Особенности педагогического подхода к детям с различными типами внд кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной д-ти.

Типологические особенности нервной системы детей и подростков и их высшей нервной д-ти яв-ся той физиологической основой, на которой затем происходит формирование темперамента р-ка. Знание типологических особенностей высшей нервной д-ти каждого р-ка способствовало бы более оптимальной организации учебно-воспитательной работы и точному прогнозированию ее результатов. Согласно взглядам Павлова,основными яв-ся 3 св-ва нервных процесса: 1) сила процессов возбуждения и торможения 2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения 3) подвижность процессов возбуждения и торможения. Сила нервных процессов связана с уровнем работоспособности нервных клеток. Слабые нервные процессы хар-ся неспособностью нервных клеток выдерживать сильные или длительные нагрузки. Уравновешенность нервных процессов определяется их соотношением. Возможно преобладание одного из нервных процессов или их уравновешенность. Подвижность нервных процессов хар-ся скоростью возникновения возбудительного и тормозного процессов и способностью нервных клеток переходить из состояния возбуждения в тормозное или наоборот. Под типом высшей нервной д-ти ч-ка мы понимаем индивидуальные особенности высшей нервной д-ти,обусловленные совокупностью основных св-в нервной системы,формирование которых определяется наследственной программой развития и условиями воспитания. По классификации Павлова выделяли 4 осн типа в.н.д. 1.сильный неуравновешанный(безудержный)- сильная нервная система,преобладание процессов возбуждения над торможением(неуравновешанность) 2.сильный уравновешанный подвижный (лабильный) отличается высокой подвижностью нервных процессов,их силой и уравновешенностью. 3.сильный уравновешанный инертный имеет при значительной силе нервных процессов их низкую подвижность. 4. слабый тип -низкая работоспособность корковых клеток,слабость нервных процессов. Также была предпринята попытка частной классификации типов внд по соотношению сигнальных систем, выделены 3 типа людей: 1художественный тип -незначительное преобладание первой сигнальной системы. Для людей этого типа свойственно образное восприятие окр мира(наглядно-образное мышление) 2.мыслительный тип с незначительным преобладание второй сигнальной системы. Этому типу свойственно абстрагирование от действительности.3. средний тип,хар-ийся уравновешенностью сигнальных систем. к этому типу принадлежит основная масса людей. Дальнейшие исследования типов внд по соотношению сигнальных систем не получили должного развития и этот вопрос остается практически не исследован. Тип нервной системы яв-ся физиологической основой , на которой формируются особенности темперамента и хар-ра р-ка. Свойства нервной системы не определяют св-ва темперамента ,лишь способствуют или препятствуют их формированию. Напр, инертность нервных процессов будет способствовать формированию флегматического темперамента. В зависимости от условий воспитания на этой основе можно сформировать и св-ва других темпераментов,но сделать это будет труднее. типы внд-темперамент: сильный неуравновешанный-холерик, сильный уравновеш подвижный-сангвиник,сильный уравновеш инертный флегматик, слабый-меланхолик. Обязательным условием организации индивидуальной учебно-воспит работы с учащимися яв-ся знание их основных психич и физиологич особенностей,следи которых следует выделить типологические особенности нервной системы. Одинаковый педагогич воздействия на учащихся с разными типами нервной д-ти не будут для каждого из них адекватными. То,что под силу ученику с сильным типом нервной системы,м.б не под силу ученику со слабым типом. Ученики с инертными нервными процессами будут удивлять учителя своей медлительностью, а ученик с преобладанием процессов возбуждения и их высокой подвижностью всегда будет непоседливым. Учебно-воспитательная работа с такими детьми должна строиться из учета их биологических особенностей и быть направлена на воспитание у них положительных качеств.У ученика со слабой нервной системой педагог, постепенно увеличивая нагрузки, должен повышать работоспособность его нервных клеток,у ученика с инертными нервными процессами -воспитывать быстроту реакции,у ученика с "безудержным" типом нервной системы -тренировать процессы торможения. Каждый тип внд обладает своими положител св-вами. Например, дети меланхолического типа(слабый тип) в сравнении с сильным типом имеют более низкий уровень работоспособности, но обладают более высокой чувствительностью к педагогическим воздействиям. У учащихся с сильной нервной системой лучше развита механическая память, а учащиеся со слабой нервной системой лучше усваивают осмысленный материал. Дети меланхолического типа медленнее запоминают учебный материал, но прочность запоминания у них выше, чем у детей холерического типа. Правильно организованный дифференцированный педагогический подход к детям с различными типами внд поможет педагогу добиться высокой успеваемости в классе. Нет плохих типов внд, правильно организованная педагогическая работа с учащимися любого типа нервной системы способствует их полноценному развитию и позволяет добиться им одинаковых успехов во многих видах человеческой деятельности.

Среди вопросов физиологии ВНД человека особое значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса и разработки естественнонаучных теорий воспитания и обучения имеет учение о типах ВНД. Это связано с тем, что именно типологические особенности нервной системы детей и подростков и их ВНД являются той физиологической основой, на которой затем происходит формирование темперамента ребенка. Вполне очевидно, что знание типологических особенностей ВНД каждого ребенка способствовало бы более оптимальной организации учебно-воспитательной работы, а также более точному прогнозированию ее результатов.

Нервная деятельность представлена возбуждением и торможением, обладающими многочисленными свойствами.

В понятие "тип нервной системы" входят 3 свойства нервных процессов:

1. сила нервных процессов;

2. уравновешенность нервных процессов;

Подвижность нервных процессов.

Сила нервных процессов - способность к возникновению адекватной реакции на сильный и сверхсильный раздражитель. В основе - выраженность в центральной нервной системе процессов возбуждения и торможения. Нервные процессы подразделяются (по силе) на сильные (преобладание в центральной нервной системе процессов возбуждения) и слабые (преобладание в центральной нервной системе процессов торможения).

Уравновешенность нервных процессов - сбалансированность процессов возбуждения и торможения.

Подвижность нервных процессов - возможность быстрой смены процессов возбуждения и торможения.

Каждый тип ВНД обладает своими положительными свойствами. Например, дети меланхолического типа (слабый тип) в сравнении с сильным типом имеют более низкий уровень работоспособности, но обладают более высокой чувствительностью, в том числе, к педагогическим воздействиям. У учащихся с сильной нервной системой лучше развита механическая память, а учащиеся со слабой нервной системой лучше усваивают осмысленный материал. Оказалось, что дети меланхолического типа медленнее запоминают учебный материал, но прочность запоминания у них выше, чем у детей холерического типа.

Задача учителя помочь детям с учетом их типологических особенностей ВНД и темперамента сформировать наиболее оптимальный индивидуальный стиль работы по приобретению глубоких и прочных знаний при минимальных затратах сил и энергии, без чрезмерного напряжения и утомления.

Учителями могут стать люди с любым типом ВНД, но это будут учителя разного индивидуального стиля и почерка работы. Зная особенности своей нервной системы, учитель может сформировать свой стиль работы, рассчитывать свои возможности и оптимально строить свою практическую деятельность.

Возрастные особенности ВНД детей.

Нервная деятельность плода и новорожденного

Возрастные особенности ВНД детей тесно связаны с онтогенетическим развитием коры больших полушарий головного мозга, которое идет в направлении увеличения числа нейронов, увеличении количества синаптических связей, совершенствования нейронной структуры.

Развитие коры больших полушарий также начинается с 3-го месяца эмбриональной жизни. Оно тесно связано с развитием рецепторов и анализаторов.

В настоящее время данные о наличии условнорефлекторной деятельности у плода весьма противоречивы. Некоторые физиологи считают, что к образованию условных связей организм готов уже в последние месяцы пренатального развития. Так, описываются эксперименты, в которых на живот беременной помещается вибратор, вызывающий при работебезусловнорефлекторные реакции плода (в качестве условного раздражителя использовался камертон) После нескольких сочетаний двух раздражителей – камертона и вибратора – возникла условная реакция движения плода на звук камертона. Но другим исследователям не удалось наблюдать подобных условных рефлексов плода. Поэтому большинство исследователей полагают, что у плода условнорефлекторная деятельность отсутствует. Среда существования плода столь постоянна, что приспособления к ее незначительным сдвигам полностью обеспечиваются безусловнорефлекторными реакциями.

Именно рождение ребенка, несущее за собой появление совокупности совершенно новых раздражителей, воздействующих на рецепторный аппарат новорожденного, стимулирует развитие новых, ранее отсутствовавших механизмов уравновешивания со средой обитания – условнорефлекторных.

Условнорефлекторныереакции новорожденноговырабатываются на биолгически важные стимулы, т. е. являются натуральными. Самыми первыми появляютсяинтероцептивные условные рефлексы, т. е. рефлексы, вырабатываемые на внутренние раздражители. В первые дни постнатальной жизни у ребенка отмечается образование натуральных пищевых рефлексов на время кормления. При строгом режиме кормления на 5–7-й день, еще до приема пищи, отмечается повышение количества лейкоцитов и газообмена. Дети пробуждаются, у них наблюдается повышенная двигательная активность. Сосательные движения появляются еще до того, как сосок вложен в рот. Сигналом для образования этих рефлексов служит возбуждение интерорецепторов в результате снижения содержания питательных веществ в крови и усиление секреции желез пищеварительного тракта, происходящее через определенные интервалы времени.

Ко 2-й неделе после рождения формируется реакция на положение для кормления, которая выражается в непроизвольных сосательных движениях, движении головы, открывании рта. Условным сигналом в данном случае служит комплекс раздражителей, действующих на рецепторы кожи, двигательного и вестибулярного анализатора. Эти стимулы возникают при типичном для кормления грудью положении тела ребенка.

Среди вопросов физиологии ВНД человека особое значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса и разработки естественнонаучных теорий воспитания и обучения имеет учение о типах ВНД. Это связано с тем, что именно типологические особенности нервной системы детей и подростков и их ВНД являются той физиологической основой, на которой затем происходит формирование темперамента ребенка. Вполне очевидно, что знание типологических особенностей ВНД каждого ребенка способствовало бы более оптимальной организации учебно-воспитательной работы, а также более точному прогнозированию ее результатов.

Нервная деятельность представлена возбуждением и торможением, обладающими многочисленными свойствами.

В понятие "тип нервной системы" входят 3 свойства нервных процессов:

1. сила нервных процессов;

2. уравновешенность нервных процессов;

3. подвижность нервных процессов.

Сила нервных процессов - способность к возникновению адекватной реакции на сильный и сверхсильный раздражитель. В основе - выраженность в центральной нервной системе процессов возбуждения и торможения. Нервные процессы подразделяются (по силе) на сильные (преобладание в центральной нервной системе процессов возбуждения) и слабые (преобладание в центральной нервной системе процессов торможения).

Уравновешенность нервных процессов - сбалансированность процессов возбуждения и торможения.

Подвижность нервных процессов - возможность быстрой смены процессов возбуждения и торможения.

Типы высшей нервной деятельности (ВНД)

— совокупность врожденных (генотип) и приобретенных (фенотип) свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма. Удельное значение врожденного и приобретенного — продукт взаимодействия генотипа и среды — может меняться в зависимости от условий. В необычных, экстремальных условиях на первый план выступают преимущественно врожденные механизмы высшей нервной деятельности. Различные комбинации трех основных свойств нервной системы — силы процессов возбуждения и торможения, их уравновешенности и подвижности — позволили И.П. Павлову выделить четыре резко очерченных типа, отличающихся по адаптивным способностям и устойчивости к невротизирующим агентам.

Т. ВНД сильный неуравновешенный — характеризуется сильным раздражительным процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД. Способен тренировать и в значительной степени улучшать недостаточное торможение. В соответствии с учением о темпераментах — это холерический тип.

Т. ВНД уравновешенный инертный — с сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой. В соответствии с учением о темпераментах — это флегматический тип.

Т. ВНД сильный уравновешенный подвижный — имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций. В соответствии с учением о темпераментах — это сангвинический тип.

Т.ВНД слабый — характеризуется слабостью обоих нервных процессов — возбуждения и торможения, плохо приспосабливается к условиям окружающей среды, подвержен невротическим расстройствам. В соответствии с классификацией темпераментов — это меланхолический тип.

На основе различного соотношения первой и второй сигнальных систем действительности, кроме четырех основных типов, выделены три частных (дополнительных) типа ВНД, характерных только для человека: художественный, мыслительный и средний (промежуточный).

Учение о типах ВНД имеет большое значение для понимания закономерностей формирования у детей и подростков таких важных психологических особенностей личности, как темперамент и характер.

Особенности педагогического подхода к детям с различными типами ВНД.

Каждый тип ВНД обладает своими положительными свойствами. Например, дети меланхолического типа (слабый тип) в сравнении с сильным типом имеют более низкий уровень работоспособности, но обладают более высокой чувствительностью, в том числе, к педагогическим воздействиям. У учащихся с сильной нервной системой лучше развита механическая память, а учащиеся со слабой нервной системой лучше усваивают осмысленный материал. Оказалось, что дети меланхолического типа медленнее запоминают учебный материал, но прочность запоминания у них выше, чем у детей холерического типа.

Обязательным условием организации индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися является знание их основных психических и физиологических особенностей, среди которых прежде всего следует выделить типологические особенности нервной системы. Нет сомнений, что одинаковые педагогические воздействия на учащихся с различными типами нервной деятельности не будут для каждого из них адекватными. То что посильно ученику с сильным типом нервной системы, может оказаться не под силу ученику со слабым типом.

Билет № 9 Понятие о сенсорных системах (анализаторах), их значение для развивающегося организма. Значение сенсорообогащенной среды и сенсорной депривации для развития ребенка. Слуховая сенсорная система: строение и функции. Профилактика нарушений.

Дата публикования: 2014-12-30 ; Прочитано: 1879 | Нарушение авторского права страницы

Читайте также: