Учет проведенной работы по гигиеническому воспитанию в школе проводится кем

Обновлено: 02.07.2024

Об организации деятельности по гигиеническому воспитанию и обучению детей и подростков

Гигиеническое обучение и воспитание - это система образования, предполагающая комплексную просветительскую, обучающую и воспитательную деятельность.

Здоровый образ жизни детей и подростков - поведение, стиль способствующий сохранению, укреплению и восстановлению их здоровья.

Здоровый образ жизни предполагает высокий уровень санитарной культуры и поведения человека, направленного на борьбу с вредными привычками. негативно влияющими на здоровье. Именно вредные привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенно сказывающихся на состоянии здоровья детей и подростков.

Цель гигиенического воспитания и обучения:

  • • Формирование мотивации на сохранение и укрепление здоровья
  • • Повышение ответственности за здоровье

• Получение знаний и навыков по здоровому образу жизни
Задача гигиенического обучения и воспитания:

• Обучение детей и подростков современным подходам к оценке своего
здоровья;

• Формирование знаний и навыков самоконтроля за состоянием своего
здоровья;

• Формирование мотивации, знаний и навыков по ведению здорового
образа жизни, преодолению рисков для здоровья (курения, употребления
алкоголя, наркотических и психотропных средств; по приверженности
рациональному питанию, адекватной физической активности, соблюдению
режима труда и отдыха и др.);

• Овладение знаниями и навыками для соблюдения правил
гигиенического поведения.

Высокая распространенность основных факторов риска развития хронических заболеваний среди населения РФ диктует необходимость усиления деятельности по формированию здорового образа жизни у детей и подростков. На первый план выступают следующие задачи: диспансеризация больных детей и профилактика хронических форм заболеваний; организация гигиенического обучения и воспитания детей; вопросы санитарно - просветительной работы с родителями и детьми; санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия по охране здоровья детей; противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции; принципы рационального (сбалансированного) питания и вскармливания детей.

Первостепенные задачи информационно - коммуникационной Стратегии на период до 2020 года в данном направлении - это:

- снижение потребления алкоголя и табака;

- повышение уровня физической активности;

- приверженность рациональному питанию;

- снижение уровня психо-эмоциональной нагрузки.

Формы гигиенического воспитания и обучения:

- интерактивное общение - индивидуальное и групповое консультирование;

- проведение акций, лекций, бесед, консультаций, семинаров, круглых столов и
пр., сопровождается одновременным использованием буклетов, брошюр,
рецептур, памяток;

обсуждение имеющихся проблем между медицинскими работниками и пациентами;

выработка конкретных рекомендаций, сопровождаемая выдачей информационно-образовательных материалов всех видов (таблиц, схем. рецептур и т.п.);

2. Обучение навыкам ЗОЖ в школах здоровья.

Организация гигиенического обучения и воспитания детей и подростков в

оздоровительных учреждениях предусматривает:

Гигиеническое воспитание - профилактика заболеваний и распространение

знаний о здоровом образе жизни:

- ежедневная утренняя гигиеническая гимнастика;

- прогулки и пешеходные экскурсии;

- лечебная физкультура и лечебная хореография;

- спортивные игры и соревнования, праздники;

Рациональное сбалансированное питание - необходимое условие эффективного оздоровления:

- использование примерного 10-дневного утвержденного меню;

- выполнение норм питания по набору продуктов;

- соблюдение требований по ассортименту продуктов питания;

- выполнение веса порций для детей разного возраста;

- обеспечение требуемого соотношения белков, жиров и углеводов;

- соответствие калорийности суточного рациона возрасту детей.

Климатолечение - создание условий для выработки привычки к свежему воздуху:

Воздушные ванны. Солнечные ванны. Водные процедуры. Купание в

Распорядок дня - оздоравливающий фактор:

  • •оптимальное чередование всех видов деятельности, в т. ч. общественно-полезного труда и самообслуживания, с учетом возраста, пола, состояния здоровья и функциональных возможностей детей;
  • • чередование форм двигательной активности и отдыха с культурно-массовыми мероприятиями;
  • • проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий;
  • • максимальное пребывание на свежем воздухе;
  • • соблюдение режима питания;
  • •достаточная продолжительность сна.
  • Санитарно-противоэпидемиологические мероприятия:
  • •проведение противоклещевой обработки, дезинсекции, дератизации и дезинфекции;
  • • гигиеническое содержание помещений и участка;
  • • использование для питья бутилированной воды;
  • •проведение влажной уборки и проветривания помещений;
  • • соблюдение правил личной гигиены детьми и персоналом;
  • •своевременное проведение банных дней со сменой нательного и постельного белья;
  • • регулярный вывоз мусора.
  • Профилактика травматизма
  • • подготовленность физкультурно-спортивных сооружений;
  • • исправность спортивного оборудования;
  • • проведение инструктажей перед спортивными играми, соревнованиями;
  • • соответствие виду спорта одежды и обуви ребенка;

• соответствие физической нагрузки возрасту и функциональным
возможностям ребенка.

В целях активизации деятельности по формированию здорового образа жизни рекомендуется:

  1. Информирование населения, детей и подростков о последствиях злоупотребления алкогольной продукцией, табакокурения, пагубного влияния на детский организм пассивного курения.
  2. Создание культуры рационального питания, предусматривающей

сохранению нормальной массы тела, борьба с ожирением, пропаганда здорового питания среди детей и их родителей.

3. Популяризация оптимального режима дня среди детей и подростков с
введением элементов двигательной активности, спорта, физического труда.

4. Своевременное выявление и коррекция стрессовых факторов.

Примерная тематика работы школы физической
активности приложение 1

План занятий

№№пп

Тема занятий

Ответственный

за исполнение

Низкая физическая активность - глобальная проблема. Влияние физической активности на здоровье. Виды двигательной активности. Когда и зачем заниматься физической культурой. Ограничения для занятий физической культурой.

Основные правила для занятий физической культурой. Утренняя гимнастика: целесообразность и формы. Оздоровительные упражнения для профилактики нарушений, связанных с пользованием компьютером.

Гиподинамия: последствия и профилактика. Уровень физической активности по интенсивности энергетических затрат. Принципы построения занятий физической активностью.

Оценка риска. Советы по проведению занятий физической активностью.

Формы и методы занятий физической культурой в детском и подростковом возрасте. Основные принципы ЛФК для детей различных возрастных

Планирование физических нагрузок здоровым детям, детям с функциональными отклонениями и пр. Упражнения на развитие силы, выносливости и гибкости. Врачебная консультация.

Гигиена физической культуры. Основные системы закаливания.

Примерная тематика работы школы здорового образа жизни

1. Физическая активность-основа здорового образа жизни.
Цель:

индивидуализация участниками программы собственной физической активности.

2. Здоровое питание.

Цель: повысить информированность родителей и детей по основам рационального питания для отработки навыков здорового питания с целью изменения поведенческих пищевых факторов риска развития неинфекционных заболеваний: сбалансированность рациона питания, своевременное проведение мероприятий по профилактике у детей алиментарных расстройств, рахита, анемии и других заболеваний.

3. Профилактика табакокурения.

Цель: снижение распространенности курения среди детей и подростков для профилактики неинфекционных заболеваний.

4. Профилактика злоупотребления алкоголя.

Цель: снижение распространенности потребления и злоупотребления

алкоголем и создание готовности к изменению поведения пациентов.

5. Соблюдение личной гигиены.

Цель: дать основы соблюдения правил личной гигиены.

6. Профилактика стрессов и привитие навыков по стрессоустойчивости.

обучить участников тренинга адаптироваться в стрессовой ситуации.

7. Коммуникативные навыки.

Цель: обучить основам коммуникативного общения

Нашли ошибку в тексте? Сообщите об этом администратору сайта Выделите ошибку мышкой и нажмите Ctrl+Enter Спасибо за помощь!

Статья 38 - рассматривает санитарно-гигиеническое образование как составную часть первичной медико-санитарной помощи, предоставляемой гражданину учреждениями муниципальной системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы на условиях бесплатности и доступности.

Статья 10 - граждане РФ обязаны заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей.

Статья 11 - подтверждает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять гигиеническое обучение и воспитание работников.

Статья 29 - гигиеническое обучение и воспитание населения относится к числу санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, которые должны « . своевременно и в полном объеме проводиться в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

Статья 36. ч. 1. Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательно, направлено на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний, распространение знаний о здоровом образе жизни.

ч. 2. Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляется: в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников посредством включения в программы обучения разделов о гигиенических знаниях, при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

Статья 55. За нарушения санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Невыполнение требований по гигиеническому обучению и воспитанию должностных лиц и работников влечет применение мер ответственности, налагаемой на граждан, должностных и юридических лиц.

Основные документы, регламентирующие порядок проведения гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций:

В соответствии с инструкцией о порядке про ведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, (утв. приказом Минздрава РФ от 29 июня 2000 г. № 229) и постановлением главы Администрации г. Нальчика от 19 декабря 2000 г . .№ 1518 профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация обязательны для должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения и проводится при приеме на работу и в дальнейшем с периодичностью:

  • для должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией мясомолочной и кремово-кондитерской продукции, производством кондитерской и хлебобулочной продукции, продовольственной торговли, детского питания, питания дошкольников, продовольственной торговли и пищевой промышленности - ежегодно, исходя из того, что данный контингент работников является наиболее вероятным источником риска для здоровья населения;
  • для остальных категорий работников - 1 раз в 2 года.
  • 1) впервые устраивающихся на работу;
  • 2) не прошедших очередной аттестации на знание программы профессиональной гигиенической подготовки;

3) допустивших при осуществлении профессиональной деятельности нарушения действующего санитарного законодательства.

Статья 36. Гигиеническое воспитание и обучение

1. Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.

2. Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются:

в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных организациях;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

при получении профессионального образования или дополнительного профессионального образования посредством включения в образовательные программы разделов о гигиенических знаниях;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

Гигиеническое воспитание (санитарное просвещение) — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.

В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни, сформулированы основные задачи:

снижение распространенности курения;

улучшение качества питания;

увеличение физической активности;

смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;

соблюдение населением мер личной и общественной гигиены;

снижение потребления алкоголя;

профилактика употребления наркотиков;

Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.

Профилактические мероприятия бывают первичные и вторичные.

Первичные – когда меры профилактики направлены на непосредственную причину заболевания или повреждения у здоровых людей. При проведении первичной профилактики первостепенной значение приобретает концепция образа жизни, которая и определяет пути предупреждения хронических неинфекционных заболеваний (сердечнососудистых, эндокринных, нервно-психических и т.д.), генез которых во многом связан с курением, злоупотреблением алкоголя, гиподинамией, нерациональным питанием, психоэмоциональными стрессами.

Вторичные профилактические мероприятия проводятся в случаях воздействия на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего у пациента заболевания или повреждения. Вторичная профилактика – это в основном целевое санитарно-гигиеническое воспитание в том числе индивидуальное или групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний. К вторичной профилактике относятся курсы профилактического лечения и целевого оздоровления (ЛФК, массаж, сан-кур лечение и т.д.).

И первичные и вторичные меры профилактики направлены на формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.

Виды медицинских профилактических услуг:

профилактическое консультирование отдельных пациентов;

профилактическое консультирование групповое;

профилактические медицинские осмотры;

профилактические оздоровительные услуги (физиотерапевтические, массаж, гимнастика, занятия различными видами физической культуры, сан-кур оздоровление и т д.);

Методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения и пропаганда здорового образа жизни:

ТВ, кино, ДВД, слайды, санитарные бюллетени.

Все средства вместе.

Гигиеническое обучение и воспитание, пропаганда здорового образа жизни осуществляется на популяционном уровне с использованием различных форм и методов обучения, не требует значительных физических затрат.

Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания.

Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения медработника с пациентом (беседа, инструктаж, консультация — очная или по телефону, личная корреспонденция).

Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения.

Лекция проводится врачами МО или фельдшерами на объектах (вне МО). Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек. Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной патологии. В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов. Лекция является массовым средством гигиенического обучения и воспитания, характеризуется наибольшей емкостью переработанной лектором информации. За небольшой период времени лектор должен изложить новый большой материал. Обычно для чтения лекции предполагается большая аудитория.

Беседы проводятся всеми медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры). Состав аудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5-7 человек (групповая). Темы бесед могут быть самые разнообразные. Беседа предполагает активное участие слушателей. Беседа предполагает активное участие слушателей. Задача ведущего беседы заключается в том, чтобы сделать ее интересной путем наводящих вопросов, вовлекать слушателей в общий разговор.

Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья.

Стенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени) – это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию. Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды.

Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики.

Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них — основной — должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание.

Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими.

В правом нижнем углу указывается ответственный и дата выпуска. Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1—2 раз в квартал.

Тематический санитарный альбом – иллюстрированное издание, посвященное конкретной медико-гигиенической теме и имеющее вполне определенного адресата.

Демонстрация слайдов, фильмов, ДВД по вопросам здоровья – массовая форма работы гигиенического воспитания, по оптимальным для здоровья стилям жизни и профилактике заболеваний. Целесообразно сочетать с выступлением по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья.

Массовая оздоровительная компания – проводится к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретной проблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечением специалистов общего и узкого профиля.

Организации уголка должна предшествовать определенная подготовительная работа:

• согласование организации уголка с руководством данного учреждения;

• выбор места —желательно такого, где постоянно или часто бывает масса людей;

• подборка соответствующего иллюстрированного материала: плакаты, выставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки. Эта подборка осуществляется с помощью инструктора по гигиеническому воспитанию района.

Современные формы работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения включают комплекс методов обучения, что способствует повышению степени усвоения информации (например, обсуждение в группах (50%) + использование наглядных пособий (30%) = 80% усвоения материала).

3. Планирование, организация и контроль проведения гигиенического обучения на примере организации школ здоровья .

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель таких Школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.

Развитие Школ здоровья для пациентов позволяет реализовать один из основополагающих принципов реформирования здравоохранения – обеспечение партнерства врача и пациента в достижении качества и эффективности оказываемой медицинской помощи.

Читайте также: