего же в обсуждении плана и получении помощи участвовали 16 европейских стран.

Тем не менее за первые три года промышленное производство превысило показатели довоенного периода на 40%, а сельское хозяйство — на 20%. Снизился уровень безработицы, удалось обуздать инфляцию. Американские средства обеспечили порядка 11% ВВП Англии, 12% – Франции, почти 22% – Западной Германии и чуть более 33% – Италии.

Цена и последствия помощи

Как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. От экономики до политики прямая дорога. Так вышло и в этот раз. Одним из условий плана было недопущение коммунистов и других левых сил в правительства стран получателей помощи, и это уже прямое политическое воздействие.

Вторым фактором, стало расширение американского военного присутствия в Европе. Под предлогом мнимой военной угрозы со стороны СССР ускоренными темпами сколачивался блок НАТО, при полном потворстве зависящих от американцев политиков. Более того, сам процесс создания элитных политических групп в странах Европы оказался под контролем США. Интересно и то, что после окончания получения финансовой помощи США ввели в действие план по оказанию помощи военной (по стечению обстоятельств в тех же самых странах).

Любопытно и то, что США, желавшие нажать на СССР и его союзников, просчитались. В короткие сроки и практически без помощи извне Советский Союз восстановился после войны. Экономики стран социалистического лагеря росли, а СССР набирал военную и экономическую мощь. По иронии судьбы план, ставший частью военного и экономического удушения нашей страны и наших союзников, стал лишь катализатором для роста военного и экономического потенциала СССР и сплочения вокруг него союзников.

Конечно, такая непродуманная внешняя политика западных стран привела к новому витку противостояния в холодной войне, но это уже история. А научить она нас может тому, что повторение подобных действий в наши дни, введение санкций и ограничений, может дать строго обратный результат. Поэтому мы можем лишь рекомендовать нашим заокеанским партнерам учить историю и не повторять ошибок прошлого.

Почему СССР сначала согласился обсудить

5 июня 1947 года американский госсекретарь Джордж Маршалл выступил в Гарвардском университете с речью, в которой изложил основы плана экономической помощи странам Европы. Впоследствии он и был назван по его имени — "план Маршалла".

Как известно, Советский Союз отказался принять американскую помощь. Хотя СССР сильнее прочих государств пострадал во Второй мировой войне. Принято считать, что под давлением Советского Союза отказались от помощи и восточно-европейские государства.

Но в числе государств, отказавшихся от получения помощи из США, оказалась и Финляндия. Правительство этой страны не устроили политические условия получения помощи.

Вообще говоря, в Москве готовы были рассмотреть участие в программе. И не возражали поначалу против того, чтобы и власти восточноевропейских государств рассмотрели такой вариант восстановления экономики.

В конце июня 1947 года в Москве начались переговоры, на которых обсуждались условия "плана Маршалла". В столицу СССР прибыли французская и британская делегации. Переговоры продолжались несколько дней и закончились провалом.

Советский Союз отказался посылать свою делегацию на конференцию в Париж, на которой планировалось обсуждение "плана Маршалла". Вслед за СССР от участия отказались и правительства практически всех восточноевропейских государств.

Надо заметить, что Югославия в дальнейшем все же приняла участие в американской программе экономической помощи. Но здесь надо напомнить, что отношения между Иосипом Броз Тито и Сталиным в конце 1940-х годов резко испортились и по сути стали враждебными.

В Москве, говоря об отказе от участия в "плане Маршалла", говорили о фундаментальных противоречиях. В числе прочего, в американской программе рекомендовалось поощрять частное предпринимательство и отчитываться в расходовании полученных денег. Очевидно, что пункты о "частном предпринимательстве" и "отчете в расходовании денег" советское руководство не могло принять.

В СССР полагали, что предоставление экономической помощи должно было быть чем-то вроде нового ленд-лиза. И разумеется, не собирались отчитываться, на что именно будут расходовать деньги, полученные от США.

А в Вашингтоне, в свою очередь, категорически были не готовы к такому варианту. Потому нет ничего удивительного в том, что СССР довольно быстро отказался от какого бы то ни было участия в "плане Маршалла".

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Улица Потсдамер в Берлине, 1945 год

Если вы призываете к разработке еще одного плана Маршалла, значит, вы чрезвычайно наивны. Главным достижением плана стал тот психологический импульс, который он придал Западной Европе, однако его главным недостатком стало то, что он фактически ознаменовал собой начало холодной войны. Эта история тесно связана с разделением Германии на ГДР и ФРГ.

Опираясь на материалы архивов, а также на российские, британские, французские, немецкие, сербские, чешские источники, Стейл рассказывает историю не только разработки плана Маршалла, но и разделения Германии, основания НАТО и начала холодной войны. Эта книга Стейла представляет собой самый подробный рассказ об этой длительной, постоянно видоизменявшейся инициативе, названной в честь госсекретаря США Джорджа Маршалла, который руководил разработкой этого масштабного проекта по оказанию помощи европейцам после окончания Второй мировой войны. По мнению Стейла, главным достижением плана Маршалла стал тот психологический импульс, который он придал Западной Европе, однако его главным недостатком стало то, что он фактически ознаменовал собой начало холодной войны.

Наблюдая масштабные разрушения в Европе, сильные коммунистические партии в Греции и Франции, а также Красную армию, занявшую Восточную Европу и восточную часть Германии, Маршалл боялся, что без помощи США их ключевые союзники не смогут построить сильные демократии с процветающими рыночными экономиками. Суровая зима 1946-1947 годов еще больше усугубила ситуацию. Встретившись с Иосифом Сталиным в апреле 1947 года, Маршалл пришел к выводу, что Сталин ожидал, что по мере ухудшения ситуации Западная Европа скоро окажется под его контролем. И Маршалл решил не допустить этого. Выступая в Гарварде полтора месяца спустя, он объявил о намерениях США, однако в тот момент, как пишет Стейл, ни у Маршалла, ни у кого-либо в правительстве не было конкретного плана, как именно можно помочь Европе восстановиться. В течение следующих нескольких лет план Маршалла много раз переделывался и дорабатывался. Стейл не только рассказывает эту историю в удивительных подробностях, но и рисует убедительные портреты основных политических деятелей и их ключевых советников в США и Западной Европе.

Одним из ключевых условий восстановления Западной Европы стало решение возобновить работу промышленных зон Германии — многих европейцев (особенно Францию и СССР) пугала такая перспектива, поскольку они серьезно пострадали от нацистской военной машины. Чтобы успокоить их, США должны были сохранить свое присутствие в Европе, однако их присутствие там вызывало тревогу у советского руководства. Стейл поддерживает идею, выдвинутую в 1994 году историками Скоттом Пэрришем (Scott Parrish) и Михаилом Наринским, о том, что Советский Союз считал план Маршалла агрессивным шагом США, призванным закрепить их экономическое, политическое и военное влияние в Европе. По мнению советского руководства, цель США заключалась в том, чтобы создать западный блок, который должен стать противовесом Советскому Союзу и который будет включать в себя западные территории Германии. У Сталина были в Великобритании и Америке шпионы, которые подтверждали эти его предположения. Стейл признает, что Сталин не исключал полностью возможность сотрудничать с США до тех пор, пока его не убедили, что план Маршалла направлен против СССР. Тогда Сталин отреагировал укреплением своей собственной сферы влияния в Восточной Европе, что и послужило толчком к началу холодной войны.

Стейл указывает точную дату начала холодной войны: это было 7 июля 1947 года, когда советское правительство запретило своим восточноевропейским союзникам принимать участие в организационном совещании в Париже, где должны были обсуждаться подробности плана Маршалла. Вскоре после этого главный идеолог Сталина Андрей Жданов объявил о том, что мир разделился на два лагеря и что коммунистические страны Европы объединяются в составе новой организации, Информационного бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформ), которое было создано, чтобы закрепить контроль Москвы над Восточной Европой перед лицом растущего влияния США в Западной Европе.

Поначалу Америка полагала, что программа экономической помощи позволит стабилизировать Европу и даст США возможность в какой-то момент уйти оттуда, чтобы сконцентрироваться на своих собственных делах. Однако беспокойство европейцев по поводу возможного восстановления мощи Германии требовало от США сохранить их присутствие в Европе. США также хотели убедиться, что их многомиллиардные инвестиции в Западную Европу не будут потеряны в случае возможной агрессии СССР в регионе. План Маршалла, о котором было объявлено в 1947 году, был инициирован в 1948 году и привел к созданию НАТО в 1949 году, что внесло в холодную войну мощный военный элемент.

Стейл блестяще описывает огромное количестве агентств и ведомств, которые контролировали и занимались реализацией плана Маршалла, в рамках которого с 1948 по 1952 год 17 стран получили помощь на общую сумму в 13 миллиардов долларов. Стейл изящно описывает экономики, объясняя сложные механизмы, применявшиеся для ускорения восстановления Западной Европы, — такие механизмы, как встречное финансирование, создание Европейского платежного союза и отмены германского долга.

Но вывод Стейла звучит не так убедительно. Он заканчивает свою книгу сбивающим с толку описанием периода после окончания холодной войны и критикой расширения НАТО на восток, то есть на страны бывшего советского блока, и возникшее в связи с этим резкое охлаждение в отношениях Запада и России. Вместо этого Стейлу стоило провести анализ того влияния, которое на наследие плана Маршалла оказывает нынешняя протекционистская торговая политика США и напряжение внутри Евросоюза и в отношениях между США и Европой.

Хоуп Гаррисон — профессор истории и международных отношений в университете Джорджа Вашингтона и автор книги Driving the Soviets up the Wall.

Читайте также: