Сотрудничество межгородское школ с чего начать работу

Обновлено: 03.07.2024

Сотрудничество учителей — это история из горизонтального управления и самоуправления образованием. У нас в стране жесткая вертикаль в управлении образованием, поэтому, конечно, сотрудничество и плохо развивается само по себе, и не поддерживается. Для сотрудничества очень мало пространства, и оно не ценностно.

В чем ценность сотрудничества? Какие преимущества оно дает?

Первое и самое главное преимущество — в школе возникает единое пространство, где люди говорят на одном языке и ориентированы на решение одних задач. Большинство современных проблем в образовании требуют коллективного решения. Второе — когда люди сотрудничают, они обогащают себя идеями, до которых они сами бы никогда не додумались. И наконец, в сотрудничестве рождаются лидеры, которые очень важны, для того чтобы образование в том или ином учреждении развивалось.

Учителя часто сталкиваются с синдромом профессионального выгорания. Может ли сотрудничество помочь в такой ситуации? Как признаться себе и коллегам, что есть такая проблема?

Сотрудничество работает как механизм профилактики и снижения выгорания. Когда учителя объединяются, даже для того чтобы поговорить про свою усталость, — это уже шаг к профилактике. Признаться себе и коллегам действительно трудно. Поэтому важно создавать в школе среду, в которой это будет нормой, и вовлекать педагогов в такие разговоры. Не сразу, но они откроются.

Обратная сторона сотрудничества — это конфликт. Как его можно избежать? И если он уже случился, что делать в этой ситуации?

Сотрудничество, однозначно, проявляет все противоречия. Важно понять, какие это противоречия. Если это ценностные противоречия — сотрудничества не получится точно, но становится очевидно, что нужно работать над ценностным сплочением коллектива. Чаще всего конфликты возникают по двум причинам: либо люди разными словами называют одно и то же, либо одним словом разные вещи. Как правило, конфликты в сотрудничестве учителей возникают по той причине, что у них нет хорошего модератора. Модерация — это то, что сегодня довольно слабо развито в компетенциях учителей и школьных управленцев. При хорошем модераторе количество конфликтов резко снижается.

Какие шаги предпринять учителям, которые решили начать сотрудничать?

Пропустим банальности: должна быть добрая воля и желание сотрудничать. Скажу об организационных моментах.

Второй шаг — это перестройка своего рабочего времени. Учителю нужно внести в свой график стабильное время для встреч. В потоке ежедневных дел выделить время и договориться о встрече — это отдельная задача.

Что делать молодому педагогу, который приходит в коллектив с желанием поменять систему, заряженный на сотрудничество, и понимает, что коллегам это не нужно?

Периодически внутри своей школы можно рассказывать о том, что происходит на этих встречах. Может быть, кто-то еще загорится. Но это при условии, что человек готов быть лидером и тащить школу за собой.

То есть польза от офлайн-сотрудничества равна пользе от онлайн-сотрудничества?

Как в российских школах ввести регулярную практику сотрудничества с точки зрения системы? Что должно сделать министерство? Что может сделать администрация школы?

Если брать самый верхний уровень, то педагоги школы должны видеть, что их инициативы и сотрудничество что-то меняют. Совершенно замечательный пример — опыт Эстонии. В их системе образования принято, что министерство формулирует некую проблему для образования всей страны, дальше переводит ее на уровень деятельности сетевых сообществ учителей. В течение года-двух педагоги включаются в семинары и встречи, где нарабатывают материал по проблеме. Этот материал ложится в основу методических рекомендаций и новых требований министерства. Должно быть доверие к педагогам: они знают, как лучше, и могут предложить что-то важное. Педагоги должны быть уверены, что их наработки будут использованы.

На уровне школы то же самое. Директор должен показать ценность сотрудничества. Оно влияет на зарплату, на среду, на образовательную программу, на методики. Чтобы учителя понимали: сотрудничество – это то, что развивает школу.


Наша школа на протяжении нескольких лет успешно осуществляет взаимодействие со школами регионов Российской Федерации Деятельность школы организуется на основе договоров и совместных планов работы на учебный год.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СОТРУДНИЧЕСТВА

Основными задачами сотрудничества являются:

- Организация внеурочной деятельности обучающихся;

- Воспитание у обучающихся чувства патриотизма, любви к Родине;

- Формирование познавательных интересов и способностей, творческой самостоятельности, активной социальной и гражданской позиции обучающихся;

- Развитие у обучающихся практических навыков поисково-исследовательской, собирательской, массово-пропагандистской и экскурсионной работы;

- Разработка, апробация и внедрение в образовательный процесс современных воспитательных технологий и авторских программ по военно-патриотическому воспитанию обучающихся;

- Создание благоприятных условий для духовного развития обучающихся, содействие культурному обмену, организация совместных мероприятий, краеведческих и исторических исследований;

- Активизация работы ученического самоуправления путем взаимообмена опытом работы, информационными материалами и деловыми контактами;

- Разработка проектов, программ для практической совместной деятельности детских общественных организаций.

Заключены договора о сотрудничестве и совместной деятельности со школами

- Школа № 193, г. Санкт-Петербург;

Сотрудничество направлено на объединение усилий повышения эффективности образовательного процесса на территории Российской Федерации, в целях решения задач по обмену опытом, инновационным разработкам, культурному обмену, участию в совместных проектах и других видах деятельности.

Школа в маленьком поселке под Оренбургом чувствует себя практически центром мира, благодаря взаимодействию с партнерами и участию в сотне проектов. Директор Наталья Подшивалова дает пошаговую инструкцию, как стать местной заводилой и помочь ученикам почувствовать свою ценность для сообщества.

Школа имеет большую историю. В 1907 году мы возникли как железнодорожное училище, в котором были начальные классы для детей железнодорожников. Наша организация всегда отличалась тем, что была передовая и свободная. И с этой долей свободы мы из железнодорожного ведомства в 2001 году пришли в муниципальную образовательную систему.

В том, что ты идёшь первым, есть плюсы и минусы. Если не получится, ты можешь сказать, что был первым и пока ещё ничего не знал и не умел. А с другой стороны, ты обладаешь определённой долей свободы, большей чем другие. Потому что до тебя ещё никто не шёл этим путём, и не знает как верно.

В то время мы ещё не очень хорошо понимали, что это такое. Нам сначала понравилось само название, а потом мы узнали, что это модель, которая популярна в мировом школьном сообществе.

Что такое социальное партнёрство на примере нашей школы?

Мы всегда говорили, что у нас, как у открытой школы, есть ближний и дальний круг взаимодействия. К ближнему кругу мы относили всех образовательных и социальных партнёров, которые находятся у нас в поселке и районе. А дальний начинается с города Оренбурга и дальше.

Мы разделили всех наших партнёров на две группы:

1. Образовательные. Организации, с которыми мы совместно занимаемся образовательной деятельностью. Сюда относятся вузы, колледжи, школы и организации допобразования.

Большинство людей это ценят, когда ты делаешь первый шаг.

Пример проекта. Видеоролик в обмен на велостоянку

  • Помочь в уборке территории,
  • сделать видеоролик,
  • провести концерт или новогодний утренник для детей работников завода.

В результате из нашего меню партнеры выбрали презентационный видеоролик для экономического форума. В ответ они спросили, что нужно нам в обмен. У нас была давняя мечта — оборудовать в школе велостоянку. В результате девятиклассник с папой, который работает на этом заводе инженером, разработали макет, а специалисты завода её сварили.

Наша школа имеет большой опыт развития добровольчества, разработки и реализации социальных проектов, успешного участия в грантовых конкурсах. И во всех этих направлениях очень важно партнерство. Во многих организациях развивается корпоративное волонтерство: когда сотрудники бесплатно работают в интересах благополучателей — местных жителей, своей и других организаций. Мы выстраиваем партнерские отношения и с ними. Часто они предлагают реализовать свои проекты у нас в школе или в партнерстве с нами.

В составе исполнители в возрасте от 55 до 80 лет. Они активно участвуют в районных и областных мероприятиях, ставят более 30 концертов в год.

В рамках проекта коллективы клуба обновили репертуар и пошили костюмы. Артисты выступали с концертами в сельских домах культуры и клубах. Создали сборник народных песен, который подарили школам и клубам посёлка.

Группа культурно-событийных волонтёров 6-7 классов нашей школы собрала и оформила календарь народных праздников и традиций, который использовали артисты для создания сценариев концертов.

В ходе проекта мы вместе с инициативной группой составляли планы, оформляли отчёты. Ансамбли принимали участие в наших благотворительных концертах. Пожилые люди становились участниками самых разных школьных событий. Наши ученики уже считают их членами нашей большой общешкольной команды.

Партнёрство продолжается. Есть совместные планы на лето 2020 года.

Как начать социальное партнёрство?

Шаг 1. Посмотреть, какие организации или интересные люди находятся рядом на территории. Использовать сведения о местах работы родителей и выпускников.

Шаг 2. Составить список потенциальных партнёров. Раздвигать границы. Не бояться мечтать.

Шаг 3. Взять лист бумаги. Подумать и выписать, что мы с классом, кружком, творческой группой детей или учителей можем предложить этим партнёрам. И что бы мы хотели попросить от них взамен.

Шаг 4. Написать письмо или записать видеообращение. Или вместе с ребятишками пойти в эту организацию на встречу с руководителем или сотрудниками, чтобы рассказать, что мы можем сделать для них и чего хотим от них. Предложить дружбу и партнерство.

— А давайте вместе проведём фестиваль или праздник.
— А давайте вместе выйдем что-то покрасим.
— А давайте вместе соберём мусор.
— А давайте вы будете окапывать деревья, а мы облагораживать территорию вокруг них.

И только потом можно будет рассмотреть долгосрочный потенциал парнерства. Проанализировать, как у нас это получается, что нам понравилось, будет ли сотрудничество полезным.

Обычно после события, проведенного с душой и творчески, у участников-партнеров остаётся радость от того, что всё удалось. Тогда неформальной обстановке удобно воспользоваться моментом и спросить:

— Ну что? Какое будет у нас следующее событие или дело? Что мы ещё сделаем интересного вместе?

И если этот диалог пойдёт, можно сесть и, например, на три месяца создать совместный план. Или на полгода. Стать друзьями с пользой для всех.

Долгосрочное партнёрство нужно заключать, когда связи уже точно устойчивы. Когда мы понимаем, что мы друг другу можем дать. Когда понимаем, что все от этого выигрывают.

С чего стоит начинать?

Я бы предложила небольшой проект. Если это будет класс и учитель, то пусть он возьмёт, например, какое-то одно событие, где подготовка займёт неделю, а само мероприятие продлится один-два часа.

Отобрали эксперименты, которые будут показывать, отрепетировали, придумали вопросы и способы вовлечь детей в игру. Продумали сопровождение: кто берет камеру, кто будет снимать, кто ведущий, кто будет помогать делать эксперименты.

Пошли в детский сад с учителем физики, договорилось, в какой группе будут проводить фестиваль. Предложили провести в подготовительной группе, потому что старшие дети смогут лучше понять эксперименты. Договорились о времени.

Что такое Школа — центр социума?

Школа — центр социума объединяет сообщество из выпускников, родителей, партнёров, местных жителей и учеников школы. Школа, вовлекающая сообщество, повышает мотивацию учиться, создаёт условия для получения реальных, а не кабинетных знаний, меняет социум вокруг себя и находит ресурсы для своего развития при помощи благодарных выпускников и партнёров.

Спецпроект Рыбаков Фонда Школа — центр социума рассказывает о том, как стать школой — центром социума и делится историями школ, ставших на этот путь.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Ярцова Лайма Артурсовна

Учитель физической культуры

г. Симферополь, 2015 г.

Обмен знаниями между педагогическими работниками повышает эффективность каждого из них. Организация становится более продуктивной, а, следовательно, и более успешной.

В российских школьных коллективах инструменты обмена успешными методиками и навыками, несомненно, существуют, но не всегда работают.

Барьеры и стимуляторы обмена знаниями

Методический диалог между педагогами блокируют три фактора:

Культурные нормы работы – преподавание за закрытыми дверями класса, без прямого взаимодействия с коллегами.

Недостаток времени – из-за увеличения учительской нагрузки и обилия отчетности.

Консерватизм – нежелание принимать инновации.

Лучше всего учителя профессионально взаимодействуют в школах, для которых характерны следующие особенности:

Организационная культура, благоприятная для обучения и командной работы.

Лидерские качества директора и других управленцев.

Атмосфера доверия в коллективе.

Психологические корни обмена знаниями

Укрепить внутреннюю мотивацию к обмену знаниями довольно сложно – разве что создать благоприятную социальную среду. Она подразумевает доверие, признание автономии сотрудника, открытость и свободу от уничижительной критики.

Внешняя мотивация легче поддается влиянию – тут существуют такие инструменты как премия, повышение по службе, официальное признание и пр.

Организационная культура, поддерживающая профессиональный диалог, влияет на поведение учителей, это второй предиктор.

Внешняя мотивация лишь косвенно воздействует на обмен знаниями у педагогов – повышает его активность через укрепление внутренней мотивации.

Как развить готовность к обмену знаниями?

Повышать автономию сотрудника. Это означает предоставление учителю свободы в выборе методов работы и отсутствие жесткого контроля за его решениями и способами выполнения задач.

Однако сегодня в российской школе происходит обратный процесс. Автономность учителя все больше ограничивается возрастающим контролем со стороны проверяющих органов и директора школы. Это мешает работе в целом и обмену знаниями в частности.

Наконец, есть и кадровые решения, которые будут благоприятствовать обмену знаниями. Так, например, при найме на работу новых сотрудников имеет смысл учитывать готовность к передаче и восприятию знаний.

Помочь учителю озвучить его ноу-хау

Так или иначе, чтобы пестовать культуру обмена опытом в школах, нужны усилия управленцев. В том числе – и по развитию навыков не только передачи, но и восприятия знаний.

Наиболее эффективными путями формирования и развития педагогической квалификации работников учебных заведений являются изучение и использование передового педагогического опыта других учителей, их самостоятельная методическая работа, педагогическое самообразование, анализ личного опыта обучения и воспитания учащихся.

Передовой педагогический опыт - это новые оригинальные формы, методы, средства, приемы педагогической деятельности, выявленные и отработанные в процессе творческого поиска путей и средств повышения качества и эффективности процесса обучения, воспитания и развития учащихся.

На уроке, как нигде, раскрываются возможности педагога, степень его подготовки, мастерство, эрудиция, педагогический стиль, педагогическая техника, все, что составляет педагогический опыт, педагогическое мастерство.

Сетевые педагогические сообщества, как способ обмена педагогическим опытом .

Проблема эффективности управления учителем учебно-познавательным процессом учащихся в школе может быть решена только при условии обеспечения высокой компетентности и соответствующего профессионального мастерства каждого учителя.

Профессиональное мастерство характеризуется уровнем профессиональных умений и навыков в деле управления обучением, воспитанием и развитием духовно богатой, физически здоровой личности.

Современное самообразование учителя, повышение его квалификации и обмен педагогическим опытом должно идти через сетевые педагогические сообщества.

Для разных людей это понятие означает различные вещи. В наиболее простом смысле сообщество – это множество людей, общающихся между собой.

Наибольшее значение для формирования и существования сообщества имеют следующие характеристики:

• Общие цели, интересы, и потребности.

• Общие ресурсы, к которым члены сообщества имеют доступ

• Общий контекст и язык общения, в который погружены члены сообщества.

Сетевое сообщество – это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств.

Компьютерная сеть (Интернет), сеть документов (Всемирная Паутина) и программное обеспечение (социальные сервисы) связывают между собой не только компьютеры и документы, но и людей, которые пользуются этими компьютерами, документами и сервисами.

Сетевое педагогическое сообщество - это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную педагогическую деятельность при помощи компьютерных сетевых средств.

Благодаря сетевой поддержке перед сообществами открываются новые возможности по представлению своих цифровых архивов и привлечению новых членов. С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками, находящимися на периферии сообщества.

Сетевое сообщество открывает перед педагогической практикой следующие возможности:

1) использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

2) самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

3) освоение информационных концепций, знаний и навыков;

4) наблюдение за деятельность участников сообщества практики.

Сетевое педагогическое сообщество - это ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, педагогов, которые хотят поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, почерпнуть нужную информацию.

- обмен педагогическим опытом;

-общение с коллегами различных регионов;

- получение новых знаний.

Признаки: коллектив единомышленников.

• Федеральные, региональные, муниципальные, школьные

-дистанционное обучение в рамках сообщества;

- общение в форумах, чатах;

-воздание веб-страниц и т.д.

В сетевых педагогических сообществах используют следующие формы деятельности:

В сетевых педагогических сообществах, возможна поддержка активности, используя следующие средства:

• Инструмент для создания дочернего сообщества, внутри основного;

• Инструмент создания Вики страницы;

• Форма обратной связи между членами сообщества (внутренняя переписка);

Формы могут быть интегрированными. Например, блог может быть не только текстовым, но и позволять добавлять в комментарии фотогалереи, с возможностью голосования.

Возникла необходимость создания такого пространства в сети, которое бы дало возможность учителям найти ответы на многие волнующие их профессиональные вопросы, проявить свою активность и повысить свою профессиональную подготовку. Основной целью данного сообщества должна быть подготовка учителей для профессиональной деятельности в сети. Учителя могут найти рекомендации по возможной деятельности в сети, методические разработки по участию или проведению различных мероприятий в сети (проектов, конкурсов, конференций, форумов и т. д.).

Одним из важнейших факторов является то, что участники профессиональных сетевых сообществ имеют возможность получать новые знания в области своей специальности, повышая тем самым уровень своей профессиональной компетентности. Это и есть не что иное, как пример обучения в течение всей жизни.

Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.

Читайте также: