В чем разница между лидером и менеджером кратко

Обновлено: 04.07.2024

До настоящего времени продолжаются споры о взаимосвязях лидерства и менеджмента — должен ли менеджер быть великим лидером и насколько лидеру необходимы хорошие управленческие навыки? В чем разница между лидерством и менеджментом?

Сравнительная таблица

Сопоставление понятий Лидерство и Менеджмент

Вывод

Менеджмент и лидерство – это два разных способа организовать людей. Лидерство представляет собой выработку нового курса или способа видения для группы людей, которому они будут следовать. Это означает, что лидер является инициатором нового направления. Что касается менеджмента, то в нем применяется контроль или направление людей/ресурсов в группе в соответствии с принципами или ценностями, которые были установлены ранее. Менеджер использует формальный, рациональный метод, в то время как лидер использует увлеченность, настрой и эмоции.

Полномочия

Люди естественным образом и весьма охотно следуют за лидерами благодаря их харизме и личностным качествам, в то время как менеджеру подчиняются из-за формальной власти, возложенной на него. В результате люди, как правило, более лояльны по отношению к лидерам, чем к менеджерам.

Ролевые конфликты

Лидерство – это один из нескольких аспектов управления. Часто одни и те же люди бывают наделены разными полномочиями: они могут выступать как лидеры или как менеджеры в разные моменты времени. Хотя это и не обязательно, но такой подход может помочь менеджеру в работе, если он является еще и хорошим лидером. И наоборот, наиболее успешными становятся те лидеры, которые в определенной степени обладают управленческими навыками, поскольку это помогает им в построении и реализации стратегической задачи.

Самомотивированные группы могут не нуждаться в лидере. Кроме того, в небольших командах лидер может появиться естественным путем благодаря своим профессиональным навыкам. Но такая личность может оказаться в подчиненном положении в организационной иерархии, что может привести к конфликтам с руководителем команды.

Лидерство и менеджмент — презентация в PowerPoint

Если вы бизнес-тренер и планируете использовать эту мини-лекцию в своих тренингах, то:

  1. Рекомендуем прочитать статью о том как сделать свою мини-лекцию живой и интересной.
  2. Скачайте презентацию в формате PowerPoint для визуальной поддержки вашей мини-лекции.

Премиальный контент

Ссылка на скачивание этой презентации и другой премиальный контент доступны подписчикам платных тарифов. Оформите платную подписку на сайте “Технология тренинга” и получите полный доступ к 13 готовым тренингам, 256 слайдам, 112 минилекциям, 619 упражнениям, 41 видео и т.д. Это совсем не дорого.

Основное различие между лидером и менеджером заключается в том, что лидер — это вспомогательная роль, которая влияет на достижение цели, тогда как менеджер — это человек, который управляет всей компанией или организацией.

Лидер против Менеджера

Лидер — это человек, у которого есть видение. Менеджер — это человек, у которого есть конкретная цель. Лидер — это подчиненный, который влияет на достижение цели. Менеджер — это человек, который управляет всей компанией или организацией. Мыслительный подход лидера рассчитан на долгосрочную перспективу. Мыслительный подход менеджера недолговечен. Лидеры знакомят людей с идеей, а затем — с полуночным маслом, чтобы воплотить свое видение в жизнь. Менеджеры озабочены своими конкретными задачами, и только они справляются с ними.

Лидер — один из выдающихся людей любого общества, который предлагает новаторские идеи или изменения. Менеджер не исключительный; вместо этого он может быть нанят на должность менеджера. Лидеры смотрят на картину в целом и создают в уме масштабный план того, как достичь цели — мысли и задачи менеджеров ограничены ограниченной областью. Лидер всегда выступает за перемены. Менеджер — наоборот; он фокусируется на статус-кво и поддерживает его.

Быть новатором — важнейшее качество лидера. Менеджеры предпочитают находиться в своей зоне комфорта и управлять вещами в первозданном виде. Лидер известен своей склонностью к риску. Менеджер не рискует. Лидер не боится неудач. Менеджер всегда старается держать все на месте и беспокоится, если происходит что-то вопреки его ожиданиям. У лидеров свой жизненный путь, и они вкладывают свое сердце в достижение своих целей. Менеджеры следуют типичному пути и используют свой мозг только для того, чтобы двигаться дальше.

Сравнительная таблица

Лидер Менеджер
Подчиненный, влияющий на достижение цели Человек, который управляет всей компанией или организацией
Позиция
Временный Более стабильный
Подотчетность
Это подотчетно У него нет определенной ответственности
Взаимоотношения
Все лидеры не менеджеры Все менеджеры — лидеры
Подписчики
У лидера есть добровольные последователи Последователи менеджера ориентированы на работу
Зрение
Широкий Узкий
Сфокусируйся на
Люди Процесс
Подход, основанный на
Мозг и сердце Головной мозг

Что такое лидер?

Лидер — это человек, у которого есть видение. Лидерство требует исключительных навыков и качеств. Лидер обладает такими качествами, чтобы передавать и продвигать свое видение среди людей настолько эффективно, что несколько человек становятся его последователями. Позже он создает команду, нанимая большинство талантливых своих последователей, и стремится к достижению своей цели.

Лидерство — это не выполнение задач. Речь идет о результатах вождения. Лидер по натуре страстный и бесстрашный. Он сжигает полуночное масло, чтобы воплотить свое видение в реальность. Идеология, которую он представляет, существует на протяжении десятилетий. Лидер — это один из выдающихся людей любого общества, который предлагает новаторскую идею или изменение.

Лидеры не думают о себе; скорее, они смотрят на более широкую картину и устанавливают масштабный план. Их основное внимание всегда уделяется теме, благоприятствующей человечеству. Лидер всегда изобретателен. У него есть новые идеи и способы изменить установленные нормы и вещи. Он не любит следовать установленному пути; скорее, он пробивается.

Примеры лидеров из истории: Махатма Ганди (лидер движения за независимость Индии), Мартин Лютер Кинг-младший (обратился к несправедливости черного населения в Соединенных Штатах), Мария Тереза ​​(унаследованное правление своей страны, Австрии, в 1740 г.). Характеристики лидера — сосредоточенность на людях, несущих риск, дальновидный, страстный, новаторский, целеустремленный, дальновидный, имеющий последователей, бесстрашный, долгосрочное мышление, влиятельный, диктаторский и авторитетный.

Что такое менеджер?

Менеджеры реализуют цели и задачи любой компании или организации. Компания нанимает их, чтобы держать дела на своих местах или доводить дело до конца. Менеджеры полагаются на своих сотрудников при выполнении задач и продвижении проектов. Менеджер — это человек, способный управлять всей компанией или организацией. Имидж и ответственность организации или компании в значительной степени зависят от менеджера, поэтому именно он несет ответственность за все, что случилось по какой-либо причине.

Менеджер — сознательный и ответственный человек, и он изо всех сил старается минимизировать вероятность неудач или потерь. Менеджеры озабочены только своими конкретными задачами. Его мысли, задачи и энергия также ограничены ограниченной областью. Менеджер избегает конфликтов и использует транзакционный стиль руководства. Он выполняет пять разных, но взаимосвязанных функций для достижения целей. Эти пять функций включают планирование, организацию, укомплектование персоналом, контроль и руководство.

Примеры менеджеров из истории: Генри Форд (Запущенная автомобильная культура — удалось повысить эффективность и снизить стоимость конечного продукта). Мадам С.Дж. Уокер (афроамериканка, которая разработала и продала средства для волос, ориентированные на игнорирование потребностей малообеспеченной демографической афроамериканки, она руководила глубоко расистской культурой). Уолт Дисней (Начинал как мультипликатор, но стал выдающейся фигурой в мире развлечений).

Характеристики менеджера — сфокусированность на процессах, объективность, краткосрочное мышление, наличие сотрудников, следование уже существующему пути, а не новаторское, не склонное к риску, управление процессами, формалистическое, опирающееся на авторитет, демократичное и увлекательное.

Ключевые отличия

Заключение

Лидеры и менеджеры — это две разные должности, которые иногда путают друг с другом. Оба эти термина различаются в зависимости от их происхождения, определения, роли, персонажей, задач, положения, целей, мыслей и т. Д.

Вспомните лучшего менеджера, который у вас когда-либо был.

Что сделало этого человека таким влиятельным? Было ли это их строгое соблюдение политики компании или их способность эффективно делегировать задачи?

Один из самых важных уроков, которые я усвоил в своей карьере, — это отличие лидера от менеджера — не все менеджеры являются лидерами, и не все лидеры являются менеджерами. Принятие краткосрочных целей и систем - это одно; вдохновлять людей на более масштабную цель — это совсем другое. Я бы сказал, что самые успешные люди делают и то и другое.

Иными словами, знак истинного лидера — знать, когда руководить, а когда управлять.

Итак, в чем разница между руководством и управлением? Вот 8 самых важных отличий, когда дело касается лидера и менеджера, поэтому вы можете начать использовать лучшее из них в своей работе.

Большую часть времени у менеджеров есть названия, которые дают им власть. Однако, если у вас когда-либо был менеджер, который сосредоточился на соблюдении правил и контроле результатов, вы знаете, что есть большая разница между властью и влиянием на людей. Не все менеджеры могут влиять и мотивировать других, что является важной отличительной чертой лидерства.

Основная часть работы менеджера заключается в обеспечении соблюдения политик и процедур компании. Хотя это важная роль, она не создает автоматически лидера. Лидерство — это, скорее, создание доверия и уважения и, как следствие, восприятие как человека, которому стоит следовать.

Один верный способ определить, являетесь ли вы лидером, — подсчитать количество людей, которые приходят к вам за советом (за исключением ваших прямых отчетов).

До того, как я начал собственный бизнес, я работал в софтверной компании. Один из моих коллег постоянно заставлял коллег прерывать его, чтобы задать вопросы. Он не был менеджером, но его характер и трудовая этика заставляли людей видеть в нем лидера.

Измерение результатов является одним из способов обеспечения роста в любой компании. Однако настоящий долгосрочный рост — это не только цифры. Речь идет о создании культуры людей, согласующихся с основными ценностями вашей компании, и, в свою очередь, которые мотивированы делать свою лучшую работу, потому что им небезразлично.

Чтобы быть хорошим лидером, жизненно важно перейти от ориентации на цифры к ориентации на людей. Может показаться утомительным оторвать взгляд от таблицы, чтобы посидеть с коллегой за чашкой кофе, но просто понаблюдайте: когда вы инвестируете в своих людей, ваши результаты будут улучшаться по ходу.

Я помню чувство страха, которое я испытал в детстве, когда мои родители сказали мне убирать мою (по общему мнению, очень грязную) комнату. Единственной вещью, которая побудила меня поддерживать порядок в номере, была денежная оплата (эквивалентная всего 1 доллару США) в конце недели.

Когда я стал старше, я начал думать немного более стратегически. Я хотел накопить на новый велосипед, но я знал, что мне нужно зарабатывать намного больше, чем 1 доллар в неделю, чтобы это произошло. Поэтому я попросил своих родителей поработать больше, и после нескольких месяцев тяжелой работы по стирке белья и посуды я принес домой свой блестящий красный велосипед.

Я не знал этого в то время, но я думал, как лидер. В то время как менеджеры стремятся сосредоточиться на текущих задачах (очистка помещения, чтобы избежать неприятностей), лидеры видят будущее. Менеджеры управляют задачами, чтобы вычеркнуть их из списка, но лидеры мотивированы, чтобы добиться цели, потому что они могут видеть общую картину.

Лидеры, которые более дальновидны, могут увидеть возможность в предполагаемых неудачах. Потеря крупного клиента или получение отрицательной обратной связи от члена команды — это не движение в неправильном направлении, а возможность переоценить системы и предложить креативные решения.

Менеджеры способны убедить людей следовать правилам. Лидеры, с другой стороны, тренируют людей, а не принуждают их.

Лучший учитель, который у меня когда-либо был, был увлеченным баскетбольным тренером. Конечно, у меня в школе было несколько замечательных учителей и профессоров, но практический метод моего тренера просто щелкнул меня. Он не просто дал нам инструкции; у него был обширный план, записанный в его буфере обмена, и он взволнованно делился им с нами перед каждой игрой. Он не просто научил меня быть технически хорошим баскетболистом; он тренировал меня, чтобы максимизировать мои навыки и расти в областях, в которых я был не так силен. К концу сезона я не был просто лучшим игроком: я был лучшим человеком.

Лидеры не боятся неудач, потому что они видят в этом возможность — это означает, что они также с большей вероятностью рискуют по новым направлениям и идеям. Менеджеры настроены на следование существующим картам, чтобы избежать неправильного поворота, но лидеры часто заканчивают тем, что прокладывают совершенно новые пути для своей команды, чтобы идти к успеху.

В конце концов, менеджеры больше сосредоточены на повышении эффективности. Они хотят сэкономить деньги и время. Лидеры, однако, готовы уделить время развитию людей.

Мой баскетбольный тренер не обязан был оставаться на час после тренировки, чтобы помочь мне выполнять свои штрафные броски, но его неэффективный подход принес большую эффективность в долгосрочной перспективе. Я набрал больше очков по ходу сезона, потому что он нашел время, чтобы инвестировать в меня.

Тот же принцип действует в любой организации: когда мы, как лидеры, уделяем время, мы можем не думать, что должны развивать членов нашей команды, мы сможем делегировать более крупные и более важные задачи в будущем.

Последние мысли

Лидерство не всегда может показаться легким или эффективным, но в конечном итоге стратегическое видение (и готовность его реализовать, даже если оно истощает время) породит больший успех и мотивацию.

Существует множество взглядов на лидерство и огромное количество интерпретаций его значения.

Лидерство - умение вести людей за собой.

Лидерство - умение организовывать работу других без принуждения.

Лидерство - использование авторитета при принятии решений.

Лидерство - это взаимоотношения, посредством которых один человек влияет на поведение или действия других людей. Процесс лидерства представляется неразрывным с действиями группы и эффективной групповой работой.

Лидерство - это тип управленческого взаимодействия между лидером и последователями, направленное на побуждение людей к достижению общих целей.

Лидерство (в контексте организационного поведения) - способность оказывать влияние на других людей, их пове­дение, направляя их усилия на достижение целей органи­зации. Лидеры используют власть как средство достиже­ния целей. Эффективность лидерства зависит от объема и типа власти.

Лидерство в организации - процесс, связанный с дея­тельностью лидера - авторитетного члена коллектива (груп­пы, организации), обладающего юридической и/или фак­тической властью в группе, организации.

Лидер в организации (группе) выполняет следующие функции:

- постановка цели перед другими участниками совме­стной деятельности (в процессе взаимодействия);

- нахождение средств для цели достижения;

- мотивация побуждения к определенному типу пове­дения или модификация их поведения;

- организация - ориентирование усилий на дости­жение целей;

- формирование единых способов восприятия реально­сти и норм организационной (групповой) культуры.

Различают лидерство:

- формальное – процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;

- неформальное – процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям.

Успешное лидерство - это процесс своего рода обратной связи между участниками группы, который влияет на эффективность отдельных индивидов и организации в целом. Настоящее лидерство помогает развить совместную деятельность в коллективе и объединяет индивидуальные цели с целями группы, в которую входит индивид.

Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям (таблица 5). Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.

Таблица 5 - Отличие менеджера от лидера

Менеджер Лидер
Администратор Инноватор
Поручает Вдохновляет
Работает по целям других Работает по своим целям
План - основа действий Видение - основа действий
Полагается на систему Полагается на людей
Использует доводы Использует эмоции
Контролирует Доверяет
Поддерживает движение Дает импульс движению
Профессионален Энтузиаст
Принимает решения Превращает решения в реальность
Делает дело правильно Делает правильное дело
Уважаем Обожаем
Низкий уровень эмоциональной вовлеченности в отношениях с другими людьми. Обладает умением поставить себя на место другого и обращает внимание на значение и смысл тех или иных событий.
Следует стереотипам Оригинален
Рассматривает краткосрочную перспективу Рассматривает долгосрочную перспективу
Спрашивает: где и когда Спрашивает: что и почему
Оглядывается назад Смотрит на перспективу

Менеджер - это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Менеджеры имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Менеджеры склонны разрабатывать свои действия в деталях и во времени, планировать привлечение и использование необходимых ресурсов для того, чтобы поддерживать организационную эффективность. Лидеры добиваются этого же или большего путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину.




Менеджеры предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит от того, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства, типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Менеджеры обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они кладут доверие в основу групповой, совместной работы.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, менеджеры концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, в противоположность, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

Основное различие между этими понятиями заключается в том, что:

- руководство (деятельность менеджера) – это социальный феномен; руководитель призван осуществлять регулирование официальных отношений;

- лидерство – психологический феномен, лидер осуществляет регулирование межличностных (неформальных) отношений в группе.

Менеджер - это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты.

Лидер – это человек, который воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников (может не брать на себя ответственность за результаты работы).

Существует множество взглядов на лидерство и огромное количество интерпретаций его значения.

Лидерство - умение вести людей за собой.

Лидерство - умение организовывать работу других без принуждения.

Лидерство - использование авторитета при принятии решений.

Лидерство - это взаимоотношения, посредством которых один человек влияет на поведение или действия других людей. Процесс лидерства представляется неразрывным с действиями группы и эффективной групповой работой.

Лидерство - это тип управленческого взаимодействия между лидером и последователями, направленное на побуждение людей к достижению общих целей.

Лидерство (в контексте организационного поведения) - способность оказывать влияние на других людей, их пове­дение, направляя их усилия на достижение целей органи­зации. Лидеры используют власть как средство достиже­ния целей. Эффективность лидерства зависит от объема и типа власти.

Лидерство в организации - процесс, связанный с дея­тельностью лидера - авторитетного члена коллектива (груп­пы, организации), обладающего юридической и/или фак­тической властью в группе, организации.

Лидер в организации (группе) выполняет следующие функции:

- постановка цели перед другими участниками совме­стной деятельности (в процессе взаимодействия);

- нахождение средств для цели достижения;

- мотивация побуждения к определенному типу пове­дения или модификация их поведения;

- организация - ориентирование усилий на дости­жение целей;

- формирование единых способов восприятия реально­сти и норм организационной (групповой) культуры.

Различают лидерство:

- формальное – процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;

- неформальное – процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям.

Успешное лидерство - это процесс своего рода обратной связи между участниками группы, который влияет на эффективность отдельных индивидов и организации в целом. Настоящее лидерство помогает развить совместную деятельность в коллективе и объединяет индивидуальные цели с целями группы, в которую входит индивид.

Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям (таблица 5). Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.

Таблица 5 - Отличие менеджера от лидера

Менеджер Лидер
Администратор Инноватор
Поручает Вдохновляет
Работает по целям других Работает по своим целям
План - основа действий Видение - основа действий
Полагается на систему Полагается на людей
Использует доводы Использует эмоции
Контролирует Доверяет
Поддерживает движение Дает импульс движению
Профессионален Энтузиаст
Принимает решения Превращает решения в реальность
Делает дело правильно Делает правильное дело
Уважаем Обожаем
Низкий уровень эмоциональной вовлеченности в отношениях с другими людьми. Обладает умением поставить себя на место другого и обращает внимание на значение и смысл тех или иных событий.
Следует стереотипам Оригинален
Рассматривает краткосрочную перспективу Рассматривает долгосрочную перспективу
Спрашивает: где и когда Спрашивает: что и почему
Оглядывается назад Смотрит на перспективу

Менеджер - это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Менеджеры имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Менеджеры склонны разрабатывать свои действия в деталях и во времени, планировать привлечение и использование необходимых ресурсов для того, чтобы поддерживать организационную эффективность. Лидеры добиваются этого же или большего путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину.

Менеджеры предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит от того, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства, типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Менеджеры обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они кладут доверие в основу групповой, совместной работы.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, менеджеры концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, в противоположность, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

Основное различие между этими понятиями заключается в том, что:

- руководство (деятельность менеджера) – это социальный феномен; руководитель призван осуществлять регулирование официальных отношений;

- лидерство – психологический феномен, лидер осуществляет регулирование межличностных (неформальных) отношений в группе.

Менеджер - это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты.

Лидер – это человек, который воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников (может не брать на себя ответственность за результаты работы).

Читайте также: