Вероубеждение в исламе что это кратко и понятно

Обновлено: 04.07.2024

Многие религиозные ритуалы имеют свои арканы. Если пропустить хоть один рукн того или иного ритуала, то весь ритуал считается недействительным.

Итак, арканами имана являются:

1. Вера в Аллаха – одного и единственного Бога, достойного поклонения, Создателя всего сущего.

2. Вера в Его ангелов – безгрешных рабов Аллаха, невидимых для наших глаз.

3. Вера в Его Книги, которых Всевышний ниспослал через архангела Джибриля Своим посланникам, чтобы они довели их до людей.

4. Вера в Его посланников и пророков – избранных рабов Аллаха, наставляющих народ на истинный путь, путь поклонения только одному единственному Богу – Аллаху.

5. Вера в Судный день, когда все люди предстанут пред Всевышним, чтобы отчитаться за свои совершенные деяния.

6. Вера в предопределение судьбы – в то, что все хорошее и плохое происходит по воле Всевышнего Аллаха.

Если мусульманин не признает хотя бы один из этих столпов, то его вера считается недействительной.

آَمَنْتُ بِاللَّهِ وَمَلَآئِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الْآَخِرِ وَبِالْقَدَرِ خَيْرِهِ وَشَرِّهِ مِنَ اللَّهِ تَعَالَى


Современный мусульманин буквально тонет в потоках информационного хаоса, которые окружают его в интернете. И в этом потоке неизбежно встречаются вещи, которые не совсем согласуются с Исламом. Но ведь не каждый наш брат или сестра смогут без проблем отличить истину ото лжи, не зная, где эта истина зарыта. Разобраться с этим помогает акыда.

Понимание акыды

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا آمِنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ

وَالْكِتَابِ الَّذِي نَزَّلَ عَلَىٰ رَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي أَنْزَلَ مِنْ قَبْلُ ۚ وَمَنْ يَكْفُرْ بِاللَّهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا بَعِيدًا

То есть это вера в 1)Аллаха; 2)Ангелов; 3)Священные писания; 4)Пророков; 5)Судный день; 6) Предопределение. Соблюдающий эти условия договора считается верующим (мутада́йин), а кто отрицает или по каким-то причинам не хочет признавать их или одно их них, не может им считаться.

Есть ещё одно определение понятия акыды. В исламской религиозной литературе Акыдой традиционно принято называть особый жанр текста, в котором последовательно и, как правило, с разъяснениями перечислены основные положения мусульманского вероучения. Нечто сродни христианскому катехизису или символу веры, если эта аналогия облегчит читателю понимание.

Необходимость изучения вероубеждения

Итак, в чём сегодня заключается необходимость изучения акыды? В первую очередь, это наша обязанность, которая была поручена нам Посланником ﷺ. Он, будучи Печатью Пророков, восстановил истинное вероубеждение Посланников, которые были до него, и чьи слова были искажены. Но безусловной основой всех авраамических религий (иудаизма, христианства и Ислама) оставалось Единобожие, Таухид. Это и является базисом вероубеждения мусульман. Изучающий акыду способен ответить на многие вопросы, которые мучают пытливый ум: В чём смысл моей жизни? Есть ли у всего Создатель? Если есть, то какой Он?

Но не стоит делать поспешный вывод, будто актуальность изучения вероубеждения ограничивается неофитами или делающими свои первые шаги на пути познания Аллаха.

Акыда против атеизма

В ушедшем столетии обрело популярность явление, из-за которого изучение своей акыды стало жизненно необходимым. Явление это – атеизм, который на сегодняшний день заседает в головах даже у этнических мусульман. И вследствие слабых знаний о своей религии или из-за обыкновенного таклида (слепого следования), человек, к сожалению, становится атеистом. Таклид даёт свои ужасные плоды в виде ухода из религии и отворачивании от пути Аллаха. В голове у таких людей будто сидит шайтан, твердящий что религия – это всего лишь фанатичное мракобесие, которое должно было остаться в Средневековье.

Непонимание акыды и невежество бичом обрушилось на наш век, когда нужную информацию о вероубеждении Пророка, сподвижников и саляфов (праведных предшественников) можно найти где угодно. Мы живём в то время, когда по милости Всевышнего каждый из нас имеет доступ к десяткам исламских интернет-порталов и ресурсов, абсолютно на любом языке, для получения не только элементарного ‘ильма (знания), но и для углублённого изучения исламских наук, в том числе и акыды. Поэтому мы призываем каждого мусульманина изучить те основы, на которых строится весь Ислам. А это и есть акыда.

Хочешь помочь сайту?
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:


С Именем Аллаха, Милостивого для всех на этом свете и только для верующих – в вечном мире.

В эти описания [обязательные для пророков] входит:

Правдивость;

Надёжность;

Доведение призыва.

Допустимым же в отношении пророков является всё то, что допустимо и в отношении остальных людей, кроме тех вещей, которые могут привести к принижению их высокого положения.

В число этих сокровенных вещей входит:

Судный день;

Воскрешение;

Собрание;

Мост;

Весы;

Существование Рая;

Существование Ада.

Просим Всевышнего защитить от Ада и позволить войти в Рай вместе с праведниками!

Да благословит Аллах и да приветствует Посланника Аллаха, Его семейство, сподвижников многочисленным благословением и приветствием!

[6] Его существование не зависит от кого-либо или чего-либо.

[8] Запугивание Аллахом раба Взором побуждает последнего к осторожности в словах и действиях, так как человек подвержен забывчивости и беспечности, и поэтому может говорить и совершать то, за что Аллах воздаст ему сполна.

[10] Которая не состоит из звуков и букв, у которой нет начала и конца, и которая не схожа с речью творений.

[11] Под выбиранием и различием имеется в виду то, что приводит к принижению того или иного Пророка, однако вместе с тем следует знать, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) является наилучшим из них.


1. Акида является самой важной из всех наук , поскольку важность каждой науки определяется важностью предмета её изучения, а предметом изучения акиды являются убеждения относительно Всевышнего Аллаха.

2. Фикх является ответвлением акиды , поэтому перед изучением фикха необходимо изучить основы вероубеждения.

3. Акида включает в себя набор убеждений – и’тикад, и модель поведения, которая из него вытекает – ‘ибада (поклонение).

4. Основные убеждения мусульманина состоят в следующем:

1) Аллах создал человека и весь окружающий мир.
2) Только Аллах в полной мере обладает тем, что Он создал, то есть всем существующим.
3) Только Аллах распоряжается во вселенной и в праве управлять своими творениями.

Аллах дал человеку жизнь и всё, в чём он нуждается;
Аллах его умертвит,
Аллах его воскресит,
Аллах отчитает его в Судный день и отправит либо в Рай, либо в Ад, созданные Им для вечного пребывания.

Тавхид аль-асмаи ва с-сыфат:

Также только Аллах обладает прекрасными абсолютными именами и качествами, которыми Он описал Себя и которыми Его описал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

Создатель, Всемогущий, Милостивый, Милосердный, Знающий, Видящий, Слышащий, Справедливый, Мудрый, Вознаграждающий, Воздающий, Управляющий и многими другими, число которых не знает никто, кроме Него. Мусульманин верит в эти имена и качества Аллаха, не отрицая их, не искажая, не представляя и не уподобляя творениям.

5. Тавхид аль-улюхийя


Веря во всё вышеперечисленное, мусульманин проявляет по отношению к Аллаху абсолютную любовь и абсолютный страх, которые являются основой поклонения. Мусульманин проявляет благодарность Аллаху за все Его дары, исполняя Его приказы, и проявляет терпение, остерегаясь того, что Он запретил. Мусульманин находится между надеждой на Милость Аллаха и Его награду и страхом перед Властью Аллаха и Его наказанием.

Это и есть путь поклонения Аллаху, который ведёт в Рай, наряду с довольством Аллаха являющийся целью каждого мусульманина. Таким образом, поклонение – это подчинение Аллаху с абсолютной любовью и абсолютным страхом. Мусульманин не обращает поклонения ни к кому, кроме Аллаха, поскольку это является высшей несправедливостью и неблагодарностью по отношению к Аллаху, выводит человека из ислама и вводит в Гнев Всевышнего.

Мусульманин сердцем, словами и делами поклоняется Аллаху, поддерживает и распространяет Его религию, любит и поддерживает Его праведных рабов.

Мусульманин сердцем, словами и делами отстраняется от всех других объектов поклонения, враждует с ними, враждует с ширком и его носителями.

Для того, чтобы поклонение было принято Всевышним Аллахом, оно должно соответствовать двум следующим условиям:

1) Искренность
2) Соответствие шариату

6. Поклонение Аллаху делится на:

1) внутреннее: знание, убеждения, любовь, ненависть, страх, надежда, искренность, упование, терпение и др.;
2) внешнее: дуа (мольба, зов), суджуд (земной поклон), намаз, закат, пост, хадж, исполнение обязательного, исполнение желательного, ограничение дозволенным, избегание запретного и нежелательного и др.

7. Фикх по большей части изучает внешнее поклонение и включает в себя два основных раздела:

1) Ибадат – взаимоотношения человека с Аллахом (очищение, намаз, закат, пост, хадж и др.)
2) Муамалят – взаимоотношения людей между собой (торговые отношения, семейные отношения, судопроизводство, уголовное право, государственная политика, джихад и др.)

8. Мусульманин изучает фикх, чтобы его поклонение соответствовало второму условию его действительности – соответствию шариату , поскольку религия Аллаха – это знание, убеждения, поклонение и распространение. Первое же условие – искренность – изучается в акиде.

9. Пусть Всевышний Аллах поможет нам изучать фикх ради Его довольства и награды , что будет показателем искренности. Второе же условие – соответствие шариату в изучении исламских наук заключается в том, чтобы брать знания от признанных учёных нашей уммы или хотя бы от тех, кто передаёт это знание от них.

Хвала Аллаху, Господу миров.

Содержание данного напоминания основано на фундаментальных книгах по исламской акиде.

Читайте также: