Для выполнения каких задач предназначены войска го кратко

Обновлено: 05.07.2024

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

- защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т. д.);

- координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;

- создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;

- повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;

- поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;

- специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

- накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;

- обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;

- эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;

- организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;

- обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

История в СССР и РФ

- Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

- В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

- В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).

- Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

- В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС)

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соот­ветствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пре­делах конкретной территории устанавли­вается один из следующих режимов функ­ционирования РСЧС:

  • режим повседневной деятельности — при обычной производственно-промышлен­ной, радиационной, химической, биологи­ческой (бактериологической), сейсмологи­ческой и гидрометеорологической обстанов­ке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий;
  • режим повышенной готовности — при ухудшении указанной обстановки, полу­чении прогноза о возможности возникно­вения чрезвычайной ситуации;
  • режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и во время ликвидации чрезвычайной ситуации.

Основными мероприятиями, проводи­мыми в различных режимах функциони­рования РСЧС, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

  • осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опас­ных объектах и на прилегающих к ним территориях;
  • планирование и выполнение программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и за­щиты населения, сокращению возмож­ных потерь и ущерба, а также по повы­шению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей эко­номики в чрезвычайных ситуациях;
  • совершенствование подготовки органов управления ГОЧС, сил и средств к дейст­виям в чрезвычайных ситуациях, обуче­ние населения способам защиты и дейст­виям в чрезвычайных ситуациях;
  • создание и пополнение резервов финан­совых и материальных ресурсов для лик­видации чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление целевых видов страхо­вания;

б) в режиме повышенной готовности:

  • принятие на себя соответствующими ко­миссиями по чрезвычайным ситуациям не­посредственного руководства функциониро­ванием подсистем и звеньев РСЧС, форми­рование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе воз­можного бедствия и выработки предложе­ний по ее нормализации;
  • усиление дежурно-диспетчерской служ­бы;
  • усиление наблюдения и контроля за со­стоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним террито­риях, прогнозирование возможности воз­никновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
  • принятие мер по защите населения и ок­ружающей природной среды, обеспечение устойчивого функционирования объектов;
  • приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в район предполагаемой чрезвычайной ситуации;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

  • организация защиты населения;
  • выдвижение оперативных групп в рай­он чрезвычайной ситуации;
  • определение границ зоны чрезвычай­ной ситуации;
  • организация ликвидации чрезвычай­ной ситуации;
  • организация работ по обеспечению устой­чивого функционирования отраслей эконо­мики и объектов, первоочередного жизне­обеспечения пострадавшего населения;
  • осуществление постоянного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, обста­новкой на аварийных объектах и приле­гающих к ним территориях.

Вопрос 7. Для выполнения каких задач пред­назначены войска ГО?

Войска гражданской обороны со­ставляют основу сил Министерства Россий­ской Федерации по делам гражданской обо­роны, чрезвычайным ситуациям и ликви­дации последствий стихийных бедствий (МЧС России), привлекаемых для ликвида­ции чрезвычайных ситуаций мирного и во­енного времени. Эти войска также являют-ся главной силой системы гражданской обороны. Они существенно отличаются от соединений и частей Вооруженных Сил: не участвуют в боевых действиях, не имеют оружия, за исключением небольшого комп­лекта, предназначенного для собственной охраны. Их задача — быстро прийти на по­мощь населению в чрезвычайных ситуаци­ях и ликвидировать их последствия. Более конкретно задачи войск гражданской обо­роны можно сформулировать следующим образом:

  • ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • санитарная обработка населения, спе­циальная обработка техники и имущест­ва, обеззараживание зданий, сооружений и территорий;
  • выполнение работ по очистке местности от взрывоопасных предметов, оставших­ся на территориях, бывших ареной бое­вых действий;
  • участие в проведении эвакуации насе­ления;
  • восстановление объектов жизнеобеспе­чения населения, аэродромов, дорог, пе­реправ и других важных элементов ин­фраструктуры .

Вопрос 8. Для каких целей создан Центроспас?

Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Мероприятия по защите населения и объектов экономики начали активно проводиться в ряде стран уже в первую мировую войну 1914-1918 годы и играли важную роль во второй мировой войне 1939-1945 годы, когда удары с воздуха наносились по всей территории многих воевавших государств. В 50-60-х гг. XX в. в связи с появлением и развитием ядерного оружия, ракет, значительным повышением боевых возможностей авиации и др. средств вооруженной борьбы уязвимость тыла значительно возросла. В этих условиях гражданская оборона приобрела значение стратегического фактора и в большинстве крупных государств была оформлена организационно. В СССР гражданская оборона была создана в 1961 году. До этого функции защиты населения, промышленных объектов и городов от нападения противника с воздуха выполняла Местная противовоздушная оборона (См. Местная противовоздушная оборона).

Гражданская оборона (ГО)

Цели, основные задачи, мероприятия и сколько их

  1. Подготовка населения в области гражданской обороны.
  2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  4. Предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
  5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
  6. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  7. Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  8. Борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
  9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению.
  10. Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий.
  11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
  13. Срочное захоронение трупов в военное время.
  14. Обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Кроме того, в случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Гражданская оборона организуется и ведется на территории всей страны.

Организация и ведение ГО

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства. Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз. Организацией и ведением гражданской обороны, как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государство выполняет три важнейшие функции:

  • обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим (социальная);
  • сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная);
  • сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики выживания населения в военное время, защита материальных и культурных ценностей (экономическая).

Гражданская оборона предусматривает заблаговременную в мирное время подготовку государства к ведению гражданской обороны с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Это продиктовано необходимостью принятия упредительных мер по защите населения, материальных и культурных ценностей в условиях ведения войн с применением современных средств поражения, способных нанести значительный ущерб экономике страны и вызвать неоправданный рост потерь населения. Заблаговременная подготовка государства к ведению гражданской обороны включает целый комплекс мероприятий, проводимых в мирное время и обеспечивающих успешную реализацию каждой из основных задач в области гражданской обороны (см. Подготовка государства к ведению гражданской обороны ). Ведение гражданской обороны, т.е. практическое осуществление мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.

Организационное построение гражданской обороны позволяет обеспечивать:

  • соответствие ее структуры федеральному устройству страны;
  • преемственность методов управления, требующих относительной перестройки их в военное время;
  • необходимую централизацию и децентрализацию руководства.

Организационную основу гражданской обороны составляет:

  • руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, эвакуационные органы;
  • комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время;
  • силы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, на территориях субъектов РФ и муниципальных образований – соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти на соответствующих территориях и в организациях.

Органы управления

В системе гражданской обороны и единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в настоящее время создана и функционирует стройная система органов управления. В эту систему входят федеральные, региональные, муниципальные и объектовые органы управления.

Федеральные органы управления представляют МЧС России и структурные подразделения, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, федеральных органов исполнительной власти.

На территориях субъектов Российской Федерации функцию органов управления гражданской обороны несут главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации. Например, на территории Омской области органом управления гражданской обороны является Главное управление МЧС России по Омской области и т.д.

На территориях муниципальных образований органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются управления (отделы, секторы) ГОЧС администраций городов и сельских районов.

В администрациях сельских и городских поселений могут быть созданы нештатные органы управления гражданской обороны или функции органа управления могут быть возложены на заместителя главы сельского поселения.

Во всех организациях, независимо от сфер хозяйственной деятельности, форм собственности, органы управления гражданской обороны могут быть представлены штатными структурными подразделениями администраций, учреждений, предприятий (отделами, секторами и др.), уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны или нештатными органами (например, штабами гражданской обороны).

Органы управления гражданской обороны, создаваемые в организациях, называются объектовыми.

Органы управления ГО

Органы управления гражданской обороной

Таким образом, на всех уровнях государственного и муниципального управления в настоящее время созданы и функционируют соответствующие органы управления гражданской обороной.

В свою очередь они:

  • планируют и организуют выполнение мероприятий гражданской обороной, подготовку руководства состава гражданской обороной и всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • осуществляют контроль за планированием эвакуационных мероприятий, накоплением фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, организацией их хранения и содержания, соблюдением требований норм инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
  • организуют оповещение населения по сигналам гражданской обороны и обеспечивают готовность систем управления, связи и оповещения;
  • организуют и контролируют создание, подготовку и поддержание в состоянии постоянной готовности сил гражданской обороны;
  • обеспечивают управление силами гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • организуют взаимодействие органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе и органах военного командования и др.

Следовательно, органы управления гражданской обороной играют главную роль в защите населений и территорий от опасностей, возникающих во время военных действий и занимают ведущее место в обеспечении устойчивого их функционирования в любых условиях обстановки.

В любом органе управления гражданской обороны, будь он штатный или нештатный, должны быть лица, выполняющие функции:

  • по решению внезапно возникающих задач (помощник руководителя органа управления по оперативным вопросам);
  • специалиста по связи;
  • специалиста по созданию, комплектованию сил гражданской обороны;
  • специалиста по решению задач материально-технического обеспечения;
  • специалиста по организации обучения работников учреждения, предприятия по вопросам гражданской обороны.

В орган управления гражданской обороной могут входить и другие специалисты.

При формировании органа управления гражданской обороны и включения в его состав должностных лиц необходимо учитывать профиль специальности их по занимаемой им штатной должности в данной организации. Например, в качестве специалиста по созданию, комплектованию сил гражданской обороны можно определить руководителя (работника) кадрового органа, а в качестве специалиста по связи – руководителя (работника) подразделения, обеспечивающего связь в данной организации.

Целесообразно, чтобы руководитель органа управления гражданской обороной в организациях имел властные полномочия, позволяющие ему, в отсутствии первого руководителя, осуществлять все мероприятия, направленные на защиту работников от опасностей, возникающих во время военных действий, сохранение производственного потенциала, материальных и культурных ценностей и обеспечение устойчивого функционирования организации в любых условиях обстановки в полном объеме.

В связи с тем, что в организациях властными полномочиями обладают только первые руководители и его заместители (частично), при формировании нештатного органа управления гражданской обороной необходимо его руководителем определить одного из заместителей первого руководителя (может быть – первого заместителя). А в случаях, когда в организациях создан и функционирует штатный орган управления гражданской обороной, его руководителя необходимо наделить соответствующими полномочиями. Эти полномочия должны находить отражение в положении об органе управления гражданской обороной, которое утверждается и вводится в действие распорядительным документом первого руководителя организации, который является руководителем гражданской обороны организации.

Такой вопрос возникает потому, что кроме органа управления гражданской обороны в организациях создаются органы управления объектового звена территориальной подсистемы РСЧС.

К ним относятся:

  • координирующий орган управления объектовым звеном – КЧСиОПБ, постоянно действующий орган управления – структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны администрации организации;
  • орган повседневного управления – дежурно-диспетчерская служба (ДДС).

Важно. Организация и ведение гражданской обороны в МЧС России регламентировано приказом МЧС России № 783 от 17.12.2008

Силы ГО

Силы гражданской обороны состоят из воинских формирований, специально предназначенных для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенных в войска гражданской обороны, спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований. Последние создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться в установленном порядке Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.


Серьезное значение придается гражданской обороне и в зарубежных странах. Законы о гражданской обороне приняты в большинстве ведущих и развитых стран: в США (1950), Великобритании (1948 и 1960), ФРГ (1957), Финляндии (1958), Швеции (1948), Норвегии (1953) и т.д. Органы руководства гражданской обороны в центре и на местах созданы с учетом особенностей государственного устройства стран. За последние годы в ряде ведущих зарубежных стран в связи с изменившимися военно-политическими и военно-техническими условиями происходит определенная трансформация взглядов на концептуальные основы гражданской обороны. К основным тенденциям в развитии гражданской обороны зарубежных стран следует отнести следующие. В большинстве стран полагают, что в современных условиях необходима гражданская оборона нового типа, способная быть эффективной не только в военное, но и в мирное время. Целесообразно и необходимо использовать силы и средства гражданской обороны для оказания помощи населению в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Гражданская оборона все больше отходит от военной организации, так как ее мероприятия приобретают скорее социальный, чем военно-стратегический характер. В большинстве государств ответственность за гражданскую оборону возложена на министерства внутренних дел. В США органы гражданской обороны подчинены министерству внутренней безопасности, в Канаде – федеральному правительству, в Норвегии и Испании – министерству защиты населения. Только в отдельных странах гражданская оборона находится в ведении министерства обороны (Португалия, Швеция и др.). Особое внимание уделяется вопросам мобилизационной готовности гражданской обороны, так как значительно возрастает объем мероприятий на период развертывания систем гражданской обороны при переходе ее с мирного на военное время. Отмечается процесс перераспределения функций в области гражданской обороны. Это выражается в повышении прав и ответственности местных органов власти в решении задач гражданской обороны, передачи части управленческих функций из центра местным органам власти. Приоритетными мероприятиями в области гражданской обороны являются накопление фонда защитных сооружений (за счет строительства подземных сооружений двойного назначения), модернизация и растущие возможности оповещения населения, создание автоматизированной системы радиационного контроля, создание резервов материально-технических средств гражданской обороны в оптимально обоснованных объемах, качественная разработка планов гражданской обороны, совершенствование организационной структуры и технической оснащенности сил гражданской обороны, создание системы управления.

Войска гражданской обороны Российской Федерации (далее – Войска ГО) являются составной частью сил обеспечения безопасности. Они предназначены для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения в мирное и военное время.

Войска ГО в соответствии с Законом Российской Федерации "Об обороне" могут привлекаться к обороне с применением средств вооруженной борьбы.

Войска ГО в настоящее время – государственная военная организация в составе МЧС России, объединяющая воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.

Под воинскими формированиями Войск ГО понимают:подразделения (отделение, взвод, рота, батальон, отряд), воинские части (отдельный батальон, полк) и соединения, в том числе спасательные центры (в зависимости от состава это воинские части или соединения), содержащиеся в постоянной готовности к применению по предназначению в мирное время.

Деятельность Войск ГО в мирное время осуществляется при стихийных бедствиях, эпидемия, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах и террористических актах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения АСДНР.

Деятельность Войск ГО для решения задач ГО осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях.

Войска ГО в своей деятельности руководствуются:

- Конституцией РФ, федеральными законами, указами распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ;

- нормами международного права и международными договорами РФ, директивами (регулирующими отношения в сфере деятельности ГО);

- общевоинскими уставами ВС РФ, Уставом войск ГО;

- нормативными правовыми актами МЧС России, а также нормативными правовыми актами МО РФ и Генерального штаба ВС РФ, которые объявляются приказами Министра МЧС России и доводятся до войск ГО в установленном порядке.

На вооружении Войск ГО находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

Комплектование Войск ГО офицерами общевойсковых, тыловых, медицинских, финансовых, юридических специальностей и офицерами специальной связи проводятся за счет выпускников военных образовательных учреждений профессионального образования МО РФ, МЧС России и других образовательных учреждений профессионального высшего образования РФ на добровольной основе.

Комплектование Войск ГО сержантами и солдатами осуществляется в порядке, установленном для ВС РФ в соответствии с Законами РФ "Об обороне" и ²О воинской обязанности и военной службе².

Выделение призывных ресурсов для Войск ГО осуществляется по заявкам МЧС России в Правительство РФ на основании соответствующих указов Президента РФ о призыве граждан РФ на военную службу.

Штатную численность гражданского персонала устанавливает Правительство РФ, а перечень должностей, замещаемых гражданским персоналом – Министр МЧС России. Деятельность гражданского персонала в войсках ГО регламентируется трудовым законодательством РФ и законодательством РФ о государственной службе.

Военнослужащим Войск ГО выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус и международные отличительные знаки ГО (синий треугольник в оранжевом круге).

Военнослужащие Войск ГО могут проходить военную службу по контракту в соединениях, воинских частях и учреждениях, а также в органах управлениях по делам ГОЧС различных звеньев управления в порядке, установленном в соответствии с законодательством РФ.

На Войска ГО, в соответствии с их предназначением, возложены основные задачи:

1) в мирное время:

а) в повседневной деятельности:

- осуществление мероприятий по поддержанию соединений, воинских частей и организаций Войск ГО в готовности к выполнению задач, определенным Планом гражданской обороны и защиты населения РФ и планом мобилизационного развертывания и приведения войск ГО РФ в высшие степени боевой готовности;

- накопление, размещение, хранение и своевременное обновление вооружения, техники, других материально-технических средств, предназначенных для развертывания войск и проведения АСДНР в мирное время;




- участие в мероприятиях, направленных на предупреждение ЧС;

- подготовка сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обучение населения способам защиты при ЧС;

- участие в НИОКР по созданию, испытанию и внедрению новых технических средств для защиты территории страны и ее населения при ЧС, а также технологий проведения АСДНР;

б) при необходимости в порядке, определяемом Правительством РФ, в ходе ликвидации ЧС в соответствии с планами действий органов специально уполномоченных решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, планами действий соединений, воинских частей и организаций Войск ГО;

- ведение радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в зонах ЧС, а также на маршрутах выдвижения к ним;

- проведение АСДНР по оперативной локализации и ликвидации ЧС природного и техногенного характера на территории РФ, а также на территориях иностранных государств, с которыми у РФ имеются соответствующие договоры;

- проведение работ по санитарной обработке населения, специальной обработке техники и имущества, обеззараживание зданий, сооружений и территорий;

- проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, участие в локализации и ликвидации крупных лесных и торфяных пожаров;

- обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зоны ЧС в качестве гуманитарной помощи;

- участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, временным жильем и другими материальными средствами и услугами, а также в оказании доврачебной медицинской помощи;

- участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон ЧС;

- участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения;

- в проведении работ по восстановлению системы жизнеобеспечения населения, важных объектов и коммуникаций;

2) в военное время:

- ведение радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;

- проведение АСДНР в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;

- проведение работ по санитарной обработке населения, специальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий;

- обеспечение ввода сил ГО в очаги поражения, зоны загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;

- участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;

- проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;

- участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, выполнении отдельных задач территориальной обороны, связанных с восстановлением аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры тыла.

Организационно Войска ГО в мирное и военное время включают следующие воинские части и соединения: спасательные центры, отдельные спасательные бригады, отдельные автомобильные бригады, отдельные запасные бригады, отдельные механизированные полки, отдельные запасные механизированные полки, отдельные механизированные батальоны, отдельные батальоны специальной защиты, отдельные противопожарные батальоны, отдельные авиационные эскадрильи смешанного состава, отдельные вертолетные отряды, а также части и подразделения обслуживания.

В зависимости от укомплектования личным составом и техникой к штату военного времени они подразделяются на:

- соединения и воинские части постоянной готовности (не менее 80% укомплектованности от штатной потребности на военное время);

- соединения и части сокращенного состава (типа А и типа Б);

- соединения и части кадра;

- формируемые соединения и воинские части при введении установленных степеней боевой готовности.

(Категории содержания определены Директивой МЧС России от 20.04.2000г. №001).

Общая штатная численность военнослужащих Войск ГО составляет 19,5 тысяч человек (Указ Президента РФ №1478 от 20.12.2005).

Войска гражданской обороны Российской Федерации (далее – Войска ГО) являются составной частью сил обеспечения безопасности. Они предназначены для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения в мирное и военное время.

Войска ГО в соответствии с Законом Российской Федерации "Об обороне" могут привлекаться к обороне с применением средств вооруженной борьбы.

Войска ГО в настоящее время – государственная военная организация в составе МЧС России, объединяющая воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.

Под воинскими формированиями Войск ГО понимают:подразделения (отделение, взвод, рота, батальон, отряд), воинские части (отдельный батальон, полк) и соединения, в том числе спасательные центры (в зависимости от состава это воинские части или соединения), содержащиеся в постоянной готовности к применению по предназначению в мирное время.

Деятельность Войск ГО в мирное время осуществляется при стихийных бедствиях, эпидемия, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах и террористических актах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения АСДНР.

Деятельность Войск ГО для решения задач ГО осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях.

Войска ГО в своей деятельности руководствуются:

- Конституцией РФ, федеральными законами, указами распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ;

- нормами международного права и международными договорами РФ, директивами (регулирующими отношения в сфере деятельности ГО);

- общевоинскими уставами ВС РФ, Уставом войск ГО;

- нормативными правовыми актами МЧС России, а также нормативными правовыми актами МО РФ и Генерального штаба ВС РФ, которые объявляются приказами Министра МЧС России и доводятся до войск ГО в установленном порядке.

На вооружении Войск ГО находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

Комплектование Войск ГО офицерами общевойсковых, тыловых, медицинских, финансовых, юридических специальностей и офицерами специальной связи проводятся за счет выпускников военных образовательных учреждений профессионального образования МО РФ, МЧС России и других образовательных учреждений профессионального высшего образования РФ на добровольной основе.

Комплектование Войск ГО сержантами и солдатами осуществляется в порядке, установленном для ВС РФ в соответствии с Законами РФ "Об обороне" и ²О воинской обязанности и военной службе².

Выделение призывных ресурсов для Войск ГО осуществляется по заявкам МЧС России в Правительство РФ на основании соответствующих указов Президента РФ о призыве граждан РФ на военную службу.

Штатную численность гражданского персонала устанавливает Правительство РФ, а перечень должностей, замещаемых гражданским персоналом – Министр МЧС России. Деятельность гражданского персонала в войсках ГО регламентируется трудовым законодательством РФ и законодательством РФ о государственной службе.

Военнослужащим Войск ГО выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус и международные отличительные знаки ГО (синий треугольник в оранжевом круге).

Военнослужащие Войск ГО могут проходить военную службу по контракту в соединениях, воинских частях и учреждениях, а также в органах управлениях по делам ГОЧС различных звеньев управления в порядке, установленном в соответствии с законодательством РФ.

На Войска ГО, в соответствии с их предназначением, возложены основные задачи:

1) в мирное время:

а) в повседневной деятельности:

- осуществление мероприятий по поддержанию соединений, воинских частей и организаций Войск ГО в готовности к выполнению задач, определенным Планом гражданской обороны и защиты населения РФ и планом мобилизационного развертывания и приведения войск ГО РФ в высшие степени боевой готовности;

- накопление, размещение, хранение и своевременное обновление вооружения, техники, других материально-технических средств, предназначенных для развертывания войск и проведения АСДНР в мирное время;

- участие в мероприятиях, направленных на предупреждение ЧС;

- подготовка сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обучение населения способам защиты при ЧС;

- участие в НИОКР по созданию, испытанию и внедрению новых технических средств для защиты территории страны и ее населения при ЧС, а также технологий проведения АСДНР;

б) при необходимости в порядке, определяемом Правительством РФ, в ходе ликвидации ЧС в соответствии с планами действий органов специально уполномоченных решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, планами действий соединений, воинских частей и организаций Войск ГО;

- ведение радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в зонах ЧС, а также на маршрутах выдвижения к ним;

- проведение АСДНР по оперативной локализации и ликвидации ЧС природного и техногенного характера на территории РФ, а также на территориях иностранных государств, с которыми у РФ имеются соответствующие договоры;

- проведение работ по санитарной обработке населения, специальной обработке техники и имущества, обеззараживание зданий, сооружений и территорий;

- проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, участие в локализации и ликвидации крупных лесных и торфяных пожаров;

- обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зоны ЧС в качестве гуманитарной помощи;

- участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, временным жильем и другими материальными средствами и услугами, а также в оказании доврачебной медицинской помощи;

- участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон ЧС;

- участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения;

- в проведении работ по восстановлению системы жизнеобеспечения населения, важных объектов и коммуникаций;

2) в военное время:

- ведение радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;

- проведение АСДНР в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;

- проведение работ по санитарной обработке населения, специальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий;

- обеспечение ввода сил ГО в очаги поражения, зоны загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;

- участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;

- проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;

- участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, выполнении отдельных задач территориальной обороны, связанных с восстановлением аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры тыла.

Организационно Войска ГО в мирное и военное время включают следующие воинские части и соединения: спасательные центры, отдельные спасательные бригады, отдельные автомобильные бригады, отдельные запасные бригады, отдельные механизированные полки, отдельные запасные механизированные полки, отдельные механизированные батальоны, отдельные батальоны специальной защиты, отдельные противопожарные батальоны, отдельные авиационные эскадрильи смешанного состава, отдельные вертолетные отряды, а также части и подразделения обслуживания.

В зависимости от укомплектования личным составом и техникой к штату военного времени они подразделяются на:

- соединения и воинские части постоянной готовности (не менее 80% укомплектованности от штатной потребности на военное время);

- соединения и части сокращенного состава (типа А и типа Б);

- соединения и части кадра;

- формируемые соединения и воинские части при введении установленных степеней боевой готовности.

(Категории содержания определены Директивой МЧС России от 20.04.2000г. №001).

Общая штатная численность военнослужащих Войск ГО составляет 19,5 тысяч человек (Указ Президента РФ №1478 от 20.12.2005).

iframe allowfullscreen="allowfullscreen" height="370" src="https://www.youtube.com/embed/aISqKDkecPw" width="490"> Гражданская оборона (ГО) — это процесс проведения последовательных и спланированных мер по обучению и защите населения, материальных и культурных ценностей от угроз уничтожения, которые появляются при ведении войн на стратегическом уровне или возникновении чрезвычайных ситуаций. Функционирование этой системы полностью возлагается на государственные органы и входит в состав обороноспособности страны.

Гражданская оборона

Кратко об истории создания

В 1932 году в Советском Союзе была создана местная противовоздушная оборона (МПВО), которая стала прототипом будущей системы ГО. В начале шестидесятых годов прошлого века МПВО была реформирована в новую общегосударственную защитную службу — гражданскую оборону СССР.

Основной целью этой системы стала защита населения и народного хозяйства от ракетно-ядерного, химического и бактериологического оружия. Мероприятия по спасению и проведению восстановительных работ строились по территориально-производственному принципу, поэтому Министерство обороны постепенно отошло от участия в делах организации.

Кроме того, существовали причины отставания от перспектив потенциального назначения системы ГО, так как в конце сороковых годов Женевская конвенция признавала защиту населения только в период военных действий. На разногласия влияли некоторые факторы:

Ведущие страны блоков НАТО и Варшавского договора

  1. Ведущие страны блоков НАТО и Варшавского договора относились друг к другу с недоверием, что привело к ситуации холодной войны.
  2. У противостоящих государств в наличии уже имелось ядерное оружие и методы его доставки.
  3. Во многих развитых государствах ГО была составной частью оборонительной системы, что считалось преимуществом над другими странами.
  4. В тот период к системе защиты населения еще не относили природные и техногенные катастрофы.
  5. Оборонительное мышление и авторитет военных начальников, принимавших участие в Великой Отечественной войне, продолжало властвовать над инициативами, которые исходили от новых руководителей шестидесятых годов.

Ближе к концу прошлого века ЦК партии СССР посчитал необходимым, что систему ГО следует ввести в Министерство обороны. Чуть позже эта процедура была выполнена. В то время вероятный противник разработал доктрину первого удара, разместив в Западной Европе ракеты средней дальности, поэтому организация ГО заняла передовую позицию по обеспечению стратегического равновесия.

В деятельность службы следовало внести существенные изменения, но ряд крупных пожаров в лесах Подмосковья заставили руководство задуматься о месте и роли ГО в мирное время. То есть сама жизнь определила будущее этой организации, поворачивая ее деятельность от оборонных мероприятий к решению мирных задач.

Основные понятия и задачи

Предварительная подготовка населения

Осуществление аварийно-спасательных работ,

Мероприятия, связанные с тушением пожаров,

  1. Предварительная подготовка населения — включает в себя планирование и проведение обучения граждан с обеспечением нормативно-методическими материалами. Образование, обеспечение учебных центров и других учреждений, предназначенных для дополнительного образования должностных лиц и сотрудников ГО. В общеобразовательных школах преподают предмет по обеспечению безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) гражданской обороны. На сайте Сергея Кульпинова участники подразделений делятся друг с другом наработанным опытом при устранении результатов чрезвычайных ситуаций.
  2. Своевременное информирование граждан об угрозах, которые возникают при военных конфликтах, чрезвычайных положениях природных и техногенных свойств. Для этого проводится комплексное применение средств единой сети связи, радио, телевизионного вещания и других способов технической передачи информации.
  3. Обеспечение граждан предметами индивидуальной и коллективной защиты. Для решения этой задачи проводится строительство и техническое обслуживание подземного оборудования или использование уже готовых строений. Кроме того, силами ГО обеспечивается накопление и хранение необходимого количества индивидуальных защитных средств.
  4. Определение перечня объектов и проведение работ по обеспечению их светомаскировки.
  5. Осуществление аварийно-спасательных работ, если есть любая степень угрозы населению при военных конфликтах или ЧС природного характера. В этом случае проводятся действия по спасению населения с использованием современных технологий и технических устройств.
  6. Силами ГО и ЧС осуществляется жизнеобеспечение граждан, пострадавших в результате военных конфликтов или при чрезвычайных положениях. Для этого выполняется планирование и организация важных видов обеспечения безопасности жизнедеятельности (ГО БЖД).
  7. Мероприятия, связанные с тушением пожаров, которые возникли в результате военных действий или чрезвычайных случаев природного происхождения. Чтобы выполнить эти функции, проводится формирование противопожарных подразделений и обеспечение их необходимыми материалами и оборудованием.

Кроме того, в перечень входят задачи: выявление и обозначение зараженных областей, их санитарная обработка, восстановление и поддержание в них порядка и т. д.

Организационная структура ГО

Руководит Председатель Правительства.

Согласно Федеральному закону (ФЗ) о гражданской обороне, организацией и ведением ГО Российской Федерации руководит Председатель Правительства. Он же считается начальником ГО РФ, а организационные обязанности по спасению населения и устранению последствий стихийных бедствий возложены на руководителя Министерства чрезвычайных ситуаций (МЧС), который является первым заместителем Председателя Правительства.

В краях, республиках, городах организация этой службы осуществляется по территориальному принципу, а в министерствах, ведомствах и на предприятиях образование подразделений ГО происходит по производственному. В субъектах России и городах руководители исполнительной власти выполняют обязанности начальников ГО, а в учреждениях и на предприятиях эту должность занимают непосредственно директора.

В обязанности всех руководителей любого ранга входит организация, выполнение мероприятий, образование и осуществление мер по сохранности накопленных запасов средств, оборудования для защиты населения и имущества ГО. Первыми заместителями руководителей считаются начальники штабов по ГО и ЧС. В структуру организации входят службы для выполнения специальных функций: медицинская, противопожарная, радиационной и химической защиты и т. д.

Войска гражданской обороны

Войска ГО РФ входят в соединения, которые обеспечивают безопасность и предназначены для защиты объектов, граждан при чрезвычайных положениях как в мирное, так и военное время. Кроме того, во время международных конфликтов силы ГО привлекаются к защите национальной безопасности с использованием вооруженных средств борьбы. Сейчас эти войска считаются военным формированием, которое составляет звено в составе МЧС РФ. В организацию входят:

Войска гражданской обороны

  • подразделения, в которые включены отделения, взводы, роты и т. д. ;
  • воинские части, состоящие из отдельных батальонов и полков;
  • централизованные спасательные органы, какие входят в состав формирований, находящихся в постоянной готовности к защите населения и территорий в мирный период.

В период отсутствия военных конфликтов войска ГО начинают действовать во время стихийных бедствий, эпидемий, при крупных техногенных авариях, катастрофах и т. д. Непосредственно они начинают выполнять задачи и решать вопросы по обеспечению защиты населения, как только начнется война или Президент объявит о введении военного положения. Во время осуществления своей деятельности войска опираются:

Комплектование войск происходит на добровольной основе

  1. На Конституцию РФ, федеральные законы, указы Президента и т. д.
  2. На нормы международного права и договоры Российской Федерации.
  3. Уставы ВС РФ и ГОЧС.
  4. Нормативные акты Министерства чрезвычайных ситуаций и МО РФ.

Комплектование войск происходит на добровольной основе за счет выпускников учебных заведений МЧС, МО РФ и других образовательных учреждений. Младший командный состав и солдаты поступают на службу по призыву в армию, согласно принятым законам.

Всем участникам соединений выдаются соответствующие документы и знаки отличия. Сегодня продолжается реформирование войск ГО, которое сделает их более мобильными, эффективными, улучшит систему управления и материально-техническое обеспечение.

Читайте также: