Проект крещение в доу

Обновлено: 05.07.2024

1 Крещение Господне. коко Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 4

2 Селиванова Ольга Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории. воспитатель первой квалификационной категории. Пермский край, Чайковский район, с.Фоки.

3 В январе, в январе много снега на дворе… И крещенские морозы…..

4 При крещении детей погружают в наполненную водой купель.

5 Купель – большой сосуд, в который погружают ребенка при церковном обряде крещения.

6 Праздник Крещение Господне отмечается 19 января у всех православных верующих.

7 Это один из самых древних праздников христианской Церкви, связан с крещением Иисуса Христа в реке Иордан.

9 Когда Иисусу исполнилось 30 лет, он пришел на реку Иордан к Иоанну Крестителю, чтобы принять от него крещение.

10 Когда Иоанн крестил в воде Иисуса, открылось небо, и сошел на Иисуса Христа Святой Дух в виде голубя, и послышался голос с небес.

11 В память крещения Спасителя в праздник совершается великое освящение воды.

12 В храмах служится особый водосвятный молебен.

14 Вырубленная крестообразная прорубь, называется Иордань.

15 Совершается чин освящения, во время которого священник троекратно погружает крест в воду.

16 По окончании службы присутствующие наперебой спешат набрать священной воды и несут ее домой.

17 А некоторые смельчаки даже купаются в ледяной проруби.

18 Говорят, что купание в проруби на Крещение одаривает человека богатырским здоровьем.

19 Крещенская вода это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон и пьют натощак.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается - также в дошкольном возрасте - с нравственного самоопределения и становления самосознания.

Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований. Поэтому важно помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычая и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Цель проекта : Формирование духовно-нравственных качеств посредством приобщения детей к православным традициям.

Задачи проекта :

• познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа;

• дать некоторые сведения из Священной истории, повествующие о православных праздниках;

• познакомить детей с доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, отвечающими тематике занятий.

• развивать нравственные и эстетические чувства ребёнка, через беседы, художественную литературу и продуктивную деятельность;

• оказать помощь в становлении творческой личности ребёнка, развивать навыки художественного творчества;

содействовать развитию речи: обогащению словаря, повышению выразительности, навыкам речевого общения в совместной деятельности.

• воспитывать нравственные и эстетические чувства ребёнка, поддерживать стремление поступать по-доброму, приумножать красоту;

• прививать уважительное, милосердное, внимательное отношение к своим близким людям.

1. Дети узнают, что в России есть не только государственные праздники, но и православные, народные.

2. Дети расскажут о сведениях из Священной истории, повествующих о празднике Крещение, традициях русского народа, связанных с подготовкой и проведением православного праздника, народных приметах.

3. Развитие духовно-нравственных качеств: доброта, миролюбие, великодушие, щедрость; желание дарить людям радость.

Участники проекта : дети старшей группы (5-6 лет, родители, воспитатели старшей группы.

Продолжительность проекта : 2 недели (с 11.01.2021 по 22.01.2021)

Тип проекта : информационно-творческий.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Ресурсное обеспечение: - подбор методической и художественной литературы;

- подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии, книги, сказки);

- подбор мультфильмов; презентаций по теме;

• непосредственно образовательная деятельность;

• использование пословиц, поговорок;

• чтение произведений, рассматривание иллюстраций;

• практическая художественная деятельность;

• рассматривание икон, репродукций, картин художников;

• прослушивание аудиозаписей песнопений;

• праздники и развлечения;

• обыгрывание и драматизация сюжетов;

• выставки детских работ.

Этапы работы над проектом :

I этап. Подготовительный.

1. Довести до участников проекта важность данной темы;

2. Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме;

3. Подобрать атрибуты для игровой, театрализованной деятельности;

4. Составить перспективный план мероприятий.

II этап. Основной.

Цель этапа: Знакомство детей, родителей с православными традициями и праздниками через разные формы работы.

Содержание работы в процессе реализации проекта.

Вид деятельности Тема, цель.

Цель: Дать детям представление о назначении колокольни, колокола и колокольного звона. Ознакомить детей со строением колокольни и самого колокола.

Музыка Слушание духовной музыки.

Вид деятельности Тема, задачи.

Задачи: Познакомить детей с событием Крещения Господня и тем, как повествует об этом Библия. Знакомить детей с главными особенностями праздника Крещения Господня : с чином освящения воды и с церковной службой. Приобщать детей к благочестивым традициям.

Чтение художественной литературы Чтение детской Библии; рассматривание иллюстраций; Пословицы и приметы про Крещение;

Чтение стихотворений про Крещение.

Музыка Прослушивание аудиозаписей Рождественских песен и колядок.

III этап. Заключительный.

Обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. По возможности составление рекомендаций.

Расширение знаний о традициях проведения святочных гуляний на Руси.Ввести детей в круг основных православных праздников, показав их тесную и органическую связь с народной жизнью. Познакомить с основами духовно-нравственных традиций нашего народа и традиционного уклада жизни, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней Рождества.

Оценить 1333 0

Краткосрочный проект

Средняя группа, воспитатели Комиссарова О.М., Лабузова Ю.В.

Возраст воспитанников –4-5лет

Продолжительность проекта – с 27.12.18 по 16 января 2019г.

Автор проекта:

Воспитатель высшей категории Комиссарова Ольга Михайловна

Расширение знаний о традициях проведения

Святочных гуляний на Руси.

Ввести детей в круг основных православных праздников, показав их тесную и органическую связь с народной жизнью и познакомить с основами духовно-нравственных традиций нашего народа и традиционного уклада жизни, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней Рождества.

- Воспитать духовно- нравственные ценности, приобщить к традициям русского народа.

-Воспитывать трудолюбие и желание порадовать близких.

- Содействовать развитию личностных качеств ребенка: усидчивость, внимательность, старательность

- развитие познавательного интереса к народным

- пополнение словарного запаса детей;

- развитие коммуникативных умений и навыков детей,

умение сотрудничать, участвовать в массовых

мероприятиях;

- привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ.

Участники проекта:

Воспитатели, дети и родители .

Актуальность проекта:

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап

Срок проведения – 1 день.

Определение темы проекта.

Формулирование цели и задач.

Распределение обязанностей и нагрузки.

Подбор материала для познавания, музыкального

материала для разучивания.

Изучение методической литературы.

Основной этап:

Срок проведения – 2 неделя.

Создание среды для погружения в тему.

Проведение цикла ежедневных бесед о святочных гаданиях,

традициях празднования Рождества, Крещения и колядования

на Руси в святочные дни.

Организация выставки художественной литературы о

святочной неделе.

Заучивание колядок, народных святочных игр.

Предварительная работа:

Воспитатели подробно рассказывают детям о русских народных праздниках, которые народ отмечает с давних времен: Новый год, Рождество Христово, Святки, Крещение.

Дети с родителями при участии воспитателей готовят разные костюмы с масками. Недаром колядующих так и называли – ряженые. Рядиться можно во что угодно: козами, медведями, ангелами, скоморохами. Понадобятся старая шуба, надетая наизнанку, яркий платок, маски – рожки, искусственная борода получится из мочала.

Оформляется шест с Вифлеемской звездой, т.к. главная задача в Рождество – славить Христа.

Вертеп – один из самых ярких символов рождественских колядок. Это маленький кукольный театр с библейскими персонажами и рождественскими сюжетами.

Необходимо запастись не только красивыми пожеланиями,

пол в доме во время пения колядок.

Стоит заранее договориться с хозяевами о своем визите,

чтобы не попасть впросак.

Главное, что дети должны помнить: колядуют и щедруют (славят)

радость знакомым и близким людям, чтобы пожелать им

успехов и достатка в новом году.

Историческая справка:

ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА

Вифлеем – место рождения Иисуса.

Вифлеемская Звезда – символ рождения Иисуса Христа, находится в Храме Рождества Христова в Вифлееме. Вифлеем, Иерусалим и Назарет – наиболее посещаемые паломниками и туристами города на Святой Земле.

Вифлеемская Звезда упоминается в Евангелии, как благая весть о рождении Иисуса Христа. Согласно писанию, в момент рождения Иисуса Христа на востоке ярко воссияла восьмиконечная звезда. Двигаясь на запад, звезда остановилась над Пещерой Рождества, указывая на святое место рождения Иисуса.

В гроте Рождества Христова сохранилось отверстие древнего колодца, на дно которого по преданию, и упала Вифлеемская Звезда. Считается, что если долго смотреть вглубь этого колодца, то можно увидеть мерцающий свет Вифлеемской Звезды.

Место рождения Иисуса обозначено серебряной Вифлеемской Звездой с 14 лучами, которые символизируют 14 остановок Виа Долороса – Крёстного пути Христа в Иерусалиме.

Восьмиконечная Вифлеемская Звезда как знак Бога и символ Рождения Иисуса Христа, устанавливалась на куполах первых христианских церквей.

В православии изображение восьмиконечной Вифлеемской Звезды встречается на всех русских иконах Богородицы – покровительницы России. Восьмиконечную Звезду Вифлеема еще называют Звездой Богородицы, Звездой России или Русской Звездой.

Высшая государственная награда в царской России – орден Андрея Первозванного, имела форму восьмиконечной Вифлеемской Звезды. Согласно церковному преданию, апостол Христа Андрей Первозванный первым принес правозвестие христианской веры на русскую землю.

Восьмиконечную Вифлеемскую Звезду, символ рождения Христа, дарили детям на счастье и благополучие. Ею украшали верхушки ёлок на Рождество. В советское время восьмиконечная звезда была заменена на пятиконечную.

О РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ

Евангелие от Луки 2, 1-3-19

В те дни вышло от кесаря Августина повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

В той стране были на поле пастухи, которые держали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел: Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Тогда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце сем. И, все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце своем.

Евангелие от Матфея 2, 1-2, 9-11, 13-15.

Тогда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли а Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. И се звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему, и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

Тогда же они отошли – вот, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода.

ОТ РОЖДЕСТВА ДО КРЕЩЕНИЯ. СВЯТКИ.

Рождество Христово и Крещение соединяются особыми днями, которые именуются святками или святыми днями.

Как чудесны рождественские праздники!

От Рождества до Крещения повсюду на Руси не прекращались гадания и праздничные гуляния. В деревне дети, подростки и девушки собирались небольшими группами, делали из золотистой бумаги Вифлеемскую звезду, зажигали свечи и с пением ходили славить Христа и поздравлять соседей. Вечерами устраивали гадания, желая узнать, что ожидает их в новом году.

Из этих сказочных существ на Руси мы сегодня помним лишь Деда Мороза – старика с белой бородой, приносящего подарки. А вопросы о важном приняли вид гаданий.

Пусть мы забыли многое, однако не все. Ещё сегодня девочки в рождественскую ночь кладут под подушку записочки с именами мальчиков. А в позапрошлом веке не только крестьянские девушки, но и барышни-дворянки с замиранием сердца ждали Святок, чтобы узнать свою судьбу.

Святки – период Рождества 7 января (25 декабря по ст.ст.) по Крещение – Богоявление 18 января (6 января). Стар и млад, девушки и парни, крестьяне и помещики – все участвовали и в ряжении, и в застольях. Вечерами собирались по домам, вспоминали старину, пели, гадали.

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили.

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Чудо Рождества – истинное, оно всегда было, есть и будет!

КРЕЩЕНИЕ ХРИСТА ИИСУСА

После Святок наступало Крещение. По традиции в этот день проходит обряд Водосвятия, на реках вырубаются специальные проруби – иордани. Считается, что после купания в иордани человек очищается от всех грехов. Верующие в этот день спешат запастись святой водой впрок. Праздник Крещения Господня празднуется так же, как и праздник Рождества Христова. В этот день, а также накануне – в крещенский Сочельник – во всех православных храмах совершается чин Великого водоосвящения. Эта священная вода обладает благодатными свойствами – освящать материальные предметы и врачевать духовные и физические недуги. На реке или озере пробивали широкую прорубь , вокруг которой совершался крестный ход. Для изгнания порчи, сглаза и всяких других бесовских нахождений, в часы крещенского сочельника на дверях и окнах изб принято до сих пор ставить кресты мелом.

Накануне праздника Крещения – 18 января – принято употреблять только одно блюдо – сочиво. Крещенским сочельником заканчиваются Святки – праздничные дни после Рождества Христова. Раньше на Руси считалось, что озорное

веселье, гадание и ряжение – все это были тяжкие грехи с

православной точки зрения. Чтобы очиститься, смыть их с себя,

все участники святочных забав обязательно купались в проруби

на Крещение или обтирались Крещенским снегом.

Были и приметы на этот день:

Если в этот день метель, снег или поземка – быть урожаю.

Если снег погнет сучья на деревьях – пчелы станут хорошо роиться.

СТИХИ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ ДЕТЬМИ

Ангел нынче к нам спустился

Мы пришли Христа прославить

А вас с праздником поздравить!

2. Сеем, сеем, посеваем

С Рождеством вас поздравляем

Чтоб здоровыми вы были

Много лет чтобы прожили!

Хорошо вам пусть живется

Все, что хочется – дается

Чтобы мысли вдохновляли

3. Рождество, Рождество! А мечты всегда сбывались.

Много снега намело

Мы идем откапывать

Деньги зарабатывать

Открывайте сундучки

Подавайте пятаки

Хозяйка с хозяином, с праздником!

4.Коляда, коляда

Открывайте ворота

Открывайте сундучки

Подавайте пирожки

Кто не даст пирожков подавайте пятачков.

СВЯТКИ – КОЛЯДКИ

1 (Заведующий МБДОУ)

Дети (поют все вместе) Ой коляда, коляда, золотая голова

Пришла коляда, отворяй ворота!

Пришла коляда – всем добра принесла!

(говорят) -Здравствуйте, хозяева добрые!

С новым годом! С новым счастьем!

с Рождеством Христовым!

1-й ребенок Ангел нынче к нам спустился

Мы пришли Христа прославить

А вас с праздником поздравить!

Дети (все вместе) Спасибо! Дай Бог тому, кто в этом дому!

До свиданья!

2 (медик)

Дети (поют вместе) Ой коляда, коляда, золотая голова!

Пришла коляда, отворяй ворота!

Пришла коляда – всем добра принесла!

(говорят) -Здравствуйте, хозяева добрые!

С новым годом! С новым счастьем!

с Рождеством Христовым!

2-й ребенок Сеем, сеем, посеваем

С Рождеством вас поздравляем

Чтоб здоровы были

Много лет чтобы прожили!

3-ребенок Хорошо вам пусть живется

Все, что хочется – дается

Чтобы мысли вдохновляли

А мечты всегда сбывались.

Дети(все вместе) Спасибо! Дай Бог тому, кто в этом дому!

До свиданья!

3 (Методист)

Дети (поют вместе) Ой коляда, коляда, золотая голова!

Пришла коляда, отворяй ворота!

Пришла коляда – всем добра принесла!

(говорят) -Здравствуйте, хозяева добрые!

С новым годом! С новым счастьем!

С Рождеством Христовым!

4-й ребенок Рождество, Рождество!

Много снега намело

Мы идем откапывать

Деньги зарабатывать

5-й ребенок Открывайте сундучки

Подавайте пятаки

Хозяйка с хозяином,

С праздником!

Дети (все вместе) Спасибо! Дай Бог тому, кто в этом дому!

До свиданья!

4 Младшая группа

Дети (по очереди) Кто подаст пирога – тому двор живота

Кто не даст ни копейки – завалим лазейки!

Кто не даст пирога – уведем корову за рога!

Кто не даст лепешки – завалим двери и окошки!

Кто не даст хлеба – уведем деда!

Не дашь мне ватрушки – получишь по макушке!

Не дашь пирога – увезу авто из-под окна!

Будете нас дарить – будем вас хвалить,

Не будете дарить – будем вас корить!

Кто не даст колбасы – у того вырастут усы!

Дети (вместе) Пришла Коляда, отворяй ворота!

ВоспитательХозяюшка, посмотри, кто у нас тут веселый с нами.

Выходит Медведь на поводке

ХозяйкаТы нам попляшешь? (мишка рычит и мотает

ВоспитательА-а, ты наверно хочешь под музыку плясать?

Медведь мотает согласно

Звучит плясовая, медведь пляшет, дети играют на шумовых инструментах

ВоспитательПокажи медведь, как баба блины пекла, да руку

обожгла.Медведь трясет рукой, рычит.

ХозяйкаГости дорогие, погадайте нам.

Воспитатель Самая удобная обувь в деревне - это валенки!

Бросит девица за ворота, куда носок валенка покажет, оттуда и жениха ей ждать.

ГАДАНИЕ НА ВАЛЕНКЕ

ХозяйкаСкажите мне, колядовщики, а кто это с вами такой рогатый?

Воспитательведет ряженую козу (девочка в маске и шали)

Мы не сами идем, мы козу ведем.

А ну, народ, расступись, дай нам ход.

Давайте все встанем в хоровод и попробуем разучить слова.

(Все идут по кругу со словами):

Где коза ходит, там жито родит,

Где коза хвостом – там жито кустом,

Где коза ногою – там жито копною,

Где коза рогом, там жито стогом.

Ты, коза, не сердись,

Ты нам поклонись

Да мы вместе спляшем.

Идет коза по лесу, по лесу, по лесу

Искать себе принцессу, (3раза)

Давай, коза попрыгаем (3раза)

И ножками подрыгаем (3раза)

Ручками похлопаем, (3раза)

Ножками потопаем, (3раза)

Воспитатель Посиделки здесь у нас

Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься!

Святки празднует народ!

ПЛЯСКА ОБЩАЯ под русскую народную мелодию

ДетипоютСеем, веем, посеваем

С Рождеством вас поздравляем!

Чтоб здоровы были

Много лет прожили!

Хозяйка угощает детей: Вот вам конфетки, угощайтесь детки!

Дети: Спасибо! Дай Бог тому, кто в этом дому!

Дети прощаются и уходят.

Игры детей в группе

ВоспитательРебята, а поиграть хотите? - Да!

Все становятся в круг и передают веник или метлу, украшенные бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму отгадывать.

Меня не растили – из снега слепили

Вместо носа ловко вставили морковку

Глаза – угольки, руки – сучки.

Холодная, большая, кто я такая? (Снежная баба)

Дел у меня немало – я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня … (зима)

Дождь и слякоть,

Грязь и ветер,

Осень, ты за все в ответе! 8

Мёрзнет, мёрзнет человек

Выпал первый белый… (снег)

Он катки для нас устроил,

Снегом улицы занес

Изо льда мосты построил,

Кто же это. (Дед Мороз)

Бегут по дорожке

Доски да ножки. (лыжи)

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые…(снежинки)

ВоспитательПредлагаю покататься на реактивной ракете -Ведьминой метле. Кто из ребят самый смелый? Кто не боится на луне очутиться?

Воспитатель Поиграли, повеселились, на прощание споем вам частушки:

Вводная часть:
Дети под звон колоколов заходят в зал.
Воспитатель:
- Ребята, что вы себе представляете при звучании колоколов? ( Храм, праздник)
Воспитатель:
- Правильно. А зачем люди ходили и ходят в храм?
( обратиться при помощи молитвы к Богу, чтобы его попросить о чем-то, поблагодарить его за что-то, поучаствовать в богослужениях во время праздников)
Основная часть
Воспитатель:
- Ребята, январь богат на праздники, только отпраздновали одни, а на пороге уже новый, послушайте стихотворение
Идущий по земле январь
Будил крещенские морозы.
Погасший на столбе фонарь
Держал стеклом сосульки-слезы.
Могучим эхом снежный хруст
Пугает голубей на крыше.
Устало сбросив снега груз,
Мороз на окнах что-то пишет.
А суетящийся народ
Готовит дома угощенье.
Уходит - старый Новый год,
Приходит - Господа Крещенье.
Христа, креститель Иоанн,
Крестил в священном Иордане.
С тех пор, к священным тем местам
Священник едет и мирянин.
И с ранних лет своих детей
Ведем мы к Таинству Крещенья:
Чтобы Господь зажег им Свет
И дал от скверны очищенье.

Читайте также: