Какую пользу школьнику может принести знание теории стресса кратко

Обновлено: 04.07.2024

Полноценная жизнь без нервного напряжения невозможна. Наши дети будут много раз за свою жизнь испытывать стресс: когда впервые окажутся вдали от родителей, когда получат плохую оценку в школе, когда поссорятся с лучшим другом, впервые опоздают… Все эти кратковременные стрессовые ситуации — часть нормального хода жизни: они естественны и отчасти полезны. Но бывает и такой стресс, который парализует ребенка, давит на него, не дает жить и развиваться.

Школа: новые факторы стресса

Наиболее частые стрессовые факторы для школьника — это следующие:

Несколько слов об эмоциональном насилии

Если вы заметили, что учитель относится к детям отчужденно, безразлично, холодно, если вымещает агрессию на детские тетрадки или пишет длинные гневные замечания в электронный дневник — притом что ребенок не совершил ничего непоправимого и ужасного, — постарайтесь не разжигать конфликта, но защитить ребенка и, по возможности, оказать помощь педагогу: выслушать, предложить посильную помощь. Если не удается установить контакт с педагогом и смягчить давление, возможно, лучшим вариантом для ребенка будет поменять класс или школу, но только с согласия ребенка. В любом случае, нахождение в стрессовой ситуации в течение почти всей недели создает угрозу психическому и физическому здоровью ребенка.

Как воспитать стрессоустойчивость?

Кратковременный стресс действительно неплохо закаляет и дает хороший жизненный опыт, но только в том случае, если ребенок будет проходить через стрессовые ситуации с поддержкой близких.

Оставлять его без помощи и позволять стрессу переходить в хроническую форму — это не школа жизни, а расшатывание детской психики.

Есть одна правильная тактика укрепления детской психики перед стрессом: укреплять самого ребенка и создавать все условия, чтобы он ощущал, что у него есть надежный тыл, и сам успешно решал все сложные жизненные задачи.

Повышают стрессоустойчивость школьника:

Стресс под нашим контролем

Человек очень гибок и адаптивен: он привыкает к тому, что его окружает, и подстраивается под любые обстоятельства. Наша задача, как родителей школьников, — сделать так, чтобы эти обстоятельства были посильными для детской психики.

Также не всегда в наших силах исключить из жизни причину стресса. Нельзя остановить начавшийся развод или отменить переезд на новую квартиру, не получится в школе заниматься только интересными предметами и только с любимыми педагогами.

Но любое нервное напряжение может сгладить поддержка, терпение и интерес к состоянию ребенка.

И еще стоит запомнить: мозг лучше всего делает то, что делает чаще всего. Иными словами, в наших силах натренировать мозг ребенка на успех, на ровное чередование напряжения и отдыха, спокойное отношение к трудностям и увлеченный поиск решений. В этом, возможно, и заключается основная задача воспитания.

5 месяцев назад

Вопросы и задания
1. Какие антропогенные опасности вам известны?
2.В чём различие психических функций полушарий мозга человека?
3.Какую пользу школьнику может принести знание теории стресса?

1. Антропогенные опасности во многом обусловлены недостаточным вниманием человека к проблеме безопасности, склонностью к риску и пренебрежению опасностью. Часто это связано с ограниченными знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления.

2. Внешний слой серого вещества полушарий — это кора мозга, поддерживаемая внутренним слоем белого вещества. Два полушария соединены между собой комиссурами — поперечными пучками нервных волокон. Главной из этих комиссур является толстая пластина мозолистого тела; она простирается спереди назад на 8 см и состоит из 200—250 млн нервных волокон, идущих из одного полушария в другое.[1] Меньшие соединения, включая переднюю и заднюю комиссуры, а также свод мозга, передают информацию между двумя полушариями для координации локализованных функций. В каждом полушарии различают наиболее выступающие спереди, сзади и в стороны участки

3. Если по логике, никакую. От стресса школьник может умереть, как и любой другой человек. Чаще это происходит от перенагрузки. Какже это может происходить от ссор

Почему в ХХ в. потребовалось создание науки о безопасности жизнедеятельности?

2. Почему невозможно обеспечить абсолютную безопасность на транспорте, в школьной столовой, других общественных местах?

4. Как применить стратегию безопасности жизнедеятельности в обычной жизни школьника?

5. Какую пользу школьнику может принести знание теории безопасности жизнедеятельности?

6. Используя дополнительные источники информации, выясните, какую ответственность за безопасность школьников несёт педагог, сопровождая обучающихся на экскурсию.

7. Оцените полезность (понятность, целесообразность) правил пожарной безопасности, которые указаны в плане эвакуации в помещениях школы, больницы, спортивного клуба, магазина.

1.Потому что технологическое, экономическое, экологическое и т. п. развития многократно увеличили риски для человечества.

Почему невозможно обеспечить абсолютную безопасность на транспорте, в школьной столовой, других общественных местах

5. Плюсы изучения ОБЖ в школе:
Подготавливает людей к опасностям жизни
Учит элементарным нормам безопасности
Учит жить в этом мире и быть готовым ко всему
Учит выживать в экстренных случаях
Учит оказывать помощь себе и другим
Развивает силу и выносливость
Способствует здоровью. Речь о практической части с тренировками и т. д.

7. 8 Правил поведения при пожаре

1.Сначало надо сообщить взрослым (родителям, учителю и т. д)

2.Надо рассказать о точном месте пожара и что горит

3.Нельза самому пытаться потушить пожар

4.Не паниковать действовать чётко!

5.При себе надо иметь носовой платок для защиты от дыма. Дышать дымом очень опасно

6.Держаться рядом со взрослыми

7.После выхода из горящего здания нужно посмотреть все ли выбролись из здания

8.Если ты заметил что кто то остался в здании нужно сказать взрослым не в коем случае нельзя пытаться самостоятельно кого то спасти.

4.
например по пути тебя не собьёт машина т к ты ознакомлен с правилами безопасности на дороге, ты знаешь, что нельзя подходить к незнакомым людям, поскольку ты знаешь, что нельзя ходить под крышами домов в оттепель, то тебе на голову не упадет глыба льда

Трифонова Татьяна Яковлевна

Управление стрессом сложная задача, но освоить простейшие методы снятия стресса может каждый. Основой снятия стресса является умение расслабиться. Смысл расслабления – снять физиологическое и психологическое напряжение.

ВложениеРазмер
nauchnaya_rabota_2013.doc 475 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Хворостянка

ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ

Стресс и его влияние на организм школьника

Авторы: Пичугина Мария, ученица 11а класса

Шишкина Анна, ученица 11б класса

Научный руководитель: Трифонова Татьяна

Яковлевна, учитель биологии ГБОУ СОШ

2. Цели и задачи 4

4.Понятие стресса 5

5.Признаки стресса 6-7

6.Причины стрессов 7-9

7.Влияние стресса на организм 10-11

10.Как защитить организм от чрезмерных напряжений и не допускать перехода отрицательных эмоций в устойчивую форму. 17-18

11. Регуляторы настроения 18

12. Создание комфортной среды 19

13. Быстродействующие средства успокоения нервов 20

14. Техника релаксации 20-21

15. Заключение 22

16. Список используемой литературы 24

17. Приложение 25-27

Стресс. Этот научный термин звучит теперь всюду - на работе и дома, в кругу друзей, в книгах и телепередачах. Стрессы – вечный спутник жизни человека. Они необходимы для нормальной жизни и обеспечения здоровья человека. Стрессы опасны тогда, когда их воздействия превышают адаптационные возможности человека. Поэтому можно говорить о хорошем и плохом стрессе. Однако по мере развития цивилизации стрессовость жизни и деятельности людей возрастает, всё более нарастает негативное воздействие стрессовых обстоятельств на психику и физиологию человека: техногенных катастроф, стихийных бедствий, социальных потрясений, насилия, этнических, межрегиональных, религиозных и других конфликтов.

Психологические травмы, возникающие в результате стрессовых воздействий, могут привести к стойким изменениям в личности как у участников этих событий, так и у членов их семей, близких, к нарушениям и даже разрушению психического и физического здоровья.

По данным Всемирной организации здравоохранения 45% всех заболеваний связанно со стрессом, причем некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше. По данным исследования, 30-50% посетителей поликлиник – это практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в улучшение эмоционального состояния. Наверное, каждый из нас может найти среди своих знакомых тех, кто сохраняет хорошее здоровье, жизнерадостность и отзывчивость, несмотря на беспрерывные, многочисленные стрессы. В тоже время, есть и другие – болезненные и недоверчивые, хотя стрессов избегают и живут вроде без напряжений. Может быть, стресс иногда не только вреден, но даже полезен? Каково влияние стресса на человеческий организм? В чем причины стресса и каковы его следствия? На эти и ряд других вопросов мы и попытаемся ответить в нашей научной работе.

Цели данной работы : изучение проблемы стресса, причины возникновения, влияния стресса на организм человека, способы снятия нервного напряжения.

Объектом исследования является стресс.

Предмет исследования : стресс и его влияние на организм человека

К з адачам данной работы относится:

1) рассмотреть понятие и основные характеристики стресса,

2) дать определение понятию стрессоустойчивости

3) выяснить, как часто учащиеся 10-11 классов испытывают нервное перенапряжение или стресс.

Стресс - это процесс внутренних изменений в системах организма в ответ на любое сильное или продолжительное воздействие окружающей среды.

Стресс - это древнее приобретение эволюции: в состояние стресса способны впадать все без исключения живые организмы: от одноклеточных растений и животных до млекопитающих.

Впервые о стрессе в 1936 году заговорил канадский физиолог Ганс Селье. Он отметил, что реакция организма на разные лекарственные вещества изначально одинаковая: общее недомогание, потеря аппетита, температура, озноб, ломота и боли в суставах. Эту реакцию он назвал общим адаптационным синдромом, который позже получил название стресса.

Селье выделил три стадии развития стресса. Первая – реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления. В этот период может наблюдаться стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удаётся устранить и преодолеть, наступает третья стадия – истощение. Защитные возможности организма снижаются. В этот период увеличивается опасность заболевания.

В отечественной психологии исследования стресса тесно связаны прежде всего с разработкой проблем психической напряженности и эмоционально-волевой устойчивости, оказывающих большое, а порой и решающее влияние на профессиональную деятельность человека. Однако психологические проблемы стресса не ограничиваются и не сводимы к психической напряженности и эмоционально-волевой устойчивости. Они включают также проблемы гнева, агрессии, паники, утомляемости, фобий и других феноменов индивидуальной и групповой, массовой психики.

Таким образом, под стрессом понимается общее явление, включающее в себя совокупность стрессовых факторов, ситуаций, обстоятельств и возникающих под их влиянием стрессовых состояний у людей.

Стресс - это не заболевание и не патология, стресс - это норма жизни.

1.Признаки острого (кратковременного) стресса.

Телесные проявления: изменение частоты сердцебиения, поверхностное

дыхание, ускорение ритма дыхания. При повышении напряжения краснеет или бледнеет кожа лица и шеи, увлажняются ладони, расширяются зрачки, повышается или понижается активность некоторых желез внешней секреции (слюнных, потовых).

Поведенческие проявления: изменение мимики, тембра голоса и интонаций, скорости, силы и координации движений. Сжатие губ, напряжение жевательных мышц. Грустный, унылый или обеспокоенный взгляд. Двигательное беспокойство и частая смена поз, или, наоборот, - пассивность, заторможенность, вялость в движения.

Переживание напряжения у некоторых людей даже в очень ответственные моменты может не иметь соответствующего выражения во внешнем облике и поведенческих проявлениях. Человек может отрицать у себя чувство тревоги и страха, показывать внешне ровное, спокойное поведение, расслабленность и раскрепощенность. Попытки такого преодоления могут наблюдаться у тех, кто намеренно пытается скрыть свои переживания, например, у стеснительных людей. Отрицание напряжения может быть и у тех, кто неспособен к анализу своего психического состояния, не имеет никаких навыков самообладания.

2.Признаки затяжного (хронического) стресса.

К наиболее частым проявлениям относятся следующие:

- ощущение потери контроля над собой;

- недостаточно организованная деятельность (рассеянность, принятие

ошибочных решений, суетливость…);

- вялость, апатия, повышенная утомленность;

- расстройство сна (в том числе, более долгое засыпание, ранее

Для обнаружения стресса стоит учесть и другие его симптомы, такие как:

- раздражительность, снижение настроения (придирчивость, необоснованная

- увеличившееся количество выпитого алкоголя;

- увеличившееся потребление психоактивных средств (успокоительных,

- расстройства половой функции;

- неблагополучное физическое состояние (головная боль, боли в мышцах).

Наиболее частыми средовыми и ситуационными причинами стресса являются следующие:

1. Влияние окружающей среды (шум, загрязнения, жара, холод. ).

Интересный факт: Оказывается, тишина тоже имеет свойство раздражать.

2. Нагрузки (повышенной интенсивности):

- физиологические (болезнь, расстройство, травма, беременность);

- информационные (чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять,

- эмоциональные (нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровень

- рабочие (значительные изменения на работе, трудности и конфликты в

3. Монотония в трудовой деятельности, в эмоциональных контактах.

4. Повседневные раздражители: отсутствие необходимых удобств, мелкие ссоры

с окружающими, дискомфортная психологическая атмосфера в общественном

транспорте, затянувшиеся ожидания.

5. Отсутствие привычных, желаемых социальных связей, социальная изоляция

или депривация, нарушение эмоционально значимых межличностных отношений.

6. Тяжелые жизненные ситуации: болезни, смерть близких людей, трудности,

переживаемые близкими, потеря (или угроза потери) работы, стремительные

изменения условий жизни.

7. Переломные этапы жизни: свадьба, развод, рождение детей, уход детей из дома, начало или окончание обучения, ситуации конкурса или испытания, новая работа, выход на пенсию, новое место проживания.

8. Материальная необеспеченность.

9. Ситуации неопределенности, ситуации конкретной угрозы.

Ученые Т. Холмс и Р. Рей на основе многолетних исследований составили

перечень наиболее частых перемен в жизни, вызывающих стресс. Некоторые из них приведены ниже. Последовательность в этом списке определяется на основании эмоциональной значимости каждого события.

|Событие жизни Единица значимости

|1. Смерть супруга (супруги) 100

|3. Разрыв с партнером 65

|4. Отбывание наказания в тюрьме 63

|5. Смерть близкого родственника 63

|6. Травма или болезнь 53

|7. Уход на пенсию 45

|8. Болезнь члена семьи 44

|9. Смена места работы 36

|10. Растущие долги 30

|11. Конфликты с начальством 23

|12. Нарушение сна 16

|13. Штраф за нарушение правил уличного 12

Как видно из таблицы, наиболее опасны для человека интенсивные

психотравмирующие события, обусловленные потерей очень близких людей.

Особую проблему представляет городская среда (плотность населения, напряженное дорожное движение, шум и другие экологические неблагополучия). К числу механизмов защиты от ее стрессогенного воздействия относят аутизм (уход в себя, отгороженность от внешнего мира, потеря эмоционального контакта с окружающими), депрессию, употребление наркотиков. Изучение средовых стрессоров (неблагоприятных факторов) на выборках горожан в Индии

и Америке выявило сходные результаты. Фактор перенаселенности оказался ведущим, более сильным, чем остальные стрессоры. Он усугубляет патогенное воздействие острых социальных стрессоров на психику человека.

Шкала нервных профессий

Специалисты-психологи составили шкалу для полутора сотен профессий. Степень стресса они определяли по частоте сердечных приступов, дорожных происшествий, разводов, подверженности алкоголизму и другим факторам (по 10-бальной системе).

Первое место прочно занимают шахтёры – 8,3 балла. Даже работники охраны правопорядка следуют за ними с заметным отрывом (7,7). Журналист и строитель, оказывается, нервничают точь-в-точь как пилот (7,5), обойдя по этой части актёра (7,2) и стоматолога (7,3), политического и общественного деятеля (7,0), врача (6,8), учителя (6,2), продавца (5,7). Водитель такси (6,8) подвержен стрессу куда больше, чем его коллега, работающий на автобусе (5,5). Кто бы мог подумать: кинорежиссёр треплет свои нервные меньше акушерки (6,5), музыкант не уступает в этом отношении пожарному (6,3), а дипломат находится в равных условиях с крестьянином (4,8)! И все они опережают профессионального военного (4,7), работника сферы обслуживания (4,4).

К относительно благополучным можно причислить профессии художника (4,2), архитектора (4,0), почтальона (4,0), работника банка (3,7), программиста (3,7). Ну а тем, кто хочет покоя, лучше всего работать в библиотеке (2,0) или, на худой конец, в музее (2,8).

Влияние стресса на организм человека .

В 1992 году Всемирная организация здравоохранения включила стресс в список наиболее распространённых причин заболеваний в мире. Были получены достоверные сведения о том, что при стрессовом состоянии из крови человека могут полностью исчезнуть иммуноглобулины – белковые молекулы, отвечающие за иммунитет.

Почти 80% всех болезней провоцируется подавленным душевным состоянием. Психоэмоциональный стресс влияет на все системы человеческого организма. У человека, переживающего стресс, в первую очередь нарушаются функции мозга. В коре головного мозга формируется нейропептидный фон, который и удерживает человека на плаву, выравнивая его физическое состояние и давая возможность усилием воли контролировать

его. Но компенсаторные возможности мозга человека не беспредельны. Рано или поздно они истощаются, отсюда – целый букет психосоматических заболеваний. Одно из первых – нарушение сна.

Гипертония, язвенная болезнь, неврозы также возникают не сами по себе, а в результате хронического стресса. Жертвами стресса являются не только слабые люди, но и целеустремлённые люди, трудоголики.

Сердечно-сосудистые заболевания – гипертония, ишемическая болезнь, а также мигрень и болезнь Рейно – следствие повторных сосудосуживающих симпатических реакций при стрессе.

Напряжение мышц, связанное со стрессом, вызывает различные патологические симптомы: головные боли, боли в пояснице, мышцах шеи. В ряде исследований выявлена возможность влияния стресса на развитие и течение ревматоидных артритов.

Во время стресса в организме очень быстро сгорают витамины. По данным вице-президента Международного центра профилактики стресса, профессора Николая Фудина, в организме людей, находящихся в стрессовом состоянии, обнаруживается дефицит микроэлементов и важнейших витаминов: витамина С – на 86%, Е – 45, А – 30, В – 66, В2 – 76, В6 – 90%. Даже если ежедневно есть овощи и фрукты, это не спасёт.

Иммунная система слабеет на фоне длительного стресса, оставляя человека незащищённым перед любыми вирусами. В результате банальная простуда переносится гораздо тяжелее и чревата осложнениями.

Стресс имеет ещё одну неприятную способность: он никогда не проходит бесследно, он накапливается, приближая нас к пределу жизнеустойчивости. Неврозы, бессонница, заболевания сердца, желудка. Медики считают: стресс может запустить механизм развития рака. И отразиться на будущем потомстве – у детей могут произойти изменения гормонального фона.

Стрессоустойчивость — представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. Вместе с тем, искусственное занижение уровня чувствительности к внешним раздражителям, сопряжённое с этим качеством, в некоторых случаях может привести к чёрствости, отсутствию сильных эмоций и безразличию — то есть к свойствам, которые нередко приводят к негативным результатам в семейной и общественной жизни человека.

Стрессоустойчивость — качество непостоянное, и следовательно его можно развивать (повышать) тренировкой (психотренинг), привычкой к ежедневному напряженному творческому труду.

Выявление стрессоустойчивости учеников 10-11 классов.

Читайте также: