Кто такой пророк кратко

Обновлено: 04.07.2024

Проро́к (гр. προφήτης, лат. propheta), сонм ветхозаветных святых, почитаемых Церковью как провозвестники воли Божией, предрекавшие приход Христа. Пророк – это лицо, говорящее от имени Бога, сообщающий народу Божий слова; эти слова могут быть как пророчеством в узком смысле, т.е. предвозвещением будущего, так и наставлением или утешением. В Св. Писании подчеркивается, что пророки призываются Богом, т.е. пророчество всегда выступает как дар, как избрание свыше, а не как решение самого пророка о своей судьбе. Как говорится в Книге пророка Амоса, “Господь Бог сказал – кто не будет пророчествовать?” (Ам. 3,8).

Пророчество присутствует в св. истории с самых ранних времен. В Св. Писании пророками именуются ветхозаветные патриархи Енох, Ной, Авраам, Иаков, Моисей. В конце эпохи Судей (времени пророка и судьи Самуила) появляются сонмы пророков или “сынов пророческих” (1 Цар. 10, 5 сл.) и пророки становятся постоянным институтом, направляющим религиозно-нравственную жизнь Израиля. Наряду с царем и священником, пророк оказывается одной из трех основных составляющих израильского общества. Со времени Самуила пророчество образует непрерывную традицию учителей и учеников, продолжающуюся до Боговоплощения. Эта традиция отразилась в пророческой литературе, в пророческих книгах Ветхого Завета; четыре из них принадлежат великим пророкам Исаии, Иеремии, Иезекиилю и Даниилу, двенадцать – малым пророкам: Осии, Иоилю, Амосу, Авдию, Ионе, Михею, Науму, Аввакуму, Софонии, Аггею, Захарии и Малахии. Когда пророчество в Израиле прерывается в эпоху Маккавеев (1 Мак. 9, 27), Израиль воспринимает это как “великую скорбь” и живет в ожидании обетованного пророка; приход Иоанна Крестителя и понимался как исполнение этого обетования. Иоанн Креститель выступает как последний из пророков, он возвещает покаяние и близость Царствия Небесного, т.е. приход Мессии, Христа (“В те дни приходит Иоанн Креститель. и говорит: покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему” – Мф. 3, 2-3).

Христос (равно как затем и апостолы) постоянно ссылается в Своей проповеди на “закон и пророков”, показывая народу, что Он и есть тот Мессия, о котором возвещали пророки. С приходом Христа пророчество как институт иссякает, поскольку пророческий дар получает вся Церковь как община “чад Божиих”. Об этом говорит апостол Петр в день Пятидесятницы, приводя слова пророка Иоиля: “И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать” (Деян. 2, 18).

Почитание ветхозаветных пророков как христианских святых возникает в древней церкви чрезвычайно рано, являясь, видимо, продолжением и переосмыслением культа пророков в ветхозаветной религии. Со временем в восточной церкви (в отличие от западной) появляются празднования ветхозаветным святым, в православном календаре память всех ветхозаветных святых (включая пророков) празднуется в неделю перед Рождеством Христовым, и вместе с тем в отдельные дни чествуются отдельные пророки: Самуил, Иоад, Илия и Елисей, шестнадцать пророков, оставивших писания. По свидетельству св. Кирилла Иерусалимского (+ 386 г.), уже в древней литургии в ходатайственной молитве после совершения Евхаристии среди святых назывались и ветхозаветные пророки (как это имеет место и в современных литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого). В православной традиции в честь ветхозаветных пророков вынимается на проскомидии вторая частица из “девятичинной” просфоры – в честь “Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея; святых трех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков”.

Использованные материалы

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Фразеологический словарь русского языка

Нет пророка в отечестве своем книжн. - человека не ценят в его стране, коллективе и т. д., предпочитая авторитеты со стороны

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Православие. Словарь-справочник

1. Человек, предсказывающий будущее.

2. Лицо, возвещающее людям слово назидания, увещания и утешения по особому внушению Святого Духа (см. 1 Кор. 14, 3).

Пророки, труды и изречения которых известны из Священного Писания, следующие: Енох, Ной, Авраам и другие патриархи, Моисей, Аарон, Мариам – сестра Моисея, Девора-пророчица, Самуил, Гад, Нафан, Асаф, Ирифун, Еман, Давид, Соломон, Ахия, Иоиль-прозорливец, человек Божий из Иуды, пророчица Олдама, Азария, Анания, Илия, Елисей, Иона, Амос, Осия, Иоиль, Исаия, Михей, Авдий, Наум, Аввакум, Софония, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Аггей, Варух, Захария, Малахия, Захария – отец Предтечи, Симеон Богоприимец, Анна-пророчица, Иоанн Креститель, Агав и т.п. По пророческим книгам в Священном Писании пророки делятся на больших и малых. Большими называются: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил по обширности оставленных ими после себя пророческих книг. Меньших пророков 12: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Они называются меньшими потому, что оставили после себя книги меньшего объема сравнительно с книгами больших пророков. Особенный предмет предсказаний ветхозаветных пророков составлял Мессия – Христос и судьбы веры и Церкви Христовой и всего мира. Пророки охватили в своих пророчествах все обстоятельства земной жизни Господа и главнейшие судьбы веры и Церкви: рождение Господа от Девы, место Его рождения, бегство Его в Египет, избиение вифлеемских младенцев, явление перед Ним Предтечи, Его общественное служение, святую жизнь и дела, предание Его одним из учеников за 30 сребреников, Его осуждение на крестную смерть, Его страдания, пронзение рук и ног, распятие между злодеями, разделение Его одежд, напоение оцетом (уксусом), смерть и чудеса при смерти, прободение ребер, погребение между богатыми, Его воскресение из мертвых, вознесение на небо, сидение одесную Бога Отца, ниспослание Святого Духа, проповедь апостолов, просвещение язычников и распространение Церкви до пределов Вселенной, последние времена мира, пришествие Антихриста, второе пришествие Господа, воскресение мертвых, Страшный cуд и решение участи всех людей, добрых и злых, праведных и грешных, и, наконец, вечное царство Христово. Священное Писание свидетельствует о том, что через пророков говорил Святой Дух и что книги, составленные ими, писаны по вдохновению Духа Божьего. Так, апостол Петр пишет: Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 21).

См. Чины святости.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

,а, м

По воззрениям различных религий, провозвестник и истолкователь воли богов; предсказатель будущего.

* ► Как труп, в пустыне я лежал, и Бога глас ко мне воззвал: - Восстань, пророк, И виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. // Пушкин. Стихотворения //; Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? // Лермонтов. Стихотворения // /; [Лиза:] На что вам лучшего пророка? // Грибоедов. Горе от ума //. *

Библейский Словарь к русской канонической Библии

В Писании упомянуты по именам следующие пророки:

Авдий (не назван пророком),

Агей ( Езд.5:1 ; Агг.1:1 ),

Адда ( 2Пар.12:15 ; 2Пар.13:22 ),

Азария ( 2Пар.15:1 ) (не назван пророком),

Ананий ( 2Пар.16:7 ) (прозорливец),

Анания ( Иер.28:1 ) (лжепророк),

Асаф ( 2Пар.29:30 ) (прозорливец),

Ахав ( Иер.29:21 ) (лжепророк),

Валаам ( 2Пет.2:15 -16) (лжепророк),

Вариисус ( Деян.13:6 ) (лжепророк),

Варнава ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),

Давид (не назван пророком),

Елдад ( Чис.11:26 ) (не назван пророком),

Елиезер ( 2Пар.20:37 ) (не назван пророком),

Еман ( 1Пар.25:5 ) (прозорливец),

Енох ( Иуд.1:14 ) (не назван пророком),

Идифун ( 2Пар.35:15 ) (прозорливец),

Иезекииль (священник — Иез.1:3 ),

Иеремия ( Иер.28:5 ; Мат.2:17 ) (из священников — Иер.1:1 ),

Ииуй ( 2Пар.19:2 ) или Иуй ( 3Цар.16:12 ),

Иозиил ( 2Пар.20:14 ) (левит, пророком не назван),

Иоиль ( 2Пар.9:29 ) (прозорливец),

Иона ( 4Цар.14:25 ; Мат.12:39 ),

Исаия ( 4Цар.20:1 ; Мат.3:3 ),

Луций ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),

Малахия (пророком не назван),

Манаил ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),

Михей ( 3Цар.22:7 ,8,19) (пророком не назван),

Михей ( Иер.26:18 ; Мих.1:1 ) (пророком не назван),

Модад ( Чис.11:26 ) (пророком не назван),

Моисей ( Втор.18:15 ; Втор.34:10 ),

Наум (пророком не назван),

Осия (пророком не назван),

Савл ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),

Самуил ( 1Цар.3:20 ; Деян.13:20 ),

Седекия ( Иер.29:21 ) (лжепророк),

Симеон ( Деян.13:1 ) (пророк и учитель),

Софония (пророком не назван),

Урия ( Иер.26:20 ) (пророком не назван),

Хозай ( 2Пар.33:19 ) (пророком не назван),

Шемаия ( Иер.29:31 -32) (лжепророк).

Кроме того, в Священном Писании упоминаются просто пророки без обозначения имени:

пророк ( Чис.12:6 ) ( Суд.6:8 ) ( 2Пар.25:15 ),

один пророк ( 3Цар.13:11 ) ( 3Цар.20:13 ) ( 3Цар.20:25 ,38,41),

два пророка ( Отк.16:3 ,10),

некоторые пророки ( Деян.13:1 ),

прочие пророки ( Неем.6:14 ) (лжепророки),

человек Божий ( 1Цар.2:27 ) ( 3Цар.13:1 ) ( 3Цар.20:28 ) ( 2Пар.25:7 ),

сыны пророков ( 3Цар.20:35 ; 4Цар.2:3 ,5),

50 сынов пророческих ( 4Цар.2:7 ),

100 пророков ( 3Цар.18:13 ),

400 пророков ( 2Пар.18:5 ) (лжепророки),

сонм пророков ( 1Цар.10:5 ),

весь израильский народ (патриархи) ( 1Пар.16:22 ).

Пророками также названы в 3Цар.18:19 служители Ваала (450 человек) и дубрав (400 человек).

Господь через истинных Своих пророков всегда призывал Свой народ к отвращению всякой неправды и возвращению на истинный путь ( 4Цар.17:13 ). Бог в древности всегда говорил через пророков ( Евр.1:1 ), но их пророчества всегда имели как бы два плана — ближайший и отдаленный. И в этом отдаленном пророчестве они неизменно говорили о грядущем Мессии ( Иоан.5:39 ; Отк.19:10 ) и наиболее ясно — самые великие пророки еврейского народа ( Пс.21:2 ,17-19; ·Ис. 9; 53; Иер.23:5 -6; Иер.31:31 -34; Иез.34:23 -24; Дан.9:25 ).

Пророки, книги которых помещены в Библии, были из самых разных сословий: от пастуха (Амос), до священников (Иеремия, Иезекииль) и члена царской фамилии (Софония).

В Писании упоминаются своего рода пророческие школы в Навафе ( 1Цар.19:20 ), в Вефиле ( 4Цар.2:3 ), в Иерихоне ( 4Цар.2:5 ), в Галгале ( 4Цар.4:38 ) и в других местах ( 4Цар.6:1 -2), ученики которых назывались сынами пророческими ( 4Цар.4:1 ).

Ныне Бог говорит в Сыне Своем ( Евр.1:2 ), который назван Пророком из Назарета ( Мат.21:11 ) и Пророком, Которому должно придти в мир ( Иоан.6:14 ; Деян.3:22 -24). Его ближайшие ученики названы также пророками ( 1Фес.2:15 ; Отк.22:9 ). ( см. провидец, провозвестник, прозорливец, человек Божий)

Православный энциклопедический словарь

провозвестник воли Божией.

Православная энциклопедия

человек, по особому внушению Святого Духа умеющий предсказывать будущее и говорить людям слова назидания, утешения и увещевания.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Библия: Тематический словарь

А. Прокомментированные темы

1. ПРОРОКИ как тема:

третьей Царств:

четвертой Царств:

2. ИСПОЛНЕНИЕ как тема:

Евангелия от Матфея:

послания к Евреям:

Б. Как становились пророками

непосредственный призыв Бога:

Ис 6:8; Иер 1:4,5; Ам 7:14,15

вдохновление Богом:

1Цар 10:6,9-11; 1Цар 19:23,24

поставление другим пророком:

присоединение к группе пророков:

4Цар 2:3,5,7; 4Цар 6:1-4

В. Что совершали пророки

1. Передавали послания от Бога людям

Бог повелевал им:

Втор 18:18; Иона 3:2

Дух подвигал их:

они утверждали: "Так говорит Господь":

2. Были стражами над людьми:

Иер 6:16,17; Иез 3:16-21

3. Обличали грехи царей:

2Цар 12:1-12; 3Цар 18:18,19

4. Объявляли суд над людьми:

3Цар 21:20–24; Ис 2:6-21; Иер 4:5-18

5. Предсказывали будущее:

3Цар 17:1; Деян 11:28

Ис 65:17–25; Иоил 2:28–32; Мих 5:2–5; Лк 24:25-27

6. Призывали людей к покаянию:

4Цар 17:13; Иер 18:11; Ам 5:4–6,14,15

7. Подавали надежду людям:

Иер 23:3–8; Ам 9:11–15; Соф 3:9-17

8. Толковали сны:

Дан 2:17–45; Дан 3:9-28

9. Записывали послания Божии:

Иер 30:2; Авв 2:2; Откр 1:11,19

Г. Способы определить истинного пророка

исполнение пророчеств в полноте:

Втор 18:21,22; Иер 28:1-17

соответствие пророчеств Слову Божию:

Втор 13:1–3; 3Цар 22:17–28,37; 1Ин 4:1-3

ведение пророком богобоязненной жизни:

Иер 23:9-18; 2Пет 2:1–3,13-18

Д. Отношение к пророкам

1. Положительное

2. Отрицательное

преследовали:

2Пар 36:16; Деян 7:52

иногда бросали в темницы:

2Пар 18:25,26; Иер 37:15,16

даже убивали:

3Цар 19:10; Мф 21:35,36; 1Фес 2:15

Е. Иисус Христос — последний пророк Божий

исполнил Божие обетование о пророке:

Втор 18:15,18; Деян 3:21–23; Деян 7:37

исполнил все пророчества Ветхого Завета:

Мф 5:17; 2Кор 1:20; 1Пет 1:10,11

назван "Пророком":

Ин 6:14,15; Ин 7:40

называл себя пророком:

Мф 13:57; Лк 13:33

учил Словам Божиим:

Ин 7:16; Ин 12:49,50; Евр 1:1,2

Он — Слово Божие во плоти:

Ж. Пророки в Новозаветной церкви

Деян 11:28; Деян 21:10

Иуда и Сила:

двенадцать человек в Ефесе:

дочери Филиппа:

1Кор 13:2; 1Фес 4:13-17

2. Пророческий дар — дар Духа

упомянут Петром в день Пятидесятницы:

упомянут Павлом:

1Кор 12:10; 1Кор 14:1; Еф 4:11

отличен от дара учительства:

Деян 13:1; 1Кор 12:28; Еф 4:11

3. Функции пророков в церкви

служили основанием церкви:

их дар предпочтителен говорению на языках:

послание должно назидать церковь:

послание должно дойти до неверующих:

послание должно испытываться другими пророками:

1Кор 14:29–32; 1Фес 5:19,20; 1Ин 4:1

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG prophet)

(евр. nabi', греч. prophètes - тот, кто объявляет)

тот, кто обращается от имени Бога к народу Бога. Наиболее известны еврейские пророки, чьи писания содержатся в Ветхом Завете.

Словарь Богословских Терминов (Майерс)

• Prophet

Посредник между Богом и людьми, который принимал прямое откровение от Бога и открывал Божью волю людям.

Словарь Ожегова

ПРОРОК, а, м.

1. В религии: избранник Бога на земле, открывающий его волю и смысл истории прошедшее, настоящее и будущее. Книги пророков (излагаемые в Библии). П. Илья. П. Иоанн Предтеча (торжественно провозгласивший пришествие Иисуса Христа).

2. перен. Тот, кто пророчит, предсказывает чтон.

• Нет пророка в своём отечестве (книжн.) о верных суждениях, уме, к-рые у себя, среди своих часто оказываются не оценены [по евангельскому сказанию, передающему слова Иисуса Христа о том, что не почитать пророка могут разве что только в своём доме или в своём отечестве].

| ж. пророчица, ы (устар. и ко 2 знач. ирон.).

| прил. пророческий, ая, ое.

Словарь Ефремовой

  1. м.
    1. :
      1. Провозвестник и истолкователь воли Бога, богов (по воззрениям различных религий).
      2. перен. Тот, кто имеет непререкаемый авторитет в чем-л.

      Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

      — библейский термин для обозначения особых провозвестников воли Божией — как в Ветхом, так и в Новом Завете. Еврейское название пророка нави означает "провозвестника, объявляющего чью-либо волю", а перев. греческое προφήτης — того, кто говорит от лица кого-либо, в данном случае — Бога. В дальнейшем значении — пророк это человек, предвидящий (через особые откровения свыше) и предсказывающий будущее. Патриархи были в то же время пророками или провозвестниками воли Божией, и таковыми ясно называются Енох, Ной, Авраам, Иаков, Моисей и др. ветхие праведники. С течением времени пророчество делается исключительной принадлежностью или даже должностью особого класса людей, которые составляют собой своего рода общества, или так называемые "сонмы". Особое развитие пророчество в этом смысле получает со времен пророка и судьи Самуила, который дал стройную организацию пророческим сонмам, или школам, сделав их источником нравственно-просветительного воздействия на народ. Эти сонмы представляли собой общины, которые состояли из учителей, или отцов, и учеников, имели все общее, жили в строжайшей религиозно-нравственной дисциплине и совершали торжественные процессии, сопровождая их пением и музыкой. Из этих общин или школ вышли непреклонные хранители и ревнители завета, бесстрашные обличители идолопоклонства — закаленные мужи, которые не боялись говорить правду в лицо царям и потому хотя большей частью заканчивали жизнь мученической смертью, однако, по временам пользовались огромным влиянием и уважением, заставлявшим и гордых царей прибегать к ним за советом в трудные дни. Со времен Самуила пророки идут непрерывной чередой почти через всю ветхозаветную историю; но наивысшего развития пророчество как общественная сила достигло во времена знаменитых пророков Илии и Елисея , когда сонмы или школы их насчитывали сотни преданных учеников и когда учителя или главы их оказывали огромное влияние не только на общественную жизнь своего народа, но и далеко за пределами своей страны (например Елисей, Иона и др.). В пророческих школах производилось правильное религиозно-нравственное воспитание, к которому примыкали и такие образовательные предметы, как пение, музыка, письменность, счисление и пр. Впоследствии из этих школ выходили пророки-писатели, которые оставили после себя богатую литературу, изумляющую силой и красотой восторженного слова. Из пророческой литературы составились пророческие книги — из которых четыре принадлежат великим пророкам Исайе, Иеремии, Иезекиилю и Даниилу и двенадцать малым пророкам — Осии, Иоилю, Амосу, Авдию, Ионе, Михею, Науму, Аввакуму, Софонии, Аггею, Захарии и Малахии (см.). И. Христос ставил их рядом с законом Моисея. "Закон и пророки" — сделалось типическим выражением для обозначения всей сущности Ветхого Завета. С наступлением эпохи Нового Завета пророчество потеряло свое первоначальное значение, и хотя есть известия о нескольких пророках, но это уже слабые отголоски минувшего величия. Среди 27 книг новозаветного канона пророческий характер имеет только одна — Апокалипсис, или Откровение Иоанна.

      Литература. Knobel, "Der Prophetismus der Hebräer" (1837); Kö ster, "D. Propheten d. A. u. N. Test." (1838); Tholuck, "D. Propheten und ihre Weissagungen" (2 изд., 1860); Ewald, "D. Propheten d. A. Bundes" (2 изд., 1867); Robertson Smith, "The prophets of Israel" (1882); А. Лопухин, "Библейская история при свете новейших исследований и открытий" (СПб., 1892—95).

      Тот, кто говорит от имени Бога и пророчествует с помощью святого духа. Его посылает Бог. Порой сам пророк не понимал до конца, о чем говорит.

      Пророк, это человек, избранный Всевышним Аллахом из числа лучших представителей данного племени или нации. Это величайшее благо Всевышнего Аллаха, так как людям трудно было бы собственным умом определить свой духовный выбор. Разъясняя Истинный Путь указанный Всевышним, Пророки тем самым спасли людей, поверивших в Священное Писание от многобожия и идолопоклонства.

      Пророк - это человек, избранный Аллахом для получения откровения, ему Аллах ниспосылает законы предыдущих пророков и повелевает проповедовать их среди людей.

      Это тот, кто передает слова Бога, о нашем будущем, передает предуприждение, например:
      Пророчество Авелья смерти Николая II, написал письмо что до 1918г. Ему бояться нечего.
      А если взять пример (наше будущее).
      Говорится пророком Отроком Вячеславом, что будут у нас коды, биометрические паспорта, и чипы которые вставляют внутрь человека, или нападения Китая на Россию. Или ранее пророчество, как Путин станет призедентом.

      Библия много гово­рит о про­ро­ках и про­ро­че­ствах

      В наше время тоже попу­лярны раз­ного рода пред­ска­за­тели буду­щего – от гада­лок до футу­ро­ло­гов. Были ли биб­лей­ские про­роки кем-то вроде них? Или они пере­да­вали людям то, что откры­вал им Бог?

      И как они вообще ста­но­ви­лись про­ро­ками – этому где-то учили, как реме­слу, или каж­дому Гос­подь ука­зы­вал особый путь?

      Иона – непра­виль­ный пророк

      Итак, Иона. Гос­подь отправ­ляет его про­по­ве­до­вать в Нине­вию, сто­лицу Асси­рий­ской импе­рии (для изра­иль­тян этот город был при­мерно тем же, чем для нас – гит­ле­ров­ский Берлин). Иона дей­стви­тельно отправ­ля­ется в путь… но ровно в про­ти­во­по­лож­ном направ­ле­нии! У него нет ни малей­шего жела­ния свя­зы­ваться с асси­рий­цами, и он пыта­ется бежать на корабле за море. Тогда Гос­подь насы­лает бурю, и Иона ока­зы­ва­ется в мор­ской пучине, где его цели­ком про­гла­ты­вает огром­ная рыба. Попав в желу­док мон­стра, Иона чудом оста­ется жив, но у него просто не оста­ется иного выбора, кроме как при­звать на помощь Гос­пода и при­нять Его волю. Молитва про­рока была услы­шана – и через три дня, выбро­шен­ный на сушу, он отправ­ля­ется в Нине­вию.

      Книга Ионы, по-види­мому, что-то вроде притчи – рас­сказа, кото­рый пере­дает нам некие важные истины, не будучи при этом доку­мен­тально точным. Дело даже не в том, что Иона три дня провел во чреве огром­ной рыбы (в конце концов, при отсут­ствии есте­ствен­но­на­уч­ных аргу­мен­тов это можно объ­яс­нить чудом), а в том, что у нас нет ника­ких исто­ри­че­ских данных, сви­де­тель­ству­ю­щих о том, что сто­лица Асси­рии когда-либо обра­ща­лась к Еди­ному Богу. Я бы отнес рас­сказ об Ионе к жанру аль­тер­на­тив­ной исто­рии: что могло бы слу­читься, если бы все, кто слышит голос Божий, в точ­но­сти испол­няли Его волю, пусть даже и нехотя!

      Итак, мы видим на при­мере Ионы, что пророк – не просто гла­ша­тай или сек­ре­тарь Бога, кото­рый пере­дает другим или сохра­няет для потом­ков Его слова. Он – пол­но­цен­ная лич­ность. Он по соб­ствен­ной воле, пусть и не сразу, при­ни­мает свою миссию (а иначе он просто не ста­но­вится про­ро­ком), и у него с Богом свои отно­ше­ния, кото­рые не менее важны для Гос­пода, чем та весть, кото­рую Он пору­чает про­року.

      Далее, слова Бога – это не пред­ска­за­ние буду­щего, это, скорее, оценка насто­я­щего и призыв к пере­ме­нам. Про­ро­че­ства очень часто содер­жат суро­вые обли­че­ния изра­иль­тян и окрест­ных наро­дов и грозят страш­ными нака­за­ни­ями, но люди в силах отвра­тить их под­лин­ным пока­я­нием – то есть не фор­маль­ным изви­не­нием, а пере­ме­ной образа жизни.

      И нако­нец, про­ро­че­ство всегда имеет кон­крет­ный исто­ри­че­ский кон­текст, оно кому-то адре­со­вано, но оно всегда шире этого кон­тек­ста: оно сооб­щает нечто вечное, не меня­ю­щее смысла с тече­нием веков. Можно ска­зать, что про­ро­че­ство – взгляд Веч­но­сти на совре­мен­ность, и поэтому оно всегда оста­ется совре­мен­ным.

      Про­роки бывают разные

      Про­роки могли состо­ять при храме, могли – при цар­ском дворе, а могли быть неза­ви­си­мыми. Когда Амос появился при цар­ском свя­ти­лище в Вефиле, мест­ный свя­щен­ник при­ка­зал ему: про­ви­дец! пойди и уда­лись в землю Иудину; там ешь хлеб, и там про­ро­че­ствуй, а в Вефиле больше не про­ро­че­ствуй, ибо он свя­тыня царя. Иными сло­вами, это наша тер­ри­то­рия, и тебе мы тут высту­пать не поз­во­лим. Но Амос отве­чает очень просто: я не пророк и не сын про­рока; я был пастух и соби­рал сико­моры. Но Гос­подь взял меня от овец, и сказал мне Гос­подь: иди, про­ро­че­ствуй к народу Моему ( Амос.7:14-15 ).

      Но в арсе­нале про­ро­ков были далеко не только слова – нередко они совер­шали и сим­во­ли­че­ские дей­ствия. Так, Иезе­ки­иль, пред­ска­зы­вая осаду и паде­ние Иеру­са­лима, устроил свое­об­раз­ный макет этой осады, в центре кото­рого нахо­дился кирпич с изоб­ра­же­нием Иеру­са­лима. А себе пророк отме­рял пищу и воду, как при­дется делать жите­лям города во время осады ( Иез. 4 ). Перед гла­зами иеру­са­лим­лян раз­во­ра­чи­ва­ется их соб­ствен­ное буду­щее…

      Про­роки дей­ство­вали по-раз­ному, потому что были очень раз­ными людьми, и их лич­ность, разум и воля пол­но­стью сохра­ня­лись, даже когда они гово­рили от имени Бога. Меньше всего они похо­дили на шама­нов, кото­рые, впадая в транс, пере­стают вла­деть собой и ста­но­вятся вме­сти­ли­щем духов. Нет, Истин­ный Бог не при­ни­жает чело­века, напро­тив, он воз­вы­шает его и допол­няет его сла­бость Своей силой.

      Диалог Бога и про­рока

      Вот только для самого про­рока этот про­цесс далеко не всегда ока­зы­ва­ется при­ят­ным и без­бо­лез­нен­ным. Пожа­луй, лучше всего сказал об этом Иере­мия, жало­вав­шийся Богу: Ты силь­нее меня – и пре­воз­мог, и я каждый день в посме­я­нии, всякий изде­ва­ется надо мною. Ибо лишь только начну гово­рить я, – кричу о наси­лии, вопию о разо­ре­нии, потому что слово Гос­подне обра­ти­лось в поно­ше­ние мне и в повсе­днев­ное посме­я­ние ( Иер.20:7-8 ). Дей­стви­тельно, далеко не всегда обли­че­ния про­ро­ков вос­при­ни­ма­лись так бла­го­же­ла­тельно, как в Нине­вии: иногда им при­хо­ди­лось тер­петь и побои, и тюрем­ное заклю­че­ние, а неко­то­рым – и муче­ни­че­скую смерть.

      Итак, про­ро­че­ство – это обще­ние Бога с веру­ю­щими в Него, и пророк здесь играет особую роль. С одной сто­роны, он – часть народа, с другой – нахо­дится в тра­ги­че­ском про­ти­во­сто­я­нии с ним, поскольку сооб­щает волю Бога, кото­рую не все готовы при­нять.

      Изра­иль и другие народы

      Уже упо­мя­ну­тая вна­чале книга про­рока Ионы учит нас, что изра­иль­ский народ – в каком-то смысле – особый, про­ро­че­ский народ, при­зван­ный доне­сти волю Божью до всего чело­ве­че­ства. Так оно, конечно, и было, но это вовсе не значит, что про­ро­ками были только изра­иль­тяне. Один из первых упо­мя­ну­тых в Библии про­ро­ков – мади­а­ни­тя­нин Валаам. Еще когда изра­иль­тяне только шли к своей обе­то­ван­ной земле, царь Моава Валак нанял его, чтобы про­клясть изра­иль­ский народ. В те вре­мена отно­ше­ние к про­ро­че­скому слову было исклю­чи­тельно серьез­ным, и про­клясть – озна­чало при­чи­нить реаль­ный, вовсе не сим­во­ли­че­ский вред. Валаам согла­сился, осед­лал свою ослицу и отпра­вился в путь…

      В пове­де­нии ослицы, конечно же, заклю­чался глу­бо­кий смысл: дело в вести, а не в вест­нике. Конечно же, бес­сло­вес­ное живот­ное было ничуть не выше и не лучше зна­ме­ни­того про­рока, но именно оно помогло ему узнать волю Божью. Точно так же и Валаам, и любой про­ви­дец и тай­но­зри­тель – не вели­кий гуру, а всего лишь посред­ник, помо­га­ю­щий узнать эту волю другим людям. Итак, Валаам отпра­вился к Валаку и про­из­нес вместо про­кля­тий бла­го­сло­ве­ния, потому что так велел ему Гос­подь ( Чис.22-24 ).

      Именно про­роки задолго до Нового Завета объ­явили во все­услы­ша­ние: под­лин­ное почи­та­ние Еди­ного Бога есть дело всего чело­ве­че­ства, а не только одного народа. Роль же этого народа заклю­ча­ется, прежде всего, в том, чтобы вести чело­ве­че­ство к Нему. Конечно, в те дале­кие вре­мена это откры­ва­лось лишь отдель­ным людям. Напри­мер, когда сирий­ский пол­ко­во­дец Нееман забо­лел про­ка­зой, одна из слу­жа­нок его жены, изра­иль­тянка, рас­ска­зала ему о чудо­творце и про­роке Елисее, кото­рый навер­няка сможет его исце­лить. Нееман отпра­вился в Изра­иль, и Елисей… велел ему семь раз омыться в Иор­дане. Пол­ко­во­дец в гневе вос­клик­нул: разве Авана и Фарфар, реки Дамас­ские, не лучше всех вод Изра­иль­ских? ( 4Цар.5:12 ). Но слуги уго­во­рили его попро­бо­вать… и это сра­бо­тало! Только ему, как и Ионе и мно­же­ству других людей, нужно было сна­чала отка­заться от наци­о­наль­ной гор­до­сти и созна­ния соб­ствен­ной зна­чи­тель­но­сти, чтобы при­нять Бога, дей­ству­ю­щего порой совсем не так, как мы от Него ожи­даем.

      Навер­ное, пророк – это, прежде всего, чело­век, кото­рый готов к этой неожи­дан­ной встрече, кото­рый в состо­я­нии, как Иона, отка­заться от соб­ствен­ных сте­рео­ти­пов и ожи­да­ний ради живого и тре­бо­ва­тель­ного Слова Божьего. И потому он так нужен всем нам.

      Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
      Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
      Эта отметка установлена 12 мая 2011.


      Проро́к — в общем смысле — это человек, предположительно контактирующий со сверхъестественными или божественными силами, и служащий как посредник между ними и человечеством, провозвестник сверхъестественной воли (пророчества). Утверждения о пророках встречаются во многих религиозных культурах, включая иудаизм, христианство, ислам, зороастризм, также существуют утверждения о пророчествах Сивилл, дельфийских оракулов, и т. п.

      Содержание

      Пророки в Библии



      В иудео-христианском богословии пророки — провозвестники воли Бога, проповедовавшие на территории древних Израиля и Иудеи, а также в Ниневии и Вавилоне среди евреев, ассирийцев и вавилонян в период приблизительно с последней четверти VIII в до н. э. до первой четверти IV в. до н. э.

      Пророки, в собственном смысле, суть непритворные истолкователи Божественной воли, или чрезвычайные учители ветхозаветной Церкви, право учения и действования коих не основывалось ни на праве преемства и закона (Мал.2:7), ни на собственном их просвещении (Амос.7:14,15, 3Цар.19:19), или свободном избрании своей должности, но на повелении Божием, которое побуждало их известным образом учить и действовать.

      Пророки иногда назывались:

      Практически всё наследие библейских пророков входит в еврейский и христианский сборник канонических книг пророков и в этом качестве является частью Библии. Однако список пророческих книг в иудейском и христианском каноне различный.



      Библейских пророков делят на две группы: ранние пророки (до VIII в. до н. э.) и поздние пророки (VIII—IV вв. до н. э.). Соответственно, в Еврейской Библии (Танахе) раздел пророческих книг разделён на книги ранних и поздних пророков, имеющих принципиальную разницу в содержании. Ранние пророки книг не писали (или их сочинения не сохранились), поэтому книги ранних пророков (Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книги Царств) — исторические по содержанию, о деятельности пророков там лишь упоминается. В христианской традиции эти книги относятся к числу исторических, а не пророческих. К числу ранних пророков относятся Самуил, Нафан, Илия, Елисей, кроме них в Библии упоминается ещё множество пророков.

      Собственно пророческими являются лишь книги поздних пророков. При этом в христианстве к числу пророческих относится книга Даниила, которая в Танахе таковой не считается и входит в другой раздел — Писания.

      Традиционно по объёму наследия книги библейских пророков делят на две части:

      • Великие пророки: Исаия, Иеремия, Даниил (только в христианстве) и Иезекииль;
      • Малые пророки: Иоиль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария, Малахия. [1]

      По свидетельству Библии, пророки по мере своей праведности и развитию духовных умений могли слышать Голос Бога, говорить с Ним и передавать Его слова людям. Некоторые из них могли толковать вещие сны, которые Бог посылал разным людям в качестве послания или предупреждения. Поздние пророки являлись также религиозно-политическими ораторами и проповедниками. В целом, пророки утверждали превосходство морально-этического начала над культом как таковым, с его голой обрядностью и жертвоприношениями животных [2] .

      Объяснение появления пророков зависит во многом от богословских убеждений и герменевтики. По традиционной герменевтике, Сам Бог стоял за процессом. Либералы склоны считать, что усложнение общественных отношений в израильско-иудейском обществе, глубокое обострение социально-политических противоречий обусловили появление в VIII веке до н. э. так называемого пророческого движения, крупнейшими представителями которого были Амос, Осия, Исаия (т. н. Первоисайя), Михей (VIII век до н. э.); Иеремия, Софония, Наум, Аввакум.

      Датирование книг также зависит от текстологии и герменевтики. В соответствии с либералами, религиозно-политические речи, проповеди и оракулы (предсказания) П. вначале передавались изустно, затем записывались и собирались в сборники, которые постепенно дополнялись и объединялись (не всегда в хронологическом порядке их создания) в отдельные книги, окончательно отредактированные, видимо, в период господства Ахеменидов (VI—V вв. до н. э.).

      Произведения пророков отличаются богатством и яркостью поэтического языка; они явились крупным вкладом в развитие классического древнееврейского языка и литературы. Пророческая литература оказала большое влияние на позднеиудейскую сектантскую (ессеев-кумранитов) и христианскую идеологию и литературу. К ней обращались также христианские еретические движения Средневековья, идеологи крестьянских войн и других народных движений, социалисты-утописты.

      В то же время, консервативная герменевтика утверждает, что некоторые пророки сами составляли книги или же книги были записаны практически сразу после смерти. Стоит отметить, что консервативная герменевтика имеет множество доказательств, хотя в ней присутствует и элемент мистики — вера в то, что речи пророков являются частью Божьего Слова.

      Пророки в исламе

      Пророки в каббале

      Тем не менее человек обязан принимать все эти пророчества также и на данное время. Все, что приходит к нему, предназначено для того, чтобы организовать его сейчас.

      Все пророчества должны соединиться и осуществиться на последних стадиях, называемых поколением Машиаха.

      Читайте также: