Кем впервые было введено физическое воспитание в школьную систему

Обновлено: 04.07.2024

Древнерусские письменные и иные источники свидетельству­ют, что корни физической культуры уходят в далекое прошлое. Наши древние предки использовали в быту и в военном деле та­кие физические упражнения, как бег, прыжки, ходьба на лыжах, плавание, различные виды борьбы, кулачные бои, стрельба из лука, верховая езда. Некоторые из этих видов физических упражнений впоследствии стали неотъемлемой частью народной культуры.

По мере развития общества одни виды физических упражнений стали использоваться знатью, другие — простым народом. Это спо­собствовало оформлению, с одной стороны, народной физичес­кой культуры, а с другой стороны — физической культуры, рас­пространенной среди привилегированных слоев общества.

В XVII в. русские просветители отстаивали позиции единства умственного и физического развития человека.

Значительное развитие физическое воспитание в России полу­чило только в период царствования Петра I. Он впервые ввел обяза­тельное для детей дворян посещение школы. Именно при Петре I физическое воспитание стало носить государственный характер.

Поощрительное отношение Петра I к физическому воспита­нию способствовало появлению в России теоретиков, которые научно обосновали его значимость физического воспитания. Рус­ский историк и государственный деятель В.Н. Татищев, сподвиж­ник Петра I, государственный и церковный деятель, писатель Феофан Прокопович и др. выступали за то, чтобы физическое вос­питание стало частью всего воспитания.

О тесной взаимосвязи физического и психического развития высказывались просветители Д.С. Аничков, С.Е. Десницкий, А.Ф. Бестужев. Автор трактата о воспитании А.Ф. Бестужев считал, что детей 5—7 лет нужно отдавать в училище, чтобы раньше на­чать более рациональное воспитание. В своих трудах он высказывал важную мысль о том, что изнеженное воспитание ведет к слабости тела и скудости разума. Особенностью его педагогических взглядов для того времени было утверждение о необходимости воспитания не только мальчиков, но и девочек.

Идею М.В. Ломоносова о необходимости постоянного движе­ния для совершенствования физического воспитания развил И.Л. Данилевский, который считал, что если тело не укрепляется в детстве, а нервы не оздоравливаются физическими упражнения­ми, то в зрелом возрасте сердце не перенесет более тяжелые испы­тания. Придавая большое значение единству умственного и физического воспитания, И.Л. Данилевский отмечал, что здоровье ре­бенка во многом зависит от закалки.

Интересны взгляды известного педагога того времени И. И. Бец­кого на физическое воспитание детей от рождения до юношества. Считая движения главным в физическом развитии, он рекомендо­вал приучать детей чаще бывать на воздухе. Для разностороннего физического развития им рекомендовались подвижные игры (от простой игры в мяч до игры в кегли), а также бег, прыжки, танцы. Дождь и солнце не должны быть помехой для увлекательных игр. И.И. Бецкой писал, что склонность, которую вселяет к игре и уве­селению природа в детские годы — главные средства к умноже­нию здоровья и к укреплению телесного сложения [Бецкой И.И. Привелегия и устав имперской академии трех знатнейших художеств: живописи, скульптуры и архитектуры. – СПб., 1767, с. 100].

В начале XVIII в. физическое воспитание вводится в системы дворянского образования, получают развитие верховая езда, фех­тование, борьба и разнообразные подвижные игры. В быту народов России также продолжают культивироваться разнообразные игры и физические упражнения.

Подъем русской науки и культуры, педагогики, анатомии и медицины способствовал дальнейшему развитию научно-педаго­гических основ физического воспитания. Так, русский просвети­тель Н.И. Новиков (1744—1818) в последней четверти XVIII в. в педагогических сочинениях рассматривал три составные части вос­питания: физическое, нравственное и умственное. Попечение о своем теле он считал главной из всех забот.

Через все суждения И.Н. Новикова о воспитании человека про­ходит мысль о необходимости физического воспитания с первых дней жизни человека, с его младенческого возраста. Процесс фи­зического воспитания, по его мнению, должен продолжаться на протяжении многих лет до полного сформирования организма. При этом особое внимание уделяется закаливанию организма и конт­ролю за правильной осанкой детей.

Его современник ученый-медик Н.М. Максимович-Амбодик на­стойчиво выступал за необходимость гармонического воспитания детей. Вопреки сложившимся традициям, он считал, что уже с первых дней после рождения ребенку вместо тугого пеленания дол­жна быть предоставлена максимальная возможность к всевозмож­ным движениям.

Русский писатель А.Н. Радищев (1749—1802) также придавал большое значение физическому воспитанию детей. Он считал, что укрепление телесных сил благодаря упражнениям способствует здо­ровью.

Проблемы физического воспитания в России во второй поло­вине XIX — начале XX в. занимали важное место в трудах выдаю­щихся русских педагогов и ученых.

Значительное внимание вопросам физического воспитания уде­лял известный русский хирург Н.И. Пирогов (1810—1881). Особая его заслуга в том, что в ряде своих работ он впервые говорит о необходимости применения в школах научно обоснованной сис­темы физического воспитания, которой тогда в России не суще­ствовало.

Много внимания уделил этому вопросу выдающийся педагог К.Д. Ушинский (1824—1870/71). Ему принадлежит приоритет в со­вершенно новом подходе к проблеме образования и воспитания человека. К.Д.Ушинский считал, что процессу образования и вос­питания человека должно предшествовать всестороннее его изуче­ние. Педагогический процесс должен постоянно базироваться на знании физиологии и психологии ребенка. Педагог, не знающий этих дисциплин, не может правильно осуществлять сложный про­цесс воспитания. Научно обоснованное воспитание во много раз эффективнее будничного воспитания. Процесс умственного вос­питания виделся им в неразрывной связи с физическими упраж­нениями. По его мнению, физические упражнения должны быть на каждом уроке, тогда умственная деятельность станет более эф­фективной. К.Д.Ушинский подчеркивал, что при физическом вос­питании необходимо использовать народные игры как наиболее доступные детям.

Особая роль в пропаганде подвижных игр в физическом воспи­тании принадлежит педагогам Е.А. Покровскому (1838 —1895), П.Ф. Каптереву (1849—1922), которые рассматривали подвижную игру как эффективное средство разностороннего воспитания ре­бенка.

Огромный вклад в развитие теории физического воспитания внес русский педагог, анатом и врач П.Ф. Лесгафт (1837 — 1909). Его творческая научная деятельность относится к концу XIX — началу XX в. Он является признанным основоположником науч­ной системы физического воспитания в России.

Положительно относясь к подвижным играм, он рекомендовал выбирать из них те, которые наиболее подходят к цели, постав­ленной преподавателем. Игры должны оказывать благотворное вли­яние на психику и физическое состояние ребенка. В своих научных трудах П.Ф. Лесгафт уделял внимание не только физическому, но и гармоничному воспитанию человека. Он считал, что физическое воспитание должно продолжаться всю жизнь, поэтому важно с детства учить ребенка сознательно усваивать физические упражне­ния, уметь рационально, т.е. с наименьшей затратой сил, но с наибольшим эффектом, пользоваться ими. Принцип осознанно­сти при обучении физическим упражнениям, по мнению П.Ф. Лесгафта, является необходимым условием для гармонического раз­вития личности; осмысленность своих физических действий помо­гает ребенку рационально использовать свои силы. В физическом воспитании П.Ф. Лесгафт рекомендовал больше применять ходь­бу, бег, прыжки, метание, путешествия, гимнастические упраж­нения. Разученные движения должны закрепляться в подвижной игре. Он обращал особое внимание на то, что гармоничное разви­тие — длительный и последовательный процесс, связанный с по­степенным нарастанием физических нагрузок с учетом возраста, пола, индивидуальных особенностей.

Особую роль в физическом воспитании П.Ф.Лесгафт отводил преподавателям. Они должны не только регулировать и направлять учебный процесс, но и быть примером для воспитанников, иметь хорошую выправку, следить за своей внешностью, заниматься сво­им телом и производить своей внешностью благоприятное впечат­ление [Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста: В 2 т. Т. 1. – М., 1951; Т. 2. – М., 1952, - т. II].

Следует отметить, что в России физическое воспитание как го­сударственная дисциплина развилось значительно позднее, чем в странах Европы и Азии. Изучив и проанализировав все мировые системы, П.Ф. Лесгафт в конце XIX — начале XX в. создал ориги­нальную российскую систему воспитания. Она была создана с уче­том лучших мировых систем и национальных традиций. Созданная П.Ф.Лесгафтом теория физического воспитания не утратила сво­его значения до нашего времени, многие ее положения актуальны и сегодня.

Идеи П.Ф. Лесгафта продолжил его ученик, В.В. Гориневский (1857—1937), выдающийся деятель спортивной медицины. В 1910 г. на базе Тенишевского училища им была создана специальная ла­боратория по изучению проблем, связанных с физическим воспи­танием. Придавая огромное значение влиянию физических упраж­нений, их воздействию на все органы тела и особенно на деятель­ность центральной нервной системы, В. В. Гориневский уделял фи­зическому воспитанию особое внимание. Ценными являются его положения о связи физического и эстетического воспитания. Он выступал за воспитание у детей красивых, выразительных движе­ний, которые, по его мнению, наиболее ярко отражают индиви­дуальную и психическую деятельность человека. В. В. Гориневский был первым ученым, написавшим книгу о врачебном контроле за занятиями физическими упражнениями и спортом населения. Им были заложены научные основы тренировки, доказана ведущая роль подвижных игр в системе физического воспитания ребенка. Описанные В.В.Гориневским особенности физического развития в разные периоды жизни человека внесли значительный вклад в педагогическую науку.

В.В. Гориневский по праву считается основателем постреволю­ционной системы физического воспитания.

Университеты Витебский государственный университет им. П.М Машерова Факультет физической культуры и спорта

Главное меню

Учебные заведения

Оформление работ

Виды работ

1. Когда возникла наука история физической культуры?

  1. IV век до н.э.
  2. IV тыс. до н.э.
  3. IV век н.э.
  4. 476 г. н.э.

2. Когда появилась физическая культура?

  1. 5 тыс. лет до н.э.
  2. 15 тыс. лет до н.э.
  3. 70 тыс. лет до н.э.
  4. 80 тыс. лет до н.э.

3. Где появились первые институты танцовщиц?

  1. Древний Рим
  2. Месопотамия
  3. Древняя Индия
  4. Древний Египет
  1. 2698 г. до н.э.
  2. 2800 г. до н.э.
  3. 2000 г. до н.э.
  4. 2300 г. до н.э.

5. Какой император упразднил игры в Олимпии?

  1. Феодосий III
  2. Феодосий II
  3. Юстиниан
  4. Август

6. Наиболее популярные фракции болельщиков в Древнем Риме

7. Как называли мальчиков с 7 до 14 лет в системе рыцарской подготовки?

8. Какое спортивное направление не относится к 17-18 вв.?

  1. буржуазно-демократический спорт
  2. буржуазно-джентльменский спорт
  3. аристократический джентльменский спорт
  4. любительский спорт

9. Какому социальному слою относилась плебейская физическая культура?

  1. рабам Древнего Рима
  2. обедневшим феодалам
  3. буржуа
  4. крестьянам средней Европы

10. Автор, не являющийся создателем первых учебников по видам спорта

  1. Б. Фишер
  2. Д. Годфрей
  3. А. Смит
  4. Д. Синклер

11 Где состоялся первый официальный чемпионат мира по фигурному катанию?

  1. Сен-Мориц
  2. Санкт-Петербург
  3. Париж
  4. Гамбург

12 Международное спортивное движение возникло в

  1. 60-е гг. XVIII века
  2. 20-е гг. ХХ века
  3. 20-е гг. XIX века
  4. 60-е гг. XIX века

13 Как называлась первая международная спортивная организация рабочих?

14 В каком году появилось рекреационное направление в физической культуре?

15. Первый Президент МОК

  1. Пьер де Кубертен
  2. Хуан Антонио Самаранч
  3. Деметриус Викелас
  4. Эвери Брендедж

16. Какие олимпийские игры не были проведены?

17. Первая олимпийская чемпионка СССР

  1. Н. Пономарева
  2. Л. Латынина
  3. Е. Волчецкая
  4. Е. Белова

18. Назовите среди указанных город, в котором не проводились Зимние олимпийские игры

  1. Саппоро
  2. Париж
  3. Сараево
  4. Гармит-Партенкирхен

19. Кто являлся основоположником шведской гимнастики?

  1. Людвиг Ян
  2. Хенрик Линг
  3. Мирослав Тырш
  4. Томас Арнольд

20. Какая форма физического воспитания была распространена среди горожан и крестьян Беларуси в V-VII вв.?

21. В каком году в Беларуси появилось первое общество содействия физическому воспитанию?

22. Первый вид спорта в Беларуси

24. В каком году был создан Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта (ВКФКС)?

25. Как назывался первый спортивный клуб СССР?

  1. спортсменов
  2. военных
  3. ученых
  4. комсомольцев

27. В каком году в олимпийских играх впервые приняли участие спортсмены СССР?

28. Сколько золотых олимпийских медалей завоевано спортсменами Республики Беларусь?

29. Какая сборная команда Республики Беларусь признана лучшей в 2006 году?

  1. по хоккею
  2. по художественной гимнастике
  3. по спортивной гимнастике
  4. по футболу

30. В каких олимпийских играх по летним видам программы не участвовали спортсмены сборной Республики Беларусь?

ответы (1 вариант)

1. Где возникла наука история физической культуры?

  1. Древняя Индия
  2. Древняя Греция
  3. Древний Китай
  4. Древний Египет

2. Чем обусловлено появление физической культуры?

  1. обрядами
  2. земледелием
  3. изобретением метательных орудий
  4. изобретением лука со стрелами

4. Как называлась в Древнем Китае система идеалов в области физической культуры?

  1. агоны в Олимпии
  2. 4-летний период между играми
  3. система физического воспитания
  4. греческая богиня

6. Какие игры не являются древнеримскими

  1. плебейские
  2. немейские
  3. аполлоновы
  4. мегаленские

7. Где впервые появился рыцарский орден?

8. Сколько добродетелей должны были усвоить рыцари средневековой Западной Европы?

9. В каком труде Ян Амос Коменский посвятил ряд разделов физическим упражнениям?

  1. мир ребенка
  2. мир чувственных вещей в картинках
  3. мир физической культуры
  4. великая дидактика
  1. форма физической культуры
  2. большая нагрузка
  3. развлечение
  4. физическое совершенствование

11. По какому виду спорта прошел первый официальный чемпионат мира?

  1. фигурное катание
  2. гимнастика
  3. легкая атлетика
  4. бокс

12. Какое из перечисленных международных спортивных объединений не относится к универсальным?

13. Какие региональные игры имеют отношение к играм Британской империи?

  1. игры Болевара
  2. карибские игры
  3. игры Содружества наций
  4. католические игры

14. В каком году стали проводить чемпионаты мира среди студентов?

15. Как расшифровывается КСИ?

  1. Коминтерновский спортивный интернационал
  2. Красный спортивный интернационал
  3. Краковский спортивный интернационал
  4. Коллективный спортивный интернационал

16. Какая из указанных Олимпиад по летним видам программы не связана с церемониалом олимпийского огня?

17. Кто явился основоположником международного студенческого спортивного движения?

  1. Ж. Птижан
  2. Ф. Дельсарт
  3. Ж. Далькроз
  4. Р. Баден-Пауэл

18. Где прошли I Зимние олимпийские игры?

19. Профессия основоположника спортивно-игровой системы воспитания

  1. врач
  2. политик
  3. социолог
  4. ректор колледжа

20. Когда в дореволюционной Беларуси состоялся съезд по вопросам школьного образования?

21. Первый победитель международных соревнований в Беларуси

  1. М. Девочко
  2. А. Александрович
  3. Н. Зуев
  4. В. Сокодинский

22. В каком году П.Ф. Лесгафт открыл Вольную высшую школу?

23. Сколько этапов включалось в Спартакиаду народов СССР?

24. Когда был принят в СССР комплекс ГТО I ступени?

25. Как назывался первый советский вуз по физической культуре?

  1. институт физического воспитания
  2. центральный институт физической культуры
  3. институт физического образования им. Лесгафта
  4. университет физического образования
  1. США
  2. Франции
  3. Швейцарии
  4. Республики Беларусь

27. Когда был создан МОК?

28. Как называется Министерство, отвечающее за физическую культуру и спорт в Республике Беларусь?

  1. Министерство спорта и туризма
  2. Министерство физической культуры и спорта
  3. Министерство спорта
  4. Министерство физической культуры и туризма

29. Кто принес Национальной сборной Республики Беларусь первую олимпийскую награду?

  1. Карстен (Ходонович)
  2. Железовский
  3. Зверева
  4. Парамыгина

30. С какого времени Президентом НОК Республики Беларусь был избран А.Г. Лукашенко?

ответы (2 вариант)

1. Исторические рамки II периода истории физической культуры

  1. 476 н.э. – IV в. н.э.
  2. III в. н.э. – IX в. н.э.
  3. V в. н.э. – XV в. н.э.
  4. VI в. н.э. – XV в. н.э.

2. С каким событием связан первый скачок в развитии физической культуры?

  1. появление копья
  2. появление лука со стрелами
  3. создание обрядовых центров
  4. появление эстетических идеалов героев
  1. III тыс. до н.э.
  2. III век н.э.
  3. I век до н.э.
  4. II тыс. до н.э.

4. Как называлась игра предшественница футбола у народов Древнего Китая?

  1. физическое упражнение
  2. систему воспитания
  3. беговую дистанцию
  4. игры

6. Какое из перечисленных упражнений не входило в эллинский пентатлон?

  1. метание молота
  2. прыжки с альтерами
  3. метание диска
  4. бег

7. Когда появилась гладиаторская система подготовки?

  1. III век до н.э.
  2. I век до н.э.
  3. III тыс. до н.э.
  4. II век до н.э.

8. Какой из периодов не относится к истории средневековой физической культуры в Западной Европе?

  1. становление
  2. расцвет
  3. совершенствование
  4. закат

9. В каком возрасте осуществлялся ритуал посвящения в рыцари?

  1. борьба с тенью
  2. тайные удары
  3. борьба на поясах
  4. борьба с 2 мечами

11. В каком году было введено обучение крестьянского ополчения в Русском центральном государстве?

12. Назовите цель буржуазного джентльменского спорта

  1. физическая активность
  2. спортивная подготовка
  3. реабилитация
  4. зарабатывание денег

13. Какому направлению положил начало аристократический джентльменский спорт?

  1. любительскому
  2. профессиональному
  3. милитаристскому
  4. медицинскому

14. Какие игры не относятся к паниграм?

  1. Карибские
  2. Католические
  3. Паралимпийские
  4. Балканские

15. Когда был проведен первый официальный чемпионат Европы?

16. Каким по счету Президентом МОК являлся Пьер де Кубертен?

17. В каком году не состоялась Зимняя олимпиада?

18. Причина политического бойкота с правительством США Олимпиады в Москве

  1. введение советских войск в Чехословакию
  2. введение советских войск в Афганистан
  3. инцидент с корейским самолетом
  4. политические разногласия

19. Основоположник естественной (натуралистической) гимнастики?

20. В каких международных гонках победителем стал М. Девочко, служащий Минской железной дороги?

  1. Бордо – Париж
  2. Берлин – Варшава
  3. Петербург – Москва
  4. Минск – Москва

21. Сколько Всероссийских олимпиад было проведено в Царской России?

23. Когда в дореволюционной Беларуси появились первые футбольные команды?

24. В каком из перечисленных городов не проходили соревнования по летним видам программы Олимпиада-80?

26. Название первого спортивного кружка в Советской Белоруссии

28. В какой из республик СССР появились первые физкультурно-оздоровительные комбинаты (ФОК)?

  1. в Белоруссии
  2. в Украине
  3. в России
  4. в Эстонии

29. В скольких олимпиадах принял участие Александр Медведь?

30. В каком году НОК Республики Беларусь получил официальное признание МОК?

ответы (3 вариант)

1. Когда закончился первый период истории физической культуры?

  1. 476 г. н.э.
  2. 467 г. н.э.
  3. 376 г. н.э.
  4. 456 г. н.э.

2. С каким событием связан второй скачок в развитии физической культуры? Появления:

  1. ритуальных центров
  2. земледелия и животноводства
  3. стрелкового оружия
  4. метательных орудий

4. Какой социальный статус можно было получить благодаря физической культуре в Древнем Китае?

5. Палестра в Древней Греции это

  1. площадка
  2. школа
  3. ипподром
  4. физическое упражнение

6. После какого количества побед атлет получал статус олимпионика?

  1. боец
  2. мясник
  3. идущий на смерть
  4. несущий меч
  1. не делать глупостей
  2. прекратить поединок
  3. сражение
  4. поражение

9. Какой предмет был введен в школах Японии в 1603 году?

10. Основоположник спорта как новой формы физической культуры

  1. Ян Амос Каменский
  2. Ж.Ж. Руссо
  3. Д. Локк
  4. Д. Годфрей

11. Появление первой международной спортивной федерации

12. В каком городе был впервые проведен официальный чемпионат Европы?

  1. Гамбург
  2. Санкт-Петербург
  3. Хельсинки
  4. Осло

13. На какой Олимпиаде впервые присутствовали представители СССР?

1 Кто является в настоящий период Президентом МОК?

  1. Х. Самаранч
  2. Ж. Рогге
  3. М. Килланин
  4. Э. Брендедж

15. Какое из перечисленных животных стало первым талисманом Олимпийских игр?

17. Назовите белорусского спортсмена, завоевавшего 6 олимпийских золотых медалей

  1. А. Медведь
  2. Л. Петрик
  3. В. Щербо
  4. Е. Карстен

18. Когда была создана Международная федерация адаптивной физической активности (IFAPA)?

19. Основоположник социально-гигиенического направления в физическом воспитании

  1. скаутскую
  2. натуралистическую
  3. спортивно-игровую
  4. милитаристскую

22. Создание Минского общества любителей спорта (МОЛС)

23. Сколько видов спорта включала первая Единая спортивная классификация СССР?

25. Город первой Олимпиады

26. Когда в СССР стали готовить учителей физической культуры?

  1. с 1935 г.
  2. с 1941 г.
  3. с 1946 г.
  4. с 1950 г.

27. Самая титулованная олимпийская чемпионка БССР

28. Количество олимпийских медалей, завоеванных спортсменами БССР с 1952 г. по 1992 г.

29. Создание НОК Республики Беларусь

30. С какого года в олимпиадах участвует Республика Беларусь?

ответы (4 вариант)

1. Какой период истории физической культуры называют переходным?

2. В каких местах сохранились до настоящего времени первобытнообщинные формы физической культуры?

3. Какое из современных государств относилось к Месопотамии?

4. Как назывались отряды юношей в Древней Греции?

5. С какого возраста свободные афиняне посещали гимнасии?

  1. с 7 лет
  2. с 12 лет
  3. с 18 лет
  4. с 16 лет

6. Какое упражнение не использовалось в программе агонов в Олимпии?

  1. плавание
  2. гонки на колесницах
  3. единоборства
  4. бег на I стадий

7. Что в Древнем Риме называли сферистериумом?

  1. шар
  2. ипподром
  3. крытый зал для развлечений
  4. цирк

8. Первый средневековый рыцарь, основатель первого ордена

  1. Профанс Годфруа де Верье
  2. Профанс Годфруа де Сальд
  3. Профанс Годфруа де Преи
  4. Профанс Годфруа де Малье

10. Первый теоретик физического воспитания Русского централизованного государства был

  1. монахом
  2. дворянином
  3. крепостным
  4. врачом

11. По какому виду спорта был проведен первый официальный чемпионат Европы?

  1. гимнастика
  2. фехтование
  3. фигурное катание
  4. гребля

12. Кто занимал пост Президента МОК в период с 1980-2001 гг.?

13. На каких Олимпийских играх по летним видам программы выступала олимпийская сборная СНГ?

14. Кто из студентов нашего факультета стал первым олимпийским чемпионом?

  1. В. Зуев
  2. И. Каныгин
  3. В. Яновский
  4. Д. Олещук

15. Какие региональные игры относятся к панамериканским?

  1. Боливарские
  2. Католические
  3. Содружества наций
  4. Феминистские

16. Кем впервые было введено физическое воспитание в школьную систему?

  1. Я.А. Коменским
  2. Д. Локком
  3. Ж.Ж. Руссо
  4. филантропами
  1. шведскую
  2. немецкую
  3. чешскую
  4. гимнастику модерн

18. Где появилась впервые скаутская система воспитания?

19. Какой элемент одежды не относится к экипировке скаута?

20. В каком году в Беларуси был создан первый кружок – прототип школьного спортивного общества?

21. Как называлось первое общество в дореволюционной Беларуси, культивировавшее занятие борьбой и штангой?

22. Когда был проведен I летний Всебелорусский праздник?

  1. Всевобуч
  2. ВСФК
  3. Пролеткульт
  4. Всесоюзный комитет

24. Как назывались первые школьные спортивные кружки в Советской Беларуси?

25. Количество спортсменов БССР, получивших звание Героя Советского Союза за подвиг в Великой отечественной войне?

26. Сколько золотых медалей завоевали белорусы в составе сборной СССР на Олимпиаде 1960 г. в Риме?

28. В какие годы Президентом НОК Республики Беларусь являлся В. Рыженков?

  1. 1991-1994 гг.
  2. 1993-1996 гг.
  3. 1992-1995 гг.
  4. 1991-1996 гг.

29. Название спортивно-оздоровительного комплекса под Лагойском

Урок посвящён изучению развития физической культуры в России. В ходе урока школьники познакомятся с различными этапами истории физической культуры в России.

Физическое воспитание – это педагогический процесс, который направлен на развитие функций и форм организма человека, формирование умений и двигательных навыков, связанных с ними знаний, а также на воспитание физических качеств.

Спорт – это ключевая форма проявления физической культуры. Сам по себе спорт, можно рассмотреть как систему результатов физической культуры. Термин "спорт" обозначает стремление к физическим достижениям. Спорт основывается на нормах и правилах, соревнованиях и тренировках.

Основная литература:

  • Матвеев, А. П. Физическая культура. 3/4 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. [Текст] / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература

  • Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / В. И. Лях. – М. : Просвещение, 2013. – 190 с.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

ОБЪЯСНЯЮЩИЙ ЭТАП

Культура - это совокупность всего созданного общими усилиями всех людей. Физическая культура представляет собой одну из важных частей культуры человека.

Физическая культура - это все достижения, накопленные в процессе исторической практики: спортивное мастерство, уровень здоровья, науки, произведений искусства, которые связаны с физической культурой, а также материальные ценности (спортивная инфраструктура). Физическая культура есть сумма всех присущих обществу целей, задач, средств, форм мероприятий, способствующих совершенствованию людей и их физическому развитию.

Физическое воспитание – это педагогический процесс. Он направлен на развитие функций и форм организма человека, формирование умений и двигательных навыков, связанных с ними знаний, а также на воспитание физических качеств. Физическое воспитание тесно переплетается с другими видами воспитания - нравственным, трудовым, эстетическим.

Спорт - это ключевая форма проявления физической культуры. Сам по себе спорт можно рассмотреть как систему результатов физической культуры. Термин "спорт" обозначает стремление к физическим достижениям. Спорт основывается на нормах и правилах, соревнованиях и тренировках.

Первым из российских правителей, кто дал толчок развитию физической культуры был император Петр I. Во времена правления Петра I физическое воспитание в стране приобрело государственные масштабы. В то время были широко известны такие виды физического воспитания как фехтование, вольтижировка, катание на буерах и коньках.

В конце XIX века очень большой вклад в развитие теории физического воспитания внёс знаменитый ученый Пётр Францевич Лесгафт. Он является основоположником физического образования и воспитания в России. В 1896 году он организовал в Санкт-Петербурге впервые в России специальное учебное заведение, которое занималось подготовкой преподавателей по физическому воспитанию.

Владимир Ильич Ленин в 1920 году издал указ об организации в Москве Государственного центрального института физической культуры. Этот институт сыграл большую роль при подготовке специалистов по физическому воспитанию и в развитии научных исследований в области физической культуры. В то время в нашей стране повсюду создавались спортивные площадки и физкультурные секции на фабриках и заводах. Так, только в Москве были открыты 180 спортивных кружков, в которых занималось более 10 тысяч учащихся.

В мае 1936 года было организовано 60 добровольных спортивных обществ-профсоюзов. Эти спортивные сообщества объединили около 50 миллионов человек. Была создана спортивная материально-техническая база. Практически каждое предприятие, каждая школа располагали финансовыми возможностями, которые могли быть направлены на оздоровительную работу населения.

23 октября 1974 года Москва была избрана Международным олимпийским комитетом, как место проведения Игр XXII Олимпиады. В нашей столице в то время существовало около 55 крупных стадионов, 25 бассейнов, более 1200 спортивных залов, почти 300 полей для игры в футбол, более 2000 баскетбольных и волейбольных площадок, 150 с лишним теннисных кортов и еще очень много спортивных баз для различных видов спорта. В пользу выбора нашей столицы говорил огромный авторитет советского спорта, который был завоеван победами на мировой спортивной арене.

После распада Советского Союза и образования Российской Федерации как самостоятельного государства, была принята новая программа по физической культуре. Она уже не была связана с комплексом ГТО и состояла из двух частей: обязательной и вариативной.

С 1996 года в Российской Федерации были введены в действие новые программы физического воспитания школьников: программа на базе одного вида спорта, программа антистрессовой пластической гимнастики, авторские программы и комплексная программа. Благодаря реализации и разработке этих программ удалось сохранить государственную систему управления в области спорта и физической культуры.

Зимой 2014 года произошло ещё одно знаковое событие в истории российского спорта - в России проходили Зимние олимпийские игры. Зимняя олимпиада проводилась в нашей стране впервые. Зимняя Олимпиада в Сочи стала одним из самых грандиозных и значимых российских проектов за последнее время. Практически с нуля были построены спортивные сооружения в Олимпийском парке и Красной Поляне, была модернизирована вся инфраструктура юга Краснодарского края.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Указ об организации института

Выберите человека, который издал указ об организации в Москве Государственного центрального института физической культуры.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ. Автор учебных пособий для студентов вузов, методических пособий по проблемам физического воспитания и развития детей дошкольного возраста для педагогов дошкольных образовательных организаций. Разработчик программ курсов повышения квалификации для специалистов по физической культуре дошкольных образовательных организаций.

Первая проблема состоит в том, что в связи с модернизацией системы образования физическая культура у дошкольников стала проводиться не узконаправленными специалистами (инструкторами по физической культуре), а воспитателями. Другая проблема: педагоги недостаточно хорошо владеют нормативно-правовой базой, регламентирующей работу по физической культуре, а также современными технологиями в области физического развития детей.

Следующий важный вопрос — качество подготовки специалистов. В настоящее время набирает обороты дистанционная форма повышения квалификации. На мой взгляд, качественная подготовка специалистов в области физического воспитания и развития детей не может ограничиться дистанционным форматом. Здесь есть своя специфика, которая предполагает обязательный практикум, тренинг, мастер-класс, обучение практическим навыкам выполнения физических упражнений.


В России начала XIX века физической культуры в современном понимании в учебных учреждениях не было. По понятным причинам развитие физической силы требовалось в армии и входило в программы обучения исключительно в военных заведениях. Эти программы были дальними родственниками современных уроков физкультуры: никаких учебных комплексов не было, обучали, как правило, плаванию, борьбе, верховой езде, фехтованию, стрельбе.

Весьма популярной в конце XIX века стала спортивная сокольская гимнастика. Придумал ее пражский педагог эстетики и идеолог сокольского движения Мирослав Тырш. Сокольское движение возникло как реакция на Французскую революцию и Наполеоновские войны: Чехия на тот момент была частью Австро-Венгерской империи, и ее это совсем не устраивало. Мирослав Тырш, выпускник Пражского университета, представитель буржуазной интеллигенции, был тем, кто вдохновлял чешский народ принять участие в национально-освободительной борьбе с австрийскими завоевателями. Его программа со снарядами и комплексом упражнений стала первой официальной гимнастической системой, используемой в России. Министерство народного просвещения активно внедряло ее в учебные заведения, и к 1912 году сокольская гимнастика преподавалась уже в 855 средних учебных заведениях.

Мирослав Тырш был знаком с большинством систем гимнастических упражнений первой половины XIX века. Но, что интересно, ни одна из них ему не нравилась. Его подход во многом говорил о том, что он был самым настоящим художником, поскольку для него важнее всего было сделать упражнения красивыми и привлекательными, что перекликается с концепцией художественной гимнастики. Ленты, шарфы, венки, которые надевали девушки во время упражнений, носили чисто декоративный характер. Дошло до того, что он исключил из своей практики все некрасивые, на его взгляд, упражнения, хоть они и были полезны для физического развития.



студент 3-го курса факультета летних олимпийских видов спорта Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта

«Физкультуру в моей школе преподавали очень хорошо, она никогда не была для меня второстепенным предметом, а к учителю я всегда относился положительно. На мой взгляд, возвращение норм ГТО — это существенный плюс: в СССР они давали свои плоды. Очень важно проверять физическую подготовку населения. Получение золотого значка стимулирует людей к тому, чтобы заниматься своей физподготовкой, — а значит, здоровьем.

На моем факультете предметы, на которых нужно заниматься спортом активно, были в основном на первых курсах. Сейчас в рамках общего курса нам читают лекции по экономике, философии и так далее. В предметы, близкие нашей специальности, мы сильно углубляемся — например, в теорию и методику физической культуры, теорию спорта, теорию и методику избранного спорта.

В основе его учения о физическом упражнении лежала теория естественных движений человека. Эти движения — лежать, сидеть, ползать, ходить, бегать, прыгать и тому подобное. Аэробика без музыки? Упражнения без отягощения? Вот как красноречиво говорил о своей гимнастике сам автор:


«Работать с детьми не тяжело, если ты сам заинтересован в результате. Они потянутся к тебе, надо только быть честным. Если они увидят слабину, то сядут, как говорится, на голову. Дисциплину я поддерживаю из года в год. На мой взгляд, качество работы зависит от личности самого учителя, а не от учебников. Преподаватель сам по себе должен быть руководителем, в меру строгим. Конечно, важную роль играет материальная база.

Я учитель физкультуры по специальности. Сейчас без соответствующего диплома физруком не устроиться, то есть если раньше, например, учитель математики мог вести информатику, то теперь в новом году вступает в силу закон, запрещающий работать без соответствующего диплома.

Конечно, зарплата небольшая, в среднем 16–18 тысяч, очень мало. Я работаю в сельской школе, у нас много детей. Из спортинвентаря не хватает хороших мячей, например волейбольных, гантелей и штанг, с остальным пока справляемся. В прошлом году мы участвовали в конкурсе Федерации по баскетболу и выиграли 25 мячей, что, конечно, хорошо. Зимой на лыжах мы не занимаемся — просто потому, что у нас мало снега.


После Октябрьской революции и вплоть до 1920 года программы по физкультуре были преимущественно военными, а после 1920-го — трудовыми. Высший Совет физкультуры только с 1923/24 учебного года ввел всеобщее обязательное преподавание физкультуры в школах*. А в 1927 году была наконец выпущена единая программа урока, основанная на естественных человеческих движениях, которая стала прародителем всех следующих программ. Схема состояла из 6 серий для начальной школы и 8 серий для средней:

1) порядковые упражнения — построение, перестроение, размыкание, ходьба в различных направлениях: на носках, с движениями рук, в обход, по кругу, по диагонали и т. д.;

2) подготовительные упражнения;

4) сопротивления с отягощением, парные упражнения в сопротивлении;

6) специальные упражнения профилактического и корригирующего характера для отдельных групп мышц;

8) заключительная часть.

Единственным, но важным недостатком было то, что это программа была, так сказать, для галочки и не задавала конкретных нормативных требований. Разработка программы физподготовки шла очень медленно. Не хватало специалистов и гимнастических залов, в школах Московской области в 1929 году не было ни одного учителя физической культуры со специальным профессиональным образованием. Постепенно стали проводиться исследования по нагрузке, связанной с гимнастической и спортивной деятельностью учащихся: согласно данным* на 1929 год, состояние здоровья школьников на тот момент вызывало серьезные опасения (процент здоровых детей был крайне незначительным). Подходы к физвоспитанию стали упрощаться — оказалось, что эксплуатация и нездоровый образ жизни прошлого поколения ослабили организм нынешних рабочих и их детей.

Физические (естественные) упражнения в ГТО были поделены на две основные группы: общеподготовительные и прикладные. В те времена программа физупражнений вместо 6 и 8 серий, как было в 1927 году, стала выполняться в 4 серии. Первая серия — втягивающие упражнения (5 минут), вторая — общеразвивающие упражнения (10 минут), третья — основные упражнения (25 минут), четвертая — успокаивающие упражнения (5 минут). Общее время урока должно было составлять 40–45 минут. Прикладные упражнения составляли основную часть программы и включали в себя ходьбу, бег, переползания, упражнения на равновесие, передвижение на лыжах, плавание, прыжки, лазанье, переноска различных предметов (и живого веса), метание, элементы борьбы, военное дело.

Так комплекс норм ГТО стал главным итоговым показателем успеваемости по физической культуре, с его помощью разрабатывались программы всех учебных учреждений более чем на 50 последующих лет, в течение которых он частенько обновлялся.

В 1955 году на учебный предмет в школе стало отводиться 66 часов в год — по два часа в неделю. Нормативы 5–7-х классов стали отличаться для девочек и мальчиков. У девочек было меньше упражнений в висах и упорах, большее внимание уделялось укреплению мышц брюшного пресса, стали короче дистанции в беге и передвижении на лыжах, исключены некоторые виды прыжков.

Нормы ГТО исчезли вместе с Союзом. С 1996 года в обновленной России прекращается монополия единой программы физподготовки во всех школах РФ, появляются новые нормативы, программы физического воспитания на базе одного вида спорта, программы антистрессовой пластической гимнастики и другие авторские программы.

Читайте также: