Почему на ваш взгляд пропаганда народников в деревне не принесла никаких результатов кратко

Обновлено: 04.07.2024

Теоретические взгляды народников сформировались под влиянием утопических высказываний петрашевцев. "Крестьянского" (русского) социализма Герцена, революционных идей Чернышевского и Добролюбова. Преемственность выражалась в борьбе против остатков крепостничества, в том, что народники защищали интересы крестьянства, а так же в том, что будущее России они видели только в социалистическом пути развития. И революционеры шестидесятники и семидесятники были социалистами-утопистами. Неверно понимая сущность крестьянской общины, оценивая ее как готовую ячейку, зародыш социализма, революционеры предполагали, что Россия развивается по особому самобытному пути, то есть миную капитализм перейти к социализму.

Несмотря на то, что народники 70-х гг. в отличие от революционеров 60-х гг. признавали развитие капитализма в России, они считали его упадком, регрессом, выступали против него как фактора мешавшего осуществлению революции.

В 70-х гг. идейными вождями народников были Бакунин, Лавров, Ткачев. Они разработали три основных теории народничества - бунтарскую (анархистскую), пропагандистскую, заговорщическую.

Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь, он готов к революции. Поэтому задача интеллигенции - идти в народ, объединять активных и способствовать влиянию отдельных, разрозненных крестьянских бунтов в единую, всероссийскую крестьянскую революцию, которая перешагнет рубежи России, вольется в мировую революцию.

По мнению Бакунина именно государство было главным носителем несправедливости и угнетения народа. Поэтому уничтожение государственности он считал основной задачей революции. Взамен этого Бакуниным были разработаны идеи о самоуправлении групповой собственностью, строительстве снизу федеративной системы,. координации общественных усилий


В отличие от М. Бакунина, П. Лавров (профессор Петербургской артиллерийской академии, вступивший в 60-х годах в освободительное движение и затем бежавший за границу из ссылки) не считал крестьянство готовым к революции. По его мнению интеллигенция должна усвоить революционные и социалистические идеи и нести их в народ. Не подъем немедленного бунта, а длительная пропаганда - главная задача "критически мыслящих личностей". Чтобы развернуть пропаганду необходимо создать большую организацию. Она разбудит крестьян и тем самым внесет в него социалистическое сознание и подготовит все крестьянство к социалистической революции.


П. Л. Лавров. Фотография. 70-е годы XIX в.

П.Н.Ткачев - идеолог заговорщического направления известный, журналист демократического лагеря также как и Лавров не считал крестьянство готовым к революции, но называл народ коммунистом по инстинкту, поэтому он считал, что власть должна захватить революционная интеллигенция путем заговора. Захватив власть, лишенную, по его мнению, классовой опоры, тем самым даст народу революционный импульс и вовлечет его в социалистическое переустройство.






А. И. Желябов. Фотография. 70-е годы XIX в.


Фотография Софья Львовна Перовская

Программа народовольцев отразила некоторое разочарование народников в революционных возможностях народных масс. Они считали, что народ задавлен и доведен до рабства правительством. Поэтому главная задача революционеров - борьба с этим правительством. Цель - произвести политический переворот, созвать учредительное собрание, установить в стране демократический строй, передать землю крестьянам, а фабрики рабочим. Для осуществления своих целей народовольцы стремились привлечь к борьбе всех недовольных. Были созданы кружки среди сочувствующих революции рабочих, интеллигенции, офицеров, студентов. В августе 1879 года Исполнительный комитет "Народная воля" вынес смертный приговор Александру II, и началась форменная охота на человека, которая длилась 2,5 года. На Александра II было совершено 7 покушений. В ноябре 1879 года, когда царь возвращался из Крыма в столицу, народовольцы подготовили взрыв полотна железной дороги под Москвой. Покушение не удалось. Не привел к убийству царя и взрыв в Зимнем дворце в Петербурге, произведенный в 1880 г. Халтуриным.

Случившееся в марте 1881 г. определило смысл многих последующих событий. наступила длительная полоса тяжелой реакции. 8 марта 1881 г. Кабинет министров отверг конституционный проект Комиссии Л.Т. Лорис-Меликова. Были пересмотрены реформы Александра II, полномочия земств ограничены, контроль над ними усилен, избирательное право урезано, расширен произвол властей над освобожденными крестьянами.

Контрреформы 1882-1893 гг. свели на нет завоевания реформ 1863-1874 гг. Они ограничили свободу печати, самостоятельность местного самоуправления и его демократичность.

В 1889 г. был введен институт земских начальников из дворян, который фактически был поставлен над всеми крестьянскими органами самоуправления. Контроль над волостными судами, введение телесных наказаний и штрафов, назначаемых земствами, восстанавливали произвол помещиков в сельских местностях.

В 1890 г. было издано новое земское положение, по которому дворянство получило преимущество в земских органах, а крестьяне потеряли право выбирать гласных. Царская администрация усилила контроль над земством и органами городского самоуправления, губернатору поручался надзор за ними.

Городское положение 1892 г. отстранило от выборов многочисленную неимущую часть населения.

Контрреформы ограничили значение земских городских и судебных органов, провозгласив полную зависимость их от самодержавного полицейского аппарата, и искусственно изменили их состав за счет введения преимущественно дворян. Контрреформы конца XIX в. фактически закрыли путь демократическим преобразованиям.

Во второй половине XIX в. характерной чертой российского исторического процесса было чередование реформ и контрреформ. Царизм под влиянием поражения в Крымской войне, назревания революционной ситуации в стране начал проведение реформ, но они не были завершены.

В 1887 г. была совершена попытка убить АлександраIII. В этом покушении принимал участие Александр Ульянов, брат В.И. Ульянова-Ленина.

В 80-х - 90-х гг. среди народников начался глубокий кризис. В это время активизировались либеральные народники. Выражая интересы сельской буржуазии, они отрицали революционные методы борьбы, вели культурно-просветительскую деятельность и призывали к реформам.

1. Ананьич Б.В. Проблемы российского реформаторства // Знание - сила. 1992, N2.

2. Ахиезер А.С., Ильин В.В., Панарин А.С.. Реформы и контрреформы в России. Циклы модернизационного процесса. М., МГУ, 1996. 399 с.

3. Витте С. Ю. Воспоминания. Т. 2. М.; Минск: АСТ Харвест, 2002. 798 с.

4. Горьковская З.П. Влияние переселения на трудовые традиции крестьянства Сибири в эпоху капитализма.// Крестьянство Сибири периода разложения феодализма и развития капитализма. Новосибирск, 1980.

5. Джаншиев, Г. А. Эпоха великих реформ : в 2 т. Т. 1. М. : Территория будущего, 2008.– 479 с.

6. Дякин В.С. Слишком запоздалая реформа.// Знание - сила. 1991, N2.

7. Дякин В.С. Сорок потерянных лет.// Знание - сила. 1991, N2.

8. Захарова Л.Г. Россия на переломе // История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991.

9. Калугина З.И. Парадоксы аграрной реформы в России: социологический анализ трансформационных процессов. 2-е издание. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001. – 196 с.

10. Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах. М.,1989. Т.5. с.213

11. Милов Л. В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса // Вопросы истории 1992. №4-5.

12. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М.: Инфра – Норма, 2000.

13. Назаренко, В. И. Россия и зарубежные страны. Модели аграрной политики / В. И. Назаренко. М. : Памятники ист. мысли, 2008. 475 с.

14. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. 528с.

15. Покшишевский В.В. Заселение Сибири. Иркутск, 1951.

16. Попов Г.Х. Как на Руси отменяли крепостное право.// Знание - сила.1987, N4.

17. Федоров В.А. История России. М., 2005.

18. Яковлев С.М Аграрное устройство и аграрные реформы в России. – М: Наука 2005. – 420 с.

Теоретические взгляды народников сформировались под влиянием утопических высказываний петрашевцев. "Крестьянского" (русского) социализма Герцена, революционных идей Чернышевского и Добролюбова. Преемственность выражалась в борьбе против остатков крепостничества, в том, что народники защищали интересы крестьянства, а так же в том, что будущее России они видели только в социалистическом пути развития. И революционеры шестидесятники и семидесятники были социалистами-утопистами. Неверно понимая сущность крестьянской общины, оценивая ее как готовую ячейку, зародыш социализма, революционеры предполагали, что Россия развивается по особому самобытному пути, то есть миную капитализм перейти к социализму.

Несмотря на то, что народники 70-х гг. в отличие от революционеров 60-х гг. признавали развитие капитализма в России, они считали его упадком, регрессом, выступали против него как фактора мешавшего осуществлению революции.

В 70-х гг. идейными вождями народников были Бакунин, Лавров, Ткачев. Они разработали три основных теории народничества - бунтарскую (анархистскую), пропагандистскую, заговорщическую.

Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь, он готов к революции. Поэтому задача интеллигенции - идти в народ, объединять активных и способствовать влиянию отдельных, разрозненных крестьянских бунтов в единую, всероссийскую крестьянскую революцию, которая перешагнет рубежи России, вольется в мировую революцию.

По мнению Бакунина именно государство было главным носителем несправедливости и угнетения народа. Поэтому уничтожение государственности он считал основной задачей революции. Взамен этого Бакуниным были разработаны идеи о самоуправлении групповой собственностью, строительстве снизу федеративной системы,. координации общественных усилий


В отличие от М. Бакунина, П. Лавров (профессор Петербургской артиллерийской академии, вступивший в 60-х годах в освободительное движение и затем бежавший за границу из ссылки) не считал крестьянство готовым к революции. По его мнению интеллигенция должна усвоить революционные и социалистические идеи и нести их в народ. Не подъем немедленного бунта, а длительная пропаганда - главная задача "критически мыслящих личностей". Чтобы развернуть пропаганду необходимо создать большую организацию. Она разбудит крестьян и тем самым внесет в него социалистическое сознание и подготовит все крестьянство к социалистической революции.


П. Л. Лавров. Фотография. 70-е годы XIX в.

П.Н.Ткачев - идеолог заговорщического направления известный, журналист демократического лагеря также как и Лавров не считал крестьянство готовым к революции, но называл народ коммунистом по инстинкту, поэтому он считал, что власть должна захватить революционная интеллигенция путем заговора. Захватив власть, лишенную, по его мнению, классовой опоры, тем самым даст народу революционный импульс и вовлечет его в социалистическое переустройство.



А. И. Желябов. Фотография. 70-е годы XIX в.


Фотография Софья Львовна Перовская

Программа народовольцев отразила некоторое разочарование народников в революционных возможностях народных масс. Они считали, что народ задавлен и доведен до рабства правительством. Поэтому главная задача революционеров - борьба с этим правительством. Цель - произвести политический переворот, созвать учредительное собрание, установить в стране демократический строй, передать землю крестьянам, а фабрики рабочим. Для осуществления своих целей народовольцы стремились привлечь к борьбе всех недовольных. Были созданы кружки среди сочувствующих революции рабочих, интеллигенции, офицеров, студентов. В августе 1879 года Исполнительный комитет "Народная воля" вынес смертный приговор Александру II, и началась форменная охота на человека, которая длилась 2,5 года. На Александра II было совершено 7 покушений. В ноябре 1879 года, когда царь возвращался из Крыма в столицу, народовольцы подготовили взрыв полотна железной дороги под Москвой. Покушение не удалось. Не привел к убийству царя и взрыв в Зимнем дворце в Петербурге, произведенный в 1880 г. Халтуриным.

Случившееся в марте 1881 г. определило смысл многих последующих событий. наступила длительная полоса тяжелой реакции. 8 марта 1881 г. Кабинет министров отверг конституционный проект Комиссии Л.Т. Лорис-Меликова. Были пересмотрены реформы Александра II, полномочия земств ограничены, контроль над ними усилен, избирательное право урезано, расширен произвол властей над освобожденными крестьянами.

Контрреформы 1882-1893 гг. свели на нет завоевания реформ 1863-1874 гг. Они ограничили свободу печати, самостоятельность местного самоуправления и его демократичность.

В 1889 г. был введен институт земских начальников из дворян, который фактически был поставлен над всеми крестьянскими органами самоуправления. Контроль над волостными судами, введение телесных наказаний и штрафов, назначаемых земствами, восстанавливали произвол помещиков в сельских местностях.

В 1890 г. было издано новое земское положение, по которому дворянство получило преимущество в земских органах, а крестьяне потеряли право выбирать гласных. Царская администрация усилила контроль над земством и органами городского самоуправления, губернатору поручался надзор за ними.

Городское положение 1892 г. отстранило от выборов многочисленную неимущую часть населения.

Контрреформы ограничили значение земских городских и судебных органов, провозгласив полную зависимость их от самодержавного полицейского аппарата, и искусственно изменили их состав за счет введения преимущественно дворян. Контрреформы конца XIX в. фактически закрыли путь демократическим преобразованиям.

Во второй половине XIX в. характерной чертой российского исторического процесса было чередование реформ и контрреформ. Царизм под влиянием поражения в Крымской войне, назревания революционной ситуации в стране начал проведение реформ, но они не были завершены.

В 1887 г. была совершена попытка убить АлександраIII. В этом покушении принимал участие Александр Ульянов, брат В.И. Ульянова-Ленина.

В 80-х - 90-х гг. среди народников начался глубокий кризис. В это время активизировались либеральные народники. Выражая интересы сельской буржуазии, они отрицали революционные методы борьбы, вели культурно-просветительскую деятельность и призывали к реформам.

1. Ананьич Б.В. Проблемы российского реформаторства // Знание - сила. 1992, N2.

2. Ахиезер А.С., Ильин В.В., Панарин А.С.. Реформы и контрреформы в России. Циклы модернизационного процесса. М., МГУ, 1996. 399 с.

3. Витте С. Ю. Воспоминания. Т. 2. М.; Минск: АСТ Харвест, 2002. 798 с.

4. Горьковская З.П. Влияние переселения на трудовые традиции крестьянства Сибири в эпоху капитализма.// Крестьянство Сибири периода разложения феодализма и развития капитализма. Новосибирск, 1980.

5. Джаншиев, Г. А. Эпоха великих реформ : в 2 т. Т. 1. М. : Территория будущего, 2008.– 479 с.

6. Дякин В.С. Слишком запоздалая реформа.// Знание - сила. 1991, N2.

7. Дякин В.С. Сорок потерянных лет.// Знание - сила. 1991, N2.

8. Захарова Л.Г. Россия на переломе // История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991.

9. Калугина З.И. Парадоксы аграрной реформы в России: социологический анализ трансформационных процессов. 2-е издание. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001. – 196 с.

10. Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах. М.,1989. Т.5. с.213

11. Милов Л. В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса // Вопросы истории 1992. №4-5.

12. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М.: Инфра – Норма, 2000.

13. Назаренко, В. И. Россия и зарубежные страны. Модели аграрной политики / В. И. Назаренко. М. : Памятники ист. мысли, 2008. 475 с.

14. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. 528с.

15. Покшишевский В.В. Заселение Сибири. Иркутск, 1951.

16. Попов Г.Х. Как на Руси отменяли крепостное право.// Знание - сила.1987, N4.

17. Федоров В.А. История России. М., 2005.

18. Яковлев С.М Аграрное устройство и аграрные реформы в России. – М: Наука 2005. – 420 с.

+

1 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 1

Ответ

+

Другие вопросы по Истории

Категория

Какой вопрос стал главным в жизни общества в первой половине 19 век.

Категория

Как сложилась модель церковно-государственных отношений после соборов 1547, 1549, 1551.

Русские народники

Первый этап

В 50-х гг. 19-го столетия получение высшего образования в Российской империи интересовало широкие слои интеллигенции. На первом месте по популярности находились естественные науки. В 1861 г. по решению правительства повысилась оплата обучения. Также было запрещено создание касс студенческой взаимопомощи, что привело к волнениям в ВУЗах, из которых исключили многих студентов.

За несколько последующих лет количество исключенных из ВУЗов студентов выросло в несколько раз. Из них получались неплохие сельские фельдшеры и учителя.

Первые народники-студенты

Второй этап

В 70-х гг. у народников появилась новая цель – вовлечь широкие массы населения в проведение революционной борьбы. Среди авторов этой идеи следует выделить:

  • радикального анархиста Михаила Бакунина;
  • революционера-теоретика Петра Лаврова;
  • анархиста Петра Кропоткина;
  • народника Николая Чайковского.

По теории Петра Кропоткина, перед началом революционных изменений в стране представителям прогрессивной интеллигенции следует идти в деревни и заниматься там созданием кружков, в деятельности которых принимали бы участие самые активные крестьяне, для их последующего объединения. В своем учении Кропоткин использовал несколько просветительских идей, озвученных Лавровым, и анархических тезисов, написанных Бакуниным, выступавшим против политической борьбы за власть в стране и считавшим народный бунт самым действенным методом для перемен.

В 70-х гг. в движении народников участвовали отдельные революционеры. К примеру, для агитации в тверских и тульских деревнях Сергей Кравчинский использовал Евангелие. Цитаты из писания он брал для своих социалистических выводов. Избы были переполнены крестьянами, которые долго слушали народника, а затем пели с ним революционные гимны.

Карикатура на народников

  • Несколько молодых людей, в основном студентов, притворившись мастерами, торговыми посредниками и так далее ходили по селам, выступали на деревенских собраниях, общались с местными жителями и старались, чтобы они с недоверием относились к власти.
  • Народники выступали с призывами отказаться от уплаты налогов и чинить неповиновение местным администрациям.
  • Они объясняли, что земельная реформа принята с несправедливыми положениями.
  • Представители движения занимались распространением прокламаций.
  • Они опровергали божественную сущность царской власти и вели атеистическую пропаганду, которую религиозный народ не воспринимал, поэтому народники переключились на разговоры о христианском равенстве.

Пропаганду, направленную против помещиков, крестьяне воспринимали, но самодержавную власть они считали неприкосновенной и враждебно относились к призывам к ее свержению.

Ходжение в народ

В середине 70-х гг. движение народников было особенно массовым. В это же время члены Всероссийской социально-революционной организации, ранее ходившие в народ, начали агитацию среди рабочих.

Конец движения

В 1879 г. стало понятно, что крестьянам не близки идеи, звучавшие от новых народников в виде радикальных социалистических и революционных призывов. Народные массы не были готовы к восстанию.

Представителей движения начали преследовать власти. В некоторых случаях пропагандисты подвергались гонениям от самих крестьян. Было арестовано свыше 4 тыс. народников, почти половину из которых судили, но ссылка, тюрьма и каторга ждали не более сотни из них.

В России второй половины XIX века господствующим направлением общественной жизни являлось народничество - общественно-политическое движение и идеология дворянской и разночинской интеллигенции.

Основные идеи народничества в России 19 века

Русская деревня до революции

Главные и существенные черты движения:

особый путь развития России, где главной социальной силой является крестьянство;

уклад крестьянской общины содержит зародыш социализма;

капитализм и самодержавие не имеют социальной опоры на русской почве;

в России возможен переход к социализму, минуя капиталистическую стадию развития;

преобразования можно осуществить только революционным путем.

Причины и истоки возникновения

Отмена крепостного права

Истоки возникновения народничества:

идея просвещения о всеобщем равенстве людей;

утопический социализм с его проектами построения идеального общества;

дворянское движение (декабристы), ставившее целью уничтожение самодержавия и освобождение крестьян;

идеи славянофилов о самобытном пути России, о русском крестьянстве как носителе мудрости и моральном авторитете (почвенничество).

В конце 50-х годов 19 века, со вступлением на престол Александра II, в России происходит ослабление цензуры, либерализация курса правительства, подготовка отмены крепостного права.

Крестьянская реформа 1861 г. была половинчатой, крестьяне остались в кабале у помещиков, владеющих землей. Недовольство привело к оживлению общественной жизни, распространению народнических идей.

Автор теории общинного социализма

Основа идеологии народничества – теория общинного социализма, автором которой являлся А. И. Герцен.

Александр Иванович Герцен (1812 - 1870)

Будучи свидетелем поражения революций в Европе, он пришел к выводу о возможности развития социализма в России. Этому будет способствовать наличие крестьянской общины, слабое развитие капитализма.

Теории народничества

Основные идеи Герцена по устройству общества - крестьянское общинное землевладение и мирское самоуправление, распространенное на все государство.

Три течения народничества

В народничестве сформировалось три основных течения, данные о них сведены в таблицу:

пропаганда, просвещение народа с целью подготовки крестьянской революции

пробуждение народа к бунту, вместо государства - союз общин

захват власти революционной организацией, затем вовлечение народа в переустройство государства

История революционного народничества

Движение народников

Хождение в народ и пропаганда

Крестьяне 19 века

Далее, в 70-е годы, народники занимались пропагандой социалистических идей. Группы молодых людей передвигались от села к селу, беседовали с крестьянами, распространяли прокламации.

Земля и воля

Так называлась первая народническая организация в России, созданная в 1861 г. в Петербурге и просуществовавшая до 1864 г.

Арест народовольца



Однако народ остался глух к революционным и социалистическим идеям, зачастую сами крестьяне выдавали агитаторов. Сторонники активных действий встали на путь терроризма, организовывали убийства представителей царской администрации. Власти в ответ применили репрессии.

Тысячи народовольцев были арестованы, отправлены на каторгу за пропаганду, смертные приговоры выносились даже за участие в тайных организациях. Сторонники разных методов борьбы не смогли ужиться в одной организации.

Раскол

Убийство Александра 2

Народовольцы надеялись на подъем освободительного движения после убийства царя, но народного восстания не произошло. В результате революционное подполье было уничтожено, а народ безмолвствовал. Движение пропагандистов также практически прекратилось из-за полицейских гонений.

Теория малых дел

Либеральное народничество

В 80-е гг., при Александре III, происходит усиление полицейского произвола, закрытие прогрессивных газет и журналов, уменьшаются права земства и университетов.

Либеральное народничество

В народничестве преобладает реформистское, либеральное направление. Его представители призывали к ненасильственному, мирному преобразованию общества, развитию путем эволюции.

Неонародничество

В конце 90-х гг. сформировалось неонародничество.

Неонародничество

Последователи революционного народничества объединились в партию социалистов-революционеров (эсеры) в 1901 г., представители умеренного крыла создали партию народных социалистов. Народничество начала ХХ в. вело ожесточенную полемику с марксизмом, считая его идеи неприемлемыми для России.

Историческое значение народничества

Нельзя однозначно оценить историческое значение народничества. Оно вовлекло в общественную жизнь огромное количество людей, особенно молодежи. Их бескорыстная, жертвенная деятельность не была напрасной.

Народничество

Общество осознало необходимость изменений, власть была вынуждена проводить реформы. В то же время террор привел к расколу в русском освободительном движении, вызвал ожесточение власти и замедление в развитии страны.

Следующие поколения революционеров перенимали опыт и методы борьбы народников, их преемники эсеры стали одной из ведущих сил русских революций. Народничество было инициативой снизу, заставившей власть считаться с мнением общества.


Читайте также: