Докажите что сокол романтический герой какие эпитеты его характеризуют кратко

Обновлено: 06.07.2024

Каковы черты романтизма в Песне о Соколе М. Горьковатого?

  • Надежда Музгачева
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-11-06 20:13:18
  • 4
  • 1

В обрамлении Песни о Орле появляется ясный образ одухотворенной природы. Природа не только фон, на котором разворачивается деянье. К ней, ее тайнам устремляют идеи рассказчик и старик. Краса природы, ее мощь это воплощение жизни. Не нечаянно во вступительной части возникают мотивы Господа, вечного движения, гармонии и сокровенны.
В базе сюжета спор Сокола и Ужа о смысле жизни. Диалог героев указывает несопоставимость их актуальных позиций. Это идеологический конфликт.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект открытого урока по литературе по теме

Составила: учитель русского языка

МАОУ СОШ №8 г. Чайковский Пермского края Ширинкина Е.Н.

- анализ основной части, ее образного содержания;

- выявление главной идеи произведения, авторской позиции;

2. Развитие умений сравнивать, сопоставлять, обобщать, развитие внимания, воображения, совершенствование правильной устной речи, развивать умения работать с текстом, анализировать его, находить художественные особенности произведения.

3. Воспитание у школьников уважения к человеческой личности, определение своей роли в жизни общества.

2. Проверка домашнего задания.

Беседа по первичным впечатлениям

3. Анализ художественного текста.

Анализ художественного текста.

Выявление художественно-выразительных средств языка.

Творческая работа учащихся во время слушания.

4. Обобщение, выводы. Анализ творческих работ. Выборочное чтение. Заключительное слово учителя.

1) выразительное чтение;

2) работа с текстом;

3) письменная работа (схематизация, запись определений художественных средств)

Тип урока: урок-исследование.

Наглядность: портрет М.Горького, слайдовая презентация.

2. Проверка готовности класса к уроку.

Мир романтизма всегда притягивает к себе неудержимой стихией, сильными страстям, гордыми и красивыми героями, словом, непохожестью на нашу обыденную жизнь. Перед нами галерея романтических героев, с которыми мы познакомились чуть раньше. Давайте вспомним их — благородный и непонятый многими Дон Кихот, восставший против самого Зевса Прометей, бесстрашный непокорный Мцыри. Этот ряд можно продолжить, и я надеюсь, сегодня на уроке мир ваших романтических героев дополнится еще одним персонажем. Но чтобы создать такого героя, нужно в душе быть немножко романтиком.

2. Проверка домашнего задания.

В) Как построено произведение? Какие части его можно выделить? (вступление, песня, заключение);

Г) Что объединяет начало и конец произведения? (пейзаж);

Д) Что кажется необыкновенным в описании природы? (природа одухотворена)

Вопросы блиц - опроса.

1. С какой картины разворачивается повествование?

2. Кем рассказана история о Соколе и Уже?

3. Любимое занятие Рагима-оглы? (любит философствовать)

4. В какое время суток происходит разговор между повествователем и Рагимом-оглы? (ночью)

5. Где встретились Уж и Сокол? (высоко в горах в ущелье)

6. Как получил раны Сокол? (в бою с врагами)

8. О чем мечтает Сокол? (о если б в небо хоть раз подняться)

9. Где нашел смерть Сокол? (в море)

О чем речь? (о небе)

11. В чем прелесть полетов в небо по мнению Ужа?

12. Кому предназначается песня? (для смелых и сильных духом)

Беседа по первичным впечатлениям.

Вы поняли кому эта песня предназначается — для сильных и смелых духом.

Слово учителя: этот прием называется олицетворением. При помощи такого художественного приема перед нами оживают в произведении различные предметы. Они наделены чувствами, мыслями, поступками, речью. Олицет-ворение помогает читателю ясно увидеть и услышать эти предметы.

3) Устное задание: найти в тексте олицетворения +эпитеты – яркие образные определения (море вздыхает, уснуло; волны шепчут, ластятся; горы задумчивы; тени бегают + мягкое серебристое голубое сияние луны, прозрачная ткань облаков, золотые узоры звезд, теплая и ласковая мгла, пышные зеленоватые гребни и др.)

Такие художественные средства помогают выявить основную мысль произведения.

4) Вопросы для учащихся:

А) Каково настроение автора и рассказчика? (найти и зачитать в 1-ой части (во вступлении: «…оба находимся в том настроении, когда все кажется прозрачным, одухотворенным, позволяющим проникать в себя, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать")

Б) О чем рассуждает Рагим? (чтение там же)

Слово учителя: почему же произошло такое изменение в природе, в душе героя? С чем это связано? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно рассмотреть 1-ую и 2-ую главы – песню-сказку о Соколе и Уже.

6) Вопросы для учащихся:

А) О чем спорят Уж и Сокол?

Б) Можно ли противопоставить этих героев? Почему? (у них несовместимые представления о правде жизни – на этом и строится диалог между Ужом и Соколом)

стремится к свободной жизни

боится яркого солнечного света

живет в в сыром ущелье

стремится к высокому полету

7) Дать определение антитезы – частого приема в произведениях Горького, в русском языке сравнить с понятием антоним, записать определение в тетрадь.

8) Устное задание: обратить внимание на эпиграф к уроку, найти в выражении антитезы (трусливые – мужественные, жадные – щедрые, гниение-горение

9) Письменная работа: учащимся предлагается заполнить таблицу-схему с характеристиками героев, понятиями, связанными с этими героями (примеры ищут в тексте и дополняют обобщенными понятиями), выделить и подчеркнуть ключевые слова.

Найти афоризмы в тексте характеризующие образ УЖА и СОКОЛА,

Заключительное слово учителя:

6. Выявление авторской позиции.

- Чья позиция вам более близка: Ужа или Сокола? А автор на чьей стороне?

- Как вы понимаете, в образе животных выступают люди. Горький не первый применил прием одушевления животных, до него мы читали Басни Крылова. Уж и Сокол - это образы-символы.

- Подберите эпитеты к образу Сокола и Ужа. (Горьковский Сокол - символ свободолюбия, бесстрашия, беззаветного служения высоким идеалам. Уж - символ приземленности, бескрылости, самодовольства, общественной пассивности)

В самом начале повествования писатель уговаривает старика поведать сказку. И тот в заунывной манере начинает запевать свою песню. Тема морского пейзажа сопровождает пение. Морская тема представлена в песне наполненная великой мудростью.

Писатель намеренно выделяет в начале рассказа состояние, в котором он пребывает. Описание пейзажа и настроения героев наводит на читателя некое умиротворение и успокоение.

В рассказе использовано много литературных приёмов — сравнений, эпитетов, олицетворений, за счет них появляется поэтичное звучание.

В песне присутствуют абсолютно противоположные образы уж и сокол, которые являют собой олицетворение людей так же абсолютно разных по своему характеру. Кто-то привык к размеренной повседневности. Такие люди спокойны и слабы. Подобное состояние писатель подчеркивает за счет размышлений ужа расположившегося на камне. Уж выступает сторонником стандартов и стереотипных предрассудков. Противоположный тип людей — это любители свободы, они сильны и независимы. Часто обладают стойким нравом и выступают за все новое. Они готовы в любой момент подорвать все старые принципы.

Сокол, как олицетворение мятежной натуры, не боится даже смерти. Находясь в предсмертном состоянии, он пытается снова пойти в бой. У него есть жизнеутверждающее желание, чтобы враг захлебнулся его кровью. Сокол не может позволить себе просто лежать в бессилии, и ничего не предпринимать. Он летит вниз и последние минуты его жизни проходят в лёгком полете.

У сокола были попытки повести за собой ужа. Но тот, к сожалению, не смог выйти из своей зоны комфорта, и все прелести жизни ему были не нужны. Он просто хотел спокойствия и повседневной размеренности. Точно такое же поведение иногда можно заметить и у некоторых людей, которые боятся что-то менять, и стремится к новому. Привыкнув ползать они уже не хотят отправляться в полет.

Анализ 8 класс

Горький создал свою песню о соколе в самом начале творческого пути. Позже, вспоминая о той поре, он охарактеризует себя, как фантазера и стихотворца. Это верное определение, раннему Горькому присущ романтизм. На рубеже веков данное течение возродилось в литературе под влиянием революционеров, мечтавших освободить общество от зла и несправедливости.

Для романтизма, как направления, характерны определенные принципы. Основной из них – наличие двоемирия. Атмосфера реального мира, как правило, ненавистна герою, страдающему от пустоты и разобщенности. Всей душой он стремится к фантастическому, идеальному миру. Понимая, что идеал недостижим, романтики восхищенно описывали борьбу во имя него.

Герой-романтик должен иметь неразрешимые разногласия с внешним миром без шанса на перемирие. Особое значение отводится природе, которая тоже является символом. Таким образом, романтичное направление имеет склонность ко всему выдающемуся и своеобразному.

В раннем произведении Горького ярко отражены все тенденции романтизма. В мудрой легенде о раненой птице, упавшей в расщелину к ужу, четко просматривается двоемирие. Комфортная для ужа атмосфера затхлого ущелья символизирует низменность существования этого персонажа. Совсем другое дело – рвущийся ввысь сокол. Главная мысль произведения заключена в конфликте противоположных мнений ужа и сокола. Уж не понимает желания птицы взмыть в небо, а соколу душно в окружении гнилого ущелья. Он предпочитает всему свободную стихию и с легкостью погибает, верный своему идеалу. Своей смертью он наносит поражение жалкому прозябанию ужа.

Представителю противоположного взгляда на жизнь, ужу, не интересны идеалы свободы. Он доволен своей жизнью, которая не кажется ему унылой. Для ужа небо и волшебство полета не имеют смысла. Обстановка влажного, мрачного ущелья – олицетворение узости мировоззрения этого персонажа. Для такого небо является пустотой, а сокол – безумцем.

В произведении приводится описание окружающего пейзажа, имеющего фантастическое значение и создающего поэтическую обстановку. Это море, символизирующее бесконечность свободы и горы, олицетворяющие возвышенность мечты одухотворенной личности.

Сокол – образцовый романтический герой, рвущийся к свету. Он никогда не смирится с убогим прозябанием. Герои, подобные соколу, способны совершить подвиг, который заставит людей оглянуться вокруг себя и почувствовать отвращение к несправедливой, безобразной жизни Такие герои готовы умереть за свои идеалы.

Взглянуть в свой внутренний мир, Задуматься ещё раз о цели и смысле бытия.

Из письма М.Горького И.С.Григоровичу.

Это литературное направление выработало свои традиционные принципы. Основным принципом является двоемирие. Романтический герой, с одной стороны живет в мире реальном, с другой, — в идеальном, фантастическом. При этом реальный мир он ненавидит, так как чувствует его пустоту, разобщенность. Романтики были уверены в том, что их идеал недостижим. В основном они – пессимисты. Но борьба во имя идеала вызывает у них восхищение. Романтический герой находится в состоянии противодействия окружающей действительности. Его конфликт с миром неразрешим. Примирение невозможно. Романтические произведения наполнены духом индивидуализма и свободы. Особую роль в них играет природа. Пейзаж часто выполняет символическую функцию. Романтиков отличает любовь к экзотике и фантастике. Она может быть темной и светлой. В целом, романтический метод тяготеет к исключительному, необычному. Это стремление было свойственно раннему М.Горькому.

Уж представляет собой противоположный взгляд на мир. Он не видит смысла в идеалах свободы и неба. Ему тепло в душном ущелье. Он не замечает того, что живет скудной унылой жизнью. Он не способен понять и совершить подвиг. Уж пришел к выводу, что прелесть полета заключена в падении. А трагическая смерть Сокола приносит ему бессмертие. Здесь автор ставит проблему подвига.

Есть упоение в бою

И страшной бездны на краю,

О счастье битвы!

— анализ основной части, ее образного содержания;

— выявление главной идеи произведения, авторской позиции;

2. Развитие умений сравнивать, сопоставлять, обобщать, развитие внимания, воображения, совершенствование правильной устной речи, развивать умения работать с текстом, анализировать его, находить художественные особенности произведения.

3. Воспитание у школьников уважения к человеческой личности, определение своей роли в жизни общества.

Слово о Горьком – выделить трудные, тяжелые моменты жизни писателя, его рабочая биография.

— Чтение отрывка. Что дает нам данный отрывок? (представление о романтическом мире произведения)

— Какие образы предстают перед нами? (море, горы, волны, небо)

Начинается работа втетради.

— Что в общем можно сказать об этих образах? (необычные, сильные, красивые)

— Да, все они имеют характер и наполнены мощной энергией. А когда природа мощна, энергична, действенная, жива – это первая особенность романтического произведения (запись в тетради)

— Что помогает автору показать, что это живые образы? (художественно-изобразительные средства)

— Дома вы должны были найти эпитеты, метафоры. Что можете сказать относительно каждого образа?

— Развернутые метафоры: живые горы, одетые черными тенями, устремились в небо

— Это знак свободы (море безгранично, небо бездонно) – вторая особенность романтического произведения (запись в тетради)

— Посмотрите, сколько изобразительных средств мы выделили. Какой богатый мир природы. Множество изобразительных средств- третья особенность романтического произведения

— Богатый мир (красоту мира) можно изобразить и словами, и красками

— Иллюстрации учащихся, художников, в которых чувствуется призыв к свободе

— Песня начинается с пейзажа, а только потом, появляются люди. Насколько они отделены друг от друга? (люди сливаются с природой, являются ее частью)

— Человек и природа понимают друг друга (унисон), они сильны и неугомонны – мотив растворенности в природе – четвертая особенность романтического произведения (запись в тетради)

— Автор на первое место ставит какие образы? (необычные) – живые существа, вышедшие из природы, имеющие имена – Уж и Сокол

— Что происходит между Ужом и Соколом в старой песне, которую рассказал Рагим? (спор)

— О чем? (о жизни, о смысле жизни, о счастье)

— Каждый, по-своему, прав, но…

— А у Ужа есть кто-то, за кого можно сражаться? (Он один). Кому он нужен?

— Один прав для себя, другой – для других.

— Какую правду ценит автор? Какая правда выше?

— Уж одинок, т.к. он способен на подлость. Как он встречает Сокола? (шипение)

— Кто-нибудь всё же ответит Ужу? Или получается, он прав? (ему отвечает стихия свободы – волны: ответ их в львином рыке)

— Своей гибелью он зажигает сердца других

Волны – пышные, немолчный плеск, вздохи пены

Небо – ниже наклоняется, синее, прозрачная ткань перистых облаков

  1. Природа мощна, энергична, действенна, жива
  2. Природа несет в себе знак свободы
  3. Многообразие изобразительных средств
  4. Романтический герой живет идеей – умереть за свою идею
  1. Земли творенье – землей живу я
  2. Как мне там ползать? Пустое место
  3. Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, всё прахлм будет

2 я славно пожил! Я знаю счастье!

Я храбро бился! Я видел небо!

О, счастье битвы!

Песня о Соколе Горького — это произведение, о котором можно сказать, что оно премногих томов тяжелей. В этом небольшом стихотворении писатель выражает умные мысли, создавая удивительный мир, где пишет о подвигах и смысле жизни. Сделаем же анализ песни о Соколе, что задали нам в 8 классе.
Анализируя работу писателя, видим произведение, в котором Горький восхваляет храбрость, воспевает стремление жить, а не существовать, менять что-то в своей жизни. Эта песня, словно гимн революции, где писатель противопоставляет двух героев Ужа и Сокола.

Анализ произведения

Знакомясь с произведением, мы встречаем странника, которому и поет песню о Соколе рассказчик Надыр-Рагим-оглы. Сама же песня рассказывает о Соколе, что парит в небе и по воле случая, раненный в грудь, падает в ущелье горы. Там свернувшись спал Уж. Вот между ними и завязался разговор, во время которого мы понимаем сущность каждого персонажа. Именно диалог раскрывает героев, при этом мы видим столкновение двух мировоззрений, двух жизненных позиций.

Сокол и Уж — это символы в работе автора, что дают возможность получить ответы на жизненные вопросы, которые волнуют каждого человека. Это и смысл жизни, и в чем этот смысл заключается, это и предназначение людей, и как прожить жизнь не зря, и что каждый из нас оставит после себя.

Работая над песней о Соколе и ее анализом, мы видим Ужа, который не стремится ни к чему. Его устраивает земная жизнь. Он ни о чем не мечтает оправдывая все тем, что все прахом будет, хоть ползай, хоть летай. Он смеется над Соколом, считая его желания безумными, а небо пустым местом.

Другое дело — это жизненная позиция Сокола. Вот он прожил жизнь не зря, не боялся парить в небе, не боялся вступать в схватку, он жил, познал счастье и желая в последний раз подняться в небо перед смертью, кинулся со скалы, погибая свободным и счастливым.

Уж было задумался о своей жизни и попытался тоже подняться в небо, однако упал на камни и понял, что смысл полета в падении, которое он не понимает. Он так и не понял, в чем же было счастье Сокола. Решив для себя что его стихия это земля, он гордился собой. Вот только больше Ужом никто и не гордился, в то время как о Соколе слагают песни и помнят его даже после смерти, воспевая храброго сокола, что в бою с врагом истек кровью и пал смертью храбрых.

В произведении Горький показал два типа людей. В лице Ужа он изобразил тех, кто ползет по земле, не желая ничего менять, тех кто никогда не станет соколом. В лице Сокола автор показывает исключительных личностей, кто борется за счастье. Именно людьми-соколами Горький и восхищается, он восхищается теми, кто готов бороться и даже умирает за свои идеалы.

Основная проблематика

Содержание произведения

Сокол понимал, что это последние мгновения его жизни. Он сожалел лишь о том, что больше никогда не увидит небо. Птица встрепенулась и подумала, что хочет в последний раз подняться ввысь. Тем временем уж задумался: возможно, в небе действительно так хорошо, что перед смертью птица думает только об этом? Он предложил соколу подползти к самому краю и броситься камнем вниз. Может, в этот момент крылья птицы расправятся, и она сможет высоко взлететь?


Расправив крылья, сокол ринулся вниз, но чуда не произошло. Он упал камнем в воду, и поток унес его в море.

После этого ужа заинтересовала любовь к небу, он решил попробовать взлететь. Свернувшись в клубок, герой прыгнул в воздух, но не разбился, а лишь засмеялся. Он подумал, что рожденный ползать летать не может!

Это точное определение стиля раннего Горького. Несмотря на то, что романтизм в конце XIX века уступил место реализму, новая общественная атмосфера вновь вызвала к жизни это течение. Возрождение романтизма связано с деятельностью революционеров, которые мечтали изменить жизнь погрязшего во зле и несправедливости общества.

Романтический герой находится в состоянии противодействия с окружающей действительностью. Его конфликт с миром неразрешим и примирение невозможно. Романтические произведения наполнены духом индивидуализма и свободы.

Особую роль в них играет природа. Пейзаж часто выполняет символическую функцию. Романтиков отличает любовь к экзотике и фантастике. В целом, романтический метод тяготеет к исключительному, необычному.

Есть упоение в бою

И страшной бездны на краю,

О счастье битвы!

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Читайте также: