Какое влияние оказала пандемия коронавируса на некредитные финансовые организации кратко

Обновлено: 06.07.2024

В ассоциации констатируют, что в банковском секторе на фоне пандемии новой коронавирусной инфекции произошло ухудшение финансового результата: на 1 июля 2020 года он составил 787 млрд рублей, что на 20% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Доля убыточных кредитных организаций, по подсчетам экспертов, возросла с 16% до 28%.

В банковской ассоциации подчеркивают, что меры господдержки сыграли определяющую роль в сохранении положительной динамики кредитования субъектов МСП. К началу июля их совокупный кредитный портфель достиг 5,17 трлн рублей. При этом общий кредитный портфель нефинансовых организаций во II квартале демонстрирует незначительное сокращение — на 1,5%, но сохраняет положительную годовую динамику (плюс 6%).

По итогам II квартала 2020 года сохраняется высокая концентрация на основных рынках банковских услуг: на топ-20 банков приходилось 91,5% кредитов нефинансовым организациям и 88,3% кредитов населению. Крупнейшие 20 игроков концентрируют 87,6% всех вкладов населения и 87,4% депозитов и средств на счетах нефинансовых и финансовых организаций (кроме кредитных организаций).

Клиенты банков предпочитают не нарушать самоизоляцию и совершать все операции в мобильном приложении

  • До 80% выросла доля кредитов, выданных онлайн, в отдельных банках за апрель и май 2020 года. Самоизоляция стала сильнейшим толчком к развитию онлайн-обслуживания и цифровизации.
  • Количество безналичных операций в Россельхозбанке в марте выросло на 25% по сравнению с прошлым годом.

Банки теряют прибыль

… но несмотря на убытки помогают пострадавшим от эпидемии

И поддерживают клиентов на онлайн-конференциях

Во время кризиса активизировались не только банки, но и мошенники

  • Банк России сообщил о росте активности нелегальных кредиторов.
  • Сбербанк рассказал о новых видах мошенничества и способах их избежать.
  • Эксперты также предупреждают о росте рассылок и сайтов, которые используют тему COVID-19 для кражи данных, в том числе банковских карт.

Сфера инвестиций растет, эксперты ожидают большие перемены

  • Эксперты говорят о росте инвестиций на фоне коронавируса.
  • На 30% выросла прибыль приложений для финансовых инвестиций.
  • Пандемия вынуждает менять инвестиционные портфели и переключаться на более актуальные секторы: здравоохранение, биотехнологии, продуктовый ритейл и высокие технологии.
  • По данным опроса ТАСС, после пандемии инвесторы начнут вкладывать в финансовые и медицинские компании, а также в компании, которые занимаются онлайн-торговлей и дистанционными бизнес-процессами.

Сфера страхования тоже меняется

Мы изучили активности наших клиентов сегмента Finance в апреле 2020 года и сравнили их с активностями в ноябре 2019 года.

Количество клиентов за этот промежуток времени увеличилось на 47%, однако, в ноябре процент активных клиентов был выше, чем в апреле. При этом средний бюджет по тематике вырос на 19% несмотря на кризис. Интересно, что снижение числа активных клиентов сбалансировало рост бюджетов на продвижение в тематике: итого доля финансов в общем биллинге агентства почти не изменилась.

Продвижение во время пандемии

Мы заметили интересную особенность: во время пандемии наши клиенты делают ставку на разные каналы продвижения. Это происходит по ряду причин:

  • финансовые продуктов много, они ориентированы на разную аудиторию, к которой нужны, соответственно, разные подходы;
  • в этом сегменте маркетинговые технологии находятся на высоком уровне. Компании успели протестировать множество подходов и найти наиболее эффективные, которые остаются действенными даже во время пандемии.

Продвижение кредитных карт в условиях кризиса сопряжено с рисками для банков, поэтому маркетинговые активности по этому продукту наши клиенты отложили до лучших времен. Приостановили и кампании с мильными картами, картами для путешествий и другими активностями, которые связаны с пострадавшими от коронавируса сферами (например, ресторанный бизнес).

На передний план ожидаемо вышли инвестиции и депозитные продукты как самые актуальные услуги, которые сфера может предложить.

Как и в fashion-индустрии, в сегменте финансов наблюдается больший интерес к performance- и ретаргетинг-инструментам, но медийные форматы также используются.

Для части клиентов кризис не стал помехой даже для запуска спецпроектов, коллабораций с блогерами и тестирования новых площадок.

Полагаем, вы уже слышали: мир не станет прежним. Надежды на то, что карантинные меры снимут быстро, уже не осталось. Единственный способ выжить – трансформировать бизнес-процессы и приспособиться. И финансовая отрасль здесь в одной лодке с остальным миром.

Коронавирус исключил возможность личных контактов, многие услуги оказались недоступны клиентам в режиме онлайн, и это потребовало от банков быстрых решений. В рамках диджитализации усилится и тренд на аутентификацию по биометрии, электронным подписям и т.д.

Меняются модели потребления, а за ними изменятся и способы поддержания лояльности клиентов. Банкам предстоит серьезно пересмотреть список ключевых партнеров. Уже сейчас видно, как в прошлое уходит эпоха мильных карт.

Изоляция также повысила актуальность супераппов – приложений, которые позволяют получить множество услуг в одном месте. Суперапп для российских банков стал следующим шагом от разветвленных партнерских систем. Пользователи позитивно реагируют на удобные нефинансовые опции от банков и привыкают пользоваться экосистемой бренда. По этому пути активно идут Тинькофф и Сбербанк. Именно это направление станет одним из ключевых и после пандемии.

Страхование

Очевидные изменения коснутся страхования: риск пандемии начнет чаще встречаться в страховых пакетах, страховки путешественников вырастут в цене, а количество заявок на страхование в целом повысится.

Самая сложная для прогнозирования сфера – инвестиции. С одной стороны, нестабильность рубля, неопределенная мировая обстановка и желание сохранить сбережения повышает спрос на инвестирование.

С другой стороны, население теряет доходы и думает о вложениях в последнюю очередь. Многих также пугает перспектива инвестирования в условиях изменчивого рынка. Это требует постоянного мониторинга ситуации, на что не у всех есть ресурсы.

Таким образом, вероятен спрос на ПИФы и инвестирование в крупные компании, которые могут рассчитывать на государственную поддержку.

Продвижение

После снятия карантинных мер сектору понадобится какое-то время на восстановление, поэтому тренд на performance-кампании и ретаргетинг останется. Полноценное возвращение к медийным форматам и спецпроектам возможно в более стабильных условиях.

Диджитализация останется основной задачей для финансовой сферы. Активная работа в этом направлении поможет оптимизировать онлайн-процессы, в том числе и маркетинг. Многие клиенты пересматривают целевые показатели для своих кампаний и все больше ориентируются на ROMI (Return On Marketing Investment).

Во время изоляции стал очевиден низкий уровень финансовой грамотности населения, поэтому вероятен рост интереса к обучающим курсам и информационным ресурсам, в том числе узконаправленным. Для компаний это будет означать дополнительный источник продвижения.

Гусев Дмитрий Владимирович

Председатель правления Совкомбанка Дмитрий Гусев в разговоре с RNS оценил влияние пандемии на российский банковский сектор, а также рассказал о подходах в работе с пострадавшими из-за коронавируса заемщиками и принципах ответственного банкинга.
Как пандемия коронавируса отразилась в целом на российском банковском секторе и на Совкомбанке в частности.

Пандемия довольно существенно ударила по акциям российских банков, прежде всего из-за опасений рынка относительно падения их прибыли. И это вполне объяснимо, ведь прибыль – основной источник капитала. Его достаточность – фактор, который определяет и возможность дальнейшей экспансии банка, и возможность выплаты дивидендов.

Во многом эти опасения оказались оправданными. Во II квартале, на который в основном и пришлась острая фаза экономического кризиса, российские банки показали прибыль порядка 100 млрд рублей против примерно 530 млрд рублей в I квартале, причем в мае прибыль составила чисто символические 0,5 млрд руб.

Рост кредитных портфелей замедлился практически до нулевых отметок. Заемщики, оказавшиеся в трудном финансовом положении, начали активно реструктуризировать кредиты. Капитал оставался стабильным, но следует учитывать, что многие банки, видимо, воспользовались предоставленной Центробанком возможностью не создавать дополнительные резервы под реструктуризированные кредиты.

Впрочем, летом стало понятно, что самые пессимистические прогнозы не оправдываются. Как отмечается в материалах Банка России, в июне темпы кредитования практически вышли на докризисный уровень, корпоративный кредитный портфель вырос на 0,5% после околонулевого роста в мае, заметное оживление произошло в розничном кредитовании (+1,0%) после слабого роста в мае (+0,2%) и снижения в апреле (-0,7%). Начал сокращаться спрос заемщиков на предоставление реструктуризаций в рамках собственных программ банков, а также кредитных каникул, предусмотренных законом.

Как вели себя в период коронавируса акции российских банков

Постепенно начал восстанавливаться и финансовый результат. В июне банки заработали около 70 млрд руб. (доходность на капитал – около 8% в годовом выражении), то есть около 70% прибыли всего II квартала. Это ниже среднемесячной прибыли по прошлому году (около 110 млрд руб. без учета влияния перехода на МСФО 9), но здесь важна динамика.

Фондовый рынок, как обычно, с оптимизмом воспринял признаки если не улучшения, то хотя бы стабилизации ситуации – в июне и июле акции российских банков демонстрировали уверенный рост. На начало августа обыкновенные акции Сбербанка и ВТБ торговались на уровнях порядка 85% от котировок начала года, бумаги ТКС на МосБирже и вовсе показывали феноменальный рост на 40%.

Что касается дальнейших перспектив акций российских банков, то аналитики пока настроены в основном оптимистично (см. на этой стр.). Вместе с тем нельзя не отметить, что ситуация в банковском секторе пока в значительной степени неопределенная.

Например, из банковской отчетности непонятно, как реально повлиял кризис на качество кредитных портфелей. В частности, поскольку ЦБ разрешил не отражать в ней ухудшение качества ссуд при их реструктуризации. Кроме того, по многим заемщикам нет определенности относительно перспектив их бизнеса.

Есть риски и непосредственно не связанные с состоянием банковской системы, достаточно упомянуть возможность второй волны пандемии осенью и президентские выборы в США в ноябре, которые могут существенно повысить волатильность на финансовых рынках. Поэтому подходить к покупке банковских акций, особенно с учетом уже прошедшего их роста, вероятно, стоит с известной долей осторожности.

Мнения экспертов

— Сбербанк, несмотря на размеры, работает с очень хорошей рентабельностью капитала, RoE на уровне более 20% – это много не только по российским меркам, но и по мировым стандартам. Сейчас рыночная капитализация Сбербанка – в районе одного капитала, тогда как исторически он торговался на уровнях 1,2–1,3.

ВТБ сейчас торгуется на уровнях порядка 0,3 капитала, то есть гораздо ниже, чем Сбербанк. Размер дивидендов банка меняется год от года, причем по не совсем понятной для инвесторов логике: банк то увеличивает выплаты дивидендов до 50% чистой прибыли, то платит существенно меньше ожиданий рынка. Инвесторам такие колебания не нравятся, лучше бы банк последовательно (пусть и меньшими темпами) наращивал выплаты.

Когда вы качественно и поступательно двигаетесь вперед, принимаете предсказуемые решения, это повышает оценку стоимости бизнеса в глазах инвесторов. Если ВТБ перейдет к такой политике, он может рассчитывать на мультипликатор, близкий к мультипликатору Сбербанка, поэтому я считаю, что теоретически у ВТБ потенциал роста больше за счет возможности улучшения инвестиционного кейса.

— Сейчас мы видим, что самые пессимистичные прогнозы не оправдались, наоборот, банковская отрасль проходит кризис относительно комфортно. Поэтому дальнейший потенциал роста банковских акций сохраняется.

В первую очередь мы выделяем Сбербанк. Последняя отчетность – лучше ожиданий. Чистая процентная маржа увеличилась, чистая прибыль оказалась выше нашего прогноза. Поэтому по Сбербанку мы видим перспективу продолжения восходящего тренда, потенциал роста – около 20%, целевой уровень – 280 руб. за обыкновенную акцию на годовом горизонте.

У ВТБ ситуация традиционно сложнее по сравнению со Сбербанком: меньше драйверов для роста, более существенное падение объемов банковского бизнеса в нынешний кризис. Тем не менее с учетом исторической динамики котировок у ВТБ есть потенциал роста порядка 10% от текущих уровней.

Таким образом, дивидендная доходность (исходя из котировок на конец июля) составит порядка 8,5% по обычным акциям и 9,5% – по привилегированным. Очевидно, что дивиденд за 2020 год упадет, но даже если он упадет на 25–30%, все равно это хороший для Сбербанка уровень.

Бумаги ТКС уже сильно выросли после весеннего провала и вышли на исторический максимум в рублевом эквиваленте. Сейчас они довольно дороги, покупать их на таких уровнях не хотелось бы, но если будет коррекция – это хороший кандидат на покупку. Банк Тинькофф – одна из самых быстрорастущих компаний в России. У нас таких компаний не очень много, вложения в его акции с горизонтом в 2–3 года в любом случае выглядят перспективными вне зависимости от краткосрочной рыночной конъюнктуры.

Если посмотреть на дивидендный мультипликатор Price/Dividend, то Сбербанк выглядит недооцененным. Если ориентироваться на дивиденды за 2019 год, то по P/D у Сбербанка оценка в 11,8 при 18,9 по российским банкам и 15–17 – по зарубежным, то есть инвестиции в его акции окупаются дивидендами быстрее.

Акции ВТБ сейчас оценены вполне справедливо. Мы ожидаем, что кризис затронет банк в большей степени, чем Сбербанк, его прибыль по итогам года может сократиться примерно вдвое. Кроме того, в отношении дивидендов ВТБ за прошлый год в полном объеме у нас нет той уверенности, как по Сбербанку. На мой взгляд, котировки сейчас готовы к частичному сокращению первоначального плана по дивидендам по обыкновенным акциям, но не к полной их отмене.

Это заставит банки существенно нарастить резервы, что сократит прибыль. Поэтому мы не ожидаем роста акций банковского сектора. Вероятнее всего, после отскока нас ждет стагнация до конца года.

Наиболее интересными вариантами инвестирования в акции в банковском секторе являются бумаги Сбербанка. Высокая дивидендная доходность, большая (чем, например, у ВТБ) защищенность в кризисной ситуации с точки зрения достаточности капитала и высокая ликвидность делают акции Сбербанка чуть ли не единственным вариантом в секторе.

Хотя стоит отметить, что, с точки зрения относительных оценок, ВТБ с P/BV на уровне 0,4 в долгосрочной (от года) перспективе выглядит достаточно привлекательно.

Читайте также: