Почему природоохранное просвещение более эффективно в системе формального образования кратко

Обновлено: 05.07.2024

Экологическое воспитание является приоритетным направлением в развитии современной школы. Главная цель формирование экологической культуры. Особое внимание уделяется практической природоохранной деятельности. Экологическое воспитание необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.

Проблемы экологического воспитания и образования

и пути их решения

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно, относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо со школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано:

  • необходимостью повышения экологической культуры человека;
  • необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;
  • необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;
  • необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;
  • низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;
  • недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.

Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, то есть совокупности экологически развитых сознания, эмоционально — чувственной деятельности сфер личности.

Формирование у будущих поколений основ экологического сознания становится важным показателем жизнеспособности общества, его динамичного продвижения в решении насущных проблем современности. (Маркитанова, 2012)

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.

Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования. Осуществляется оно в тесной взаимосвязи учебной деятельности внеклассной и внешкольной работы, включающих в себя систему уроков, внеурочных практических и познавательных занятий.

Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания, обучающихся очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, городе, районе. Это особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. В рамках экологического просвещения наша школа сотрудничает с Висимским биосферным заповедником. Сотрудники Висимского заповедника проводят лекции и экологические беседы в классах. Учащиеся активно участвуют в акциях и конкурсах, проводимых заповедником, которые учат бережному отношению к окружающей среде, животному и растительному миру родного края.

В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшем более углубленном изучении проблемы экологического воспитания школьников, так как при проведении такой работы решаются следующие задачи:

  1. развитие экологической этики обучающихся, ответственности в их отношениях с природой;
  2. эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине;
  3. формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.

Экологическое воспитание необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы. Таким образом, разнообразие форм экологического образования создает условия для формирования инициативной, компетентной и деятельной личности с развитым чувством долга перед людьми и собственной совестью за состоянием окружающей природной среды.

Экологическое воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач в данный момент. Это трудная, но интересная работа. Возможностей здесь много. Результат такой работы — благодарность родителей и желание детей сделать свою школу, улицу, город, Родину чистой и красивой.

Введение в проблему. Двадцатый век мировое сообщество встретило принятием ООН Целей развития тысячелетия (ЦРТ), в результате были обозначены 8 самых главных проблем, с которыми столкнулось человечество, вступая в XXI в. За первые 15 лет тысячелетия некоторые задачи были выполнены, другие – близки к выполнению. В настоящее время человечество подводит итоги достижения Целей развития тысячелетия и определяет новые направления Целей устойчивого развития (ЦУР, 2015).

Именно эти 17 целей устойчивого развития являются приоритетными направлениями развития человечества. Россия поддерживает стратегию устойчивого развития и активно реализует ее основные составляющие: экологическую, социальную, экономическую. Каждое из указанных направлений является слагаемым общей культуры человека: экологической, социальной, экономической. Социальная культура представляет собой сложное многоаспектное образование, включающее элементы речевой, информационной, коммуникативной культур, культуры здоровья и безопасности и др. Формирование каждой из них происходит в окружающем нас мире: в семье, на улице, на работе, на отдыхе и, конечно, в учреждениях образования. Но не только там! Ориентация на формирование речевой культуры исключительно в рамках образования не отличается целостностью, огромную роль в этом играет процесс просвещения. То же самое можно сказать и о культуре информационной, и о культуре коммуникативной, и, конечно, о культуре экологической.


В качестве целевых установок статьи целесообразно обозначить следующие:

В 2017 г. отмечался 40-летний юбилей проведения Первой международной конференции по образованию в области окружающей среды в г. Тбилиси (1977). В Тбилисской декларации были определены три ключевые цели в области образования:

1. Развитие ясного понимания и чувства озабоченности в отношении экономической, социальной, политической и экологической взаимозависимости в городских и сельских районах.

2. Предоставление каждому человеку возможности получать знания, усваивать ценности, проявлять отношение, брать на себя обязательства и приобретать навыки, необходимые для охраны и улучшения окружающей среды.

3. Создание новых типов поведения отдельных лиц, групп и общества в целом по отношению к окружающей среде.

Научных исследований, посвященных проблемам экологического образования, как в зарубежной, так и в отечественной литературе достаточно много. Некоторые трактовки этого понятия приведены в таблице 1.

Экологическое образованиепредставляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, нужных для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. Экологическое образование также включает в себя привитие практических навыков в решение задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработку поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды

Экологическое образование– это образовательный процесс, затрагивающий связь человека с его природным и рукотворным окружением и включающий в себя отношение популяции, загрязнения, распределения ресурсов и их истощения, сохранения, транспортировку, технологию, городское и сельское планирование со всей окружающей средой человечества

  1. Гатдарова Л. И. Педагогическое просвещение родителей как фактор модернизации воспитательной работы в школе (13.00.01. Махачкала, 2012).
  2. Шакирова Е. А. Правовое просвещение как средство формирование правовой культуры обучающихся среднего профессионального образования (13.00.01. Оренбург, 2014).
  3. Газиева Я. З. Формирование у бакалавров способности осуществлять психологическое просвещение родителей по вопросам психического развития детей (13.00.08. Махачкала, 2017).

‒ экологические знания (естественно-научные, социогуманитарные, технические и др.);

‒ экологическое мышление (способность установления причинно-следственных, вероятностных, прогностических и других видов связей);

‒ экологически оправданное поведение, характеризуемое переходом экологических знаний, экологического мышления в повседневную норму поступка;

1. Распространение (пропаганда) экологических знаний (Р).

2. Информирование (И):

- о состоянии окружающей среды (И1);

- об использовании природных ресурсов (И2);

- об экологическом законодательстве (И3).

3. Воспитание бережного отношения к природе как ценности (В).


Используя европейскую терминологию, формулу экологического просвещения можно рассматривать как единство формального, неформального и информального образования.


ЭП − экологическое просвещение

ФО − формальное образование

НО − неформальное образование

ИО − информальное образование

*звездочка означает, что в рамках формального образования элементы экологического просвещения, в первую очередь пропаганда экологических знаний и воспитание бережного отношения к природе, как ценности также присутствуют.

1. Городская культурно-историческая среда как образовательное пространство экологического просвещения населения, создающее психолого-эмоциональный климат, направленный на формирование, созидание, развитие экологической культуры.

2. Городская научно-производственная среда как источник экологического просвещения населения в контексте взаимопроникновения идей экологии как науки и базы для разработки безопасных производственных технологий.

3. Природная среда (пригороды Санкт-Петербурга) как образовательная среда экологического просвещения населения города, предоставляющая широкие возможности для реализации разнообразия организационно-методических форм развития экологической культуры в естественных природных условиях [5].

Среди возможных путей развития экологической культуры населения Санкт-Петербурга предлагаются оптимистический и пессимистический сценарии.

Оптимистический сценарий можно описать в следующих основных положениях:

‒ нарастает внимание населения к экологическим проблемам;

‒ изучается и учитывается зарубежный опыт решения экологических проблем;

‒ принимается ряд законодательных актов и постановлений правительства по совершенствованию охраны окружающей среды, в том числе по экологическому просвещению населения;

‒ усиливается массовое экологическое движение в городе;

‒ экологическое просвещение проводится с использованием всех возможных методов любыми доступными средствами;

‒ изменение Санкт-Петербурга происходит в соответствии с принципами устойчивого развития, население обладает относительно высоким уровнем экологической культуры.

Пессимистический сценарий можно представить следующим образом:

‒ не соблюдается законодательство в области охраны окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности;

‒ принципы устойчивого развития декларируются, но на практике не соблюдаются, и происходит неуклонное ухудшение экологической обстановки;

‒ отдельные акции в защиту природной среды не вызывают позитивной реакции общественности;

‒ уровень экологической культуры населения города падает.

Обозначенные сценарии могут реализовываться по двум траекториям: лидерство Санкт-Петербурга или Санкт-Петербург вместе со страной [1]. Теоретически возможна и третья траектория – отставание Санкт-Петербурга; однако весь опыт анализа экологической проблематики в регионах России показывает, что признаков проявления данной траектории для Санкт-Петербурга в настоящее время нет.

Цели образования и просвещения в интересах устойчивого развития. В заключение попытаемся выдвинуть на основе 17 целей устойчивого развития ООН цели образования и просвещения в интересах устойчивого развития (табл. 3). Некоторые положения отражены в работах [2; 4].

Соотнесение целей устойчивого развития и целей образования и просвещения в интересах устойчивого развития

В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Попытаемся найти взаимосвязь составляющих экологического образования и экологического просвещения (аналогичные рассуждения можно использовать и в случае развития речевой, правовой, экономической культуры и др.).

Список литературы

1. Гаврилова И. В., Запруднова Л. А. Формальная, неформальная и информальная модели образования // Молодой ученый. 2016. № 10. С. 1197‒1200.

2. Концептуальные подходы к развитию муниципальной системы непрерывного экологического образования в Санкт-Петербурге / Под общ. ред. С. В. Алексеева, СПб.: Крисмас+, 1998. 150 с.

3. Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб.: СПб ГУПМ, 1999. 242 с.

5. Экологическая культура населения: взгляд петербуржцев [Монография] / Под ред. А. И. Чистобаева. СПб.: СПб НЦРАН, ВВМ, 2005. 216 с.

6. Weizsaecker E., Wijkman A. Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet. Springer, 2018. 220 p.

7. Развитие системы экологического образования и просвещения в Российской Федерации в 1992‒2002 годах: Информационно-аналитический обзор. М.: Государственный центр экологических программ, 2002. 448 с.

Актуальность экологического образования и просвещения определяется глобальными экологическими вызовами, которые стоят перед человечеством и перед нашей страной. Оно должно быть непрерывным начиная с дошкольного возраста и продолжаться на протяжении всей жизни. Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы осознавать последствия своих действий для природы и понимать, как можно снизить негативное воздействие на окружающую среду. Экологическое образование и просвещение должны включать не только теоретические знания, но и практические навыки: как экономить разные природные ресурсы (воду, энергию и другие), как правильно обращаться с отходами и многое другое.

В школе экообразование и просвещение часто держится на энтузиазме отдельных преподавателей и учителей. В то же время, много экопросветительских инициатив реализуется некоммерческими организациями и гражданскими инициативами. Важное значение в этих условиях приобретает деятельность общественных организаций. При поддержке бизнеса НКО тиражируют и делают массовыми экопросветительские инициативы, создают качественные обучающие продукты.

На что же нужно делать упор в экологическом образовании и просвещении в России? Прежде всего нужно донести до школьников и студентов доступным им языком масштаб отдельных экологических проблем, рассказать, какие есть способы их решения. Важно не только донести знания, но и создать мотивацию влиять на проблему. И, конечно, необходимо рассказать о том, как уже сегодня школьники и родители могут вносить свой вклад в сохранение природы. Например, если речь идет о проблеме отходов, то можно научить сортировать отходы дома, найти пункты приема вторсырья в своем городе, снижать количество отходов, то есть раскрыть практический аспект, побудить к действию.

Чтобы экологическое образование и просвещение стали повсеместными, нужна координация всех структур образования и природоохранных ведомств, нужен общественный запрос на то, чтобы экообразование и экопросвещение стали приоритетными. Важна комплексная работа и сотрудничество многих сторон.

Новое звучание экологическое образование получает с начала 90-х годов. Построение системы экологического образования базировалось на ряде методологических принципов, сформулированных еще в 80-х годах такими учеными, как С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.С. Сластенина, И.Т. Суравегина. Исходными стали представления, что человечество связано с природой своим происхождением, существованием и своим будущим; человеческая история – часть истории природы; целостность природной среды выступает естественной основой жизни в биосфере; качество экологически здоровой окружающей среды наряду с социальными условиями – основа физического и духовного здоровья человека; труд – основа взаимодействия человека и общества с природой, фактор ее изменения; изменение природной среды неизбежно, но оно имеет пределы, поэтому цели разумной человеческой деятельности должны всесторонне учитывать проявление законов природы и др.

С этой точки зрения, экологическое образование можно считать направленным на интересы развития личности, если через него удается решить следующие задачи: гармонизировать отношения человека с природой; стимулировать интеллектуальное развитие человека и обогащение его мышления путем современных методов познания; социализировать человека через погружение его в существующую культурную, техногенную и информационную среду; создать условия для непрерывного самообразования и достижения им нового уровня научной грамотности.

Последняя задача особенно актуальна, так как владея ядром знаний, умениями учиться, человек сам может выбирать виды, темпы и сроки обучения, индивидуализировать процесс образования. Самообразовательную деятельность можно выразить через: самостоятельность познания (при этом помощь ограничивается лишь общим руководством); добровольность познания (самообразовательная деятельность идет навстречу свободно возникающим интересам и выступает дополнительной по отношению к основной учебной деятельности); избирательность познания (сочетание высокой специализации в одной из областей с широким кругозором).

Основные черты непрерывного экологического образования можно отразить в пяти установочных принципах:

Преемственность и внутренняя согласованность содержания непрерывного образования на всех его уровнях и во всех его звеньях обеспечиваются развивающим характером обучения и воспитания, опорой на творческую активность личности.

Совокупность перечисленных принципов, раскрывающих основные структурные и функциональные особенности непрерывного экологического образования, позволяет охарактеризовать его как процесс целенаправленного формирования целостной, всесторонне развитой личности, обеспечивающий поступательный и согласованный характер развития профессиональных способностей и гражданских качеств человека, процесс, состоящий из базового и последующего образования и предполагающий сочетание учебной деятельности в системе специально созданных учреждений с общественно-практической деятельностью в сфере профессионального труда.

Построение системы непрерывного экологического образования требует создания педагогической вертикали: детские дошкольные учреждения – школа – колледж (техникум) – вуз – послевузовское образование.

Человек может хорошо усвоить и даже осознавать, что какие-то вещи плохи, но это совсем не значит, что он будет поступать в соответствии со своим знанием. Поступать гораздо труднее, чем понимать. Поэтому в образовании важнее сделать акцент на любви к миру и людям, красоте природы, правде и добре, самоценности человеческой и иной жизни, а не только на проблемах разрушения окружающей среды. Тогда сформированная морально-этическая норма человека, вступив в согласие с его совестью, вызовет в нем потребность в активном действии.

Современное экологическое образование должно быть нацелено на будущее, опираться на идеи коэволюции природы и общества, устойчивого развития биосферы, должно быть направлено на преодоление сложившихся в обществе стереотипов через формирование духовно-нравственной, экологически грамотной личности и создание условий для ее развития, стать фактором социальной стабильности.

Первой ступенью целенаправленного экологического образования является дошкольное воспитание и обучение. Основы бережного отношения к природе, внимание к окружающему миру, любовь ко всему живому закладываются именно в возрасте 4-6 лет. Дети с большим удовольствием воспринимают основы экологических знаний, особенно если подача материала наглядна, позволяет общаться с живыми существами, ухаживать и заботиться о них. Экологическое воспитание в детском саду происходит во время игр, прогулок и занятий. Воспитатели занимаются и экологическим воспитанием родителей.

В программе общеобразовательной средней школы особое внимание заслуживает организация научно-исследовательской работы учащихся, в ходе которой школьники учатся ставить перед собой конкретные задачи и решать их.

Следующей ступенью экологического образования является преподавание экологии в высших учебных заведениях. Во многих вузах ведется преподавание основ охраны окружающей среды, прикладной и специальной экологии.

В РФ в установленном порядке осуществляется государственная поддержка дополнительного экологического образования, проводимого детскими экологическими организациями; экологическими лагерями, экологическими экспедициями для детей и подростков, детскими домами творчества, экологическими центрами, музеями, библиотеками, экологическими кружками, станциями юных натуралистов.

Но до настоящего времени экологическое образование населения не получило особого распространения. Причины этого в недостаточной осознанности важности формирования экологически культурного населения, отсутствии интересов в приоритетном развитии экологического образования и воспитания, а также нормативных правовых и программных документов, раскрывающих государственную политику в области экологического образования.

В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется и экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

Экологическое просвещение – распространение экологических знаний, информации о состоянии окружающей среды, природных ресурсов, экологической безопасности в целях формирования в обществе основ экологической культуры.

Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.

Экологическое воспитание – процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.

Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Основные цели экологического воспитания в современных условиях, провозглашенные в самых различных манифестах, кодексах, сводах и т.д., могут быть сведены к следующим постулатам:

Сущность экологического воспитания определяется, прежде всего, его задачами, которые предполагают формирование:

  • потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений;
  • установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;
  • убеждение в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;
  • потребности участия в практической деятельности по изучению и охране природы, пропаганда экологических знаний.

В настоящее время сущность экологического воспитания нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы – это необходимый компонент формирования личности, способной решать задачи будущего этапа развития цивилизации. Поэтому экологическому воспитанию придается общественное значение. Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение – ценности – отношение – поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.

Следовательно, в результате экологического воспитания должно быть сформировано экологическое мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающее его глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы. Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическом воспитании. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложной задачей педагогики. Оно определяет систему ценностей, соответствующее им отношение и поведение к природе, человеку, обществу.

Природоохранное воспитание вне сферы учебных заведений также имеет большое значение. Особое место занимают средства массовой информации, в первую очередь, телевидение.

От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждет вымирание или деградация с последующей мутацией. Экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитие убежденности, а не страха за возможное наказание – осуждение со стороны окружающих.

Читайте также: