Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте эльконин давыдов

Обновлено: 02.07.2024

В общей теории учения, основы которой были заложены Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Диствервегом, в нашей стране - К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, С.Т. Шацким, П.П. Нечаевым, М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, а также крупнейшими представителями отчественной и зарубежной педагогической психологии середины XX столетия - Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, И. Лингартом, И. Ломпшером и другими учеными, сформировалась собственно психологическая теория учебной деятельности, приоритет в научной разработке которой принадлежит России. Ее разработчики - Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П.Я. Гальперин.
"Учебная деятельность" (УД) - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике.
1. Иногда УД рассматривается как синоним научения, учения, обучения.
2. В "классической" советской психологии и педагогике УД определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.
3. В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия.
Трактовка учебной деятельности по Эльконину – Давыдову:

- учебная деятельность направлена на усвоение общественного опыта, накопленного человечеством;

- в учебной деятельности осваиваются научные понятия и обобщённые способы действий, которые предваряют решение задач;

- продуктом учебной деятельности являются те изменения, которые произошли в ходе её выполнения в самом субъекте.

Концепция учебной деятельности является в психологии одним из подходов к процессу учения, реализующим положение об общественно-исторической обусловленности психического развития. Она сложилась на базе основополагающего диалектико-материалистического принципа психологии - принципа единства психики и деятельности в контексте психологической деятельности и в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственной деятельности и типов учения.

Согласно Д.Б. Эльконину, который одним из первых начал разработку теории УД, учебная деятельность является: общественной по своему содержанию (в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством); общественной по своему смыслу (она является общественно значимой и общественно оцениваемой); общественной по форме своего осуществления (она осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами).

Учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, то есть продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.
Учебная деятельность, как уже указывалось, это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действия в сфере научных понятий. Она должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с ее содержанием, т.е. мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Личные успехи, личное совершенствование приобретает тем самым глубокий общественный смысл.
Известно, что знания, умения и навыки человек получат не только в школе и не только в результате учебной деятельности, но и при самостоятельном чтении книг, журналов, из радио и телепередач, при просмотре фильмов и посещении театра, из рассказов родителей и сверстников, а также в игровой и трудовой деятельности. Следовательно, правомерно поставить вопрос о том, какие знания, каким способом и при каких условиях должны усваиваться ребенком именно в школе, под руководством учителя, организующего УД.
Усвоение знаний, умений и навыков внутри УД имеет ряд характерных особенностей.
Во-первых, содержание УД составляют научные понятия и законы, всеобщие способы решения соответствующих им познавательных задач.
Во-вторых, усвоение такого содержания выступает как основная цель и главный результат деятельности (в других видах деятельности усвоение знаний и умений выступает как побочный результат).
В-третьих, в процессе УД происходит изменение самого ученика как ее субъекта, происходит психическое развитие ребенка благодаря приобретению такого основного новообразования, как теоретическое отношение к действительности. Продуктом учебной деятельности являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность. По мнению Д.Б. Эльконина, ее роль приоритетна потому, что:

через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом ;

в них осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов.

 В трактовке Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия. Cодержанием учебной деятельности являются теоретические знания (единство содержательного абстрагирования, обобщения и теоретических понятий). Учебная деятельность младших школьников наилучшие результаты дает тогда, когда дети активно взаимодействуют между собой в процессе усвоения знаний и умений (например, проводят обсуждение условий их происхождения).

В трактовке Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия. Cодержанием учебной деятельности являются теоретические знания (единство содержательного абстрагирования, обобщения и теоретических понятий). Учебная деятельность младших школьников наилучшие результаты дает тогда, когда дети активно взаимодействуют между собой в процессе усвоения знаний и умений (например, проводят обсуждение условий их происхождения).

Продуктом учебной деятельности являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте

Структура учебной деятельности определяется характером взаимодействия ее элементов. В.В. Давыдов считал, что в нее входят:

  • учебные ситуации/задачи;
  • учебные действия;
  • действия контроля и оценки.

По его мнению, одним из важнейших компонентов учебной деятельности является понимание школьником учебных задач.

В соответствии с общепсихологической теорией деятельности в структуре учебной деятельности выделяются:

1. потребность – стремление учащихся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области;

2. учебная задача – при решении учащиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом решения однородных частных задач;

3. мотивы учебной деятельности – конкретизируется потребность УД, когда общее стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направлено на овладение общим способом решения некоторого класса частных задач.;

4. учебные действия и операции – для овладения способов выполнения учебных действий, необходимо сначала выполнять эти действия при полной развернутости всех операций, входящих в состав этого действия.

В структуре УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ выделяют следующие учебные действия:

2. наблюдения, организуемые на уроках в школе или вне ее;

3. сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем или учеником теме;

4. предметно-практические действия;

5. устное или письменное изложение усвоенного материала;

6. языковое, предметно-практическое или любое другое воплощение ситуаций, раскрывающих содержание той или иной учебной задачи, проблемы;

7. подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез;

8. выполнение различных задач и упражнений;

9. оценка качества действия, события, поведения.

 Формирование познавательной мотивации связано с содержанием и способами обучения. Превращение деятельности, которая еще не является учебной, в учебную в качестве одной из предпосылок имеет изменение мотива. в школе обычно в качестве внешней побудительной силы выступает отметка — возникает система принуждения. Действительная мотивация будет тогда, когда дети будут мчаться в школу, где им будет хорошо, приятно, содержательно, интересно. Для формирования у учащихся учебной деятельности необходимо: 1. чтобы они овладели указанными выше учебными действиями; 2. чтобы их деятельность становилась деятельностью по решению учебных задач и при этом они осознавали, что они не просто выполняют задания учителя, не просто пишут, рисуют, считают, а именно решают очередную учебную задачу; 3. необходимо строить учебный процесс, организовать его, чтобы постепенно элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали занимать в этом процессе все большее и большее место.

Формирование познавательной мотивации связано с содержанием и способами обучения. Превращение деятельности, которая еще не является учебной, в учебную в качестве одной из предпосылок имеет изменение мотива. в школе обычно в качестве внешней побудительной силы выступает отметка — возникает система принуждения. Действительная мотивация будет тогда, когда дети будут мчаться в школу, где им будет хорошо, приятно, содержательно, интересно.

Для формирования у учащихся учебной деятельности необходимо:

  • 1. чтобы они овладели указанными выше учебными действиями;
  • 2. чтобы их деятельность становилась деятельностью по решению учебных задач и при этом они осознавали, что они не просто выполняют задания учителя, не просто пишут, рисуют, считают, а именно решают очередную учебную задачу;
  • 3. необходимо строить учебный процесс, организовать его, чтобы постепенно элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали занимать в этом процессе все большее и большее место.

Формирование системы отношений к школе, учителю, учебным обязанностям

Особенно важными составляющими благополучного психолого-педагогического статуса ученика начальной школы представляются так:

1.Отношение младшего школьника к се­бе - устойчивая положительная оценка се­бя как умелого, знающего ученика, способ­ного многого добиться, адекватный уровень притязаний.

2.Отношение к значимой деятельнос­ти - эмоционально-положительное вос­приятие школы и учения.

3.Устойчивое эмоциональное состоя­ние в школе - отсутствие противоречий между требованиями школы (педагога) и родителей, требованиями взрослых и акту­альными возможностями ребенка.

4.Активность и автономность поведе­ния ребенка - самостоятельность в позна­вательной и социальной деятельности.

5.Взаимодействие и отношения с педа­гогами - установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков, проявление уважения к учителю, эмоционально-положительное восприятие ребенком личности учителя, системы своих отношений с педагогами и воспитателями.

6.Взаимодействие ребенка со сверстни­ками - владение приемами и навыками эф­фективного межличностного общения со сверстниками; установление дружеских от­ношений, готовность к коллективным фор­мам деятельности, умение разрешать кон­фликты мирным путем.

7.Умственная работоспособность и темп умственной деятельности - способ­ность сосредоточенно работать над учебной задачей, трудиться в едином темпе со всем классом.

8.Сформированность важнейших сто­рон познавательной сферы - умение выде­лить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности, сформированность внутрен­него плана умственных действий и др.

Роль семьи в воспитании положительного отношения младших школьников к учению

Формирование личностных качеств ребенка идет под воздействием целого комплекса факторов макро- и микросреды.

Школа может добиться серьезных успехов в воспитании и обучении детей лишь в том случае, если находит постоянную поддержку в семье, именно в семье закладывается фундамент человеческой личности, обеспечивается мировоззренческое, нравственное и трудовое развитие ребенка.

Культура семьи - это культура умения общения и гуманного взаимодействия. Она основывается на моральном равенстве супругов, уважительности, доверительности, взаимном внимании к проблемам, интересам, духовным переживаниям каждого члена семьи. Большое значение имеет культура быта: чистота и порядок в квартире, уют и комфорт, чистое белье и здоровая пища, соблюдение режима, совместные завтраки, обеды и ужины. Все это оказывает воспитательное значение тогда, когда создается общей дружной работой, в которой каждый имеет свои обязанности и несет ответственность за их исполнение. Культура семьи непосредственно касается сферы учебной деятельности детей, включающая в себя совместное исполнение школьных заданий, выполнение уроков, чтения книг, совместное прослушивание музыкальных произведений и т.д.

Воспитание у младших школьников положительного отношения к учению в процессе их совместной деятельности и во взаимодействии со взрослыми В младшем школьном возрасте положительное отношение к учению вызывает использование игровых форм организации учебной деятельности, создание ситуаций успеха в обучении, включение учащихся в творческую деятельность (И.Б.Котова, С.А.Смирнов, Е.Н.Шиянов). Наибольшим эффектом в воспитании позитивного отношения к учению располагает комплексный подход к этому процессу, когда одновременно реализуются все факторы и условия.

Воспитание у младших школьников положительного отношения к учению в процессе их совместной деятельности и во взаимодействии со взрослыми

В младшем школьном возрасте положительное отношение к учению вызывает использование игровых форм организации учебной деятельности, создание ситуаций успеха в обучении, включение учащихся в творческую деятельность (И.Б.Котова, С.А.Смирнов, Е.Н.Шиянов). Наибольшим эффектом в воспитании позитивного отношения к учению располагает комплексный подход к этому процессу, когда одновременно реализуются все факторы и условия.

 В формировании отношения к учению, большое место занимают вопросы взаимоотношения учителя и учащихся, отношение учителя к ребенку. Виды взаимоотношений педагогов с учащимися: устойчиво-положительные ; неустойчиво-положительные ; пассивно-положительные ; пассивно-отрицательные; негативные. Безусловно, устойчиво-положительные отношения в наибольшей степени способствуют формированию положительного отношения к учению.

В формировании отношения к учению, большое место занимают вопросы взаимоотношения учителя и учащихся, отношение учителя к ребенку.

Виды взаимоотношений педагогов с учащимися:

  • устойчиво-положительные ;
  • неустойчиво-положительные ;
  • пассивно-положительные ;
  • пассивно-отрицательные;
  • негативные.

Безусловно, устойчиво-положительные отношения в наибольшей степени способствуют формированию положительного отношения к учению.

 Под психологической готовностью к школьному обучению понимается определенный, необходимый и достаточный уровень психического развития, обеспечивающий успешный переход к систематическому организованному школьному обучению. К компонентам готовности относятся: личностная, в том числе мотивационная и волевая, интеллектуальная, коммуникативная.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается определенный, необходимый и достаточный уровень психического развития, обеспечивающий успешный переход к систематическому организованному школьному обучению.

К компонентам готовности относятся: личностная, в том числе мотивационная и волевая, интеллектуальная, коммуникативная.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте. Презентация на заданную тему содержит 11 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность. По мнению Д. Б. Эльконина, ее роль приоритетна потому, что: во-первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом; во-вторых, в них осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов.

В трактовке Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия. В трактовке Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия. Cодержанием учебной деятельности являются теоретические знания (единство содержательного абстрагирования, обобщения и теоретических понятий). Учебная деятельность младших школьников наилучшие результаты дает тогда, когда дети активно взаимодействуют между собой в процессе усвоения знаний и умений (например, проводят обсуждение условий их происхождения).

Продуктом учебной деятельности являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте. Структура УД определяется характером взаимодействия ее элементов. В.В. Давыдов считал, что в нее входят: учебные ситуации/задачи; учебные действия; действия контроля и оценки. По его мнению, одним из важнейших компонентов учебной деятельности является понимание школьником учебных задач. В соответствии с общепсихологической теорией деятельности в структуре УД выделяются: 1. потребность – стремление учащихся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области; 2. учебная задача – при решении учащиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом решения однородных частных задач; 3. мотивы учебной деятельности – конкретизируется потребность УД, когда общее стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направлено на овладение общим способом решения некоторого класса частных задач.; 4. учебные действия и операции – для овладения способов выполнения учебных действий, необходимо сначала выполнять эти действия при полной развернутости всех операций, входящих в состав этого действия.

Формирование познавательной мотивации связано с содержанием и способами обучения. Превращение деятельности, которая еще не является учебной, в учебную в качестве одной из предпосылок имеет изменение мотива. в школе обычно в качестве внешней побудительной силы выступает отметка — возникает система принуждения. Действительная мотивация будет тогда, когда дети будут мчаться в школу, где им будет хорошо, приятно, содержательно, интересно. Для формирования у учащихся учебной деятельности необходимо: 1. чтобы они овладели указанными выше учебными действиями; 2. чтобы их деятельность становилась деятельностью по решению учебных задач и при этом они осознавали, что они не просто выполняют задания учителя, не просто пишут, рисуют, считают, а именно решают очередную учебную задачу; 3. необходимо строить учебный процесс, организовать его, чтобы постепенно элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали занимать в этом процессе все большее и большее место.

Формирование системы отношений к школе, учителю,учебным обязанностям Особенно важными составляющими благополучного психолого-педагогического статуса ученика начальной школы представляются так: 1. Отношение младшего школьника к се­бе - устойчивая положительная оценка се­бя как умелого, знающего ученика, способ­ного многого добиться, адекватный уровень притязаний. 2. Отношение к значимой деятельнос­ти - эмоционально-положительное вос­приятие школы и учения. 3. Устойчивое эмоциональное состоя­ние в школе - отсутствие противоречий между требованиями школы (педагога) и родителей, требованиями взрослых и акту­альными возможностями ребенка. 4. Активность и автономность поведе­ния ребенка - самостоятельность в позна­вательной и социальной деятельности. 5. Взаимодействие и отношения с педа­гогами - установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков, проявление уважения к учителю, эмоционально-положительное восприятие ребенком личности учителя, системы своих отношений с педагогами и воспитателями. 6. Взаимодействие ребенка со сверстни­ками - владение приемами и навыками эф­фективного межличностного общения со сверстниками; установление дружеских от­ношений, готовность к коллективным фор­мам деятельности, умение разрешать кон­фликты мирным путем. 7. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности - способ­ность сосредоточенно работать над учебной задачей, трудиться в едином темпе со всем классом. 8. Сформированность важнейших сто­рон познавательной сферы - умение выде­лить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности, сформированность внутрен­него плана умственных действий и др.

Роль семьи в воспитании положительного отношения младших школьников к учению Формирование личностных качеств ребенка идет под воздействием целого комплекса факторов макро- и микросреды. Школа может добиться серьезных успехов в воспитании и обучении детей лишь в том случае, если находит постоянную поддержку в семье, именно в семье закладывается фундамент человеческой личности, обеспечивается мировоззренческое, нравственное и трудовое развитие ребенка. Культура семьи - это культура умения общения и гуманного взаимодействия. Она основывается на моральном равенстве супругов, уважительности, доверительности, взаимном внимании к проблемам, интересам, духовным переживаниям каждого члена семьи. Большое значение имеет культура быта: чистота и порядок в квартире, уют и комфорт, чистое белье и здоровая пища, соблюдение режима, совместные завтраки, обеды и ужины. Все это оказывает воспитательное значение тогда, когда создается общей дружной работой, в которой каждый имеет свои обязанности и несет ответственность за их исполнение Культура семьи непосредственно касается сферы учебной деятельности детей, включающая в себя совместное исполнение школьных заданий, выполнение уроков, чтения книг, совместное прослушивание музыкальных произведений и т.д.

Воспитание у младших школьников положительного отношения к учению в процессе их совместной деятельности и во взаимодействии со взрослыми В младшем школьном возрасте положительное отношение к учению вызывает использование игровых форм организации учебной деятельности, создание ситуаций успеха в обучении, включение учащихся в творческую деятельность (И.Б.Котова, С.А.Смирнов, Е.Н.Шиянов). Наибольшим эффектом в воспитании позитивного отношения к учению располагает комплексный подход к этому процессу, когда одновременно реализуются все факторы и условия.

В формировании отношения к учению, большое место занимают вопросы взаимоотношения учителя и учащихся, отношение учителя к ребенку. В формировании отношения к учению, большое место занимают вопросы взаимоотношения учителя и учащихся, отношение учителя к ребенку. Виды взаимоотношений педагогов с учащимися: устойчиво-положительные; неустойчиво-положительные; пассивно-положительные; пассивно-отрицательные; негативные . Безусловно, устойчиво-положительные отношения в наибольшей степени способствуют формированию положительного отношения к учению.

1. Социальная ситуация развития. Основные симптомы кризиса семи лет.

2. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника.

3. Развитие личности младшего школьника.

4. Развитие психических функций.

I. Социальная ситуация развития. Основные симптомы кризиса семи лет. Младший школьный возраст от 6-7 до 9-10 летэто особый период в жизни ребёнка. Этот возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Ю.А. Полуянова, ВВ. Рубцова, Г.А. Цекурман и др.

В период кризиса 7 лет происходит смена социальной ситуации развития, которая характеризуется возникновением нового типа отношений со взрослыми. Появляется социальный статус школьника. У него формируется новая внутренняя позиция, что коренным образом меняет самосознание. Приобретает ценность все то, что имеет отношение к учебной деятельности. Перестраивается эмоционально – мотивационная сфера. Меняются сами мотивы. По мнению Л.С. Выготского, сем лет – это возраст потери непосредственности. Поведение ребенка перестает быть естественным, непосредственным. Источником кризиса является несоответствие нового личного образования – позиции школьника – старой системе отношений, характерной для дошкольного детства.

Основные симптомы кризиса 7-ми лет:

1. потеря детской непосредственности;

2. манерничанье (ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает);

Новообразования семи лет:

1. У ребенка формируется внутренняя позиция школьника.

2. Возникновение произвольности действий.

3. У ребенка возникает различение Я - реального, Я - идеального. При этом я – реальное по сравнению со значениями, характерными для шестилеток, резко снижается.

4. Формируется новый аспект самосознания - чувство компетентности.

II. Ведущим видом деятельности младшего школьника является -учебная деятельность. Учебная деятельность по Д.Б. Эльконину – этодеятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщёнными способами действий в сфере научных понятий.

Структура учебной деятельности (по Д.Б. Эльконину)

1. мотивация учения –система побуждений, которая заставляет ребёнка учиться, придаёт учебной деятельности смысл;

2. учебная задача, то есть система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действий;

3. учебные действия те, с помощью которых усваивается учебная задача, то есть все действия, которые ученик делает на уроке;

4. действия контроля– те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;

5. действие оценки – те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи.

III. Развитие личности младшего школьника.В школе в новых условиях у ребёнка развиваются:

- рефлексивные способности: рефлексия на других (помогает ребенку в отношениях с учителем, одноклассниками) и рефлексия, связанная с умственными операциями (анализ учебных задач, контроль, и пр.);

- ребёнок под руководством взрослого начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей;

- в учебной деятельности, притязая на признание, ребёнок упражняет свою волю к достижению учебных целей;

- мотивационная сфера является ядром личности (А.Н. Леонтьев). В младшем школьном возрасте выделяют следующие мотивы:

2. учебно - познавательные мотивы - если ребенок радуется, что он что - то узнал, понял, значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. К сожалению, такие мотивы редко встречаются.

3. мотивы самосовершенствования.

4. мотивы достижения успеха - желание хорошо учиться, правильно выполнять задание, получить нужный результат.

5.престижная мотивация - характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше, выделиться среди других.

6. мотивация избегания неудач - сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придает учебной деятельности отрицательную окраску.

7.компенсаторная мотивация - это побочные мотив, по отношению к учебной деятельности, позволяющий утвердиться в другой области (занятия спортом, рисованием и т.д.).

IV. Развитие психических функций.В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребёнка:

1. Мышление: от наглядно - образного происходит переход к словесно - логическому. В процессе обучения у ребенка формируются научные понятия, развивается теоретическое мышление, позволяющее ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки, а на внутренние, существенные свойства.

2. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определённой задаче. В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно (то есть ребенок, иногда путает похожие буквы или цифры: 9 и 6). Появляется синтезирующее восприятие (то есть устанавливать связи между предметами).

3. Память:развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности. Продолжает развиваться механическая память, совершенствуется смысловая память.

4. Внимание:развивается в учебной деятельности произвольное внимание.

5. Воображение: преобладает воссоздающее.

6. Речь. У младших школьников появляется ориентировка на системы родного языка: звуковую, грамматическую. Интенсивно развивается контекстная и объяснительная речь, формируется эмоциональная культура речи. Ребёнок овладевает письменной речью.

Таким образом, младший школьный возраст – это возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех психических функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.

Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как.

Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые.

Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно.

Читайте также: