Чему учат легенды детей в детском саду

Обновлено: 16.05.2024

Чтобы быть успешным в современном обществе с его демократическими тенденциями развития дети должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакт с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам и взрослым, разрешать возникающие конфликты. Детство – период жизни, во время которого происходит развитие личности, становление человека как полноценного члена человеческого общества. Это обуславливает необходимость планомерной работы по социальному развитию ребенка дошкольного возраста, не забывая о том, что каждый ребенок – член общества, не только постоянно подвергающийся воздействию социальной среды, но и сам сознательно выстраивающий отношения с людьми и всей совокупностью социальных явлений.

Нравственно воспитанный и зрелый человек не тот, кто знает нормы поведения, а тот, у кого знания слились с чувством, образовав убеждения. Они-то и составляют сердцевину личности, неотвратимо требуя определенного поведения и деятельности в обществе, в коллективе.

Н.А.Добролюбов говорил, что убеждение и знание только тогда и можно считать истинными, когда оно проникло внутрь человека, слилось с его чувством и волей, присутствует в нем постоянно, даже бессознательно, когда он вовсе о том и не думает.

Нравственные чувства всегда несут на себе печать той социальной группы, класса, к которым принадлежит человек.

Социальное развитие – это процесс приспособления ребенка к социальной действительности (миру людей), передача и дальнейшего развития им социокультурного опыта, накопления человечеством, который включает в себя:

-знакомство с традициями, обрядами и правилами;

-социальные качества, позволяющие человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

Показателем социального развития является социальная компетентность – сознательное поведение в различных ситуациях, не противоречащее культурным нормам, потребность добиваться соблюдения этих норм другими.

Социальное развитие осуществляется двумя путями. Первый путь осуществляется в ходе стихийного взаимодействия человека с социальной действительностью и окружающим миром и второй в процессе целенаправленного приобщения человека к социальной культуре, посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры.

Усвоение культурных ценностей, их преобразование, способствующие общественному процессу, является одной из фундаментальных задач образования.

Рост национального самосознания граждан, возрастающий интерес к истокам национальной культуры ставит вопрос о важности воспитания ребенка в соответствии с моральными ценностями, этическими нормами своего народа, начиная с раннего детства.

По мнению психологов (Л.С.Выгодской, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожец, Е.В.Субботский и др.), возраст 6-7 лет является начальным и наиболее сенситивным периодом морального развития; недостаточное внимание к ребенку в этом возрасте пагубно влияет на его моральное становление.

Достижения в физическом развитии, запечатленный первый жизненный опыт позволяют, как считает Р.Штайнер, развивать у ребенка интерес к миру и любовь к нему. Бесконечно разнообразная и яркая эмоциональная жизнь ребенка в этом возрасте предопределяет развитие его мышления. Явления социального мира он первоначально должен воспринимать как художественный образ на материале сказок, легенд, мифов, преданий, саг, басен, биографий выдающихся личностей.

Знакомство с устным народным творчеством является одним из путей решения этой проблемы, так как в играх, в общении с взрослыми, при знакомстве с устным народным творчеством ребенок усваивает целую систему ценностей и идеалов, типичных для данного общества. Система ценностей начинает функционировать с помощью механизмов морального долженствования Моральное долженствование, таким образом, является высшей ценностью общества. Личность, имеющая в своей структуре эту ценность, выступает как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, которые она осознает и реализует в своей деятельности (О.П.Зубец)

Одним из действенных средств приобщения детей к моральным ценностям своего народа являются мифы, легенды и предания. Издавна в народной педагогике они использовались как средство поучения и наущения детей. Воздействуя на эмоции дошкольника, они ненавязчиво помогают ему понять значение моральных норм и правил общества. Этому способствует такая особенность мифов, легенд и преданий, как сжатость повествования, дающая возможность показать мотивы поступка, сам поступок и его последствия, как для самого героя, так и для других персонажей.

Проживая жизнь героев, ребенок вбирает, присваивает их духовный опыт, который становится для него собственным, личностным, начинает влиять на его поступки. Но для того чтоб облик героя стал, личностно значим для дошкольника и начал влиять на его действия и поступки, необходимо уметь воспринимать их. Непосредственное восприятие устного народного творчества вызывает незначительные изменения в мотивационно-эмоциональной сфере ребенка: отдельные моменты остаются непонятными для него. Поэтому необходимо организовать работу, которая постепенно подготовила бы дошкольника к более глубокому пониманию и прочувствованию нравственного смысла их, оценке поступков персонажей.

Для того чтобы определить, насколько осознанно дети 6-7 лет относятся к моральным нормам общества, в течение 2 лет в группе систематически знакомили детей с мифами, легендами и преданиями не только на занятиях, но и в повседневном общении с детьми. Для большей эффективности максимально использовали разнообразные формы работы: специально организованные занятия, игры, развлечения, отдельные режимные моменты,

проводили наблюдение за поведением детей. Особое внимание обращалось на то, учитывают ли дошкольники в общении друг с другом общепринятые моральные нормы поведения (оказывают ли помощь нуждающимся, замечают ли состояние другого человека, проявляют ли заботу и т.п.). Кроме того, специально создавались ситуации, побуждающие ребенка сделать выбор между желаемым поступком и необходимым с точки зрения должного поведения.

В целом наблюдение показало, что должным поведение большинства детей становилось только после дисциплинарных указаний взрослого. Анализ поведения детей в специально созданных ситуациях и их ответы на вопросы в ходе бесед позволили нам сделать следующий вывод: дошкольники имеет общее представление о моральных нормах общества, но смысл должного поступка ими не осознается. Использовались задания на основе хакасских мифов, легенд и преданий. В индивидуальных беседах с дошкольниками определялось их отношение к положительным и отрицательным поступкам героев мифов, легенд и преданий, умение мотивировать поведение героев, видеть значимость должного поведения. С этой целью были отобраны эпизоды из знакомых мифов, легенд и преданий, в которых герои совершают неблаговидные поступки. Детям предлагалось дать совет мифологическим героям – как им нужно поступить в этой ситуации – и мотивировать свое предложение.

Ответы и реакции детей на задания показали, что дошкольниками намного легче объяснить необходимость следования нравственным нормам при анализе поступков героев легенд, мифов и преданий, чем поступков, наблюдаемых в реальной жизни. Это объясняется тем, что фольклор обладает важной особенностью – возможностью показать все. Фазы поступка: его мотив, действие и следствие, как самого героя, так и для других персонажей. Верно, оценить поведение героя мифа, легенды и предания помогает детям также яркое описание его переживаний и отношение к нему других персонажей.

Данные наблюдения позволили определить основное направление педагогической работы: приобщение детей к нормам морального долженствования с помощью хакасских мифов, легенд и преданий. Эту работу проводили в три этапа.

Ответы дошкольников свидетельствовали о том, что возможность почувствовать себя в роли компетентного советчика никого не оставляла равнодушным. Даже те дети, которые раньше избегали активного участия в беседах по мифам, легендам и преданиям, в такой ситуации стремились разъяснить мифологическому персонажу значение должного поведения.

На втором этапе важно помочь детям понять и оценить поступки героев, совершаемые ими в более сложных и неоднозначных ситуациях. Детям рассказывали не знакомые мифы, легенды и предания и предлагали спрогнозировать поступки героев без опоры на известный сюжет, исключительно с позиции долженствования.

Одним из основных приемов на этом этапе было рассказывание мифов, легенд и преданий с остановками, во время которых детям предлагалось подумать: что будет дальше, как разовьются события мифов, легенд и преданий, каким образом развитие событий связано с поступком героя. Такое прогнозирование мифологической ситуации возможно только на основе понимания взаимосвязи между поступком и его следствием для самого героя, а также для развития сюжета мифа в целом. Дети подводились к пониманию старой истины: прежде чем говорить и действовать, необходимо подумать. К чему это может привести, как обернется этот поступок для самого человека и других людей.

В ходе работы с привлечением фольклорного материала наметилась общая положительная динамика в осознании дошкольниками смысла должного поведения. К концу наблюдения не было выявлено детей, которые бы не понимали значения должного поведения и не умели бы объяснять необходимость должных поступков, тогда как в его начале такие дети составляли 62%. Значительно увеличилось количество дошкольников, находящихся на высоком уровне осознания нравственных норм: с 7% - 54%.

Таким образом, работа с хакасскими мифами, легендами и преданиями способствовало лучшему осознанию дошкольниками смысла должного поведения, а также понимания детьми того, что моральное долженствование является ценностью не только для мифологического героя, но для людей в реальной жизни.


В течении всего дошкольного возраста дети любят слушать сказки, пересказывать их и сочинять свои. Сказки в целом способствуют развитию фантазии, воображения, творческого мышления, делают мир ребёнка волшебным, учат добру и отзывчивости, состраданию и пониманию.
Читайте сказки чаще!
Надеюсь мой материал будет интересен и полезен всем тем, кто работает с детьми.

детские компьютерные кресла

Чему учат малышей в детском саду

1) Контактировать.
В детском саду каждый день по несколько раз между разными ребятишками завязываются отношения. Дети начинают играть в разные игры, особенно в такие, где будут принимать участие все малыши. У каждого будет своя роль и свои обязанности. Дети научаться высказывать свое мнение и отстаивать свои права.
2) Правильно вести себя в коллективе.
В процессе совместно деятельности (в данном случае – игры) дети научатся принимать решения в коллективе, выслушивать мнения других ребят, помогать друг другу и т.д. Вместе они будут решать сложные задачи: например, собирать конструктор.
3) Сочувствовать и сопереживать.
Эти два качества очень важны для любого человека. Дети приобретают эти качества в процессе игры. Например, у одного мальчика сломалась машинка, он начинает плакать. Что делает второй? Отдает ему свою любимую игрушку, чтобы успокоить, ведь он сам успокаивается именно тогда, когда получает эту игрушку. Иногда малыши обнимают друг друга, вытирают слезы. Кроме того, что это правильно, это еще и трогательно.
4) Быть скромнее.
В группе детей ни один из них не может стать центром внимания, только если у него день рождения. В остальных случаях дети должны учиться быть частью коллектива.
5) Быть великодушными.
Чаще всего в одной группе в детском саду находятся дети разных возрастных категорий. Это способствует тому, что взрослые детишки помогают маленьким, учат их, поддерживают.

6) Обучение новому, подготовка к школе.

В любом детском саду есть определенный план занятий, где деток учат рисовать, лепить, делать поделки, петь, танцевать, рассказывать стихи. Детские утренники проходят в виде театрализованных представлений, где дети выступают перед аудиторией родителей. Это позволяет снять комплексы и является первой ступенькой подготовки к школе. Особенно важны в детском саду подготовительные группы, где малышей начинают готовить к школе. Такие подготовительные группы имеет частная школа Zoloche International School, где детки уже обучаются азам знаний по специальной методике.
Основы взаимоотношения зарождаются именно в детском саду. Дети учатся помогать друг другу, высказывать свое мнение, решать проблемы и преодолевать конфликты. Они уже выполняют определенные социальные роли, имеют какое-то положение. Все это важно для становления личности. А примером для них будет служить их воспитательница, которая лишь изредка будет вмешиваться в их детские разборки.

rebenok-v-detskom-sadu-MainCover-1467456312.jpg

Именно этот вопрос больше всего начинает волновать родителей, когда приходит время идти в детский сад их ребенку. Причем беспокойство проявляют не только папы и мамы, но также бабушки и дедушки, ведь процесс подготовки к школе не менее важен, чем навыки общения со сверстниками и общее развитие ребенка. Стандарты образования, по которым учились дети ранее, уже давно изменились. Меняется все: и критерии оценивания, и методы изложения материала, и программа подготовки, да и сами дети.

Так чему же все-таки учат в детском саду?

Сама программа рассчитана на детей, начиная с пятилетнего возраста, причем независимо от того, где они находятся - в детском саду или же дома - она предусматривает несколько различных направлений, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка - физическое, познавательное, художественно-эстетическое и эмоционально-личностное.

Физическое развитие предполагает не только прыгучесть малыша, его выносливость, ловкость и способность выполнять упражнения, но еще и определенные знания в этой области. Ребенок должен знать и понимать, что такое здоровый образ жизни, правильное питание, уметь вести себя в экстремальных ситуациях - вызвать экстренные службы спасения. Ко всему прочему его необходимо научить самостоятельно себя обслуживать, владеть основными гигиеническими навыками.

Логико-математическое развитие предусматривает решение исключительно простейших примеров, где необходимость мыслить выступает на первый план. Всем хорошо известен пример из доброй сказки про Буратино, когда Мальвина спрашивает о количестве яблок, оставшемся у деревянного героя после того, как он поделился с другом. Так вот именно такие задания и будут разбирать воспитатели с детьми в детском саду.

Художественно-эстетическое развитие включает в себя умение слушать музыку, воспринимать художественные произведения и получать от этого удовольствие, лепить, рисовать, клеить, делать простые поделки, используя и бумагу, и природный материал. Умение петь, сопереживать героям произведений, правильно выражать свои эмоции и знать, что такое театр.

Основной формой развития ребенка дошкольного возраста является игровая деятельность, и перед поступлением в первый класс он должен уметь ориентироваться в разных видах игр, отображать свои представления об окружающем мире в игре, вносить изменения в уже знакомые ему игры, используя при этом различные предметы, игрушки в соответствии с тематикой развлечения, а также передавать особенности взятой на себя роли, следовать правилам игры и, конечно же, отдавать предпочтение определенной забаве.

Помимо критериев игровой деятельности, для дошколят предусмотрены и показатели трудовой. Это представление о различных видах работы взрослых: умение придерживаться определенной последовательности действий в процессе работы, применять трудовые навыки в жизненных ситуациях, умение самостоятельно одеваться и приводить себя в порядок, а также самостоятельно, без напоминания, убирать свои игрушки, с помощью взрослых расстилать и застилать кровать.

Должен ли ребенок уметь читать, идя в школу?

И, пожалуй, самый обсуждаемый и волнующий родителей вопрос - должен ли ребенок уметь читать, идя в школу? В критериях оценки знаний детей, согласно программе дошкольной подготовки, ребенок может интересоваться чтением, делать первые попытки в этом направлении - это односложные слова (дом, дым и т.д.), ведь основной упор приходится на звуко-буквенный анализ слов, а не на само чтение. Он должен ориентироваться на странице книжки, альбома и тетради. Уверенно выполнять графические задачи, координируя при этом свои движения и, что немаловажно, - должен уметь правильно сидеть за столом, держать в руке карандаш, ручку, знать буквы, слышать звуки в слове, а именно это является основой для чтения и грамотного письма.

Однако следует помнить, что наряду с интеллектуальным, большое внимание должно уделяться и личностному развитию дошкольника, а именно развитию чувств и эмоций, что позволит ему гармонично развиваться.

Конечно, когда ребенок ходит в детский сад, этот процесс проходит намного проще - в кругу друзей, да еще и в игровой форме адаптироваться в обществе и овладеть знаниями намного легче. Потому очень важно, чтобы родители принимали активное участие в развитии своих детей: совместном чтении книг, пересказе их содержания, обсуждении проблем как личностных, так и общественных, активных играх на свежем воздухе.

Читайте также: