Чему учит русский фольклор кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Сурнина Татьяна Анатольевна, учитель музыки

ГБОУ СОШ №6 Василеостровского района Санкт-Петербурга.

Педагогический стаж 25 лет

Фольклор, как средство эмоционального воспитания и развития детей

В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи. Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире. Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Сколько детских сказок, загадок, поговорок в народном творчестве! Все они преследуют определенные воспитательные цели. Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких – то движений е вызывает интереса радости, желание повторить еще и еще.

Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они на ряду с другими жанрами заключает в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие.

Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни ребёнка.

Фольклор, сопровождая жизнь ребенка, способствует гармоничному вхождению в последующий возрастной этап бесконфликтно, так как он сообразен самой природе образного мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста. Применение детского фольклора в воспитании способствует установлению педагогической преемственности между различными этапами развития (дошкольники — младшие школьники), создает перспективу для развития личности ребенка с опорой на предыдущий опыт и знания. Детский фольклор как испытанное средство народной педагогики является надежным механизмом природосообразного воспитания. Устное народное творчество, в целом народное искусство, есть та же природа, но рожденная человеком (человек — дитя природы), его способностью видеть, слышать, чувствовать в природе целесообразную красоту и гармонию. Психологически, физиологически, природно ребенок расположен к фольклору как способу, позволяющему ему со всей полнотой погружаться в жизнь, во все ее проявления.

Эмоциональное состояние у детей предполагает уровень развития высших чувств и формирование эмоциональных свойств личности. Одним из основных условий нормального развития ребенка является своевременное и полноценное формирование его эмоциональной сферы. Чувства и эмоции у младших дошкольников преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность.
Эмоции, которые ребенок чаще все испытывает и проявляет, оказывают влияние на успешность его взаимодействия с окружающими людьми, и, как следствие, на успешность его социального развития. Формирование эмоций и чувств осуществляется во время взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
Фольклор является одним из понятных и доступных средств развития эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста. Он обладает огромными воспитательными возможностями: фольклор может удовлетворить любые интересы детей, так как его тематика не ограничена. Систематическое и целенаправленное использование фольклорных произведений в детском саду и школе дает возможность заложить основу физического благополучия ребенка, которое определяет успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Общение с фольклором облагораживает ребёнка, делает его мягким, чутким, добрым, мудрым. В работе на основе народных традиций ребёнок раскрывается как цветок. И родители, видя работу педагога , начинают интересоваться народным творчеством, замечая изменения в своём ребёнке. Фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время,

Одним из главных элементов устного народного творчества является ПЕСНЯ, сопровождающая человека всю его жизнь — в труде, на празднике, в быту. В песнях воспеваются трудовые и героические подвиги народа, красота природы, приветствуется доброта, высмеиваются недостатки. Песни воспитывают музыкой и словом, нравственным содержанием.

Интересен для восприятия вид детского фольклора – это сказки. Конечно, родители читают их детям ещё с того возраста, когда они не могут понять смысла истории и уловить нить повествования. Просто тембр голоса читающих мамы или папы успокаивает и помогает заснуть. Но со временем рассказываемые истории обретают смысл – дети не просто понимают сюжет сказки, но и запоминают его, а со временем по тому же принципу составляют собственные истории.

Фольклор в любом виде, будь то смешные потешки и прибаутки или сказки и поговорки, позволяет ребёнку ассоциировать себя с героями произведений. А герои эти – собирательный образ всего русского народа, передававшийся из поколения в поколение. Именно поэтому особо отмечали важность детского фольклора Максим Горький, Корней Чуковский и Самуил Маршак, выдающиеся отечественные педагоги и психологи. Читайте детям, вместе пойте и рассказывайте истории – это очень поможет в их воспитании.

Функции и воспитательный потенциал фольклора

2)с помощью фольклора осуществляется усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей.

3)с помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам.

4)фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом.

Эстетическая функция фольклора заключается в том, что он формирует у детей художественный вкус, вырабатывает умение ценить и понимать прекрасное, способствует формированию гармонически развитой личности.

Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Значение произведений устного народного творчества в процессе воспитания и развития ребенка дошкольного возраста велико. Народный фольклор является источником педагогического воздействия на дошкольника, базовой основой для воспитания нравственности, эстетических чувств, патриотизма. В процессе его освоения оказывается огромное влияние на эмоциональную и нравственную сферы ребёнка [1, с.4].

Функции воспитания устного народного творчества состоят в том, что оно способствует пониманию таких категорий, как добро-зло, щедрость-жадность, честь, скромность, долг и др. Русский фольклор сравним с чистым родником, напившись из которого, ребёнок познает сердцем родной народ, становится духовным наследником его традиций, а значит, вырастает настоящим человеком [1, с.7].

Уже в раннем возрасте ребёнок сталкивается с потешками, которые представляют одну из малых форм фольклорных произведений. Для ребёнка становится важным смысловое содержание, ритм слов, возможность совершать различные действия при произношении текста. Он испытывает эмоциональный всплеск, а также это помогает изменить его поведение особенно в период привыкания к условиям пребывания в детском саду. С помощью потешки, народной песенки можно переключить внимание ребёнка на какую- либо игрушку, вызвать положительные эмоции по отношению к воспитателю, развивать чувство необходимости выполнять такие режимные моменты, как сон, умывание, причёсывание, приём пищи и т. д.

Кроме того, на основе сюжета сказки можно обучать основам безопасности жизнедеятельности, знакомить с опасными сторонами, которые могут подстерегать ребёнка в реальной жизни, а также проводить параллели с действительностью [5, с.124].

В произведениях устного народного творчества, влияющих на экологическое воспитание, очень чётко прослеживается связь человека с природой. Так в многочисленных пословицах отражаются наблюдения за природными явлениями, за их силой. Хоровод – это действо, которое полностью связано с природой. Таким образом, воспитание любви к родной природе также может опираться на народную педагогику [4, с.42-44].

Кроме произведений русского фольклора в круг чтения дошкольника должны органично вписываться и произведения фольклора народов мира, которые знакомят ребёнка с национальными культурами, прививая его к общечеловеческим ценностям. Сравнивая произведения разных народов, ребёнок получает возможность первоначального анализа национальных особенностей, что способствует пониманию единых моральных позиций, общих целей фольклора каждого народа [7, с.16].

В заключении акцентируем внимание ещё раз на то, что роль фольклора в воспитании ребёнка безгранична. Устное народное творчество оказывает воспитательное воздействие на развитие личности, чувств, черт характера, связывающих ребенка со своим народом через песни, игры, танцы, сказки и т.д. Это источник педагогического материала, основа речевого, нравственного, эстетического, патриотического, экологического воспитания. Использование в работе наследия народа оживляет педагогический процесс.

Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Пословицы и поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Загадки, помогают младшим школьникам развивать логическое мышление, воображение.

Скороговорки, позволяют устранить дефекты речи у обучающихся, развивать устную речь, строить логические верные предложения.

Цель нашей работы изучить и проанализировать проблему изучения: малых жанров фольклора на уроках литературного чтения в начальной школе. Мы охарактеризовали жанрово-стилистические особенности: пословиц, поговорок, загадок и определили их роль в развитии и воспитании младших школьников. Изучив методическую литературу, проанализировав школьные программы, мы выявили наиболее эффективные приемы работы с малыми жанрами фольклора.

В практической части нами разработаны и проведены уроки и упражнения для эффективного изучения темы .

В ходе проведения занятий мы достигли поставленных целей.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Таким образом, можно сделать вывод, что, приобщение ребёнка к народной культуре нужно начинать с детства, ведь именно тогда закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Арзамасцева И. Н., Николаева С.А. Детская литература: Учеб. пособие для студентов пед. ВУЗов. - М.: Академия, 2005. - 576 с.

2.Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка: Учеб. пособие. М.: Книж. дом Либроком, 2010. — 360 с.

3.Василенко В.А. Детский фольклор // Русское народное поэтическое творчество. – М., 1978. – С. 132.

5.Воюшина М.П. Анализ художественного произведения //Начальная школа. – 1991. - №15

6Даль В. И. Толковый словарь русского языка.- М., Изд. Эксмо-Пресс 2001г. С - 59-60

7.В. И. Даль. Пословицы русского народа - М. : АСТ : Астрель, 2000. - 752 с.

8.Дьячкова Г.Т. – Литературное чтение . 2-4 классы: внеклассные занятия/ Учитель, 2007. 168 с

9.Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведе­ний. – М.: Флинта: Наука, 2002. - 400 с

10.Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор. М., 2002. с 38

11. Кузьмина Н.П. Учебное пособие. Русский детский фольклор // КГУКИ, 2005. – 54с.

12.Калугин В.И. Очерки о русском фольклоре – М,: Худ.Лит, 1987 с 268

13..Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Изд. Просвещение, 1987. –239с

14.Науменко Г. М.; Фольклорная азбука / Г. – М. : Центрполиграф, 2001 . – 414 с

15.Никитина М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьника/ М.А.Никитина - Мн.: Народная асвета, 1968 – 215с.

16 Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. - М., Аркти, 1999.

19 Потебня А. А, Теоретическая поэтика. — М, 1990. с 110

20 Путилов Б. К Фольклор и народная культура. СПб., 1994 с 270

21.Ушинский, К.Д. Воспитание человека / К.Д. Ушинский; сост. С.Ф. Егоров. – М.: Карапуз, 2000. – 255 с.

22 Чернявская И.С. Эстетическое и этическое воспитание школьников. Уроки внеклассного чтения в начальной школе. - М.: Просвещение, 1982 – 103с.

Разработанные мероприятия и уроки для проведения в начальной школе.

Конспект внеклассного мероприятия

Цель: Знакомство с жанровыми особенностями скороговорок, обучение чтению скороговорок.

- Создать условия для развития произвольного внимания, памяти, речи, творческих способностей детей




- Совершенствовать беглость, правильность, выразительность чтения;

- Воспитывать интерес к народному творчеству.

Ход мероприятия:

Урок по литературному чтению.

Цель: Познакомить детей с понятием фольклор.

- Развивать внимание, воображение речь.

- Учить запоминать выражения из текста и использовать их при пересказе текста; составлять вопросу к тексту; распределять пословицы по тематике.

- Воспитание интереса к изучению устного народного творчества.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Методы: Словесный, объяснительно-иллюстративный.

Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Пословицы и поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Загадки, помогают младшим школьникам развивать логическое мышление, воображение.

Скороговорки, позволяют устранить дефекты речи у обучающихся, развивать устную речь, строить логические верные предложения.

Цель нашей работы изучить и проанализировать проблему изучения: малых жанров фольклора на уроках литературного чтения в начальной школе. Мы охарактеризовали жанрово-стилистические особенности: пословиц, поговорок, загадок и определили их роль в развитии и воспитании младших школьников. Изучив методическую литературу, проанализировав школьные программы, мы выявили наиболее эффективные приемы работы с малыми жанрами фольклора.

В практической части нами разработаны и проведены уроки и упражнения для эффективного изучения темы .

В ходе проведения занятий мы достигли поставленных целей.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Таким образом, можно сделать вывод, что, приобщение ребёнка к народной культуре нужно начинать с детства, ведь именно тогда закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Арзамасцева И. Н., Николаева С.А. Детская литература: Учеб. пособие для студентов пед. ВУЗов. - М.: Академия, 2005. - 576 с.

2.Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка: Учеб. пособие. М.: Книж. дом Либроком, 2010. — 360 с.

3.Василенко В.А. Детский фольклор // Русское народное поэтическое творчество. – М., 1978. – С. 132.

5.Воюшина М.П. Анализ художественного произведения //Начальная школа. – 1991. - №15

6Даль В. И. Толковый словарь русского языка.- М., Изд. Эксмо-Пресс 2001г. С - 59-60

7.В. И. Даль. Пословицы русского народа - М. : АСТ : Астрель, 2000. - 752 с.

8.Дьячкова Г.Т. – Литературное чтение . 2-4 классы: внеклассные занятия/ Учитель, 2007. 168 с

9.Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведе­ний. – М.: Флинта: Наука, 2002. - 400 с

10.Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор. М., 2002. с 38

11. Кузьмина Н.П. Учебное пособие. Русский детский фольклор // КГУКИ, 2005. – 54с.

12.Калугин В.И. Очерки о русском фольклоре – М,: Худ.Лит, 1987 с 268

13..Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Изд. Просвещение, 1987. –239с

14.Науменко Г. М.; Фольклорная азбука / Г. – М. : Центрполиграф, 2001 . – 414 с

15.Никитина М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьника/ М.А.Никитина - Мн.: Народная асвета, 1968 – 215с.

16 Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. - М., Аркти, 1999.

19 Потебня А. А, Теоретическая поэтика. — М, 1990. с 110

20 Путилов Б. К Фольклор и народная культура. СПб., 1994 с 270

21.Ушинский, К.Д. Воспитание человека / К.Д. Ушинский; сост. С.Ф. Егоров. – М.: Карапуз, 2000. – 255 с.

22 Чернявская И.С. Эстетическое и этическое воспитание школьников. Уроки внеклассного чтения в начальной школе. - М.: Просвещение, 1982 – 103с.

Разработанные мероприятия и уроки для проведения в начальной школе.

Конспект внеклассного мероприятия

Цель: Знакомство с жанровыми особенностями скороговорок, обучение чтению скороговорок.

- Создать условия для развития произвольного внимания, памяти, речи, творческих способностей детей

- Совершенствовать беглость, правильность, выразительность чтения;

- Воспитывать интерес к народному творчеству.

Ход мероприятия:

Урок по литературному чтению.

Цель: Познакомить детей с понятием фольклор.

- Развивать внимание, воображение речь.

- Учить запоминать выражения из текста и использовать их при пересказе текста; составлять вопросу к тексту; распределять пословицы по тематике.

Устное народное творчество

Развитие детей

Устное народное творчество

Устное народное творчество — представляет собой традиционное словесное творчество народа. Оно может быть как старинным, так и новым – современным, творимым в наши дни. Главной его особенностью является то, что данное искусство слова передается из поколения в поколение из уст в уста.

Жанров в словесном народном творчестве большое множество. Это мифы и легенды, эпосы, былины, пословицы и поговорки, загадки, частушки, сказки, песни… Перечислять их можно бесконечно. Творцом же является не отдельный человек, а народ. Именно поэтому ни одно сочинение не имеет своего определенного, единственного автора.

Тематика фольклорного творчества полностью зависела и продолжает зависеть от культуры, верований, истории и от региона проживания народа. Но главной особенностью таких творений было и остается сочетание прямого отражения жизни с условным. Проще говоря, в фольклоре нет, и не было обязательного отражения жизни в форме самой жизни, в ней всегда допускается условность.

Жанры фольклора

Чтобы лучше понять, что представляет собой устное народное творчество необходимо поближе познакомиться с его жанрами, а их в этом виде словесного искусства, превеликое множество.

Пословицы и поговорки

Начнем с тех, о которых мы хорошо знаем и иногда, используем в обиходе – с пословиц и поговорок. Данные виды устного искусства являются одними из интереснейших жанров, дошедших до наших дней.

Никто доподлинно не знает когда появились эти жанры устного творчества. Несомненным фактом остается то, как точно и лаконично, образное, логически законченное изречение, выражает народный ум и опыт, накопленный многими веками.

Между тем, многие из нас давно привыкли думать, что пословицы и поговорки это одно и то же. На самом деле это не так. Пословица представляет собой законченное предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым, часто зарифмованным языком.

Пример русских пословиц:

Тогда, как поговорка является устоявшейся фразой или словосочетанием. Она предназначена для украшения речи.

Пример русских поговорок:

Приметы

Приметы – еще один фольклорный жанр, который претерпел не мало изменений, но все же не растерял своей мудрости и дошел до современного человека.

Появился он в давние времена, когда наши предки были очень близки к природе, когда люди наблюдали за ней, за явлениями, происходящими вокруг, и находили связи между событиями. Со временем, народ облек свои наблюдения в слова. Так и появлялись приметы, которые через века несут собранные в себе знания предков.

Хозяйственные приметы

Из березы течет много сока — к дождливому лету.

Звездная ночь — урожай на горох и ягоды.

Февраль бокогрей, воду подпустит, а март подберет.

Ни в марте воды, ни в апреле травы.

Коли грачи прямо на гнезда летят — дружная весна.

Апрель с водой — май с травой.

Ясное утро — ранний сев, ясный вечер — поздний сев.

Месяц май — коню сена дай; а сам на печь полезай.

Коли в мае дождь — будет и рожь.

Конец полетья — начало лета.

Гроза на Федота летнего — плохая уборка сена.

Илья жниво зачинает, лето кончает.

На Ильин день до обеда — лето, после обеда -осень.

Коли брусника поспела — и овес дошел.

Коли журавли полетят, то будет на Покров мороз, а нет, то позже.

Коли лист с дуба и березы упал чисто — легкий год, нечисто — к строгой зиме.

Лист ложится наземь вверх изнанкой (мохнатой стороной) — к урожаю.

Без воды зима не встанет.

Большой иней, бугры снега, глубоко промерзла земля — к урожаю.

Опока на деревьях — к урожаю.

Еще несколько примеров бытовых примет, которые, несомненно, нам знакомы:

Народные приметы по звездам

Когда Млечный Путь светит, то будет хорошая погода.

Мало звезд видно- к пасмурной погоде и дождю; а откуда лучи звезд будут длиннее, оттуда будет ветер.

Сильно блестят звезды летом — к жаре. Зимой — к морозу.

Народные приметы по воздушным явлениям

Гром зимой — к сильным ветрам.

Большие дождевые пузыри — к ненастью и пущему дождю.

Когда дым без ветра бьет к земле, летом — к дождю, зимой — к снегу.

Вечерняя роса — к ведру.

Дым столбом — к морозу или к ведру.

Народные приметы по животным

Скот ложится под кровлю — к ненастью, а на дворе- к ведру.

Свинья чешется — к теплу. Визжит — к ненастью; солому таскает — к буре.

Наседка сажает под себя цыплят — к ненастью.

Собака валяется — к ненастью, фырчит — к дождю, трясет головой и закидывает кверху — к ненастью.

Курица на одной ноге стоит — к стуже.

Воробьи купаются в песке — к дождю.

Жаворонки летят — к теплу, зяблик— к стуже.

Лошадь храпит — к ненастью, фырчит — к дождю, трясет головой и закидывает кверху — к ненастью.

Вороны в кучу собираются — к ненастью, купаются — то же; каркают стаей летом — к ненастью; зимой — к морозу.

Ласточки низко летают к дождю, а высоко — к ведру.

Поверье

В поверьях отражено стремление человека объяснить и упорядочить окружающий мир, осмыслить свое место в природе, в окружении разнообразных животных и растений.

Сказки

С древности сохранились и отдельные элементы детского фольклора – сказки. Позднее этот жанр устного искусства сильно изменялся. Это произошло под влиянием эстетических и педагогических функций, но все же он продолжает существовать.

Былины

К таким жанрам можно отнести былины (или как их еще называли – старины — русские героико-патриотические песни-сказания, основным сюжетом которых, являлись важные исторические события или героические подвиги богатырей и дев-воительниц). Этот жанр возник еще в Древней Руси, просуществовал вплоть до средних веков и постепенно стал забываться к XIX веку.

Кроме того к почти забытым жанрам так же можно отнести и обрядовый фольклор. Давайте рассмотрим его составляющие немного поближе.

Календарный фольклор и годовой песенный цикл

Эти небольшие жанры появились в связи с необходимостью следить за сельскохозяйственным циклом, а так же за изменениями, происходящими в природе и религиозными праздниками.

Много пословиц, примет, советов и запретов сложилось в календарном фольклоре. Вот некоторые, из которых дошли до наших дней:

Не мало песен было сложено народом и для годового песенного цикла. Так на масленицу было принято печь блины, исполнять обряды проводов зимы и петь обрядовые песни. Эта и еще некоторые из старых традиций сохранились до сих пор.

Семейный фольклор

Включал в себя такие малые жанры как: семейные рассказы, колыбельные, пестушки, потешки, свадебные песни, похоронные причитания.

Колыбельные песни

Пестушки и потешки

Скороговорки

Скороговорки основаны на трудности произношения, особенно при быстром их произнесении. Примеры скороговорок:

  • Сшит колпак, везен колпак, да не по колпаковски.
  • Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла.
  • Тур туп, тупогуб.
  • У быка губа тупа.
  • Сыворотка из-под простокваши.

Свадебные песни

Окказиональный фольклор

Не соответствующий общепринятому употреблению фольклор. Носил индивидуальный характер, обусловленный специфической ситуацией, поводом. К нему относились такие малые жанры как: заклички, считалки, заговоры.

Заклички

Закличками невероятно богат русский фольклор. Они представляли собой небольшие песенки, часто не лишенные юмора и сопровождавшиеся игровыми действиями. Сюжеты этого малого жанра были самые разные: это могли быть заклички о погоде и погодных явлениях, о природе и временах года, о животных и сказочных существах…

Дождик, лей! Дождик, лей!

На меня и на людей!

На меня по ложке.

На людей по плошке.

А на лешего в бору —

Лей по целому ведру!

Считалки

Считалки – еще один малый жанр словесного народного искусства. Он возник очень давно, но сейчас почти исчез из современного фольклора. А между тем, как бы удивительно это ни звучало, в далекие времена считалки широко использовались взрослыми. Главной их функцией было распределение работы.

Заговор

Говорить о жанрах устного народного творчества можно бесконечно долго, потому как все направления по-своему интересны и неповторимы. Данная статья призвана лишь ознакомить читателя с необъятным, многогранным богатством человеческой культуры и мудрости, ярко отражающих опыт предыдущих поколений.

Читайте также: