Историю обучения детей с особенностями развития в школе можно условно разбить на следующие этапы

Обновлено: 16.05.2024

Общеизвестно, что человек — существо социальное. От того, как формируется социум, как в нем воспринимается человек с ограниченными возможностями, как он вписывается в общество и какое место в нем занимает, зависит ни много ни мало духовное состояние и здоровье самого общества и человека. С этой точки зрения успешное введение инклюзивного образования возможно лишь в обществе, обладающем здоровой нравственной основой. Но процесс этот взаимозависимый. Существование инклюзивного образования, в свою очередь, укрепляет нравственное здоровье общества. [5; 53]

Что же такое инклюзивное образование? Инклюзия - это процесс интеграции детей в общеобразовательную деятельность независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально- экономического статуса родителей и других различий.

Историю обучения детей с особенностями развития в школе можно условно разбить на следующие этапы:

Инклюзию в образовании отражают следующие принципы:

  • признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов;
  • повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни;
  • реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;
  • избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;
  • анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом;
  • различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
  • признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства;
  • улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов;
  • признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей;
  • развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами. Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе. [4; 63]

Таким образом, суть данных принципов в доступности школьного образования для всех детей, проживающих рядом со школой.

Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. В этом плане перед современной Россией стоит немало проблем.

Психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного образования заключаются в следующем:

- проблема неприятия детей с ограниченными возможностями здоровья;

- проблема непринятия идеологии инклюзивного образования;

- трудности в понимании и реализации подходов к обучению детей с ОВЗ;

- нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;

- неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;

- трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.[3; 4]

Вместе с тем, нельзя не признать того факта, что накоплен значительный научный и практический опыт в области обучения, воспитания детей с ОВЗ: разработаны модели психолого-педагогического и медицинского сопровождения, доказавшие свою полную состоятельность, представлены авторские программы развития, коррекции и реабилитации, предложены оригииальиые стратегии оказания помощи детям и подросткам с нарушениями развития, реализуемые в системе специального образования (Е.Ф. Архипова, И.П.Волкова, Л.А. Головчиц, Е.Л. Гончарова, О.А. Денисова, Е.Е. Дмитриева, М.В. Жигорева, Л.М. Кобрина, И.Ю. Левченко, Л.В. Лопатина, В.И. Лубовский, И.И. Мамайчук, Н.Н. Малафеев, Н.М. Назарова, О.Г. Приходько, Ю.А. Разенкова, М.Н. Русецкая, Е.А. Стребелева, В.В. Ткачева, С.Г. Шевченко, Н.Д. Шматко и др.). [1; 18]

Проведенный анализ существующих систем сопровождения в условиях общего образования показал значительную проработанность представленной проблемы применительно к детям, не имеющим отклонения в психофизическом развитии, многообразие и вариативность моделей психолого-педагогической поддержки (Е.В. Бурмистро-ва, М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, Е.И. Казакова, С.А. Маркова, Р.В. Овчарова, А.А. Оси-пова, В.Э. Пахальян, М.А. Степанова, М.М. Семаго, Л.М. Фридман, и др.). Но вместе с эти выявляется отсутствие единых концептуальных подходов, системных стратегий оказания помощи учащимся общеобразовательной школы с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. [1; 20]

-переработать всю законодательную базу таким образом, чтобы все права детей с ограничениями по здоровью были реализованы.

-провести перепланировку общеобразовательных учреждений и их техническое переоснащение с учетом потребностей каждого ребенка.

-продумать организацию досуга. Например, детские лагеря в Англии организованы как для обучения, так и активного отдыха детей-инвалидов. [6; 14]

В последние месяцы активно обсуждаются проекты новых концепций – семейной политики и инклюзивного образования. И та, и другая концепция были встречены с большим интересом и вызвали дискуссии. И та, и другая концепция призваны улучшить качество жизни семей с детьми и защитить ребенка от пренебрежения и дискриминации.

3) Левинская А.А. Состояние и перспективы инклюзивного образования в России /А.А. Левинская //Социальная педагогика.-2009.-N 1.-С.4-7.

4) Маланцева О. Совместное обучение здоровых детей и детей со специальными нуждами /О.Маланцева //Народное образование.-2008.-N 8.- С.214-217. Социальная педагогиа.-2008.-N 2.-С.63-67.

6) Шилов В.С. Инклюзивное образование: российская специфика /В.С.Шилов //Социальная педагогика.-2009.-N 1.-С.14-15.

Стремление к гуманизации общественной жизни началось после окончания второй мировой войны в ответ на беды людей. Человечество стало искать средства, которые могли бы оказать положительное воздействие на весь мир. Одним из таких средств было создание Организация Объединенных Наций, которая разработала правовые документы, связанные с правами человека и повлиявшие на ситуацию с детьми, имеющими особенности развития:

  • Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 году.
  • Декларацию прав ребенка, принятая в 1959 году.
  • Конвенция о правах ребенка, единогласно принятая в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН.
  • ребенок с особенностями развития – человек развивающийся, способный осваивать различные виды деятельности;
  • общество должно признавать это и обеспечивать условия жизни, максимально приближенные к нормальным.
  • к давлению на общество с целью изменения его отношения, и это делалось в рамках защиты прав и интересов детей;
  • к давлению на ребенка, чтобы побудить его учиться и мобилизовать силы.

В центре внимания:

- автономность, - участие в общественной деятельности,

- создание системы социальных связей, - принятие.

Последствия внедрения модели включения:

- развитие способностей ребенка, - компенсация особых потребностей,

  • того, что нормальное развитие не является “нормой”,

- создание системы поддержки, - функциональный подход к лечению и обучению,

- участие родителей в лечении и обучении их детей.

Литература

1. Mittler P. International Experience in Including Children with Disabilities in Ordinary Schools.

2. Кернс С. Интеграция в общество людей с особыми потребностями. Доклад, представленный на Первой московской международной конференции по проблемам синдрома Дауна и помощи людям с умственными нарушениями. - М., 1995.

Стремление к гуманизации общественной жизни началось после окончания второй мировой войны в ответ на беды людей. Человечество стало искать средства, которые могли бы оказать положительное воздействие на весь мир. Одним из таких средств было создание Организация Объединенных Наций, которая разработала правовые документы, связанные с правами человека и повлиявшие на ситуацию с детьми, имеющими особенности развития:

  • Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 году.
  • Декларацию прав ребенка, принятая в 1959 году.
  • Конвенция о правах ребенка, единогласно принятая в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН.
  • ребенок с особенностями развития – человек развивающийся, способный осваивать различные виды деятельности;
  • общество должно признавать это и обеспечивать условия жизни, максимально приближенные к нормальным.
  • к давлению на общество с целью изменения его отношения, и это делалось в рамках защиты прав и интересов детей;
  • к давлению на ребенка, чтобы побудить его учиться и мобилизовать силы.

В центре внимания:

- автономность, - участие в общественной деятельности,

- создание системы социальных связей, - принятие.

Последствия внедрения модели включения:

- развитие способностей ребенка, - компенсация особых потребностей,

  • того, что нормальное развитие не является “нормой”,

- создание системы поддержки, - функциональный подход к лечению и обучению,

- участие родителей в лечении и обучении их детей.

Литература

1. Mittler P. International Experience in Including Children with Disabilities in Ordinary Schools.

2. Кернс С. Интеграция в общество людей с особыми потребностями. Доклад, представленный на Первой московской международной конференции по проблемам синдрома Дауна и помощи людям с умственными нарушениями. - М., 1995.

ЮНЕСКО дала наиболее универсальное определе­ние инклюзивного образования как целостного фено­мена, предполагающего равный доступ к качественно­му образованию всех детей без исключения [2]. Оно базируется, на наш взгляд, на гуманизме, развитии ин­теллекта и творческих способностей, балансе интел­лектуальных, этнических, эмоциональных и физиоло­гических компонентов личности.

Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования, поэтому для нашей страны за­дача налаживания системы инклюзивного образова­ния требует решения на государственном уровне. Именно инклюзивное образование обеспечит детям с особыми образовательными потребностями равные с их здоровыми сверстниками возможности развития, необходимого для максимальной адаптации и полно­ценной интеграции в общество.

Каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности [1]. Это 13 миллионов человек с особенностями физического, психического или интеллектуального развития различной степени: врожденные или приобретенные в течение жизни на­рушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слу­ха, состояния психики, умственного развития. Они нуждаются в специально приспособленных условиях жизни и зачастую требуют посторонней помощи [4].

Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здо­ровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответ­ствия критериям школьной системы. Школа выпол­няет не только образовательные функции, но и явля­ется основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каж­дого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траек­торию. Ученики в школе находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы. Можно с уверен­ностью сказать, что инклюзивное образование расши­ряет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерант­ность, готовность к помощи. Инклюзивное образова­ние является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью — до­ступным и качественным образованием для всех без исключения детей [5].

Анализ исследований по проблеме инклюзивного образования позволяет отметить, следующие принци­пы инклюзии:

  • признание равной ценности для общества всех уче­ников и педагогов;
  • повышение степени участия учеников в культур­ной жизни местных школ и одновременное уменьше­ние уровня изолированности части учащихся от обще­школьной жизни;
  • реструктурирование методики работы в школе та­ким образом, чтобы она могла полностью отвечать раз­нообразным потребностям всех учеников, проживаю­щих рядом со школой;
  • устранение барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образователь­ные потребности;
  • анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учени­ков, проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом;
  • различия между учениками — это ресурсы, способ­ствующие педагогическому процессу, а не препятст­вия, которые необходимо преодолевать;
  • признание права учеников на получение образова­ния в школах, расположенных по месту жительства;
  • улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов;
  • признание роли школ не только в повышении ака­демических показателей учащихся, но и в развитии об­щественных ценностей;
  • развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами; призна­ние инклюзии в образовании как одного из аспектов инклюзии в обществе [3].

Суть данных принципов — в доступности школь­ного образования для всех детей, проживающих рядом со школой. Должен быть обеспечен физический до­ступ учеников с ограниченными возможностями здо­ровья в школы — транспорт, пандусы, подъемники.

Необходимо составить такую структуру учебной про­граммы, чтобы она была наиболее мобильной, а разно­образие образовательных методик позволяло удовле­творить потребности всех учеников. Особое значение имеет внеклассная деятельность, формирующая из ученика личность независимо от его возможностей здоровья и развития. Инклюзия — не ущемление прав здоровых учеников в пользу детей с инвалидностью, а следующая ступень развития общества, когда образо­вание становится реальным правом для всех.

Уже можно говорить, что переход к совместному обучению детей разных категорий в России имеет пра­вовую основу. К сожалению, большинство позитив­ных моментов, представленных в законах, остаются до сих пор лишь на бумаге. Как и во многих прогрессив­ных законодательных актах, практически отсутствует механизм реализации, претворения их в жизнь. По этой же причине в обществе имеет место предвзятое отношение к инклюзивному образованию. В ряде слу­чаев оно связано с материально-технической неподго­товленностью учреждений системы общего образова­ния к обучению в них детей с отклонениями в разви­тии, для которых необходимы меньшие по наполняе­мости классы (от 6 до 12 человек), адаптированные к их особым психофизическим возможностям учебные программы, специальное дидактическое, коррекцион-но-развивающее оборудование, иногда наставник, ко­торый был бы закреплен за ребенком и оказывал ему помощь на занятиях. Кроме того, штат образователь­ных учреждений должен быть достаточно укомплекто­ван высококвалифицированными кадрами, что спо­собствовало бы более полному удовлетворению по­требностей в образовании и социальной интеграции детей и подростков с отклонениями в развитии, опти­мальной реализации программ социально-психологи­ческого и медицинского сопровождения.

Таким образом, проблема инклюзивного образова­ния сложна, дискуссионна, но главное — она является действительно социальной, так как в ходе ее решения затрагиваются интересы колоссального числа людей. Общество должно предоставить любому человеку пра­во выбора вида образования в зависимости от его ин­тересов, потребностей, возможностей. Должна быть обеспечена, по Л. Ионину, широта предложения в об­ласти образования [1]. Несомненно, что трудностей тем больше, чем сложнее структура общества, чем яр­че выражены социальная дифференциация и социаль­ная стратификация. Без грамотного решения данной проблемы, без устранения практик ущемления кон­ституционных прав людей с отклонениями в развитии, унижения их достоинства, проявлений социальной дискриминации Россия не станет цивилизованным го­сударством.

Инклюзия: настоящее и будущее

Инклюзия: настоящее и будущее

Инклюзия: настоящее и будущее запись закреплена

Инклюзивное образование - наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.

Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.

Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные потребности.

Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав. Сегодня задача государства и общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья. Система инклюзивного образования позволяет в полной мере реализовать образовательные права детей с ограниченными возможностями здоровья.

Каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности. Это 13 миллионов человек с особенностями физического, психического или интеллектуального развития различной степени: врожденные или приобретенные в течение жизни нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, состояния психики, умственного развития. Они нуждаются в специально приспособленных условиях жизни и зачастую требуют посторонней помощи.

Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений:труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная аттмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.

Инклюзию в образовании отражают следующие принципы:

• признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов;
• повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни;
• реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;
• избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;
• анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом;
• различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
• признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства;
• улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов;
• признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей;
• развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами. Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе.

Таким образом, суть данных принципов в доступности школьного образования для всех детей, проживающих рядом со школой. Должен быть обеспечен физический доступ учеников с ограниченными возможностями здоровья в школы – транспорт, пандусы, подъемники. Необходимо составить такую структуру учебной программы, чтобы она была наиболее мобильной, а разнообразие образовательных методик позволяло удовлетворить потребности всех учеников. Важное значение имеет внеклассная деятельность, формирующая из ученика личность независимо от его возможностей здоровья и развития. Инклюзия – не ущемление прав здоровых учеников в пользу детей с инвалидностью, а следующая ступень развития общества, когда образование становится реальным правом для всех.

В процессе исторического развития образовательная система детей с ограниченными возможностями здоровья прошла путь от изоляции до инклюзии.

Историю обучения детей с особенностями развития в школе можно условно разбить на следующие этапы:

Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Школа выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, ученики в школе находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы. Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей

Читайте также: