Принципы деятельности органов внутренних дел кратко

Обновлено: 02.07.2024

Принципы полиции – это исходные основополагающие начала, на которых формируется законодательство, определяющее деятельность полиции и которыми должны руководствоваться все сотрудники полиции в своей практической деятельности.

Рассмотрим эти принципы.

1. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина (ст. 5 Закона о полиции)

Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

2. Принцип законности (ст. 6 Закона о полиции).

Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.

Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.

3. Беспристрастность (статья 7 Закона о полиции)

Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.

Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

4. Принцип открытости и публичности полиции (ст. 8 Закона о полиции).

Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

По заявкам редакций средств массовой информации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе учреждать средства массовой информации для освещения деятельности полиции.

5. Принцип общественного доверия и поддержки граждан (ст. 9 Закона о полиции).

Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.

В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или обучения гражданина в соответствии с его пожеланиями.

Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.

Общественные советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и организаций в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

6. Принцип взаимодействия и сотрудничества (ст. 10 Закона о полиции).

Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

Государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей.

Взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

7. Принцип использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем (ст. 11 Закона о полиции).

Полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.

Полиция в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями.

Полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает полиции возможность использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем основные итоги лекции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. 2009. №4. Ст.445.

2. Всеобщая декларация прав человека, одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. / Сборник международных актов о правах человека. М.: НОРМА-ИНфОРМ, 2016.

4. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 // Собрание законодательства РФ.1995. N 47. Ст. 4472.

5. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

1. Административное право: учебник / Под общ.ред. Каплунова А.И. – М.: ДГСК МВД России, 2011.

2. Административная деятельность ОВД: учебник для вузов / под ред.М. В. Костенникова, А. В. Куракина. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 521 с.

3. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских) : учебник в 2 ч. / под общ. ред. В. Л. Кубышко. Часть 1. - М. : ДГСК МВД России, 2016. - 228 с.

Дополнительная:

1. Булавин С.П. Система гарантий законности в условиях формирования правового государства // История государства и права. 2016. № 6.

2. Бутылин В.Н., Гончаров И.В., Барбин В.В. Обеспечение прав и свобод человека и граждани­на в деятельности органов внутренних дел (орга­низационно-правовые аспекты): Курс лекций. - М.: Академия управления МВД России, 2016.

3. Витрук Н.В. Соблюдение Конституции Российской Федерации как условие модерни­зации и прогрессивного развития современ­ной России // Современное общество и право. 2016, № 1.

4. Трошев Д.Б. Правовые гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина в деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России // Вестник МВД России // 2014. № 1.

Старший преподаватель кафедры

подполковник полиции О.П. Волошина

[1] О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 // Собрание законодательства РФ.1995. № 47. Ст. 4472.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.011)

Органы внутренних дел - государс­твенные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспе­чивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них настоящим Законом и иными законода­тельными актами Республики Беларусь.

Органы внутренних дел являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

Статья 2. Основные задачи органов внутренних дел

Основными задачами органов внут­ренних дел являются:

- защита жизни, здоровья, чести, до­стоинства, прав, свобод и законных ин­тересов граждан, обеспечение их личной и имущественной безопасности, защита интересов организаций;

- защита интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

- защита собственности от преступных и иных противоправных посягательств;

- профилактика, выявление, пресе­чение преступлений и административных правонарушений, расследование уголов­ных дел, ведение административного про­цесса в соответствии с их компетенцией;

- розыск лиц, совершивших преступ­ления, административные правонаруше­ния, лиц, скрывающихся от органов, ве­дущих уголовный или административный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответс­твенности, без вести пропавших и других лиц в случаях, предусмотренных законода­тельными актами Республики Беларусь;

- организация исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответс­твенности, административных взысканий;

- участие в реализации государствен­ной политики в области гражданства и миграции;

- оказание на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Рес­публики Беларусь, помощи гражданам, государственным органам, общественным объединениям и иным организациям в реализации их прав и возложенных на них обязанностей.

- на органы внутренних дел законодательными актами Республики Беларусь

могут быть возложены иные задачи.

Статья 3. Правовая основа деятельности органов внутренних дел

Правовой основой деятельности органов внутренних дел являются Конс­титуция Республики Беларусь, настоящий Закон, указы и декреты Президента Рес­публики Беларусь, иные акты законода­тельства Республики Беларусь.

Статья 4. Принципы деятельности органов внутренних дел

Деятельность органов внутренних дел осуществляется на принципах:

уважения и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан;

единства системы органов внутренних дел и централизации управления ими;

сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности;
независимости от деятельности политических партий и других общественных объединений.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Органы внутренних дел и их назначение

Органы внутренних дел - государс­твенные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспе­чивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них настоящим Законом и иными законода­тельными актами Республики Беларусь.

Органы внутренних дел являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

Статья 2. Основные задачи органов внутренних дел

Основными задачами органов внут­ренних дел являются:

- защита жизни, здоровья, чести, до­стоинства, прав, свобод и законных ин­тересов граждан, обеспечение их личной и имущественной безопасности, защита интересов организаций;

- защита интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

- защита собственности от преступных и иных противоправных посягательств;

- профилактика, выявление, пресе­чение преступлений и административных правонарушений, расследование уголов­ных дел, ведение административного про­цесса в соответствии с их компетенцией;

- розыск лиц, совершивших преступ­ления, административные правонаруше­ния, лиц, скрывающихся от органов, ве­дущих уголовный или административный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответс­твенности, без вести пропавших и других лиц в случаях, предусмотренных законода­тельными актами Республики Беларусь;




- организация исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответс­твенности, административных взысканий;

- участие в реализации государствен­ной политики в области гражданства и миграции;

- оказание на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Рес­публики Беларусь, помощи гражданам, государственным органам, общественным объединениям и иным организациям в реализации их прав и возложенных на них обязанностей.

- на органы внутренних дел законодательными актами Республики Беларусь

могут быть возложены иные задачи.

Статья 3. Правовая основа деятельности органов внутренних дел

Правовой основой деятельности органов внутренних дел являются Конс­титуция Республики Беларусь, настоящий Закон, указы и декреты Президента Рес­публики Беларусь, иные акты законода­тельства Республики Беларусь.

Статья 4. Принципы деятельности органов внутренних дел

Деятельность органов внутренних дел осуществляется на принципах:

уважения и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан;

единства системы органов внутренних дел и централизации управления ими;

сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности;
независимости от деятельности политических партий и других общественных объединений.

Характерные черты принципов деятельности полиции:

  1. это правовое положение, которое закреплено в законе;
  2. это основное правило, отражающее сущность деятельности полиции.

Действия (бездействие) сотрудников полиции, в процессе осуществления которых нарушаются принципы деятельности полиции, не могут быть признаны законными.

Учтите, что предлагаемая классификация по отношению к гл. 2 Федерального закона "О полиции" от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ рассматривает большее число принципов.

Различают следующие виды принципов деятельности полиции:

  1. общие (конституционные);
  2. специальные:
    • организационные;
    • тактические.

Общие (конституционные) принципы:

  1. законности;
  2. гуманизма;
  3. уважения прав человека и национального равноправия;
  4. сочетания гласности и профессиональной тайны;
  5. взаимодействия с государственными органами, общественными организациями, трудовыми коллективами и гражданами.

Специальные организационные принципы:

  1. научность и комплексный подход к решению задач;
  2. плановость;
  3. сочетание территориального и линейного принципов;
  4. единоначалие и коллегиальность;
  5. сочетание убеждения и принуждения;
  6. профилактическая направленность административной деятельности.

Специальные тактические принципы:

  1. оперативность;
  2. непрерывность и гибкость;
  3. комплексность сил и средств;
  4. маневренность;
  5. наличие резерва сил и средств.

Принципы деятельности полиции раскрываются в гл. 2 Федерального закона "О полиции" от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ.

К принципам деятельности полиции относятся:

  1. соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина;
  2. законность;
  3. беспристрастность;
  4. открытость и публичность;
  5. общественное доверие и поддержка граждан;
  6. взаимодействие и сотрудничество;
  7. использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.

Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.

Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами.

Полиция в соответствии с законодательством РФ предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.

В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями.

Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.

Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

При выполнении возложенных на нее обязанностей полиция может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством РФ.

Государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей.

Полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.

Она использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

Одной из главных отличительных особенностей повседневной деятельности сотрудников правоохранительных органов вообще, и сотрудников органов внутренних дел в частности, является то, что им приходится прибегать к ограничению прав и свобод человека.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью . Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2). Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина – главный признак правового государства. При этом в основном законе отмечается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17). Устанавливается необходимое равновесие любого гражданского общества, в котором каждый, обладая правами и свободами человека и гражданина, защищен государством от посягательства на них.
Сотрудники органов внутренних дел в рамках своей повседневной деятельности, связанной с ограничением прав и свобод человека, не вправе выходить за пределы, установленные Конституцией и законами. В частности, статья 55 Конституции РФ определяет основные принципы ограничения прав и свобод. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо:

  • в целях защиты основ конституционного строя,
  • в целях защиты нравственности,
  • в целях защиты здоровья,
  • в целях защиты прав и законных интересов других лиц,
  • в целях защиты обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Также сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

  • лица, совершившие побег из-под стражи,
  • лица, уклоняющиеся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок;
  • лица, уклоняющиеся от исполнения административного наказания в виде административного ареста;
  • лица, находящиеся в розыске;
  • лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;
  • лица, уклоняющиеся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера;
  • лица, совершившие побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение.

Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина отведена подразделениям органов внутренних дел Российской Федерации, которые обязаны решать вопросы противодействия преступности, обеспечивать безопасность населения и личности, а также защищать его имущественные и иные права от преступных посягательств. И, выполняя указанные обязанности, сотрудники подразделений органов внутренних дел должны руководствоваться законодательством Российской Федерации, а также соблюдать общепризнанные принципы и нормы современного международного права.

Юрисконсульт правовой группы
Отдела МВД России по г. Ессентуки
Светлана Коньшина

Читайте также: