Максим тирский предпочитать ли кинический образ жизни кратко

Обновлено: 19.05.2024

Популярный платонизм М. близок версии учения, представленной в сочинениях современника М. Апулея из Мадавры (125 - до 170 н. э.), также философствующего ритора. М. в характерных ритмизованных периодах пропагандирует известные платонические тезисы (в сочетании с аристотелевскими): о соотношении чувственного и умопостигаемого, душе и теле, познании и его видах, вечных богах и смертных людях; о способностях души, соотношении разума и чувств и т. д. Напр., стандартные определения божественной природы сопоставимы с аналогичными определениями у Апулея, Алкиноя и Нумения: бог - царь, один над всеми, он отец, а боги -дети его и его соправители; бог не видим очами, не изречен устами, не ощутим руками, не слышим ушами, и только душе чистой и разумной он видим благодаря подобию; он - разум (νοῦς), вечно мыслящий все, мыслящий сразу; незыблемо царство божие, и закон его крепок, и в царстве его - спасение, и т. п. (Or. 11). Бог самодостаточен, совершен, всемогущ, по совершенству своему желает блага, по самодостаточности - обладает им, по всемогуществу - способен его творить; и желая, и имея, и будучи способен - он творит добро (Or. 38).

Соч.: Trapp M. В. (ed.). Maximus Tyrius: Dissertationes. Stuttg.; Lpz., 1994 (ВТ); Hobein H. (ed.). Maximi Tyrii Philosophoumena. Lpz., 1910 (ВТ); Maximus of Tyre. The Philosophical Oratios. Transi, by Μ. Β. Trapp. Oxf., 1997; Koniaris G. L. (ed.). Maximus Tyrius: Philosophumena-Dialexeis. В.; Ν. Υ., 1995; Максим Тирский. Предпочитать ли ки-нический образ жизни? Пер. Ю. Шульца, - Антология кинизма. Изд. подг. И. М. Нахов. M., 19962, с. 296-302; О том, следует ли молиться. Пер. И. Ковалевой, - Античность в контексте современности. Под редакцией А. А. Тахо-Годи и И. М. Нахова. М., 1990, с. 196— 204.

Вместе смешались победные крики и смертные стоны? [4]

Нет, ты не хочешь этого, моя несчастная душа.
5. Но оставь все эти образные сравнения вместе со сказками и обратись к человеку, жившему не во времена Крона, но в самой гуще нашего железного века, человеку, освобожденному Зевсом и Аполлоном [5].
Он не был ни уроженцем Аттики, ни дорийцем, он не был вскормлен Солоном, и не был воспитан Ликургом (ведь ни страны, ни законы не порождают доблестей), но происходил он из Синопы на Понте.
Спросив совета у Аполлона [6], он сбросил с себя все узы окружающего мира и освободился от его оков; свободный, он стал обходить землю, уподобясь птице, обладающей разумом, не боясь тиранов, не подчиняясь насилию закона, не обременяя себя общественными делами, не тревожась о воспитании детей, не сковывая себя браком, не занимаясь обработкой земли, не обременяя себя военной службой и не промышляя морской торговлей; напротив, он осмеивал все это - людей и их занятия, подобно тому как мы смеемся над малыми детьми всякий раз* как видим их с увлечением играющими в бабки, когда они бьют и получают удары, отнимают и в свою очередь отдают. Он жил жизнью царя, не знающего страха и свободного, он не проводил времени зимой среди вавилонян и не обременял собою мидян в летний зной [7], но вместе с временами года переселялся из Аттики в Истм, а из Истма снова в Аттику.
Его царскими чертогами были храмы, гимнасии и священные рощи, его богатством, не вызывающим никакой зависти, надежным и неотъемлемым, была вся земля и ее плоды, были рожденные Землей источники, которые изливали для него питье щедрее, чем весь Лесбос и Хиос.
Он любил чистый воздух и свыкся с ним так же хорошо, как львы, и не старался избежать того, что временами посылает Зевс, и не прибегал ни к каким ухищрениям, чтобы создавать для себя тепло зимой, а летом освежать себя прохладой. Был он поистине настолько привычен ко всему на свете, что при таком образе жизни оставался здоровым и сильным и дожил до глубокой старости; он никогда не нуждался ни в лекарствах, ни в железе, ни в огне [8], ни в Хироне, ни в Асклепии, нив асклепиадах [9], ни в предсказаниях прорицателей, ни в очистительных обрядах жрецов, ни в пении магов-заклинателей.
Когда Эллада была охвачена войной и все нападали на всех, -

В поле сходились недавно, стремимые бурным Ареем [10], -

лишь он один призывал к миру, он, невооруженный среди вооруженных, мирный среди сражающихся; его сторонились беззаконные тираны и доносчики, ибо он обличал дурных людей, обличал не словесными ухищрениями, докучливо порицая их, но делами, сопоставляя всякий раз дела их и свои. Обличая, он всегда достигал цели и был миролюбивым. Поэтому против Диогена не выступил ни Мелет какой-нибудь, ни Аристофан, ни Анит, ни Ликон [11].
6. Итак, как же мог Диоген не отдать предпочтения такому образу жизни, который он добровольно избрал себе, который ему указал Аполлон и восхвалил Зевс и которому удивляются все, кто имеет разум?
А чем, кроме непосредственной пользы дела, может руководствоваться тот, кто не по собственному выбору приобрел что бы то ни было?
Например, спроси женатого человека: "Для чего ты женился?" Он скажет: "Для того, чтобы иметь детей". Спроси воспитывающего детей, ради чего он их родил, он скажет: "Страстно желая наследника". Спроси воина, он скажет: "Хочу богатой добычи". Спроси земледельца, он ответит: "Хочу собрать плоды". Спроси у ростовщика, он скажет: "Жажду богатства". Спроси занимающегося общественными делами, он скажет: "Жажду славы".
Однако все предметы этих желаний в большинстве случаев оказываются обманчивыми и превращаются в свою противоположность; удача - дело случая, а не результат мудрости или искусства. Ведь всякий, кто поставит перед собой одну из этих целей, испытает в жизни несчастье и потерпит заслуженные бедствия, так как он не может сослаться на то, что не знал, каковы те блага, которые он избрал по своей воле.
Кого же из всех этих людей можно назвать свободным? Народного вождя? Но ведь он раб многих господ! Судебного оратора? Но он раб суровых судей! Тирана? Но он раб необузданных наслаясдеяий! Полководца? Но он раб неверного случая! Мореплавателя? Но он раб ненадежного ремесла! Философа? Но какого именно? Я конечно восхваляю Сократа, но я же слышу, как он говорит: "Я подчиняюсь законам, добровольно иду в тюрьму и охотно принимаю яд". О Сократ, понимаешь ли ты, что говоришь? Неужели охотно или только желая мужественно противостать своей неизбежной судьбе? "Я повинуюсь закону". - Какому закону? Ведь если это закон Зевса, я прославляю такого законодателя; если же закону Солона, то чем Солон был лучше Сократа?
Но пусть ответит мне Платон, во имя философии, неужели ее не поколебало ничто: ни Дион, вынужденный бежать, ни грозный Дионисий [12], ни Сицилийское или Ионийское моря, вздымающие свои волны?
Упомяну, пожалуй, и о Ксенофонте [13] и брошу взгляд на его жизнь, заполненную странствиями, неверным счастьем, вынужденной военной службой, командованием войсками против воли и почетным изгнанием.
И вот все эти злоключения, утверждаю я, проходят мимо того образа жизни, которым Диоген прославился более, чем Ликург и Солон, Артаксеркс и Александр, и стал свободнее даже самого Сократа: ведь он не был ни судим, ни заключен в тюрьму и прославился не своими страданиями.

МАКСИМ ТИРСКИЙ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

1. Maximus Tyrius. Dissertationes, ed. Μ.Β.Trapp. Stuttg. Lpz., 1994;

2. англ. пер.: Maximus of Tyre. The Philosophical Orations, ed. and transl. by M.B.Trapp. Oxf., 1997;

3. Koniaris G.L. Maximus Tyrius: Philosophumena-Dialexeis. В.–N. Y., 1995;

4. в рус. пер.: Предпочитать ли кинический образ жизни? пер. Ю.Шульца. – В кн.: Антология кинизма, сост. И.М.Нахов. М., 2-е изд., 1996, с. 296–302;

5. О том, следует ли молиться, пер. И.Ковалевой. – В кн.: Античность в контексте современности, под ред. А.А.Тахо-Годи и И.М.Нахова. М., 1990.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 483.

Далее читайте:

Сочинения:

Maximus Tyrius. Dissertationes, ed. Μ.Β.Trapp. Stuttg. Lpz., 1994;

англ. пер.: Maximus of Tyre. The Philosophical Orations, ed. and transl. by M.B.Trapp. Oxf., 1997;

Koniaris G.L. Maximus Tyrius: Philosophumena-Dialexeis. В.–N. Y., 1995;

в рус. пер.: Предпочитать ли кинический образ жизни? пер. Ю.Шульца. – В кн.: Антология кинизма, сост. И.М.Нахов. М., 2-е изд., 1996, с. 296–302;

О том, следует ли молиться, пер. И.Ковалевой. – В кн.: Античность в контексте современности, под ред. А.А.Тахо-Годи и И.М.Нахова. М., 1990.

Литература:

Лексика, конкордансы: Granados Fernandez M. С. Lexico de Macrobio. Vol. 1-8. Madrid, 1980; Concordantia Macrobiana: a concordance to the Saturnalia of Ambrosius Theodosius Macrobius. Prep, by R. M. Marina Saez and J. F. Mesa Sanz. Vol. 1-3. Hldh., 1997.

МАКСИМ ТИРСКИЙ 465

Популярный платонизм М. близок версии учения, представленной в сочинениях современника М. Апулея из Мадавры (125 - до 170 н. э.), также философствующего ритора. М. в характерных ритмизованных периодах пропагандирует известные платонические тезисы (в сочетании с аристотелевскими): о соотношении чувственного и умопостигаемого, душе и теле, познании и его видах, вечных богах и смертных людях; о способностях души, соотношении разума и чувств и т. д. Напр., стандартные определения божественной природы сопоставимы с аналогичными определениями у Апулея, Алкиноя и Нумения: бог - царь, один над всеми, он отец, а боги -дети его и его соправители; бог не видим очами, не изречен устами, не ощу-



466 МАКСИМ ЭФЕССКИЙ

тим руками, не слышим ушами, и только душе чистой и разумной он видим благодаря подобию; он - разум (νους), вечно мыслящий все, мыслящий сразу; незыблемо царство божие, и закон его крепок, и в царстве его - спасение, и т. п. (Or. 11). Бог самодостаточен, совершен, всемогущ, по совершенству своему желает блага, по самодостаточности - обладает им, по всемогуществу - способен его творить; и желая, и имея, и будучи способен - он творит добро (Or. 38).

Соч.:Trapp M. В. (ed.). Maximus Tyrius: Dissertationes. Stuttg.; Lpz., 1994 (ВТ); Hobein H. (ed.). Maximi Tyrii Philosophoumena. Lpz., 1910 (ВТ); Maximus of Tyre. The Philosophical Oratios. Transi, by Μ. Β. Trapp. Oxf., 1997; Koniaris G. L. (ed.). Maximus Tyrius: Philosophumena-Dialexeis. В.; Ν. Υ., 1995; Максим Тирский. Предпочитать ли ки-нический образ жизни? Пер. Ю. Шульца, - Антология кинизма. Изд. подг. И. М. Нахов. M., 1996 2 , с. 296-302; О том, следует ли молиться. Пер. И. Ковалевой, - Античность в контексте современности. Под ред. А. А. Тахо-Годи и И. М. Нахова. М., 1990, с. 196—204.

Лит.: Delflm Santos F. Maxime (d'Éphèse?), - DPhA IV, 2005, p. 313-322. См. лит. к ст. Пергамская школа.

М. А. СОЛОПОВА

Соч.: Marini Vita Prodi. Graece et latine. Rec. J. F. Boissonnade. Lpz., 1814; Saffrey H. £>., Segonds A. Ph. (edd.). Marinus, Proclus ou Sur le bonheur. P., 2001; Марин. Прокл, или О счастье. Пер. М. Л. Гаспарова, - Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, с. 441-454.

Лит.: Schissel von Fieschenberg О. Marinos von Neapolis und die neuplatonischen Tugendgrade. Ath., 1928; Theiler W. Rez.: O. Schissel von Fieschenberg, - Gnomon 5, 1919, S. 307-317; Sambursky S. Proklos, Präsident der platonischen Akademie, und sein Nachfolger, der Samaritaner Marinos, - SHA W (M) 1985, 2 Abhnd., S. 35-51.

Ю. А. ШИЧАЛИН

468 МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН

МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН(Marcus Aurelius Antoninus) (26.04.121, Рим - 17.03.180, Виндобона, Вена), последний крупный представитель Поздней Стой, римский император (с 161).

Биография.Родился в знатной семье и был назван Марком Катилием Севером - в честь прадеда с материнской стороны. После ранней смерти отца, претора Анния Вера, усыновлен (и воспитан) дедом с отцовской стороны и стал называться Марк Анний Вер. В 138 по желанию императора Адриана усыновлен дядей, будущим императором Антонином Пием, и получил имя Марк Элий Аврелий Вер. Видимо, тогда же был помолвлен с дочерью Антонина Пия Фаустиной, которая стала его супругой в 145. Получил всестороннее образование. Греческую и латинскую риторику изучал у известных риторов Герода Аттика и Корнелия Фронтона. Уже в юности начал интересоваться философией. Среди наставников М. А. - платоники Александр и Секст Херонейский (племянник Плутарха), перипатетик Клавдий Север, стоики Аполлоний Халкедонский (специально приглашенный Антонином Пием для занятий с М. А.) и Квинт Юний Рустик (дважды консул и префект Рима при Μ. Α.), который познакомил М. А. с записями бесед Эпиктета, оказавшими на М. А. несомненное влияние. Скорее всего, М. А. имел представление об учениях всех крупных школ и, вероятно, об ионийской натурфилософии, но, видимо, с самого начала отдавал предпочтение стоической доктрине. Кроме того, М. А. изучал музыку, математику, право и др. дисциплины (SHA 2-3; М. Aur. I 7-9; 12; 14). О жизни М. А. в 146-161 ничего не известно. С 161 (после смерти имп. Антонина Пия) -император с именем Марк Аврелий Антонин Август; до 169 правил вместе со сводным (по усыновлению) братом Луцием Вером, с 177 — вместе с сыном Коммодом. В 176 М. А. посетил Афины и учредил там четыре философские кафедры - платоническую, стоическую, перипатетическую и эпикурейскую, содержавшиеся за государственный счет (Philostr. V. soph. II 2; Cass. Dio LXXI 31). В 170-х гг. придворным врачом М. А. стал известный медик и философ Гален. Последний период жизни М. А. наполнен походами. Умер во время очередной военной экспедиции 17 марта 180 в Виндобоне (Вена) или (по другим источникам) в Сирмии (Сремска-Митровица, Сербия).

МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН 469

билует повторами и вариациями на сквозные темы: порядок мироздания, вечное возвращение, бренность сущего, смерть, следование природе, исправление нрава, общее благо и т. д.

470 МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН

МАРЦИАН КАПЕЛЛА 471

Текст: The Meditations of the Emperor Marcus Antoninus. Ed. with transi, and comm. by A. S. L. Farquharson. Vol. 1-2. Oxf., 1944; Kaiser MarkAurel. Wege zu sich selbst. Hrsg. und übers, von W. Theiler. Z., 1951; Marco Aurelio Antonino. Pensieri. Introd., note crit. e traduz. a cura di Ε. Pinto. Nap., 1968; Ad se ipsum libri XII. Ed. J. Dalfen. Lpz., 1979. Рус. пер.: Размышления императора Марка Аврелия о том, что важно для самого себя. Пер. Л. Д. Урусова. Тула, 1882; К самому себе. Пер. П. Н. Краснова. СПб., 1895; Наедине с собой. Размышления. Пер. С. Роговина. М., 1914 (Магнитогорск, 1994); Размышления. Пер. А. К. Гаврилова. Л., 1985 (СПб., 1993 2 ).

Лексика, конкордансы: Granados Fernandez M. С. Lexico de Macrobio. Vol. 1-8. Madrid, 1980; Concordantia Macrobiana: a concordance to the Saturnalia of Ambrosius Theodosius Macrobius. Prep, by R. M. Marina Saez and J. F. Mesa Sanz. Vol. 1-3. Hldh., 1997.

МАКСИМ ТИРСКИЙ 465

Популярный платонизм М. близок версии учения, представленной в сочинениях современника М. Апулея из Мадавры (125 - до 170 н. э.), также философствующего ритора. М. в характерных ритмизованных периодах пропагандирует известные платонические тезисы (в сочетании с аристотелевскими): о соотношении чувственного и умопостигаемого, душе и теле, познании и его видах, вечных богах и смертных людях; о способностях души, соотношении разума и чувств и т. д. Напр., стандартные определения божественной природы сопоставимы с аналогичными определениями у Апулея, Алкиноя и Нумения: бог - царь, один над всеми, он отец, а боги -дети его и его соправители; бог не видим очами, не изречен устами, не ощу-

466 МАКСИМ ЭФЕССКИЙ

тим руками, не слышим ушами, и только душе чистой и разумной он видим благодаря подобию; он - разум (νους), вечно мыслящий все, мыслящий сразу; незыблемо царство божие, и закон его крепок, и в царстве его - спасение, и т. п. (Or. 11). Бог самодостаточен, совершен, всемогущ, по совершенству своему желает блага, по самодостаточности - обладает им, по всемогуществу - способен его творить; и желая, и имея, и будучи способен - он творит добро (Or. 38).

Соч.:Trapp M. В. (ed.). Maximus Tyrius: Dissertationes. Stuttg.; Lpz., 1994 (ВТ); Hobein H. (ed.). Maximi Tyrii Philosophoumena. Lpz., 1910 (ВТ); Maximus of Tyre. The Philosophical Oratios. Transi, by Μ. Β. Trapp. Oxf., 1997; Koniaris G. L. (ed.). Maximus Tyrius: Philosophumena-Dialexeis. В.; Ν. Υ., 1995; Максим Тирский. Предпочитать ли ки-нический образ жизни? Пер. Ю. Шульца, - Антология кинизма. Изд. подг. И. М. Нахов. M., 1996 2 , с. 296-302; О том, следует ли молиться. Пер. И. Ковалевой, - Античность в контексте современности. Под ред. А. А. Тахо-Годи и И. М. Нахова. М., 1990, с. 196—204.

Лит.: Delflm Santos F. Maxime (d'Éphèse?), - DPhA IV, 2005, p. 313-322. См. лит. к ст. Пергамская школа.

М. А. СОЛОПОВА

Соч.: Marini Vita Prodi. Graece et latine. Rec. J. F. Boissonnade. Lpz., 1814; Saffrey H. £>., Segonds A. Ph. (edd.). Marinus, Proclus ou Sur le bonheur. P., 2001; Марин. Прокл, или О счастье. Пер. М. Л. Гаспарова, - Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986, с. 441-454.

Лит.: Schissel von Fieschenberg О. Marinos von Neapolis und die neuplatonischen Tugendgrade. Ath., 1928; Theiler W. Rez.: O. Schissel von Fieschenberg, - Gnomon 5, 1919, S. 307-317; Sambursky S. Proklos, Präsident der platonischen Akademie, und sein Nachfolger, der Samaritaner Marinos, - SHA W (M) 1985, 2 Abhnd., S. 35-51.

Ю. А. ШИЧАЛИН

468 МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН

МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН(Marcus Aurelius Antoninus) (26.04.121, Рим - 17.03.180, Виндобона, Вена), последний крупный представитель Поздней Стой, римский император (с 161).

Биография.Родился в знатной семье и был назван Марком Катилием Севером - в честь прадеда с материнской стороны. После ранней смерти отца, претора Анния Вера, усыновлен (и воспитан) дедом с отцовской стороны и стал называться Марк Анний Вер. В 138 по желанию императора Адриана усыновлен дядей, будущим императором Антонином Пием, и получил имя Марк Элий Аврелий Вер. Видимо, тогда же был помолвлен с дочерью Антонина Пия Фаустиной, которая стала его супругой в 145. Получил всестороннее образование. Греческую и латинскую риторику изучал у известных риторов Герода Аттика и Корнелия Фронтона. Уже в юности начал интересоваться философией. Среди наставников М. А. - платоники Александр и Секст Херонейский (племянник Плутарха), перипатетик Клавдий Север, стоики Аполлоний Халкедонский (специально приглашенный Антонином Пием для занятий с М. А.) и Квинт Юний Рустик (дважды консул и префект Рима при Μ. Α.), который познакомил М. А. с записями бесед Эпиктета, оказавшими на М. А. несомненное влияние. Скорее всего, М. А. имел представление об учениях всех крупных школ и, вероятно, об ионийской натурфилософии, но, видимо, с самого начала отдавал предпочтение стоической доктрине. Кроме того, М. А. изучал музыку, математику, право и др. дисциплины (SHA 2-3; М. Aur. I 7-9; 12; 14). О жизни М. А. в 146-161 ничего не известно. С 161 (после смерти имп. Антонина Пия) -император с именем Марк Аврелий Антонин Август; до 169 правил вместе со сводным (по усыновлению) братом Луцием Вером, с 177 — вместе с сыном Коммодом. В 176 М. А. посетил Афины и учредил там четыре философские кафедры - платоническую, стоическую, перипатетическую и эпикурейскую, содержавшиеся за государственный счет (Philostr. V. soph. II 2; Cass. Dio LXXI 31). В 170-х гг. придворным врачом М. А. стал известный медик и философ Гален. Последний период жизни М. А. наполнен походами. Умер во время очередной военной экспедиции 17 марта 180 в Виндобоне (Вена) или (по другим источникам) в Сирмии (Сремска-Митровица, Сербия).

МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН 469

билует повторами и вариациями на сквозные темы: порядок мироздания, вечное возвращение, бренность сущего, смерть, следование природе, исправление нрава, общее благо и т. д.

470 МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН

МАРЦИАН КАПЕЛЛА 471

Текст: The Meditations of the Emperor Marcus Antoninus. Ed. with transi, and comm. by A. S. L. Farquharson. Vol. 1-2. Oxf., 1944; Kaiser MarkAurel. Wege zu sich selbst. Hrsg. und übers, von W. Theiler. Z., 1951; Marco Aurelio Antonino. Pensieri. Introd., note crit. e traduz. a cura di Ε. Pinto. Nap., 1968; Ad se ipsum libri XII. Ed. J. Dalfen. Lpz., 1979. Рус. пер.: Размышления императора Марка Аврелия о том, что важно для самого себя. Пер. Л. Д. Урусова. Тула, 1882; К самому себе. Пер. П. Н. Краснова. СПб., 1895; Наедине с собой. Размышления. Пер. С. Роговина. М., 1914 (Магнитогорск, 1994); Размышления. Пер. А. К. Гаврилова. Л., 1985 (СПб., 1993 2 ).

Читайте также: