Каким должен быть человек по марку аврелию кратко

Обновлено: 05.07.2024

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Марк Аврелий (121 - 180 н. Н.э.) - император Римской империи, правление которого пришлось на довольно сложный период ее истории. С высоты своего положения он, как никто другой, чувствовал те кризисные явления, которые нарастали в римском обществе, и задумывался над их последствиями.

В философии стоицизма Марк Аврелий искал мировоззренческий средство гармонизации общества на общем фоне бренности, бижучости, низости и неновизны жизни и погребе в практическом погружения в эту временность. Все это отражено в его работе "К самому себе" ("Наедине с собой"), которая была найдена после его смерти.

В осмыслении мира, смысла человеческого бытия Марк Аврелий исходил из признания одного большого целого, которым руководит его Разум - Логос, в котором все связано. Это Целое динамическое, подчинено промысла, поэтому его нужно воспринимать как провидение, такое, что вытекает из одного начала. В Целом Марк Аврелий размещает и Бога, беспокоится о благе людей. Люди как разумные существа разумными является в своем уме, и все они имеют единую мировую душу и единый разум, благодаря чему они сходятся между собой. Человек должен смертное тело, душу - проявление живой силы и руководящее начало - гегемоник, который и является умом. Разум Марк Аврелий называл в человеке его гением, божеством, который надо беречь и не обижать ничем ниже. Это означало помнить о стыд, отказ от подозрений, проклятий, лицемерия, от желания чего-нибудь такого, что прячут за стенами и замками, то есть не давать своей душе упасть до недостойного разумной и призванной к гражданской жизни существа.

Идеалом для Марка Аврелия появлялась зрелая, мужественная, преданная интересам государства человек, который чувствует себя на страже и с легким сердцем ожидает вызов жизни, видит мудрость справедливой деятельности, преследует долгосрочные цели. Главными моральными ценностями он считал справедливость, истину, благоразумие, мужество, отмечал, что при всей суетности жизни стоит заботиться о правдивости помыслов, общеполезных деятельность, небрехливу язык, душевный настрой, который с радостью принимает все как необходимое, предусмотрено. Разум Марк Аврелий сравнивал именно с "общеполезных деятельностью", называя "гражданством", противопоставляя их таким псевдоценности, как одобрение толпы, власть, богатую жизнь, полное наслаждение.

Указанное употреблялось у Марка Аврелия с признанием низости жизни, его ненужности, неновизны, разочарованностью, личным и историческим пессимизмом и фагализмом. Остро ощущая текучесть времени, он не признавал ценности ни прошлого, которое уже прошло и в каком действительно было мало нового, ни будущего. Нередко приходил к мысли о свободе человека по воле богов, но ставил ее в зависимость от воли Бога. Отсюда отказ от активной борьбы со злом, проповедь о принятии жизни и смерти, какие они есть, где человек должен жить так, чтобы каждый день был последним и каждое дело, которое она делает, была последней. Для Марка Аврелия это означало провести момент времени с природой, а затем отойти от жизни с таким облегчением, как падает созревший плод, благословляя природу, которая его породила и благодаря дереву, на котором он созрел. Именно такой и есть требование жить в согласии с природой, ибо то, что происходит с естественным течением вещей, не может быть плохим. Всему этому должна учить философия, которую Марк Аврелий нередко разводил мистикой.

Стоицизм сочувственно воспринимался христианством за его интерпретацию Бога, промысла и судьбы. Так, христианские теологи сфальсифицировали переписку Сенеки с апостолом Павлом, используя его этику и этику Эпиктета для формирования своего учения, резко отрицательно относясь к другой эллинистической и римской философского течения - эпикуреизма.

Эпикуреизм - учения Эпикура и его учеников - зародилось в конце IV в. до н. н.э. и просуществовало до II в. н. е., хотя, по справедливому замечанию А. Лосева, ему никогда не везло в адекватном понимании, поскольку его части приводило к теории ничем не сдержанного наслаждения с игнорированием всех других способностей человеческого духа

Мы отобрали 10 максим из книги Марка Аврелия:

Человек должен быть честным по натуре, а не по обстоятельствам.

Все следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним.

Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием: часто она состоит именно в бездействии.

Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней.

Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни.

Спокойствие — не что иное, как надлежащий порядок в мыслях.

Надо покорять умом то, что нельзя одолеть силой.

Если кто-нибудь может с очевидностью доказать мне, что я неправильно сужу или действую, то я с радостью изменюсь. Ибо я ищу истины, от которой еще никто никогда не потерпел вреда. Терпит же вред тот, кто упорствует в своем заблуждении и невежестве.

Всё, к чему мечтаешь прийти со временем, может быть сейчас твое, если к себе не будешь скуп, то есть если оставишь все прошлое, будущее поручишь промыслу и только с настоящим станешь справляться праведно и справедливо. Праведно — это с любовью к тому, что уделяет судьба, раз природа принесла тебе это, а тебя этому. А справедливо — это благородно и без обиняков высказывая правду и поступая по закону и по достоинству.

Стоик Марк Аврелий: 9 принципов жизни философа

9 стоических принципов жизни императора Марка Аврелия

«Будь подобен скале: волны беспрестанно разбиваются о нее,

Правление Марка Аврелия пришлось на один из самых неспокойных периодов в жизни Римской империи, но стоический подход к решению проблем помог ему преуспеть в государственном деле.

Стоицизм — философская школа, возникшая в Афинах ок. 300 г. до н. э. во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Именование получила по названию Расписной стои, где основатель стоицизма Зенон Китийский впервые самостоятельно выступил в качестве учителя.

Историк Капитолин говорит, что Марк Аврелий стал одеваться и жить, как стоик, ещё будучи двенадцатилетним мальчиком. В учебные часы он надевал философский плащ; он спал на голой земле, и только благодаря усиленным просьбам матери стал потом спать на матрасе, покрытом звериными шкурами. Наиболее важными из принципов жизни Марка Аврелия можно назвать следующие:

Согласно стоикам, природа – как и общая, так и человеческая природа. Так как наша природа – лишь часть целого, то жить в согласии с ней означает то же самое, что жить в гармонии со всем, что происходит в мире.

Стоик Марк Аврелий: 9 принципов жизни философа

2. Безразличие к смерти, легкость в отношении скоротечности жизни

3. Верность своей деятельности, делу жизни, добродетели

4. Настоящее – единственно важное время

Стоик Марк Аврелий: 9 принципов жизни философа

5. Апатия по отношению к славе, почестям и излишествам

Слава – скоротечное явление. Зацикливание на ней только мешает благим делам и делу жизни.

6. Стойкость перед лицом невзгод

Любые неприятные события заранее предопределены на долю человека и являются частью его личности. Необходимо твёрдо превозмогать напасти, ведь они всего лишь временны, а если нет, то рано или поздно просто привыкнешь к ним.

7. Терпимость к чужим порокам, но непринятие собственных

8. Уединение – важная часть жизни. Но человек делает это неправильно

Стоик Марк Аврелий: 9 принципов жизни философа

9. Следи за своими поступками, а не за делами других

Марк Аврелий часто обращает внимание на то, как важно самому следовать добродетели, а не упрекать в ее отсутствии других.

Послесловие

Я сознательно не стал перечислять все тезисы труда Аврелия, чтобы оставить место для вашего собственного анализа. Подобный опыт будет куда ценней моих пересказов.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Размышления Марка Аврелия: 10 уроков из книги, написанной 2000 лет назад

Марк Аврелий слыл умным правителем и одним из самых мудрых императоров, которого часто можно было встретить в своем шатре, склонившимся над листом бумаги в глубоких размышлениях.

Этот человек вошел в историю как мудрый и уважаемый правитель, а его учения пользуются популярностью даже сегодня.

О книге

Изложенные в книге идеи нельзя назвать оригинальными, поскольку ими насквозь пронизана вся философия стоицизма. Марк же анализировал их и записывал свое понимание. Поэтому он оставил после себя мудрые и глубокие идеи, касающиеся многих аспектов человеческой жизни.

Стоицизм – направление философской науки, которое проповедует эмоциональную стабильность и стойкость перед лицом постоянно меняющегося, жестокого и непредсказуемого мира. Он провозглашает важность самоконтроля в борьбе с пугающими трудностями, выпадающими на долю каждого из людей. Все проблемы можно преодолеть, если быть гибким в своих ожиданиях от жизни и реальности.

Стоицизм помогает нам осознать, что нереалистичные ожидания от собственной жизни только вредят нам. Вместо этого мы должны научиться управлять своими эмоциями и понимать, что так или иначе каждому из нас придется пережить тяжелые времена.

1. Будьте хорошим человеком, а не спрашивайте, как им стать.

Мы можем долго размышлять о том, как это быть хорошим человеком и нужно ли нам стать лучше, чтобы достигнуть этой цели. Иногда следует просто перестать думать и начать делать то, что вы считаете правильным.

Сюда можно отнести самые простые вещи: быть добрым, выслушать друга, которому нужно выговориться, быть честным, следить за своими манерами.

Размышления о том, как стать хорошим, отвлекают нас от осознания, что хорошими нас делают небольшие ежедневные поступки. Мы знаем, что это правильно, а потому должны просто делать это.

2. Ваше благосостояние и удовлетворенность жизнью определяются вашими мыслями.

Удовлетворенность человека зависит не только от внешних событий. Да, счастье можно найти в коротких мгновениях взаимодействия с окружающим миром. Но это никогда полностью не удовлетворит нашего стремления к счастью.

Истинное удовлетворение приходит лишь в состоянии душевного спокойствия. Управление своими эмоциями, амбиции, направленные на достижение своих целей, и благодарность за все, что у вас уже есть, – всего перечисленного можно добиться с помощью правильного умонастроения. А это ведет непосредственно к чувству счастья.

3. Нельзя изменить происходящее в мире, но можно изменить свое отношение к этому.

Мы не властны над происходящим вокруг, поэтому нет никакого смысла о чем-то сожалеть.

Проблемы усугубляются только тем, какими вы их видите. Человек не в силах предотвращать плохие вещи. Но он способен справляться с ними посредством здоровой и адекватной реакции. Только так можно стать сильнее.

4. Будьте благодарными за то, что у вас есть.

Перестаньте жалеть о том, чего у вас нет, и будьте признательными за все то, что вы сейчас имеете. Как сказал Марк Аврелий, жизнь – это привилегия. Людям очень повезло быть сознательными, иметь друзей, увлечения и быть любимыми другими людьми.

Осмыслив все свои свободы и блага, вы поймете, насколько богата сейчас ваша жизнь, несмотря на все материальные желания.

5. Живите настоящим.

Учитывая неизменность состояния вселенной, мы не можем менять свое прошлое. Не нужно цепляться за него и переживать о будущем. Вместо этого начните проживать каждый ваш день на полную, по максимуму используя все свои возможности. И не забывайте при этом пытаться изгнать из своего разума любые признаки злости.

6. Смиритесь с тем, что могут происходить плохие и непредсказуемые вещи. Это подготовит ко всему, что может случиться в будущем.

Стоицизм учит нас избегать нереалистичных ожиданий о том, что нас ждет в будущем. Такие ожидания делают человека безоружными перед проблемами.

7. Недостижимых целей не бывает.

Готовитесь к марафону, пытаетесь сделать прорыв в музыке или же хотите построить успешный бизнес, но при этом чувствуете, что у вас ничего не получается? Вы устали от напряжения и готовы все бросить? Не стоит этого делать, ведь вы можете преодолеть все существующие препятствия, воспитав в себе сильный дух и веру в то, что вы обязательно достигнете желаемого.

Сложность цели еще не говорит о ее невыполнимости.

8. Прекратите переживать о том, что подумают о вас другие.

Рассматривать себя с точки зрения других людей – это пустая трата времени. Такое поведение наносит вам огромный ущерб, мешая достигать поставленных перед вами целей. А если имеет место еще и клевета со стороны окружающих, тогда это сильно сказывается на вашем благосостоянии.

Чужое мнение не должно иметь и не имеет абсолютно никакого влияния на вашу жизнь. Поэтому вместо переживаний об общественном мнении лучше потратьте это время на что-то более полезное. Например, сосредоточьтесь на достижении успеха или на обретении душевного спокойствия.

9. Цените только правильные вещи, и ваша жизнь тоже обретет ценность.

Наши ценности и то, что волнует нас превыше всего остального, определяют наш образ жизни. К примеру, если вы цените только деньги и материальные блага, то в вашей жизни определенно не хватает чего-то действительно важного.

А если для вас важнее всего благополучие вашей семьи и друзей, свое собственное благополучие, отношения с другими людьми и реальные возможности развития карьеры, то у вас довольно неплохие шансы прожить счастливую жизнь.

10. Не важно, какие события происходят в вашей жизни. Вы можете и будете жить дальше.

Философия стоицизма предполагает, что в жизни каждого человека рано или поздно наступают плохие времена: скорбь по усопшим, разбитое сердце из-за расставания с любимым или любимой, финансовые проблемы и т.д.

Все мы так или иначе будем страдать, терзаемые болью и мучениями. И нам будет казаться, что мы не сможем выкарабкаться из этой ситуации. Но нужно понимать, что все эти вещи являются неотъемлемой частью жизни, и они могут помочь нам воспитать в себе эмоциональную стабильность и решительность.

Да, будет больно и неприятно, но мы преодолеем это, как и многие другие до нас.


Оглавление

  • Человек в восприятии марка аврелия
  • К себе самому

Приведённый ознакомительный фрагмент книги К себе самому предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Человек в восприятии марка аврелия

Итак, вот каков человек в восприятии Марка Аврелия: тело с его ощущениями и страдательными состояниями, душа как теплая пневма, движущая посредством импульсов, страстной тяги к чему-либо или уклонения от чего-либо, словно нитками, человеком-куклой, руководящее начало, пытающееся воздействовать посредством суждений на душу и обуздывать ее порывы, чтобы человек совершал правильные поступки и делал правильные высказывания, и, наконец, внутренний демон, или божество, которое через действия руководящего начала должно быть связано с руководящим началом и внутренним божеством других людей, которое во всех людях одно, несмотря на свою разделенность в телах. Судьба же человека видится Марку Аврелию так: после смерти мешок кровавой грязи, именуемый телом, уйдет в землю, душа рассеется в той стихии, из которой она возникла при рождении человека, руководящее начало перестанет порождать представления и суждения и вместе с внутренним божеством растворится в мировом разуме и сольется с ним, так что это божество, бывшее при жизни человека личным, станет после его смерти вновь общим и утратит свою особенность.

Читайте также: