Успешная социализация учащихся один из показателей деятельности школы в условиях фгос

Обновлено: 28.06.2024

Вас приветствует муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 42 муниципального образования городской округ Люберцы.

В 2016-2017уч.г. в рабочей группе – 14 учителей начальной школы (Володина Е.Д., Нестерова В.Н., Учеватова С.Ю., Циголик О.И., Хромченкова Н.М., Сычёва В.А., Тырыкина С.Ю., Величкина С.В., Кулакова Е.Р., Камченкова Ю.А., Барсукова Г.Б., Баранова И.И., Рагимова М.В., Иванова О.Н.), 5 учителей старших классов (Перепелова Е.В., Соколова А.А., Ковалёва В.П., Фёдорова Е.А., Сорокина М.А.) и педагог-психолог.

Занятия по социальной адаптации и финансовой грамотности детей ведутся в рамках внеурочной деятельности (1-8 классы).

АФЛАТУН – это маленький огонёк из космоса, вместе с которым ребята узнают о жизни на Земле, учатся дружить, познают основы финансовой грамотности.

Занятия проходят в яркой, весёлой атмосфере.

Работа по выявлению разносторонних способностей детей начинается в начальной школе и требует целого комплекса определённых действий: современная профессиональная диагностика учителя, диагностика уровня развития детской одаренности, создание условий мотивации ребенка к различным видам деятельности, поддержка одаренного ребенка во всех аспектах его развития и воспитания, проведение различных конкурсов, фестивалей, олимпиад, научно-практических конференций, совершенствование форм работы с родителями и др.

Показателем работы с одаренными детьми являются результаты обучающихся лицея в олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях различных уровней, в которых обучающиеся лицея завоевали грамоты и дипломы. Стипендиаты именной премии Губернатора Московской области (Денисюк Кристина, за хорошую учёбу и высокие достижения в лёгкой атлетике); Павлов Сергей учащийся 9 класса (ОВЗ) имеет многочисленные награды, в т.ч. Международного уровня).

Активность обучающихся во внеурочный деятельности – тоже показатель успешной социализации детей. И внеурочная деятельность, и мероприятия в рамках плана воспитательной работы лицея, и дополнительное образование играют огромную роль в становлении личности каждого обучающегося и способствуют успешной социализации.

Был проведён небольшой опрос среди учащихся 1-х, 5-х и 10-х классов. Целью исследования было выяснить и сравнить учебные интересы и предпочтения обучающихся разных возрастных групп. (Аналогичную работу проводили и прошлом учебном году). 10-й класс интересен тем, что мы соблюдаем преемственность; а залог успешной социализации в более старшем возрасте – это успешное начало работы еще в дошкольном возрасте Учащимся 1-х классов предложили опросный лист, где они должны были выбрать смайлик, характеризующий их отношение к той или иной учебной деятельности: нравится, равнодушен, не нравится. В качестве ориентиров выбраны слова-действия, отражающие род деятельности: читать, писать, считать, решать, работать в классе, работать дома. На первой диаграмме видно, что подавляющее большинство учащихся 1-х классов с удовольствием занимаются всеми видами учебной деятельности. Наибольший интерес вызывает счёт. Считать нравится 83% опрошенных. Наименьший интерес – работа дома. Только 50% учащихся с удовольствием выполняют задания, рекомендованные для домашней работы. Нравится работать в классе - 78% учащихся. Почти столько же, 74%, любят писать и 72% любят решать задачи. Видно, что равнодушных и незаинтересованных очень мало.

Что же происходит? Почему детям становится неинтересно? Может, учителя делают что-то не так? Есть у каждого возраста такое понятие - "ведущая деятельность". Это деятельность, выполнение которой определяет, например, орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста, сюжетно-ролевая игра дошкольника, учебная деятельность в младшем школьном возрасте, общественно полезная деятельность и общение для подростков. Учёба опять займёт лидирующие позиции, но позже и в связи с выбором профессии (профессионально-учебная деятельность в ранней юности). Смена ведущей деятельности связана с возникновением новых потребностей и мотивов, которые характеризуют новую ведущую деятельность, предполагающую изменение положения ребенка в системе его отношений с другими людьми. То есть наша ситуация закономерна и физиологична. У учащихся начальной школы, в нашем случае, уже хорошо сформировалась учебная деятельность как ведущая. У учащихся 5 классов она остаётся ведущей. И социализация у детей этих возрастов должна удачно проходить через урок. Они рады учиться, готовы слушать и слышать. А учащиеся более старшего возраста требуют особого внимания, так как учебная деятельность их интересует значительно меньше. Для них важно общение со сверстниками, самоопределение.

В связи с этим хочется отметить, что не только процесс обучения, но и свободное время играет ключевую роль в развитии личности подростка. Это процесс расширения возможностей путём приобретения знаний, навыков, это и использование приобретённых способностей для общения, совершенствование в культурной и творческой деятельности. Большую роль играет семья и другое социальное окружение. Досуг подростка, как и ребёнка другой возрастной группы, должен быть организован. Во внеурочной деятельности в школе подросток должен иметь возможности реализовать уже имеющиеся навыки и способности. В этом возрасте как никогда актуальна коллективная проектная деятельность: как предметная, так и социально-ориентированная. То есть для подростков инструментом социализации является в основном внеурочная деятельность во всех её проявлениях.

Современные технологии дают возможность обучающимся самостоятельно приобретать новые знания, развивают системное мышление, расширяют кругозор, учат работать в команде и в то же время позволяют проявить свою индивидуальность. А самое главное – все это помогает нашим детям достичь высоких образовательных результатов.

Новый Федеральный государственный стандарт общего образования фиксирует особый тип результатов образования — личностные результаты, — напрямую связанные с социализацией учащихся. Понятие социализации регулярно упоминается в важнейших разделах стандарта, как, впрочем, и во многих ключевых образовательных документах наших дней. При этом молчаливо предполагается, что смысл понятия социализации — вхождение человека в общество — ясен и очевиден всем.

Социальная адаптация и неадаптивная социализация

Однако задачу социализации можно трактовать по-разному. Наиболее принципиальное различение связано с пониманием социализации либо как адаптации к существующим социальным условиям, либо как обеспечения возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума. Основным содержанием второго понимания социализации является перевод ребенка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты.

Подход, связанный с неадаптивной социализацией, будучи адекватным современным социальным вызовам, является новым для системы образования. Данный подход предполагает выход не только за рамки классно-урочной формы организации образовательного процесса, но и за рамки образовательного учреждения. Поэтому возникает необходимость параллельно решать целый комплекс задач, имеющих отношение не только к сфере образования, но и к социальной сфере.

Социализация и вхождение в культуру

В разговорах о социализации ребенка часто упускается из виду, что юный человек входит не только в общество как систему социальных связей и отношений, но и в культуру этого общества. И эти два процесса вовсе не обязательно совпадают друг с другом.

Выделение двух сторон социализации — собственно социализации и инкультурации (вхождения в культуру), крайне важно для современного образования, поскольку именно культурный аспект зачастую упускается из виду в актуальных проектах и программах социализирующей направленности. К тому же, именно внимание к культурному аспекту хоть в какой-то степени оправдывает распространенное употребление в связке двух понятий — социализации и воспитания (здесь за воспитанием оказывается закрепленным именно обеспечение инкультурации индивида).

Социализация в школе

Социализация ребенка в школе происходит, по меньшей мере, в четырех сферах:

Все эти сферы активно взаимодействуют, влияют друг на друга. Первую мы затрагивать не будем ввиду ее относительно малой управляемости со стороны взрослых. На трех же других остановимся подробнее.

Какую стратегию можно противопоставить экспансии учебности? Может быть, напрашивающуюся альтернативу – экспансию социальности в образование? Экспансия социальности в образование– прямой, копирующий перенос явлений и процессов общественной жизни в школьное воспитание и обучение (например, властных отношений, организационных иерархий, демократических институтов и т.д.). Однако при прямом, копирующем переносе социальность так мощно входит в школу, что начинает разрушать ее. Много сказано о пагубности бюрократизма для школьной жизни, о вреде излишней регламентации, опасностях иерархизма. Однако и школьные выборы, парламенты, республики, президенты, суды и прочее при всей их внешней благополучности нарушают нечто важное в нормальном ходе детско-взрослых отношений, формализуют и зачастую нивелируют ту разницу, тот зазор, которые необходимы для подлинного диалога детского и взрослого миров. Копирование социального демократизма чревато для школы вымыванием из нее культуры наставничества и ученичества.

Запуск неадаптивной социализации школы происходит во внешкольном социализационном пространстве – через детско-взрослые социально-образовательные проекты; через формы продуктивной коммуникации школьного сообщества с другими общественными субъектами (например, молодежные переговорные площадки); через неимитационные социальные акции, инициируемые школой; через социально значимую деятельность школьных детско-юношеских общественных объединений и организаций, детско-взрослых образовательных производств.

Самым большим инновационным и социализирующим потенциалом обладают, конечно, детско-взрослые образовательные производства. Остановимся на них подробнее.

Воспитательные возможности детско-взрослых образовательных производств

Образцовый труд должен быть передовым и самообеспечивающим, то есть отвечающим следующим критериям:

- высокий уровень организации;

- в качестве субъекта имеющий общность (сообщество);

- создающий высокое качество жизни;

- имеющий высокую рентабельность;

- требующий высокой квалификации работающих.

Все вышеперечисленное достижимо в условиях детско-взрослого образовательного производства. Это передовое наукоемкое и прибыльное (в экономическом и/или социальном смысле) производство, в котором детский коллектив в образовательных целях занимает ведущие управленческие и исполнительские должности, что позволяет детям непосредственно участвовать в организации образцового труда и деятельности, а также в их описании, проектировании и перепроектировании; для выполнения же наиболее сложных и ответственных работ и консультационных функций приглашаются взрослые профессионалы.

Высокий воспитательный потенциал детско-взрослых образовательных производств обусловлен:

- содержанием и характером делового, межличностного, межвозрастного общения в процессе производительного труда;

- необходимостью субъекту принимать решения и брать на себя ответственность (непосредственно в производстве, в управлении производством);

- общественной и личной значимостью и ценностью производимого продукта;

- необходимостью субъекту проектировать, планировать, сценировать, анализировать, прогнозировать свою деятельность;

- эстетикой высокоорганизованного и технологичного труда;

- трудовой дисциплиной, понимаемой как добровольное самоограничение в процессе труда;

- духом соработничества в общем командном (коллективном) деле.

Вместо заключения

Серьезная, честная работа как в рамках детско-взрослого производства, так и в других формах неадаптивной социализации (социально-образовательных проектах, молодежных переговорных площадках и т.п.) накладывает глубокий отпечаток и на общественную среду школы, и на учебный процесс (основной и дополнительный). Нам становится под силу превратить школьные собрания из назидательных бесед, в которых мы подводим детей к заранее сформулированным выводам, в реальные акты социального самоопределения. В школьном самоуправлении у детей появляется собственная сфера ответственности, ресурсы для ее освоения и возможность настоящего действия. Школьные клубы обрастают социальными связями и отношениями, получают постоянный импульс к развитию (как показывает практика, без социального партнерства школьные клубы вырождаются в кружки). Социальные проекты становятся источником новых учебных проектов. На уроках появляется не только учебная, но и социальная проблемность.

Если школа заходит на проблемы социализации и воспитания таким образом, от осмысленных ею задач общественного развития, то она находит и настоящиезадачи воспитания и социализации, и настоящих партнеров, и действительно стоящие ресурсы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

hello_html_61df78a2.jpg

Выступление на семинаре директоров

Павлово-Посадского муниципального района

на тему «Успешная социализация обучающихся

Долгие годы школа готовила учеников к кажущемуся социальному благополучию, которое было запрограммировано системой социальных отношений. Идеальным считалось, что выпускники школы пойдут туда, куда их позовет общество. Однако это явно противоречило реальным оценкам того будущего, которое по-разному видели выпускники школы.

Оглянемся вокруг себя, и мы увидим, что кругом идет конкурентная борьба за власть, за обладание местом в обществе, за территорию, за свободу. Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Кажется, так было всегда, но в период глобальной реформации общества острота этой борьбы возрастает многократно. И только воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Именно поэтому растут требования к выпускникам, которые должны быть подготовлены к новым рыночным отношениям, то есть социально адаптированы. Какими же качествами должен обладать современный человек?

Заглянем в последние программные документы, которые определяют содержание образовательно-воспитательного процесса в школе. Они представлены на слайде:

ФГОС начального общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (с изменениями от 22.09.2011 г. №2357);

ФГОС основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

ФГОС среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413

В связи с этим процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, принятия духовно – нравственных, социальных и семейных ценностей.

А что же такое социализация?

Социализация рассматривается как сложный многогранный процесс, включающий в себя:

усвоение человеком социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;

усвоение и дальнейшее развитие у индивида социально-культурного опыта;

становление личности, обучение и усвоение ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе;

включение человека в социальную практику, приобретение им социальных качеств, усвоение общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности и т. д.

Школа является тем социальным институтом, который призван осуществить психолого-педагогическое сопровождение в процессе личностного развития и социального становления каждого ребенка.

Вопрос о том, какой должна быть школа, сегодня волнует каждого.

Программа воспитания и социализации строится на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество. Выступление детей в начале семинара – это пример традиционной формы воспитательной работы.

В основе Программы лежит убеждение в том, что школа не может существовать отдельно от нужд и потребностей окружающего её сообщества. Именно она, школа , должна стать инициатором развития сообщества, развивая себя.

Цель программы: воспитание созидательной, творческой, гражданско-активной, социально-адаптированной личности.

Задачи программы обозначены на слайде:

содействовать успешной социализации молодежи в обществе;

повысить роль всех участников учебно-воспитательного процесса: педагогов, учащихся, родителей;

прививать членам сообщества культуру позитивной социальной инициативы и гражданского участия;

формировать деятельность школы как центра развития гражданского общества на местном уровне.

Немного о школе. Евсеевская средняя школа функционирует с 1993 года. Сегодня в ней работает 36 педагогов.

Педагогический состав по стажу работы

О высоком уровне подготовки педагогического состава свидетельствует профессиональное образование учителей и категорийность: высшее образование имеют 83% от общего числа педагогов и 47% педагогов имеют высшую квалификационную категорию, первую - 17%

Педагогический состав по квалификационным категориям

Сегодня в школе открыто 20 классов, в них обучаются 386 ребят. Это дети из 17 деревень и города Павловского Посада

Особенностью любой сельской школы является отдаленность проживания детей от культурно-просветительских и научных центров. Это приводит к тому, что не в полной мере используются возможности самореализации, саморазвития, самовыражения.

Эта проблема потребовала создание в школе условий для успешного освоения всеми учащимися образовательной программы, формирования навыков исследовательской деятельности, подготовки учащихся к дальнейшему обучению и осознанному профессиональному выбору.

Образование, как и труд, выступает формой социализации человека и содержит все ее основные качества и характеристики. И мы стараемся воспроизводить не собственно школьные ценности: нацеленность на оценку, послушание, изучение предмета, а общесоциальные: учим детей понимать ценность труда, формировать чувства хозяина, ответственности и другие.

В человеке его человеческие черты формируются с первого в своей жизни вдоха, т. к. он – существо общественное. Общественная сущность человека проявляется в его отношениях, связях с другими людьми. Познавая мир и себя как частицу мира, вступая в разнообразные отношения с людьми, которые удовлетворяют его материальные и духовные потребности, ребенок включается в общество, становится его членом. Этот процесс приобщения личности к обществу и, следовательно, процесс формирования личности ученые называют социализацией.

Процесс социализации длится всю жизнь человека. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе. Социализация личности – это ее язык и поведение в быту, способность к творчеству, восприятие культуры своего народа и т.д. Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем придется столкнуться в дальнейшей жизни.

Процесс всестороннего развития неотделим от сложного механизма школьного обучения, руководящей роли школы, педагога. Как определять содержание школьного обучения в зависимости от запросов общества и растущих духовных потребностей человека, как учить, чтобы процесс обучения максимально способствовал раскрытию задатков и развитию способностей, – это те направления творческих поисков науки, благодаря которым совершенствуется педагогический процесс.

Современный человек как личность современного общества это:

понимающий жизненное целеполагание и способный сделать правильный нравственный, социальный и политический выбор;

умеющий самообразовываться и стремящийся к саморазвитию, самоизменению;

конкурентноспособный, умеющий реализовать свои притязания на право занять значимое место в обществе;

имеющий развитое творческое начало;

знающий и владеющий способами и приемами оздоровления своего организма;

умеющий дорожить своей Родиной и сохранять национальные традиции.

Работа по данному вопросу – это не дань моде, а необходимость функционирования школы в современный период. В условиях введения ФГОС одним из главных результатов образования должна стать успешная социализация обучающихся.

Необходимо понимать, что общественно-активная школа – это:

-школа-музей, открывающий подрастающим поколениям доступ ко всему богатству человеческой культуры;

-школа-мастерская, позволяющая учащимся погрузиться в созидательную деятельность, направленную на создание различных материальных и идеальных продуктов, имеющих значение как для них самих, так и для окружающих их людей;

-школа-лаборатория, включающая детей и подростков в проектную деятельность, направленную на открытие истины, на созидание знания;

-школа-сообщество, представляющее целостный социальный организм, функционирующий и развивающийся по законам демократии;

-школа-социальный центр, активно включенный в жизнь местного сообщества;

-школа-центр социального воспитания, стремящийся быть как центром образования, так и центром социального воспитания подрастающих поколений.

На уроках развивается социальная компетентность:

сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;

способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;

социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;

развитие личностных качеств, саморегулирование.

Чтобы воспитать такую личность, школа вынуждена искать новые формы работы, разрабатывать инновационные технологии.

Педагогические технологии (от др. греческого τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение)— совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ученика.

Педагогические технологии, применяемые для решения задач социализации вы видите на слайде:

Современное традиционное обучение.

Проблемное обучение.

Игровые технологии.

Групповые технологии.

Коллективный способ обучения.

Коллективное творческое дело.

Педагогика сотрудничества.

Технология развивающего обучения.

Здоровьесберегающие технологии.

Метод проектов.

Технология педагогических мастерских.

Модульное обучение.

Информационные технологии.

С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются его новой социальной позицией – ролью ученика, школьника.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принимать решение в новой ситуации.

Упражнения учебника затрагивают вопросы этикета, озвучиваются правила поведения в столовой, о чем каждый учитель говорит каждый день своим обучающимся. В отдельных упражнениях не только приводятся примеры пословиц, но и предлагается обсудить такие вопросы: умеете ли вы слушать друг друга? Как вы выражаете несогласие? Учитель не забывает и про правила дорожного движения. Предлагает оценить ситуацию на картинках.

Таким образом, цели обучения, его содержания определяются через понятия языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции.

Компетенция - это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями школьника, с его самосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности.

При посещении уроков русского языка можно заметить, что для овладения учащимися основами культуры устной и письменной речи нужно прежде всего научить учащихся владеть орфографическими и пунктуационными нормами. У наших учителей сложилась определенная система работы в формировании орфографической грамотности. Орфографические правила многообразны, многочисленны. Чтобы помочь учащимся овладеть ими, вырабатывать орфографическую зоркость, учителя русского языка применяют составленные таблицы. Схематизация правил позволяет в процессе учебной деятельности составлять алгоритмы их усвоения и использования после опознания орфограммы. Наблюдение за языковыми явлениями учит обучающихся грамматическим обобщениям, которые воспитывают самостоятельность мышления.

Таким образом, тщательно продуманное содержание и организационные формы каждого урока, применение современных технологий обучения, работа над развитием устной и письменной речи учащихся, система работы над формирование орфографической и пунктуационной грамотности способствуют привитию интереса к учебной деятельности, формированию языковых, коммуникативных умений и навыков, а также социализации.

Проработав требования современного ФГОС, отчетливо поняла, что самая сложная современная задача заключается в том, чтобы ненавязчиво, увлекательно и заинтересованно включить учащихся на уроках математики в активный процесс мыслительной деятельности, Без этого процесса невозможно говорить ни о математических знаниях, ни об универсальных учебных действиях , которые в результате этого рождают устойчивые математические компетенции. А всем известно, что система математических знаний – основа многих личностных качеств: трудолюбия, организованности, умения преодолевать препятствия, делать правильный выбор, ответственности и т.д. А это означает, что школа должна учить мыслить, то есть активно развивать у учащихся основы современного мышления в соответствии с требованиями новых стандартов. Очевидно, что необходимо вооружить обучающихся самостоятельными методами познания окружающего мира.

Изучение математики совершенствует общую культуру мышления, дисциплинирует ее, приучает человека логически рассуждать, воспитывает у него точность и обстоятельность аргументации. Основной задачей преподавания наряду с обучением самой науке, является задача обучения человека думать. Какое же мышление необходимо формировать у учащихся для эффективного интеллектуального и психического развития их личности на уроке? Пространственное мышление, как процесс создания, оперирования образами и ориентации в реальном и воображаемом пространстве – важный компонент психического развития человека, личности. Велика роль пространственного мышления в различных видах деятельности человека: в учебной – при решении различных типов задач, выполнении лабораторных, практических работ по школьным предметам, в трудовой и особенно творческой деятельности конструкторов, художников, дизайнеров, писателей, ученых.

Настоящее понимание будет только на тех уроках, где будут задействованы не только мысли, но и чувства, где учитель смог заставить учеников удивляться и восхищаться. Знание должно быть преподнесено и пережито.

Автор: Севрюкова Оксана Петровна
Должность: учитель физической культуры и обж
Учебное заведение: МБОУ СОШ п.Сита
Населённый пункт: п.Сита район им. Лазо Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация обучающихся в условиях ФГОС"
Раздел: среднее образование

идентификации
. Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть, мораль, социальную ответственность — готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.
Принцип

Читайте также: