Какие проблемы современной культуры обнаружил и описал шпенглер кратко

Обновлено: 02.07.2024

Если пробовать анализировать культуру и ее кризис в трудах О. Шпенглера и П. Сорокина, то можно найти много похожего и много различий.

Шпенглер называет культурами определенные общественные образования вместе с их характерными особенностями. Каждая нация, по его мнению, наделяет людей своей идеей, своими страстями, своей жизнью, и все культуры "строго привязаны на протяжении своего существования" к тем странам, которые послужили основой для их возникновения. Таким образом культура для него – это живое существо, живой организм, у которого есть своя душа, а также она, как и всякое живое существо, наделено своей определенной судьбой. Сорокин же считает, что культура это нечто большее, чем просто организм, это определенная система ценностей.

Сорокин, в отличии от Шпенглера, не стал сразу же искать определение культуре, он рассмотрел это явление более подробно. Как результат, Сорокин выявил три типа культур: идеационная, сенсетивная и идеалистическая. У каждой из этих культур есть свои отличительные характеристики и особенности. Шпенглер же говорит, что у каждого народа своя культура, которая является замкнутой и не соприкасается ни с какой другой культурой. Он опирается на более духовную часть культуры и никак не может представить о слияние культур.

Для того чтобы понять культуру Шпенглера, необходимо выявить ее стиль, понять какая идея заложена в ней, то есть определить ее символ. А для того чтобы понять культуры Сорокина, необходимо четко выявить хотя бы несколько отличительных черт, в которые входят: мировоззрение, система истины, формы искусства и ценности, этику и принципы, и правовую систему.

В результате анализа культур Шпенглера и Сорокина, нужно отметить, что главное различие их концепция заключалось в том, что Сорокин, в отличии от Шпенглера, придерживался теории о том, что культуры взаимопроникаемы, в то время как, Шпенглер утверждал, что культурные миры являются замкнутыми и взаимонепроницаемы, каждая культура живет своей особой жизнью.

Так же нужно отметить и определенное сходство, оба философа считали, что культура рождается, достигает зрелости, стареет и умирает. То есть получается, что ни одна из культур не может жить вечно.

При анализе кризисе культура, я хотела бы для начала отметить, что эти писатели придерживались двух совершенно разных теорий. Шпенглер считал, что наступлении цивилизации в обществе, является признаком скорой смерти культуры, в то время как, Сорокин писал, что культура не умирает, а дает возможность родиться новой культуре.

Если рассмотреть эти две теории графически, то получается вот что:

→ идеационная → идеалистическая → сенсетивная →

рождение → зрелость → старость → смерть.

По Шпенглеру гибель культуры происходит после ого, как «эта душа

Вывод.




Споры, какая из этих концепций более правдивая, ведутся до сих, и до сих пор происходят новые попытки осознать, что же такое культура и в чем проявляется ее кризис, то ли она умирает, то ли она просто перерождает, то ли что-то еще.

Список литературы.

1. В. М. Розин. Культурология: учебник для вузов / Розин В. М. – М.: Гардарики.2003. – 462 с.

2. П. С. Гуревич Культурология: учебник для вузов / Гуревич С. П. – М.: Проект.2005. – 336 с.

3. А. С. Кармин, Е. С. Новикова Культурология: учебник для вузов / Кармин А. С. – СПб.: Питер. 2008. – 464 с.

4. А. А. Радугин Культурология: учебное пособие / Составитель и отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 1998. - 304 с.

5. О. Шпенглер Закат Европы / Шпенлер О. – М.: Эксмо.2005. – 800 с.

7. А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая Культурология. Теория культуры: учебник для вузов / Садохин А. П. – М.: Юнити-Дана.2004. – 368 с.

8. А. И. Кравченко Культурология: учебное пособие / Кравченко А. И. – СПб.: Проспект.2008. – 288 с.

9. Н. О. Воскресенская Культурология: история мировой культуры / Воскресенская Н. О. – М.: Юнити-Дана.2007. – 759 с.

Если пробовать анализировать культуру и ее кризис в трудах О. Шпенглера и П. Сорокина, то можно найти много похожего и много различий.

Шпенглер называет культурами определенные общественные образования вместе с их характерными особенностями. Каждая нация, по его мнению, наделяет людей своей идеей, своими страстями, своей жизнью, и все культуры "строго привязаны на протяжении своего существования" к тем странам, которые послужили основой для их возникновения. Таким образом культура для него – это живое существо, живой организм, у которого есть своя душа, а также она, как и всякое живое существо, наделено своей определенной судьбой. Сорокин же считает, что культура это нечто большее, чем просто организм, это определенная система ценностей.

Сорокин, в отличии от Шпенглера, не стал сразу же искать определение культуре, он рассмотрел это явление более подробно. Как результат, Сорокин выявил три типа культур: идеационная, сенсетивная и идеалистическая. У каждой из этих культур есть свои отличительные характеристики и особенности. Шпенглер же говорит, что у каждого народа своя культура, которая является замкнутой и не соприкасается ни с какой другой культурой. Он опирается на более духовную часть культуры и никак не может представить о слияние культур.

Для того чтобы понять культуру Шпенглера, необходимо выявить ее стиль, понять какая идея заложена в ней, то есть определить ее символ. А для того чтобы понять культуры Сорокина, необходимо четко выявить хотя бы несколько отличительных черт, в которые входят: мировоззрение, система истины, формы искусства и ценности, этику и принципы, и правовую систему.

В результате анализа культур Шпенглера и Сорокина, нужно отметить, что главное различие их концепция заключалось в том, что Сорокин, в отличии от Шпенглера, придерживался теории о том, что культуры взаимопроникаемы, в то время как, Шпенглер утверждал, что культурные миры являются замкнутыми и взаимонепроницаемы, каждая культура живет своей особой жизнью.

Так же нужно отметить и определенное сходство, оба философа считали, что культура рождается, достигает зрелости, стареет и умирает. То есть получается, что ни одна из культур не может жить вечно.

При анализе кризисе культура, я хотела бы для начала отметить, что эти писатели придерживались двух совершенно разных теорий. Шпенглер считал, что наступлении цивилизации в обществе, является признаком скорой смерти культуры, в то время как, Сорокин писал, что культура не умирает, а дает возможность родиться новой культуре.

Если рассмотреть эти две теории графически, то получается вот что:

→ идеационная → идеалистическая → сенсетивная →

рождение → зрелость → старость → смерть.

По Шпенглеру гибель культуры происходит после ого, как «эта душа

Вывод.

Споры, какая из этих концепций более правдивая, ведутся до сих, и до сих пор происходят новые попытки осознать, что же такое культура и в чем проявляется ее кризис, то ли она умирает, то ли она просто перерождает, то ли что-то еще.

Список литературы.

1. В. М. Розин. Культурология: учебник для вузов / Розин В. М. – М.: Гардарики.2003. – 462 с.

2. П. С. Гуревич Культурология: учебник для вузов / Гуревич С. П. – М.: Проект.2005. – 336 с.

3. А. С. Кармин, Е. С. Новикова Культурология: учебник для вузов / Кармин А. С. – СПб.: Питер. 2008. – 464 с.

4. А. А. Радугин Культурология: учебное пособие / Составитель и отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 1998. - 304 с.

5. О. Шпенглер Закат Европы / Шпенлер О. – М.: Эксмо.2005. – 800 с.

7. А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая Культурология. Теория культуры: учебник для вузов / Садохин А. П. – М.: Юнити-Дана.2004. – 368 с.

8. А. И. Кравченко Культурология: учебное пособие / Кравченко А. И. – СПб.: Проспект.2008. – 288 с.

9. Н. О. Воскресенская Культурология: история мировой культуры / Воскресенская Н. О. – М.: Юнити-Дана.2007. – 759 с.

В 1918 году вышла в свет работа Шпенглера “Закат Европы”
и стала знаменитой.
Это книга -диагноз.
Автор не только изучает историю культуры, но и ставит вопрос о будущем европейской культуры, - вопрос,
на который сам автор дает неутешительный и горький ответ.
И в этом своем качестве книга Шпенглера - это предостережение.
Шпенглер предлагает отказаться от привычной для нас
схемы “Древний мир - Средневековье - Новое время”, в рамках которой обычно
прослеживались основные этапы развития мировой культуры.

Шпенглер отказывается от
стремления свести весь культурно-исторический процесс к одной
логике, пронизывающей всю историю и находящей свое завершение в некоей
высшей точке.
Для Шпенглера нет единой мировой культуры.
Есть лишь раличные культуры, каждая из которых имеет свою собственную судьбу :
“. У “человечества” нет . никакой идеи, никакого плана .
Вместо безрадостной картины линеарной всемирной истории . я вижу настоящий
спектакль множества мощных культур, с первозданной силой расцветающих из
лона материнского ландшафта, к которому каждая из них строго привязана всем
ходом своего существования, чеканящих на своем материале - человечестве -
собственную форму и имеющих каждая собственную идею, собственные страсти,
собственную жизнь, воление, чувствование, собственную смерть”.
Но и собственная “идея” каждой культуры, о которой говорит
Шпенглер, вовсе не аналогична идее культуры, как ее понимает например
Гегель. Если у Гегеля первичной была логика, то у Шпенглера первичной
является душа культуры.
Логика же, как впрочем и искусство, наука, политика, всегда вторичны по отношению к этой душе.
В шпенглерском понимании культура - это символически выраженная система, в которой
реализует себя соответствующая душа :
“Культура как совокупность чувственно-ставшего выражения души в жестах и трудах, как тело ее, смертное, переходящее . ; культура как совокупность великих символов жизни,
чувствования и понимания .

Современная западная цивилизация является цивилизацией, околдованной вещами. Производство вещей и максимальное обеспечение ими людей является главной целью и задачей индустриального общества. Общество, двигающееся по пути технического прогресса и на самом деле достигло высшего уровня материально-имущественного могущества, максимального обеспечения материальных потребностей и сочло его высшей ценностью и смыслом человеческого бытия.

Глубокий и многосторонний анализ западной цивилизации дан Освальдом Шпенглером. Ясно, что ошибочным было бы рассматривать его учение как одну из страниц исторического прошлого, истории философии. Хоть оно и стало собственностью истории, но видение проблемы Шпенглером непосредственно соотносится с современностью. И именно поэтому наше обращение к проблеме отчуждения культуры в учении Освальда Шпенглера не только продиктовано чисто теоретическим исследовательским интересом, но и обусловлено конкретными обстоятельствами.

Так обстоит дело с одной стороны. Но картина останется неполной и в значительной мере искаженной, если мы ограничимся только этой одной стороной. Шпенглер сегодня — действительно забытая сенсация. Но вопрос не исчерпывается только указанным фактором. Ведь, кроме пророчеств Шпенглера и его политико-футурологического кликушества, существует еще и философия жизни Шпенглера, включающая в себя и своеобразную философию культуры, и философию истории. И эти идеи немецкого философа не потеряли свой актуальности и по сей день. Прямо или косвенно, при явной отсылке к первоисточнику или при умалчивании такового, они и в настоящее время сохраняют и силу, и живучесть. Нам необходимо это помнить, необходимо иметь в виду эту актуальность шпенглеровского мировоззрения, чтобы преждевременно не списывать в архив истории философии концепцию, которая, в различного рода вариантах, претерпевая видоизменения, продолжает стимулировать отдельные тенденции современной буржуазной философии.
[65]

Прежде чем перейти к разбору основных идей, составляющих мировоззрение Шпенглера, необходимо иметь в виду следующее обстоятельство, без учета которого картина может оказаться не совсем ясной.

Шпенглер насчитывает восемь культур, образующих, но его мнению, историю: египетскую, вавилонскую, китайскую, античную, арабскую, европейскую и культуру народов майя. Он не хочет и слышать о единой культуре. Культура для него является чем-то подобным биологическому организму. Это значит, что она, как и всякий организм, проходит фазы рождения, роста, старения и смерти. И если существует не одна, а много культур, нет никакого смысла говорить о поступательном направлении развития. Каждая культура [68] живет сама по себе и умирает сама по себе; приблизительный срок её жизни равен тысячелетию. Но Шпенглер не просто обращает внимание на поступательное развитие и единство всех культур: он ставит себе целью исследовать их с точки зрения морфологического сходства. Это значит, что между разнообразными правлениями какой-либо одной культуры существует внутренняя связь, все они являются символическими выражениями данного душевного типа. Шпенглер идет дальше и вводит шокирующее здравый смысл понятия одновременности, которое соответствует его циклическому представлению истории. Одновременность в концепции Шпенглера означает, что между определенными фактами разных культур существует некое соответствие, т.е. каждый из них имеет место в своей культуре и находится в одинаковом соотносительном положении по отношению к другому. Отметим, что физическое время, отделяющее эти две культуры, может исчисляться тысячелетиями. Для иллюстрации этого тезиса можно было бы привести несколько примеров (у Шпенглера эти примеры многочисленны): одновременны, т.е. параллельны и морфологически равны, Пифагор и Декарт, Платон и Лаплас, античная и западная математика вообще, Александр Македонский и Наполеон. Этот принцип Шпенглер распространяет на все формы культуры: от хозяйственных до духовных. Тем самым он, как ему кажется, получает возможность осмыслить всю картину всемирной истории.

Высокомерно-пророческая форма теоретического утверждения факта отчуждения во всем объеме истории оказалась на деле лишь формой проповеди и защиты отчуждения в условиях западного мира.

Освальд Шпенглер (1880–1936) был выдающимся философом из Германии, а также культурологом, историком, представителем современной философии культуры (см. рисунок).

Общие сведения об авторе

Рис. - О. Шпенглер

На творческую деятельность Шпенглера в большой мере повлияли такие философы как Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, а также эстетическое учение В. Воррингера, творчество Гете.

Философия культуры

В своём подходе при изучении культуры Шпенглер старается уйти от концепции единства всего культурно-исторического процесса, подводимого под единую стержневую логику, которая охватывает всю историю, оканчиваясь в важной точке.

Шпенглер утверждал сравнительно-типологический принцип процесса изучения исторической картины мира, таким образом, ставя под сомнение фундаментальные основы европоцентризма.

Шпенглер не признавал никакой единой мировой культуры. Его культурная концепция состояла в том, что имеют место самые разные виды культуры со своей особой судьбой и кармой. Шпенглер придерживался мнения, что у человечества нет ни идеи, ни плана, а весь линейный процесс развития всемирной истории, по его мнению, бездарен.

Каждая культура обладает своей идеей, не схожей с той, которую понимал, например, Гегель. Он видел основой идеи логику, а Шпенглер брал за данную основу душу культуры. Логика, наука и искусство являются чем-то вторичным относительно души.

Цивилизация есть старость культуры, ведущая к постепенному отмиранию энергии в душе культуры, признаками которой можно считать атеизм, материализм, революционные процессы.

Душа культуры - это уникальное и невыразимое определение посредством рациональных средств. Это одна из ключевых причин, согласно которой люди иных культур не в состоянии понять внутренний мир социума другой культуры, ее чувств, символов, таинств.

Шпенглер рассматривал три исторические культуры, такие как:

  • античная,
  • европейская,
  • арабская.

Каждая культура обладает соответствующей душой. Из этого исходит то, из чего каждая душа состоит:

  • Аполлоновской душе присуще идеальное чувственное тело
  • Фаустовская душа выбрала своим символом беспредельное пространство, динамизм;
  • Магическая душа, олицетворяющая противостояние между душей и телом, выражает магическую взаимосвязь между ними.

Культуре суждено пройти ступени возраста, соответствующие жизни отдельно взятого человека:

  • детство,
  • юность,
  • зрелость,
  • старость.

Читайте также: