Проект адаптация первоклассников к школе

Обновлено: 05.07.2024

вокруг которого вращается весь педагогический процесс.

Его силы должны быть выявлены,

интересы удовлетворены, способности развиты.

Администрация МОУ СОШ №13 им. Р.А. Наумова

Основание для разработки

О проблемах и перспективах начального образования в Российской Федерации. Решение коллегии МОПО РФ от 11 декабря 1996 г. № 3/2.

Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Письмо МОПО РФ от 31 марта 1997 г. № 325/14 – 12.

О сроках обучения в начальной школе. Письмо МОПО РФ от 26 июня 1997 г. № 818/14 –12.

О подготовке детей к школе. Письмо МОПО РФ от 22 июня 1997 г. № 990/14 – 15.

Типовое положение об общеобразовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приказ МОПО РФ от 8 октября 1997 г. № 2000.

Обязательный минимум содержания начального образования. Приложение к приказу Минобразования РФ от 19.05.98 № 1235.

Об утверждении обязательного минимума содержания начального общего образования. Приказ МОПО РФ от 19 мая 1998 г. № 1235.

О нарушении при приеме детей в первые классы общеобразовательных учреждений. Письмо МОПО РФ от 19 июня 1998 г. № 06-51-138 ин / 14- 06.

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. Письмо МОПО РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-14.

О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы. Письмо МОПО РФ от 22.02.99 № 220/11-12.

О преподавании основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе. Письмо МОПО РФ от 25.03.99 № 389/11-12.

Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. Санитарные правила и нормы (Синпин 2.4.2.576-96).

Авторские программы и информационно-методические письма для четырехлетней начальной школы. (письмо 05.06.2000 № 422/11 - 17).

О организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. (письмо 25.09.2000 № 202/11 -13). Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период (дополнение к письму от 25.09.2000).

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Проект. Начальная школа. № 29.2000.

Авторский коллектив проекта

МО учителей начальных классов

Зам. директора по УВР 1 ступени

Участниками является МОУ СОШ №13 им. Р.А. Наумова городского округа город Буй

Дети, посещавшие ДОУ

Дети, не посещавшие ДОУ

Организация совместной работы ДОУ и школы с цель быстрой и безопасной адаптации дошкольников к условиям школьного обучения

Создание условий для успешной адаптации ребенка к школе

совершенствование достижений предшествующего развития, специальная помощь по развитию определённых качеств личности; индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания

формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.)

обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения

развитие инициативности, самостоятельности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению

стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности

формирование учебной мотивации и статуса школьника

приобщение детей к ценностям здорового образа жизни

Сроки и этапы реализации проекта

Подготовительный – февраль 2008г.

Реализация проекта - март 2008– март 2009гг.

Коррекция – февраль 2009 года

Подведение итогов – март 2009г.

МО учителей начальных классов

Быстрая и успешная адаптация ребенка к школе.

Сформированность школьной мотивации.

Сформированность коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогом и со сверстниками.

Организация контроля за исполнением проекта

Директор, зам. директора по УВР 1ступени осуществляют координацию по основным направлениям проекта.

Для реализации проекта сформирована творческая группа.

Характеристика участников проекта

В 2000 году по решению Буйской городской думы школе присвоено имя Р.А.Наумова, который возглавлял школу с 1971года, при нем школа занималась лидерские позиции среди школ Северной железной дороги. Наумов Р.А.

С 1976 года школа находится в новом здании по адресу: 157006 Костромская область, г. Буй, улица И. Сусанина, д. 7. телефон/факс (49435)4-80-41, e-mail: school13ran@. Директор школы Шмидт Надежда Анатольевна; вышестоящая организация – отдел образования администрации городского округа город Буй.

Школа имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности А № 071748 от 10.04.06 года, срок действия которой до 21 октября 2010 года, и свидетельство о государственной аккредитации от 6.09.06.В соответствии с установленным государственным статусом школа реализует образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и дополнительного образования.

Школа сильна традициями, уважительным отношением выпускников. С начала 90-х годов начинает формироваться новая модель школы, появляются новые направления образовательной и воспитательной деятельности, основанные на применении современных ТСО.

Начальная школа — это основа современного образования. В состав нашей начальной школы входит 9 классов, где обучается 222 человека, с которыми, включая учителей иностранного языка, работают 17 педагогов. Коллектив учителей начальной школы составляет 9 человек, 8 из них имеют высшее образование, 8 учителям присвоены высшая и первая квалификационные категории, их педагогический стаж - 8 лет и более.

Руководитель ДОУ, 2 воспитателя, психолог, методист

Первостепенной задачей на протяжении многих лет является задача охраны жизни и здоровья детей, их физического развития.

С целью укрепления здоровья детей и снижения заболеваемости в системе проводятся закаливающие и гигиенические процедуры, фитотерапия, физкультура на свежем воздухе, утренняя гимнастика и гимнастика после сна, индивидуальная коррекционная работа.

В течение последних лет уделялось внимание следующим проблемам:

- переход от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной модели построения педагогической работы с детьми;

- Повышение значения психического здоровья и эмоционального благополучия дошкольников;

- Приобщение детей к миру социальных отношений со взрослыми сверстниками;

- Развитие игры, как формы детской самостоятельности, повышение ее роли в психическом развитии ребенка;

- Совершенствование качества работы по правовому воспитанию;

- Осуществление комплексной коррекционно-воспитательной работы с детьми с ЗПР и недоразвитием речи.

С целью повышения результативности педагогической работы проводятся педсоветы, семинары, мини-педсоветы, семинары-практикумы по типу деловых игр, консультации, решение проблемных задач и педагогических ситуаций.

Более 260 человек детей посещают дошкольное учреждение. Для каждого ребенка созданы условия для психического, физического, эмоционального и интеллектуального развития.

В каждой группе созданы зоны для игровой и развивающей деятельности, обстановка приближена к домашней, чтобы дети чувствовали себя хозяевами В детском саду применяется единая текстовая форма написания плана. Используются следующие виды планирования:

- календарное планирование (по режимным моментам);

-перспективно-календарное планирование (у инструктора по физическому воспитанию, преподавателя по изобразительной деятельности и музыкальных руководителей)

С детьми работают 22 воспитателя, 2 музыкальных руководителя, 2 учителя - логопеда, 1 учитель-дефектолог, 1 преподаватель по изобразительной деятельности, 1 педагог-психолог, 1 инструктор по физическому воспитанию. Все они имеют перспективные планы, которые скоординированы между собой. Занятия с детьми проводятся как фронтально, так и по подгруппам с учетом видов занятий. Созданы условия для взаимодействия детей разного возраста: проведение совместных праздников, прогулок, игр, конкурсов, викторин. Большое внимание уделяется развитию культуры чувств у детей через встречи с прекрасным: музыкой, картиной, словом способным заворожить ребенка. Все это осуществляется через тесную связь детского сада с краеведческим музеем, детской библиотекой, детской музыкальной школой, домом творчества, детской художественной школой.

общеразвивающего вида городского округа город Буй.

Руководитель ДОУ, воспитатели выпускных групп, психолог, методист

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением охраны и укрепления здоровья, интеллектуального и художественно-эстетического развития воспитанников II категории.

Деятельность детского сада направлена на реализацию основных задач дошкольного образования:

-охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

-обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;

осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка, приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

-взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Актуальность данного проекта

Одной из наиболее актуальных проблем в современном начальном образовании является проблема подготовки детей к школе. Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается на современном этапе

как одно из условий непрерывного образования ребёнка

и определяется степенью психологической готовности ребенка самостоятельно добывать и применять знания.

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям. Новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам.

Результаты диагностики адаптации детей к школьным условиям в 2007/2008 учебном году показали, что в октябре, на момент проведения первичной диагностики, адаптация протекала благополучно лишь у 33,3% детей. Была выявлена группа детей (62% от всего количества первоклассников), склонных к дезадаптации. В процессе наблюдения за детьми мы выявили слабые стороны в социальной готовности детей школе и познавательной активности ребенка. Мы пришли к выводу, что подготовку к школе необходимо начинать как можно раньше и заключается она в единых требованиях взрослых к ребенку на всех этапах его развития. Именно для того чтобы дети легче и безболезненнее адаптировались к новым условиям, необходима совместная деятельность родителей, воспитателей, учителей начальной школы, психологов, логопедов, социальных работников.

Организация совместной работы ДОУ и школы с целью быстрой и безопасной адаптации дошкольников к условиям школьного обучения.

2. Задачи эксперимента:

2 .1 Создание условий для успешной адаптации ребенка к школе

2.2 совершенствование достижений предшествующего развития, специальная помощь по развитию определённых качеств личности;

2.3. Индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания

2.4 формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.)

2.5 обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения

2.6 развитие инициативности, самостоятельности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению

2.7 стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности

На основе проведенного исследования мы выяснили, что некоторые школьники, обучающиеся в первом классе, имеют низкий уровень адаптации. Актуальность разработки педагогического проекта обусловлена необходимостью внесения изменений в сложившуюся ситуацию. Данный проект поможет первоклассникам адаптироваться к школе, раскрыться как личности, обрести надежду на успех и сплотить коллектив младших школьников, а также повысить знания родителей о специфике организации учебно-воспитательного процесса в первых классах и особенностях адаптационного процесса детей. Кроме того, проект поможет педагогам выработать для себя педагогически правильный стиль взаимодействия и общения с первоклассниками в период адаптации.

Цель педагогического проекта - создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школе.

1. Оказание родителям практической и консультативной помощи по вопросам адаптационного процесса детей.

2. Сохранение и укрепление здоровья детей в изменившихся условиях.

3. Формирование педагогически грамотного стиля воспитания и взаимодействия у педагогов.

4. Содействие формированию самооценки и уровня притязания учащихся, а также стимулирование познавательной активности и школьной мотивации на уроке в условиях безотметочного обучения.

5. Формирование положительного отношения детей к школе, содействие принятию требований учителя и норм поведения в школьной жизни.

Условия реализации проекта.

Проект рассчитан на первоклассников, их родителей и учителей первых классов.

Основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, задания, беседы, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, продуктивно-творческая деятельность.

Педагогический проект построен на основе следующих принципов: принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, принцип всестороннего гармоничного развития личности, принцип активного обучения, принцип непрерывности и последовательности, принцип активности и наглядности.

Проект состоит из 10 занятий. Продолжительность каждого занятия 20-30 минут. Занятия рекомендуется проводить как дополнительные (по согласованию с родителями детей) или вносить в сетку расписания (по согласованию с администрацией школы и родителями детей). Тематический план представлен в таблице 5.

Цель - знакомство с особенностями организации учебно-воспитательного процесса в первых классах и психологическое просвещение родителей первоклассников по вопросам адаптации.

1. Ритуал приветствия.

2. Беседа: в период адаптации первоклассников на родительском собрании рассматривается ряд важных тем с привлечением специалистов школы:

1. Каков он здоровый ребёнок? Ведение дневника здоровья первоклассника. Содружество врача, педагога и семьи в гигиеническом обучении и воспитании учащихся начальных классов.

2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Трудности адаптации первоклассника.

3. Особенности физического развития младших школьников. Основные отклонения в развитии и состоянии здоровья.

4. Основные принципы режима для младших школьников. Личная гигиена в режиме дня.

5. Гигиена питания.

6. Профилактика уличного травматизма. Безопасный путь в школу.

3. Ритуал прощания.

Цель - закрепить знания первоклассников о школе, о работниках, работающих в школе, о школьных законах и традициях, создать атмосферу сотрудничества, сплочение классного коллектива.

Оборудование: карточки с описанием школьников, план школы, схема маршрута передвижения, карты игры путешествия, на которых написаны вопросы о школе, о людях, работающих в школе, ватман, фломастеры, цветные карандаши, краски.

1. Ритуал приветствия.

7. Ритуал прощания.

Цель - помощь педагогам в выработке для себя педагогически правильного стиля взаимодействия и общения с первоклассниками в период адаптации.

1. Ритуал приветствия.

11. Подведение итогов.

Предполагаемый результат педагогического проекта:

1. Повышен уровень знаний родителей по вопросам адаптации.

2. Сохранено и укреплено здоровье детей в изменившихся условиях.

3. Совершенствованы педагогические знания о стиле воспитания и взаимодействия.

4. Повышены самооценка, уровень притязания, познавательная активность, школьная мотивация учащихся.

5. Сформировано положительное отношение детей к школе, принятие требований учителя и норм поведения в школьной жизни.

Литература для реализации проекта:

1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе. – М.: Генезис, 2011. - 144с.

2. Артюхова И. Б. В первом классе без проблем. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.

3. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с.

4. Глазунов Д.А. Развивающие занятия 1 класс. – М.: Планета, 2011. – 240 с.

5. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет – СПБ.: Речь, 2007. – 240 с.

6. Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 29 с.

7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М.: Генезисс, 2000. – 160 с.

8. Цукерман Г. А. Школьные трудности благополучных детей. – М., 1994. – 267 с.

9. Шапарь В. Б. Рабочая книга практического психолога. – М., 2004. –
672 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Адаптация первоклассников к школе – очень важный и сложный период в жизни ребенка: он усваивает новую социальную роль, новый вид деятельности, изменяется социальное окружение, и появляются новые обязанности. Значительные изменения происходят и в психоэмоциональной сфере.

Дальнейшая социализация ребенка во многом определяется тем, насколько благополучно прошел адаптационный период в начале обучения.

В начале нашего исследования был поставлен ряд задач, решение которых привело к достижению главной цели - теоретическое обоснование психолого-педагогических условий адаптации первоклассников к школе. Нами были определены особенности адаптации первоклассников к школе, охарактеризованы психолого-педагогические условия, способствующие школьной адаптации, а также изучен уровень школьной адаптации первоклассников и составлен педагогический проект, способствующий благоприятной адаптации учеников к школе.

Определив особенности адаптации первоклассников к школе, мы выявили, что адаптация у первоклассников проходит по-разному. Есть дети, которые адаптируются довольно быстро, в школе у них преобладает позитивное настроение, они с легкостью вливаются в коллектив сверстников, выполнение требований и соблюдение норм не вызывают у них трудностей. Есть и другая группа детей, период адаптации которых длится немного дольше, трудности в освоении школьной программы вызывает преобладание игровой деятельности и сложность принятия нового статуса. Но к концу первого полугодия ситуация нормализуется. Последняя группа детей - это дети, период адаптации которых значительно затягивается. В их поведении отмечаются негативные проявления и отрицательные эмоции, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками и во взаимоотношениях с учителем. В данном случае для преодоления трудностей адаптации необходима грамотная психолого-педагогическая помощь.

Поэтому нами были охарактеризованы психолого-педагогические условия, способствующие благоприятной школьной адаптации. Среди основных условий были выделены следующие: организация режима школьной жизни детей и обеспечение оздоровительно-профилактической работы, применение педагогически грамотного стиля воспитания, исключение отрицательной оценки первоклассников и привлечение родителей к совместной деятельности. В связи с этим, можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая в начале работы, достоверна, следовательно, адаптация первоклассников к школе будет наиболее успешной, если будут созданы вышеперечисленные условия.

Разработанный проект рассчитан не только на первоклассников, но и их родителей, а также классных руководителей. Данный проект поможет детям адаптироваться к школе, обрести надежду на успех и сплотить коллектив младших школьников, а также повысить знания родителей о специфике организации учебно-воспитательного процесса в первых классах и особенностях адаптационного процесса детей. Помимо этого, проект поможет педагогам выработать для себя педагогически правильный стиль взаимодействия и общения с первоклассниками в период адаптации.

Педагогический проект построен на принципах учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, всестороннего гармоничного развития личности, активного обучения, непрерывности и последовательности, а также принципах активности и наглядности.

Разработанный проект может быть использован педагогами и психологами образовательных организаций для повышения уровня адаптации первоклассников к школе.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Законодательные и нормативные акты и документы:

3. Бадьина Н.П. Профилактика и преодоление школьной дезадаптации первоклассников: методические рекомендации для учителей начальных классов). Курган, 2009. 59 с.

5. Безруких М.М. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? М.: Академия, 2001. 240 с.

6. Венгер Л.А. Психологическая готовность детей к школьному обучению. М.: Педагогика, 1991. 112 с.

7. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок в школе? М.: Знание, 1994. 189 с.

8. Волков Б.С. Психология младшего школьника. М.: Педагогическое общество России, 2002. 128 с.

9. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Академический проект, 2005. 142 с.

10. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 2006. 144 с.

11. Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации. Витебск, 1998. 182 с.

12. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 442 с.

13. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. М., 2008. 169 с.

14. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М., 2012. 176 с.

15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). М.: Изд-во УРАО, 2003. 176 с.

16. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой. М., 2001. 169 c.

17. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. М., 2011. 298 с.

18. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога. М.: Сфера, 2010. 448 с.

19. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий / Под ред. Г.С. Ковалёвой. М.: Просвещение, 2010. 201 с.

20. Петровский А. В. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 40–46.

21. Поговорим о наших детях / Под ред. А. Е. Соловьевой. М., 2002. 213 с.

22. Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция. М., 2007. 116 с.

24. Сергеева Е.В. Становление действий самоконтроля и самооценки у младших школьников // Начальная школа плюс До и После. 2012. № 6. С. 19-28.

25. Хрипкова А.Г. Адаптация организма учащихся к учебной и физиологической нагрузкам. М.: Педагогика, 2001. 240 с.

26. Чуткина Г.М. Адаптация первоклассников к педагогическому процессу школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 2004. 19 с.

27. Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь. Гродно: ГрГУ, 2009. 119 с.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Читайте также: