Опрос как метод сбора первичной информации кратко

Обновлено: 01.07.2024

Опрос. Под опросом понимается метод сбора информации путем установления контактов с объектами исследования. Достоинство этого метода состоит, прежде всего, в практически неограниченной области его возможного применения. Так, этот метод позволяет получить данные не только о текущем поведении объекта, но и о его поведении в прошлом и намерениях на будущее.

Опросы практически не имеют альтернативы в тех случаях, когда фирма нуждается в информации о знаниях, убеждениях и предпочтениях потребителей, о степени их удовлетворенности, об имидже фирмы и т. п.

Этим, прежде всего, объясняется широкое примене­ние этого ме­тода при проведении маркетинговых исследований. К недостаткам этого метода относится относительно большая трудоемкость и значительные затраты на проведе­ние опросов, а также возможное снижение точности полу­ченной информации, обусловленное неправильными или искаженными ответами.

Подготовка проведения сбора информации с помощью опроса предусматривает решение следующих задач:

· выбор способа связи с аудиторией;

· проведение тестирования и доработка анкеты.

Различают три основных способа связи исследователя с объектом при проведении опроса: по телефону, по почте и личное интервью. Каждый из этих способов связи обладает определенными достоинствами и недостатками.

Так, достоинствами опроса (интервью) по телефону является относительно высокая оперативность и дешевизна проведения опроса, а также возможность, в отличие от опро­са по почте, разъяснить задаваемый вопрос.

К недостаткам этого метода относятся:

· возможность опроса только тех, у кого есть телефон, что нередко не позволяет обеспечить адекватность выборки;

· вынужденная краткость беседы, обусловленная занято­стью опрашиваемого, ожиданием им телефонного звонка, потребностями в использовании телефона другими его пользо­вателями, нерасположенностью опрашиваемого к продолжи­тельным телефонным разговорам и другими причинами.

· возможность не возврата значительной доли разослан­ных анкет (обычно исследователям не возвращается более половины разосланных анкет) и обусловленная этим возможность само отбора опрашиваемых;

· отсутствие возможности разъяснить вопрос, что требует от исследователя ограничиться лишь простыми и четко сформулированными вопросами;

· возможность ответа на вопросы не тех лиц, к которым они адресованы.

Личное интервью по праву считается универсальным и самым популярным способом связи с объектами исследова­ния, поскольку позволяет избежать указанных выше недо­статков, присущих опросам по почте и телефону.

К достоинствам этого способа относятся:

· относительно высокая точность обследования, обеспе­чиваемая применением более сложных и длинных анкет (чем при опросе по телефону или по почте), что обусловлено воз­можностью и способностью опытного интервьюера разъяс­нить все непонятные вопросы;

· возможность совмещения личного опроса с наблюдени­ем, позволяющая получить дополнительную информацию об опрашиваемых.

Основным недостатком личного опроса является относитель­но большие организационные усилия и материальные затраты на его проведение, а также возможность оказания интервьюе­ром вольного или невольного влияния на мнение опрашивае­мых при наличии у него определенных пристрастий.

Анализ рассмотренных выше достоинств и недостатков различных способов связи с аудиторией, с одной стороны, а также особенностей аудитории, содержания опроса и возможностей исследователей, с другой стороны, позволяет выбрать наиболее рациональный способ связи с аудиторией при проведении опроса. Решение этой задачи позволяет ис­следователям приступить непосредственно к разработке анкеты, представляющей собой перечень вопросов, на кото­рые опрашиваемому предстоит дать ответы.

Анкета. Требования, предъявляемые к ней




Анкета является гибким инструментом опроса, т. к. для получения необходимой информации могут использоваться вопросы, отличающиеся формой, формулировками, после­довательностью. Так, исследователи могут проводить как открытый, так и скрытый опрос.

При открытом опросе используются формулировки во­просов, ясно отражающие его цель. Преимущество такого опроса состоит в возможности исключить трактовки опра­шиваемым вопросов, не соответствующие целям исследова­ния. Основным недостатком является стремление опраши­ваемого в ряде случаев избежать откровенного ответа и прежде всего на вопросы личного характера.

Формулировки вопросов анкеты должны быть тщатель­но разработаны и отвечать следующим требованиям:

1. Вопрос должен быть ясным и понятным респонденту и не допускать двусмысленности. Для этого важно, чтобы слова, включенные в формулировку вопроса, были понятны.

Состав и последовательность вопросов анкеты также не должны носить произвольного характера и при их определении следует руководствоваться следующими требования­ми:

1. Следует избегать вопросов, носящих праздный характер.

2. В целях проверки искренности и устойчивости позиции опрашиваемого в анкете следует предусмотреть несколько контрольных вопросов, позволяющих выявить возмож­ные противоречия в его ответах.

4. Вопросы, классифицирующие опрашиваемых и направ­ленные на выяснение личных качеств, помещаются в самом конце анкеты, т. к. при их постановке возрастает вероят­ность отказа опрашиваемого продолжать беседу.

5. Первые вопросы анкеты должны быть простыми, не носящими личного характера, т. к. призваны расположить опрашиваемого к беседе и вызвать у него интерес. Трудные и личные вопросы не следует задавать в начале интервью.

7. Количество вопросов в анкете не должно быть слишком большим (обычно стараются ограничиться 10 – 15 вопросами), т. к. чем длиннее анкета, тем вероятнее, что она будет отвергнута.

Организация и проведение сбора информации представ­ляют собой очень ответственную и трудоемкую процедуру, особенно если в качестве метода был выбран личный опрос.

Ответственность обусловлена, прежде всего, опасностью получения в результате опроса недостоверной информации, причинами которой являются:

· труднодоступность некоторых категорий опрашиваемых, ведущая либо к значительному росту трудоемкости сбора данных в связи с необходимостью совершения повторных попыток интервьюера вступить с ними в контакт, либо к смещению результатов опроса в связи с недостаточно пол­ным охватом этой категории опрашиваемых;

· отказы респондентов участвовать в опросе;

· неискренность или пристрастность респондентов;

· неискренность или пристрастность интервьюера. Степень негативного влияния указанных выше факторов на результаты опросов зависит от организации сбора информации и контроля за ними.




Опрос является одним из самых популярных и распространенных методов сбора первичной информации в социологии. Его широкое использование объясняется тем, что данный метод универсален. Так, используя метод опроса социологи могут получить информацию об объективных событиях и фактах, мотивации деятельности людей, их ценностях и поступках, как в прошлом, так и в настоящем, а также сведения об их дальнейших намерениях. С помощью метода опроса данную информацию можно получить дешевле, чем другими методами, а при обработке полученных данных можно применять компьютерные технологии.

Опросом называют метод сбора социальной информации об объекте исследования посредством общения (непосредственного в виде интервью или же опосредованного в виде анкетирования) исследователя (интервьюера) и опрашиваемого (респондента). При использовании метода опроса социолог регистрирует ответы респондента на вопросы, которые вытекают из целей и задач исследования.

Вопросом называют устное или письменное обращение социолога к респонденту для того, чтобы определить его мнение, которые представляет собой данные социологического исследования.

Анкета (вопросник, опросный лист) – это набор организованных в систему вопросов, определенных целью и задачами исследования.

Респондент (опрашиваемый) – это лицо, которое участвует в опросе как источник социальной информации (тот, у кого берут интервью и тот, кто отвечает на вопросы).

Интервьюер (анкетер) – это лицо, которое осуществляет общение с опрашиваемыми с помощью анкеты или интервью для того, чтобы собрать нужную для исследования информацию.

Главная цель опроса – это получение социальной информации о мнении респондентов (массовом, групповом или же индивидуальном), оценках, интересах и предпочтениях, а также то, как они видят события, факты, оценивают все, что связано с общественной жизнью и их жизнедеятельностью.

Опрос является ведущим методом в изучении сознания человека – его установок, мотивов, интересов, ориентаций, ожиданий. Особенно важным применение метода опроса будет в процессе исследования социальных явлений и процессов, являющихся малодоступными для непосредственного наблюдения. Также он используется в ситуации, когда проблема, которая находится в фокусе исследования социолога, является слабо изученной, а документальная информация о ней либо отсутствует вовсе, либо крайне ограничена. Наибольшую эффективность применение метода опроса получает, если сочетать его с другими методами.

Особенности использования метода опроса в социологических исследованиях

Главные нормативные требования к проведению опроса следующие:

Важно упомянуть, что в случае, если респонденты отвечают неискренне, то полученные данные будут представлять мнение опрашиваемых искаженно, в связи с чем результаты опроса по возможности необходимо сопоставлять со сведениями, полученными посредством использования других методов – наблюдения, анализа документов, - так как они могут характеризовать состояние изучаемых явлений с объективной точки зрения, в отличие от субъективных высказываний респондентов. Также важно учитывать искажения, которые бывают связаны с особенностями представления в сознании опрашиваемых тех или иных явлений и событий.

Обычно программа проведения опроса будет включать в себя все основные компоненты структуры программы социологического исследования.

Объектом опроса называют социальную общность, группу, коллектив, индивида. В случае проведения референдума объект опроса – население (граждане) страны.

Предметом опроса называют субъективно-оценочную информацию, выраженную во мнении респондентов и характеризующую их поведение, ценностные ориентации, мотивы, факты и события их личной и общественной жизнедеятельности.

Его основой является комплекс вопросов, адресуемых респонденту; ответы на данные вопросы позволяют исследователю получить необходимую информацию. Опрос позволяет получить информацию как о фактах и событиях, так и о мнениях, оценках опрошенных.

Виды опроса

Можно выделить следующие основные виды опроса:

  • письменный опрос (в форме анкетирования);
  • устный опрос (в форме интервью);
  • экспертный опрос (опрашиваются компетентные лица);
  • социометрический опрос (в форме изучения социально-психологических проявлений межличностных отношений в группе).

В зависимости от формы опроса, контакта респондента и исследователя, места проведения можно выделить такие виды опроса, как:

  • личный или опосредованный (раздаточный, почтовый, телефонный) опрос;
  • индивидуальный или групповой опрос;
  • свободный или формализованный, фокусированный (направленный);
  • сплошной или выборочный;
  • опрос по месту жительства или работы, опрос временных целевых аудиторий (пассажиров поезда, участников собрания).

Анкетный опрос

Анкета является тиражированным документом, содержащим перечень вопросов, которые связанны определенной темой или объединены общим принципом.

Анкетный опрос является одним из главных видов социологического опроса, суть которого в следующем: опрашиваемым предлагается ответить в письменной форме на предлагаемые в анкете вопросы.

Подобный опрос позволяет одновременно и за сравнительно короткий промежуток времени охватить значительное число респондентов. Особенность анкетного опроса заключается в том, что у исследователя нет возможности лично повлиять на ход и результат опроса.

Готовые работы на аналогичную тему

Центральной проблемой анкетного опроса является грамотная и корректная формулировка вопросов:

Интервью

Под интервью понимают беседу, проводимую по заранее определенной теме. Интервьюер выполняет роль исследователя, не только задающего вопросы, но и направляющего разговор в нужное ему русло, лучше, если он делает это незаметно.

Опрос – метод сбора социальной информации об объекте в ходе интервью или анкетирования. Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению.

Назначение опроса: получение социальной информации о состоянии мнения, фактах и событий.

Применяется в изучении сферы сознания людей.

Наиболее распространенные виды опроса – анкетирование и интервью. Анкетирование может быть групповым или индивидуальным. Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.). При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail). Интервью же может быть формализованным, фокусированным и свободным.

Данные опроса выражают субъективные мнения опрошенных.

Формы опросов: контактный, почтовый, телефонный

Фазы опроса: адаптация, сбор основной информации, завершение опроса.

Вопрос №18 ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
Феноменология - социологическая парадигма, основанная на философии Э.Гуссерля (1859-1938), согласно которой индивиды воспринимают окружающий мир через призму субъективных значений, приобретенных впроцессесоциализации. Отсюда следует, что общество - часть человеческого творения. Основателем этого соц. направления был австро-американский философ и социолог Альфред Щюц (1899-1959), разработавший своеобразную разновидность "понимающей социологии". Его основные труды: `Феноменология соц. мира` (1932), "Возвращающийся домой". Считая, что позитивизм искажал природу соц. явлений, отождествляя их с явлениями природы, Щюц разработал концепцию интерсубъективного мира. Суть этих представлений в том, что позиции, взгляды на соц. реалии одного индивида и другого несовместимы, ибо каждый человек оказывается в своем особом мире повседневной жизни. Шюц считал, что адекватная коммуникация возникает благодаря появлению общего для взаимодействующих интерсубъективного мира, т.е. привычного соц. мира, который в конечном счете обусловлен интеракциями между людьми, принадлежащими к одной весьма узкой соц. группе, которую социолог называет "домашней" группой. Питер Бергер (1929) - американский социологи, австриец по происхождению - также представитель феноменологической школы социологии. Его основные работы: "Шум торжественных ансамблей"; "Приглашение в социологию"; "Социальное конструирование реальности", "Священная завеса" и т.д. Созданный в процессе социализации интерсубъективный мир продолжает существовать, но его необходимо поддерживать. Эту функцию выполняет легитимация, т.е. способы объяснения и оправдания соц. реальности. Главные агенты поддержания - значимые другие. Субъективная реальность по Бергеру всегда зависит от специфического соц. базиса и требуемых для ее поддержания соц. процессов. Важнейшим средством поддержания здесь является общение и употребление одного языка. Через общение индивиды сохраняют в памяти реальности. Но субъективная реальность может трансформироваться (напр., при прекращении общения или контакте с альтернативной реальностью).

Вопрос №19 Социологические законы

Социологические законы и категории

Раскрытие сущности и содержания законов и категорий социологии позволяет конкретизировать ее предмет.
Общая интерпретация закона (общественной закономерности)! состоит в том, что он (она) представляет собой объективно существующие, необходимые, существенные, повторяющиеся связи явлений общественной жизни.
Социологические законы в отличие от экономических и других общественных законов характеризуют функционирование и развитие социальных объектов (общества в целом, общественных институтов, организаций, структур, отдельных сфер жизнедеятельности общества, социальных процессов и явлений) как целостных систем. Они носят интегральный характер. Это относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социальными и другими группами, а также отношения между обществом в целом и его основными структурными элементами, между ними, между обществом, его структурами и личностью. В зависимости от этого различают общесоциологические и частносоциологические закономерности, т. е. по масштабу и времени действия. Различают законы, действующие на протяжении всей истории; законы, действующие в классовых обществах; закономерности, действующие в рамках отдельной формации, а также на различных стадиях одной и той же формации; законы, действующие в целом в обществе или в рамках отдельных его сфер.

Опрос – метод сбора социологической информации путем письменного или устного обращения социолога к респондентам с вопросами, содержание которых раскрывает изучаемую проблему.

Виды опросного метода: анкетирование, интервьюирование, опрос экспертов, социометрия.

Анкетирование является наиболее распространенным опросным методом. Его главным элементом является подготовленная анкета.

Структура социологической анкеты состоит из следующих блоков (групп) вопросов:

1) событийная информация;

2) оценка респондентами тех или иных явлений социальной жизни;

3) мотивы поведения респондентов и высказываемых ими оценок;

4) данные о личности респондента – пол, возраст, профессия, социальное положение (т.н. паспортичка).

По содержанию вопросы формулируемые в анкете подразделяются на следующие типы: а) вопросы о фактах; б) о мнениях; в) о знаниях; г) об оценках; д) о мотивах.

По логической направленности: а) основные вопросы; б) контрольные вопросы; в) вопросы-фильтры.

В зависимости от характера и способа объединения респондентов в группы существуют следующие варианты опросов: 1) раздаточный тип опроса; 2) почтовый опрос; 3) телефонный опрос; 4) прессовый опрос; 5) социометрический; 6) онлайновый (Интернет) опрос. Социометрический опрос – специфический метод опроса, применяемый при изучении непосредственных контактов и межличностных отношений в малых социальных группах.

По уровню компетентности привлекаемых к опросу лиц выделяют: 1) массовый опрос; 2) индивидуальный опрос; 3) коллективный опрос; 4) экспертный опрос.

Метод социометриииспользуется при изучении малых групп и позволяет оценить взаимоотношения в коллективе, а на этой основе определить его неофициальные микрогруппы и взаимосвязь между ними, лидеров коллектива. Это метод структурного анализа коллектива.

Критерии социометрических выборов формулируются в виде вопросов о желании члена коллектива участвовать с кем-то в определенном виде деятельности: совместно выполнять ответственное задание (надежность); ликвидировать неисправность в техническом устройстве (профессионализм); провести вместе выходной (дружеская предрасположенность) и т. д.

Выбираемые критерии должны:

· быть значимыми для коллектива (заинтриговать всех респондентов):

· предоставлять возможность выбора сослуживцев в конкретной ситуации.

Порядок проведения социометрического опроса:

· четко обозначают границы групп

· каждому опрашиваемому выдают список групп, в котором отдельному ее члену присвоен определенный номер и предлагают сделать выбор из предложенного списка по определенному критерию;

· респонденты установленными значками отмечают против фамилий (или соответствующих им номеров) результаты своего выбора;

· на основе матрицы строится социограмма — графическое изображение схемы межличностных отношений.

На практике могут возникнуть ситуации, когда для оценки явления трудно или невозможно выделить объект — носитель проблемы. Такие ситуации обычно связаны с прогнозом изменения социального процесса. Объективная информация в этом случае может исходить только от компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Простейшими критериями отбора экспертов являются род занятий и стаж работы, уровень, характер образования, опыт общественно-политической деятельности, возраст и др. Центральный критерий отбора экспертов — их компетентность. Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты опросов — экспертными оценками.

Читайте также: