Уж верба вся пушистая раскинулась кругом анализ стихотворения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Немало стихотворений Фет посвятил приходу весны. Одно из них – “Уж верба вся пушистая…”. Нередко в искусстве зима связывается со сном природы. Весна же олицетворяет обновление, перерождение, пробуждение.

Афанасию Афанасиевичу в рассматриваемом тексте удалось очень точно передать весенние ощущения, сладостное чувство жизни. При этом поэт ограничивается малым количеством конкретных примет наступающего нового времени года. Самая яркая из них – как раз пушистая верба, с упоминания которой и начинается стихотворение.

У русских православных христиан праздник этот принято именовать Вербным Воскресеньем. Отмечается он в воскресенье, предшествующее Пасхе. Согласно традициям, освещенные вербы хранятся в продолжение всего года, ими украшают домашние иконы.

Благодаря православным обычаям, верба в России стала символом весны, а ее цветение воспринимается как начало воскрешения природы.

“Уж верба вся пушистая…” личное настроение лирического героя сливается с общим настроением других людей. Перелом происходит после второй строфы. Первые два четверостишия представляют собой картины природы. Затем Фет демонстрирует реакцию народа на то, что происходит в окружающем мире.

Как тучки сбиваются в стаи, так и люди стараются держаться вместе. Весна всем приносит радость и счастье. Она способна пробудить от зимнего сна и человека, и природу:
…И над душой каждою
Проносится весна.
Применительно к весне Фет использует олицетворение “повеяла крылом”. Тем самым она отождествляется со спустившимся с небес божеством. Благодаря глаголу “повеять”, весна кажется доброй, нежной, заботливой. Не зря выбирает поэт чередование длинных и коротких строк внутри строф.

За счет этого приема у читателей возникает ощущение полета весны, взмаха ее крыльев. Лирического героя, как и толпу, с приходом тепла и солнца переполняют различные чувства. Фет не торопится называть их напрямую. Ему гораздо ближе эффект недосказанности: народ “чему-то рад”, “какой-то тайной” мечта распалена.

У Афанасия Афанасиевича была уникальная способность – проникать в сокровенный мир природы, передавать в стихотворениях не только восхищение ею, но и философские раздумья, порожденные созерцанием ее прекрасного облика.

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.

Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена —
И над душою каждою
Проносится весна.

В раннем творчестве А. Фета можно встретить лирического героя, который вовлечен в круговорот жизни, с народом, а не стоит вне его, чужд его интересам.

Интересно, что в самом произведении мало упоминания природных явлений, знаменующих приход весны. Самый яркий образ это как раз зацветающая верба. Это дерево особенно символично для христианской веры. Ее цветение ассоциируется со входом Иисус а в рай. В России же издревле перед пасхой отмечается праздник вербного воскресения. В этот день принято освещать веточки вербы и украшать ими свой дом.

Момент цветения вербы связан уже не с самой ранней весной. Наоборот, повсюду чувствуется солнечное тепло. Зима полностью сдает свои позиции. И если она в художественной литературе ассоциируется со сном, то весна это долгожданное пробуждение. Она легкая, веселая, звенящая. Это можно почувствовать и из строения стихотворения. Короткие строки перемежаются с длинными, создавая эффект легкой небрежности, воздушности, присущий весне.

Поэт отзывается о ней с нежностью, подчеркивает ее невесомость. Вместе с тем, она имеет огромное влияние на людей. Они вместе с природой начинают приходить в себя. Жизнь уже не кажется такой тяжелой и грустной, даже если на небе сгустились тучки.

Однообразие холодного времени года вместе с его тусклыми пейзажами начинает уходить. Картина перед глазами лирического героя стремительно меняется. Окружающий мир наполняется новой жизнью, начинают цвести первые деревья. Наконец, люди, привлеченные теплом, не сидят дома поодиночке. Они собираются вместе, чтобы поделиться с каждым своей необъяснимой радостью.

Именно необъяснимой. Поэт оставляет причины радости каждого скрытыми. Они и не имеют значения. Важно лишь общее настроение счастья, витающее вокруг. И лирический герой в своем приподнятом настроении от долгожданного пробуждения мира является неотъемлемой частью этой веселой шумной толпы, собравшейся приветствовать победу весны над зимним холодом.

Звонкое единение каждого, чья душа озарена теплом новых мечт и надежд, проникает сквозь строки стихотворения в сердца читателей. Невозможно не поддаться этому радостному призыву жить, мечтать и радоваться, читая это произведение.

2 вариант

В произведении Фета настроение главного героя взаимосвязано с самочувствием прочих людей. Переломный период образуется уже на третьей строфе. В предыдущих четверостишьях поэт дает полное описание живой природе. Далее автор показывает реакцию людей на изменения в окружающей природе. Стаю туч поэт тесно связывает с желанием людей всегда держаться вместе. Весеннее время дает всем только счастье и веселье. По словам Фета, весна может разбудить от глубокого сна не только природу, но и человека. В душе каждого человека наступает весна.

Анализ стихотворения Уж верба вся пушистая по плану

Уж верба вся пушистая

Возможно вам будет интересно

Федор Иванович(1803-1873) изначально занимался деятельностью дипломата (образование получено в МГУ), он писал стихотворения для себя, находил успокоение и выплеск эмоций в приятном занятии. Но все же, он начал публиковать свои творения

Стихотворение является отсылкой к бессмертной драме Шекспира. Офелия – возлюбленная Гамлета, принца Датского, ее образ был интересен Фету, он даже посвятил ей целый цикл своих сочинений.

Федор Иванович Тютчев предположительно написал данное стихотворение в период расцвета творчества, но, как известно, опубликовано оно только после смерти поэта. Дата первой публикации равняется на 1876 год.

Стихотворение Лебедушка похоже на балладу или сказку. Здесь птицы - главные герои: лебедь, орел. В них тоже сказочные мотивы, ведь лебедушка символизирует в народном сознании девушку

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Еще весны душистой нега.
История создания – произведение было написано в 1854 году и в том же году, только спустя несколько месяцев, оно уже появилось на страницах “Современника”.

Тема стихотворения – природа в предчувствии весны.

Композиция – стихотворение состоит из двух частей. В первой Фет описывает природу, которая еще не пробудилась от зимнего сна, а во второй делает вывод, что, несмотря на это, весна уже близко.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – ямб.

Эпитеты – “душистая весна”, “весть живая”, “пролетные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица”.

Метафоры – “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “соловей не смеет запеть”.

Олицетворения – “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет“.












История создания

Фет следовал собственному стилю в творчестве и это делает его работы узнаваемыми. Нега в стихотворении Афанасия Афанасьевича означает упоение и удовольствие от наступления весны. Оно посвящено теме природы и для его написания поэт использовал четырехстопный и пятистопный ямб. Такой размер позволяет передать особое настроение лирического героя.

Фет описал впечатления лирического героя. Тот наблюдал за изменениями в природе и находил в этом особую красоту.

Композиция

Произведение состоит из трех пятистрофных строчек. Первые две составляют первую часть произведения, они объединяются одной темой – описанием зимнего пейзажа. При этом автор делает акцент на слове “еще”, показывая, что это временное состояние природы и в то же время намекая на вторую, завершающую часть.

В ее основе лежит противопоставление: если первые две показывают зиму, то в третьей Фет дает возможность проявиться ноткам весенней природы, таким как пролетающие с юга журавли.

При этом сюжет стиха – это сменяющие друг друга, полные естественной красоты картины, причем кажется, что автор объединил две в одну: первая – это зима, в которой не чувствуется и намека на те метаморфозы, которые проявляют себя весной. Есть только предвкушение лирического героя. Фет показывает, что зима не вечна, более того, весна придет ей на смену совсем скоро.

Во второй части сюжет развивается так, что в нем появляется человек – женщина, наблюдающая за природными явлениями. Она видит пролетающих журавлей и понимает, что скоро весна.

Таким образом, композиция построена таким образом, чтобы показать синтез природы и человека, их родство и близость, основанные на многолетнем наблюдении.

Фет Афанасий Афанасьевич — СТИХИ О ВЕСНЕ

Фет Афанасий Афанасьевич - стихи о весне

Фет Афанасий Афанасьевич

ВЕСНА

Уж верба вся пушистая

Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся, Тепло озарены, И в душу снова просятся Пленительные сны.

Везде разнообразною Картиной занят взгляд, Шумит толпою праздною Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою Мечта распалена — И над душою каждою Проносится весна.

Еще весна, — как будто неземной

Еще весна, — как будто неземной Какой-то дух ночным владеет садом. Иду я молча, — медленно и рядом Мой темный профиль движется со мной.

Еще аллей не сумрачен приют, Между ветвей небесный свод синеет, А я иду — душистый холод веет В лицо — иду — и соловьи поют.

Несбыточное грезится опять, Несбыточное в нашем бедном мире, И грудь вздыхает радостней и шире, И вновь кого-то хочется обнять.

Придет пора — и скоро, может быть, — Опять земля взалкает обновиться, Но это сердце перестанет биться И ничего не будет уж любить.

На заре ты ее не буди

На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит; Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча, И горяч утомительный сон, И, чернеясь, бегут на плеча Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру Долго-долго сидела она И следила по тучам игру, Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна, И чем громче свистал соловей, Всё бледней становилась она, Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди, На ланитах так утро горит. Не буди ж ты ее, не буди… На заре она сладко так спит!

Еще весны душистой нега

Еще весны душистой нега К нам не успела низойти, Еще овраги полны снега, Еще зарей гремит телега На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет, Краснеет липа в высоте, Сквозя, березник чуть желтеет, И соловей еще не смеет Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая Уж есть в пролетных журавлях, И, их глазами провожая, Стоит красавица степная С румянцем сизым на щеках.

Пчелы

Пропаду от тоски я и лени, Одинокая жизнь не мила, Сердце ноет, слабеют колени, В каждый гвоздик душистой сирени, Распевая, вползает пчела.

Дай хоть выйду я в чистое поле Иль совсем потеряюсь в лесу… С каждым шагом не легче на воле, Сердце пышет всё боле и боле, Точно уголь в груди я несу.

Нет, постой же! С тоскою моею Здесь расстанусь. Черемуха спит. Ах, опять эти пчелы под нею! И никак я понять не умею, На цветах ли, в ушах ли звенит.

Весенние мысли

Снова птицы летят издалека К берегам, расторгающим лед, Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждет.

Снова в сердце ничем не умеришь До ланит восходящую кровь, И душою подкупленной веришь, Что, как мир, бесконечна любовь.

Но сойдемся ли снова так близко Средь природы разнеженной мы, Как видало ходившее низко Нас холодное солнце зимы?

Весна на дворе

Как дышит грудь свежо и емко — Слова не выразят ничьи! Как по оврагам в полдень громко На пену прядают ручьи!

Первый ландыш

О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны! Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает — О чем — неясно ей самой, — И робкий вздох благоухает Избытком жизни молодой.

Еще майская ночь

Какая ночь! На всём какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь.

Березы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат. Так деве новобрачной И радостен и чужд ее убор.

Нет, никогда нежней и бестелестней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной — и последней, может быть.

Опять незримые усилья

Опять незримые усилья, Опять невидимые крылья Приносят северу тепло; Всё ярче, ярче дни за днями, Уж солнце черными кругами В лесу деревья обвело.

Заря сквозит оттенком алым, Подернут блеском небывалым Покрытый снегом косогор; Еще леса стоят в дремоте, Но тем слышнее в каждой ноте Пернатых радость и задор.

Ручьи, журча и извиваясь И меж собой перекликаясь, В долину гулкую спешат, И разыгравшиеся воды Под беломраморные своды С веселым грохотом летят.

А там по нивам на просторе Река раскинулась как море, Стального зеркала светлей, И речка к ней на середину За льдиной выпускает льдину, Как будто стаю лебедей.

Весенний дождь

Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит.

Глубь небес опять ясна

Глубь небес опять ясна, Пахнет в воздухе весна, Каждый час и каждый миг Приближается жених.

Спит во гробе ледяном Очарованная сном, — Спит, нема и холодна, Вся во власти чар она.

Но крылами вешних птиц Он свевает снег с ресниц, И из стужи мертвых грез Проступают капли слез.

Еще, еще! Ах, сердце слышит

Еще, еще! Ах, сердце слышит Давно призыв ее родной, И всё, что движется и дышит, Задышит новою весной.

Уж травка светит с кочек талых, Плаксивый чибис прокричал, Цепь снеговую туч отсталых Сегодня первый гром прорвал.

Когда вослед весенних бурь

Когда вослед весенних бурь Над зацветающей землей Нежней небесная лазурь И облаков воздушен рой,

Как той порой отрадно мне Свергать земли томящий прах, Тонуть в небесной глубине И погасать в ее огнях!

О, как мне весело следить За пышным дымом туч сквозных — И рад я, что не может быть Ничто вольней и легче их.

Всю ночь гремел овраг соседний

Всю ночь гремел овраг соседний, Ручей, бурля, бежал к ручью, Воскресших вод напор последний Победу разглашал свою.

Ты спал. Окно я растворила, В степи кричали журавли, И сила думы уносила За рубежи родной земли,

Лететь к безбрежью, бездорожью, Через леса, через поля, — А подо мной весенней дрожью, Ходила гулкая земля.

Как верить перелетной тени? К чему мгновенный сей недуг, Когда ты здесь, мой добрый гений, Бедами искушенный друг?

Пришла, — и тает всё вокруг

Пришла, — и тает всё вокруг, Всё жаждет жизни отдаваться, И сердце, пленник зимних вьюг, Вдруг разучилося сжиматься.

Заговорило, зацвело Всё, что вчера томилось немо, И вздохи неба принесло Из растворенных врат эдема.

Как весел мелких туч поход! И в торжестве неизъяснимом Сквозной деревьев хоровод Зеленоватым пышет дымом.

Поет сверкающий ручей, И с неба песня, как бывало; Как будто говорится в ней: Всё, что ковало, — миновало.

Нельзя заботы мелочной Хотя на миг не устыдиться, Нельзя пред вечной красотой Не петь, не славить, не молиться.

Я рад, когда с земного лона

Я рад, когда с земного лона, Весенней жажде соприсущ, К ограде каменной балкона С утра кудрявый лезет плющ.

И рядом, куст родной смущая, И силясь и боясь летать, Семья пичужек молодая Зовет заботливую мать.

Не шевелюсь, не беспокою. Уж не завидую ль тебе? Вот, вот она здесь, под рукою, Пищит на каменном столбе.

Я рад: она не отличает Меня от камня на свету, Трепещет крыльями, порхает И ловит мошек на лету.

Майская ночь

Отсталых туч над нами пролетает Последняя толпа. Прозрачный их отрезок мягко тает У лунного серпа.

Царит весны таинственная сила С звездами на челе. — Ты, нежная! Ты счастье мне сулила На суетной земле.

А счастье где? Не здесь, в среде убогой, А вон оно — как дым. За ним! за ним! воздушною дорогой — И в вечность улетим!

Я ждал. Невестою-царицей

Я ждал. Невестою-царицей Опять на землю ты сошла. И утро блещет багряницей, И всё ты воздаешь сторицей, Что осень скудная взяла.

Ты пронеслась, ты победила, О тайнах шепчет божество, Цветет недавняя могила, И бессознательная сила Свое ликует торжество.

С гнезд замахали крикливые цапли

С гнезд замахали крикливые цапли, С листьев скатились последние капли, Солнце, с прозрачных сияя небес, В тихих струях опрокинуло лес.

С сердца куда-то слетела забота, Вижу, опять улыбается кто-то; Или весна выручает свое? Или и солнышко всходит мое?

Сад весь в цвету

Сад весь в цвету, Вечер в огне, Так освежительно-радостно мне!

Вот я стою, Вот я иду, Словно таинственной речи я жду.

Эта заря, Эта весна Так непостижна, зато так ясна!

Счастья ли полн, Плачу ли я, Ты — благодатная тайна моя.

Кукушка

Пышные гнутся макушки, Млея в весеннем соку; Где-то вдали от опушки Будто бы слышно: ку-ку.

Сердце! — вот утро — люби же Всё, чем жило на веку; Слышится ближе и ближе, Как золотое, — ку-ку.

Или кто вспомнил утраты, Вешнюю вспомнил тоску? И раздается трикраты Ясно и томно: ку-ку.

За горами, песками, морями

За горами, песками, морями — Вечный край благовонных цветов, Где, овеяны яркими снами, Дремлют розы, не зная снегов.

Но красы истомленной молчанье Там на всё налагает печать, И палящего солнца лобзанье Призывает не петь, а дышать.

Восприяв опьянения долю Задремавших лесов и полей, Где же вырваться птичке на волю С затаенною песнью своей?

И сюда я, где сумрак короче, Где заря любит зорю будить, В холодок вашей северной ночи Прилетаю и петь и любить.

Источник: А. А. Фет. Собрание сочинений в двух томах. М: Худ. лит-ра, 1982. Том 1. Стихотворения. Поэмы. Переводы.

Стихотворение написано в жанре элегии, которую Афанасий Фет очень любил. Это прекрасный образец пейзажной лирики, написанный с легкой, светлой грустью. Наблюдающий за природными изменениями лирический герой несколько меланхоличен, он размышляет об окружающем мире, как бы погружаясь в него.

Автор предпочел для описания природы и связанных с ней чувств пяти- и четырехстопный ямб. Интересно, что он не только использовал чередование мужской и женской рифмы, но и сложную сплетенную рифмовку.

Какую идею несет собой творение Федора Ивановича? Автор старается показать, что человек является частью этого мира. Небу, воде, солнцу он приписывает человеческие черты. Жизнь с грозой обновляется, ее смысл озаряется изнутри. Когда были покой и тишина, душа не слышала порыва. Гроза становится символом желания, выхода внутренних сил человеческой души. С грозой существование становится ярким и интенсивным.

Средства выразительности

Для описания природных явлений поэт использует привычные тропы:

  • Эпитеты – “душистая весна”, “весть живая”, “пролетные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица”.
  • Метафоры – “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “соловей не смеет запеть”.
  • Олицетворения – “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет“.

К ним добавляется лексический повтор “еще”, который создает синтаксический параллелизм и используется для того, чтобы сделать акцент на главной мысли произведения: предощущая изменения в природе, человек знает, что они постепенны, они не могут произойти моментально.

Особенности сюжета

Обычными словами художник творит чудо — грозу рисует в таком прекрасном свете, что читателю приходится просто наслаждаться. Вначале автор сообщает о том, что весенняя гроза для него в радость. Он любит смотреть на голубое небо, где слышны первые раскаты грома. Их он называет молодыми. Затем пошел дождь, полетела пыль. Птицы стали радоваться грозе и закричали. Потом поэт сравнивает грозу с мифическим явлением. Дождь похож для него на пролитый из кубка нектар богиней юности Гебой (из древнегреческой мифологии).

Основная тема

Тютчев показывает читателю необычную грозу. Это не грозная и устрашающая стихия, а прекрасное, сильное и торжествующее явление.

Читайте также: