Самообразование по театрализованной деятельности в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Актуальность: Большинство детей в младшем возрасте не готовы к восприятию сказок. Требуется специальная работа по вовлечению детей в сказку, формированию интереса к ней, способности к осмыслению сюжета и включению в сказочное действие. Поэтому на первом этапе работы важным было сформировать у детей уверенность в себе и желание сотрудничать со взрослыми в новой для ребенка деятельности. Поэтому большое внимание уделялось индивидуальному общению. Оно дифференцировалось в зависимости от психологических особенностей ребенка и его возможностей усвоения материала.

Цель – Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по данной теме.

1. Повысить собственный уровень знаний по методике речевого развития путём самообразования.

3. Подготовить консультацию для родителей по теме самообразования.

4. Подготовка планов, конспектов НОД включением театральных постановок и других досугов.

6. Оформление фото альбома о проведенных мероприятиях

7. Презентация отчета о проделанной работе по теме самообразования

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципального образования Холмский городской округ Сахалинской области.

г. Холмск, ул. Портовая, 10

Выполнил: Игнатенко Инна Александровна

Должность: воспитатель ДОУ

Когда начата работа над темой - 01.09.2019 г.

Когда предлагается закончить - 25.05.2020 г.

Цель : Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.

Комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:

Социально-коммуникативное развитие:

-формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

-воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

-воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

-воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Познавательное развитие:

-развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

-наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

-развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Речевое развитие:

-содействие развитию монологической и диалогической речи;

-обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;

-овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);

Художественно-эстетическое развитие:

-приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

-приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

-создание выразительного художественного образа;

-формирование элементарных представлений о видах искусства;

-реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие:

-согласование действий и сопровождающей их речи;

-умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

-выразительность исполнения основных видов движений;

-развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Задачи личностного роста педагога:

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, самообразованием.

2.Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды).

3.Подобрать и разработать картотеки пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики, театрализованных игр, этюдов, сценарии сказок.

4.Распространение материала на уровне ДОУ, в интернете.

5.Разработать и реализовать план-программу по развитию творческих способностей детей через театрализованную деятельность.

6.Организовать работу по драматизации сказок, придумывания собственных сказок.

7.Подбор литературных произведений для театрализованных игр.

8.Привлечь родителей в создании разных театров, атрибутов, декораций своими руками.

9.Обобщить опыт работы по данной теме.

Методы и приемы:

1. Вербальные: Чтение художественной литературы, объяснение, беседа по содержанию произведения.

2. Наглядные: Рассматривание иллюстраций, фотографии, просмотр мультфильмов и фильмов.

3. Ситуативно-игровые методы: Игровые ситуации, проблемные ситуации.

Ожидаемый результат:

1. Формируются коммуникативные функции, умение сотрудничать с взрослыми и друг с другом.

2.Развитие связной речи, её выразительности; обогащение словарного запаса детей.

3. Дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

4. Расширятся представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.

5. Самостоятельная организация детьми театрализованных игр, выбор сказки, стихотворения, песни для постановки, подготовка необходимых атрибутов и декораций для драматизации, распределение между собой обязанностей и ролей.

6.Дети овладеют способами передачи различных чувств, образов сказочных персонажей характерными движениями, используя мимику, жест, интонацию;

7. Совместная работа с родителями способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

8.Дети будут владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией.

Актуальность темы самообразования.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства и позволил нам обратиться к театральной деятельности в ДОУ не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей.

Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.

Таким образом, научная значимость избранной нами темы определяется актуальностью изучения возможностей педагогического влияния (границ, требований, условий) на изначально естественное, протекающее в русле стихийной социализации и выражающееся в театральной деятельности, развитие творческих способностей старших дошкольников.

Такое обобщенное понимание проблемы соответствует тенденциям развития психолого-педагогического знания в области творческих способностей и значения театрализации.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

План по самообразованию на 2019– 2020 г .

1. Подготовите

-определение темы, цели и задач, содержания работы, прогнозирование результата;

-изучение научно–методической литературы по данной проблеме;

- проведение диагностического обследования с целью определения уровня развития творческих способностей, их умений и навыков;

-создание условий для реализации работы по теме самообразования: подготовка и изготовление наглядного материала; подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, мимической мускулатуры, создание сборников пальчиковых игр и игр для развития актерских способностей.

составление перспективного плана работы.

2. Знакомство

Вызвать интерес к театрализован-ной деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению.

Дидактические игры и упражнения.

3.Мир театра

Знакомство с понятием театр, видами театров.

Знакомство с театральными профессиями.

Изучение летской художественной литературы по жанрам.

Учить выражать эмоции через движения и мимику; учить выразительной интонации.

Беседы о театре:

Рассматривание сюжетных картинок.

Создать литературный уголок.

Ряженье в костюмы.

Изготовление афиш по сказкам.

4. Музыка осени

5. Наш богатый урожай.

Учить вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным движением под музыку.

Работа над пантомимикой, речевым дыханием.

Изготовление персонажей сказки репка в технике оригами.

Подвижные игры на развитие воображения и раскрепощенности: "Передай позу", "Что мы делали, не скажем" и др.

6.Осенние посиделки

Развитие жестов и пластики рук.

Работа над пантомимикой, речевым дыханием.

Разучивание стихов, песен, загадок, чтение сказок.

7. В гостях у

Работа над чувством ритма.

Развитие слуха и чувства ритма у детей.

Изготовление костюмов и декораций совместно с родителями.

8. В гостях у

Вовлечь детей в сюжетно-игровую ситуацию; побуждать детей к двигательной активности.

Познакомить с новой сказкой; познакомить с настольным кукольным театром; учить отвечать на вопросы полным и содержательным ответом.

Знакомство с содержанием сказки В. Бианки. Показ настольного театра.

Вопросы по содержанию.

Рассматривание иллюстраций к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.

9. Колобок-

Колючий бок.

Развивать творческие способности;

вызвать эмоциональный отклик детей на выступление перед зрителями.

10. Наша дружба

Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы; развивать воображение и учить детей высказываться; учить восприятию сюжета игры.

11. Если с другом вышел в путь.

Продолжать развивать диалогическую и монологическую речь детей, артикуляцию и дикцию, мимику.

Развивать артикуляционный аппарат и интонационную выразительность речи , работать над формированием правильной, четкой речи .

12.Все мы делим пополам

Продолжать развивать диалогическую и монологическую речь детей, артикуляцию и дикцию, мимику.

Порадовать детей, создать дружественную атмосферу занятия.

Театральные этюды по рассказам К. Ушинского «Спор животных.

13.Лучшие друзья

Развивать творческие способности.

Постановка сказки для детей детского сада.

Побуждать детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

Подготовка и драматизация сказки

Сочиняем сказку сами.

14. Мимика

Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной имитации, учить импровизировать, в рамках заданной ситуации.

Работа над чувствами и эмоциями.

Чтение стихотворения Б.Заходера

Упражнения на выразительность движений и мимики.

Мимические этюды у зеркала.

Изготовление театра совместно с родителями.

15. Играеи в театр

Подготовка с детьми афиши спектакля.

Роль ведущего исполняет взрослый (МР), остальные роли - дети. На спектакль приглашаются дети средней группы, родители, сотрудники учреждения.

16. Страна воображения.

Создать положительный эмоциональный настрой;

Учить действовать с воображаемыми предметами

Упражнения на развитие воображения и внимания:

17. Наше настроение

Побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; дать представление об основных эмоциях.

Этюды на выражение основных эмоций:

18. Веселые артисты

Закрепить умение детей самостоятельно искать способы действий для передачи образа. Упражнять детей в умении передавать различные чувства. Учить пользоваться мимикой, жестом:

19.Шуточные этюды

Вовлечь детей в сюжетно – игровую ситуацию; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах.

Пантомимические этюды /Озорной щенок, щенок ищет и т.д./

20. Добрые слова

Побуждать к активному восприятию стихотворения; исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы.

Добиваться яркой выразительности в передаче образов в соответствии с событиями и переживаниями героев, менять интонацию, выражение лица.

21. Музыкальное путешествие

Учить красиво двигаться под музыку, выражать эмоции через танцевальные движения, развивать музыкальные способности.

22. Домашние любимцы

Дать представление о жизни домашних животных; учить воплощаться в роли и ролевому поведению; использовать звукоподражание.

Рассказывание сказки В.Сутеева

23. Мой щенок

Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании.

Упражнения в интонирование диалогов. Пантомимическая игра

24. Кто сказал мяу?

Создать положительный эмоциональный настрой перед выступлением.

Подготовка к драматизации.

25. Весенний дождь

Порадовать детей, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, учить ролевому воплощению, побуждать к двигательной активности.

26. Выйдем мы в лесок

Развивать воображение детей, учить высказываться, учить выразительно двигаться под музыку.

Загадки по сказке.

Рассматривание иллюстраций к сказке.

27. Пойми меня

Учить передавать характерные движения и мимику героев сказки, побуждать к двигательной активности.

Разучивание музыкально-ритмических композиций к сказке.

28. Под грибком

Учить воплощаться в роли и ролевому поведению при публичном выступлении, развивать эстетический вкус.

Драматизация сказки В.Сутеева

29. По следам сказок

Создать радостное настроение, подвести итог занятий за год.

Учить вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их, предварительно наряжаясь в костюмы.

Драматизация сказок по желанию детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства.

В этом огромную помощь поможет оказать театрализованная деятельность в ДОУ. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Воспитательные возможности театрализованной деятельности очень широки.

Именно театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это и помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всестороннее развивать ребенка.

Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, развитие словарного запаса, устной речи.

Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

Приобщить дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров)

Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.

Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старщих групп перед детьми младшего возраста).

Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника

Творческое сотрудничество по теме самообразования:

По плану самообразования

С воспитателями ДОУ:

Показ инсценировок и драматизаций сказок.

Агитация родителей на совместное с детьми посещение театров.

Демонстрация творческих способностей детей на праздниках, утренниках, тематических вечерах.

участие в праздниках и развлечениях

творческий отчет по театрализованной в форме презентации на педагогическом совете.

План по теме самообразования на 2017 – 2018 учебный год.

Сентябрь 2017 г.

Работа с детьми:

Рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам.

Работа с родителями:

Беседа с родителями о необходимости водить детей на театральные представления, кино, цирк; рассказать о том, как это влияет на развитие творческих способностей ребёнка.

Коджаспирова Г. М. Теория и практика профессионального педагогического образования. М. Просвещение 1993г.

Л. В. Артемова Театрализованные игры дошкольников.

Берёзкин В. И. Искусство оформления спектакля-М-1986г.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте-М. 1991г.

Работа с родителями:

Работа с детьми:

Посещение театральных общесадовских представлений.

Разучивание стихотворений к празднику осени (учить детей выступать на публике, говорить громко и чётко).

Чтение и заучивание скороговорок.

Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников М-2001.

Побединская Л. А. Праздник для детей М-2000.

Работа с детьми:

Посещение общесадовских театральных представлений.

Включение элементов театральной игры в утреннюю гимнастику.

Работа с родителями:

Беседа с родителями о пользе введения элементов театральной игры в сюжетно-ролевые игры ребёнка.


Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Значение театрализованной деятельности:

• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств

• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению

• совершенствует артикуляционный аппарат

• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь

• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий

• дети получают эмоциональный подъём

• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса

• позволяет формировать опыт социального поведения

• стимулирует активную речь

2. Цель: создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.

3.Задачи для педагога:

• анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;

• определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

• создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

• выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

• приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

4. Задачи для детей:

• формирование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение эффективному общению и речевой выразительности;

• совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;

• активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей

5. Работа начата -01.09.2016 г. Предполагается закончиться - 30.05.2017 г.

6. Предполагаемый результат:

• умение владеть навыками выразительной речи;• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

• проявлять интерес, желание к театральному искусству;• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;• умение последовательно высказывать свои мысли;

• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

Читайте также: