Какие понятия раскрывают меры по устранению чрезвычайных ситуаций кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется:

локального характера - силами и средствами организации;

муниципального характера – силами и средствами органов местного самоуправления;

межмуниципального и регионального характера – силами и средствами органов местного самоуправления, ОИВ субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС;

межрегионального и федерального характера – силами и средствами ОИВ субъектов, оказавшихся в зоне ЧС.

Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации ЧС.

Руководители аварийно-спасательных служб (АСС) и аварийно-спасательных формирований (АСФ), прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают полномочия руководителей работ по ликвидации ЧС, определенных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, планами предупреждения и ликвидации ЧС или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС.

Руководители работ по ликвидации ЧС по согласованию с ОИВ субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла ЧС, устанавливают границы зоны ЧС, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).

Решения руководителей работ по ликвидации ЧС являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Ликвидация чрезвычайной ситуации – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Цели и задачи

Ликвидацию чрезвычайной ситуации проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны чрезвычайной ситуации, прекращения действия характерных для них опасных факторов.

Выполнение комплекса мероприятий при чрезвычайной ситуации, направлены на выполнение следующих задач:

  • прекращение или снижение до минимально возможного уровня воздействия вредных и опасных факторов, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, животных и окружающей среды;
  • спасение жизни и сохранение здоровья людей;
  • локализацию зон чрезвычайной ситуации, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
  • первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
  • приведение в пригодное к использованию состояние технических и материальных средств, зданий и сооружений, систем жизнеобеспечения населения.

Проводимые мероприятия

Ликвидация чрезвычайной ситуации

Ликвидация чрезвычайной ситуации обусловленной обрушением моста

Ликвидация чрезвычайной ситуации включает следующие основные мероприятия:

  • разведку с целью выявления вида чрезвычайной ситуации, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны чрезвычайной ситуации, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
  • анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
  • принятие решения на проведение АСДНР;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • обеспечение процесса ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • жизнеобеспечение населения и сил ликвидации чрезвычайной ситуации.

Планирование, подготовку и осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации организуют соответствующие органы управления в территориальных и ведомственных подсистемах РСЧС и в их звеньях (комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), органы управления ГОЧС). Планирование осуществляется заблаговременно на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на конкретной территории при возникновении чрезвычайной ситуации, а также учета местных условий, особенностей и возможностей, влияющих на организацию защиты населения. Основным планирующим документом является План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, который служит руководящим документом по выполнению мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в целях защиты населения осуществляются следующие мероприятия:

  • проверка готовности систем и средств оповещения, управления и связи;
  • приведение в готовность средств защиты; подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики;
  • проведение санитарных и противоэпидемических мер;
  • подготовка к эвакуации (переселению), а при необходимости проведение эвакуации населения из районов и участков, которым угрожает опасность.

Непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, предусмотренный соответствующими документами или назначенный органами исполнительной власти, к компетенции которых относится ликвидация возникшей чрезвычайной ситуации.

Этапы

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется в три этапа силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, сосредоточенными соответственно в первом, втором и третьем (резерве) эшелонах. При недостаточности вышеуказанных сил и средств, по запросу органов управления, организующих ликвидацию чрезвычайной ситуации, могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти (подразделения Минобороны России, войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования) в соответствии с заблаговременно разработанными Планами взаимодействия, как правило, во втором или третьем эшелоне (резерве).

На первом этапе принимаются экстренные меры по защите населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия возникшей чрезвычайной ситуации и подготовке к развертыванию (проведению) аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

К экстренным мерам защиты населения относятся:

  • оповещение об опасности;
  • использование средств защиты;
  • соблюдение режимов поведения;
  • эвакуация из районов, в которых существует опасность поражения людей;
  • применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.

Для предотвращения развития и (или) уменьшения последствий аварии (катастрофы, стихийного бедствия) аварийно-спасательными силами постоянной готовности (первый эшелон) проводится их локализация, приостановка или изменение технологического процесса производства, предупреждение и тушение пожаров. Устанавливается оцепление района аварии, катастрофы или стихийного бедствия, регулируется движение. Особое внимание уделяется предотвращению паники, информации населения об обстановке, указаниям и рекомендациям о порядке его поведения.

Основной задачей второго этапа является выполнение силами второго эшелона аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ. Одновременно продолжается выполнение начатых на первом этапе мероприятий по защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Работы ведутся непрерывно с необходимой сменой личного состава и соблюдением техники безопасности.

Ликвидация чрезвычайной ситуации

Ликвидация чрезвычайной ситуации

На третьем этапе в основном решаются задачи по первоочередному жизнеобеспечению населения в районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, а также аварийно-восстановительные работы. На данном этапе к работам могут подключаться силы третьего эшелона (резерва). Жизнеобеспечение пострадавшего населения направлено на создание условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей при нахождении их в зоне чрезвычайной ситуации и при эвакуации (временном отселении). В этих целях проводятся следующие мероприятия:

  • расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение его продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью и трудоустройством;
  • временное размещение населения, оставшегося без крова, в уцелевших сооружениях, палатках, юртах, вагонах-домиках, временно возводимых постройках, железнодорожных вагонах и др.;
  • обеспечение населения незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;
  • обеспечение деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;
  • организация учета и распределения материальной помощи;
  • проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
  • проведение работы среди населения по снижению последствий психологического воздействия чрезвычайной ситуации, ликвидации шоковых состояний.

При необходимости продолжается выполнение аварийно-восстановительных работ.

Успех проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации достигается:

  • заблаговременной подготовкой и приведением в готовность органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайной ситуации;
  • оперативным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации, развертыванием системы управления;
  • принятием обоснованного решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации и претворением его в жизнь;
  • непрерывным и устойчивым управлением работами по ликвидации чрезвычайной ситуации, организацией взаимодействия участников ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • ведением АСДНР в любое время года, в любую погоду до полного их завершения с соблюдением мер безопасности и своевременной сменой формирований;
  • организацией всестороннего обеспечения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Источники: Безопасность России. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. –М., 1999; Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. –М., 1996; Организация и ведение гражданской защиты (выпуск №6). –Новогорск, 2003; ГОСТ Р 22.0.02-2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения; ГОСТ Р 22.8.01-96 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования.

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее - уровень реагирования) - это состояние готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.

Территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, - это участок земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.

Быстроразвивающиеся опасные природные явления и техногенные процессы - это негативные явления и процессы, определенные в ходе прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, локализация и ликвидация которой требуют заблаговременной подготовки сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Критически важный объект - это объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.

Потенциально опасный объект - это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек.

Органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это органы, создаваемые для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций - это система мероприятий по обучению населения действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Оправданный риск, это когда вы идете на риск, зная что вы получите при этом что-то. например- кидаетесь в воду что бы спасти человека, который совершенно не умеет плавать, в отличии от вас, имеющего 3 разряда по плаванию. ситуация неоправданного риска- заключаете например, крупную сделку на 10.000, с человеком которого едва знаете. вот здесь неоправданный риск- он может вас подставить и т. п.

почему необходимо соблюдать правила безопасности.

но это было раньше, когда были страшной стихией и человек был бессилен. времена изменились. для борьбы с огнем создана мощная техника. сейчас тушат с воздуха - это вертолёты ми-8, ми-28, ка-32, также самолёты ил-76, бе-200. наша страна велика и для борьбы с огнём требуется хорошо организованная работа.

но лучше не допускать. особенно опасен огонь весной. тёплые лучи солнца и сильный ветер подсушивают прошлогоднюю траву, мусор. от одной искорки всё это вспыхивает в доли секунды и разносится на большие территории. так было в местечке север села слудка. огонь по траве подполз к жилым постройкам и охватил их. чтобы подобных случаев не случалось,

надо проводить уборку территорий , вывозить мусор на свалку и не жечь высохшую траву ,не

разводить костры вблизи домов, сараев. не бросать окурки .

есть пословица, что вор хоть стены оставляет, а не оставляет ничего. поэтому – это страшно! и нужно делать всё от нас зависящее, чтобы его не допускать. надо быть бдительными, не позволять детям играть со спичками, держать их далеко от детей, интересоваться ,что делают дети возле стогов с сеном, возле заброшенных построек, возле бань. надо следить за безопасностью электропроводки, газооборудования, печных сооружений. надо соблюдать технику безопасности при проведении сварочных и огневых работ.

соблюдайте правила безопасности: пренебрежение ими приводят к трагедиям! , не допускайте их!

запомнить нужно твёрдо нам

не возникает сам .

известный врач александр иванович фролов, являясь дипломированным психотерапевтом, начал разработку своей системы ещё в 1986 году. работая в мединституте, на кафедре кардиологии, он попробовал использовать для лечения гипертонии психотерапевтические методы. наиболее действенным оказался успокаивающий аутотренинг — он, как выяснилось, действовал эффективнее медикаментозного лечения.

в 1998 году а.и. фролов создал клуб "жизненная сила" и принял на себя руководство им. здесь проводятся оздоровительные занятия, на которые приезжают люди из многих городов россии. по системе фролова успешно занимаются во многих российских профилактических и лечебных заведениях.

все оздоровительной системы отличаются простотой и вместе с тем — эффективностью. интересно, что выполнять их способны не только здоровые люди, но и какими-либо заболеваниями. дело в том, что доктор фролов разрабатывал их, опираясь на собственный опыт, — он сумел вылечиться без операций и медикаментов после травмы позвоночника, используя только собственные . комплекс, который входил в жизнь буквально методом проб и ошибок, уже спустя две недели начал приносить своему автору первое облегчение. а через год после травмы пришло абсолютное выздоровление.

как утверждает а.и. фролов, помимо вылеченного позвоночника, он получил ещё и некоторые бонусы — например, заметил восстановление психики и её укрепление, почувствовал прилив энергии. по наблюдениям автора системы, человек, занимающийся по его системе, учится сохранять спокойствие, оставаться невозмутимым при любых обстоятельствах, повышаются способности к концентрации внимания.

программа оздоровительного курса весьма обширна. среди её пунктов:

комплекс. особенно его оценили остеохондрозом — заметное облегчение наступает уже после нескольких занятий. восстанавливают позвоночник, повреждённый ишиасом, грыжей, эффективно оздоравливает нервную систему, вызывает невероятный прилив энергии.

энергетический массаж, не имеющий аналогов, чудесным образом очищает организм.

аутотренинг достичь спокойного состояния, препятствует развитию стрессов и депрессий, успешно нормализует давление.

саморегуляция учит самостоятельно избавляться от стрессовых состояний.

, направленные на органы малого таза, эффективно лечат гинекологические заболевания, геморрой и запоры, а ещё заметно улучшают потенцию даже у пожилых людей.

оздоровительная система фролова отличается своей универсальностью — можно выполнять людям любого возраста и при любом состоянии здоровья. она восстановить здоровье, вылечить позвоночник, увеличить жизненную силу, укрепить нервы и научиться концентрировать внимание.

минимальный набор выполняется на протяжении 30 минут, их можно делать в условиях, самостоятельно, без специальных приспособлений.

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Подобные последствия возникают как по причине природных явлений, так и в результате деятельности человека:

  • транспортные и промышленные аварии;
  • экологические катастрофы;
  • диверсионные и иные действия, носящие политический, социальный и военный характер.

При этом возникающие обстоятельства резко отличаются от принятой в обществе нормы происходящих процессов и явлений, отрицательно воздействуя на безопасность и привычный уклад жизни людей.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Катастрофа — событие, приводящее к трагическим обстоятельствам массового характера.

Общая характеристика ЧС

Чрезвычайные ситуации, случившиеся в мирное время, как правило, сопровождаются человеческими жертвами, разрушением и уничтожением материальных объектов: оборудования, инженерных коммуникаций, транспортных средств, сооружений, зданий. В условиях ЧС требуется проведение неотложных мероприятий по ликвидации последствий произошедших событий, в том числе спасательных работ.

Главными причинами большинства чрезвычайных ситуаций, в которых замешана личность человека, являются:

  • нарушения в сфере общественных отношений;
  • плохая отлаженность работы контролирующих систем;
  • отсутствие координации между деятельностью людей и окружающей природой.

Развитие общей культуры всего человечества, к сожалению, отстает от быстрого развития научно-технического прогресса в нашем веке. Это создает разрыв между вероятным риском, растущим вместе с внедрением новых технологий, и готовностью людей обеспечить собственную безопасность.

В Российской Федерации произошедшая ситуация объявляется чрезвычайной после оценки ее масштаба уполномоченными лицами (специальными комиссиями по ЧС, МЧС России, Правительством РФ). Они же принимают решение о том, вводить или нет режим чрезвычайной ситуации на определенной территории.

В ликвидации ЧС, как правило, участвуют следующие структуры субъектов Российской Федерации, на территории которых она возникла:

  • органы исполнительной власти;
  • органы самоуправления;
  • организации, учреждения, предприятия всех организационно-правовых форм.

Чрезвычайные ситуации, происходящие в мирное время, принято делить на 5 групп:

  1. ЧС, которым сопутствуют выбросы опасных веществ в природную среду: радиоактивное загрязнение различного происхождения; утечка ядовитых и химически опасных веществ; утечка бактериологических опасных веществ в окружающую среду.
  2. ЧС, сопровождаемые взрывами или пожарами, а также связанные с их последствиями.
  3. ЧС на коммуникациях транспортного назначения: крупные аварии на инженерных сетях различного назначения, на трубопроводах, на водных коммуникациях; сход с рельсов или столкновение поездов в метро и на железной дороге; иные транспортные аварии, приведшие к катастрофе.
  4. ЧС, носящие военно-политический характер: массовые волнения, сопровождаемые попыткой захвата государственных учреждений; вооруженные нападения; падение ядерного оружия; ракетно-ядерный удар с неизвестного корабля.
  5. ЧС, возникшие в результате стихийных бедствий: природные пожары, наводнения, цунами, заторы льда, смерчи, бури, ураганы, снежные лавины, селевые потоки, оползни, вулканы, землетрясения.

Классификация ЧС

По природе возникновения

ЧС, в зависимости от источника своего происхождения, делятся на:

  1. Природные ЧС. Вызываются природной стихией (пожары природного происхождения, бури, смерчи, ураганы, сели, оползни, сход лавин, извержения вулканов, наводнения, цунами, землетрясения и т.п.).
  2. Экологические ЧС. Происходят в связи с аномальными изменениями в окружающей природной среде по вине человека (загрязнение биосферы, кислотные дожди, деградация почвы, опустынивание, разрушение озонового слоя и т.д.).
  3. Техногенные ЧС. Возникают на различных технических опасных объектах. Сюда относят аварии, происходящие на системах жизнеобеспечения (подача электро-, теплоснабжения); обрушение зданий (в результате взрывов или аварийного состояния); аварии на производстве, связанные с выбросом в окружающую среду (воздух, воду, почву) опасных для экологии веществ; выбросы радиоактивных загрязняющих веществ; аварии, пожары и взрывы на объектах, представляющих химическую опасность.
  4. Социальные ЧС. К этой категории принадлежат события общественного характера: военные действия в результате государственных противоречий; вооруженные конфликты внутри страны на почве национальной вражды; насилия, имеющие массовый характер; терроризм, бандитизм, массовые беспорядки и т.д.
  5. Биологические ЧС. Подразумевают распространение инфекционных заболеваний широкого масштаба. Могут происходить как среди людей (эпидемии) и животных (эпизоотии), так и вызывать поражение и гибель сельскохозяйственных растений (эпифитотии).
  6. Антропогенные ЧС. Название говорит о том, что они всегда связаны с ошибочными действиями человека.

При наличии двух или больше различных сфер возникновения их называют смешанными.

По масштабу

Масштаб чрезвычайного происшествия оценивается по размеру нанесенного ущерба, количеству пострадавших и по территориальному признаку (величине охваченной им территории).

ЧС считается локальной, если:

  • ее зона находится в пределах территории определенного объекта;
  • число получивших значительный ущерб здоровью или погибших не превышает 10 человек;
  • материальный ущерб (в том числе окружающей природе) не превышает 240 тысяч рублей.

К подобным муниципальным ситуациям относятся те, у которых:

  • зона находится в пределах одного поселения (района) или внутри города;
  • число пострадавших в результате ЧС более 10-ти, но не превышает 50 человек;
  • материальный ущерб исчисляется суммой свыше 240 тысяч рублей, но не превышающей 12 млн рублей.

Показатели межмуниципального вида ЧС:

  • затронута территория не менее двух поселений, районов или территорий внутри городов или между ними;
  • число погибших или получивших значительный ущерб для здоровья не превышает 50 человек;
  • материальный ущерб (включая нанесенный природным ресурсам) не превышает 12 млн рублей.

Региональная ситуация имеет следующие признаки:

  • зона ЧС находится внутри одного субъекта РФ, не выходя за его пределы;
  • пострадало от 51 до 500 человек;
  • материальный ущерб лежит в пределах от 12 млн до 1,2 млрд рублей.

Межрегиональная ЧС отличается от региональной тем, что зона, на которой произошла чрезвычайная ситуация, принадлежит одновременно нескольким субъектам РФ (не менее, чем двум).

Основные признаки такой федеральной ситуации:

  • число погибших и получивших увечья, значительный вред здоровью, превышает 500 человек;
  • размер причиненного материального ущерба исчисляется суммой более 1,2 млрд рублей.

ЧС могут также иметь национальный характер (охватывать государство целиком) и глобальный (когда они затрагивают сразу несколько государств).

По причине возникновения

По этому признаку все чрезвычайные ситуации делятся на 2 группы:

  1. Те, которые относятся к неумышленным (непреднамеренным) — техногенные аварии и катастрофы, различные бедствия стихийного происхождения.
  2. Относящиеся к умышленным (преднамеренным) — теракты, военные, социальные, национальные конфликты.

По продолжительности действия

По данному признаку все чрезвычайные ситуации подразделяют на:

  1. Имеющие затяжное течение (к ним, в частности, относятся те, которые вызывают загрязнение окружающей природы).
  2. Имеющие кратковременный характер.

По скорости распространения

Характер чрезвычайной ситуации, в зависимости от скорости ее распространения, принято считать:

  1. Плавным (большинство экологических ситуаций, когда загрязнение природы происходит постепенно).
  2. Умеренным.
  3. Быстро распространяющимся.
  4. Стремительным (большая часть стихийных бедствий, техногенных аварий, вооруженных конфликтов, включая военные).
  5. Взрывным.

По степени внезапности

ЧС может оказаться:

  1. Прогнозируемой (ожидаемой) — среди них обычно экономические, политические и социальные ситуации.
  2. Непрогнозируемой (внезапной) — в основном стихийные бедствия.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций специальными службами имеет важное значение, так как позволяет подготовиться к вероятной опасности, осуществить своевременное предупреждение населения и органов МЧС, предусмотреть грамотные действия по ликвидации последствий, минимизировать потери, избежать случайных жертв, а иногда и предотвратить саму ЧС.

Виды чрезвычайных ситуаций по характеру

В зависимости от сферы своего происхождения, все ЧС подразделяются на имеющие один из характеров, описанных ниже.

Читайте также: