Кто такой пророк кратко
Обновлено: 04.07.2024
Проро́к (гр. προφήτης, лат. propheta), сонм ветхозаветных святых, почитаемых Церковью как провозвестники воли Божией, предрекавшие приход Христа. Пророк – это лицо, говорящее от имени Бога, сообщающий народу Божий слова; эти слова могут быть как пророчеством в узком смысле, т.е. предвозвещением будущего, так и наставлением или утешением. В Св. Писании подчеркивается, что пророки призываются Богом, т.е. пророчество всегда выступает как дар, как избрание свыше, а не как решение самого пророка о своей судьбе. Как говорится в Книге пророка Амоса, “Господь Бог сказал – кто не будет пророчествовать?” (Ам. 3,8).
Пророчество присутствует в св. истории с самых ранних времен. В Св. Писании пророками именуются ветхозаветные патриархи Енох, Ной, Авраам, Иаков, Моисей. В конце эпохи Судей (времени пророка и судьи Самуила) появляются сонмы пророков или “сынов пророческих” (1 Цар. 10, 5 сл.) и пророки становятся постоянным институтом, направляющим религиозно-нравственную жизнь Израиля. Наряду с царем и священником, пророк оказывается одной из трех основных составляющих израильского общества. Со времени Самуила пророчество образует непрерывную традицию учителей и учеников, продолжающуюся до Боговоплощения. Эта традиция отразилась в пророческой литературе, в пророческих книгах Ветхого Завета; четыре из них принадлежат великим пророкам Исаии, Иеремии, Иезекиилю и Даниилу, двенадцать – малым пророкам: Осии, Иоилю, Амосу, Авдию, Ионе, Михею, Науму, Аввакуму, Софонии, Аггею, Захарии и Малахии. Когда пророчество в Израиле прерывается в эпоху Маккавеев (1 Мак. 9, 27), Израиль воспринимает это как “великую скорбь” и живет в ожидании обетованного пророка; приход Иоанна Крестителя и понимался как исполнение этого обетования. Иоанн Креститель выступает как последний из пророков, он возвещает покаяние и близость Царствия Небесного, т.е. приход Мессии, Христа (“В те дни приходит Иоанн Креститель. и говорит: покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему” – Мф. 3, 2-3).
Христос (равно как затем и апостолы) постоянно ссылается в Своей проповеди на “закон и пророков”, показывая народу, что Он и есть тот Мессия, о котором возвещали пророки. С приходом Христа пророчество как институт иссякает, поскольку пророческий дар получает вся Церковь как община “чад Божиих”. Об этом говорит апостол Петр в день Пятидесятницы, приводя слова пророка Иоиля: “И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать” (Деян. 2, 18).
Почитание ветхозаветных пророков как христианских святых возникает в древней церкви чрезвычайно рано, являясь, видимо, продолжением и переосмыслением культа пророков в ветхозаветной религии. Со временем в восточной церкви (в отличие от западной) появляются празднования ветхозаветным святым, в православном календаре память всех ветхозаветных святых (включая пророков) празднуется в неделю перед Рождеством Христовым, и вместе с тем в отдельные дни чествуются отдельные пророки: Самуил, Иоад, Илия и Елисей, шестнадцать пророков, оставивших писания. По свидетельству св. Кирилла Иерусалимского (+ 386 г.), уже в древней литургии в ходатайственной молитве после совершения Евхаристии среди святых назывались и ветхозаветные пророки (как это имеет место и в современных литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого). В православной традиции в честь ветхозаветных пророков вынимается на проскомидии вторая частица из “девятичинной” просфоры – в честь “Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея; святых трех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков”.
Использованные материалы
Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.
Фразеологический словарь русского языка
Нет пророка в отечестве своем книжн. - человека не ценят в его стране, коллективе и т. д., предпочитая авторитеты со стороны
Библейская энциклопедия арх. Никифора
Православие. Словарь-справочник
1. Человек, предсказывающий будущее.
2. Лицо, возвещающее людям слово назидания, увещания и утешения по особому внушению Святого Духа (см. 1 Кор. 14, 3).
Пророки, труды и изречения которых известны из Священного Писания, следующие: Енох, Ной, Авраам и другие патриархи, Моисей, Аарон, Мариам – сестра Моисея, Девора-пророчица, Самуил, Гад, Нафан, Асаф, Ирифун, Еман, Давид, Соломон, Ахия, Иоиль-прозорливец, человек Божий из Иуды, пророчица Олдама, Азария, Анания, Илия, Елисей, Иона, Амос, Осия, Иоиль, Исаия, Михей, Авдий, Наум, Аввакум, Софония, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Аггей, Варух, Захария, Малахия, Захария – отец Предтечи, Симеон Богоприимец, Анна-пророчица, Иоанн Креститель, Агав и т.п. По пророческим книгам в Священном Писании пророки делятся на больших и малых. Большими называются: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил по обширности оставленных ими после себя пророческих книг. Меньших пророков 12: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Они называются меньшими потому, что оставили после себя книги меньшего объема сравнительно с книгами больших пророков. Особенный предмет предсказаний ветхозаветных пророков составлял Мессия – Христос и судьбы веры и Церкви Христовой и всего мира. Пророки охватили в своих пророчествах все обстоятельства земной жизни Господа и главнейшие судьбы веры и Церкви: рождение Господа от Девы, место Его рождения, бегство Его в Египет, избиение вифлеемских младенцев, явление перед Ним Предтечи, Его общественное служение, святую жизнь и дела, предание Его одним из учеников за 30 сребреников, Его осуждение на крестную смерть, Его страдания, пронзение рук и ног, распятие между злодеями, разделение Его одежд, напоение оцетом (уксусом), смерть и чудеса при смерти, прободение ребер, погребение между богатыми, Его воскресение из мертвых, вознесение на небо, сидение одесную Бога Отца, ниспослание Святого Духа, проповедь апостолов, просвещение язычников и распространение Церкви до пределов Вселенной, последние времена мира, пришествие Антихриста, второе пришествие Господа, воскресение мертвых, Страшный cуд и решение участи всех людей, добрых и злых, праведных и грешных, и, наконец, вечное царство Христово. Священное Писание свидетельствует о том, что через пророков говорил Святой Дух и что книги, составленные ими, писаны по вдохновению Духа Божьего. Так, апостол Петр пишет: Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 21).
См. Чины святости.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
,а, м
По воззрениям различных религий, провозвестник и истолкователь воли богов; предсказатель будущего.
* ► Как труп, в пустыне я лежал, и Бога глас ко мне воззвал: - Восстань, пророк, И виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. // Пушкин. Стихотворения //; Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? // Лермонтов. Стихотворения // /; [Лиза:] На что вам лучшего пророка? // Грибоедов. Горе от ума //. *
Библейский Словарь к русской канонической Библии
В Писании упомянуты по именам следующие пророки:
Авдий (не назван пророком),
Агей ( Езд.5:1 ; Агг.1:1 ),
Адда ( 2Пар.12:15 ; 2Пар.13:22 ),
Азария ( 2Пар.15:1 ) (не назван пророком),
Ананий ( 2Пар.16:7 ) (прозорливец),
Анания ( Иер.28:1 ) (лжепророк),
Асаф ( 2Пар.29:30 ) (прозорливец),
Ахав ( Иер.29:21 ) (лжепророк),
Валаам ( 2Пет.2:15 -16) (лжепророк),
Вариисус ( Деян.13:6 ) (лжепророк),
Варнава ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),
Давид (не назван пророком),
Елдад ( Чис.11:26 ) (не назван пророком),
Елиезер ( 2Пар.20:37 ) (не назван пророком),
Еман ( 1Пар.25:5 ) (прозорливец),
Енох ( Иуд.1:14 ) (не назван пророком),
Идифун ( 2Пар.35:15 ) (прозорливец),
Иезекииль (священник — Иез.1:3 ),
Иеремия ( Иер.28:5 ; Мат.2:17 ) (из священников — Иер.1:1 ),
Ииуй ( 2Пар.19:2 ) или Иуй ( 3Цар.16:12 ),
Иозиил ( 2Пар.20:14 ) (левит, пророком не назван),
Иоиль ( 2Пар.9:29 ) (прозорливец),
Иона ( 4Цар.14:25 ; Мат.12:39 ),
Исаия ( 4Цар.20:1 ; Мат.3:3 ),
Луций ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),
Малахия (пророком не назван),
Манаил ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),
Михей ( 3Цар.22:7 ,8,19) (пророком не назван),
Михей ( Иер.26:18 ; Мих.1:1 ) (пророком не назван),
Модад ( Чис.11:26 ) (пророком не назван),
Моисей ( Втор.18:15 ; Втор.34:10 ),
Наум (пророком не назван),
Осия (пророком не назван),
Савл ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),
Самуил ( 1Цар.3:20 ; Деян.13:20 ),
Седекия ( Иер.29:21 ) (лжепророк),
Симеон ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),
Софония (пророком не назван),
Урия ( Иер.26:20 ) (пророком не назван),
Хозай ( 2Пар.33:19 ) (пророком не назван),
Шемаия ( Иер.29:31 -32) (лжепророк).
Кроме того, в Священном Писании упоминаются просто пророки без обозначения имени:
пророк ( Чис.12:6 ) ( Суд.6:8 ) ( 2Пар.25:15 ),
один пророк ( 3Цар.13:11 ) ( 3Цар.20:13 ) ( 3Цар.20:25 ,38,41),
два пророка ( Отк.16:3 ,10),
некоторые пророки ( Деян.13:1 ),
прочие пророки ( Неем.6:14 ) (лжепророки),
человек Божий ( 1Цар.2:27 ) ( 3Цар.13:1 ) ( 3Цар.20:28 ) ( 2Пар.25:7 ),
сыны пророков ( 3Цар.20:35 ; 4Цар.2:3 ,5),
50 сынов пророческих ( 4Цар.2:7 ),
100 пророков ( 3Цар.18:13 ),
400 пророков ( 2Пар.18:5 ) (лжепророки),
сонм пророков ( 1Цар.10:5 ),
весь израильский народ (патриархи) ( 1Пар.16:22 ).
Пророками также названы в 3Цар.18:19 служители Ваала (450 человек) и дубрав (400 человек).
Господь через истинных Своих пророков всегда призывал Свой народ к отвращению всякой неправды и возвращению на истинный путь ( 4Цар.17:13 ). Бог в древности всегда говорил через пророков ( Евр.1:1 ), но их пророчества всегда имели как бы два плана — ближайший и отдаленный. И в этом отдаленном пророчестве они неизменно говорили о грядущем Мессии ( Иоан.5:39 ; Отк.19:10 ) и наиболее ясно — самые великие пророки еврейского народа ( Пс.21:2 ,17-19; ·Ис. 9; 53; Иер.23:5 -6; Иер.31:31 -34; Иез.34:23 -24; Дан.9:25 ).
Пророки, книги которых помещены в Библии, были из самых разных сословий: от пастуха (Амос), до священников (Иеремия, Иезекииль) и члена царской фамилии (Софония).
В Писании упоминаются своего рода пророческие школы в Навафе ( 1Цар.19:20 ), в Вефиле ( 4Цар.2:3 ), в Иерихоне ( 4Цар.2:5 ), в Галгале ( 4Цар.4:38 ) и в других местах ( 4Цар.6:1 -2), ученики которых назывались сынами пророческими ( 4Цар.4:1 ).
Ныне Бог говорит в Сыне Своем ( Евр.1:2 ), который назван Пророком из Назарета ( Мат.21:11 ) и Пророком, Которому должно придти в мир ( Иоан.6:14 ; Деян.3:22 -24). Его ближайшие ученики названы также пророками ( 1Фес.2:15 ; Отк.22:9 ). ( см. провидец, провозвестник, прозорливец, человек Божий)
Православный энциклопедический словарь
провозвестник воли Божией.
Православная энциклопедия
человек, по особому внушению Святого Духа умеющий предсказывать будущее и говорить людям слова назидания, утешения и увещевания.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Библия: Тематический словарь
А. Прокомментированные темы
1. ПРОРОКИ как тема:
♦ третьей Царств:
♦ четвертой Царств:
2. ИСПОЛНЕНИЕ как тема:
♦ Евангелия от Матфея:
♦ послания к Евреям:
Б. Как становились пророками
♦ непосредственный призыв Бога:
Ис 6:8; Иер 1:4,5; Ам 7:14,15
♦ вдохновление Богом:
1Цар 10:6,9-11; 1Цар 19:23,24
♦ поставление другим пророком:
♦ присоединение к группе пророков:
4Цар 2:3,5,7; 4Цар 6:1-4
В. Что совершали пророки
1. Передавали послания от Бога людям
♦ Бог повелевал им:
Втор 18:18; Иона 3:2
♦ Дух подвигал их:
♦ они утверждали: "Так говорит Господь":
2. Были стражами над людьми:
Иер 6:16,17; Иез 3:16-21
3. Обличали грехи царей:
2Цар 12:1-12; 3Цар 18:18,19
4. Объявляли суд над людьми:
3Цар 21:20–24; Ис 2:6-21; Иер 4:5-18
5. Предсказывали будущее:
3Цар 17:1; Деян 11:28
Ис 65:17–25; Иоил 2:28–32; Мих 5:2–5; Лк 24:25-27
6. Призывали людей к покаянию:
4Цар 17:13; Иер 18:11; Ам 5:4–6,14,15
7. Подавали надежду людям:
Иер 23:3–8; Ам 9:11–15; Соф 3:9-17
8. Толковали сны:
Дан 2:17–45; Дан 3:9-28
9. Записывали послания Божии:
Иер 30:2; Авв 2:2; Откр 1:11,19
Г. Способы определить истинного пророка
♦ исполнение пророчеств в полноте:
Втор 18:21,22; Иер 28:1-17
♦ соответствие пророчеств Слову Божию:
Втор 13:1–3; 3Цар 22:17–28,37; 1Ин 4:1-3
♦ ведение пророком богобоязненной жизни:
Иер 23:9-18; 2Пет 2:1–3,13-18
Д. Отношение к пророкам
1. Положительное
2. Отрицательное
♦ преследовали:
2Пар 36:16; Деян 7:52
♦ иногда бросали в темницы:
2Пар 18:25,26; Иер 37:15,16
♦ даже убивали:
3Цар 19:10; Мф 21:35,36; 1Фес 2:15
Е. Иисус Христос — последний пророк Божий
♦ исполнил Божие обетование о пророке:
Втор 18:15,18; Деян 3:21–23; Деян 7:37
♦ исполнил все пророчества Ветхого Завета:
Мф 5:17; 2Кор 1:20; 1Пет 1:10,11
♦ назван "Пророком":
Ин 6:14,15; Ин 7:40
♦ называл себя пророком:
Мф 13:57; Лк 13:33
♦ учил Словам Божиим:
Ин 7:16; Ин 12:49,50; Евр 1:1,2
♦ Он — Слово Божие во плоти:
Ж. Пророки в Новозаветной церкви
Деян 11:28; Деян 21:10
♦ Иуда и Сила:
♦ двенадцать человек в Ефесе:
♦ дочери Филиппа:
1Кор 13:2; 1Фес 4:13-17
2. Пророческий дар — дар Духа
♦ упомянут Петром в день Пятидесятницы:
♦ упомянут Павлом:
1Кор 12:10; 1Кор 14:1; Еф 4:11
♦ отличен от дара учительства:
Деян 13:1; 1Кор 12:28; Еф 4:11
3. Функции пророков в церкви
♦ служили основанием церкви:
♦ их дар предпочтителен говорению на языках:
♦ послание должно назидать церковь:
♦ послание должно дойти до неверующих:
♦ послание должно испытываться другими пророками:
1Кор 14:29–32; 1Фес 5:19,20; 1Ин 4:1
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG prophet)
(евр. nabi', греч. prophètes - тот, кто объявляет)
тот, кто обращается от имени Бога к народу Бога. Наиболее известны еврейские пророки, чьи писания содержатся в Ветхом Завете.
Словарь Богословских Терминов (Майерс)
• Prophet
Посредник между Богом и людьми, который принимал прямое откровение от Бога и открывал Божью волю людям.
Словарь Ожегова
ПРОРОК, а, м.
1. В религии: избранник Бога на земле, открывающий его волю и смысл истории прошедшее, настоящее и будущее. Книги пророков (излагаемые в Библии). П. Илья. П. Иоанн Предтеча (торжественно провозгласивший пришествие Иисуса Христа).
2. перен. Тот, кто пророчит, предсказывает чтон.
• Нет пророка в своём отечестве (книжн.) о верных суждениях, уме, к-рые у себя, среди своих часто оказываются не оценены [по евангельскому сказанию, передающему слова Иисуса Христа о том, что не почитать пророка могут разве что только в своём доме или в своём отечестве].
| ж. пророчица, ы (устар. и ко 2 знач. ирон.).
| прил. пророческий, ая, ое.
Словарь Ефремовой
- м.
- :
- Провозвестник и истолкователь воли Бога, богов (по воззрениям различных религий).
- перен. Тот, кто имеет непререкаемый авторитет в чем-л.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— библейский термин для обозначения особых провозвестников воли Божией — как в Ветхом, так и в Новом Завете. Еврейское название пророка нави означает "провозвестника, объявляющего чью-либо волю", а перев. греческое προφήτης — того, кто говорит от лица кого-либо, в данном случае — Бога. В дальнейшем значении — пророк это человек, предвидящий (через особые откровения свыше) и предсказывающий будущее. Патриархи были в то же время пророками или провозвестниками воли Божией, и таковыми ясно называются Енох, Ной, Авраам, Иаков, Моисей и др. ветхие праведники. С течением времени пророчество делается исключительной принадлежностью или даже должностью особого класса людей, которые составляют собой своего рода общества, или так называемые "сонмы". Особое развитие пророчество в этом смысле получает со времен пророка и судьи Самуила, который дал стройную организацию пророческим сонмам, или школам, сделав их источником нравственно-просветительного воздействия на народ. Эти сонмы представляли собой общины, которые состояли из учителей, или отцов, и учеников, имели все общее, жили в строжайшей религиозно-нравственной дисциплине и совершали торжественные процессии, сопровождая их пением и музыкой. Из этих общин или школ вышли непреклонные хранители и ревнители завета, бесстрашные обличители идолопоклонства — закаленные мужи, которые не боялись говорить правду в лицо царям и потому хотя большей частью заканчивали жизнь мученической смертью, однако, по временам пользовались огромным влиянием и уважением, заставлявшим и гордых царей прибегать к ним за советом в трудные дни. Со времен Самуила пророки идут непрерывной чередой почти через всю ветхозаветную историю; но наивысшего развития пророчество как общественная сила достигло во времена знаменитых пророков Илии и Елисея , когда сонмы или школы их насчитывали сотни преданных учеников и когда учителя или главы их оказывали огромное влияние не только на общественную жизнь своего народа, но и далеко за пределами своей страны (например Елисей, Иона и др.). В пророческих школах производилось правильное религиозно-нравственное воспитание, к которому примыкали и такие образовательные предметы, как пение, музыка, письменность, счисление и пр. Впоследствии из этих школ выходили пророки-писатели, которые оставили после себя богатую литературу, изумляющую силой и красотой восторженного слова. Из пророческой литературы составились пророческие книги — из которых четыре принадлежат великим пророкам Исайе, Иеремии, Иезекиилю и Даниилу и двенадцать малым пророкам — Осии, Иоилю, Амосу, Авдию, Ионе, Михею, Науму, Аввакуму, Софонии, Аггею, Захарии и Малахии (см.). И. Христос ставил их рядом с законом Моисея. "Закон и пророки" — сделалось типическим выражением для обозначения всей сущности Ветхого Завета. С наступлением эпохи Нового Завета пророчество потеряло свое первоначальное значение, и хотя есть известия о нескольких пророках, но это уже слабые отголоски минувшего величия. Среди 27 книг новозаветного канона пророческий характер имеет только одна — Апокалипсис, или Откровение Иоанна.
Литература. Knobel, "Der Prophetismus der Hebräer" (1837); Kö ster, "D. Propheten d. A. u. N. Test." (1838); Tholuck, "D. Propheten und ihre Weissagungen" (2 изд., 1860); Ewald, "D. Propheten d. A. Bundes" (2 изд., 1867); Robertson Smith, "The prophets of Israel" (1882); А. Лопухин, "Библейская история при свете новейших исследований и открытий" (СПб., 1892—95).
Тот, кто говорит от имени Бога и пророчествует с помощью святого духа. Его посылает Бог. Порой сам пророк не понимал до конца, о чем говорит.
Пророк, это человек, избранный Всевышним Аллахом из числа лучших представителей данного племени или нации. Это величайшее благо Всевышнего Аллаха, так как людям трудно было бы собственным умом определить свой духовный выбор. Разъясняя Истинный Путь указанный Всевышним, Пророки тем самым спасли людей, поверивших в Священное Писание от многобожия и идолопоклонства.
Пророк - это человек, избранный Аллахом для получения откровения, ему Аллах ниспосылает законы предыдущих пророков и повелевает проповедовать их среди людей.
Это тот, кто передает слова Бога, о нашем будущем, передает предуприждение, например:
Пророчество Авелья смерти Николая II, написал письмо что до 1918г. Ему бояться нечего.
А если взять пример (наше будущее).
Говорится пророком Отроком Вячеславом, что будут у нас коды, биометрические паспорта, и чипы которые вставляют внутрь человека, или нападения Китая на Россию. Или ранее пророчество, как Путин станет призедентом.Библия много говорит о пророках и пророчествах
В наше время тоже популярны разного рода предсказатели будущего – от гадалок до футурологов. Были ли библейские пророки кем-то вроде них? Или они передавали людям то, что открывал им Бог?
И как они вообще становились пророками – этому где-то учили, как ремеслу, или каждому Господь указывал особый путь?
Иона – неправильный пророк
Итак, Иона. Господь отправляет его проповедовать в Ниневию, столицу Ассирийской империи (для израильтян этот город был примерно тем же, чем для нас – гитлеровский Берлин). Иона действительно отправляется в путь… но ровно в противоположном направлении! У него нет ни малейшего желания связываться с ассирийцами, и он пытается бежать на корабле за море. Тогда Господь насылает бурю, и Иона оказывается в морской пучине, где его целиком проглатывает огромная рыба. Попав в желудок монстра, Иона чудом остается жив, но у него просто не остается иного выбора, кроме как призвать на помощь Господа и принять Его волю. Молитва пророка была услышана – и через три дня, выброшенный на сушу, он отправляется в Ниневию.
Книга Ионы, по-видимому, что-то вроде притчи – рассказа, который передает нам некие важные истины, не будучи при этом документально точным. Дело даже не в том, что Иона три дня провел во чреве огромной рыбы (в конце концов, при отсутствии естественнонаучных аргументов это можно объяснить чудом), а в том, что у нас нет никаких исторических данных, свидетельствующих о том, что столица Ассирии когда-либо обращалась к Единому Богу. Я бы отнес рассказ об Ионе к жанру альтернативной истории: что могло бы случиться, если бы все, кто слышит голос Божий, в точности исполняли Его волю, пусть даже и нехотя!
Итак, мы видим на примере Ионы, что пророк – не просто глашатай или секретарь Бога, который передает другим или сохраняет для потомков Его слова. Он – полноценная личность. Он по собственной воле, пусть и не сразу, принимает свою миссию (а иначе он просто не становится пророком), и у него с Богом свои отношения, которые не менее важны для Господа, чем та весть, которую Он поручает пророку.
Далее, слова Бога – это не предсказание будущего, это, скорее, оценка настоящего и призыв к переменам. Пророчества очень часто содержат суровые обличения израильтян и окрестных народов и грозят страшными наказаниями, но люди в силах отвратить их подлинным покаянием – то есть не формальным извинением, а переменой образа жизни.
И наконец, пророчество всегда имеет конкретный исторический контекст, оно кому-то адресовано, но оно всегда шире этого контекста: оно сообщает нечто вечное, не меняющее смысла с течением веков. Можно сказать, что пророчество – взгляд Вечности на современность, и поэтому оно всегда остается современным.
Пророки бывают разные
Пророки могли состоять при храме, могли – при царском дворе, а могли быть независимыми. Когда Амос появился при царском святилище в Вефиле, местный священник приказал ему: провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб, и там пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя. Иными словами, это наша территория, и тебе мы тут выступать не позволим. Но Амос отвечает очень просто: я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец, и сказал мне Господь: иди, пророчествуй к народу Моему ( Амос.7:14-15 ).
Но в арсенале пророков были далеко не только слова – нередко они совершали и символические действия. Так, Иезекииль, предсказывая осаду и падение Иерусалима, устроил своеобразный макет этой осады, в центре которого находился кирпич с изображением Иерусалима. А себе пророк отмерял пищу и воду, как придется делать жителям города во время осады ( Иез. 4 ). Перед глазами иерусалимлян разворачивается их собственное будущее…
Пророки действовали по-разному, потому что были очень разными людьми, и их личность, разум и воля полностью сохранялись, даже когда они говорили от имени Бога. Меньше всего они походили на шаманов, которые, впадая в транс, перестают владеть собой и становятся вместилищем духов. Нет, Истинный Бог не принижает человека, напротив, он возвышает его и дополняет его слабость Своей силой.
Диалог Бога и пророка
Вот только для самого пророка этот процесс далеко не всегда оказывается приятным и безболезненным. Пожалуй, лучше всего сказал об этом Иеремия, жаловавшийся Богу: Ты сильнее меня – и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я, – кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние ( Иер.20:7-8 ). Действительно, далеко не всегда обличения пророков воспринимались так благожелательно, как в Ниневии: иногда им приходилось терпеть и побои, и тюремное заключение, а некоторым – и мученическую смерть.
Итак, пророчество – это общение Бога с верующими в Него, и пророк здесь играет особую роль. С одной стороны, он – часть народа, с другой – находится в трагическом противостоянии с ним, поскольку сообщает волю Бога, которую не все готовы принять.
Израиль и другие народы
Уже упомянутая вначале книга пророка Ионы учит нас, что израильский народ – в каком-то смысле – особый, пророческий народ, призванный донести волю Божью до всего человечества. Так оно, конечно, и было, но это вовсе не значит, что пророками были только израильтяне. Один из первых упомянутых в Библии пророков – мадианитянин Валаам. Еще когда израильтяне только шли к своей обетованной земле, царь Моава Валак нанял его, чтобы проклясть израильский народ. В те времена отношение к пророческому слову было исключительно серьезным, и проклясть – означало причинить реальный, вовсе не символический вред. Валаам согласился, оседлал свою ослицу и отправился в путь…
В поведении ослицы, конечно же, заключался глубокий смысл: дело в вести, а не в вестнике. Конечно же, бессловесное животное было ничуть не выше и не лучше знаменитого пророка, но именно оно помогло ему узнать волю Божью. Точно так же и Валаам, и любой провидец и тайнозритель – не великий гуру, а всего лишь посредник, помогающий узнать эту волю другим людям. Итак, Валаам отправился к Валаку и произнес вместо проклятий благословения, потому что так велел ему Господь ( Чис.22-24 ).
Именно пророки задолго до Нового Завета объявили во всеуслышание: подлинное почитание Единого Бога есть дело всего человечества, а не только одного народа. Роль же этого народа заключается, прежде всего, в том, чтобы вести человечество к Нему. Конечно, в те далекие времена это открывалось лишь отдельным людям. Например, когда сирийский полководец Нееман заболел проказой, одна из служанок его жены, израильтянка, рассказала ему о чудотворце и пророке Елисее, который наверняка сможет его исцелить. Нееман отправился в Израиль, и Елисей… велел ему семь раз омыться в Иордане. Полководец в гневе воскликнул: разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? ( 4Цар.5:12 ). Но слуги уговорили его попробовать… и это сработало! Только ему, как и Ионе и множеству других людей, нужно было сначала отказаться от национальной гордости и сознания собственной значительности, чтобы принять Бога, действующего порой совсем не так, как мы от Него ожидаем.
Наверное, пророк – это, прежде всего, человек, который готов к этой неожиданной встрече, который в состоянии, как Иона, отказаться от собственных стереотипов и ожиданий ради живого и требовательного Слова Божьего. И потому он так нужен всем нам.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.
Проро́к — в общем смысле — это человек, предположительно контактирующий со сверхъестественными или божественными силами, и служащий как посредник между ними и человечеством, провозвестник сверхъестественной воли (пророчества). Утверждения о пророках встречаются во многих религиозных культурах, включая иудаизм, христианство, ислам, зороастризм, также существуют утверждения о пророчествах Сивилл, дельфийских оракулов, и т. п.Содержание
Пророки в Библии
В иудео-христианском богословии пророки — провозвестники воли Бога, проповедовавшие на территории древних Израиля и Иудеи, а также в Ниневии и Вавилоне среди евреев, ассирийцев и вавилонян в период приблизительно с последней четверти VIII в до н. э. до первой четверти IV в. до н. э.
Пророки, в собственном смысле, суть непритворные истолкователи Божественной воли, или чрезвычайные учители ветхозаветной Церкви, право учения и действования коих не основывалось ни на праве преемства и закона (Мал.2:7), ни на собственном их просвещении (Амос.7:14,15, 3Цар.19:19), или свободном избрании своей должности, но на повелении Божием, которое побуждало их известным образом учить и действовать.
Пророки иногда назывались:
Практически всё наследие библейских пророков входит в еврейский и христианский сборник канонических книг пророков и в этом качестве является частью Библии. Однако список пророческих книг в иудейском и христианском каноне различный.
Библейских пророков делят на две группы: ранние пророки (до VIII в. до н. э.) и поздние пророки (VIII—IV вв. до н. э.). Соответственно, в Еврейской Библии (Танахе) раздел пророческих книг разделён на книги ранних и поздних пророков, имеющих принципиальную разницу в содержании. Ранние пророки книг не писали (или их сочинения не сохранились), поэтому книги ранних пророков (Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книги Царств) — исторические по содержанию, о деятельности пророков там лишь упоминается. В христианской традиции эти книги относятся к числу исторических, а не пророческих. К числу ранних пророков относятся Самуил, Нафан, Илия, Елисей, кроме них в Библии упоминается ещё множество пророков.
Собственно пророческими являются лишь книги поздних пророков. При этом в христианстве к числу пророческих относится книга Даниила, которая в Танахе таковой не считается и входит в другой раздел — Писания.
Традиционно по объёму наследия книги библейских пророков делят на две части:
- Великие пророки: Исаия, Иеремия, Даниил (только в христианстве) и Иезекииль;
- Малые пророки: Иоиль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария, Малахия. [1]
По свидетельству Библии, пророки по мере своей праведности и развитию духовных умений могли слышать Голос Бога, говорить с Ним и передавать Его слова людям. Некоторые из них могли толковать вещие сны, которые Бог посылал разным людям в качестве послания или предупреждения. Поздние пророки являлись также религиозно-политическими ораторами и проповедниками. В целом, пророки утверждали превосходство морально-этического начала над культом как таковым, с его голой обрядностью и жертвоприношениями животных [2] .
Объяснение появления пророков зависит во многом от богословских убеждений и герменевтики. По традиционной герменевтике, Сам Бог стоял за процессом. Либералы склоны считать, что усложнение общественных отношений в израильско-иудейском обществе, глубокое обострение социально-политических противоречий обусловили появление в VIII веке до н. э. так называемого пророческого движения, крупнейшими представителями которого были Амос, Осия, Исаия (т. н. Первоисайя), Михей (VIII век до н. э.); Иеремия, Софония, Наум, Аввакум.
Датирование книг также зависит от текстологии и герменевтики. В соответствии с либералами, религиозно-политические речи, проповеди и оракулы (предсказания) П. вначале передавались изустно, затем записывались и собирались в сборники, которые постепенно дополнялись и объединялись (не всегда в хронологическом порядке их создания) в отдельные книги, окончательно отредактированные, видимо, в период господства Ахеменидов (VI—V вв. до н. э.).
Произведения пророков отличаются богатством и яркостью поэтического языка; они явились крупным вкладом в развитие классического древнееврейского языка и литературы. Пророческая литература оказала большое влияние на позднеиудейскую сектантскую (ессеев-кумранитов) и христианскую идеологию и литературу. К ней обращались также христианские еретические движения Средневековья, идеологи крестьянских войн и других народных движений, социалисты-утописты.
В то же время, консервативная герменевтика утверждает, что некоторые пророки сами составляли книги или же книги были записаны практически сразу после смерти. Стоит отметить, что консервативная герменевтика имеет множество доказательств, хотя в ней присутствует и элемент мистики — вера в то, что речи пророков являются частью Божьего Слова.
Пророки в исламе
Пророки в каббале
Тем не менее человек обязан принимать все эти пророчества также и на данное время. Все, что приходит к нему, предназначено для того, чтобы организовать его сейчас.
Все пророчества должны соединиться и осуществиться на последних стадиях, называемых поколением Машиаха.
Читайте также:
- :