Культурные программы как метод управления кратко

Обновлено: 02.07.2024

Программирование сферы культуры стало применяться в нашей стране с начала 2000-х годов, когда для этого сложились необходимые условия. В настоящее время в России осуществляется принцип самостоятельности регионов в процессе формирования и расходования областных и муниципальных бюджетов.

Следовательно, регионы, как и федеральные органы, вправе самостоятельно поддерживать развитие тех или иных социально значимых сфер деятельности путем разработки, реализации и финансирования различных программ.

Программа это разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий, имеющих определенное содержание, направленный на достижение конечной цели или совокупность мероприятий с единым управлением, вертикальными и горизонтальными связями, согласованных по времени, ресурсам и исполнителям. Программу можно рассматривать как разновидность проектов, а проекты иногда являются частью реализации той или иной программы.

Программы различаются уровнем разработки (президентские, федеральные, региональные, муниципальные, местные, городские, программы организаций) и продолжительностью (долгосрочные – свыше 5 лет, среднесрочные – 3–5 лет, краткосрочные 1–3 года, текущие – до 1 года).

Программа как итоговый документ обычно включает разделы по определению проблемы, формулировке цели и задачи, ресурсному обеспечению программы, времени ее реализации, сведения об исполнителях и оргструктуре, способы контроля и подведения итогов реализации программы.

В сфере культуры использование программ позволяет эффективно увязывать механизмы взаимодействия разных уровней управления в единую конструкцию, дает возможности трансформировать сохраняющиеся еще базовые элементы старой административной моде-ли управления социокультурными процессами, повысить эффективность как управления, так и самой деятельности по наращиванию социально-культурного потенциала в регионах.

Причем нередко в социокультурной сфере речь идет о целевых программах. Целевая программа, как правило, создается на основе существующей организационной структуры, или для нее создается специальная организационная структура.

Реализация целевых программ в социокультурной сфере направлена на решение проблем конкретных направлений культурной деятельности, конкретных регионов, элементов и практик культуры. При этом следует заметить, что социокультурное программирование является до-полнительным стимулирующим компонентом согласованного взаимодействия различных сил культурной сферы на конкретном уровне.

Целевые программы в сфере культуры могут быть ориентированы на сохранение и воспроизводство культуры (создание условий для сохранения и активного использования, актуализации культурного наследия: архитектурной среды, праздников, памятных мест, устного творчества и т.д.).

Кроме того, культура в программировании может выступать условием и средством решения проблем и задач, находящихся в других плоскостях и сферах бытия, в том числе и проблем маркетингового характера (культурно-символический капитал, который наращивается за счет участия в культурных акциях, является важнейшим условием рыночной стабильности бизнес-организаций). Осуществление целевых программ возможно на самом разном уровне: от Министерства культуры РФ до культурно-досугового учреждения небольшого села.

Характерное для современного менеджмента культуры при-стальное внимание к технологиям социокультурного программирования имеет свои обоснованные причины. Разработка программ или участие в реализации программ позволяет использовать возможности дополнительного, целевого финансирования из средств государственного бюджета.

Хотя целевая программа является основанием для привлечения дополнительных финансовых средств из самых разных источников. Донорами культурных программ могут быть как органы власти, так и коммерческие структуры, фонды, меценаты и многие другие.

Получение финансовых средств под программу развития культуры на конкретной территории может обеспечить повышенную заинтересованность партнеров и соисполнителей (организаций, общественности, творческих инициатив, органов власти и т.д.).

  1. Организации являются временными, они нацелены на решение конкретных задач в определенные сроки и с определенным уровнем качества.
  2. Целевое программирование позволяет творчески совместить преимущества вертикальных и горизонтальных уровней управления и координации, что дает возможность предельно сосредоточиться на решении поставленной задачи.
  3. Программные структуры способствуют успешному интегрированию разнородных видов творческой деятельности, повышают мотивацию ее субъектов.
  4. Целевое финансирование каждой программы позволяет значительно сократить накладные расходы.
  5. Традиционная структура учреждения культуры за счет внедрения таких программ превращается в более гибкую форму, которая позволяет работникам различных функциональных подразделений сотрудничать в междисциплинарных проектах, реализуя новые организационно-содержательные идеи и проекты.

Использованию программно-целевого метода управления в сфере культуры в значительной степени способствует его применимость и действенность в условиях практически любой системы. В современной литературе, посвященной современному менеджменту, маркетингу и управлению социально-экономическими процессами, объектами, отношениями, всё более широко начинает использоваться разграничение таких понятий, как… Читать ещё >

Культурные программы как метод управления социально-культурными процессами: общая характеристика ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

Актуальность темы

исследования. Актуальность проблемы разработки целевых культурных программ обусловлена практическими задачами развития российского общества, потребностью в разработке и внедрении культурных программ в управление социально-культурными процессами.

Проблема разработки культурных программ в России является чрезвычайно важной на современном этапе. За последние двадцать лет наблюдается тенденция углубления противоречий, сложившихся в России между учреждениями культуры как школы развития демократии социально-культурной активности людей и административно-управленческим аппаратом с авторитарным стилем руководства; между падением материальных возможностей населения и высоким уровнем стоимости материально-технической базы учреждений культуры и искусства, социокультурной сферы в целом; между творческой сутью указанных учреждений и административной подконтрольностью деятельности социокультурных работников; между многообразием социокультурных потребностей, интересов и запросов населения и ограниченностью форм и средств работ, применяемых культурными учреждениями, и др.

На современном этапе одной из задач управления социально-экономическими процессами является широкое и повсеместное использование целевых культурных программ, ориентированных на определенную аудиторию, с целью повышения уровня населения. Учитывая, что достигнуть этого помимо воли и желания людей невозможно, уже на этапе разработки целевой культурной программы должны быть просчитаны творческие, экономические и организационные возможности той или иной сферы деятельности. Это способствует сближению экономического и внеэкономического аспектов деятельности и интеграции профессиональных работников культуры с населением.

Основными причинами, обусловившими применение программно-целевого планирования в социально-экономическом управлении, явились: во-первых, достаточный уровень теоретической и методической разработки этой формы планирования, достигнутый в советский период; во-вторых, то обстоятельство, что программно-целевой метод планирования широко использовался в зарубежных странах, и практика показала высокую эффективность его использования.

Степень разработанности проблемы. Управление социально-культурными процессами — сложное, неоднозначное понятие. Проблемы организации и функционирования социально-культурной сферы исследованы в работах известных специалистов Г. М. Бирженюка , В. Э. Дуликова , А. Д. Жаркова , Л. С. Жарковой , Т. Г. Киселевой , Ю. Д. Красильникова , Т. В. Косцова , В. С. Русановой , М. П. Переверзева , Ю. А. Стрельцова , В. Я. Суртаева , В. Е. Триодина и др.

Опыт деятельности и социально-культурного управления учреждений и организаций социокультурной сферы в современных условиях прослеживается в статьях Ж. А. Алексановой , С. С. Адасинского , А. И. Алешкина , А. А. Ильиной , С. Н. Горушкиной , А. А. Екатерининской , Е. Л. Игнатьевой , А. В. Кулабухова , Т. Н. Людмилиной , Е. Х. Мельвиль , И. М. Музалевской , О. П. Струковой , И. В. Чарной и др.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

2. Рассмотреть этапы и инструменты создания культурных программ (отечественный и зарубежный опыт).

3. Охарактеризовать культурные программы как инструмент реализации культурной политики.

4. Оценить приоритетные направления организации и проведения культурных программ в Ростовской области

Объектом исследования являются целевые культурные программы.

Предмет исследования — целевые культурные программы как метод управления социально-экономическими процессами.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

1. Программно-проектный метод - это современный эффективный способ управления социокультурной деятельностью в целом, отдельными ее отраслями и отдельными учреждениями.

2. Проект, как правило, предполагает разовое, краткосрочное мероприятие, которое может быть разработано и реализовано отдельными несколькими учреждениями культуры. Характерным свойствами проекта является его локальный характер реализации и видимый конечный результат.

3. Программа - это совокупность общественно значимых социокультурных акций, рассчитанных на длительный срок реализации.

-Профессионализм команды исполнителей

- Наличие программных разработок

5. Использование в социокуль­турном управлении принципа программности позволяет эффективно увязывать механизмы взаимодействия разных уровней управления в единую конструкцию, дает возможности трансформировать сохра­няющиеся еще базовые элементы старой административной модели управления социокультурными процессами, повысить эффективность как управления, так и самой деятельности по наращиванию социаль­но-культурного потенциала в регионах.

6. Социокультурное программирование представляет собой про­цесс подготовки задач развития социокультурной системы, реализа­ции ее программ и целей, упорядочения деятельности ее субъектов, сохранения культурной самобытности.

7. Социально-культурная программа - это совокупность органи­зационных, хозяйственных, экономических, социокультурных меро­приятий с единым управлением, вертикальными и горизонтальными связями, согласованных по времени, ресурсам и исполнителям.

8. Социокультурное программирование в отличие от планирования, где объектом выступает отдельное мероприятие или группа разроз­ненных культурных акций, интегрирует в себе проблему социокуль­турного развития целиком, детализируя направления и виды деятель­ности, определяя конечные и промежуточные цели, сроки и адреса деятельности

9. Социокультур­ное программирование не заменяет отраслевое, территориальное объектное планирование. Оно является дополнительным синергетическим компонентом согласованного взаимодействия всех субъектов социокультурной сферы на межотраслевом уровне.

Программы культурного развития и социокультурные проекты.

10. Основные характеристики программ:

- направленность на достижение определенных целей, реше­ние выявленных проблем;

- приоритетность мероприятий над количественными показа­телями, что делает документ более детализированным и га­рантирует качественные изменения;

- комплексность, кооперация и координация действий и ре­сурсов всех участников независимо от ведомственной при­надлежности и места расположения;

- отсутствие жестко заданных временных горизонтов; срок действия программы определяется спецификой поставлен­ных целей.

11. Содержание программы.

Программа включает следующие разделы:

- анализ проблем, решение которых необходимо программ­ными средствами;

- конкретизация цели в системе задач и направлений дея­тельности;

- определение перечня конкретных мероприятий и сроков их выполнения;

- обоснование потребностей в ресурсах, рисков и устойчиво­сти программы к внешним условиям;

- регламентация системы управления программой;

- описание поддающихся количественным оценкам ожидае­мых результатов реализации программы, выбор системы по­казателей для их измерения.

12. Порядок и пути разработки программы.

Разработка программы может осуществляться двумя путями. В первом случае предварительно в качестве самостоятельного доку­мента готовится, во втором — анализ ситуации выступает как раздел про­граммы.

Программы культурного развития могут разрабатываться:

- силами руководителей и специалистов органов управления и организаций культуры;

Поиск дополнительных источников финансирования;

Организация мониторинга и формализованная оценка результативности программ




14. Виды бюджетных программ культурного развития.

15. Основные федеральные программы

1. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия.

2. Сохранение и развитие системы художественного образова­ния, поддержка молодых дарований.

3. Адресная поддержка профессионального искусства, литера­туры и творчества.

4. Обеспечение условий для художественного творчества и ин­новационной деятельности.

5. Обеспечение культурного обмена.

6. Разработка и внедрение информационных продуктов и тех­нологий в сфере культуры.

7. Поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок.

8. Обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций.

9. Модернизация сети телерадиовещания Российской Федера­ции.

10. Научное, организационное и информационное обеспечение программы.

11. Поддержка культуры народов Российской Федерации.

16. Ведомственные целевые программы внедряются в бюджетную практику впервые. Это способ планового распределения средств, которыми распоряжается соответствующий орган управления, по целям и результатам. Тем самым обеспечивается более тесная связь между отраслевой стратегией и бюджетным финансированием.

· И программы, и проекты являются разновидностями плановых документов.

· Они подразумевают целеполагание, наличие временных рамок, определение последовательности действий, обоснование объ­ема необходимых ресурсов и достижение намеченного результата.

· Исходной точкой для разработки программы и проекта является на­личие проблемы.

· Основные различия между проектом и программой определя­ются уровнем масштабирования и характером поставленных целей.

· Программа, интегрирующая силы, средства, структуры, ориентиро­вана на решение общих проблем; проект связан с решением кон­кретной проблемы.

· Программу можно рассматри­вать как совокупность проектов, а проекты как отдельные части программы.

· Если программа представляет собой более гибкий инструмент относительно сроков и способов ее реализации, то проект жестко привязан к ресурсам и срокам.

Программно-проектные технологии в сфере культуры.

Программно-проектные технологии в сфере культуры

1. Программно-проектный метод - это современный эффективный способ управления социокультурной деятельностью в целом, отдельными ее отраслями и отдельными учреждениями.

2. Проект, как правило, предполагает разовое, краткосрочное мероприятие, которое может быть разработано и реализовано отдельными несколькими учреждениями культуры. Характерным свойствами проекта является его локальный характер реализации и видимый конечный результат.

3. Программа - это совокупность общественно значимых социокультурных акций, рассчитанных на длительный срок реализации.

-Профессионализм команды исполнителей

- Наличие программных разработок

5. Использование в социокуль­турном управлении принципа программности позволяет эффективно увязывать механизмы взаимодействия разных уровней управления в единую конструкцию, дает возможности трансформировать сохра­няющиеся еще базовые элементы старой административной модели управления социокультурными процессами, повысить эффективность как управления, так и самой деятельности по наращиванию социаль­но-культурного потенциала в регионах.

6. Социокультурное программирование представляет собой про­цесс подготовки задач развития социокультурной системы, реализа­ции ее программ и целей, упорядочения деятельности ее субъектов, сохранения культурной самобытности.

7. Социально-культурная программа - это совокупность органи­зационных, хозяйственных, экономических, социокультурных меро­приятий с единым управлением, вертикальными и горизонтальными связями, согласованных по времени, ресурсам и исполнителям.

8. Социокультурное программирование в отличие от планирования, где объектом выступает отдельное мероприятие или группа разроз­ненных культурных акций, интегрирует в себе проблему социокуль­турного развития целиком, детализируя направления и виды деятель­ности, определяя конечные и промежуточные цели, сроки и адреса деятельности

9. Социокультур­ное программирование не заменяет отраслевое, территориальное объектное планирование. Оно является дополнительным синергетическим компонентом согласованного взаимодействия всех субъектов социокультурной сферы на межотраслевом уровне.

Программы культурного развития и социокультурные проекты.

10. Основные характеристики программ:

- направленность на достижение определенных целей, реше­ние выявленных проблем;

- приоритетность мероприятий над количественными показа­телями, что делает документ более детализированным и га­рантирует качественные изменения;

- комплексность, кооперация и координация действий и ре­сурсов всех участников независимо от ведомственной при­надлежности и места расположения;

- отсутствие жестко заданных временных горизонтов; срок действия программы определяется спецификой поставлен­ных целей.

11. Содержание программы.

Программа включает следующие разделы:

- анализ проблем, решение которых необходимо программ­ными средствами;

- конкретизация цели в системе задач и направлений дея­тельности;

- определение перечня конкретных мероприятий и сроков их выполнения;

- обоснование потребностей в ресурсах, рисков и устойчиво­сти программы к внешним условиям;

- регламентация системы управления программой;

- описание поддающихся количественным оценкам ожидае­мых результатов реализации программы, выбор системы по­казателей для их измерения.

12. Порядок и пути разработки программы.

Разработка программы может осуществляться двумя путями. В первом случае предварительно в качестве самостоятельного доку­мента готовится, во втором — анализ ситуации выступает как раздел про­граммы.

Программы культурного развития могут разрабатываться:

- силами руководителей и специалистов органов управления и организаций культуры;

Поиск дополнительных источников финансирования;

Организация мониторинга и формализованная оценка результативности программ

14. Виды бюджетных программ культурного развития.

15. Основные федеральные программы

1. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия.

2. Сохранение и развитие системы художественного образова­ния, поддержка молодых дарований.

3. Адресная поддержка профессионального искусства, литера­туры и творчества.

4. Обеспечение условий для художественного творчества и ин­новационной деятельности.

5. Обеспечение культурного обмена.

6. Разработка и внедрение информационных продуктов и тех­нологий в сфере культуры.

7. Поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок.

8. Обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций.

9. Модернизация сети телерадиовещания Российской Федера­ции.

10. Научное, организационное и информационное обеспечение программы.

11. Поддержка культуры народов Российской Федерации.

16. Ведомственные целевые программы внедряются в бюджетную практику впервые. Это способ планового распределения средств, которыми распоряжается соответствующий орган управления, по целям и результатам. Тем самым обеспечивается более тесная связь между отраслевой стратегией и бюджетным финансированием.

· И программы, и проекты являются разновидностями плановых документов.

· Они подразумевают целеполагание, наличие временных рамок, определение последовательности действий, обоснование объ­ема необходимых ресурсов и достижение намеченного результата.

· Исходной точкой для разработки программы и проекта является на­личие проблемы.

· Основные различия между проектом и программой определя­ются уровнем масштабирования и характером поставленных целей.

· Программа, интегрирующая силы, средства, структуры, ориентиро­вана на решение общих проблем; проект связан с решением кон­кретной проблемы.

· Программу можно рассматри­вать как совокупность проектов, а проекты как отдельные части программы.

· Если программа представляет собой более гибкий инструмент относительно сроков и способов ее реализации, то проект жестко привязан к ресурсам и срокам.


Тема 1. Сфера культуры и технология менеджмента Культура, сфера культуры и менеджмент. Система механиз мов менеджмента. Необходимость технологического представле ния менеджмента.

Административно-организационный механизм. Экономический механизм. Работа с персоналом. Информационный механизм. Про блема обеспечения единства механизмов менеджмента. Особенно сти

менеджмента в сфере культуры. Сфера культуры как сфера услуг. Проблема единства механизмов менеджмента в сфере куль туры.

Опыт и итоги административных нововиедени а в сфере культуры России. Эволюция технологии менеджмента. Компетентность современного менеджера и гуманитарная культура.

Государственное регулирование в сфере культуры. Возможные роли государства в управлении сферой культуры. Междун ародные акты и отечественное законодательство по культуре. Органы госу -

Негосударственная поддержка социально-культурной сферы. Спонсорство, благотворительность, патронаж. Цели и формы спон сорства. Благотворительность: проблемы и организация. Некоммерческие

Источники финансирования работы учреждений культуры: бюджетные (бюджет текущего содержания и финансирование программ по уровням бюджетообразования, возможность бюджетного финан -

сирования непосредственно потребителя услуг в сфере кульгуры) и внебюджетные (средства доноров, спонсорские средства, гранты оте чественных, зарубежных и международных фондов и организаций,

Определение приоритетов поддержки и развития культуры: зарубежный и отечественный опыт. Американская модель: отказ от определения приоритетов. Постсоветская модель: научно обо снованные

Культурные программы как метод управления. Роль, значение и содержание культурных программ. Технология разработки и обеспечения реализации культурных программ.

Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников (фандрейзинг). Организационное и техниче ское обеспечение фандрейзинга. Планирование фандрейаинтовой кампании.

Информационное обеспечение фандрейзинга. Виды и размеры возможных субсидий. Контакты с потенциальными доно рами. Специальные мероприятия. Фандрейзинг по почте и но теле фону. Анализ

Виды планов в сфере культуры. Организация плановой деятельности (этапы планирования). Методы планирования. Аналитиче ское планирование. Элементы маркетинга. Норматив ное

планирование. Целезое обоснование планов. Планировани е материального и финансового обеспечения (балансовые методы планирования).

Роль и значение учета, отчетности и контроля. Виды учета и отчетност и, требования к их организации. Текущий (оператив ный) учет. Статистический учет и отчет ность. Творческие

отчеты. Технология контроля. Виды и типы контроля. Средства и формы контроля. Организация (этап ы) проведения ревизии.

Система работы с персоналом. Персонал в сфере культ уры и кадровая политика. Требования к работникам сферы культуры и проблемы их подготовки. Содержание н методы подбора

компетентного персонала. Требования к расстановке кадров. Оценка-и аттестация. Переподготовка и повышение квалификации.

Управление нововведением. Внешнее и внутреннее сопроти вле ние нововведению. Управление сопротивлением. Принудительное нововведени е. Адаптивное нововведение. Кризисное

Лидерство и стили руководства. Лидерство и социально-психологическое содержание руководства. Виды стилей руководства. Факторы формирования и динамика стилей руководст ва.

Стимулирование н мотивация. Виды и методы стимулировани я. Содер жание мотивации и виды мотивов. Мотивация и проблема успеха. Свобода и ответствен ность. Создание и

развитие мотивационных условий. Два потока внутрифирмен ной информации. Культура менеджмента и организационная культура фирмы.

Эффект и эффективность. Виды эффективности в сфере культуры. Целесообразность, рациональность и экономичность в соци ально-культурной сфере. Уровни анализа эффективности:

уровень социально-культурной деятельности, уровень деятельности фирмы, уровень управления организациями и учреждениями. Методы анализа эффективности.

Читайте также: