В чем сущность образования как общественного явления кратко

Обновлено: 02.07.2024

Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, ориентированный на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни общества — это, прежде всего, социальное явление. Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием; когда были созданы общественные структуры или социальные институты, специализирующиеся на накоплении и распространении знаний. Образование как социальное явление — это, прежде всего, объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и их воспитанники являются субъектами общественных отношений.

Таким образом, образование как социальное явление — это общественная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества и которая ориентирована на передачу определенных знаний, идейно-нравственных ценностей, умений, навыков, норм поведения.

Читайте еще:

Приведенное описание истории психоаналитического и социалистического движений заканчивается на трагической ноте, констатирующей их крах. Впрочем, хотя это утверждение верно применительно к сложившимся огромным бюрократическим системам, в нем не приняты в расчет более обнадеживающие моменты.

Винникотт, Дональд Вудс [Winnicott, D. W.] (1896—1971) — британский детский врач и психоаналитик. — 190 прим.

Галлию завоевал не Рим. Галлию завоевал Цезарь. Эти слова Наполеона Бонапарта вполне могут относиться и к Жозефине де Богарне.

Доклад Американской диетической ассоциации относительно положения потребителей индустрии похудения гласит: «Сила индустрии похудения заключается в том факте, что большинство сидящих на диете набирают вес, который они потеряли, и что множество людей (в основном женщин) проходят через частые циклы.

Если мы определяем обсуждаемый нами случай как проявление агрессивного или разрушительного инстинкта, сразу же возникает вопрос, можно ли распространить этот взгляд на другие случаи конфликтов, и, следовательно, не должно ли все, что мы знаем о психическом конфликте, быть пересмотрено с этой.

Как всегда, Ш. просил произносить слова предлагаемого ряда раздельно, делая между каждым из них небольшие паузы, которые были достаточны, чтобы превратить бессмысленные для него звукосочетания в осмысленные образы.

Обычно роль утешающей, поддерживающей приемной матери играется без особых трудностей. Сложнее не превратиться в сверхопекающую мамашу. То же самое верно и по отношению к своим собственным детям. Утешать, кормить и играть с ними для большинства матерей достаточно просто. Но когда ребенок.

Она устанавливала две платформы, то голова к голове, то хвост к хвосту. Потом сказала: "Вся королевская конница не может. "

— Это точно была дорога к вашему кабинету. Я могла слышать хруст гальки под ногами, как по дороге сюда. Но окно и очень большая комната — они мне не знакомы. Большая комната, может быть, съемочная площадка? Я не знаю, откуда это взялось.

Проявляются негативные тенденции и в производстве продовольствия, которые до конца 80-х годов (в расчете на душу населения) имели подчиненное значение. Приведем конкретные данные. С 1950 по 1984 год мировое производство зерна увеличилось более чем в 2 раза с 624 млн. т до 1645 млн. т.

Если мы выделим концепцию, то сможем использовать ее в качестве фиксированной точки, чтобы найти альтернативные способы ее осуществления. Некоторые из этих способов могут оказаться более действенными, чем та идея, которая использовалась до сих пор.

1. Сущность образования как общественного явления.

Образованным считается тот человек, который имеет представление об общих принципах и методах, определяющих общий подход к рассмотрению фактов и явлений. Это такой человек, который может иметь достаточно высокий уровень способностей и иметь навык применения изученного на практике.

Поэтому в понятие образования включены не только знания, умения и навыки, которые являются итогом обучения, но и навык и умение анализировать, думать, творить, сравнивать и давать оценку с этических и морально-нравственных позиций всему происходящему вокруг как постоянно происходящий процесс общения и деятельности человека. Всего этого можно достичь, если вовлекать человека в различные виды деятельности общественного производства.

Таким образом, под сущностью образования человека понимается следующее: специально организованный процесс и его результат постоянной и непосредственной передачи из поколения в поколение исторически и социально значимого опыта. Процесс в данном случае является становлением личности в соответствии с ее генетическими данными и ее дальнейшим развитием и совершенствованием.

Структура образования, как и обучения, в данном случае представляет собой триединый процесс, состоящий из:

1) усвоения опыта;

2) воспитания качеств поведения;

3) физического и умственного развития.

Поскольку образование вообще тесно связано с человеком, с его местом и функцией в окружающем мире и обществе, то соответственно и содержание образования уходит своими корнями в далекое прошлое.

В педагогической практике распространены три различных подхода к трактовке содержания образования в связи с соответствием их основной цели создания творческой и самостоятельно мыслящей личности.

Одна трактовка содержания образования представляет образование в качестве адаптированных основ различных наук, которые изучаются в школе. При этом в стороне остаются другие качества личности, например, способность к самостоятельному анализу, творчеству, возможность принять самостоятельное решение и свобода выбора и т. п. Эта концепция направлена в основном на то, чтобы приобщить ребенка к науке и производству, но упускается из вида становление человека как личности и стремление его к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе.

В данном случае человек представлен в качестве фактора производства.

Данный подход не эффективен в современных условиях развития общеобразовательной школы в России, поскольку решение сложных задач, связанных с отдельными сферами жизни общества, требует не только наличия определенной информации у учащихся, но и развития у них таких качеств, как сила воли, ответственность за свои поступки, моральная устойчивость и др. В данном случае факторами и условиями функционирования общественной жизни являются выработка и постановка учащимися ценностно-ориентированных целей, желаний и намерений, что приводит их в конечном итоге к самообразованию.

Третья концепция представляет собой педагогически-адаптированный социальный опыт во всей его структурной полноте. В этом подходе заключено наличие творческого и эмоционального начала в опыте деятельности и отношений, кроме уже имеющихся знаний, что также предполагает наличие опыта выполнения различных видов деятельности.

Все представленные виды социального опыта являются отдельными особыми видами содержания образования, которые дают знания о природе, обществе, производстве, технике и видах деятельности. Овладение этими знаниями формирует в сознании ребенка истинное представление об окружающем мире, предлагает верный подход к познавательному и практическому видам деятельности. Это есть опыт формирования навыков известных видов деятельности, которые воплощаются вместе со знанием ребенком, усвоившим этот опыт. Основой различных видов деятельности является система общих практических навыков и умений, которая представляет содержание данного опыта и обеспечивает возможность человека сохранять и в дальнейшем развивать культуру народа. От подрастающего поколения требуется самостоятельно применить усвоенные знания и умения на практике в новых ситуациях, а также сформировать новые виды деятельности на основе уже известных.

Правила поведения и отношения к окружающей действительности, к самому себе и подобным определяют не только знания морально-этических норм, но и уверенность в их правильности и личное положительное отношение к ним. Такое сочетание знаний и практических действий может проявляться в отношении поведения, в деятельности человека и т. д. Умение владеть таким опытом дает возможность школьникам переносить общие знания в свой личный опыт, переносить социальное начало в индивидуальное русло, руководствуясь определенным образом организованной деятельностью учащихся.

Таким образом, все вышеуказанные компоненты содержания образования достаточно связаны между собой и взаимоопределены. Умения без знаний невозможны.

Например, творческая деятельность ребенка должна определяться на основе определенного содержательного материала знаний и умений. Воспитанность означает наличие знаний о том виде деятельности, к которому определяется отношение, предполагает усвоение поведенческих навыков и умений. Знакомство с новыми видами опыта позволяет человеку не только эффективно работать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и дает возможность действовать самостоятельно.

Итак, содержание общего образования представляет собой, с одной стороны, важное условие учебно-познавательной деятельности школьников (поскольку выражает настоящие и будущие потребности общества), с другой стороны, это инструментарий осуществления человеком данной деятельности, а значит, он предполагает содержание личностных потребностей учащихся в обучении.

Основными источниками изучения содержания образования являются культура или социальный опыт, которые, однако, не определяют содержание образования. В данном случае необходимо найти наиболее конкретные источники, определяющие это содержание. Источники, которыми являются наука, производство, общественные отношения, и формируют принципы выбора информации, т. е. принципы построения содержания в определенную структуру, и виды деятельности человека (познавательная, практическая, коммуникативная, художественная). При комплектовании содержания обучающего методического материала из вышеперечисленных источников учитываются требования: исторические, духовные, культурные, нравственные, психологические и др. В зависимости от этих требований изменяется содержание социального опыта.

Наконец, при определении содержания образования необходимо учитывать особенности индивидуального развития личности и ее интересов. В этой связи в содержание образования включаются кроме обязательных дисциплин и учебные предметы для свободного выбора. Такой подход позволяет углубленно познавать и развивать профессиональные интересы учащихся.

Требования к содержанию образования выдвигает не только общество, имеющее способность изменяться под влиянием развития производства, науки и техники, потребностей, но и граждане. В связи с этим в педагогике сформированы такие понятия, как образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение.

Обязательная задача государства состоит в том, чтобы определить соответствующий государственный стандарт в образовании, соответствующий обязательному минимальному объему знаний по той или иной образовательной программе, и обеспечить необходимый уровень его усвоения. Критерием определения содержания школьного образования служат общие принципы, выступающие в качестве инструментария учебного материала в учебных дисциплинах. Конечно, в содержание образования должны быть включены основы всех наук, которые формируют современную естественнонаучную и социальную окружающую среду.

Основы наук в данном случае представляют собой сочетание основных базовых понятий, законов, теорий, основных типов проблем, решаемых наукой, ее методы. Все, что имеет общеобразовательное значение, включается в содержание образования. Это те явления, которые имеют значение для многих сфер деятельности, также логика развития основных знаний, логика при изложении информации о теориях, процессах и их механизмах, логика принципов действий. В содержании образования должна быть раскрыта область практического применения теоретических знаний, должны быть включены методологические знания для сознательного усвоения и развития научного мышления. Кроме того, в содержание образования включаются основные и нерешенные социальные и научные проблемы, важные для индивидуального развития.

Важно заметить, что все вышеизложенные принципы можно разделить на три вида.

1. Соответствие содержания образования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося гуманистического демократического общества.

2. Анализ содержания обучения при определении содержания учебного материала. Реализация этого принципа предполагает наличие всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного плана.

3. Сохранение единства содержания образования на разных этапах его развития, исходя из личностного становления школьника.

Данные принципы являются определяющими ориентирами того, что следует, а что не следует включать в состав содержания образования.

Такова сущность образования, его факторы и общедидактические критерии.

Таким образом, социальное явление образования можно определить как общественную ценность. При этом от степени и уровня развития образования в обществе зависит нравственный, интеллектуальный, научно-технический потенциал общества. Образование носит исторический характер, отражает задачи общества, уровень развития экономики и культуры, потому как учитель и ученик являются элементами общественных отношений. Важно сказать, что степень образования определяется не только производственными требованиями, но и интересами господствующих социально-общественных кругов.

Итак, образование как социальное явление – это достаточно обособленная и самостоятельная система, задачей которой считается обучение и воспитание человека в обществе. Образование направлено на усвоение знаний, умений, навыков, норм поведения.

Как система, образование является непревзойденной социальной структурой, которая должна развивать и приумножать человеческий капитал, формируя идеи, надежды, конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей. Таким образом, образование – это система построения будущего.

Возможны две точки зрения на роль образования в будущем. Первая – будущее общество четко ограничивается составленным списком норм, правил, которым должны подчиняться все люди данного общества. В данном случае система образования носит характер инструмента по созданию людей этого будущего общества.

Вторая – будущее общество определяется деятельностью свободного народа. В этом случае система образования становится системой свободного обучения общества, в котором необходимо нести ответственность за себя и за свою страну. Под образованием в таком обществе понимается процесс уменьшения неэффективных решений. А основная задача общества определяется постоянным повышением образованности последующих поколений. Для открытого общества естественна установка на развивающуюся, свободную и вариативную школу. Для другого общества такое стремление к свободе требует определенной строгой программы действий. Основой такой программы выступает совершенствование системы образования, главным условием которого является присутствие модели реформ для необходимого понимания логики, целей и средств реформ. Долгие годы реформ системы образования в России говорят о том, что не совсем ясно представлялись цели и прослеживалась логика всех задуманных изменений.

Образование как способ обеспечения наследования культуры, включения человека в общество возникло вместе с его появлением и развивалось по мере изменения общества, культуры и самого человека. Однако с того времени, когда в первобытном обществе процесс передачи знаний, ценностей, норм, социокультурного опыта выделился из других видов жизнедеятельности социума и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием, образование заняло особую нишу в жизни общества.

Система (от греч. systema — целое, составленное из частей, соединение) — это выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление. Элементы системы находятся в неразрывной связи между со­бой' с изменением одного элемента изменяются и другие. Один

них выступает в качестве системообразующего; именно он объе­диняет ее в единое целое, от него зависит функционирование системы.

Как отдельная сфера социальной жизни образование имеет особую структуру, обеспечивающую его функционирование. Су­ществуют разные подходы к пониманию структуры образователь­ной системы. По мнению И.П.Подласого, рассматривающего си­стему образования с внешней стороны, она включает об­разовательные учреждения; органы управления образованием; до­кументы, обеспечивающие функционирование образовательной системы (образовательные стандарты, учебные планы и програм­мы, учебники и учебные пособия).

Образовательная система современной России включает дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детские ясли-сад, прогимна­зия, детский развивающий центр и др.), которые создаются для воспи­тания детей от одного года до шести лет, развивая их способности и при необходимости корректируя недостатки развития; общеобразовательные учреждения (общеобразовательные школы — в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи); профессиональные образовательные учреждения (техникумы, училища, колледжи, вузы); специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с от­клонениями в развитии; учреждения дополнительного образования (повы­шения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школы, Дома детского творчества и др.); учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Все они могут быть как государственными, так и частными. Многообразие образовательных учреждений, концепций, программ и методов обуче­ния в них делает особенно острой проблему взаимопонимания в обще­стве, взаимодействия людей с разным мировосприятием, разными по­зициями и точками зрения.

По мнению В.П.Беспалько, система образования, рассматри­ваемая с внутренней стороны, состоит из следующих эле­ментов: цель, содержание образования, организационные формы образования (например, урок), образовательные процессы, педа­гоги, воспитанники. При этом в качестве системообразующего эле­мента выступает цель образования. Несистемный, локальный, изо­лированный подход к преобразованию элементов системы обра­зования ведет к неудачам в применении нововведений либо к раз­рушению всей системы.

На характер и содержание образования оказывает влияние ряд Факторов.

Насущные требования общественного производства, развития эко­номики, научно-технического прогресса. Принципиальные изменения в образовании совпадают (иногда несколько запаздывав иногда немного опережая их) с коренными преобразованиями в сфере экономики, сменой этапов научно-технического развития Такие перемены происходили, например, при переходе от Средневековья к Новому времени, когда вместе с возникновения промышленности и развитием торговли образование стало массовым и коренным образом изменило свое содержание; при переходе к современному постиндустриальному обществу, экономика которого неразрывно связана с технологической революцией.

Духовно-нравственная жизнь общества. Представления об образовании восходят к образу культуры этнической группы, народа или нации. У каждого народа своеобразная иерархия духовных ценностей, которая находит воплощение в национальной культуре — в религии, литературе и искусстве, обычаях, традициями отношении к труду, нормах и формах поведения в обществе и пр. Все это так или иначе отражается в особенностях образовательной системы страны и обеспечивает ее устойчивость.

В России на протяжении многих столетий особенности образования определялись господством православной религии как государственной. Православие определяло миропонимание людей, особенности национального менталитета, специфику поведения и отношений между людьми. Это отражалось не только в содержании образования (обязательное изучение религии в учебных заведениях), но и в характере тех ценнос­тей которые лежали в основе этого содержания (милосердие, сострада­ние, чувство долга).

Уровень развития самого школьного дела и педагогической науки. Любые преобразования в этой сфере готовятся всем предшеству­ющим развитием педагогической науки и практики, без чего их реализация вряд ли станет возможна, несмотря на потребность общества в таких переменах.

Особенности влияния на образование перечисленных факто­ров нуждаются в настоящее время в глубоком исследовании и переосмыслении с учетом современных социокультурных усло­вий.

Вот что предполагает концепция гуманитарного образования.

Развитие способности человека к адаптации и интеграции: развитие интеллекта как средства адаптации; готовность к неожиданной мысли; самоопределение как определение пределов для самого себя; идентификацию как критическое соотнесение своей позиции с групповыми; принятие и присвоение ценностей; гибкость в поведении, деятельности и отношениях; мировоззренческое отношение к знанию, в основе которого — морально-этический критерий; предрасположенность к разумности, терпимости к инакомыслию, тактичности, взвешенности, критичности; устойчивость к стрессу.

Установку на осознанность поведения, деятельности и отноше­ний: признание прав человека; осмысленное применение соци­альных норм; осознание границ между признанием множествен­ности, с одной стороны, и индифферентностью, конформизмом и равнодушием — с другой; социальную ответственность за свои убеждения и поступки; подавление чувства неприятия; осознан­ность мотивации; способность к продуманному выбору между аль­тернативными мнениями.

Признание автономности индивида: осознание и принятие соб­ственной самобытности; развитое самосознание, уверенность (на­дежность) своих позиций; внешнюю и внутреннюю свободу, от­носительную независимость от внешних условий, от ситуаций; способность к сопротивлению, отстаиванию своей точки зрения и при этом сосуществование с другими; устойчивость индивиду­альности человека, позволяющей ему не поступаться собствен­ными принципами; саморегуляцию.

Установку на становление субъектности и способность субъекта к саморазвитию: альтруизм; солидарность и сопричастность; ус­пех; свободный выбор субъекта, самоутверждение; субъектную ак­тивность: обретение себя в профессиональной и личностной сфе­ре; развитие волевых качеств: выдержки, самообладания, саморе­гуляции; развитие критического и творческого компонентов мыш­ления, стимулирующих гуманитарное отношение как целесооб­разное; формирование гуманитарных ценностных ориентации и интересов субъекта, противостояние технократизму и бесчеловеч­ности.

Образование как общественное явление — это прежде всего объективная общественная ценность. Духовный, нравственный, интеллектуальный, культурный, научно-технический и экономи­ческий потенциал любого общества непосредственно зависит от Уровня развития образования. Главной же ценностью образова­ния, в свою очередь, выступает человек во всем многообразии его социальных и духовных связей и отношений к окружающему миру и самому себе.

Образование может быть рассмотрено не только как обществен­ное явление, но и как процесс. Процесс (от лат. processus — про­движение) понимается как закономерная последовательная сме­на состояний, стадий развития какого-либо феномена.

Рассматривая образование как процесс, мы рассматриваем его в движении, выявляем и анализируем его динамические ха­рактеристики. При этом смена состояний, стадий развития характерна не только для самого процесса, но и для людей, организу ющих этот процесс и включенных в него (в данном случае — для педагогов и учащихся, воспитанников).

Важнейшей характеристикой любого процесса, протекающего в обществе (в том числе и педагогического), является закономерная логика. Она определяет направление движения процесса, зависящее от высших ориентиров, достижению которым служат в конечном итоге все изменения, происходящие в его рамках. Она же обеспечивает закономерный, неслучайный характер происходящих в нем изменений.

Поскольку образование как процесс представляет собой разворачивающуюся во времени последовательность состояний, важной характеристикой образовательного (педагогического) процесса выступает стадийность. Каждая стадия (ступень, период, этап в развитии) отличается качественно новым состоянием образования.

В развитии образования выделяют следующие стадии (этапы): обра­зование в первобытном обществе, когда оно еще не выделено в особую сферу социальной жизни, а передача опыта осуществляется в процесса повседневной жизни и деятельности; образование в древнем мире, когда с усложнением знаний возникают образовательные учреждения, а педагогическая деятельность становится профессиональной; образование в средневековом обществе, где в содержании образования преобладает ре­лигиозный компонент, а система образования носит сословный характер; образование в период Нового времени, когда содержание образования становится преимущественно естественно-научным, а школа — массо­вой; образование на современном этапе развития общества, когда его особенности обусловлены технологической революцией.

Кризис знаменует собой резкий перелом, переход от одного качественного состояния к другому. Развитие образовательных систем представляет собой чередование относительно спокойных периодов с резкими скачками, которые отделяют одну стадию процесса от другой. Такие скачки происходили в развитии отече­ственной системы образования в связи с отменой крепостного права в 1861 г., после революции 1917 г. ив другие периоды социальной нестабильности. Таким образом, одной из важнейших характеристик образовательного процесса является нелинейность.

Понимание образования как общественного явления и педагогического процесса основано на признании множественности и разнообразия охватываемых этим понятием явлений.

Методология педагогики

Важнейшей составляющей педагогической науки является ме­тодологическое знание. Одна из задач методологии педагогики — помощь педагогу в организации научного исследования, форми­рование у него специальных умений в области исследовательской работы. В качестве другой ее задачи выступает помощь педагогу-практику в осмыслении его профессионально-личностной пози­ции.

Под методологией понимают учение о принципах построения, формах и способах познавательной деятельности.

В понимании методологии педагогики можно выделить два аспекта:

- во-первых, методология педагогики понимается как систем­ное изложение ведущих идей (философских, психологических, пе­дагогических и др.), которые выступают как руководящие, веду­щие принципы в научной и практической педагогической дея­тельности и в формировании содержания исследования. Именно такое понимание методологии педагогики имеется в виду, когда говорят о методологических основах отдельного исследования или о методологических основаниях профессиональной позиции пе­дагога;

- во-вторых, методология педагогики понимается как норма­тивное знание о способах организации научно-педагогического иссле­дования, его программе, логике, основных характеристиках, ме­тодах оценки качества исследовательской работы.

Методология педагогики — это наука о самой педагогике, закономерностях ее развития, категориальном аппарате, основани­ях и структуре педагогической теории, принципах подхода и спо­собах добывания педагогических знаний.

Методология педагогики выполняет различные функции.

Познавательная функция состоит в получении системы новых знаний (о путях и способах повышения эффективности и качества педагогических исследований, о закономерностях и тенденциях развития педагогической науки в ее связи с практикой, о методах оценки качества исследовательской работы, правилах осуществ­ления научной деятельности, способах построения и обоснова­ния научно-педагогических теорий и концепций).

Рефлексивная функция позволяет методологии педагогики как бы подняться над педагогической наукой и посмотреть на нее сверху; при этом исследуется не педагогическая практика, а то как ученые видят педагогическую действительность, — идет своеобразный процесс самопознания. Важнейшее методологическое умение педагога — это умение осмысливать свою деятельность (рефлексировать по ее поводу) в терминах педагогической науки.

Выделяют следующие четыре уровня методологии педагогики.

Философский уровень. На этом уровне методология представляет собой систему исходных философских идей, на основе которых развивается педагогика; при этом методологические функции выполняет вся система философского знания. Этот уровень методологии педагогики определяет также общие принципы ее познания и категориальный строй педагогики.

Общие представления исследователя о природе, обществе, человеке, его месте в мире оказывают непосредственное влияние на построение педагогических концепций. Эти представления определяются, в свою очередь, тем, каких философских взглядов придерживается исследователь, какое направление в философии ему наиболее близко. Чаще всего педагоги-исследователи обращаются к таким направлениям.

жит развитию способностей человека и приносит ему пользу тогда, когда оно получено в процессе практической деятельности. Школа же должна не столько давать знания, сколько готовить ребенка к жизни в обществе. Поэтому в образовании надо использовать не отвлеченные те­оретические рассуждения, а практические методы, дающие возможность ребенку проявить свою активность. Еще одна важная установка прагма­тизма — идея об уникальности каждого человека. На основе этой идеи делается вывод о том, что в задачи образования входит всемерное разви­тие его способностей. В развитии способностей главную роль играют не систематические знания, а всевозможные упражнения, позволяющие ребенку проявить и усовершенствовать свои способности. Идея об уни­кальности каждого человека позволила сторонникам прагматизма обо­сновать учение, известное в педагогике под названием педоцентризма. Согласно этому учению в центре образовательного процесса находится ребенок с его интересами и потребностями. По словам одного из самых ярких представителей прагматизма, американского философа и педагога Дж. Дьюи, ребенок — это солнце, вокруг которого вращаются все пла­неты — содержание и средства образования, сами педагоги. Философия прагматизма особенно популярна сегодня в странах Западной Европы и США.

Общенаучный уровень. Этот уровень представляет со­бой систему подходов к пониманию реальности, применяемых во всех или в большинстве научных дисциплин. На этом уровне определяются Также типы научно-педагогических исследований, их этапы и элементы (объект, предмет, проблема, тема и др.).

Если на философском уровне определяются фундаментальные особенности исследования, имеющие мировоззренческое значе­ние, то на общенаучном уровне исследователем избираются об­щие способы изучения педагогических феноменов.

К общенаучному уровню в методологии педагогики относят в первую очередь системный и деятельностный подходы.

Конкретно-научный уровень. Этот уровень представ­ляет собой систему методов, принципов исследования и иссле­довательских процедур, специфичных для педагогики и приме­няемых только в этой отрасли научного знания. Он включает как проблемы, специфичные для научно-педагогического познания, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях мето­дологии, но имеющие в педагогике ярко выраженные особенно­сти.

Так, метод моделирования является общенаучным, следовательно, логично было бы отнести его к общенаучному уровню методологии пе­дагогики. Однако применение этого метода в педагогике существенно отличается от его применения в других науках (например, в естествен­ных). Поэтому в педагогике данный метод рассматривается как специ­фически педагогический.

Конкретно-научный уровень методологии педагогики объеди­няет в себе множество подходов к пониманию и исследованию педагогической практики. В качестве примеров можно привести культурологический подход, основанный на понимании содер­жания образования как культурного опыта человечества; аксио­логический подход, рассматривающий образование как процесс, направленный на присвоение системы ценностей; средовый под­ход, в основе которого лежит понимание образования как систе­мы условий, необходимых для становления человека.

Множественность подходов необходима прежде всего для того, чтобы получить достоверное педагогическое знание, для выявле­ния наиболее значимых педагогических проблем, для моделиро­вания многообразных педагогических явлений и процессов, для проектирования воспитательных систем и регулирования на на­учной основе образовательной деятельности.

Технологический уровень (уровень методов и техни­ки исследования). Он включает набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первич­ную обработку, после которой он может включаться в массив на­учного знания. На этом уровне методологическое знание носит ярко выраженный нормативный характер, выступая как система Рекомендаций по организации и проведению педагогического ис­следования.

В каждом отдельном педагогическом исследовании должно соблюдаться требование целостности, непротиворечивости уровне методологии. Это означает, что философские взгляды автора исследования должны соответствовать принципам анализа исследуемого им феномена на общенаучном и конкретно-научном уровнях, его исследовательскому инструментарию, а также характера исследуемого педагогического объекта, явления, процесса.

Внутренняя зависимость и взаимосвязь цели, содержания, философских и общенаучных установок, принципов, методов и приемов исследования выступает в качестве важнейшей закономерности методологии педагогики.

Гуманитаризация — одно из наиболее сложных явлений современной социокультурной и педагогической реальности. Методологические подходы к ее пониманию раскрывают всю неоднозначность этого явления, множественность заключенных Л нем смыслов. Знание этих подходов поможет будущему педагогу определиться в собственном понимании педагогической действительности, выбрать (или выработать) научные основания своей деятельности по формированию гуманитарных установок у воспитанников.

Изложенные подходы могут служить основой для разработки различных программ — как программ практической деятельности, так и исследовательских и диагностических.

Образование, как общественное явление, представляет собой своеобразный и многогранный процесс, сопровождаемый определенными понятиями и сложными составляемыми.

Наравне с систематизированной и целенаправленной системой обучения человек формируется как личность, приобретая необходимые умения и навыки. Эти факторы ложатся в основу формирования познавательных способностей, отвечающих за индивидуальное мировоззрение, умственное развитие и чувственные ощущения.

Совсем не простое явление

Умение и навыки, способность мыслить, анализировать, сравнивать и оценивать являются основными моментами в процессе деятельности человека. Высокий уровень этих способностей и применение их на практике позволяют личности принимать участие в общественной деятельности общества.


В итоге, под сущностью образования подразумевается организация специального процесса и постоянная передача социально и исторически значимого опыта новым поколениям.

Содержание образовательного процесса является ничем иным, как совокупностью различных функций — умственного и физического развития человека, воспитания поведенческих качеств, усвоение полученного опыта. И как бы не трактовались, в педагогической практике, подходы к содержанию образования, их основной целью, в конечном итоге, становится формирование личности, способной самостоятельно и творчески мыслить.

Взаимосвязь компонентов содержания образовательного процесса ставит на один уровень знания и умения. Они неотделимы друг от друга. Это и определяет сущность педагогического процесса, обеспечение которого зависит от единства обучения и воспитания.

Отдельно взятые понятия обучения человека и его воспитания не могут, даже при самом детально фокусировании, не могут быть применены.

Объекты и субъекты педагогического процесса

Цельное изучение педагогического процесса выявляет все больше возможностей определить основные условия развития и планомерного управления всей системой.
Потребность общества в развитии, воспитании и становлении личности реализуется учреждениями системы народного образования — школами.

Учебный процесс в школах представляет собой целенаправленное и осознанное воспитание подрастающего поколения. Тесное взаимодействие участников этой системы — субъектов — педагогов, воспитателей, администрации, и объектов воспитания — учеников оказывают значительное влияние друг на друга. Различные формы их взаимодействия преследуют одну цель — получение результата в решении образовательных задач.

Педагогический процесс характеризуется несколькими направлениями в своей деятельности. Но основное его предназначение — развитие личностных качеств школьника. Кроме этого, существует целый ряд более мелких, но не менее значимых целей и задач в обучении и развитии детей.

Немаловажными моментами в педагогическом процессе является совокупность связанных внутренне процессов превращения социального опыта в формирование нравственного облика с присущими ему привычками, характером и способностями.

Современная педагогика рассматривает удовлетворение потребностей общества в развивающейся личности как основное направление в процессе воспитания, и определяет возможности общества сформировать необходимые воздействия, качественно влияющие на человека. Индивидуальные особенности личности в окружающем мире с его социальными условиями, нормами и рамками позволяют максимально определить осознание человеком социализации общества. Иными словами, взаимное влияние социальной среды и индивидуальных особенностей представляют собой направление, в результате действия которого определяется индивидуализация полученных знаний и умений.


Социальный институт — форма общественных отношений

Социальный институт, как форма существования общества, призван обеспечивать устойчивость отношений и деятельности людей, живущих в этом обществе. Стабильно развивающееся сообщество возможно только тогда, когда социализация и индивидуализация основаны на единой образовательной базе и превращены в непрерывный процесс личностного развития.

То есть, человеческое сознание формируется под воздействием планомерно направляемой обществом информации в сочетании с усвоенными знаниями, наблюдениями и практическими навыками межличностных отношений.

Роль образования в развитии индивидуальных особенностей отдельно взятого человека и социальной среды исследуется целым рядом наук. Педагогика, социология, психология изучают процессы формирования убеждений в тесной взаимосвязи с практической деятельностью людей.

Образованию, как социальному институту, принадлежит самая важная роль в жизни человека — формализация, упорядочение и стандартизация связей и отношений в обществе.

Образование как общ явл: система интеллектуальных и практических навыков и умений, позволяющих ему решать любые проблемы, возникающие в его жизни и профессиональной деятельности;опыт эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, к другим людям,что дает ему возможность, с одной стороны, самосовершенствоваться, развивать свою психику и внутренний мир, а с другой - поддерживать взаимовыгодные отношения с социальной средой; опыт творческой деятельности, необходимый для решения разнообразных проблем жизни и деятельности.

8. В чем заключается сущность воспитания и каково его место в целостной структуре образовательного процесса? Дайте характеристику закономерностям и принципам воспитания.

Воспитание – это осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. Отличительная черта воспитания состоит в том, что это процесс дискретный (прерывный) – т. е. ограничен местом и временем.

Воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений, в узком педагогическом смысле понимают как воспитательную работу, направленную на формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений; в еще более узком значении – это решение конкретных воспитательных задач.

Закономерности воспитания выступают как основополагающие принципы или требования, на основе которых необходимо осуществлять учебно-воспитательную работу.

1. Единство целей, содержания и методов воспитания.
2. Неразрывное единство обучения и воспитания
3. включение ее в деятельность.
6. проявлять гуманность
7. открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов.
8. выявлять положительные качества учащихся и опираться на них.
9. учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
10. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.
11. добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей
12. В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания

Персонификация (индивидуализация) предполагает определение индивидуальной траектории в воспитании и развитии каждого воспитанника, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям. (определение особенностей, раскрытие потенциалов личности)

Принцип природосообразности (научном понимании естественных и социальных процессов, формировать у человека ответственность за окружающую природу и самого себя.)

Кулътуросообразностъ (народности) (воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых родился и живет человек, т. е. культуру конкретной страны)

Принцип гуманизации ( на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей)

Принцип дифференциации основан на выборе педагогического воздействия в соответствии с характером группы воспитанников, которые существуют в данном детском сообществе.

Опишите движущие силы и логику воспитательного процесса. Раскройте цели и содержание современного воспитания.

Логика воспитания, основанная на постепенном переходе от управления процессами воспитания и развития личности к процессам ее самовоспитания и саморазвития, базируется на концепции выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского

В соответствии с этим логика развития личности в ходе воспитательного процесса должна заключаться в том, чтобы, отталкиваясь от уровня актуального развития, правильно спланировать для каждой личности (или группы лиц) зону ближайшего развития, а затем, основываясь на достигнутом, перевести процесс управления формированием личности в процессы ее самовоспитания и саморазвития. Успех воспитательного процесса в данном случае определяется уверенностью воспитателя (родителя, учителя), а затем и ребенка, что можно всего добиться, если проявлять достаточную настойчивость и упорство.

Логика воспитательного процесса, нацеленного на развитие личности, предусматривает, что педагог должен четко представлять завтрашний день развития ребенка.

10. Что собой представляет парадигмальный подход в воспитании? Охарактеризуйте базовые теории и концепции воспитания.

Воспитание как организация процесса развития и саморазвития личности но многом определяется воспитательной средой, включающей в себя природные, социальные и культурные факторы. Новая воспитательная парадигма предполагает сохранение естественного характера и порядка социализации индивида, освоения им культурных форм поведения, начиная от своей повседневной культуры, непосредственного социального окружения, естественной среды, формирующих структуру потребностей и интересов личности, развиваясь посредством постепенного наполнения этих потребностей соответствующим духовным содержанием, нравственным и научным смыслом, приобщением к более широким социокультурным горизонтам. Уходящая парадигма может быть представлена как структура, ценностно-целевым образом направленная на социальную ориентированность, безусловную авторитетность педагога, репродуктивность в отношении транслируемых в воспитательном процессе ценностей и применяемого педагогом инструментария, отождествление государственного и личностного интереса.

Новая воспитательная парадигма предполагает:

-установку на равенство различных видов социально приемлемого воспитательного опыта (воспитание на народных традициях, светское воспитание, религиозное воспитание)

-направленность педагогических усилий на построение самим воспитанником социально приемлемых ценностных ориентаций;

-терпимое отношение к инакомыслию, которое не пропагандирует жестокость, насилие, агрессивность к другим;

-диалогизм культурных позиций, их продуктивную кооперацию;

-освоение педагогами позиции посредника между воспитанником и культурой;

-ориентацию па формирование научного мышления;

-рассмотрение культуры как полисистемного образования, аккумулирующего в себе разноголосие эпох, народов, различных подходов к миру;

-использование в воспитании народной педагогики белорусов;

-обеспечение прав ребенка и человека;

-предоставление ребенку (учащемуся, студенту) свободы выбора и принятия ответственности и самоответственности;

-единство индивидуального и коллективного опыта.

Стержневой идеей новой педагогической технологии должно выступать управление инициативой самого воспитанника в процессе педагогического взаимодействия. Со стороны педагога это предполагает как его поддержку, так и создание условий для самореализации. Такой подход способствует самоопределению личности, стимулированию способности к успешной адаптации.

Читайте также: