В чем особенность бихевиористского и гуманистического подходов к пониманию личности кратко

Обновлено: 07.07.2024

Каждое из указанных направлений содержит более или менее сложные теоретические построения, экспериментальную и опытную основу присущих им воззрений. Некоторые из подходов представляют собой весьма устойчивые концепции, т.е. системы взглядов на психологическую природу личности (психодинамический, гуманистический, деятельностный подходы). Другие представляют собой научные теории, т.е. подкрепленные экспериментальным путем гипотезы относительно научно постигаемых истин, отражающих психологическую природу личности (поведенческий и когнитивный подходы).

Кроме того, в рамках указанных подходов разработаны в развитие или в противовес им многочисленные смежные теории и методы исследования личности. Так что современная психология личности выступает в качестве самостоятельной научной дисциплины.

Деятельностный подход. Разработанный в 30-е годы советскими учеными Л.С. Выготским (1896 – 1938), С.Л. Рубинштейном (1880 – 1959) и А.Н. Леонтьевым (1903 – 1979), деятельностный подход отличается от поведенческого в трактовке личности несколькими принципиальными моментами. Во-первых, деятельностный подход во главу угла полагает систему мотивов человека, иерархия которых определяет направленность личности. Во-вторых, трактует личность как иерархию деятельностей, выводя ценность личности из социальной и духовной значимости ее деятельности и средств, которыми она пользуется. В-третьих, деятельностный подход придавал и придает большое значение именно способностям как средству формирования функциональных органов (см.20.2) и создающих, собственно говоря личность в процессе персонализации индивида т.е. выделяя его из изначально полной и безраздельной социальной зависимости (младенец) в полноправного деятеля. Масштабность деятельности индивида, ее социальная и духовная ценность для живущих и будущих поколений выступает в деятельностном подходе мерилом личности. Личностная структура здесь включает в себя: биологический компонент личности (темперамент, характер, задатки-способности), компонент опыта (приобретенные и наработанные знания, умения и навыки) и компонент направленности (система мотивов, убеждений, ценностных смыслов).

Когнитивный подход. Представленный в психологии теорией личностных конструктов Джорджа Келли (1905 – 1965), факторной теорией черт личности Раймонда Кэттелла (1905 – 1994), факторной теорией личностных типов Ганса Айзенка (1916 – 1997) и рядом других, когнитивный подход использует способность логического размышления человека при создании (конструировании) картины мира, а также различные процедуры измерения психических черт личности.

Американец Р. Кэттел полагал, что личность – это то, что позволяет предсказать, как человек себя поведет в той или иной ситуации, т.е. совокупность правил, которым подчиняется поведение человека во всех видах ситуаций. Р. Кэттелл путем математических измерений выделил общие, уникальные, основныеи поверхностные черты личности. Затем он классифицировал их на темпераментальные, мотивационные и способностные. В итоге, в его структуре личность включает следующие компоненты: 35 личностных черт первого порядка (23 нормальных и 12 патологических), 8 второго порядка, 10 основных мотивационных побуждений (голод, гнев, любопытство и т.п.) и два типа интеллекта – подвижный и кристаллизировавшийся (результат обучения). Обобщенная в наиболее распространенной 16-ти факторной схеме личностных черт (свойств), данная теория получила широкое практическое распространение благодаря одноименному личностному тесту Р. Кэттела.

Британский психолог Г. Айзенк, как и Р. Кэттел, опираясь на математические методы анализа, выделил в структуре личности несколько десятков черт, однако, в отличии от Р. Кэттела, установил их зависимость от высших уровней организации поведения личности – личностных типов. Последних он выделил три: экстраверсивный, невротический и психотический. Иерархичность личностной структуры является отличительной стороной теории Г. Айзенка. Психотический тип личности характеризуется такими чертами как: агрессивность, эгоцентричность, импульсивность и др. Экстраверсивный – общительностью, активностью, смелостью, беззаботностью и т.п. Невротический – тревожностью, подавленностью, низкой самооценкой, застенчивостью и т.п. По мнению Г. Айзенка, генетические факторы являются определяющими для поведения личности.

Теории личности Р. Кэттела и Г. Айзенка называют еще теориями личностных черт.

Позже идеи А Маслоу получили развитие в работах Карла Роджерса, Станислава Грофа. А собственно экзистенциальный взгляд на проблемы личности разрабатывался в трудах американского психолога Ролло Мея (1909 –1994), который, опираясь на труды европейских философов, разработал концепцию личности, в которой ключевые понятия – тревога, вина, свобода, миф, судьба, интенциональность (способность к активному действию) составили каркас личностной структуры.

Все вышеуказанные подходы показывают, что личность человека – это сложное образование, включающее в себя комплексы устойчивых и изменчивых признаков, определяющиеся как генетическими, так и социокультурными факторами, среди которых ведущее место принадлежит процессам, позволяющим человеку воспроизводить человеческий тип жизни. При этом можно по-разному трактовать природу и свойства личности. Но на самом деле реальные перспективы для становления и расцвета личности человека определяются усилиями людей по созданию истинно справедливого и гуманного человеческого общества.

Становление личности

Бихевиоризмом является систематический метод изучающий поведение людей и животных, тогда как Гуманизмом является концепция организации человеческого социума, в котором жизнь человека это наивысшая ценность, и все ресурсы этого общества направлены на обеспечение максимального комфорта и безопасности.

Бихевиоризм и Гуманизм — это две психологические точки зрения на человеческое поведение. Большинство психологов согласны с тем, что ни одна точка зрения не является стопроцентно правильной и что у всех есть свои сильные и слабые стороны. Бихевиоризм подчеркивает важность наблюдаемых действий и научных исследований и предполагает, что поведение формируется окружающей средой. Гуманизм, с другой стороны, делает упор на изучение всего человека и внутренних чувств.

Содержание

  1. Обзор и основные отличия
  2. Что такое Бихевиоризм
  3. Что такое Гуманизм
  4. Сходство между Бихевиоризмом и Гуманизмом
  5. В чем разница между Бихевиоризмом и Гуманизмом
  6. Заключение

Что такое Бихевиоризм

Бихевиоризм также предлагает два основных типа ситуаций, в которых люди учатся у своего окружения: классическое обусловливание и оперантное обусловливание.

Классическое обусловливание. В классическом обусловливании нейтральный раздражитель сочетается с безусловным раздражителем. Этот нейтральный раздражитель в конечном итоге обретает способность вызывать ту же самую реакцию, что и безусловный раздражитель, даже без наличия безусловного раздражителя. Если кратко, два раздражителя связаны друг с другом, чтобы произвести новую усвоенную реакцию у человека или животного. Для лучшего понимания процесса смотри изображение ниже.

Пример классического обусловливания

Пример классического обусловливания

Оперантное обусловлевание. Оперантное обусловливание — это тип обусловливания, при котором люди или животные усваивают поведение, связывая его с его последствиями. Здесь обучение происходит через подкрепление и наказания.

Оперантное обусловливание

Оперантное обусловливание

Как видно из приведенной выше схемы, когда желаемый результат следует за действием, поведение с большей вероятностью повторится в будущем. Аналогичным образом, ответы, сопровождаемые негативными результатами, с меньшей вероятностью будут повторяться в будущем.

Что такое Гуманизм

Гуманизмом или гуманистическая психология — это концепция организации человеческого социума, в котором жизнь человека это наивысшая ценность, и все ресурсы этого общества направлены на обеспечение максимального комфорта и безопасности. Гуманизм является психологическим подходом, который делает упор на изучении всего человека и поведения, связанного с внутренними чувствами и самооценкой человека. Эта точка зрения основана на идее, что каждый человек уникален и имеет свободу воли, чтобы изменить свою жизнь в любой данный момент времени. Гуманизм получил известность в 1960-х годах как ответ на ограниченность психоаналитической теории Фрейда и бихевиоризма.

Разница между Бихевиоризмом и Гуманизмом

Согласно этой точке зрения, люди несут ответственность за свое счастье и благополучие. Они обладают врожденной способностью к самореализации, которая является их уникальным желанием достичь наивысшего развития человеческого существа. Гуманисты считают, что люди изначально добры и что их отклонения от этой естественной тенденции приводят к психическим и социальным проблемам. Кроме того, гуманистические психологи анализируют поведение человека глазами наблюдателя, а также глазами анализируемого человека. Это особая черта гуманизма.

В отличие от других психологических подходов, гуманистический подход подчеркивает, что люди отличаются от животных тем, что они способны мыслить, рассуждать и говорить. Гуманизм также отвергает строгий научный подход к психологии, поскольку он не способен уловить важность сознательного опыта. Он опирается на качественные методы исследований, такие как анкеты, индивидуальные наблюдения и неструктурированные интервью.

Сходство между Бихевиоризмом и Гуманизмом

  • Оба эти подхода сосредоточены на людях и их поведении;
  • Кроме того, эти подходы могут иметь свои сильные и слабые стороны.

В чем разница между Бихевиоризмом и Гуманизмом

Бихевиоризм — это психологический подход, который использует научные и объективные методы исследования для анализа психологии человека и животных. В то же время гуманизм — это психологический подход, который делает упор на изучении личности в целом, а также поведения, связанного с его внутренними чувствами и самооценкой.

Бихевиоризм фокусируется на наблюдаемых действиях, то есть поведении, в то время как гуманизм фокусируется на человеке в целом, включая внутренние чувства и психические процессы.

Кроме того, бихевиоризм предполагает, что поведение является результатом стимула или реакции и определяется окружающей средой человека. Напротив, гуманизм предполагает, что каждый человек уникален и имеет свободную волю изменить свою жизнь в любой момент времени.

Бихевиористы использовали животных для доказательства теорий, таких как классическое обусловливание и оперантное обусловливание, и предположили, что этот тип обусловливания также применим к людям. Однако гуманисты считают, что люди очень отличаются от животных, поскольку они способны мыслить и рассуждать.

Кроме того, бихевиоризм использует научные и объективные методы в своих исследованиях, в то время как гуманизм использует более качественные исследования, такие как открытые вопросы и неструктурированные интервью.

Заключение — Бихевиоризм против Гуманизма

Если вкратце, Бихевиоризм — это психологический подход, который подчеркивает важность наблюдаемых действий и научных исследований и предполагает, что среда формирует поведение. Гуманистический подход, с другой стороны, подчеркивает изучение всего человека и его внутренних чувств. Когда мы сравниваем и противопоставляем бихевиоризм и гуманизм, мы можем наблюдать, что эти две точки зрения имеют больше различий, чем сходств.

Американский психолог Б.Скиннер расширяя классическую теорию условных рефлексов определяет личность как сумму паттернов поведения. Паттерном поведения он называл некоторую целостную совокупность поведенческих реакций. Раз­личные ситуации вызывают различные паттерны реакций. Каж­дая индивидуальная реакция основана исключительно на преды­дущем опыте и генетической истории.

Б.Скиннер предложил модель оперантного поведения: организм самопроизвольно вырабатывает реакции на стимулы. Эти реакции можно усилить или ослабить с помощью наказания за нежелательные реакции или поощрения за желаемые. Подкрепляющий стимул дается после получения желаемых реак­ций, что способствует их закреплению и повторению. Наказание (или негативный подкрепляющий стимул) уменьшает вероятность определенных реакций. Позитивные и негативные подкрепляю­щие стимулы регулируют поведение и управляют им.

*Первичные подкрепители — прямые физические вознаграж­дения.

*Вторичные подкрепители — нейтральные стимулы, кото­рые ассоциируются с первичными подкрепителями, так что сами начинают действовать как награды. Деньги или обещание денег — один из примеров вторичного подкрепления.

Автономный человек, свобода, достоинство, творчество, с точ­ки зрения Б. Скиннера, — только фикции, также он отрицает спонтанность поведения и его источники, лежащие вне жизнен­ного опыта.

Фикции- представления или понятия, с которыми мы оперируем таким образом, как если бы им соответствовало в действительности то, чего на самом деле не существует - приписываем, напр., предмету качество, которого он в действительности не имеет, ставим лицо в положение, которого оно не занимает в действительности,

Понимание личности с позиций гуманистической психологии. (Г. Оллпорт,А. Маслоу, К. Роджерс и др.)

К. Роджерс (основатель гуманистического направления) при рассмотрении личности опирается на принцип ее самоактуализации. Согласно этому принципу, основной мотив поведения личности — стремление к самоактуализации. Она состоит в реализации личностью своих способностей с целью сохранить жизнь, сделать себя более сильной, а жизнь — более удовлетворяющей ее.

Гуманистическая психологияисследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста. В каждом нормальном человеке заложена тенденция к самовыражению и самореализации.

Другой кардинальной идеей А. Маслоу была концепция иерар­хии фундаментальных потребностей,которые развиваются от низ­ших к высшим. Это:

*физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.)

*потребность в любви и принадлежности,

*потребность в уважении,




*потребность в самоак­туализации.

Согласно учению Маслоу, основной потребностью человека является потребность в самоактуализации- реализации потенциальных возможностей человека, его способностей и таланта.

Американский психолог Б.Скиннер расширяя классическую теорию условных рефлексов определяет личность как сумму паттернов поведения. Паттерном поведения он называл некоторую целостную совокупность поведенческих реакций. Раз­личные ситуации вызывают различные паттерны реакций. Каж­дая индивидуальная реакция основана исключительно на преды­дущем опыте и генетической истории.

Б.Скиннер предложил модель оперантного поведения: организм самопроизвольно вырабатывает реакции на стимулы. Эти реакции можно усилить или ослабить с помощью наказания за нежелательные реакции или поощрения за желаемые. Подкрепляющий стимул дается после получения желаемых реак­ций, что способствует их закреплению и повторению. Наказание (или негативный подкрепляющий стимул) уменьшает вероятность определенных реакций. Позитивные и негативные подкрепляю­щие стимулы регулируют поведение и управляют им.

*Первичные подкрепители — прямые физические вознаграж­дения.

*Вторичные подкрепители — нейтральные стимулы, кото­рые ассоциируются с первичными подкрепителями, так что сами начинают действовать как награды. Деньги или обещание денег — один из примеров вторичного подкрепления.

Автономный человек, свобода, достоинство, творчество, с точ­ки зрения Б. Скиннера, — только фикции, также он отрицает спонтанность поведения и его источники, лежащие вне жизнен­ного опыта.

Фикции- представления или понятия, с которыми мы оперируем таким образом, как если бы им соответствовало в действительности то, чего на самом деле не существует - приписываем, напр., предмету качество, которого он в действительности не имеет, ставим лицо в положение, которого оно не занимает в действительности,

Понимание личности с позиций гуманистической психологии. (Г. Оллпорт,А. Маслоу, К. Роджерс и др.)

К. Роджерс (основатель гуманистического направления) при рассмотрении личности опирается на принцип ее самоактуализации. Согласно этому принципу, основной мотив поведения личности — стремление к самоактуализации. Она состоит в реализации личностью своих способностей с целью сохранить жизнь, сделать себя более сильной, а жизнь — более удовлетворяющей ее.

Гуманистическая психологияисследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста. В каждом нормальном человеке заложена тенденция к самовыражению и самореализации.

Другой кардинальной идеей А. Маслоу была концепция иерар­хии фундаментальных потребностей,которые развиваются от низ­ших к высшим. Это:

*физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.)

*потребность в любви и принадлежности,

*потребность в уважении,

*потребность в самоак­туализации.

Согласно учению Маслоу, основной потребностью человека является потребность в самоактуализации- реализации потенциальных возможностей человека, его способностей и таланта.

Особенности гуманистического подхода к пониманию личности

Гуманистический подход – это система мировоззрения, основанная на утверждении о том, что человеческая личность является высшей ценностью социума и этим обуславливается необходимость выбора пути построения системы образования и воспитания.

Гуманистические направления учения основываются на приоритетном положении личности и признании ее главной ценностью, наделенной правами на свободное и полноценное развитие и раскрытие своих природных задатков. При этом человек рассматривается, как целостная личность, его интеллектуальные знания, рефлексы, способности, потребности и стремления представляют собой единую систему, элементы которой взаимодействуют друг с другом и могут эффективно развиваться только в единстве.

Гуманистический подход к пониманию личности получил развитие в результате выявления недостатков и непродуктивности иных направлений. Фундаментальную основу подхода составляет единство гуманитарных и естественных направлений научного знания, а также опора на философские учения. Гуманистический подход предполагает обращение приоритетного внимания на проблемы человеческого бытия, поиск смысла жизни, определение ценностных ориентаций, развитие творческих направлений деятельности, ответственности, развитие новых подходов к пониманию и развитию человеческой личности, развитие новых научных направлений о человеке. Приоритетное место занимает рассмотрение способностей и возможностей человека выбирать и направлять собственное развитие, управлять им и контролировать этот процесс.

Гуманистическое направление исследования личности пришло на смену психоанализу и было нацелено на разработку инновационной концепции личности, ориентированной на построение более эффективной жизненной теории, полезной и продуктивной.

Готовые работы на аналогичную тему

Приоритетным направлением исследования гуманистической теории стала творческая личность, необходимость ее становления, совершенствования и развития. Такая личность должна обладать навыками саморазвития, самоактуализации, самоанализа, самосовершенствования.

Гуманистические теории понимания личности базируются на следующих принципах:

  1. Принцип приоритетности значения сознательного опыта деятельности.
  2. Принцип целостного характера человеческой природы.
  3. Принцип упора на развитие свободной воли, инстинктивности и творческой силы личности.
  4. Принцип исследования разнообразных направлений, факторов и условий жизнедеятельности человека.

Гуманистическое направление исследования определяет ценности и философские предпосылки, которые лежат в основе его подхода к человеческой личности.

Гуманистический подход ориентируется на исследование смыслового строения человеческой личности, ее высших ценностей, свободы, любви к прекрасному, нравственных свойств развития, межличностного общения.

Гуманистический подход к пониманию личности базируется на трех основных теориях:

  • Теория самоактуализации А. Маслоу.
  • Теория личностных черт Олпорта.
  • Теория личности Роджерса.

Теория самоактуализации А. Маслоу

Данная теория основывается на постановке проблемы мотивации личности. А. Маслоу утверждал, что основным свойством развития личности, ее природы является социальность, которая лежит в основе всех процессов и направлений развития.

Согласно теоретической концепции Маслоу, общественный уклад, его негативные факторы, традиции и обычаи, условия воспитания и образования определяют поведение личности и ее развитие. Асоциальное поведение является не результатом природного развития, а обуславливается именно социальными свойствами.

Процесс мотивации личности является движущей силой прогресса ее развития. Она осуществляет преобразовательные мероприятия в личностном балансе, что в итоге приводит к ее росту, совершенствованию процессов развития, самоактуализации личности т.е. желания и стремления стать тем, кем он может стать. Именно самоактуализация личности и процессы, связанные с ней занимают центральное место в его теории. При этом, развитие этого процесса может происходить только при особых условиях, к которым относится удовлетворение основных потребностей физиологического характера, в любви, уважении, безопасности. Маслоу была составлена пирамида человеческих потребностей, определяющих самоактуализацию личности, которая представляет собой врожденную потребность личности.

Рисунок 1. Пирамида А. Маслоу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Теория личностных черт Олпорта

Данная теория базируется на утверждении о том, что личность человека обладает разнообразными предрасположенностями, определяющими его реакции на те или иные процессы и жизненные ситуации и, при этом, каждая личность наделена исключительными свойствами, которые отличают ее от других людей.

Человеческая личность рассматривается в качестве сложной, но при этом открытой системы, подверженной воздействию сторонних факторов, которые обуславливают формирование множественных Я-личности.

Потребностно-мотивационная область личности занимает важное значение в ее развитии. Она состоит из двух уровней:

  1. Уровень мотивов нужды.
  2. Уровень мотивов развития.

Мотивы развития составляют приоритетное положение, составляя ядро личности –Я, путем их преобразования в человеческие ценности. Именно мотивы составляют фундамент для последующего формирования целей своей жизнедеятельности и развития новых возможностей.

Рисунок 2. Теория личностных черт Олпорта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Теория личности Роджерса

Данная теория основывается на том, что индивид существует в мире, который постоянно преобразуется, занимая в нем центральное место. Его индивидуальное пространство называется феноменальным миром. Он состоит из чувств, осознание которых получило название символизации объекта. Как правило, все образы личностного мира не осознаются человеком, оставаясь невнятными и составляя базу формирования нового опыта, смысловое назначение которого понятно только самой личности.

Поведение и поступки человека в обществе понимаются с позиции субъективного личностного восприятия и познания окружающего мира. Человек обладает свободой выбора пути своего развития и своей судьбы. При этом, природными качествами личности является добродушие и стремление к непрерывному развитию и совершенствованию.

Рисунок 3. Теория личности Роджерса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В истории психологии существует множество школ, предметом изучения которых являлись те или иные факты действительности и психологические проявления у людей. С давних времен исследователей интересуют вопросы, связанные с межличностным взаимодействием людей, объяснением причин поведенческих реакций. Разные психологические школы по-своему трактовали поведенческие реакции, ставя во главу угла те или иные критерии и параметры. Так, например, бихевиористский подход предлагает все поступки человека трактовать с точки зрения его поведения, отрицая сознательный компонент личности. Основатели бихевиоризма полагали, что основой мыслей и чувств людей могут считаться двигательные акты и стереотипы реагирования, накопленные в процессе жизни.

Желание изучать действительность и поведение

Желание изучать действительность и поведение

Определение бихевиоризма в психологии

Бихевиоризм это направление в психологии, которое занимается изучением особенностей поведения животных и человека. Этот научный подход изменил господствующие взгляды ученых на психику.

Бихевиоризм это американское направление психологии. Основоположником бихевиоризма стал Дж. Уотсон. Исследователь критиковал положения структурной, функциональной и ассоциативной психологий.

Интересно. До появления бихевиоризма исследователи предпринимали попытки объяснения особенностей реагирования людей через сознание.

Суть подхода, плюсы и минусы

Теория бихевиоризма важным определяющим фактором поведенческих реакций человека и животных считает стимул, в качестве которого может выступать любое внешнее воздействие.

Со временем сторонники поведенческого подхода осознали ограниченность разработанной ими теории. Однако это направление психологии нельзя считать неактуальным. Сегодня бихевиоризм кратко применяется в психотерапии и ряде других прикладных наук, связанных с изучением социального взаимодействия людей.

Внимание! Противопоставление бихевиоризму в психологии – это концепция когнитивного подхода, где основным объектом изучения являются интеллектуальные способности и мыслительная деятельность.

Как самостоятельное течение, бихевиоризм в психологии имеет следующие плюсы:

  • Предметом исследования данного направления являются поведенческие реакции. Для того чтобы их зафиксировать, в исследованиях применяются метод наблюдения и описательная статистика. На фоне альтернативных подходов к изучению человека бихевиоризм оперирует реальными фактами, которые исследователь видит.

Поведенческие реакции

  • Открытие нового в поведении, определение причин поведенческих реакций осуществлялись в ходе специально организованного эксперимента, где четко продумывались условия. Это давало возможность сравнения результатов у разных групп испытуемых.
  • Психологические особенности личности изучались в этой школе объективно. Наблюдение, в отличие от интроспекции, позволяло экспериментатору не вмешиваться в протекание исследования, а только констатировать и описывать увиденное.

Несмотря на ряд достоинств, данная научная концепция обладает некоторыми недостатками:

  • Исследователи не выделяли различий в поведении животных и человека. Определенные сходства между организацией психической жизни животных и людей есть, но это не дает права их уравнивать. Так, например, животным, как и людям, доступны некоторые эмоциональные переживания, но при этом способность к эмпатии является исключительно человеческим проявлением.
  • Авторы подхода полностью игнорировали сознание как рациональное звено социальной активности человека. Идея концепции состояла в изучении стимулов поведения. Однако без учета способности людей к рассуждению и анализу ситуации такая схема объяснения поведения выглядит однобокой.
  • Мотивационный блок личности и ее ценностные ориентации игнорировались. Поведение сводилось к совокупности действий человека. Его потребности, желания и эмоции не рассматривались в качестве причин тех или иных действий.
  • Социальные основания поведенческих реакций не принимались во внимание. При этом наблюдать своеобразие поведенческих проявлений можно только в условиях межличностного взаимодействия. Если человек находится в одиночестве, он не будет проявлять эмоциональность и свойственные ему типологические особенности деятельности.
  • Ученые полагали, что на одинаковые внешние воздействия реакции людей будут схожими. Индивидуальность личности и ее способность сознательно выбрать вариант реагирования не принимались в учет.

Мотивы возникновения бихевиоризма

Бихевиоризм в психологии зародился в последние годы 19 века в результате обнаружения несовершенства интроспекции как научного метода. Известные ученые усомнились в достоверности результатов, получаемых с помощью самонаблюдения.

Необъективность самонаблюдения

Можно выделить такие мотивы возникновения поведенческого подхода в психологии, как:

  • Достижения зоопсихологии, развитие концепций детской психологии (в этих науках метод самонаблюдения не может применяться в качестве основного диагностического инструментария).
  • Положения концепции Дж. Локка в философии о том, что человек от рождения не обладает понятиями. Мыслительный компонент структуры поведения отрицался. В философии Дж. Локка поведение и деятельность человека объяснялись средой его обитания.
  • Положения биологического подхода о том, что воздействие любого стимула вызывает определенную реакцию.
  • Реакции организма на воздействие стимула поддаются измерению, их можно зафиксировать. Это значит, что эти реакции могут считаться предметом изучения науки.
  • К моменту появления бихевиоризма науке уже были известны эксперименты и выводы Павлова, который изучал рефлексы у животных.

Теория бихевиоризма

  • Теоретическую базу: поведение человека обусловлено физиологическими рефлексами (одни формы поведения являются врожденными, другие – передаются по наследству);
  • Предмет изучения: поведение и различные поведенческие реакции;
  • Основной метод – наблюдение;
  • Гипотезу: зарождение поведения происходит в результате действия стимулов (если известен стимул, можно предугадать реакцию) и систематического обучения (понятными примерами этого являются овладение речью и формирование мышления);
  • Условие подтверждения гипотезы: развитие психических функций способствует закреплению приобретенных навыков;
  • Задачу направления: формировать и контролировать поведение людей.

Важно! Бихевиоризм – это систематический подход, имеющий четкую структуру. Согласно положениям этой научной школы, поведение человека – это совокупность внешних реакций, которые возникли в результате воздействия на организм внешних раздражителей.

Представители и основные идеи

Основатель бихевиоризма – Дж. Уотсон

Основатель бихевиоризма – Дж. Уотсон

Основателем бихевиористического подхода является Дж. Уотсон. Кроме этого ученого, были и другие представители данной психологической школы. Например:

  • У. Хантер, который в 1914 году разработал отсроченную схему для изучения поведения. Работы этого автора впоследствии были отнесены к необихевиоризму. Он занимался изучением поведения обезьян: животное видело, в какой ящик человек кладет банан, после чего между обезьяной и ящиком на 40 секунд устанавливали непрозрачную перегородку. Когда перегородку убирали, обезьяна безошибочно открывала тот ящик, куда экспериментатор положил банан. Его опыты с обезьянами доказали, что животное продолжает реагировать на стимул, даже если он уже прекратил действовать.
  • К. Лешли формировал у животных простые навыки методом дрессуры, затем удалял тот или иной отдел мозга, чтобы определить, участвовал ли он в выработке тренируемого навыка. Как выяснилось в ходе экспериментальной деятельности, несмотря на удаление того или иного отдела мозга, навык, сформированный в результате дрессуры, сохранялся. В случае исключения из комплексной мозговой деятельности одного структурного звена его функции компенсируются работой других отделов мозга. Исследователь пришел к выводу, что сложный поведенческий акт – это результат совокупной работы отделов мозга. Он доказал, что при необходимости отделы мозга могут быть взаимозаменяемыми.

Исследования Торндайка

Э. Торндайк на основе бихевиористских идей разработал теорию оперантного научения, в основе которой лежит метод проб и ошибок. Положительные формы поведения он предлагал закреплять похвалой и выражением одобрения, а отрицательные – пресекать с помощью порицания, наказания, осуждения.

Кроме того, он доказал наличие связи между идеями в сознании человека и его движениями. Согласно его подходу, стимулом для реакции служит не просто раздражитель, а проблемная ситуация. Она вынуждает человека приспосабливаться к изменившимся условиям, вырабатывая новую форму реагирования.

Теория Павлова

Важно! Корни бихевиоризма находятся в биологии и зоологии. Разница между данными науками и психологическим течением, изучающим поведение, заключается в том, что специалисты в области фундаментальных наук проводили опыты только на животных, а бихевиористы стали привлекать к участию в экспериментах людей.

Биология и зоология

Биология и зоология

Идеи отечественного физиолога И.П. Павлова оказали существенное влияние на понимание того, что такое бихевиоризм. Исследователь доказал, что в основе поведенческих реакций лежит безусловная рефлекторная деятельность. Если изменять условия проявления поведенческих особенностей, то изменится реакция животного на стимул. Так, И.П. Павлов пришел к выводу о том, что у человека есть возможность формирования необходимой модели поведения животного.

Направления бихевиоризма

В результате бихевиоризм распался на несколько направлений:

Зарождение бихевиоризма произошло в 19 веке. Первоначальные методологические основы этого подхода нельзя брать для работы в неизменном виде. Однако сегодня достижения этой психологической школы находят применение в психоанализе, политологии и менеджменте.

Бихевиоризм в менеджменте

Бихевиоризм в менеджменте

Видео

Читайте также: