Батлейка что это такое кратко

Обновлено: 30.06.2024

батлейка сущ., кол-во синонимов: 1 • театр (40) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: театр

БАТЛЕЙКА, бетлейка (от Betleem - польск. назв. г. Вифлеема), народный кукольный театр. Начал развиваться в Белоруссии с 16 в. Существовал также под назв. "Жлоб", "Вифлеем", "Яселка", "Вяртэп". Возникновение Б. связано с рождественскими праздниками (согласно Евангелию, Вифлеем - место рождения Христа). Распространению Б. способствовали странствующие семинаристы. В представления Б. входили: религ. пьеса "Царь Ирод", нар. драма "Царь Максимилиан", жанровые сценки "Матей и доктор", "Антон с козой и Антониха", "Вольский-купец польский", "Бэрка-корчмарь", "Цыган и цыганка" и др. Эти сценки были насыщены социальной сатирой, осмеивали представителей эксплуататорских классов (помещика, корчмаря и т. п.), противопоставляя им положит. героев из народа. Сценой для представлений Б. служил ярусный ящик, представления устраивались в верх. и ниж. ярусах. Деревянные куклы на стержнях двигались по прорезям в полу ярусов. Существовали Б., устроенные по принципу теневого театра (Витебск, Велиж), и Б. с меняющимися прозрачными декорациями (Докшицы). Б. существовал до нач. 20 в. Лит.: Шейн П. В., Вертеп, или бетлей-ки (батлейки), в его кн.: Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края, т. 3, СПБ, 1902; Перетц В. Н., Кукольный театр на Руси, СПБ, 1895 (отд. отт. из "БИТ". Сезон 1894 - 1895 гг.); Бядуля 3., Бэтлейка и Беларуск! тэатр, "Вестник Народного Комиссариата просвещения ССРБ", Минск, 1922, № 3-4, 11 - 12; Барыше в Т. И., Художественное оформление белорусского кукольного театра батлейки, в кн.: Белорусское искусство. Сб. статей и материалов, Минск, 1957.


1) Орфографическая запись слова: батлейка
2) Ударение в слове: батл`ейка
3) Деление слова на слоги (перенос слова): батлейка
4) Фонетическая транскрипция слова батлейка : [бдл'`эк]
5) Характеристика всех звуков:
б [б] - согласный, твердый, звонкий, парный
а а - гласный, безударный
т [д] - согласный, твердый, звонкий, парный
л [л'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
е [`э] - гласный, ударный
й й - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
к [к] - согласный, твердый, глухой, парный
а а - гласный, безударный 8 букв, 5 звук

Кеб Кеа Кбайт Кат Кале Кал Кайт Кайла Каб Елка Блат Бета Белка Бела Бек Кета Лаб Лай Бейт Бейка Бей Лайба Лайка Лак Лакей Лата Батлейка Бат Балта Балетка Лей Балет Балат Бал Бакт Бакай Бак Байт Байкал Тайка Алтей Алтай Акт Абак Аба Телка Бай Байка Табак Летка Лек Лейка Латка Балка

Одноэтажная батлейка по своей конструкции напоминала дом белорусского крестьянина. Передняя стенка была из полотна, которое опускалось и подымалось как завеса в театре. Репертуар такой батлейки обычно составляли мистериальные сюжеты о Рождестве Христа и поклонении волхвов. Сама батлейка имела довольно простой вид, чтобы не отвлекать внимания зрителей от происходившего на сцене.
Двухэтажные батлейки с подвижными куклами и каноничным оформлением бытовали на Полесье (Мозырь, Бобруйск, Копоткевичи, Березина) . Батлейка такого типа представляет собой большой, часто выше двух метров, ящик с двумя этажами. Конструкция имела от одного до трех куполов. Верхний ярус - "небо" - символизировал место, где родился Иисус, тут проходили представления, связанные с библейскими темами. В центре верхнего яруса находилась ниша, где помещались ясли с младенцем Иисусом. Нижний ярус - "земля" - представлял собой дворец Ирода и тут же демонстрировались сцены бытового характера. Этот ярус оформлялся более скромно, здесь находился трон царя Ирода, обклеенный золотой бумагой. Также на этом ярусе могла находиться голова дьявола над символическим входом в "ад".
На Минщине в конце XIXв. была распространена двухэтажная батлейка со специальной башней. Такая батлейка имела круглую, квадратную или шестиугольную башню, где находились двери. Стол был сделан в виде диска, который двигался по вертикали, по краям его были фигурки женщин и мужчин, которые держались за руки.
Еще одним видом батлейки является театр с прозрачными декорациями. Такая батлейка была распространена на территории Беларуси в конце XIX-начале XXвв. Это была простая двухэтажная коробка с двумя отделами. Размеры ее были приблизительно 1,5х1,5м. В верхней части коробки находились два петуха. Коробка подсвечивалась свечами, которые находились по краям батлейки . Декорации были прозрачные, их рисовали на папиросной бумаге.

19 (700x400, 312Kb)

В Древней Греции возник прообраз первого кукольного театра, который в Беларуси стал известен как батлейка. Распадались большие государства, а маленькие театры-ящики продолжали жить, переходя к следующим поколениям. Это живое воплощение общности культур, традиций, верований народов, но с разными названиями. Так, в Европе он известен как вифлеемский ящик, в Румынии и России - вифлеем, в Польше - шопка, на Украине - вертеп.

Архитектура батлейки представляет собой теологическую модель мира, состоящую из верха ("рая"), низа ("ада") и среднего этажа ("земли"). Никогда персонажи "рая" - святое семейство, ангелы, пастухи, волхвы - не переходили вниз, а жители "ада" - черт, смерть, царь Ирод, его войско - не поднимались наверх. Репертуар батлеек также можно было разделить на два жанра: "высокий" - религиозная тематика ("Поклонение волхвов", "Царь Ирод") и "низкий" - сатирические сценки из народной жизни ("Антон с козой и Антониха", "Цыган и цыганка" и др.). Представления состояли из двух частей: религиозной и светской, каждая разыгрывалась на своем ярусе.

Ящик белорусской батлейки, как правило, представлял собой двух- или трехярусный ящик-домик, похожий на шкаф, увенчанный 1-3 шатрами с крестами. Украшалась конструкция разноцветной бумагой, тканью, иконками, звездами, крестами, в центре наверху устраивали мезонин, на котором вырезали вифлеемскую звезду. Перед началом представления кукольник зажигал свечу - и батлеечная звезда освещала персонажей представления.

Традиционные батлеечные куклы выполнялись из дерева, раскрашивались и одевались в костюмы, а затем надевались на "шпень" - гапит, деревянный стержень, с помощью которого осуществлялось их движение. Руки, ноги, головы кукол не двигались (за исключение головы царя Ирода, которая легко слетала с его плеч и повисала на красной нити), но сами они могли нагибаться, поворачиваться, вертеться вокруг оси, прыгать и танцевать. Вначале куклы на "шпени" в определенном порядке стояли в коробе около батлеечного ящика. В нужный момент куклу вставляли в круглое отверстие в планшете батлеечной сцены - персонаж как бы "выплывал", т.к. движение кукол внутри батлеечного ящика было вдоль прорези в полу сцены, которая тщательно маскировалась мехом. В батлеечном представлении, состоящем примерно из 30 сцен, молго быть задействовано 20-40 кукол. Чтобы кукольник, стоящий за батлеечным ящиком, мог следить за движениями персонажей, стенка между ним и куклами изготавливалась из прореженной мешковины.

В Беларуси были распространены несколько видов батлеек: одноэтажная (панорамная) в виде домика, двухэтажная с подвижными куклами и каноническим оформлением, двухэтажная со специальной башней, батлейка по принципу теневого театра, батлейка со сменой во время спектакля прозрачных декораций, батлейка-звезда.

Время хождения с батлейкой в различных регионах Беларуси отличалось, укладываясь в период от Рождества (последняя декада декабря) до Сретения (середина февраля).

В ней сначала студенты-кукольники, а затем ремесленники и крестьяне разыгрывали библейские сцены, сдабривая их сочным народным юмором. Показы всегда сопровождались музыкой, песнями; сцена и куклы освещались свечами. Чаще всего белорусская батлейка была семейным промыслом. Члены семьи, включая детей, одновременно были и хором, и музыкантами (бубен, скрипка, цимбалы), и актерами-кукольниками. Кукольник - батлей - был "пружиной" представления, от его таланта зависел успех: он и водил кукол, и подпевал батлеечным музыкантам, и выступал соло, и рассказывал анекдоты, и пел, и плясал. Он играл свое представление в зависимости от состава публики, меняя сцены, тексты, на ходу придумывая актуальные шутки, однако сюжет и состав основных действующих лиц оставались неизменными. Уникальные батлеечные комплекты из материальных (батлеечный короб, куклы, музыкальные инструменты) и нематериальных (сценарии, песни, технологии) компонентов часто передавались по наследству.

Батлеечные представления оказали существенное влияние на формирование особенностей календарно-обрядовой культуры многих регионов Беларуси. Мастерство батлеечников прославило многие населенные пункты, например, имя кукольника Потупчика связано с Докшицами, а купец Пажуев из Ельни своими певцами и песнями прославил Ельню.

На Минщине в конце 19 века была распространена двухэтажная батлейка со специальной башней. Такая батлейка имела круглую, квадратную или шестиугольную башню с дверями. Стол был сделан в виде диска, который двигался по вертикали, по краям его были фигурки женщин и мужчин, которые держались за руки.

Батлейка по принципу теневого театра была найдена в г. Сурож Витебской губернии. Этот тип театра объединял в себе черты одноэтажной батлейки и теневого театра.

Еще одним видом батлейки был театр с прозрачными декорациями. Такая батлейка была распространена на территории Беларуси в конце 19 - начале 20 веков. Это была простая двухэтажная коробка с двумя отделами. Размеры ее были приблизительно 1,5x1,5 м. Она подсвечивалась свечами, которые находились по краям батлейки. В верхней части коробки находились два петуха. Декорации были прозрачные, их рисовали на папиросной бумаге.

Кроме перечисленных видов встречались на территории Беларуси и другие виды батлеек. Например, театр с прозрачными, нарисованными на папиросной бумаге декорациями, которые сменялись по ходу представления, или могилевская трехъярусная батлейка, были театры с перчаточными куклами, куклами-марионетками.

Батлейка - одно из самых удивительных и загадочных театрально- эстетических явлений прошлого, объединившее обрядовый, магический, религиозный и светский театры, театр импровизационный и литературный. В конце 20 - начале 21 века батлейка переживает второе рождение как уникальный культурный продукт и как средство туристической анимации в музеях, центрах ремесел, домах культуры, учреждениях образования, храмах.

Удивительная красота и изящество серебряных антикварных подстаканников. Традиция чаепития на Р.

ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ. *** П РОШУ ПРОЩЕНИЯ У ВСЕХ, КОГО ОБИДЕЛ - **** Р искну.

Сен-Жерменский дворец (Château de Saint-Germain-en-Laye)-бывшая королевская резиденция .

С днем рождения, Маринэ (Марина_Ушакова)! .

Художник Александр Стародубов - Старая Москва .

-Ссылки

-Музыка

-Видео


Прогулка по Лидскому замку 04.07.2015 --> Смотрели: 90 (57)

-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая

Общая 16:33 17.10.2016 Фотографий: 1

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

Батлейка или бетлейка (от Betleem — польского названия города Вифлеема) — белорусский народный кукольный театр вертепного типа.

1 (700x464, 371Kb)

3 (700x466, 405Kb)

Принято считать, что театры батлеечного типа появились в Европе в XV веке. В Белоруссии батлейка получила распространение с XVI века, куда этот вид народного театра пришел из Украины и Польши. Для белорусского батлеечного театра характерны те же особенности, что и для европейских вертепных театров средневековья.

04 (700x466, 305Kb)

6 (700x525, 488Kb)

Батлеечные спектакли своими сюжетами обычно отражали социальные и религиозные процессы, происходившие в обществе.

Распространению батлейки способствовали странствующие семинаристы, вносившие в ее репертуар сюжеты школьного театра. Постепенно батлейка распространяется в мещанской и крестьянской среде и становится чисто народным театром.

6-1 (700x468, 465Kb)

07_batleika-sosnovski (700x466, 422Kb)

7 (525x700, 477Kb)

8 (525x700, 429Kb)

В Минске батлейку смотрели с Рождества до Сретения (25 декабря (7 января) — 2 (15) февраля). Деревенские представления были тесно связаны с народной рождественской ритуальностью и поэтому редко показывались в несвяточное время. Но в городах кукольники-профессионалы могли выступать на ярмарках в любой календарный период. Нередко представления организовывались городскими властями совместно с ремесленными цехами в дни проведения крупных ярмарок и праздников. Для мещан хождение с батлейкой было любительским занятием, и также средством дополнительного заработка.

13 (700x466, 497Kb)

Представление состояло из двух частей: религиозной и светской. Каждая разыгрывалась на своем ярусе — верхнем или нижнем. Соответственно и философия пространства имела два аспекта символического содержания элементов его внешнего убранства и формулы этикетного поведения персонажей, которые определялись этим содержанием. Никогда персонажи, жившие в раю — Святое семейство, ангелы, пастухи, волхвы — не переходили вниз; никогда жители ада — черт, смерть, царь Ирод, его войско — не поднимались наверх. Пересечение театральных и праздничных (церковных) реалий на уровне декораций проявляется и в том, что наряду с бутафорией (трон царя Ирода) здесь появляются подлинные знаки реальности — иконы. Последние сосуществуют с метафорическими и символическими храмовыми знаками. К метафорам относятся вертепная колокольня, откуда о начале представления возвещает колокольчик, подобно тому, как о начале богослужения – колокол, имитация росписей иконостаса.

16 (700x468, 467Kb)

19 (700x400, 312Kb)

Наибольшей популярностью пользовался светский репертуар с комическими сценками. Сатирическим образам доктора–шарлатана, злого помещика, жадного купца противопоставляли сообразительного и веселого героя из народа.

В Беларуси бытовало несколько типов батлеечных театров:

- двухэтажные с движущимися куклами;

- двухэтажные с башней;

- батлейки по принципу теневого театра;

- батлейки с прозрачными декорациями, которые менялись во время спектакля.

20 (700x525, 459Kb)

Одноэтажная батлейка по своей конструкции напоминала дом белорусского крестьянина. Передняя стенка была из полотна, которое опускалось и подымалось как занавес в театре. Репертуар такой батлейки обычно составляли мистериальные сюжеты о Рождестве Христа и поклонении волхвов. Сама батлейка имела довольно простой вид, чтобы не отвлекать внимания зрителей от происходившего на сцене.

23 (700x525, 470Kb)

78 (700x466, 375Kb)

На Минщине в конце XIX века была распространена двухэтажная батлейка со специальной башней. Такая батлейка имела круглую, квадратную или шестиугольную башню, в которой находились двери. Стол был сделан в виде диска, который двигался по вертикали, по краям его были фигурки женщин и мужчин, которые держались за руки.

0775a414f5a1ff2c71fdad9bcedf2d38 (700x466, 352Kb)

Батлейка по принципу теневого театра была найдена в городе Сурож Витебской губернии. Этот тип театра объединяет в себе черты одноэтажной батлейки и теневого театра. Он имел вид трехкупольной церкви. Сцена была затянута промасленной бумагой. Внутри купола размещались металлические кольца с фигурами героев, которые принимали участие в спектакле, а также свечка. Батлеечник открывал створки батлейки, зажигал свечку и крутил кольца согласно сюжета.

3192344 (700x466, 423Kb)

1021025359 (700x378, 487Kb)

gostinnaya-golubka-13 (700x461, 358Kb)

Батлеечный театр жлоб был распространен на Витебщине в XVIII-XIX веках. Он имел вид двухъярусной трехкупольной церкви. Первый ярус состоял из трех отделов. За стеклом посередине находились неподвижные куклы (сцена поклонения волхвов), силуэты их от света свечи падали на заднюю стену. Стены двух других отделов были заклеены промасленной бумагой-экраном и использовались для показа сцены Рождества. В этих отделах были верхушки, каждая из которых состояла из пропеллера в виде диска и обруча, скрепленных между собой вертикальными пластинками. По краям обруча прикреплялись металлические или бумажные фигурки, которые представляли собой композицию на одну из библейских тем. Вся конструкция размещалась на остром шпиле, посередине которого находилась свечка. Воздух, который нагревала свеча, поднимался вверх к башне и таким образом двигал обруч вместе с прикрепленными к нему фигурками героев. Вся эта секция закрывалась промасленной бумагой. Батлеечник к экрану прикреплял надпись, которая разъясняла характер и действие сюжета.

Еще одним видом батлейки является театр с прозрачными декорациями. Такая батлейка была распространена на территории Беларуси в конце XIX начале XX века. Это была простая двухэтажная коробка с двумя отделами. Размеры ее были приблизительно 1,5х1,5м. В верхней части коробки находились два петуха. Коробка подсвечивалась свечами, которые находились по краям батлейки. Декорации были прозрачные, их рисовали на папиросной бумаге.

Кроме перечисленных видов на территории Беларуси встречались и другие виды батлеек. Например, могилевская батлейка, которая была трехъярусной, были театры с перчаточными куклами, куклами-марионетками. Встречались батлейки, которые напоминали церковь. Но чаще всего батлейки были похожими на шкафчик с дверьми в виде домика или церковки с куполом и крестом. Батлейка имела горизонтальные ярусы, каждый из которых имел пространство для вождения кукол. Самой распространенной на территории Беларуси была двухъярусная батлейка с простыми декорациями.

puppetsphotos01 (700x442, 361Kb)

puppetsphotos02 (700x442, 407Kb)

Вертепные ящики в старину делали очень большими. В них куклами управляли снизу, через специальные щели в дне ящика и они двигаются по прорезям в полу. Позднее появились одноэтажные вертепы, сделанные попроще, из подручных материалов — в них кукловод управлял куклами сверху, с помощью прута. Были также перчаточные и механические куклы, марионетки, плоские куклы для теневого театра. Наибольшее распространение получили куклы на твердом стержне. Стержень и тело куклы обычно изготавливались из мягких пород дерева, набивались ватой, тряпьем или бумагой. Размеры кукол обычно были в среднем 23-27см. Но встречались размеры и до 35см. — обычно такими делались отрицательные персонажи.

puppetsphotos03 (700x442, 393Kb)

puppetsphotos04 (700x442, 387Kb)

Показы всегда сопровождались музыкой, песнями; сцена и куклы освещались свечами. Батлеечник часто был не только единственным исполнителем, но и драматургом, режиссером, композитором, конферансье.

puppetsphotos05 (700x439, 366Kb)

puppetsphotos07 (443x700, 487Kb)
puppetsphotos12 (483x700, 478Kb)

Все действо длилось от десяти до двадцати минут, в зависимости от текста и музыкального сопровождения.

Текст передавался из уст в уста с добавлениями и сокращениями.

Белорусская батлейка конца XIX — начала XX века имела семейные традиции. В состав хора входили и дети и взрослые. В постановках принимал участие небольшой музыкальный ансамбль, который зачастую также состоял из членов семьи батлеечников. Обычно использовались скрипка, цимбалы, дудка, бубен, гармонь.

puppetsphotos08 (700x469, 417Kb)

Читайте также: